Богородица

Актуальные статьи

К 70-летию со дня смерти И.В. Сталина.
Историк Евгений Спицын: «Сталин, будучи мудрым человеком, смирился со своим культом»

5.03.2023


Интервью с историком и публицистом Евгением Спицыным

— Евгений Юрьевич, в день 70-й годовщины со смерти Сталина, мне бы хотелось начать беседу со сталинского отношения к религии. Религия и смерть, как известно, связаны между собой. Можем ли мы говорить о том, что Сталин неслучайно в годы Великой Отечественной войны восстановил в правах сначала Русскую Православную Церковь, а затем ислам и буддизм? Ведь если бы он этого не сделал, его соратникам вряд ли бы пришло в голову возиться с этим вопросом. Значит, это была его личная позиция?

— Это была не только личная позиция Сталина, но и некоторых других членов Политбюро, в частности, Михаила Калинина. Несмотря на то, что Калинин, Молотов, Ворошилов и другие были выходцами из старообрядческих анклавов, они поддержали Сталина в этом вопросе. При этом изначальный политический посыл восстановления института патриаршества в РПЦ во многом был связан не с этими личными мотивами, а с тем, что немцы на оккупированных ими территориях решили поиграть на чувствах верующих. Для укрепления своей власти они дали добро на открытие там приходов РПЦЗ (Русской Православной Церкви Заграницей), которая по своей сути была власовской церковью и ориентировала собственных священнослужителей на то, чтобы петь осанну гитлеровским оккупантам и произносить здравицы Адольфу Гитлеру. Учитывая тот факт, что население захваченных советских территорий в большинстве своем продолжало придерживаться религиозных взглядов, нацисты полагали, что это вполне эффективный способ промывания мозгов и борьбы за души людей. И вот для того, чтобы перехватить инициативу противника и закрыть эту образовавшуюся лакуну, Сталин решился пойти на воссоздание патриаршества.

Что касается буддизма и ислама, то здесь советское руководство действовало в той же логике. Вернув права Русской Православной Церкви, нельзя было оставить без внимания другие конфессии, например, ислам. Плюс следует иметь в виду, что в годы войны в состав Советского Союза вошла республика Тува, где традиционно исповедовали буддизм. Поэтому, чтобы не создавать излишнего напряжения среди тувинцев, которые могли опасаться, что вхождение в СССР может сказаться на их возможности отправлять национальные религиозные культы, Сталин разрешил открыть Иволгинский и Агинский буддийские дацаны в Бурятии. Каких-то иных мотивов у него не было.

Хотя следует иметь в виду, что с самых первых дней Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию. 22 июня, ещё до первого «военного» выступления Иосифа Сталина, местоблюститель патриаршего престола, митрополит Сергий (Страгородский) обратился с воззванием к «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором благословил «всех православных на защиту священных границ нашей Родины» и призвал каждого на своем участке сделать все возможное для победы над оккупантами. Кроме того, Церковь приняла активное участие в сборе средств для нужд Красной армии, профинансировала создание танковой колонны и авиационной эскадрильи (всего было собрано около 200 млн рублей. — Прим. ред.).

— А могли ли быть у Сталина личные мотивы как у бывшего семинариста для восстановления патриаршества?

— Мне трудно что-либо сказать об этом однозначно. Когда начинают рассуждать о личных мотивах, это все гадание на кофейной гуще. Мы, историки, должны опираться в своих выводах и конструкциях, прежде всего, на исторические источники. А когда начинают рыться в духовной составляющей того или иного человека, это не более чем предположения, которые подтвердить или опровергнуть никоим образом нельзя.

Впрочем, здесь я хочу отметить, что у нас до сих пор распространено представление, что Сталин был каким-то необразованным человеком и что он, по сути, никакого учебного заведения толком не закончил. Это ложное представление. Иосиф Сталин семинарию закончил и поступил на учебу в Духовную академию, откуда действительно ушел до окончания срока. Говоря современным языком или даже языком советской эпохи, это незаконченное высшее образование. А с учётом того, что Сталин постоянно занимался самообразованием, читал огромное количество литературы из самых разных сфер и областей знания, то можно сказать с уверенностью, что это был один из самых образованных лидеров государства за всю историю человечества. Его личная библиотека в Кремле и на ближней даче в Кунцево составляла более 20 тысяч томов. Причем, это были не книги для антуража и украшения интерьера — все эти тома он читал и не по одному разу, они полны его закладок и карандашных заметок. Существует даже специальная диссертация, посвященная библиотеке Сталина и кругу его чтения — она была защищена ещё в 1990-е годы, и хорошо демонстрирует, что читал Сталин и как. Пометки и замечания на полях очень для него характерны. Кроме того, он неоднократно перечитывал те произведения, которые представлялись ему наиболее крупными и важными. Это говорит о необыкновенной разносторонности его интересов. Он неплохо разбирался не только в гуманитарных науках (истории, философии, политэкономии и пр.), но и в вопросах естествознания, точных наук, химии, физики и так далее.

— Люди, лично знавшие «вождя народов», неоднократно подчеркивали, что в повседневном быту он был очень скромен и неприхотлив. Более того, по своей природе он были ироничен и остер на язык, и относился с долей самоиронии даже к самому себе. Но зачем, скажите, умному, ироничному и скромному человеку такое количество прижизненных памятников и гигантских портретов? Зачем было нужно все то, что Хрущев позднее охарактеризовал как культ личности? Таким вопросом, в частности, задавался поэт Константин Симонов в книге «Глазами человека моего поколения».

— Здесь надо иметь ввиду, что Симонов это, так сказать, представитель творческой интеллигенции, а они зачастую задают сами себе глупые вопросы, ответы на которые лежат на поверхности. Это первое. Второе: Сталин прекрасно понимал, что он и его образ, созданный советской пропагандой — это всё-таки разные вещи. С учётом же исторического опыта нашей страны, особенно предшествующих 200 лет, когда Россия была империей, а сама империя ассоциировалась прежде всего с личностью императора или императрицы, Сталин понимал, что его культ как правителя будет неизбежен. Ведь до него почти такой же культ успел сложиться вокруг Ленина. Образ Ленина был естественным образом мифологизирован в народном сознании и превратился в своего рода идола. Сталин улавливал и понимал эти настроения, он прекрасно осознавал, что советскому народу нужен вождь, нужна фигура общегосударственного масштаба, которая соответствовала бы массовому представлению о нем. Поэтому не случайно люди шли в атаку со словами: «За Родину, за Сталина!» Это не выражение личной преданности вождю или его обожествления как личности. Это тот символ единения, ради которого советский народ готов был жертвовать всем, в том числе и жизнью, чтобы добиться решающей победы.

Между прочим, Сталин довольно скептически и иронически относился к собственному культу и к тем, прямо скажем, дурацким попыткам превратить его в живое божество. Он откровенно подсмеивался над многими деятелями агитпропа, главными редакторами разных партийных изданий, которые топорно и глупо пытались это сделать. Но при этом он резко не выступал против культа, поскольку понимал, что свято место пусто не бывает. Что эта ниша должна быть в обязательном порядке заполнена, поскольку такова психология самого народа — прежде всего, русского. И Сталин, будучи мудрым человеком, смирился с этим обстоятельством.

Однако то, что потом Хрущев вложил в понятие «культа личности», изобразив Сталина как диктатора, которого все боялись и который залил всю страну кровью, к реальному сталинскому культу вообще никакого отношения не имеет.

— Одно из кинематографических свидетельств сталинского культа — фильм «Падение Берлина» 1949 года, где в финале Сталин прилетает в побежденную столицу Германии на большом величественном самолёте, приземляется прямо перед Рейхстагом и приветственно машет толпам восторженного народа. Но ведь тогда прошло всего 4 года с окончания войны, и все фронтовики знали, что такого полета не было. Зачем была нужна такая откровенная сказка, когда имелось много реальных заслуг?

— Кстати, этот фильм Сталину не нравился. Кроме того, он не очень ценил актера Михаила Геловани, который сыграл роль «вождя народов» в «Падении Берлина». Как артиста он гораздо больше ценил Алексея Дикого. Алексей Денисович оставил мемуары, где, в том числе, передал позицию Сталина по этому вопросу. Сам Дикий, в отличие от Геловани, говорил на чистом русском языке без акцента. Так вот, во время своей встречи с генсеком Дикий сказал: «Товарищ Сталин, я играю не вас, а тот образ, то представление, которое сложилось о вас в нашем народе». Иосиф Виссарионович похвалил его за это, потому что это была абсолютно правильный посыл.

Резюмируя: в недрах самого народа уже был создан мифологизированный образ Сталина. То же самое касается и сталинского культа. Это гораздо более глубокая философская проблема, нежели ее пытались представить наши либералы-реформаторы, и гносеология этого процесса совсем иная. Либералы любили говорить, что сталинский культ насаждался, причем, насильственно и топорно. Нет, конечно. А, если бы это было действительно так, то вы бы не увидели спустя десятилетия после смерти Сталина (а я это видел своими глазами) на лобовых стеклах автомобилей портреты генералиссимуса. Вы бы не увидели портреты Сталина в красном углу дома, на месте, где обычно помещались иконы. Например, у моего деда в квартире висело сталинское изображение. Я ещё был пацаном, и абсолютно не разбирался, кто это и зачем. Когда я приезжал к нему, он мне, случалось, рассказывал о том, кто изображен на портрете. Но по-настоящему я понял, почему дед хранил у себя образ Сталина, лишь спустя многие годы, когда повзрослел. При Сталине дед рос, мужал, начинал работать, воевал на фронте.

Почему, к примеру, не возникло такого же культа вокруг Никиты Хрущева и Леонида Брежнева, не говоря уже о последующих лидерах партии? Потому что это были фигуры другого масштаба.

Во времена Хрущева, как известно, произошло развенчание культа личности, периодически возникали антисталинские истерии: сначала в 1956 году, затем в 1957-м, 1959-м и особенно в 1961-м. Более того, следовали прямые указания проводить антисталинскую пропаганду и в странах Восточной Европы.  Только при Брежневе последовали попытки, условно говоря, реабилитации Сталина и исправления решений ХХ съезда партии, однако Леонид Ильич проявил нерешительность в этом вопросе. С одной стороны, он не хотел вносить раскол в ряды Политбюро, где нашлись люди, которые возражали против пересмотра отношения к Сталину, заданного Хрущёвым. С другой стороны, если бы Брежнев взял четкий курс на реабилитацию Сталина, то очень сильно возбудилась бы наша творческая интеллигенция, в глазах которой «вождь народов» был преимущественно отрицательным персонажем.

— Нужны ли сейчас нашей стране памятники Сталину, на ваш взгляд?

— Что значит сейчас? Я считаю, что памятники Сталину, в принципе, должны стоять в крупных городах нашей страны. Поскольку это действительно один из самых выдающихся деятелей не только отечественной, но и мировой истории. Только за то, что Сталин был Верховным главнокомандующим и руководителем страны в годы Второй мировой войны, он достоин монумента. Я знаю, что в Ливадии, в Крыму водружен памятник вождю — правда, это композиция из трёх фигур — лидеров антигитлеровской коалиции: Сталина, Рузвельта и Черчилля. Полагаю, что, по меньшей мере, в Ленинграде, Москве, Сталинграде и других крупных городах монументы Сталину должны обязательно появиться.

Вспомните: когда большевики пришли к власти, ряд памятников Российской империи, не обладавших высокой художественной ценностью, они снесли. Однако памятники многим «царским сатрапам» и самим императорам остались. Я уж не говорю о Медном всаднике Фальконе, но конная статуя Николая I тоже никуда не делась и по-прежнему украшает собой Исаакиевскую площадь в Санкт-Петербурге. И это «Николаю Палкину», врагу всего революционного движения! Однако у большевиков хватило ума не сносить это произведение монументального искусства. Это наша история, так почему же мы должны от нее отказываться? Почему мы должны бояться установки памятников Сталину?

На мой взгляд, Сталин сыграл гораздо более положительную роль в истории нашей страны, да и всего человечества, чем многие из тех, кому сегодня стоят памятники. Яркий пример — Ельцин Центр. Одному из разрушителей страны, виновнику гибели миллионов людей — в прямом, а не в переносном смысле — у нас до сих пор красуются монументы плюс открыт целый Ельцин  Центр с филиалами! Это какой-то абсурд. А тому, кто созидал государство, сделал его супердержавой, памятников нет! Ведь это же было впервые в истории России! Я не знаю, будет ли у нас еще такой взлет. При всех промахах, просчётах и даже преступлениях советской власти страна все эти годы динамично развивалась, преодолела самые тяжёлые периоды своей истории, вошла в ранг великой державы, на которую ориентировалось две трети мира! Постоянно шел рост населения, благосостояния. Мы ни минуты не топтались на месте и были уважаемы во всем мире. А те, кто нас не уважал — боялись даже рта раскрыть, не говоря уже о том, чтобы сколачивать против нас какие-то коалиции. Так неужели человек, которому мы всем этим обязаны, не достоин благодарной памяти потомков?

Валерий Береснев

Источник

Слово Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) на панихиде по Сталину

 

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы.

И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.

Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем  в е ч н у ю  п а м я т ь.

 

Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Елена 28.03.2023 в 16:44:51

Спасибо большое за статью!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс