Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Жизнеописание схиигумена Серафима (Толстошеева).
Из книги Ольги Буковой «Схиигумен Серафим – многоскорбный ученик преп. Серафима Саровского»

10.08.2021
Ольга Букова

От редакции: В результате исследований секретаря митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова; †2001) нижегородский краевед О.В. Букова, которая много лет занималась исследованием различных государственных и монастырских архивных документов по истории монастырей Нижегородской епархии, обнаружила очевидные факты, прямо опровергающие ряд мнений и характеристик «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной свящ. Леонидом Чичаговым – будущим священномучеником Серафимом. При сопоставлении дат и фактов, выяснилось, что только что принявший священный сан о.Леонид в действительности работал над «Летописью» очень недолго и рассмотрел лишь малую толику свидетельств и документов. Представленный в «Летописи» разорителем заветов прп. Серафима и притеснителем сестер Дивеевского монастыря «лжеученик и самозванец» иеромонах Иоасаф (Иван Тихонович Толстошеев, в схиме – Серафим, †1884), по другим свидетельствам оказывается преданным учеником старца, истинным опекуном Дивеевской обители, одним из первых и наиболее глубоким жизнеописателем преподобного, многократно переиздававшим его житие. Отец Иоасаф стал основателем Серафимо-Понетаевского женского монастыря, прославившегося чудотворной иконой Знамения Божий Матери, строителем, возобновителем, духовником ряда монастырей.

О.В. Букова – не единственный исследователь, пришедший к таким выводам. Нижегородские краеведы и участники Всероссийских конференций, посвященных прп.Серафиму, давно обратили внимание на историческую неполноту и односторонность «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Верим, что настало время узнать события истории и характер участвовавших в них людей более точно, настало время почтить память незаслуженно забытых подвижников благочестия.

Предлагаем боголюбивому читателю выдержки из книги Ольги Буковой.


...Раскрывшийся передо мной духовный облик схиигумена Серафима (Толстошеева) побуждал составить полновесную работу об этом человеке, представленном церковной общественности лжеучеником и интриганом, в действительности же, оказывается, являющимся подлинным подвижником благочестия, мудрым духовником, строителем и возобновителем святых обителей. Представленные в этой работе выводы я постараюсь тщательно аргументировать и подтверждать документально.

Первой работой, которая привлекла мое внимание, стала книга самого иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафии Симеоновны Мельгуновой», изданная в Санкт-Петербурге 1849 году. Отец Иоасаф написал ее через шестнадцать лет после смерти прп. Серафима, открыто назвав себя учеником старца. Книга эта, с многочисленными дополнениями, издавалась и переиздавалась на протяжении всего девятнадцатого века. Последний раз сестры Серафимо-Понетаевского монастыря издали её в 1913 г., уже после прославления батюшки Серафима. Таким образом, ученик последовательно повторял издание книги о любимом старце, донося до простого народа наставления своего духовного отца и учителя, открывая людям молитвенный подвиг прп. Серафима Саровского.

Изданием «Сказаний» о. Иоасаф уже в 1849 году раскрыл перед столичной Санкт-Петербургской публикой жизнь саровского подвижника, явившего современному миру пример древних иноческих подвигов: отшельничество, молчание, затвор, старчество. Что особенно важно, книга о преподобном старце Серафиме с прекрасно выполненными акварельными иллюстрациями в том же 1849 году была подарена во дворец и хранилась в личной библиотеке Цариц. Таким образом, уже в середине XIX века о саровском подвижнике, искренне любившем людей, узнали в Царственной Семье Романовых.

«Сказания» заслуженно привлекли внимание светских и церковных людей и к личности их автора, назвавшего себя учеником батюшки Серафима. Одни читатели, познакомившись с книгой и искренне полюбив прп. Серафима, свою любовь и уважение, естественно, перенесли и на его ученика, начав содействовать ему в развитии Дивеевской обители. Другие же – а к ним, к сожалению, относилась и часть саровской братии – увидели в издании книги лишь стремление о. Иоасафа «примазаться» к личности подвижника, обвинив его в тщеславии и гордыне и возымев к нему неприязнь. Не одобрил книги и тогдашний игумен Сарова о.Исайя II, что, на наш взгляд, говорит не только о негативном отношении к удаленному к тому времени из обители о.Иоасафу, но и о недооценке самого прп. Серафима, свойственной и предшественнику о.Исайи иг. Нифонту и нашедшей свое отражение и в «Летописи», и в переписке, и в других документах.

Жизнеописанию, составленному о.Иоасафом, предшествовали три труда других саровских иноков. Иеромонах Сергий (Васильев, 1792–1861), в 1833 г. покинувший Саров из-за неприязни к нему игумена Нифонта и перешедший в Троице-Сергиеву Лавру, в 1839 г. написал книгу «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника». Святитель Филарет (Дроздов) сам стал редактором этого труда, однако даже ему для издания книги пришлось пройти через бесконечный ряд препятствий, чинимых членами Святейшего Синода, усомнившимися в приведенных в житии чудесах.

Вслед за о. Сергием (Васильевым) покинул Саровский монастырь послушник Гурий Иванов (впоследствии – иеромонах Георгий, 1797–1866), гостинник. В 1844 году он издал свой, более полный вариант книги «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима...» Третьим монахом, также вынужденным под давлением игумена Нифонта покинуть Саров и перейти на жительство в Троице-Сергиеву Лавру стал послушник Андрей Ванюков (иеромонах Авель, 1810–1869). В Лавре он принял монашеский постриг и священный сан. В 1853 году вышла книга иеромонаха Авеля «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся», в которую была включена глава «Краткое сказание о жизни и подвигах старца Серафима».

Складывается впечатление, что Саровское монастырское начальство целенаправленно удаляло из обители тех монахов и послушников, которые осмеливались без благословения настоятеля Нифонта прославлять старца Серафима. А задолго до описываемых событий, в 1820 году из обители был удалён послушник Андрей – не кто иной, как будущий архимандрит Антоний (Медведев), ставший впоследствии, по предсказанию прп. Серафима, наместником Троице-Сергиевой Лавры, ныне же причисленный к лику святых.

Таким образом, послушник Иоанн (Толстошеев) был далеко не единственным саровским насельником, которым монастырское начальство было недовольно. Он был вынужден покинуть Саров в 1847 году, гонимый преемником игумена Нифонта – игуменом Исаией II. Он перешёл в Нижегородскую епархию и поступил в Вознесенский Печерский монастырь, где принял монашеский постриг с именем Иоасаф и был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.

«Сказания» отца Иоасафа по объёму в несколько раз превосходят предыдущие жизнеописания старца: они полнее, написаны ярким языком очевидца, совершенно откровенны и свидетельствуют о необыкновенной самокритичности автора. Первые тринадцать лет своей монашеской жизни послушник Иоанн прожил рядом с батюшкой Серафимом, подчас являясь единственным свидетелем великого молитвенного подвига старца, многочисленных чудес и исцелений, совершённых преподобным. В силу своей молодости, он часто был невнимателен к словам батюшки, рассеян, беспечен. Отец Иоасаф не боится обличать себя, рассказывать о своих ошибках, и это делает его книгу более убедительной и достоверной. Он не повторяет повествований о тех событиях жизни прп. Серафима, о которых было написано до него: он является самостоятельным автором. Отец Иоасаф сообщает те факты из жизни старца, которые никому ранее не были известны и о которых православный мир узнал именно от него. На страницах его книги впервые было предоставлено слово почитателям батюшки Серафима: людям самых разных слоёв общества.

Невозможно представить, что столь подробное, глубокое, проникнутое любовью к старцу и покаянием в собственных ошибках житие было написано совершенно чуждым человеком, корыстным лицемером, ищущим своей славы. Откуда было бы ему знать неизвестные никому другому события, беседы и чудеса? Как человек, находящийся в ложном духовном состоянии, одержимый тщеславием мог бы понять и верно записать глубочайшие наставления старца?

Иеромонах Иоасаф написал и издал свой труд в те годы, когда монахи Саровского монастыря о преподобном Серафиме молчали. Он рассказал о своих личных отношениях со старцем не с целью возвышения себя, а для того, чтобы сохранить истину и показать высоту духовного подвига своего учителя. Отец Иоасаф понимал, насколько важно показать взаимоотношения монастырского старца и послушника, насколько интересен и назидателен для читателей процесс духовного воспитания.

Последующим самым известным жизнеописателем прп. Серафима в конце XIX века стал, конечно, отец Леонид Чичагов. В своей «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» он постоянно использует книгу иеромонаха Иоасафа, никак, однако, не комментируя тот факт, что обращается к труду «лжеученика и самозванца». Из перечня печатных трудов, приведенного в библиографии «Летописи», мы видим, что о. Леонид использовал три издания «Сказаний» о.Иоасафа: 1849, 1856, 1885 годов; однако, он не нашёл ни одного доброго слова в адрес автора этой книги. Отец Иоасаф к тому времени уже скончался и не мог опровергнуть написанного о себе. Думается, что по своему смирению он и не стал бы этого делать, потому что действительно был удивительно добрым и незлобивым монахом.

Отец Леонид впервые печатно обвинил иеромонаха Иоасафа в причинении тяжких обид дивеевским сестрам, в нарушении заветов батюшки Серафима. Все последующие биографы преподобного стали цитировать труд о. Леонида, ни в чем не ставя его под сомнение и практически не утруждая себя анализом ранних публикаций о старце.

Однако книга о. Иоасафа «Сказания», воспоминания о нём его учеников, записки Н.А. Мотовилова «О старце Серафиме и послушнике Иоанне»,[1] изданные писателем С.А. Нилусом, многочисленные архивные документы заставляют усомниться, так ли это было на самом деле? Был ли о. Иоасаф «гонителем» дивеевских сестёр и действительно ли преподобный Серафим Саровский не имел учеников среди саровских монахов? Почему «правдивая» история Дивеева раскрылась якобы только спустя 60 (!) лет после кончины прп. Серафима, а ранее никто не изобличил иеромонаха Иоасафа в обмане и самозванстве?

К сожалению, дворянин Николай Александрович Мотовилов при жизни не издал своих записок о батюшке; за него это сделал С.А. Нилус уже после прославления прп. Серафима, разобрав архив покойного.[2] Ранние записки Н.А. Мотовилова показывают взаимоотношения старца с послушником Иоанном Толстошеевым иначе, чем о них написал автор «Летописи». С.А. Нилус, несомненно, прочёл «Летопись», но, видимо, так верил в истинность обнаруженных им записок, что не захотел ничего в них менять. В записках Н.А. Мотовилов говорит о многочисленных чудесах, совершённых батюшкой Серафимом и свидетельствует, что он часто видел Иоанна у батюшки, поэтому долгое время доверял ему, считал его учеником старца. Так же думал и М.В. Мантуров.

Хочется особо отметить, что воспоминания Н.А. Мотовилова, на которые ссылался о. Леонид Чичагов, находились, по его словам, в дневниковых записях дивеевских сестёр. Следовательно, они являются пересказом, а не авторским произведением. Воспоминания же, обнаруженные Нилусом, вызывают большее доверие, потому что хранились среди бумаг и документов самого Мотовилова. Опубликованные С.А. Нилусом «Записки», по сути, опровергают необъективную характеристику, данную послушнику Иоанну автором «Летописи», потому что не содержат ни одного плохого слова о нём.

Архивные источники подтвердили, что при жизни преподобного Серафима и довольно долгое время после его смерти дворяне Н.А. Мотовилов и М.В. Мантуров хорошо относились к послушнику Иоанну и доверяли ему. Их мнение о нём изменилось после определённых событий, произошедших в Дивеевской общине в сороковые годы, когда были затронуты материальные интересы этих дворян.

Дневники послушниц попали в руки о. Леонида Чичагова лишь спустя много лет после смерти первых дивеевских сестёр, со слов которых они были написаны. К этому времени не было живых и первых агиографов прп. Серафима: иеромонахов Сергия, Гурия, Авеля и Иоасафа. Умерли и дворяне-благодетели Н.А. Мотовилов и М.В. Мантуров. Отец Леонид имел возможность опросить других живых свидетельниц жизни прп. Серафима и о.Иоасафа – сестёр соседнего Серафимо-Понетаевского монастыря – но он не счёл нужным этого делать. Исследователь В.А. Степашкин в статье «Первые биографы преподобного Серафима Саровского» пишет: «работа (Л.М. Чичагова) с архивом Саровской пустыни не прослеживается».[3] Значит, и этот серьезный исторический источник о. Леонид не счёл достойным внимания.

Возникает вопрос: является ли «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» объективным, всесторонним и точным историческим исследованием?

По воспоминаниям о.Леонида Чичагова[4], намерение написать «Летопись» возникло у него вскоре после рукоположения во священника (он принял священный сан 26 февр. 1893 г.). Вот как сщмч. Серафим (Чичагов) написал об этом:

«...Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником в небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда ещё не прославленного, и когда наступило лето, поехал туда.

...Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о преподобном Серафиме, так заботившемся о дивеевских сестрах. Игумения (в 1893 году игуменьей была Мария Ушакова – О.Б.) приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного: две старицы монахини и монахиня Пелагея (в миру Параскева, Паша).[5] Особенно хорошо помнит его Паша, пользовавшаяся любовью преподобного, и бывшая с ним в постоянном общении (Необходимо обратить внимание на это очень сомнительное утверждение – О.Б.).

Я выразил желание её навестить, чтобы услышать что-либо о преподобном из её уст. Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошёл к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула: “Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления”...»

Приняв решение написать книгу о саровском старце, о. Леонид поспешил взять отпуск и вторично приехал в Дивеево – собирать материал для будущей книги. По его словам, ему были предоставлены архивы Дивеевского и Саровского монастырей, а главное, он смог записать свидетельства о преподобном трёх доживших до тех дней дивеевских стариц.

К сожалению, в своих воспоминаниях о. Леонид не указал нам имён сестёр, с которыми он беседовал о батюшке Серафиме. Он упомянул лишь о том, что одна из них была слепая, а другая «вся скрюченная и с трудом передвигавшаяся по комнате». Слепая монахиня, по его словам, «постоянно молилась за усопших, при сём души их являлись к ней, и она видела их духовными очами. Кое-что она могла сообщить о преподобном».

Казалось бы, исследователь должен был обязательно назвать имена сестёр, указать, когда они поступили в монастырь, чем занимались, что именно помнили о батюшке Серафиме; однако о. Леонид этого не сделал. Из «Летописи» непонятно, что сообщили ее автору последние свидетельницы жизни преподобного, а что он узнал из дневников покойных сестёр. Отец Леонид назвал лишь имя блаженной Паши. Однако здесь возникает целый ряд вопросов, потому что абсолютно непонятно, какая блаженная Паша смогла поделиться с ним своими воспоминаниями о старце Серафиме?

Нам известна дивеевская блаженная Пелагея Ивановна Серебренникова, которая действительно раз в жизни встретилась с преподобным, и он благословил её на подвиг юродства и на поступление в Дивеевскую обитель. Сорок семь лет прожила Пелагея Ивановна в Дивеевской обители и отошла ко Господу, согласно «Летописи», 30 января 1884 года. Это печальное событие произошло за девять лет до приезда о. Леонида в Дивеево.

В год его приезда в Дивеевский монастырь в 1893 году там проживала другая блаженная – Паша Саровская (в миру Ирина Ивановна), которая с преп. Серафимом никогда не встречалась, поэтому не могла поделиться с автором «Летописи» своими личными воспоминаниями о старце. Самое удивительное, что в своих воспоминаниях отец Леонид пишет:

«...Приехав во второй раз в монастырь, я отправился к Паше и стал расспрашивать её обо всех известных эпизодах жизни преподобного, тщательно записывал всё, что она передавала мне, а потом ей записи прочитывал. Она находила всё записанное правильным и, наконец, сказала: “Всё, что помню о преподобном, тебе рассказала, и хорошо ты и верно записал, одно нехорошо, что ты меня расхваливаешь”.

...В это время игумения Дивеевского монастыря отправилась в Нижний Новгород на ярмарку, чтобы закупить годовой запас рыбы для монастыря, а когда я в её отсутствие пожелал навестить Пашу, то застал её совершенно больной и страшно слабой. Я решил, что дни её сочтены. Вот, думалось мне, исполнила волю преподобного, и теперь умирает. Своё впечатление я поспешил передать матери казначее, но она ответила: “Не беспокойтесь, батюшка, без благословения матушки игумении Паша не умрёт”.

Через неделю игумения приехала с ярмарки, и я тотчас пошёл сообщить о своих опасениях относительно Прасковии, уговаривая её немедленно сходить к умирающей, дабы проститься с ней и узнать её последнюю волю, иначе будет поздно. “Что вы, батюшка, что вы, – ответила она, – я только приехала, устала, не успела осмотреться; вот отдохну, приведу в порядок всё, тогда пойду к Паше”.

Через два дня мы пошли вместе к Паше. Она обрадовалась, увидев игумению. Они вспомнили старое, поплакали, обнялись и поцеловались. Наконец, игумения встала и сказала: “Ну, Паша, теперь благословляю тебя умереть”. Спустя три часа я уже служил по Параскеве первую панихиду».[6]

Согласно этим воспоминаниям, речь может идти только о Пелагее Ивановне Серебренниковой, знавшей батюшку Серафима, но умершей в 1884 году, до приезда о.Леонида Чичагова в Дивеево. Потому что Паша Саровская умерла в 1915 году и игумения Мария (Ушакова), которая умерла раньше её, в 1904 году, никак не могла проститься с ней и благословить на смерть...

Издательская группа Дивеевского монастыря в 2003 году выпустила книгу «Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Путеводитель», где дата смерти Пелагии Ивановны Серебренниковой изменена с 30 на 31 января 1884 года, хотя автор «Летописи» написал: «...ровно в четверть второго часа на понедельник 30 января (в праздник трёх святителей и день кончины родной её матери) Пелагеи Ивановны не стало». Это означает, что сестры позволили себе исправить «Летопись»?

В том же издании написано, что о. Леонид Чичагов встречался не с Пелагеей Серебренниковой, а с Пашей Саровской, и именно она передала ему наказ от преподобного Серафима. Но остается вопрос: какую Пашу отпевал о. Леонид, и кого благословила на смерть игумения Мария Ушакова, если Паша Саровская почила гораздо позже? И почему в тексте воспоминаний митр. Серафима (Чичагова) имелась приписка: «не путать с Пашей Саровской»? Может быть, речь идёт о неизвестной нам блаженной Паше, которая встречалась с преп. Серафимом, помнила его наказы и была в Дивеевском монастыре духовной наставницей, хранительницей заветов старца. Но почему тогда мы о ней ничего не знаем? Разрешить эти вопросы крайне важно, ведь от этой Паши автор «Летописи» получил сведения о жизни преп. Серафима Саровского и истории Дивеевского монастыря! И это лишь одна из многочисленных неувязок «Летописи», влекущая за собой другие вопросы и неувязки и потому нуждающаяся в разрешении.

Размышляя над вышеизложенным, невольно приходишь к выводу, что более всего о. Леониду Чичагову пришлось беседовать с матушкой Марией (Ушаковой), которая могла рассказать ему о тех монастырских событиях, свидетельницей которых она была сама. Следует, правда, заметить, что матушка Мария поступила в Дивеево в 1845 году уже после утверждения общины, через двенадцать лет после кончины прп. Серафима, и о многих событиях знала только понаслышке, со слов сестёр.

О. Леонид уехал в Москву с твёрдым намерением написать историю Дивеевского монастыря. Он вывез большое количество документов монастырского архива и сел работать над «Летописью». Вскоре в его семье произошло страшное горе: в 1895 г. после неожиданной и тяжёлой болезни супруга отца Леонида Наталья Николаевна скончалась, и он остался один, имея на руках четырех дочерей, старшей из которых было пятнадцать, а младшей – девять лет.

Поручив воспитание дочерей двум доверенным лицам, о. Леонид в том же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру, где и трудился над написанием «Летописи». За очень небольшой отрезок времени в жизни отца Леонида произошел целый ряд жизненно важных и трагических событий.

Времени для тщательного изучения материала у о. Леонида не было, он писал «Летопись» в большой спешке; многие архивные документы ему были недоступны: он жил в это время в Троице-Сергиевой Лавре, а документы церковных и светских ведомств, имевших отношение к истории Дивеевского монастыря, находились в Санкт-Петербурге (в архиве Св.Синода) и в Н.Новгороде (в архиве Духовной консистории). Отсюда многие неточности и явно предвзятые характеристики людей, потрудившихся для Дивеева.

Вскоре после принятия им монашества в его отношениях с братией монастыря возникли настолько серьезные неприятности, что лаврская братия потребовала у наместника удаления новопостриженного собрата из обители. В 1899 году обер-прокурор Св. Синода К.П. Побеноносцев назначил иеромонаха Серафима (Чичагова) настоятелем Суздальского Спасо-Ефимиева монастыря. В этом же году он был возведён в сан архимандрита и стал благочинным монастырей Владимирской епархии.

Отец Серафим (Чичагов) представил общественности свой труд как первый серьёзный документальный материал о жизни саровского старца Серафима и любимой им Дивеевской обители. И люди поверили ему. Фактически же автор «Летописи» осветил историю развития Дивеевской общины достаточно односторонне. Он использовал лишь малую толику документов архивов Саровского и Дивеевского монастырей, а из переписки Московского митрополита Филарета (Дроздова) и наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), которая охватывает 1831–1867 гг., он почему-то взял только часть писем за 1860–1861 гг., что совершенно не отражает степени участия московских подвижников благочестия в делах Дивеевской общины. Основным источником для о. Леонида Чичагова стали дневниковые записи дивеевских сестёр-послушниц, которые до наших дней не дошли, и подлинные тексты которых мы не можем сегодня проанализировать.

Анализ сохранившихся доныне списков дивеевских сестёр показывает, что послушницы, чьи дневники использовал о.Леонид, в силу своего положения в обители и не могли знать обо всех происходивших в монастыре событиях. В основном это были малограмотные крестьянские девушки. Многие из них считали себя «старшими» в общине независимо от своей должности, а уже в силу того, что раньше других пришли в обитель, – некоторые по благословению батюшки Серафима. В своих рассказах, записанных с их слов уже другими сестрами, они выразили лишь своё понимание и личное отношение к тем или иным людям и фактам, которые были им известны, порой, чисто случайно.

Опираясь на собранный материал, автор «Летописи» показал нам историю развития дивеевской обители глазами послушниц. Сегодня нам стал доступен другой комплекс документов, позволяющий увидеть те же события глазами монастырского и епархиального начальства.

Отец Леонид использовал дневники и воспоминания анонимных сестер, в которых были ссылки на воспоминания первых мельничных послушниц, однако к моменту его приезда в обитель тех первых сестер в живых уже не было. Не ясно, были ли живы те, кто записывал их воспоминания. Он не стал делать текстовый анализ воспоминаний, поэтому «Летопись» изобилует многочисленными повторами и неточностями, порой, противоречиями.

Никакие источники и свидетельства, кроме дневников дивеевских послушниц, не подтверждают плохого отношения старца Серафима к послушнику Иоанну. Мы встречаем плохое отношение к Иоанну Толстошееву со стороны саровского игумена Исайи II, со стороны митрополита Филарета (Дроздова), со стороны некоторых сестёр, но ведь они – не батюшка Серафим. Сохранилось немало свидетельств и о том, что игумен Нифонт с довольно большим числом саровской братии не любили самого прп. Серафима, а когда старец, выполняя завет Царицы Небесной и своих духовных отцов игумена Пахомия и старца Исайи, взялся окормлять женщин, то многие из них даже перестали с ним общаться.

Анализ обнаруженных сегодня литературных публикаций и архивных документов подтверждает, что о. Иоасаф действительно сделал очень много для прославления святого подвижника и процветания Дивеевской обители.

Из той же «Летописи» мы видим, что как бы плохо ни относился игумен Саровского монастыря Нифонт к памяти прп. Серафима и лично к послушнику Иоанну, однако он не запретил ему помогать дивеевским сестрам. Это может означать только одно: игумен Нифонт знал, что старец Серафим благословил своего ученика на это послушание. Известно, что преподобный до последних дней жизни подвергался нападкам со стороны братии за то, что духовно окормлял женщин. При этом старец Серафим в Дивеевскую обитель не ходил, – сестры сами приходили к нему. А тут молодой монах беспрепятственно выходил из обители и по нескольку недель жил в Дивееве. Невозможно даже представить, чтобы какой-либо насельник мог позволить себе такую вольность без разрешения монастырского начальства! Эти факты могут означать только то, что игумен Нифонт не взял на себя смелость отменить старческое благословение послушнику Иоанну и терпел его походы в Дивеево. Долгие годы после смерти батюшки Серафима – с 1833 по 1860 год (двадцать семь лет!) – исполнял Иоанн это послушание.

Какая начальница обители позволила бы послушнику (даже не священнику!) соседнего мужского монастыря распоряжаться в её обители, давать ей и сестрам указания, что делать, а чего не делать? Давайте представим, что сегодня послушник Санаксарского мужского монастыря самовольно придёт в Дивеевскую женскую обитель и начнёт давать распоряжения, а начальница не только сама будет выполнять его рекомендации по устройству обители, но и сестёр подчинит его руководству. Возможно ли в это поверить?..

Однако записки Н.А. Мотовилова и документы архива неумолимо доказывают, что после смерти прп. Серафима, с 1833 года дивеевские сестры охотно подчинялись руководству послушника Иоанна, поскольку знали, что именно ему поручил святой старец заботы о них. Имя послушника Иоанна ещё в 1839 году встречается в молитвенном правиле сестер Мельничной общины.

Любопытным является утверждение дивеевских сестёр, что старец Серафим не благословлял Иоанна помогать им и приходить в Дивеево. Любимый и уважаемый сестрами Н.А. Мотовилов в своих воспоминаниях о старце буквально цитировал самого Иоанна: «Я (т.е. Иоанн. – О.Б.) часто употребляем был Батюшкою на некоторые послушания по Дивеевской общине, которые по любви и усердию моему к старцу я с радостью всегда и выполнял. Отец Серафим сам никогда не хаживал в Дивеево для учреждения порядка в новоустрояемой общине, но всегда с приказаниями посылал меня, где по распоряжению старца всё и было мною выполняемо, почему и угодно было ему назначить меня по себе быть довершителем устроения Дивеевской общины».[7] Мотовилов нигде не обмолвился, что послушник лжёт.

Из отчётов дивеевского благочинного, игумена Оранского монастыря Германа, мы узнаём, что сестры, по словам начальницы Ирины Кочеуловой, беспрекословно выполняли указания монаха Иоанна, и она позволяла ему заниматься всеми хозяйственными вопросами.

Возможно ли поверить, что прп. Серафим, зная, что Иоанн после его кончины «захватит власть» над Дивеевской обителью, будет попирать его заветы и разорять монастырскую жизнь, не нашел средств воспрепятствовать простому послушнику, не имеющему никакого положения и никаких высоких покровителей, духовных или светских? Напротив, продолжал общаться с ним до последнего дня своей жизни, лишь «прикровенно» обличая его? Немыслимо, чтобы прп. Серафим не попытался принять решительные меры против пагубного влияния, опасного для его духовных чад!

Именно послушнику Иоанну саровские монахи отдали вещи батюшки Серафима, зная, как близок он был к старцу. Какой мужской монастырь стал бы отдавать личные вещи и иконы своего покойного иеромонаха женщинам из полунищей, официально Церковью не утверждённой богадельни? Только по ходатайству своего насельника, ученика старца Серафима, которого он оплакивал денно и нощно, передали они все вещи батюшки. Ещё раньше Иоанн организовал перенос из Сарова в Дивеево огромных камней, на которых молился старец Серафим. Именно он добился перенесения обеих пустынек преподобного в Дивеево, где затем по его просьбе одна из них стала алтарём Преображенской церкви. Саровские же монахи долгие годы смотрели на дивеевских общежительниц как на дополнительную обузу и очень не хотели общаться с ними.

Покинув Саровскую пустынь в 1847 году, став иеромонахом Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, отец Иоасаф (Толстошеев) продолжал опекать дивеевских сестёр до печальных событий 1860 года. В общей сложности он заботился об обители тридцать пять лет!

Самыми непростыми годами в истории Серафимо-Дивеевского монастыря были годы с 1834 по 1842 гг., когда сам факт существования женского общежития был под большим вопросом. Сестры со слезами просили митрополита Филарета (Дроздова) и наместника Лавры архимандрита Антония помочь им решить необычайно сложный вопрос с официальным утверждением дивеевского женского общежития и переходу её под управление Православной Церкви.

Сохранившиеся письма митрополита Филарета к архим. Антонию (Медведеву) за 1835–1842 годы подтверждают самое деятельное участие Московского Владыки в делах утверждения дивеевской общины.[8] Святитель решительно выступил против разделения Дивеевской общины на две независимых. Будучи опытным администратором, он понимал абсурдность требования официального утверждения двух самостоятельных женских общин в одном небольшом селе на расстоянии десятков метров одна от другой. Это была тупиковая ситуация и Св. Синод никогда не утвердил бы общины. В письме святитель подтверждает, что совсем немного сестёр выступало за разделение общин, большинство сестёр хотело этого объединения, для того чтобы быть утверждёнными.

Совершенно не понятно, почему отец Леонид Чичагов скрыл от читателей «Летописи» деятельное участие московского святителя и прп. Антония (Медведева) в деле утверждения Дивеевской общины? Автор «Летописи», опираясь на дневники сестёр, изобразил факт объединения общин в 1842 году как злостные происки одного монаха Иоанна (Толстошеева). Что могли знать послушницы монастыря о той тяжёлой, кропотливой работе, которую неустанно вели их начальницы, высшие церковные иерархи и многие другие благодетели общины, чтобы добиться её официального утверждения? Ничего. Они питались только слухами, на основе которых, составили свои необъективные воспоминания, ими и воспользовался отец Леонид Чичагов.

Согласно воспоминаниям сестёр, они выступили против Иоанна Толстошеева в 1840–50 годы. Как хорошо, что имеются письма свт. Филарета (Дроздова) за эти годы, которые снимают ложные обвинения с Иоанна! В архиве сохранились рапорты начальниц обеих общинок, в которых они просили правящего архиерея официально узаконить общины. Имеются многочисленные документы о земле, рапорты в Св. Синод управляющего нижегородской епархией, письма господина Н.А. Мотовилова, не желавшего отдавать землю и выдвигающего всевозможные причины для этого.

Весь комплекс документов свидетельствует, что митрополит Московский Филарет, архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Антоний, епископ Нижегородский и Арзамасский Иоанн (Доброзраков), сестры обители Е.В. Ладыжинская и Е.А. Татаринова, саровский послушник Иоанн – вместе боролись за официальное утверждение Дивеевской общины духовным и гражданским начальством, хорошо понимая всю важность и нужность этого дела. Главным было узаконить обитель, основанную матушкой Александрой (Мельгуновой) по заповеди Царицы Небесной как Её четвёртого удела, и исполнить благословение старца Серафима о помощи «его дивеевским сироткам».[9]

В 1860–1861 годах произошла, пожалуй, самая драматичная история в жизни Дивеевской общины – раскол. Автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» обвинил в произошедшей трагедии только отца Иоасафа (Толстошеева) и его сторонниц. Необходимо сразу сказать, что документы Нижегородского архива не подтверждают присутствия и непосредственного участия отца Иоасафа в дивеевских событиях. Известно, что в период с 1856 по 1860 гг., отец Иоасаф жил сначала в Оранском, а затем в Городецком Феодоровском монастырях, и только в 1860 г. его назначили духовником в дом нижегородского архиерея, поэтому мало верится в то, что у него было свободное время для частого посещения Дивеевской общины.

Документы раскрывают чрезвычайно сложные взаимоотношения в обеих общинах, насельницы которых весьма умножились. Одним из очевидных обстоятельств было следующее: многие были возмущены введением общежительного устава и более строгой жизни в объединенной Дивеевской общине. Очевидно и то, что «Летопись» никак не дает всестороннего освещения происшедшего в то время сложного и трагического конфликта. В этой краткой работе мы заметим лишь, что изгнанные же из Дивеева «сторонницы» о.Иоасафа образовали под его руководством новую обитель – Серафимо-Понетаевскую, в которой через немногие годы явилась чудотворная икона Знамения Божией Матери.

В 1903 году, известный церковный писатель Е. Поселянин замечал, что благодаря именно о.Иоасафу (Толстошееву) нам стали известны многие подробности из жизни преподобного:

«Многие обстоятельства жизни старца Серафима Саровского стали известны только потому, что были открыты великим старцем молодому саровскому иноку Иоанну, в монашестве Иоасафу, впоследствии схиигумену Серафиму. Через него стал известен дивный подвиг тысяченощнаго моления на камне, и стало известно само местонахождение камня.

Перед ним произошло великое чудо “преклонения древа”, которое старец испросил у Бога в знамение того, что Господь повелевает ему заботиться о той малой общине сестёр, тех “Дивеевских сиротах”, что составили первоначальное зерно, развившееся в великий Серафимо-Дивеевский монастырь. Он (о. Иоасаф) мог распространять ту любовь к великому старцу, какою горел сам, ту веру в него, какая доставила ему столько отрады, – распространять и возбуждать в душах широким путём печати. Всё то главное, что знал он об отце Серафиме, иное видел в нём, иное услышал от него, он записал и собрал в книгу. И многие чрез эту книгу привязались к великому старцу пылкой любовью, горячим искренним усердием».[10]

Жизнеописание схииг. Серафима (Толстошеева) изобилует событиями и свидетельствует о самоотверженной неусыпной деятельности этого труженика на ниве Церкви Христовой. Прожив 13 лет под руководством прп.Серафима, до последнего дня пребывая в общении со святым старцем, всю свою дальнейшую жизнь о.Иоасаф посвятил прославлению памяти преподобного и исполнению его заветов в своей собственной духовной жизни и в трудах ради сирот Дивеевских. Отец Иоасаф неустанно трудился в различных обителях Нижегородской епархии, ревностно исполняя послушания, возлагаемые на него священноначалием; он возобновил пришедшую в глубокий упадок древнюю Павло-Обнорскую обитель и поспособствовал открытию еще нескольких монастырей. Окончательно изгнанный из Дивеева после 35-летней его опеки, о.Иоасаф стал основателем Серафимо-Понетаевского женского монастыря, в который ушла весьма значительная часть дивеевских сестер.

В результате своих трудов о.Иоасаф не скопил мирского богатства и человеческой славы. Приняв пострижение в схиму, претерпев неисчислимые скорби и тяжкую болезнь, о.Серафим скончался глубоким старцем, оплакиваемый многочисленными духовными чадами. Если отложить в сторону укоренившуюся в церковно-исторической литературе негативную характеристику этого человека, непредвзятому взгляду его жизнеописание покажется несомненным житием святого мужа. Будем надеяться, что Божиим промыслом историческая истина будет явлена во всей точности, и многоскорбному схиигумену Серафиму (Толстошееву), хотя и спустя более ста лет, будет воздана историческую справедливость, а вернее – откроется Божия правда о нем.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Алексей Воскресенский. Многоскорбный ученик Преподобного Серафима Саровского – игумен Павло-Обнорского монастыря Иоасаф, в схиме Серафим. Вологда. 1914; Н.А. Мотовилов. Жизнь, подвиги и кончина Саровской Пустыни иеромонаха и пустынножителя отца Серафима. // Угодник Божий Серафим. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996.

[2] Степашкин В.А. Первые биографы преподобного Серафима Саровского. Саров. 2004. С. 38.

[3] Записки Мотовилова были переданы С.А. Нилусу в 1901–1902 гг., вдовой Мотовилова Еленой Ивановной.

[4] Дамаскин (Орловский) иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. Тверь. 1996; Угодник Божий Серафим. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1996; Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). СПб., 2000; Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. Ч. I-II. М.-СПб., 1993.

[5] В авторском тексте имеется примечание: «Не путать с известной блаженной Пашей Саровской, скончавшейся в 1915 году».

[6] Дамаскин (Орловский) иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. Тверь. 1996. С. 428-429.

[7] Мотовилов Н.А.. Жизнь, подвиги и кончина Саровской Пустыни иеромонаха и пустынножителя отца Серафима. //Угодник Божий Серафим. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996. С. 13.

[8] Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Антонию 1831-1867. Ч.1. 1831-1841; Ч. 2. 1842-1849. М. 1877.

[9] Букова О.В. Женские обители преподобного Серафима Саровского. Н.Новгород. 2003. С. 195-209.

[10] Поселянин Е. Птенцы старца Серафима. Русский Паломник. 1903. №18-19.

 

 Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
18
 /  - 
6
Комментарии:
Комментариев нет.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Жизнеописание схиигумена Серафима (Толстошеева).<br>Из книги Ольги Буковой «Схиигумен Серафим – многоскорбный ученик преп. Серафима Саровского» Православный журнал «Благодатный Огонь»

Жизнеописание схиигумена Серафима (Толстошеева).
Из книги Ольги Буковой «Схиигумен Серафим – многоскорбный ученик преп. Серафима Саровского»


10.08.2021
Ольга Букова

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

 

НОВОСТИ

07.12.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви