Богородица

Актуальные статьи

Папа Римский Франциск обсуждает с патриархом Варфоломеем единую дату Пасхи.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

9.04.2023

Франциск и Варфоломей надеются «прийти к согласию» относительно единой даты Пасхи в 2025 году – на встрече по случаю 1700-летия Первого Вселенского Собора


ВАТИКАН, 16 февраля. /ТАСС/. Ватикан готовит встречу по поводу 1700-летия первого Вселенского Никейского Собора Церкви в 2025 году, обсуждая с патриархом Константинопольским Варфоломеем возможную единую дату Пасхи для католиков и православных. Об этом он сказал в беседе с иезуитами во время недавней поездки в Демократическую республику Конго и Южный Судан.

«Мы готовим встречу в 2025 году. С патриархом Варфоломеем мы хотим прийти к согласию по единой дате Пасхи», – сказал Франциск, отметив, что в 2025 году даты католической и православной Пасхи, которые рассчитываются по-разному, совпадают. Содержание беседы опубликовал в четверг журнал «Католическая цивилизация».

«Посмотрим, если мы договоримся на будущее, и мы хотим отметить круглую дату собора как братья, и мы готовимся», – добавил понтифик. Он также напомнил, что Варфоломей стал первым православным патриархом Константинопольским, который «спустя века приехал на интронизацию Папы Римского» (в 2013 году. – Прим. ТАСС).

Вопрос о возможном объединении даты Пасхи в рамках экуменического диалога и сближения христианских церквей обсуждается давно, в том числе поднимался и в РПЦ. Однако в Московском патриархате отмечают, что более верным было бы возвращение католиков, придерживающихся григорианского календаря, к пасхалии (методики расчета) с 21 марта по юлианскому календарю, которая была основана на решениях именно I Вселенского Собора в Никее в 325 году. При этом в РПЦ не приемлют назначения «фиксированной» даты.

Источник

От редакции сайта «Благодатный Огонь»:

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников, прежде всего Пасхи и Рождества Христова, определяет порядок и ритм религиозной жизни, характер богослужения. Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой. Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ.

Отцы I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным.

В V веке Римская церковь приняла Александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Таким образом, все христиане, как на Востоке, так и на Западе, стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.

Православная Церковь решительно отвергла папскую календарную реформу 1582 года, когда чисто по астрономическим причинам 5 октября стали считать 15 октября и с этого дня западные христиане перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио и получившим по имени папы Григория XIII название григорианский. В новом календаре високосными столетиями считались лишь те, у которых число сотен делится на четыре. Так как нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, то применение Александрийской пасхалии в григорианском календаре сделалось невозможным. Поэтому за календарной реформой последовала реформа пасхальная.

Григорианская реформа, установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные. В настоящее время часто католическая пасха празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами (7-е пр. Апост.; 1-е пр. Антиох. Соб.). Вызвано это тем, что в некоторые годы иудейская пасха приходится не на первое, а на второе полнолуние после астрономического весеннего равноденствия, католики же отмечают Пасху после первого. В Александрийской пасхалии с самого начала заложен принцип, не допускающий опережения иудейской пасхи, так как в расчетах участвует не астрономическое полнолуние, а расчетное, которое относительно пасхального весеннего равноденствия – 21 марта по юлианскому календарю – всегда является первым полнолунием, хотя относительно астрономического равноденствия – 21 марта по григорианскому календарю – может быть и вторым. И лишь шесть раз в 19 лет, когда расчетное и астрономическое полнолуния выпадают на одну неделю, православная Пасха и католическая совершаются в один день.

Итак, не имея достаточных оснований для реформы церковного календаря, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов I Вселенского Собора:

«Аще кто всякое Предание церковное, писаное или неписаное, отвергает, анафема» (VII Вселенский Собор, деяния).

Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован (Гордон Мойер. Григорианский календарь).

Всеправославный Собор 1583 года в Константинополе вполне справедливо выносит серьезное решение в отношении исправления пасхалии и календаря:

Правило Великого Константинопольского Собора 1583 года о Пасхалии и о новом календаре

Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, – сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предстали мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества. Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим патриархом Иерусалимским и прочими членами синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем св. Отцов: кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема (ἀς ἔχει τὸ ἀνάθεμα), отлучен от Церкви Христовой (καὶ ἔξω τῆς τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησίας) и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь.

+ Константинопольский патриарх Иеремия II,
+ Александрийский патриарх Сильвестр,
+ Иерусалимский патриарх Софроний

и прочие архиереи Собора, бывшего 20 ноября 1583 г.

(Ελευθερίου Χρ. Γκουτζήδου, θεολόγου, καθηγητού. Έλεγχος και Ανατροπή της διδακτορικής διατριβής του Δημητριάδος Χριστοδούλου Παρασκευαϊδη. Αθήναι 1985, σελ. 34)

Русская Православная Церковь сохранила прежний юлианский календарь. Попытка в 1923 г. перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Более того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль, ГПУ был дан опять категорический отказ:

«Для сохранения вселенского единства важно, чтобы во всех Православных Церквах возносились одновременно одни и те же молитвы и совершались одни и те же празднества. Сверх того Юлианский календарь, принятый во всех Православных автокефальных церквах, освящен вселенским авторитетом и не может быть изменен церковной властью одной из них, так как эта власть является низшей инстанцией по отношению к авторитету вселенскому. Отсюда вытекает необходимость решения этого вопроса согласным голосом всей Православной Кафолической Церкви».

И далее Патриарх Тихон пишет:

«По учению Православной Церкви хранителем чистоты веры является не только глава Церкви и не иерархия церковная только во всей ее совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви и патриарх Всероссийский, в частности, – не Римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью: он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками...» (cм.: Заявление Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (относительно реформы календаря) от 30.9.1924 г. // М. Вострышев. Патриарх Тихон. М., 1997, с. 279-281).

В настоящее время только четыре Поместные Церкви (Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская) сохранили приверженность церковному юлианскому календарю и Александрийской пасхалии. Одиннадцать Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам. (С 2014 года Польская Православная Церковь спустя 90 лет возвращается к освящённому православными традициями юлианскому календарю, иначе называемому старым стилем (см. http://www.blagogon.ru/news/306/)).

Переход на григорианский календарь приводит и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7).

Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они нередко праздновали Пасху прежде иудеев.

Сам Господь Своим Знамением – схождением Благодатного огня в Великую Субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения – подтверждает истинность Православия, сохранившего в чистоте юлианский церковный календарь и Александрийскую пасхалию. Чудо это происходит на глазах у многочисленных паломников каждый год вот уже в течение многих веков. Благодать в виде огня сходит именно перед православной Пасхой и именно на православных иерархов. До сих пор одна из колонн храма сохранила следы события, когда представители Армянской церкви захватили храм с целью получения Благодатного огня и не пустили в него православных. Но напрасно они дожидались благодати. Божественный огонь рассек колонну, около которой стоял православный патриарх, и зажег свечи стоящих у храма православных. С тех пор никто уже не претендует на первенство получения Благодатного огня.

Многие серьезные ученые выдвигают предложения о возврате к юлианскому летоисчислению. Причиной тому является несовершенство григорианского календаря.

И в заключение напомним слова профессора В.В. Болотова, сказанные им в 1899 году:

«Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» (Русское Астрономическое Общество. Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России СПб. 1899 г. // Журнал восьмого заседания Комиссии... от 21 февраля 1900 г. Приложение к журналу: Особое мнение члена Комиссии В.В. Болотова.).

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Игорь Ал 09.04.2023 в 07:50:58

А почему весь христианский (нормальный!) мир не призван РПЦ к единой общехристианской молитве ~ "Отче наш..." в любом месте ВО ВРЕМЯ СХОЖДЕНИЯ Благодатного Огня (Света)? По телеку-то этот процесс многие смотрят... Почему ДАЖЕ НЕ ПЫТАЕМСЯ молитвенно объединить тех, кто не отказался от Господа? Более сложную молитву многим не потянуть... А так хоть какое-то молитвенное единение ВСЕХ, кто хоть немного верит... Пока Патриарх в Кувуклии... Извините...

Серафим 08.04.2023 в 05:27:04

Помню много лет назад высказался очень плохо об исп. обяз. патриархе Варфолемее и одна типично неразумная русская верующая меня как-то пристыживала. Столько грехов еретических канонических этот человек совершил, что он давно и христианином быть уже не может по Канонам осуждающим его бесчисленные грехи! А теперь он уже и раскольник! Как говорил несколько лет назад один америк. патриот верующий - если русские не проснутся, они станут историей!

Елена 28.03.2023 в 15:41:31

О чём бы они там не договорились, это будет сугубо для себя. Хочет Варфоломей в один один отмечать с католиками Пасху - да на здоровье. В мировом Православии он всего лишь один из предстоятелей 15 Поместных Церквей, а не единоличный правитель

Дмитрий 16.03.2023 в 16:24:38

1) Огромная сводная пасхальная таблица 1700-2299 гг https://www.ph4.ru/hag_pesah_list.php

2) Действительно, в Википедии читаем: "Григорианская Пасха иногда совпадает с Пасхой иудейской (например, в 1903, 1923, 1927, 1954, 1981 годах), а иногда бывает и раньше неё (в 1921, 1975, 2005, 2008, 2016 годы — на месяц раньше иудейской), что в православной пасхалии не допускается, как нарушающее последовательность евангельских событий." https://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха
3) Вот что непонятно: в Апостольском правиле написано "прежде весеннего равноденствия". Пасха же по определению не может быть раньше весеннего равноденствия - ни у католиков, ни у православных, ни у иудеев. Это что, неточный перевод?

Михаил Ершов 13.03.2023 в 10:36:22

Плюю на сатану и на то, что обсуждают два еретика. Стоит ли обращать столько внимания на старых извращенцев?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс