Актуальные статьи
Причастие и коронавирус
Поводом к написанию данной статьи послужила довольно острая полемика в Православной Церкви, в том числе и в Московском Патриархате, связанная с пандемией коронавируса и введенными санитарно-эпидемиологическими мерами на приходах. Формально началом ее может считаться реакция на публикацию 17 марта 2020 г. «Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции»[1]. В среде так называемых «православных ревнителей» текст «Инструкции» был воспринят как некий знак «апостасии». Священноначалие Церкви было обвинено в «предательстве веры» и «богохульстве». На взгляд «ревнителей» сама мысль о том, что опасность заражения может быть как-то связана не то, что с Телом и Кровью Христовыми, но с платом, лжицей, Чашей, иконой, крестом представляется богохульством. Более того, на их взгляд опасности друг для друга не могут представлять и сами причастники, как бы тесно они ни стояли. По сути и предметы храма, и само пространство храма объявляются имеющими противовирусные и бактерицидные свойства. Эти свойства иными «ревнителями» приписываемы даже колокольному звону, что делает площадь «дезинфекции» вообще громадной.
По обыкновению своему «ревнители» не смогли найти серьезных богословских доводов для обоснования своих эмоциональных (подчас истерических) обвинений, руководствуясь своими личными представлениями о благочестии, принимаемыми за верность Преданию Церкви.
Иной была реакция ряда богословов, в целом согласных с принятыми санитарно-эпидемиологическими мерами. Они указали на ряд прежде принятых Церковью документов, сходным образом регламентирующих причащение в периоды эпидемий и обращали внимание на то, что «Инструкция» опирается на «Настольную книгу для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова и «Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца». Однако не все они смогли остаться в рамках православного вероучения, когда речь зашла о возможности заражения от Тела и Крови.
Например, проф. А.И. Осипов пытается обосновать идею возможности заражения от Тела и Крови в полемике с «распространенным представлением, что во время Литургии Хлеб и Вино превращаются в натуральное Тело Христа, и потому никаких вирусов в Святых Дарах быть не может»[2]. Проф. Осипов полагает, что Церковь учит иначе: хлеб и вино не превращаются, но только соединяются с Божеством, и это соединение позволяет говорить о них, как Теле и Крови Христовых. Данное учение (признанное неправославным и названное в Исповедании Иерусалимского Собора 1672 года[3] учением о «вохлеблении»[4]) прямо подпадает под анафему Константинопольского Собора 1691 года, учащего, вослед Иерусалимскому Собору:
«поскольку святая и кафолическая Христова Церковь со времен святых Апостолов и впоследствии вплоть до нашего [времени] согласно преданию Спасителя нашего Христа и Бога веровала и [ныне] разумеет о святейшем таинстве святой Евхаристии, что в нем Господь наш Иисус Христос присутствует истинно и реально (ἀληθῶς καὶ πραγµατικῶς), то очевидно, что по освящении хлеба и вина хлеб претворяется или прелагается в самое истинное и от Девы рожденное Тело Христа, а вино – в самую истинную и на кресте излиянную Кровь Того же Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Бога. И более не остается сущности хлеба и вина, но под видимыми образами (ἐν τοῖς φαινοµένοις εἴδεσι) хлеба и вина суть истинно и реально самые Тело и Кровь Господа. Кроме того, в каждой частице освященных хлеба и вина находится не [какая-либо] часть Тела и Крови Христовых, но весь целиком Владыка Христос по существу (κατ᾽ οὐσίαν), то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Ведь то же самое Тело Христово находится и на небе, и в таинстве Евхаристии, не так, что Оно сходит с неба, но так, что сами хлеб и вино прелагаются в само то Тело и Кровь существенно (οὐσιωδῶς), и Владычные Тело и Кровь истинно и реально присутствуют в Таинстве незримо».[5]
Собор анафематствует тех, «кто дерзнут преступить это церковное и соборное решение»[6], и говорит:
«да будут [они] отлучены от Святой, Единосущной, Животворящей и Живоначальной Троицы, единого по природе Бога. И да будут они прокляты, и не будет им прощения и искупления после смерти и в нынешнем веке, и в будущем, и участь их да будет вместе с предателем Иудой и с появившимися от начала ересиархами, смутившими Церковь Христову, и с распявшими Господа, и будут повинны огню геенны, отеческим и соборным проклятьям подверженные и вечной анафеме подсудные».[7]
Очевидно, что православным следует избегать учений, подвергнутых «соборному проклятию». Соответственно и взгляд проф. Осипова принят быть не может.
Иную позицию занимает архимандрит Кирилл (Говорун). В заметке «COVID-19 и христианский (ли?) дуализм»[8] он начинает с утверждения: «воскресшее тело Христа, которым мы причащаемся, было онтологически таким же телом, что и наше».[9] Далее он ссылается на свт. Афанасия Александрийского, учившего, что «Слово, поскольку Оно не могло умереть — ибо Оно бессмертно — приняло на себя тело, способное умереть» (О воплощении, 20). Из этого архим. Говорун делает вывод, что
наши человеческие тела, как и тело Христа, «в полной мере участвуют в общей человеческой природе, те же микроорганизмы, которые живут в нашем теле, жили и в Христовом теле. Нет оснований не считать, что они продолжили в нем жить даже после Его воскресения. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли его убить».[10]
Однако заметим, что если мы не видим оснований для какого-нибудь утверждения, это еще не означает, будто их нет. Архим. Говорун, очевидно, не вполне отчетливо понимает учение Церкви о Евхаристическом Теле Спасителя. Это становится совершенно ясно, когда он для подтверждения своей мысли ссылается на возможность Телу Христову заплесневеть. Автору, по-видимому, вовсе не известно, что «всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах»[11], и, таким образом, говоря о случаях плесневения Св. Даров, он должен допустить, что при этом и на небесах плесневеет Тело Христа, «седяща одесную Отца»!
Чтобы нам избежать подобных нелепых и даже кощунственных выводов, следует обратиться к истинному пониманию совершающегося в Таинстве Евхаристии, какому учит Церковь. В догматических текстах Соборов, имеющих общецерковный авторитет: Константинопольского 1662 г., Иерусалимского 1672 г., Константинопольского 1691 г., Константинопольского 1723 г. — прямо выражено традиционное учение Православной Церкви: после совершения пресуществления должно различать в Чаше Само Тело и Саму Кровь Спасителя, и те виды, акциденции хлеба и вина, которыми Они от нас сокрыты. В Чаше сохраняются все физические свойства хлеба и вина, но сущность их делается иной, что, во избежание еретических толкований Таинства, было выражено Соборами XVII–XVIII веков (и принято всей Православной Церковью) термином «пресуществление». Сохранение физических свойств, то есть акциденций хлеба и вина, и является причиной того, что со Св. Дарами может происходить свойственное хлебу и вину: хлеб — плесневеть, вино — пьянить. Однако это не свойства Тела и Крови! Церковь говорит, что все, происходящее со Св. Дарами, «бывает только с акциденциями хлеба и вина»[12], но не с акциденциями Тела и Крови! Добавим к сказанному и несколько слов о странном толковании архим. Говоруном понятия «тление». Тело Христово, пребывающее одесную Отца нетленно не только в смысле безгрешности и бессмертия, но и в том, что оно не подвержено всем тем неукоризненным страстям, которым Спаситель попускал в Себе по воплощении. В контексте темы уместно напомнить слова свт. Димитрия Ростовского:
«если случится, что Святые Тайны, по небрежению или случайно, упадут, сгорят, сгниют, замерзнут, загрязнятся и проч., то этому подвергается не Тело Христово, а внешний вид хлеба и вина. Сия же бесстрастная жертва никаким образом не причастна сему. Да не будет так! Ибо однажды только плоть Христова пострадала за нас, по Воскресении же не подлежит страданиям».[13]
Поэтому утверждать, будто Само Евхаристическое Тело Христово может каким-либо образом быть «инфицировано» — утверждать противное учению Церкви.
Однако возможно предположить теоретическую вероятность того, что Господь попустит видам хлеба и вина проявить свойства хлеба и вина, как это случается с ними, когда хлеб плесневеет. Если на хлебе может завестись плесень, то может попасть и вирус от слюны причастника. Это зависит от воли Божией.
Как от воли Божией зависит, заболеет ли человек. И в связи с этим скажем еще об одном аспекте проблемы, напомнив слова св. ап. Павла:
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11. 26–30).
Говоря о теоретической вероятности, мы свидетельствуем, что доверяем Богу в любом случае, принимаем волю Его, какова бы она ни была.
Думается, что в возмущении предположением о возможной опасности заразиться от Чаши не последнюю роль играет маловерие. Но не в том смысле, что человек не верит в возможность Господу попустить заразиться. Нет, проблема — в не слишком серьезном отношении к словам св. ап. Павла. Вроде бы да, причащаться небезопасно, но... Но ничего, Господь милостив. И незаметно для нас (авторы не исключают себя из числа объединенных местоимением «мы») опасность причастившемуся недостойно заболеть и умереть, а то и быть наказанным «карой вечною» (прп. Иоанн Дамаскин) начинает представляться какой-то не слишком реальной; мы перестаем бояться.
А вот в ситуации, когда нечто воспринимается реальной опасностью (например, заболеть коронавирусом) мысль о небезопасности Причастия вызывает у многих просто бурю чувств. Как же так, мы же причащаемся во исцеление души и тела! Как может быть, чтобы Христос попустил нам заболеть, причащаясь Его животворящего Тела??? Здесь — реальный страх, который многие (бессознательно) пытаются заглушить уверенностью в гарантированную безопасность Причастия. Но Причастие не гарантирует нам здравия и долголетия, как не гарантирует и избавления от вечных мук!
Если всерьез поверить в это, то и представление об опасности, причастившись, заболеть коронавирусом, или даже умереть от него, не будет казаться чем-то особенным и кощунственным. Безусловность бактерицидных и противовирусных свойств Чаши не гарантирована ничем, как не гарантирована ничем безусловная безопасность Причастия вообще. Условие есть. И потому, независимо от эпидемической обстановки, мы должны приступать к Чаше со страхом и трепетом. У нас есть надежда, но нет безусловной гарантии. Единственная гарантия, которую нам дает Бог — это что «пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых»[14]. Но вот условие: Тело и Кровь «благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание»[15]. Только от нас зависит, будет ли нам Причастие во исцеление души и тела, или приведет к болезни (что нам, грешным, может сослужить и пользу!), а то и — к осуждению и вечному наказанию (что гораздо страшнее болезни и смерти тела!).
Если мы всерьез отнесемся к отсутствию гарантий безопасности вообще, то более трезво и разумно отнесемся и к представлению об отсутствии гарантий безопасности во время эпидемии или пандемии. Причастие всегда небезопасно!
Не спокойная уверенность должна быть нашим чувством при причащении, но надежда: «радуяся вкупе и трепеща».
[1] См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/5608418.html
[2] https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/stati/o-prichashchenii-v-usloviyakh-rasprostraneniya-koronavirusa/
[3] Текст Иерусалимского собора 1672 г. был подтвержден и повторен Константинопольским Собором 1723 года в «Послании патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере».
[4] Исповедание, 17
[5] М.М. Бернацкий. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление»). // Богословские труды, сборник 41. — М., 2007 — 591 с. С. 138–139.
[6] Там же. С. 143
[7] Там же.
[8] https://publicorthodoxy.org/ru/2020/03/23/covid-19-/
[9] Там же. С. 2–3.
[10] Там же.
[11] Исповедание, 17
[12] Исповедание, 17
[13] Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Том пятый. Издание четвертое. М., 1835 г. С. 131–132.
[14] Исповедание, 17
[15] Там же.
Благодатный Огонь
Карта Cбербанка: 5332 0580 7018 9424
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266
Голосование за статью
Понравилась Понравилась - ... / Не понравилась Не понравилась - ...
Комментарии:
София 01.02.2022 в 16:23:35
Уважаемый Дмитрий, спасибо за ответ. Поняла, что метод лечения это, а не профилактики. Насколько я понимаю, клинические испытания данный метод не прошел пока и разрешения этим методом врачевать не получено, это так? Попытаюсь разобраться по данной публикации. Иммунопрофилактические препараты, если о вакцинах говорить, не имеют ни один 100% эффективности, то есть, заболеть тем заболеванием, от которого прививка, вполне реально. Эффективность определяется на второй и третьей стадии клинических испытаний эмпирически, то есть, если только у одного из пяти привитых НЕ появляется в крови вируснейтрализующих антител, то ее эффективность равна 80%. Именно такой результат получен для препарата Спутник V для дельта-штамма коронавируса.
Дмитрий 31.01.2022 в 23:25:11
София 31.01.2022 в 16:13:08
Уважаемый Димитрий, разрешите вопрос: откуда у Вас информация об этом методе лечения, разработанном в Сеченовском университете? Есть ли она на официальном сайте? Завершена ли первая стадия клинических испытаний на людях, тех самых, что испытывали на себе? Опубликованы ли результаты и где? Напрасно думаете, что немыслимо "по нынешним временам" испытание препаратов и методов учеными на себе: наоборот, это существующая практика. Так, в 2020 году коллективы создателей вакцин Спутник и ЭпиВакКорона в первой стадии КИ сами тестировали именно на себе эти препараты.
Дмитрий 30.01.2022 в 21:10:28
Как то довелось быть свидетелем "дискуссии". Неизгладимое впечатление. Не сколько сама "дискуссия", сколько предмет:
монах Савва 01.11.2021 в 18:52:47
София 01.11.2021 в 14:50:16
диак. Дионисий Анаприенко 31.10.2021 в 15:29:54
монах Савва 29.10.2021 в 22:16:07
монах Савва 29.10.2021 в 21:47:56
Диак. Дионисий Анаприенко 29.10.2021 в 19:29:38
Диак. Дионисий Анаприенко 29.10.2021 в 18:54:10
монах Савва 29.10.2021 в 15:12:55
монах Савва 29.10.2021 в 14:45:49
Диак. Дионисий Анаприенко 29.10.2021 в 12:37:46
монах Савва 28.10.2021 в 15:06:01
монах Савва 28.10.2021 в 01:03:38
диак. Дионисий Анаприенко 27.10.2021 в 15:02:36
София 26.10.2021 в 16:43:26
Уважаемый отец Савва, спасибо за ответ и внимание к моему не стоящему того мнению, за назидание. Вам не за что просить у меня прощения. Желаю здоровья, а также не медлить с решением привиться, чтобы обезопасить себя и Ваших близких!
монах Савва 25.10.2021 в 23:22:56
монах Савва 25.10.2021 в 23:01:05
София 25.10.2021 в 19:31:32
монах Савва 25.10.2021 в 13:40:34
София 24.10.2021 в 13:19:51
диак. Дионисий Анаприенко 23.10.2021 в 19:00:53
монах Савва 23.10.2021 в 14:56:43
диак. Дионисий Анаприенко 23.10.2021 в 12:00:52
Диак. Дионисий Анаприенко 23.10.2021 в 02:40:33
монах Савва 22.10.2021 в 20:35:19
София 22.10.2021 в 20:13:47
Для о. Дионисия разрешите добавить к редакторскому комментарию соображение, что и в обычных условиях, то есть, в быту и в жизни вообще, НЕ есть "обычное действие" вирусов всяких "вызывать болезнь", ведь знаем на практике массу случаев, когда люди не болеют вирусными заболеваниями в то время как вокруг болеют даже близкие люди, и с этим короновирусрм та же история.
Диак. Дионисий Анаприенко 22.10.2021 в 19:51:36
диак. Дионисий Анаприенко 22.10.2021 в 17:50:13
София 21.10.2021 в 18:42:13
Диак. Дионисий Анаприенко 21.10.2021 в 00:51:34
Ув. отец Савва, простите! Рассеянность: вот и вместо "consensus patrum" в своем посте я написал "consensus partum". На остальное отвечу позже, если Бог даст.
монах Савва 20.10.2021 в 22:23:50
монах Савва 20.10.2021 в 19:35:23
диак. Дионисий Анаприенко 20.10.2021 в 18:27:08
диак. Дионисий Анаприенко 20.10.2021 в 16:07:03
София, среди священнослужителей РПЦ много людей среднего и преклонного возраста (в семинариях сейчас набор уже не тот, что в былые времена). Священник, достигнув пенсионного возраста, как правило, не уходит на покой, но продолжает свое служение Богу и людям. С возрастом иммунитет слабеет, появляются хронические болезни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди духовенства во время всплеска заболеваемости процент заболевших выше, чем среди населения в целом. Ведь население в целом – это еще и молодые люди, и дети.
диак. Дионисий Анаприенко 20.10.2021 в 15:59:57
Ув. Киприан! В моем посте Ваша мысль (вернее, один из тезисов) заключена в кавычки, а всё остальное – уже мои рассуждения, для которых она послужила исходной точкой. Спасибо за статью!
София 18.10.2021 в 23:19:51
монах Савва 18.10.2021 в 20:33:59
София 18.10.2021 в 20:24:17
диак. Дионисий Анаприенко 18.10.2021 в 17:28:57
монах Савва 16.10.2021 в 15:43:24
Еще от свщмч Дионисия Александрийского - написано: не обезвинит хульника от устен его, яко внутренних его свидетель есть Бог. Не отпустил безнаказанными человеколюбивый Дух Ананию и Сапфиру, которые солгали: они потерпели наказание, так как солгали человеколюбивому Духу. Пусть и Самосатский уготовляет дела свои к исходу; ибо не отойдет без наказания тот, кто клевещет на человеколюбивого Духа Святого. Дух же есть Бог как научил нас Истина-Христос, сый над всеми Бог, пришедший на облаце легце во Египет, Господь Бог Израилев, Иисус Христос. Написано: Святый Дух премудрости отбежит льстива, и отымется от помышлений неразумных и обличится от находящия неправды. И пусть всем, и новоиспеченным Самосатским, и тем, о ком упоминал в своей статье брат наш Киприан, будет уроком - не обезвинится хульник, ни в этой жизни, ни в той.
монах Савва 16.10.2021 в 14:58:36
монах Савва 16.10.2021 в 14:42:19
Возлюбленные о Христе! 16 октября память свщмч Дионисия Александрийского, у которого есть такие слова: Когда в Александрии появилась чума, святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. О почивших своих чадах он писал: "Таким образом оставили жизнь лучшие из наших братьев. Сей род смерти – дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества". Это и о священниках почивших ныне, и не только о них, но и мирянах.
Киприан Шахбазян 16.10.2021 в 12:55:36
София 16.10.2021 в 12:47:43
диак. Дионисий Анаприенко 16.10.2021 в 11:33:09
Настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский заявил, что более 5% духовенства РПЦ заразились коронавирусом.
«Ни в одном сообществе ни одной страны нет большего процента заразившихся, чем среди московских священников. И это при том, что закрыты храмы. У нас заражаются люди – это менее 1%, а почему-то среди священнослужителей заражаются более 5%. Откуда берется эта цифра? Честно говоря, я просто не понимаю. Вероятно, есть в этом какой-то промысл Божий», — пояснил отец Владимир в беседе с «Газетой.Ru».
При этом он подчеркнул, что все столичные храмы соблюдают предписанные ограничения.
Никола 10.10.2021 в 21:47:24
Ирина Фр. 10.10.2021 в 20:32:56
Киприан 10.10.2021 в 20:30:26
Никола 10.10.2021 в 19:11:57
Ирина Фр. 10.10.2021 в 18:17:18
Ирина Фр. 10.10.2021 в 17:44:10
Ирина Фр. 10.10.2021 в 17:37:38
Киприан 10.10.2021 в 14:48:01
София 10.10.2021 в 12:10:45
Братие и сестры, разрешите поздравить с Воскресным днем. По-моему, уважаемый отец Савва все толково разъяснил по теме, как и сам автор уважаемый Киприан, что свойства хлеба, вина, других веществ, как и законы физики и биологии, установленные Творцом, никто не отменяет, кроме тех чудесных случаев, когда Он по Своей благой воле "изменяет естества чин". Понятно, что догматов о заразности или незаразности в церковном учении нет, иначе мы бы знали об этом и таких практик бы не существовало, а с ними Церковь в действительности живет более 2000 лет.
монах Савва 10.10.2021 в 01:56:36
Никола 10.10.2021 в 01:13:59
Никола 10.10.2021 в 00:57:13
София 09.10.2021 в 23:36:21
Никола 09.10.2021 в 23:08:35
София 09.10.2021 в 22:35:46
Никола 09.10.2021 в 22:13:47
монах Савва 09.10.2021 в 20:40:30
Никола 09.10.2021 в 20:06:42
Никола 09.10.2021 в 19:47:24
София 09.10.2021 в 18:05:18
София 09.10.2021 в 17:56:40
Никола 09.10.2021 в 16:53:44
Ирина Фр. 08.10.2021 в 22:22:06
Хочу напомнить орос IV Вс. Собора об образе ипостасного соединения во Христе двух природ. Последуя Св.Отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека... в двух естествах - неслитно, неизмено, нераздельно, неразлучно - так что СОЕДИНЕНИЕМ нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более СОХРАНЯЕТСЯ свойство каждого естества. Все это несомненно относится и к Евхаристии тоже.
монах Савва 08.10.2021 в 22:03:41
Геннадий С. 08.10.2021 в 19:50:59
Геннадий С. 08.10.2021 в 19:33:55
монах Савва 08.10.2021 в 19:17:29
Геннадий С. 08.10.2021 в 18:56:38
Геннадий С. 08.10.2021 в 18:44:34
монах Савва 08.10.2021 в 18:07:09
Слава Богу, что немного проясняется основание Вашей самости в данном вопросе. Тленность и Природа. Церковь учит, что тление мы должны понимать двояко. Человеческие страсти: голод, жажду, утомление, прокалывание гвоздей, смерть или отделение души от тела и подобное, все это Он воспринял добровольно. С этим значением - тело Господа было подвержено тлению. Максим Исповедник пишет - безсмертие Адам имел не по природе, а по благодати, и данное ему по благодати безсмертие он должен был укрепить «в безстрастии и непреложности», чтобы стать «богом в силу обожения». Смертность, тленность стали естественным следствием лишения благодати, проявлением естественных смертности и тленности, благодати лишенных. И единственным способом исцеления стало новое обретение «благодатного причастия», дабы достичь такого соединения с Богом, чтобы стать «богом в силу обожения». Но Спаситель имел всецело обоженную в Себе вследствие ипостасного соединения человеческую природу, и поэтому в Нем не было «ничего, требующего уврачевания». Он лишь попустил в себе естественные тление и смерть, лишь попустил Своей человеческой природе пребывать в как бы безблагодатном состоянии. Другими словами, Христос «воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом», и что «хотя воспринял на Себя наши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания». Ипостасное обожение человеческой природы, это обожение природы Адама до грехопадения, нетленного, природы которую Он Сам создал. Наша же природа от Адамовой отличалась именно этой тленностью, в следствии кары. Такую природы усвоить Себе Христос не мог, т.к. тем самым был бы не отличим от нас. Будучи Зачат превыше естества, во избежание вины и повреждения нам передаваемым зачатием от семени, и чтобы нас от этого освободить, Он и усваивает отличие наше от Адама до падения Себе, непринужденно, иначе что не усвоено, то и не исправлено.
монах Савва 08.10.2021 в 16:33:17
Геннадий С. 08.10.2021 в 16:03:28
Геннадий С. 08.10.2021 в 15:36:22
Геннадий С. 08.10.2021 в 15:21:42
монах Савва 08.10.2021 в 14:38:34
монах Савва 08.10.2021 в 14:30:26
Евгений 08.10.2021 в 13:49:43
Сергей G 08.10.2021 в 12:32:01
Александр 08.10.2021 в 12:14:38
Геннадий С. 08.10.2021 в 11:00:45
Киприан 08.10.2021 в 10:00:31
Роман 08.10.2021 в 07:08:26
Вся наше жизнь это божественная энергия, даже атомы это тоже энергия. Любые вирусы и бактерии они везде есть, где нет яда уничтожающее все живое, вирус на слюне человека вирус на лжицы вирус в самом человеке, да и сам человек состоит из множества всяких вирусов и бактерий разного характера. Причастие это не дезинфицирующий раствор, причастие это энергия дающая энергию жизни тела во исцеления души, и если душа достойно подготовилась, то никакой вирус ей нестрашен. Но, увы, достойный плод покаяния мало кто сейчас совершает и поэтому есть те, у кого нету той самой энергии для победы над смертью.
Геннадий С. 08.10.2021 в 00:43:34
Сергей G 07.10.2021 в 23:27:11
Геннадий С. 07.10.2021 в 18:19:47
София 06.10.2021 в 22:19:37
монах Савва 06.10.2021 в 14:27:10
Храни Господь, поистине дар Слова. Так тонко и безупречно обличить ложных учителей, догматические тонкости Православной Веры так не многословно и ясно выразить, простым и понятным языком обозначить границу между действительным и мнимым (ложно ожидаемым), браво - дело за малым, не пройти мимо разложенного так грамотно, по полочкам, иначе отнимется от нас всякое оправдание нашего невежества.
Лидия 05.10.2021 в 23:49:34
Это одна из лучших статей на такую сложную тему. Автор проявляет здравомыслие и рассудительность, аргументированно излагает свою позицию, избегая крайностей. Всем хочется пожелать веры, любви, душевных сил в эти непростые времена.
Дмитрий 01.02.2022 в 23:48:33