Богородица

Актуальные статьи

Христианский патриотизм в учении Церкви (цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме)

27.10.2022

«Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9,2–5).

 

В «Конспекте по нравственному богословию» дается следующее определение патриотизма:

«Деятельная любовь к Отечеству, именуемая патриотизмом, есть нравственный долг христианина.

Что понимается под отечеством? – Это страна, где мы родились, физически развились, окрепли и возмужали, где живут наши родители и жили наши предки, где покоится прах тех и других, где, быть может, ляжет и наш прах, где жили и живут люди близкие, дорогие нашему сердцу; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством» (http://azbyka.ru/dictionary/13/konspekt_po_nravstvennomu_bogosloviyu_104-all.shtml).

Сие определение нам представляется самым емким. Сего определения мы и придерживаемся, тогда как противники патриотизма, к примеру, уранополиты, утверждающие, что у христианина есть только одно Отечество – на небесах,  пытаются навязать нам какое-то другое определение, как некую политическую идеологию.

Есть и другие определения, к примеру, у свмч. Михаила Чельцова: «Патриотизмом называется любовь к отечеству. Под последней разумеется любовь к тому месту, где каждый из нас родился и вырос, где находятся могилы наших предков, с чем, следовательно, соединяются различные воспоминания детства и молодости. А так как каждый из нас живет не одиноко и оторвано от всех, а среди своего народа, то под отечеством принято разуметь не только самую территорию, но и народ, среди которого мы выросли и воспитание получили и частью которого, следовательно, являемся. Это самое общее, так сказать, внешнее, чувственное определение отечества» (Конспект по нравственному богословию. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь).

В словаре Даля читаем:

«ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне» (https://slovari.yandex.ru/).

Как видим, тоже никакой политической идеологии.

На Архиерейском Соборе 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В числе прочего там было сказано нечто и о христианском патриотизме:

«II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ.

П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация) (http://www.patriarchia.ru/db/text/141422).).

Таким образом, христианский патриотизм в «Основах социальной концепции» рассматривается как одна из форм деятельной любви к ближнему, одной из двух важнейших заповедей. Однако для противников патриотизма из рядов нашей Церкви, утверждающих, что у христианина есть только одно Отечество – на небесах (и приводящих в пользу этого вырванные из контекста цитаты святых) сей документ – не авторитет. Что ж, посмотрим, что по поводу любви к Отечеству и служения ему, говорили наши святые. Это может пригодиться тем, кто занимается апологией христианского патриотизма в церковной среде.

Ниже по ссылке приводится довольно большое количество свидетельств со стороны христианских святых, которые говорят о том, что патриотизм не противоречит христианскому вероучению. Большая часть этих святых все же – святые XX века. Это связано с тем, что именно в XX веке это стало особенно актуально. Однако сказать, что они находятся в противоречии с прошлыми веками, мы тоже не можем, поскольку и там мы находим свидетельства в пользу патриотизма.

Читать далее полностью


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Игорь 02.11.2022 в 06:48:50

Много сказано про чувства патриотизма, но вот я лично понимаю так: В мире животных, что волк что лев и так далее всегда рьяно защищает свою территории и свое потомство, заботится об пропитании и спокойствии, но мы то с вами люди, а значит помимо этого должно быть что-то более высокое. Так как россияне это в основном своем православный народ, а православие есть истина бытия человеческого, то на защиту рубежей святой Руси брали оружие и монахи и миряне вместе, на защиту монастырей храмов и всех святынь христианской веры, а вера наша возносится к небу. Россия - эта единственная страна, оставшаяся в мире как ковчег спасения, а в остальном мире просто небольшие островки, для Россиян слово патриотизм не достаточно.
От редакции: Если не будет нашей земной Родины, то и не будет Православной Церкви в ней. Так что защищая свое земное Отечество, мы тем самым защищаем и возможность спасения.
Как сказал В.Путин: "зачем нам такой мир, в котором не будет России" (с).

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс