Богородица

Актуальные статьи

Противостояние распаду

10.01.2022


Сейчас много говорят об информационных войнах, но если проецировать эту тему в область духовную, то надо сказать, что Истина ни с кем не воюет. Истина – это Христос и там, где Христос, там уже Победа. Но против Истины действительно ведется масштабная и всесторонняя война духами злобы поднебесными и в своей войне они используют самые разнообразные методы и самых разных людей. И главное, чего пытаются добиться служители лжи, это убедить всех в том, что Истины не существует вовсе, что есть только равновозможное и равноправное многообразие суждений и мнений. Впрочем, из этого множества всё-таки «более равными» и правыми признаются суждения, сообразные с либеральной идеологией, суть которой заключается в противопоставлении свободы «ветхого человека» – свободе христианской.

Три года назад, девятого января 2019 года собором епископов Константинопольского Патриархата единодушно был подписан так называемый Томос о предоставлении автокефалии ПЦУ. Вселенскому православию был брошен вызов, на который единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь должна будут ответить (и отвечает уже) как на вызов ересей неопапизма и экуменизма. И, думаю, нам полезно будет в этой связи осознать и развеять мифы, которые мешают взглянуть на происходящие события трезво.

Миф первый – это мнение, что происходит какой-то глобальный «раскол Православия». Будем говорить прямо – за всеми этими событиями, действительно общемирового масштаба стоят не просто какие-то злонамеренные люди, а, несомненно, сам сатана с его приспешниками и одна из важнейших для них задач – это дискредитировать мировое Православие, единственную спасительную и Богооткровенную веру, внедрить в сознание людей мысль о том, что и в православии нет истины, а есть только борьба тщеславия и амбиций, так что не стоит и связываться с православной Церковью. Это, то есть эту главную задачу бесов, надо понимать и видеть ясно. Тогда многое становится понятно.

Теперь скажем как всё обстоит на самом деле.

Вселенское Православие не только не разделено, но оно ничуть не умалилось, не потерпело ущерба никогда ни в какие времена и ни в каких обстоятельствах за всю историю христианской жизни человечества. Потому что Церковь – это столп и утверждение Истины, Тело Христово, а Христос и в прошлом и сейчас и в будущем – Тот же, и Он не может расколоться или разделиться Сам в Себе. То есть вера наша, и Церковь остаётся, слава Богу, неизменной и открыта для всех, кто стремиться прийти к познанию Истины. Это радостно и это действительно так.

Но что же тогда происходит и что называют «вселенским расколом». А происходит то, что руководство одной из Поместных церквей в силу постепенного уклонения в ереси неопапизма и экуменизма, попало под политическую и финансовую власть нынешнего идеологического, политического и финансового мирового лидера – США и, к сожалению всё более удаляясь от чистоты православной веры во всех областях её исповедания, фактически отпало от Вселенского Православия. Это отпадение произошло не сразу, а длилось десятилетиями, и сейчас только настал момент, когда оно обнаружилось во всей своей неприглядности. Корень папизма – властолюбие. А экуменизм – это его естественное следствие, желание всем угодить, чтобы приобрести над всеми псевдодуховную власть. Подмена духовности душевностью. И вот Константинопольский патриархат, под прикрытием США, вознамерился на Украине установить свою власть, «благословив» и оформив «церковно» радикальный национализм, желая в то же время продемонстрировать всему миру, кто во всеправославном доме «хозяин».

Но в этом уже заключается чудовищное противоречие. Потому что существует такое понятие как этнофелитизм, то есть ересь «национальной веры», когда, паразитирующая на естественном национальном чувстве, страсть радикального национализма входит в противоречием с чистотой православного исповедания. Благословляя радикальный национализм на Украине, принимая его под свою «опёку» и создавая псевдоцерковные националистические структуры, Константинопольский патриархат сознательно потворствует ереси этнофелитизма.

Далее, Константинопольский патриархат «узаконил» раскол, то есть людей, отпавших от Церкви, признал вновь соединившимися с Ней, но без их покаяния. Это попросту невозможно. Как невозможно преступника, очевидного насильника и убийцу, уличенного в его преступлении, признать невиновным. То есть это возможно осуществить посредством лжи и обмана, но ложь притом останется ложью. Потому что такое признание – это фактически «легализация» преступности как таковой, только в области духовной. Грубо говоря, это как если бы сказали: убивай кого хочешь, ты теперь имеешь на это полное право, ты равен другим, даже если будешь убивать кого захочешь. И никто не вправе тебя осуждать за твои поступки и называть тебя каким-то «иным» или ущербным или заслуживающим порицания. Стирается грань между законом и беззаконием. Это не просто недопустимо, но катастрофично по своим последствием и, вместе с тем, вполне согласно с духом «прогрессивной» либеральной идеологии.

Церковь живёт по законам Божественным, которые за историю Церкви нашли и последовательное воплощение в законах юридических, в том, что называется каноническим правом. Так вот, «легализовав» раскол, Константинопольский патриархат не только нарушил канон о невозможности такой «легализации», но и сам сделался преступником и отделил себя своими поступками от Церкви, как человек, принявший непосредственное участие в преступлении – сам становится преступником и называется соучастником преступления.

Следующий миф – это миф о противостоянии Московского и Константинопольского патриархата. Якобы речь идёт о постыдном и прилюдном «выяснении отношений» двух религиозных лидеров, о противостоянии амбиций, тщеславий и самолюбий. Такая мысль опять же внедряется с целью выставить Церковь на посмешище, как бы «разделившуюся саму в себе» организацию, руководимую корыстными и самолюбивыми чиновниками. На деле всё обстоит иначе.

Русская Православная Церковь многие века не только просвещала светом истинной веры разные народы, населявшие земли исторической Руси, но и объединяла их в единый православный народ, который множился и расширял естественным образом пределы духовного и административного влияния Русской Православной Церкви. И вот на нынешний момент Русская Церковь вмещает в себя и окормляет единый православный народ, разделенный политически и живущий в разных странах, принадлежащий разным языкам, традициям и культурам. Но все эти языки, традиции и культуры сосуществуют в любви и согласии безо всякого надрыва и недоразумения в лоне единой Русской Православной Церкви. Такова реальность и это надо понять и признать. И народ Украины, значительная его часть, даже может быть абсолютное большинство, оставаясь народом Украины со всей своей самобытностью языка, традиций и культуры, в то же время органично является частью Русской Православной Церкви.

Здесь важно понимание отличия понятий России и Руси. Мы говорим не о Российской Церкви, то есть не о Церкви Российской Федерации, а о Русской, распространяющей свою юрисдикцию на разные страны, которые в совокупности составляют те самые земли «исторической Руси», о которых мы говорим. И вот Константинопольский Патриархат грубо вторгся на каноническую территорию иного Патриархата.

Но здесь надо сделать небольшое пояснение.

Единая Православная Церковь волею Божией административно разделена во всём мире на несколько самостоятельных единиц. Так называемых Патриархатов или Поместных Церквей. В общей сложности их пятнадцать. И общецерковными правилами однозначно запрещено одной такой административной единице самовольно вторгаться на территорию другой. Границы этих поместных церквей называются каноническими границами и можно сказать, что они установлены хоть и посредством человеческих договоренностей, но в то же время и Самим Богом, потому что Церковь есть Тело Христово и ничего определяющего и существенного в Ней не совершается без Его благоволения. И именно поэтому каноны, регламентирующие отношения между поместными Церквями считаются канонами (то есть правилами) важнейшими и нерушимыми.

Вот что еще в V веке говорил о вторжении епископов на чужую каноническую территорию великий учитель и святитель Церкви Иоанн Златоуст:

«Если этот обычай войдет в силу, если позволительно будет всякому желающему, несмотря ни на какую дальность расстояния, вторгаться в чужие округи, извергать всех, кого угодно, делать по собственному произволу всё, что захочется, то знайте, что всё погибнет, своего рода беспощадная война обоймет всю вселенную, все будут всех извергать и в свою очередь извергаться другими».

Приняв под свою опёку людей, отпавших от Церкви, легализовав их деятельность и учредив на канонической территории Русской Православной Церкви новую церковноподобную структуру, Константинопольский патриархат грубо вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви, попрал все возможные каноны и правила, регламентирующие отношения между поместными Церквями, то есть, выражаясь светским языком, совершил акт неприкрытой агрессии и вторжения, фактически открыл военные действия против Русской Церкви на её канонической территории. И это попрание фундаментальных общецерковных норм является, конечно, не частным делом двух Поместных Церквей, но делом хранения единства всего Православия.

Не случайно на заседании Высшего Церковного Совета 26 декабря 2018 года Святейший Патриарх Кирилл говорил о том, что «спусковым крючком» начала гонений на православие в Украине явилось «беспрецедентное, выходящее за границы всякого канонического порядка, а потому преступное решение Константинополя вторгнуться на каноническую территорию Украинской Церкви Московского Патриархата». Патриарх говорил о «цивилизационной катастрофе», смысл которой заключается в попрании общепризнанных законов и правил, в разрушении структуры общественной жизни человечества; структуры, которая выстраивалась и существовала столетиями. И это происходит во всех сферах жизни, на всех уровнях.

В январе 2019 года Патриарх Варфоломей направил всем главам Поместных церквей обращение, в котором призвал признать Украинскую православную церковь автокефальной, поскольку «если мы решим игнорировать наших братьев, которые переживают моменты отчаянной борьбы в Украине, мы не будем иметь никакого оправдания в Судный день».

И вот следующий миф: народ Украины, долгие годы страдающий под гнётом России, «не имел где главу приклонить», то есть не имел своей Церкви. Здесь объединены два мифа: что народ Украины долгие века страдал под гнётом Российской империи и, второе, что он не имел своей Церкви. Начнем с того, что до недавних пор вовсе не существовало отдельного украинского народа, равно как и такого государства как Украина. Было племя малороссов, составляющее неотъемлемую и органичную часть православного Русского мира. У этого племени были свои трудности и скорби, но и радости и победы, неразрывно связанные с радостями и победами Государства Российского. А насчет Церкви – мы уже говорили об этом – издревле малороссы со всей своей самобытностью, безо всяких затруднений окормлялись в лоне Русской Православной Церкви и составляли её неотъемлемую часть. И можно сказать, что никогда ещё Украинская Православная Церковь, которая по факту является митрополией Церкви Русской, не приобретала столько свободы в своём административно-национальном управлении, как сейчас. Так что тот «угнетенный украинский народ», который был принят под омофор Константинопольского патриархата – это всего лишь малая часть Украинского народа, узконациональные интересы поставившая выше духовных.

Ещё один миф о нынешнем «расколе» заключается в том, что поскольку мало кто из Поместных Церквей прямо поддержал Московский Патриархат – значит, дело нет так просто, как кажется.

На самом деле это действительно просто, но кроме простоты служения Истине существует ещё сложность дипломатических, политических, финансовых интересов и взаимосвязей, которые влияют на жизнь Церкви в целом, так что большинство первоиерархов вынуждены это учитывать. Ну и величина, огромность возникающей на нашей глазах проблемы и её возможных последствий такова, что необходимо время и осторожность в вынесении, так сказать, окончательного вердикта и определения, за которое не было бы стыдно перед бесстрастным судом Божией правды. Во многом эту осторожность и настороженность можно ещё объяснить недостаточной осведомленностью о подробностях и обстоятельствах возникшего противостояния. Особенно это относится к Церквям, каноническая территория которых распространяется на дальние от наших рубежей стра́ны, так что просто культурно и, что называется, ментально жителям этих стран нужно усилие и время, чтобы вникнуть во все обстоятельства всего происходящего «где-то еще». Ближайший для нас аналог такой ситуации, это относительно недавний конфликт в недрах Иерусалимского патриархата, когда был отстранен от должности и извергнут из сана патриарх Иерусалимский Ириней I. Согласитесь, что событие это экстраординарное и важное в масштабах Вселенского православия, но многие ли из нас знают даже в общих чертах обстоятельства и подоплеку этих событий?

Вот так же и в ситуации на Украине. Притом надо знать и то, что хоть против решения Вселенского патриарха Варфоломея о создании ПЦУ (православной церкви Украины) прямо высказалось только несколько глав поместных церквей – Польской, Сербской, Русской, это не значит, что все остальные высказались «за». А о признании всей полнотой Православной Церкви новообразованной структуры не идёт и речи. Об этом в частности свидетельствует то, что никто из глав Поместных Церквей не поздравил с избранием новоявленного раскольничьего митрополита Епифания, как этого требует Церковный протокол. Для сравнения – митрополита Онуфрия, после его избрания поздравили все в течении суток. Так что вопрос признания или непризнания так называемой ПЦУ хоть и ясен в своей сути, но затрагивает такое множество интересов и влечет за собой такие последствия, что большинство первоиерархов попросту предпочитают «благоразумно обождать», и, помолившись, с рассуждением вникнуть в эту проблему, чтобы затем уже принять и огласить консолидированное решение.

Но и иные главы Поместных Церквей, пусть осторожно, но уже высказались против поспешности в признании новообразованной структуры. Так например Патриарх Антиохийский Иоанн еще в преддверии предоставления так называемого «Томоса» попросил патриарха Варфоломея «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей». Увы, теперь мы уже знаем, что он не был услышан.

Подводя итог, можно сказать, что сегодня в мире всё большую силу приобретает тенденция размывания границ, попрания порядка и правил во всех областях человеческой жизни. Посредством последних достижений коммуникаций нам активно насаждают главную либеральную мысль об отсутствии Истины, об отсутствии в мире Божественного порядка и красоты в причастности которой заключается смысл и полнота человеческой жизни. Все построения человеческого ума и рассудка давно уже рухнули и распались перед мощью этой атаки, так или иначе сдали свои позиции. Осталось только торжество Божественной правды, воплощенное в единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В том, что мы называем Вселенским Православием. И бессилие злобы, стремящейся уничтожить само представление о Божественной красоте и о призвании человека, тем более яростно, что «врата ада», несмотря на все ухищрения «духов злобы поднебесных», не могут одолеть Церковь, созданную Господом для нашего спасения.

Вот почему таким яростным атакам в наше время подвергается христианство вообще, а Православие – в особенности. Русская Церковь, несмотря на все те великие испытания, которые выпали на её долю в XX веке, сохранила потенциал, который можно назвать цивилизационным. В этом, я думаю, главная причина того, что именно Русскую Православную Церковь называют главным врагом либеральной идеологии, составляющей основу современной «постхристианской» цивилизации. Русская Церковь – равноправная и органичная часть мирового Православия, но, несомненно, именно у Русской Церкви есть особенное призвание от Господа к возрождению Христианской цивилизации, то есть к созиданию не только частной, но и общественной, культурной, государственной и политической жизни на твёрдом фундаменте Православной веры.

И это не какая-то особенная привилегия, а уж, тем более, не повод для превозношения или первенства, но – призыв к служению и просвещению народов (в том числе, увы, «уклонившихся от простоты во Христе»). И это так же несомненно как то, что Истина существует.

 

Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  13

Комментарии:

София 17.01.2022 в 22:06:23

Уважаемый Димитрий, простите, мне кажется, что автор НЕ говорил о малороссийском племени "украинского народа", а просто о "племени малороссов" как части русского народа, будьте внимательны. А абзацем раньше вообще утверждает, что украинского народа не существовало, пока не придумали украинство, так я понимаю.

Дмитрий 11.01.2022 в 22:32:52

Уважаемый протоиерей Димитрий Шишкин. Надо ли Вас понимать так, что "малороссийское племя" есть часть (малая) "Украинского народа"? По сути дела, Вы признаете, как историческую реальность, "украинский народ", не так ли? В полном согласии, по этому вопросу, с "украинством", начиная с Голубовича. Им, собственно говоря, больше ничего и не требуется. Был бы "конценсус", фундамент, а что на нем строить, "украинсконародное", что Церковь, что Государство, что Нацию - все едино и все едино погибнет, поелику - "пустоцвет на древе истории", паразит. К сожалению, история, ни "малороссийского племени", ни тем более - "Украинского народа", малой частью которого, оно якобы является, не знает. История знает Малороссийскую Народность Русского Народа (Языка), которая говорит на Малороссийском Наречии Русского Языка и, в свою очередь, делится на диалекты, а те - на говоры, - Полтавский, например, но вот как Наречие (Народность) распространено на гораздо большей территории, включая земли Великороссии.

прот. Алексий Касатиков 10.01.2022 в 21:59:59

Спаси Бог автора! Дорогой о. Димитрий, благодарю за ясное, точное и правдивое изложение вопроса!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс