Богородица

Актуальные статьи

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

6.12.2018


На сайтах «Ортодоксия», «Аминь» и в «Литературной газете» в начале 2018 года было опубликовано Заявление Совета православной патриотической общественности: «Травля Солженицына – путь к историческому беспамятству».

В этом Заявлении говорится о том, что развязана «беспрецедентная кампания травли, клеветы и поношений Александра Исаевича в среде радикальных защитников коммунистического прошлого, претендующих ныне на роль мейнстрима в общественном сознании России». Приводятся и примеры нападок этих самых «радикальных защитников» – это и утверждение о том, что Солженицын якобы призывал бросить атомную бомбу на СССР и утверждение, что Солженицын был лагерным стукачом, и утверждение, что Солженицын преувеличивал масштабы сталинских репрессий.

Про атомную бомбу, видимо, действительно, неправда. Однако в выступлении в Итонском колледже Солженицын говорит:

«Итак, что нам на Западе делать – сражаться с Советским Союзом ядерным оружием, которое уничтожает, или словами, которых советские не слышат? Если бы, если бы Запад мог сражаться словами! Советский Союз при любой разрядке продолжает идеологическую войну, так и объявляет вслух. Ни одной минуты, никогда советские руководители не отказывались от идеологической войны…»[1]

Ну и далее рассуждения о лживой советской пропаганде. Т.е. на вопрос, следует сражаться ядерным оружием или словами, Солженицын отвечает, что словами сражаться бесполезно. У всякого, логически рассуждающего человека естественно напрашивается вывод, что Солженицын был за то, чтобы сражаться ядерным оружием. Может быть Солженицын здесь просто несколько увлекся своим красноречием, и на самом деле вовсе не желал бы того, чтобы США бомбили СССР (тем более, что в ответ получили бы то же самое), но сказано это было. Люди подобного масштаба должны очень внимательно следить за своими словами, а не трепаться просто так. Поэтому обвинения «радикальных защитников советской системы» строятся отнюдь не только на художественных произведениях Солженицына. Авторы «Обращения Совета православной патриотической общественности» либо слукавили, либо плохо изучили «поверхностные» обвинения разоблачителей Солженицына.

Про стукачество Солженицына. Авторы «Заявления» пишут: «Историю своей так называемой “вербовки” органами он, как известно, сам честно изложил в “Архипелаге”».

Тут, во-первых, явное лукавство в выражении «так называемой “вербовки”». Не так называемой, а самой натуральной, и Солженицын действительно честно написал, что был завербован, что он подписал соответствующую бумажку у опера, что согласен сотрудничать. Но далее его «честное изложение» уже вызывает сомнения. Солженицын утверждает, что хотя и согласился стать стукачом под псевдонимом «Ветров», но на самом деле никого не сдал, а потом его перевели на шарашку, и вообще потеряли (Архипелаг ГУЛаг. Часть третья. Истребительно-трудовые. Глава 12. Стук - стук - стук...). Те, кто хотя бы поверхностно знает об оперативной работе, очень слабо верят в такой счастливый исход. Завербовать стукача – дело очень сложное, и стукач – очень ценный кадр для оперативника. Если человек подписал соответствующую бумажку, то вряд ли она просто затеряется в архивах. И, как я понимаю, эта бумажка – и тот крючок, на который пойман стукач. Откажись он от стукачества, эта бумажка может быть «случайно» обронена опером, и также «случайно» найдена лагерниками, и тогда участь стукача незавидна. Поэтому в солженицынскую версию о забывчивости оперов многие не без оснований не верят. А тут еще и такая удача – Солженицына на «шарашку» (т.е. в гораздо более комфортные условия по сравнению с обычным лагерем) переводят! С чего бы это? Чудо Божие? Ну, не знаю, все может быть. Мне лично дела нет до возможного стукачества Солженицына. Просто после его «честного изложения» у меня возникли сомнения вообще в его честности.

Но странное дело, «Совет православной патриотической общественности» ни словом не обмолвился о власовской и бандеровской апологии в творчестве Солженицына. Между тем, бандеровская апология (пусть и не столь явная у Солженицына, как власовская) – тема весьма актуальная сейчас, в свете последних событий на Украине. Почему представители «православной патриотической общественности» ни словом не обмолвились об этом? Ведь солженицынская апология гитлеровских прихвостней – одно из главных обвинений нашему неполживому классику со стороны «радикалов коммунистического прошлого». Тут либо «православные патриоты» сознательно лукавят, умалчивая о неудобной теме, либо они не видят в этой самой власовской (и бандеровской) апологии ничего плохого, и потому не видят смысла в полемике по этому вопросу.

Впрочем, я подозреваю, что большинство членов этого самого «православно-патриотического Совета» вообще не в теме полемик вокруг имени Солженицына. Давайте посмотрим, что это за «Совет» такой. На одном сайте помещен состав «Совета православной патриотической общественности».[2] В него, оказывается, входят известные лица – первым в списке прот. Всеволод Чаплин. Далее – другие известные лица – Виктор Аксютич, Сергей Бабурин, Игорь Друзь и другие (Друзю, как деятелю Сопротивления Донбасса должна быть небезразличной позиция Солженицына по бандеровцам, о которой я уже писал[3] – по сути, Солженицын выступил как апологет ОУНовцев). А вот последним в списке – Роман Михайлович Южаков – главный редактор сайта «Ортодокия» (одного из тех сайтов, где и было опубликовано «Заявление»). Только я не понял, почему так скромненько? Ведь он у нас еще и епископ! Только не нашей, а раскольнической, т.н. «Апостольской Церкви». Интересно, прот. Всеволода Чаплина, а также других «православных патриотов» не смущает такая компания?

В заявлении «Совета» говорится о Солженицыне: «Он был настоящим патриотом своей страны. Неслучайно он критиковал западный подход к ней».

Да, Солженицын действительно не был западником-либералом. Его апология власовства прозвучала именно с «патриотических» позиций, как бы в пику либералам-западникам (!):

«…на гордость нашу, показала советско-германская война, что не такие-то мы рабы, как нас заплевали во всех либерально-исторических исследованиях: не рабами тянулись к сабле снести голову Сталину-батюшке» (Архипелаг ГУЛАГ. Том 3, часть 5, глава 1).

Кто же эти храбрецы, потянувшиеся к сабле, чтобы срубить голову Сталину во время «советско-германской» (именно так все современные неовласовцы называют Великую Отечественную)? – Это власовцы и прочие предатели.

Есть люди, считающие себя православными патриотами, которые считают, что власовское движение – продолжение гражданской войны. Т.е. «идейные» предатели Родины на самом деле воевали против сталинского режима. Они убеждены, что СССР – не Россия, и потому власовцы её вовсе не предавали. А стало быть, и претензии к Солженицыну за его власовскую апологии именно с русско-патриотических позиций необоснованны. По их мнению, Солженицын – настоящий русский патриот, просто враг Советской власти.

Однако я хочу разочаровать «патриотов»-неовласовцев. Потому что его отношение к дореволюционной России тоже вызывает очень серьезные вопросы.

Вот характерная мысль неполживого классика:

«Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения нужны – народу. После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы – и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно. 

Полтавская победа была несчастьем для России: она потянула за собой два столетия великих напряжений, разорений, несвободы – и новых, и новых войн. Полтавское поражение было спасительно для шведов: потеряв охоту воевать, шведы стали самым процветающим и свободным народом в Европе.

Мы настолько привыкли гордиться нашей победой над Наполеоном, что упускаем: именно благодаря ей освобождение крестьян не произошло на полстолетия раньше; именно благодаря ей укрепившийся трон разбил декабристов. (Французская же оккупация не была для России реальностью.) А Крымская война, а японская, а германская – все приносили нам свободы и революции» (А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛаг». Том 1, ч. 1, гл. 6.)[4]

Не понятно, Солженицын воспринимает японскую войну, а за ней – германскую (и поражение в них) как благо, потому что они принесли свободы и революции? Это несколько неожиданное заявление от человека, который вроде бы как противник коммунистов и вообще революционеров-социалистов.

А то, что именно поражение в Крымской войне принесло отмену крепостного права (видимо, это Солженицын имеет в виду) – очень большое преувеличение, мягко говоря, потому что подготовка к этой реформе шла очень давно. Хотя осуществил ее император Александр II, однако проект по отмене крепостного права был составлен ещё при его отце, в 1818 году, небезызвестным Аракчеевым, спустя всего четыре года после окончательной победы над Наполеоном, по Солженицыну, якобы на полстолетия затормозившей отмену крепостного права. Понимаю, Солженицын мог не знать этих исторических подробностей. Но неужели он мог полагать, что вот так, с бухты-барахты, спустя всего пять лет после Крымской войны (которая якобы и подтолкнула к этому) будет отменено крепостное право? Хотя, не спорю, некоторым ускорителем это послужило.

Я согласен с тем, что поражения имеют промыслительное значение для нас. Согласен именно как христианин, а не патриот. Из Священного Писания, святоотеческих творений мы знаем, что Господь попускает поражения для наказания, вразумления народа, и в этом смысле эти поражения действительно являются благом. Однако ни в Священном Писании, ни у святых Отцов я не встречал мысли, что когда Бог поражений не попускает, а наоборот, дает нам победы над супостатами, то это очень плохо. У наших святых мы видим только самые положительные слова о победах в Северной войне или Отечественной 1812 года. См. к примеру, проповеди св. Филарета Московского.

Сие воззрение Солженицына на самом деле вовсе не вписывается ни в библейскую картину, ни в святоотеческую. В либеральную, прозападную – да, вписывается, но, как я указал выше, Солженицын – не либерал, а как бы их оппонент (вообще впоследствии пути-дороженьки у Солженицына и диссидентов-западников сильно разошлись). Он либо вообще никакой не патриот, не только не советский, но и не русский (хотя позиционировал себя именно так), либо у него была ужасная каша в голове.

Вот еще пример «русского патриотизма» А. Солженицына в его книге «Архипелаг ГУЛАГ»:

«“Стыдно быть русским!” – воскликнул Герцен, когда мы душили Польшу. Вдвое стыдней быть советским перед этими незабиячливыми беззащитными народами».

Под незабиячливыми народами Солженицын имеет в виду эстонцев и литовцев, которые были вместе с ним в ГУЛАГе. Сильно подозреваю, что эти самые «незабиячливые беззащитные» товарищи по несчастью Солженицына – «лесные братья», а может быть, гитлеровские пособники. Но я о другом. О несчастной Польше и о стыдящемся русского племени благородном Герцене, с которым наш «православный патриот» Солженицын явно здесь солидаризируется. Вообще тема угнетения Польши в Российской империи нет-нет, да проскальзывает у Солженицына (я привел всего лишь одну из цитат). Ярый антисоветчик, враг коммунизма и «русский патриот» Солженицын явно усвоил совершенно большевицкий взгляд на Российскую империю, как на тюрьму народов.

Я вовсе не идеализирую Российскую империю. В истории России много чего было, и далеко не всегда русские люди (и цари, и воеводы, и простые люди) вели себя благородно и великодушно. Сочувствие Солженицына польским повстанцам, которые боролись за независимость, вполне понятно. Понятно и стремление польского народа (точнее, польской шляхты на самом деле) к независимости тоже понятно, хотя зачастую их методы борьбы за независимость не сильно отличались от методов борцов за «независимую Ичкерию». Но вот стоит ли стыдиться Российских защитников империи? Может ли русский патриот стыдиться их? Вот, к примеру, Пушкин не стыдился нисколько. Когда на Западе была развязана антироссийская компания в связи с очередным польским восстанием, Пушкин ответил знаменитым стихотворением «Клеветникам России».

К слову сказать, с этими польскими повстанцами не так однозначно было. Ладно бы, они просто хотели отделиться и жить отдельно. Но ведь они мечтали о восстановлении Польши в пределах Речи Посполитой, т.е. включая русские (малорусские и белорусские земли). Так что тут угроза была не просто сепаратизма, а угроза русскому народу вообще.

Вот что в 1863 году писал по этому поводу настоящий (в отличие от Солженицына) русский православный патриот Иван Аксаков в статье «Каково должно быть положение поляков в Украйне»:

«Поляки спешат возвратить себе прежнее положение – вооруженною силою, пропагандою, обманом и хитростью. Поляки объявляют во всеуслышание всего мира, что хотят вновь подчинить Киев и Украйну Польскому владычеству, провозглашают эти земли Польскими и призывают на нас войну со всей Европой».[5]

Не следует думать, что И.Аксаков был полонофобом, что он ненавидел поляков. Нет, здесь он говорит не о польском народе в целом, а о польских радикалах. Посему в другом месте он поясняет в статье «Как узнать где именно Польша и чего она желает?»:

«…в праве ли мы, говоря о воюющих против нас, в числе одного или двух десятков тысяч, Поляков, употреблять выражение: “Поляки”, “Польша”? Разве крестьяне не Поляки? Конечно Поляки; они-то собственно и составляют Польшу, от них собственно и зависит участь настоящаго возстания; а между тем Польское крестьянство не оказывает возстанию никакой помощи и опоры. – Кто же эта “Польша”? Должны ли мы признать за “Польшу” тайный революционный комитет, членов которого никто не знает и никто не уполномочивал, который властвует страхом грабежа и убийств и вообще террором?»[6]

Это слова настоящего, признанного русского патриота. Вообще у И.Аксакова много на эту тему написано. Но очевидно, Солженицын Аксакова не читал. А читал только Герцена, что вполне понятно. В Советском Союзе Герцена весьма уважали, а И.Аксакова – не очень. Наш ярый антисоветчик вполне усвоил советские предпочтения.

Авторы «Заявления» убеждены, что антисоветизм – не русофобия. Но антисоветчики могут быть разными. Есть люди, просто отрицательно относящиеся к коммунистической идеологии. Но есть те, которые под маской антисоветизма прячут действительно самую обычную русофобию. По крайней мере, это относится к тем, кто слишком рьяно выставляет свой антисоветизм. Как правило, хоть и не всегда, таковые обычно являются власовскими апологетами. И они, в сущности, мало чем отличаются от ярых коммунистов, которые ненавидят современную Россию как слишком белую. Под двумя разными, противоположными флагами – коммунизма и антисоветизма – идет одно и то же разрушение нашей России.

Авторы Заявления Совета православной патриотической общественности назвали его «Травля Солженицына – путь к историческому беспамятству». Заявление ложно уже в самом названии. Потому что на самом деле именно солженицынская апология коллаборационизма и его «размышлизмы» о грехах царской России – и есть путь к историческому беспамятству. И когда у нас некоторые студенты историко-филологических факультетов заявляют, что наши ветераны Великой Отечественной войны защищали не Родину, а сталинский тоталитарный режим (чему я был однажды свидетелем), в этом есть и «заслуга» Солженицына и тех, кто поднимает его на знамя.

 * * *

Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

Последние десятилетия нам внушают, что СССР был империей зла, Сталин – кровавый тиран, миллиарды репрессированных и так далее. Делают это не только либералы (а все мы знаем как они относятся к России и к русским людям: для них русский народ это быдло, чернь и совки), но и определенная часть антисоветски настроенных «православных патриотов». Все они заедино представляют СССР одной огромной черной дырой, поглощающей национальные энергии. Между тем, такой подход не имеет ничего общего с правым консерватизмом. Здесь ярые либералы-антисоветчики и «православные патриоты» (националисты и монархисты) скорее уж ближе к большевикам троцкистско-бухаринского толка, которым был присущ радикальный и всеохватывающий нигилизм – в том числе, и в отношении прошлого. Поэтому представители нынешней либерально-патриотической антисоветской коалиции с их полным отрицанием советской эпохи представляют собой невымерший тип революционных марксистов большевистского толка.

Христианское отношение к СССР и советской истории должно быть связано с отношением к институту государства, институту советской Империи как продолжательницы в историософском смысле Российской Империи и идеологии Третьего Рима. Имперская политика Советского Союза, направленная на сохранение своих геополитических интересов в мире, – это продолжение имперской идеологии Третьего Рима, хотя советские власти наверняка даже и не подозревали о такой геополитической и исторической подоплеке их внешней политики. Точно так же, как не подозревал о своей провиденциальной миссии Первый языческий Рим. Но зато это предназначение Римского Царства удерживать мир от падения в хаос с сопутствующим воцарением антихриста ясно осознавали первые христиане. Поэтому несмотря на самые страшные гонения на Церковь, христианские воины-мученики не щадя живота своего сражались за Римский Мир на периферии империи, предчувствуя его будущее воцерковление.

Выявление положительных сторон Советского Союза не означает признание идеологии коммунизма и уж тем более не означает необходимость синтезирования христианства и коммунизма. Советский период весьма неоднозначен, он характеризуется сложнейшим переплетением самых разных противоречий. При этом необходимо всегда помнить о том, что русский народ не мог не иметь своей субъектности даже и в советский период. И выражалась эта субъектность в политиках, принадлежащих к элите.

Десоветизаторы всех мастей стараются вычеркнуть советский период истории из нашего прошлого, создав там «чёрную дыру». А уже в неё по всем законам физики будут затянуты все остальные исторические периоды, то есть, оклеветана и поглощена будет вся российская история. Всё делается под видом борьбы за память о репрессированных, а на самом деле нас в очередной раз стараются заставить каяться, дабы развить у целого народа комплекс неполноценности. Народ, который гордится своей историей, таких экспериментов над собой не допустит. Что происходит с народом и страной, которая отказывается от собственной истории, далеко ходить не надо: пример многострадальной Украины и  украинского народа, у которого бандеровская хунта отнимает историю, на наших глазах. Поэтому любые скорые расправы над историей России и СССР надо понимать как акт агрессии, направленный на дестабилизацию России. И если человек ненавидит Советский Союз, значит он просто ненавидит Россию. В данном случае антисоветизм можно смело отождествлять с разновидностью русофобии.

В чем русофобия антисоветчиков? Как сказано выше, антисоветчики не рассматривают историю России как единую историю нашего народа, а видят в советском периоде «черную дыру».

В настоящее время против нашей Родины ведется гибридная война: со стороны США и Евросоюза, а также со стороны пятой колонны в самой России. Один из компонентов оружия этой войны – антисоветизм. При других исторических обстоятельствах антисоветизм вполне может быть оправдан в российском идеологическом дискурсе. Но сейчас – это национал-предательство и русофобия!

Современный антисоветизм – это по своей сути власовщина (так же как необелогвардейщина – это российская разновидность бандеровщины). Общее у современных российских «белогвардейцев» и укробандеровцев одно: отрицание советского периода истории Государства Российского, поэтому-то их так роднит антисоветизм.

Мы, естественно, против коммунистической идеологии, которая несовместима с христианством, но и против очернения советского периода истории как неотъемлемой части непрерывной Российской Истории, истории нашей Родины. А для очернения советского периода российской истории Солженицын, антисталинизм, антисоветизм представляют собой мощные «идеологические снаряды» для главных орудий в идеологической войне с исторической Россией.

Спустя более 70 лет после Великой Победы в современной России бесчестному литератору Солженицыну ставят памятники, его именем называют улицы. На Солженицыне, поправшему подвиг наших отцов и дедов, воспитывается наша молодёжь. Которая устраивает унизительные для России перфомансы в Бундестаге с сожалением о «невинных жертвах» солдат Вермахта в «так называемом Сталинградском котле».

И потому Заявление Совета православной патриотической общественности о «травле Солженицына» – это русофобская идеологическая диверсия против Российской государственности.

 



Благодатный  Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Елена Яновна Владимирова 24.12.2018 в 19:42:05

Да, дорогие! Совершенно верно. Я тоже согласна с тем, что "Заявление Совета православной патриотической общественности о «травле Солженицына»" – это русофобская идеологическая диверсия против Российской государственности.

София 18.12.2018 в 14:23:28

Согласна с уважаемым Романом в том, что человек этот, писатель Александр, мог и покаяться, каким бы невозможным это не казалось кому-то. Но, Роман, получается, что "разговор поднялся не по его душу", как Вы говорите, а по случаю годовщины его рождения - так бывает? Именно к 100-летию писателя Солженицына мы пишем и читаем подобные критические статьи, анализируем, была травля или нет, боимся смягчить оценки его творчества в угоду какому-то неоднозначному радикальному мнению о нем, как о "ничтожестве и фальсификации" (что тогда мы вообще его обсуждаем? ничтожного как писателя и философа), и это все "не по его душу"?

Лидия 15.12.2018 в 21:20:01

Друзья мои! Братья и сестры! Вот еще по теме от "Сути времени":
После того, как москвичи повесили на монумент Солженицыну табличку «Иуда», мы решили съездить туда, осмотреть место, а также выразить свое мнение о юбиляре и его деятельности. На месте мы увидели, что изделие полностью завернуто в полиэтилен, видимо, чтобы снег не лежал у него на голове и его не продолжили называть животным в ермолке. На соседнем доме появилась камера наружного наблюдения. В сторонке случайно стоит машина с полицейскими внутри. В общем, Александр Исаевич Солженицын вернулся туда, где ему по жизни и было место – под конвой. Только там он был на своем месте. Памятник стоит с руками за спиной. Как положено. Для воплощения законов жанра не хватает только огородить площадку колючей проволокой. Надо посоветовать. Только кому? Исполнителю Собянину или выше, в центр принятия решений? Этот памятник действительно символизирует Солженицына, который очень любил имитации, постановки. У него были имитационные фотографии, имитационные взгляды, имитационная жизнь. Теперь будет такой же имитационный памятник. Крайне двусмысленный памятники двусмысленному, «двуправдному», как он сам о себе писал, человеку. 

Михаил Ершов 14.12.2018 в 09:11:38

Прочел несколько других статей протодиакона В. Василика о Солженицыне и в основном согласен с его оценками деятельности и творчества АИС. Кратко и верно написала о нем уважаемая Екатерина Домбровская. Даю ссылку с РНЛ: http://ruskline.ru/analitika/2018/12/2018-12-13/gde_mezha_prolegla/

Роман 10.12.2018 в 02:53:10

...Когда после прелестного запада Солженицын он приехал в Россию, это было девяностые годы, он, наверное, вошёл в замешательство в своем видении, увидел что народ живет хуже, чем при Советском союзе. Когда ему Борис вручил награду он отказался от нее и заявил о трагедии на территории России, обнищание народа, разорение как при войне всей экономики. Мне кажется перед смертью он все же покаялся пред Богом о том, что находился в самообольщении в своём горделивом лжеименном разуме. Но вопрос поднялся не по его душу, но про тех, кто опять хочет возродить ту эпоху русофобии используя его ранние заблуждения. Может я смягчаю краски, может он действительно был врагом православного народа.

м.Савва 09.12.2018 в 16:40:40

Владимиру:
@высказал своё мнение@
Опять 25. Ну и как это, изображать из себя задетую недотрогу? Я же причину своего комментария написал в начале - "Раз вам подсказки Максима было недостаточно". Кто-то когда пребывает невеждой, а ему вежливо подсказывают его ошибку, то говорит спасиБо, и учится. Иной вместо этого нападает и обвиняет подсказывающих в том, что его, ОКАЗЫВАЕТСЯ, не так поняли. Только в этом случае не частное суждение меня задело. Спасибо Максиму не сказал, за самарян не извинился - "знал толкование, но высказал своё" - и этим все оправдывается? Есть мнение и уже можно? Более того, вы привели слова Двоеслова, и ...дополнили своим мнением, была клевета на Священное Писание и я не умолчал.
@... у самарян был языческий дух, а какой он по вашему был? Какой дух у верующих, хоть и у христиан, если их жизнь направлена только на внешнее благополучие? А у иудеев, какой дух? Что, нужно только поклонятся разным богам, чтобы дух был языческим? Да, букв у меня достаточно, но они говорят о главном о - духе - духовном состоянии@
Надеюсь вы не о своем, это было бы верхом нескромности. Существует три вида духа: Святой Дух Божий, природный дух и дух демонский: каков дух в человеке, таков и человек. Человека можно правильно оценить только по духу, который живет в нем. Все мысли, желания, как и деяния, полностью зависят от духа, живущего в человеке. Если Дух Святой, то и мысли у человека святые и Божественные, и чувства святые и Божественные, и дела святые и Божественные. Если природный дух, то и мысли у человека земные, и чувства земные, и дела земные. Если же дух демонский, то и мысли у человека демонские, и желания, и чувства демонские, и дела демонские. Каков дух, такова и душа. Душа не так проста, как дух. В ней заключены три силы: умная, деятельная и чувственная. И все три как тесто, которому дух закваска. Какова закваска, таково и тесто, таков и хлеб. Если закваска Дух Святой, то и мысли у человека святые и Божественные, и чувства святые и Божественные, и дела святые и Божественные. Если закваска природный дух, то и мысли у человека земные, и чувства земные, и дела земные. Если же закваска дух демонский, то и мысли у человека демонские, и желания, и чувства демонские, и дела демонские. Какова душа, таково и тело. Если душа заквашена Духом Божьим, то и тело, как инструмент такой души, будет выражать то, чем дышит, как мыслит и чувствует, чего желает богодухновенная душа. Если душа заквашена духом природным, земным, то и тело — образ природы, земных мыслей, природных чувств и желаний. Если же душа заквашена злобным квасом адского духа, тогда и тело такого человека, будучи орудием души, станет проводником адских сил, демонской воли и злых дел.
@Тогда вы, как - профессионал должны истинно знать, что такое случайности - промысел, и как должны поступать с любвеобильным подарком Божиим!@
Как можно понять человека и то, что происходит с ним в мире, не различая этих основных положений? И как тогда возможно будет уразуметь судьбу какого-то народа и всего, что случается с этим народом? Не понимая и не различая таких вещей, никто из смертных не сможет объяснить себе того, что происходит. Только тот, кто не захвачен демонским духом и, кто возвысился над обычным природно-земным духом, в состоянии спокойно увидеть в разрывающейся ткани, вновь ткущуюся. Это о Промысле. И видеть в этом болезненном хаосе космический порядок и в этом кровавом ужасе разрушения — стройный художественный замысел. Всего доброго.

Владимир 09.12.2018 в 15:24:16

Краснянский Максим
***Культ самарян относится к числу авраамических, а не языческих. ***
Где вы усмотрели, что я с этим спорю? Вы как христианин понимаете, что говоря о культе, говорите о внешних вещах, элементарных внешних действиях, обрядах? Да сам православный христианин будь то сам архиерей, монах, кто угодно может совершать все внешние действия, при этом духом быть самим сатаной! Я говорю о внутреннем, чем дух дышит, и если он дышит только внешними церковными предписаниями, поставить свечи, запастись святой водой, окропить вербу, есть просфоры, накупить предметов внешнего религиозного культа, дать деньги на строительство храмов, церквей, искать пути к стяжательству, мамоне, любить землю больше, чем Небо, да, конечно, исповедоваться, причащаться, кто он по вашему будет, не язычник? Понимаете, я говорю о духовном состоянии человека, а не о его внешней принадлежности к вере. Мне удивительно, что не понимают мою мысль! Это в точности может быть схожее с тем, что прочитав мои комментарии, могут прислать цитаты святых отцов, что Бог гневается и т. п., но не пришлют цитаты этих же святых, что это означает с духовной точки зрения, чтобы истинно понять кто такой истинный Бог. Больше не побеспокою.

Краснянский Максим 09.12.2018 в 09:34:55

Владимиру:
@высказал своё мнение, что у самарян был языческий дух, а какой он по вашему был?@
Зачем спорить с фактами? Культ самарян относится к числу авраамических, а не языческих.
Что касается известной притчи, то прошедшего мимо пострадавшего от разбойников иудейского священника можно сравнить с православным священником, левита - с алтарником в церкви, а самарянина - допустим, с баптистом или пятидесятником, оказавшим милость к побитому грабителями прохожему.

Владимир 08.12.2018 в 23:34:15

м.Савва
Я знал толкование, но высказал своё мнение, что у самарян был языческий дух, а какой он по вашему был? Какой дух у верующих, хоть и у христиан, если их жизнь направлена только на внешнее благополучие? А у иудеев, какой дух? Что, нужно только поклонятся разным богам, чтобы дух был языческим? Да, букв у меня достаточно, но они говорят о главном о - духе - духовном состоянии, ибо дух творит формы, а не плоть творит дух. И это отсебятина? Да, я дилетант, и как - дилетант, то есть - грешник могу заблуждаться, но вы как профессионал... - укажите мне на мои ошибки, или вам как монаху - магистру снизойти до первоклассника не велит дух ваш? Что, сложно внешнюю форму подобрать - христианские евангельские слова? Или не та площадка для вас? Подумают о вас, что профессионал связался с дилетантом, да? Вы всегда цитируете слова святых Отцов, расставляете всё по полочкам, но никогда не говорите о фундаментальных причинах о - духе, духовном состоянии, а кто ещё должен говорить если не вы - духовенство? Не бывает случайностей, как для вас, так и для меня, это же вам ясно как Божий день? Тогда вы, как - профессионал должны истинно знать, что такое случайности - промысел, и как должны поступать с любвеобильным подарком Божиим! Всего доброго.

Олег Евсеев 08.12.2018 в 16:08:59

Мудро и вовремя.

Владимир Pr. 08.12.2018 в 11:21:29

Интересно, а кто эти 34 человека, которым статья не понравилась? Проявитесь что-ли, или вам привычнее гадить исподтишка как и заведен у вас, либерастов-солжениценцев-русофобов всех мастей?

Роман 08.12.2018 в 00:12:42

Владимиру.
В вашей симфонии мыслей просматривается любовь Бога к своим созданиям, которых он создал по своему подобию и образу, но образ Божий пал и ангелы, верные Богу восплакали, образ Божий пал, что может более печальнее. Если коротко, то Бог есть альфа и омега, начало и конец, он во всем и всегда, он знает прошлое человека и будущее. Кого он пустит в свой дом, только проверенных, и весь промысел его на земле с человеками, это дополнить число отпавших избранными достойными, и как это совершится так истории земной придёт конец.

Михаил Ершов 07.12.2018 в 22:34:54

Мои посты здесь: http://ruskline.ru/analitika/2018/12/2018-12-07/o_literaturnoj_cennosti_tvorenij_solzhenicyna/#comments Первый пост не опубликован: я статью о. В.Василика не хочу читать и не буду, прочитал только последний абзац, с которым согласен. А вот статью Тимура, наверное, прочитаю полностью.

м.Савва 07.12.2018 в 15:39:26

Владимиру.
Раз вам подсказки Максима было недостаточно, позвольте скажу более ёмко. Возьмите себе за правило, прежде чем ссылаться на Священное Писание, потрудитесь узнать ЧТО о том сказали Святые. Есть ряд толкований, и они доступны, не ленитесь. А то букв у вас много, а ценность ... дилетантская. Не распространяйте отсебятину, учите Св.Отцов.
Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея: Мф.10:5. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, Мф.10:6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; «Сих» – кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Как видно из сказанного, на путь к язычникам не ходите - это собственно об язычниках, и в город Самарянский не входите - это о других, не язычниках, но к которым так же воспрещалось ходить. Мотивация запрета разная. К одним потому что язычники, а к другим, чтобы в начале охватить иудеев.
Златоуст об этом так говорит - Не подумайте, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями, врачами. И не только запрещаю вам проповедовать кому-либо прежде их, но не позволяю даже и ступать на путь, который ведет к язычникам, и входить в город самарянский. Самарян обращать было удобнее, потому что они гораздо более расположены были к вере, а обращать иудеев было труднее. Посылает апостолов к упорным иудеям, показывая тем Свое о них попечение, заграждая их уста, и пролагая путь проповеди апостольской, чтобы после не стали жаловаться, что апостолы пошли к необрезанным, и чтобы не имели никакой благовидной причины убегать и отвращаться их.
Лопухин называет и Иронима согласным с Златоустом и Феофилактом, но дает нам еще и паралельное место на Деяния святых Апостолов 13:46 "Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам".
Другими словами - в порядке очереди. Сперва иудеи, потом самаряне, и после язычники.

Владимир 07.12.2018 в 12:14:51

Краснянскому Максиму.
"Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;" (Мф. 10, 5:6).
«Когда всем известно, возлюбленнейшие братья, что наш Искупитель пришел в мир ради искупления [всех] народов, когда видим, что Он ежедневно призывал самарян к вере, что же означает то, что, посылая учеников на проповедь, Он говорит: На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева? Это означает, как мы заключаем из конца дела, что прежде Он хотел проповедовать только иудеям, а после всем язычникам, чтобы, когда те отвергнут призыв к обращению, святые проповедники направились в свою очередь к призванию язычников (поскольку проповедь нашего Искупителя, отвергнутая своими, нуждалась в языческих народах, которые были словно бы чужие) и чтобы то, что для иудеев было свидетельством [исполнения обетований], для язычников стало преизбытком благодати. И в Иудее тогда были люди, способные к тому, чтобы слышать призвание, и среди язычников были неспособные» Свт. Григорий Двоеслов.
Максим, я думаю, дух самарян был языческий, поскольку всё было направлено на внешнюю жизнь, но они могли принять Истину, нежели иудеи, которые тоже по сути язычники, поскольку всё направлено на внешнее, потому и антихриста ждут. И у нас - русских дух тоже когда-то был языческим, и русские приняли истинную веру, нежели иудеи, но даже сегодня всё направлено на внешнее, а о внутреннем не беспокоимся, потому и беда за бедой бежит. Не учат христиан, всё учение направлено на внешнюю жизнь, а царство и так приложится. "Блаженные чистые телом", вот сегодняшнее учение большинства духовных учителей, ибо сами дела этих учителей доказывают это.

Краснянский Максим 07.12.2018 в 11:13:31

Владимиру:
***...милостивый Самарянин, и неизвестно верил ли он в Бога или нет, если и верил, то в языческих богов...***
Самаряне не были язычниками. Они веровали и веруют в Бога Авраама, Исаака и Иакова, но их культ отличался от Иерусалимского. По сравнению с правомерным иудаизмом к ним можно применить термин "инославные".

Владимир 07.12.2018 в 10:31:45

Роману.
Простите, что так многословно. Попущение Божие, это просто внешние слова, которые НИКАК не обозначают, что Бог что хочет, то и творит с человеком, народом, человечеством. Есть духовные законы, которые каждый человек нарушает, в меньшей или большей степени, тем самым формируя своё духовное состояние, оно же становится фундаментальной основой, на которой строиться вся внешняя жизнь - судьба человека - промысел. Истинный Бог не в силах взять и послать человеку, народу, человечеству то, что не вписывалось бы в духовное состояние человека, народа, человечества, ибо тогда Бог был бы истинным тираном, подавляющим свободу человека, свободу духа человека. Да Бог любовь просто и не в силах этого и сделать. Господь Бог пришёл на землю исключительно вследствие духовного состояния всего человечества, а не тогда когда Ему вздумалось. Матерь Божия родилась не вследствие того, когда Богу это захотелось, а вследствие духовного состояния своего рода, отца и матери (все люди так рождаются). Антихрист появится не тогда, когда Бог захочет, а вследствие духовного состояния всего человечества, и паче всего духовного состояния крещеных людей в истинной вере. Если бы Бог мог сотворить то, что не вписывалось бы в духовное состояние человечества, тогда и антихристу НИКОГДА не позволил бы родиться, не позволил бы, чтобы появился на свет Божий его род, вообще, не позволил бы, чтобы пали праотцы. Дух Адама и Евы позволил принять смертную мыль и пасть, но они были связаны любовью с Богом, чтобы не пасть. И главный ответ: если бы Бог мог насильственным образом - ПОПУЩЕНИЕМ, то есть с любовью сотворить то, что не вписывается в духовное состояние человека, а Бог любит ВСЕХ без исключения, тогда бы не было на земле НИ ОДНОГО самоубийства!!! Хуже этого нет на свете! Бог только может сделать, чтобы кит проглотил Иону, но Бог не может сделать, чтобы Иона проглотил кита, иначе в Библии это было бы сказано. Бог не иллюзионист на арене цирка, у которого фальшивые чудеса, не вписывающиеся в духовные законы бытия, ибо Бог сам есть закон - любовь, не фальшивая любовь, ожидающая себе подобной любви, а истинная любовь, творящая истинные чудеса! Бог каждую секунду помогает человеку формировать духовное состояние, от этого и формируется внешняя жизнь - промысел. Если бы не помощь Божия в этом, тогда антихрист давно бы появился, да Бог давно бы уничтожил всё человечество. Такой бог называется - справедливый бог, а истинный Бог - любовь. Роман, самые уязвимые люди на свете, это те, кто крещен в истинной вере - православной, поскольку их дьявол больше всего ненавидит, ибо ненавидит Того, Кто разрушил его царство - ад, уничтожил смерь - Господа Иисуса Христа. Потому эта адская дрянь не любит Россию, желая ей смерти, именно поэтому многие люди земли всегда желают смерти Русскому многонациональному народу, ибо с духом сатанинским повязаны. Дьяволу не нужно на них нападать, ибо они, это царство его - дьявола. Мы думаем, что Бог если кого любит, того и наказывает, а всё гораздо проще, просто это крещеные православные люди, искренне стремящиеся к Богу (идём к Богу) испытывают тяжелейшие нападки на свои страсти, потому мы всегда падаем - революция и т. п., духовное состояние этому виновно, думаем, что это есть попущение Господне, после встаём - возрождаемся. И то, грехи наши - всех людей, но любовь Божия безграничная, ибо без неё никогда не было бы мучеников, не было бы много чего доброго, если на СССР смотреть истинно православным сознанием.
Но есть среди крещеных и откровенные немилостивые люди, которые всегда своим лукавством пролазят на руководящие посты, они создают закваску в обществе, от этой закваски формируется социум - всенародное духовное состояние, или оно будет стремиться к наслаждениям, сребролюбию, стяжательству, мамоне, другим дьявольским заразам, или будет учиться с детского садика, как быть - стать совестливыми, милостивыми людьми, каким был милостивый Самарянин, и неизвестно верил ли он в Бога или нет, если и верил, то в языческих богов, но образ этого самарянина - спасительный,. Ибо милость, это совесть, которая является дивным отображением божества в человеке, каким отображением? Милости - любви, второй заповеди! Православных христиан России половина от всех православных земли, потому от нас очень многое зависит. Ведь не зря же пророчествовал свят. Игнатий Брянчанинов, что будет зависеть от народа России, то есть от подавляющего большинства крещеных людей в истинной вере?

Адриан 07.12.2018 в 04:26:13

Четкое и недвусмысленное Послесловие от редакции! Спасибо! Антисоветчики, в контексте непрерывности истории России, руководимой неисповедимым промыслом Божиим, должны быть логично причислены к русофобам и "пятой колонне".

Роман 06.12.2018 в 23:29:09

Владимиру.
Где-то я читал, а может, слышал от духовных людей, что Господь попустил революцию не только как жатву из мучеников, но и сделать барьер перед абсолютным развращением мира сатанинской Европой и Америкой. Посмотрите, СССР был фактором сдерживания, спровоцировал на себя полчища еврокоричнивой чумы и русские солдаты устроили им гигантскую очистительную скорбь, да она у нас была гораздо большей, ибо Господь кого любит - того и наказует. Есть надежда, что Россия в новом качестве будет продолжать удерживать открытия сына погибели, но как всегда без скорбей не обойтись.

Владимир 06.12.2018 в 18:04:44

Согласен и с автором, и с послесловием редакции сайта «Благодатный Огонь». Для меня мнения редакции сайта «Благодатный Огонь» - уважаемы, они по-христиански искренние, нелицемерно страдающие за Веру Православную, за Россию. Единственная площадка нормальная, большинство - трын-трава, даже мягко сказано. Это только моё мнение, но тот, кто крещеный в истинной вере - православной, кто люто ненавидит СССР, тот ещё даже не приблизился к православию, он - не христианин. Поскольку ненавидя СССР, ненавидит промысл Божий, значит, или подсознательно - заблуждённо, или сознательно - откровенно ненавидит самого Бога. Конечно, будет доказывать, что это не так, скорей всего это может быть - заблуждённый, лукавый же - умный может не доказывать, скрываясь за внешней маской смирения, лукавый - глупый будет Бандеру и Власова славить. Это же так просто понять, но многие посторонние будут безапелляционно уверены, что это умный человек, тем более так будет думать о себе славящий индивидуум.
Далее... Когда происходят какие-либо беды с человеком, народом, государством, мы привыкли к словам - "попущение Божие", а что это такое - попущение? Разве Бог больше любил царей, сословия, капитализм, а руководителей СССР, коммунистов, социализм меньше любил? Бог неизменяем! Бог никогда не отнимает свободу у человека в принятии того или иного решения, но это уже последствия, Бог, прежде всего, не отнимает свободы у духа человека, ибо дух творит себе внешние формы. Бог только помогает человеку в формировании духовного состояния, чтобы оно было чище, чтобы дух выдал человеку свою волю и он принял лучшее решение. Не может Бог просто взять и послать - попустить какие-то внешние беды для вразумления непокорного человека, целого народа, тем самым нарушить духовное состояние человека, народа, это будет насилие Бога над человеком, его духовным состоянием, насилием над народом - всенародным духовным состоянием. Бог только дарует внешние обстоятельства исходя из духовного состояния человека, народа, и это не является какой-то особенностью Бога - попущением - наказанием. Наказывает человека его духовное состояние, наказывает народ всенародное духовное состояние! Поэтому никак невозможно, чтобы кто-то без воли Бога кого-то убил, если духовное состояние человека не готово к жатве, раскулачил, репрессировал, отправил в ГУЛАГ, чтобы насильственным образом кто-то стал атеистом, если духовное состояние человека не располагает к тому промыслу, который Бог дарит, то есть дарит каждому человеку - ПОСИЛЬНЫЙ КРЕСТ! Так что же скрывается за словом - "попущение"? Нет никакого попущения в том смысле, каким оно для многих стало иметь внешний оттенок - негативный, да ещё не по моей вине появился негатив, а по вине каких-то мерзавцев, подлецов, предателей, безбожников, США, ЕС и т. д. Никакое внешнее зло не приблизится к любому человеку, народу, государству, если на то не будет воли Господа Бога, воля Его - благая! Поэтому, 1917 год, породивший революцию, гражданскую войну, репрессии, ГУЛАГ, это только последствия духовного состояния народа Российской православной империи. Грехи человеческие и любвеобильный промысел Божий к каждому человеку, народу, России. Это крест для каждого человека. И виновниками внешних бед являются не только те, кто отошёл от Бога, став атеистом, большевиком, но и те, кто боролся против них, то есть - две противоборствующие стороны, это и есть - народ - всенародное духовное состояние, которое породило внешние формы. Конечно, каждый человек грешный в меру своего духовного состояния, которое видит один Господь Бог. Бог есть любовь, потому по грехам нашим проклятым, но по любви Своей всегда - каждую секунду жизни дарит любому человеку, народу, значит, государству самое лучшее, что в силах подарить по духовному состоянию человека, народа. Как этого не понимать православному сознанию? В чём тогда заключается православие?! Нет, нужно ненавидеть то негативное, которое дарит Господь Бог, видя в нём сатану, а не любовь Божию? Я что злорадствую? НЕТ! Только и кричать - караул, когда столько пролилось крови, произошло несчастий и бед. Но чтобы этого не происходило нужно правильно учить христиан всякой божеской истине тем, кого Бог поставил учить, а не учить, чтобы одни были виноватыми, другие святыми. Такое отношение, в конце концов, вновь породит горе, беды, страдания. Лукавые - умные, этого и хотят! Мне неудивительно, когда этих лукавых не распознают православные люди, ведь по делам познаётся человек? Невозможно скрыть свой дух какой бы ни был умный лукавый, ну через некоторое время всё равно покажет своё гнилое нутро, однако, верят этим лукавым, пока кожу с детей не будут срывать - не поверят в их сатанизм. Почему? Потому что не православные! Поймите, самый главный и истинный внешний критерий кто на самом деле есть человек, это когда у человека нет милости к людям, тем более к самым незащищённым бедным людям, у того в душе живёт истинный сатанизм, если он и срывается под внешней христианской личиной. Точка! Такие нелюди, в конце концов, обязательно доведут до тяжелейших бед, но подавляющее большинство людей, хуже того православные будут видеть в них спасателей (именно так и антихриста примут!), после когда-то могут прославить этих сатанистов, мол, защищали веру, отечество. Конечно, и они будут только промыслительным орудием. Но грехи и ответственность пред Богом разные, у ап. Петра свои грехи, у ап. Иуды свои! Кто где сейчас, всё равно?!

София С. 06.12.2018 в 16:40:10

Важная и нужная статья с прекрасным послесловием редакции.

Роман 06.12.2018 в 05:29:27

Старцы-прозорливцы описывали, как проходит литургия в храмах при большом количестве народа, там незримо присутствуют тоже в большом количестве бесы-искусители, цель которых разрушить духовный настрой молящихся. В России Господь своим промыслом попустил приход к власти бога отрицающих беса людей, и они делали все возможное, чтобы физически уничтожить веру в людях. Но были спасающиеся, которые с раскаянием приняли мученичество, были массовые жертвы русских людей, и многие перед смертью совершали свою последнею молитву.
О чем пишет или точнее кричит Солженицын, о том, что бесы очень плохие, что промысл Божий отсутствует, но совершается только воля богоотступников, Солженицын создает пустоту и уныние в душе. Он наверное не знал святых писаний наших духоносных отцов, где говорится, что только через скорби души излечиваются, и кого любит Господь, того наказывает.
Ну а когда он тесно общался в западных русофобских кругах, то и напрашивается вывод, а не является ли он просто русофобским проектом деятелей из Вашингтона.

Макария 03.02.2018 в 11:33:23

Долго ждала, когда же Правда о соЛЖЕницыне начнет бить по его апологетам. Слава Богу, дождалась! Раз начали пищать о его травле, значит, чуют, что колосс их - на глиняных ногах!

Александр 02.02.2018 в 17:37:02

Не смог я читать Солженицына, ну никак не пошло. И травли-то его особо и не было. Если бы госбезопасность кого-то реально захотела затравить, то непременно бы сделала это, причем быстро и чисто. И Солженицын не оставил свои кости в насыпи Тенькинского тракта или в наледи на Нелькобе, а благополучно был выпущен из страны, а потом и запущен назад с большой помпой. Это относится ко всем, стонущим-стонавшим, что их в советское время их "травили и запрещали".

Владимир Юрганов 29.01.2018 в 12:11:38

В истории запомнится Солженицын по его активному участию в развале империи... Солженицын ельцинской власти был нужен как её легитимизатор (если так можно выразиться), а не как критик.

Владимир Юрганов 29.01.2018 в 12:06:15

Павел, ты приуменьшаешь. 5 старниц - это слишком мало. Я, навреное, страниц 20-25 осилил, а может побольше, но не помню НИ СЛОВА, ни фразы. Муть и каша. Думаю, так же и большинство русских читателей.

Павел 29.01.2018 в 09:38:53

Я пробовал в свое время почитать Архипелаг ГУЛАГ и еще какую-то мутотень Солженицына. Хватило страниц на 5: невозможно читать, дикий слог, как будто идешь босиком по битому стеклу. Да еще с кашей во рту.

Олег из Москвы 28.01.2018 в 23:46:47

Наверняка многие задавались естественным вопросом о том, зачем и для какой цели власти так активно навязывают нам этого писателя и публициста, так превозносят его? Мое мнение такое: именно Солженицын с его апологией предательства и ненависти к СССР и одновременно преклонением перед Западом является идейным вдохновителем той группы коллаборационистов и национал-предателей, который сдали страну Западу и способствовали распаду СССР. Этим предателям собственной страны нужен был некий авторитет, который оправдал бы их действия против своей страны - Советского Союза, кем они могли прикрыть свою неприглядную роль в разграблении его природных ресурсов и присвоении общенародной собственности. На такую роль идеально подошел Солженицын.

Лидия 28.01.2018 в 23:22:44

Спасибо автору за честную и мужественную статью. Солженицын - очень спорная и неоднозначная фигура. Для меня - неприятная. Уж очень он работал на свой миф, любил славу, деньги, "пас народы". Было что-то в этом карикатурное.
Александр ЗИНОВЬЕВ, философ: «Солженицын как мыслитель - есть абсолютное ничтожество. А в смысле понимания реальности - стопроцентная концептуальная фальсификация».
Сегодня Солженицын используется, чтобы бороться с памятью о Великом Советском Союзе. А как нескромно ведет себя Наталья Солженицына - это ужасно.

Татьяна Д 28.01.2018 в 18:47:18

Прям затравили. Существует дом русского зарубежья. Там есть отдел ПО ИЗУЧЕНИЮ НАСЛЕДИЯ Солженицына. Получают очень хорошую зарплату. Очень хорошую. Финансируется все из бюджета. А вот, например, творчество Валентина Григорьевича Распутина изучают?

Михаил 28.01.2018 в 17:54:04

К сказанному в статье я бы ещё добавил рассуждения Солженицына о "мягком подбрюшье" - Средней Азии и Казахстане, - от которого надо отказаться при построении новой России. А заодно - отказаться от десятков миллионов русских, которые проживали там. О последнем он не говорил, да и - полагаю - не думал. Нужная статья.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 28.01.2018 в 17:19:19

Великий русский народ всегда остается таковыми независимо от смены временщиков и от социальных экспериментов. Трудится, созидает, растит детей, развивает науку, сберегает свои святые ценности, хранит веру, движется вперед, преодолевает временные невзгоды, возрождается. Слава русскому народу и всем братским народам России, Руси! Слава Русскому духу!

Александр 28.01.2018 в 16:36:25

Очень полезная статья, заставляет задуматься и помогает заглянуть под поверхность, спасибо.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс