Богородица

Актуальные статьи

Святитель Феофан Затворник касательно военного вопроса

17.04.2022


Балканская война 1877 года. Святитель Феофан Затворник, у себя в келье в Вышенском монастыре близ Шацка. На столе у затворника — карты военных действий. Своим корреспондентам он пишет следующее:

«Все такие мысли прямо ведут к решению: хочешь, не хочешь, — а ступай воевать, мать Русь Православная. Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестию, и пред историею будем оправданы…, что сделали своё дело достодолжно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим братьям, и воевать не станем, нам будет и пред собою стыдно, и пред другими, и пред историею…, и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падёт Россия без войны ниже, нежели как унизит ее неудача войны. 

Но ведь народа у нас достанет, и деньжонок пособерём по грошику, и генералы найдутся. Чего же тут трусить? у турок конечно будет множество англичан, венгерцев, поляков и других уродов. Но все же это не армия какая, а подспорье. Неужто Англия открыто станет за турок? И неужто Австрия к ней пристанет? Ничего. Поколотим и их. У Австрии возьмём Галицию, восстановим Чешское королевство, отделим прочих славян от венгров, с особым управлением; частичку возьмём для Румынии. Австрия дорого поплатится за своё лукавство. Англию теперь только на турецкой территории поколотим; но после неизбежна с нею война, чтобы смирить ее и отбить у ней охоту и возможность вмешиваться всюду, и липнуть как банный лист…

…Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве, не мало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с “высшими взглядами”; но и это всё грошёвый народ…»

Цит. по: Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, стр. 326–330

Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

В 1893 году в Финском заливе во время учений затонул броненосец «Русалка». Известие о гибели корабля и всей его команды в составе 177 человек в мирное время глубоко взволновало русское общество. Поиски затонувшего корабля длились около года и результатов не дали. Святитель Феофан писал о погибших при исполнении воинского долга как о мучениках. Он напоминал о том, что военный долг установлен Богом, и потому воины, положившие свои жизни во время исполнения своего долга, не могут не быть вознаграждены Им. Предсмертные страдания моряков святитель Феофан сравнивает со страданиями мучеников, считая, что погибшие воины должны быть причислены к их лику.

* * *

«Вас поразила участь Русалки и бывших на ней... Кого же она не поразила?! Все поражены, – и больше всех Государь... Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских? Кажется, имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? Да! Морское воинствование не одинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается, его надо поставить немного впереди и выше...

Теперь судите — люди, исполнявшие свой долг, внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно, без укора... и притом как исполнителей долга своего... Говорит Господь: “в чем застану, в том и сужду”. Так и их судить будет, — т.е. как исполнителей своего долга. Исполнителям же долга предлежит добрый приговор...

Теперь поставьте сие решение с тем вопросом... зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор и соответственную тому участь. Не видите ли, что отшедшие от нас на Русалке бывшие… ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существования? И утешьтесь!

Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики... Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя... За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга. Так терпели и все мученики... и, следовательно, скончавшиеся по причине крушения Русалки должны быть причислены к сонму мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник со креста прямо в рай поступил, так и они. Я желал бы, чтобы все матери и отцы, братья и сестры, — и жены умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми.

Да упокоит Господь души их в Царствии Небесном!»

Еп. Феофан

 Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  6

Комментарии:

Бибиков Никита 26.04.2022 в 16:11:21

Очень утешительный материал. Особенно в Светлую Седмицу.

Александр 17.04.2022 в 18:10:03

Осуждение военных действий происходит от полного неверия в Бога и соответственно от неверия в вечную жизнь. Пацифисты в рясах хотят получить все здесь, на Земле.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс