Богородица

Актуальные статьи

Соблазн «розового христианства»

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)


Емкий термин «розовое христианство» не нов. Его ввел еще в конце XIX века Константин Леонтьев. Этот глубокий мыслитель характеризовал предреволюционное настроение интеллигентских умов следующим образом: «Страх Божий? Какой там страх? Ведь Бог — это Любовь и только Любовь». Апологета «страха Божия» Леонтьева травили… Даже и некоторые представители духовенства неосновательно узрели в защите страха Божия мракобесие, апологию «ужаса». Однако, Господь рассудил по-другому. Оптинские преподобные благословляли К. Леонтьева на литературную деятельность в указанном направлении, что вызвало возмущение у Бердяева.

В статье, посвященной памяти Константина Леонтьева, архимандрит Константин Зайцев называл «розовое христианство» «самым страшным соблазном, который только может быть поставленным перед христианской совестью Сатаною». Это «соблазн подмены подлинной любви христианской во всех ее проявлениях, вплоть до самых высших, — ее сатанинским суррогатом».

Во времена Леонтьева «розовое христианство» проявлялось преимущественно в «околоцерковной» интеллигентской среде. Сегодня оно проникло и в Церковь. Сладенькая, душевная концепция: «Бог есть ТОЛЬКО Любовь и ни в коем случае не Судия», — сегодня совершает победное шествие по земному шару.

В основе «розового христианства» лежит спекуляция на существеннейшем свойстве Божием — ЛЮБВИ. Глубочайшим проникновением в это свойство Божие является афористическая формулировка свт. Филарета Московского:

«Любовь Отца — распинающая;
Любовь Сына — распинаемая;
Любовь Святаго Духа — торжествующая силой Крестной»

«Розовое христианство» хочет иметь только торжествующую любовь, торжествующую одним только символом креста. Без самопожертвования, без распинания страстей, без самоотречения, без собственной сопричастности Кресту Господню. Такая легкодоступная, сентиментальная, гуманитарная любовь, в известном смысле тоже духовна, но «живо» творится она не Духом Святым, а противоположным духом.

Жажда «розового христианства» хорошо объясняется нашим падшим состоянием. Мы возлюбили землю, мiр, душу свою в мiре сем, свою земную активность, свою культуру, созданную в этом падшем состоянии. Отсюда возникает желание такой религии, которая уже сегодня давала бы людям любовь, мир, счастье, общение, смех, радости земной жизни.

Паисий Святогорец оценил подоплеку «розового христианства» следующим образом: «Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили бы все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду».

И спрос рождает предложение! Потихоньку рождается такое «христианство», в котором главные основы православной веры сокрываются умалчиваниями, а все православие втискивается в профанированное и извращенное до неузнаваемости слово «любовь».

Современное «розовое христианство» имеет следующие характерные признаки:
1. Апология любви при умалчивании о Суде Божием.

2. Адогматизм или абстрактное догматизирование. Разрыв связи догматов и заповедей Божиих. Релятивизм и «плюрализм». Моменты абсолютной истины догматов расплываются: мол, и то правда, и это. Истина понимается только как плюралистический «синтез» различных относительных и частных словесных формулировок.

3. Непонимание и незнание законов духовной жизни. Подмена личного подвижничества интенсивной суетной активностью во внешней сфере.

4. Отказ от всего аскетического и преподобнического церковного опыта, постепенно возводящего человека от земли к небу. И вместо этого — харизматические прорывы сразу на верхние стадии.

В результате святость настоящей, подлинной церковно-христианской любви, кощунственно снижается до уровня гуманитарной гаммы «красивых» человеческих чувств, не нуждающихся ни в страхе Божием, ни в смирении, ни в послушании.

Автор данной заметки не преувеличивает: приходилось многократно собственными ушами слышать, с каким жаром отстаивается многими православными воцерковленными (!) верующими псевдобогословский тезис: «Бог не Судия, а только и только Любовь»! И сегодня все больше народу соблазняется именно этим, привлекательным для нашей «душевности» тезисом, и приходит в Церковь не на подвижничество ради Христа, а купаться в Источнике Любви и вкушать непрерывно сладкие яства на «пиру веры».

Вообще-то, на тему «Бог есть Любовь и никого не наказывает» — было бы интересно подискутировать с обитателями Содома и Гоморры, да вот где они? От сотворения человека до Страшного Суда — Бог Судия. При этом Суд Его недаром называется страшным. Первым актом Суда Божия было изгнание Адама из Рая. Затем, еще в Ветхом Завете: потоп, Содом и Гоморра.

Некоторые полагают, что, если и есть неправомыслие в отношении существенного свойства Божественной любви — правосудности, то оно неопасно. Так ли это? Все догматы имеют и прямые нравственные следствия. А страх Божий, по Писанию, — начало всякой Премудрости. Далее… Какое еще логическое нравственное следствие вытекает из определения «Бог — не Судия, а только и только Любовь»? Любящий принимает любимого таким, как он есть. Зачем меняться?

Мои страсти греховные Бог не судит — Он не Судья. Зачем даже заповеди Божии исполнять? За один мой гимн Богу, как Любви и только Любви, Он меня введет в царство славы.

Проблема «розового христианства» имеет и миссиологический аспект. Некоторые модернистские проповедники придерживаются мнения, что для оглашения и в миссионерских целях годится все, а уж без «розовой» апологии любви (с умолчанием о Суде) — никуда. Откуда это пришло? То правда, что апостол писал: «Я питал вас молоком, а не твердой пищею…» (1 Кор.) Но является ли «розовое христианство» доброкачественной «молочной» пищей, питаясь которой христианский «младенец» возрастает и приучается к пище «твердой»? Трудно в это поверить!

Приведем некоторые актуальные и сегодня мысли Константина Николаевича Леонтьева о «розовом христианстве».

«Гуманитарное лжехристианство с одним безсмысленным всепрощением своим, со своим космополитизмом, — без ясного догмата, с проповедью любви без проповеди “страха Божия и веры”; без обрядов, живописующих нам самую суть правильного учения… — такое христианство есть все та же революция, сколько ни источай она меду. При таком христианстве ни воевать нельзя, ни государством править; и Богу молиться незачем… Такое христианство может только ускорить всеразрушение. Оно и в кротости своей преступно…

Добровольное уничижение о Господе лучше и вернее для спасения, чем эта гордая и невозможная протекция отеческого незлобия и ежеминутной елейности… И в монашеских общежитиях опытные старцы не очень-то позволяют увлекаться горячей любовью, а прежде всего учат послушанию, самопринуждению, прощению обид…

Доброта, прощение, милосердие, любовь… Они взяли только одну сторону Евангельского учения и зовут ее существенной стороной. Но аскетизм и суровость они забыли? Но на гневных и строгих Божественных словах они не останавливались?»

Архимандрит Константин Зайцев писал:

«Да, когда кончится мировая история и останется только Бог и в Нем те, кого допустит в Лоно Божие Высшая Правда и Безконечное Милосердие, — тогда останется только Любовь, а все иное упразднится: упразднятся даже наши высшие христианские добродетели Веры и Надежды, ибо останутся без предмета в условиях реализации Царства Божия… Дело идет о соблазне подмены благоговейно-трепетного, бодрственного и трезвенного ожидания Страшного Суда, как преддверия Царства Славы, уготованного человеку от века Промыслом Господним… — подмены этого постоянного ожидания, которое должно составлять некий абсолютный фон всякого человеческого дерзания, напоминая человеку о непереходимой пропасти, лежащий между небом и землей, — чем-то принципиально иным… Настоящая, подлинная, церковно-христианская (а не “розовая” сентиментальная, гуманитарная) любовь — есть целая лестница духовного восхождения».

В заключении хочется привести размышления на эту темы современного тверского батюшки о. Георгия Белодурова:

«В том, что Бог любит человека — нет сомнения, ибо так возлюбил нас Господь, что предал на пропятие Сына Своего Единственного. Но как тогда толковать известные всем слова “Кого люблю, того и наказываю”, которые тоже выражают Божественную Любовь к человеку? А разве Промысл Божий — не Суд? Разве каждый день посылаемые нам с вами болезни и радости, не есть ли форма проявления определенного Суда, когда нам то для тренировки терпения подается скорбь, то для испытания памяти о Боге, и нашей способности благодарить Бога, дается радость?

Нет сомнения и в том, что все люди подлежат и другому Его Суду — строгому! И это не просто “полезный психологический аутотренинг”, — дескать ходи так, как будто ты ходишь под строгим взглядом Создателя, и это будет полезно для твоей души. Полезно-то, оно полезно, но Церковь не учит лжи, и то, что мы будем судимы, и что зерна будут отделены от плевел, и кто-то войдет в радость Господа своего, а кому-то уготован плач и скрежет зубов — все это истина, а не часть аутотренинга.

Но неужели Суд Божий будет без Любви? Не верю. Но как врачи отделяют больных от здоровых, чтобы не заразились все, так видимо и Суд будет Божий. А если все войдут в Царствие Божие, добрые и злые, щедрые и жадные, милостивые и жестокие? Там, в Царствии Божием — без Любви нельзя. Там без этого — как здесь без воздуха. И кто не научится любить без зависти к ближнему, тому будет мучительно больно, что он не обличен славой, он будет испытывать физическую муку от нахождения в Свете Божественной Любви.

Не помню, кто из святых сказал, что ад — это невозможность любить. Я согласен с этим, хотя муки ада будут иметь и другие формы, в том числе и описанные в мытарствах Феодоры. Да, нам нужно констатировать, что в современном сознании есть некоторые психологические препоны к пониманию и принятию таких благотворных и спасительных представлений, как Суд Божий или Страх Божий (к ним можно присоединить и Смирение). Зачастую мнимое прекраснодушие не дает человеку понять, как такое чувство, как Страх может быть достоинством его души. Непонятным становится и то, как Источник Милосердия может творить строгий Суд. Но тем и отличается благодатная жизнь в Церкви, что она постепенно возводит ум к пониманию этих необычных для мирского сознания понятий».


Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Сергей 24.09.2020 в 11:56:58

Владимир:
***если какая-то душа отправиться в ад, она претерпевала бы ГОРАЗДО МЕНЬШИЕ мучения. И это ТО ЖЕ есть спасение Божие.***
Уважаемый Владимир, а к какой церкви Вы принадлежите?

Владимир 24.09.2020 в 10:08:14

Сергей 24/09/2020 в 01:15:33
***... дух допотопных людей, конечно же, сформированный Богом, сформировал такое расстройство природных стихий, что случился потоп, и всех потопил***
Да, все внешние формы являются следствием духовного состояния человека, каждого народа, всего человечества. Поэтому когда-то духовное состояние каждого человека будет таким образом сформировано, что, ВДРУГ! - наступит Второе пришествие Христа, в точности было и тогда, когда духовное состояние человечества готово было распять Богочеловека. То есть духовное состояние Иуды - НЕ в силах было сотворить отсебятину - предательство, оно смогло это сделать ТОЛЬКО на том основании, что духовное состояние всего человечества готово было распять Богочеловека. Любой правитель не в силах творить отсебятину, он, конечно, творит грех, но творит на основании того, когда ему позволяет это делать духовное состояние народа. Нет-нет, дух народа - НЕ приказывает ему творить грех, просто правитель такой человек, что его дух ГОТОВ делать то, что он делает. Всегда разница только в одном - у каждого человека своя величина греховности (потому правитель может быть менее греховен, чем я, ты, он, она...), ведь и у праведника есть своя величина греха, и если бы у 10 содомлян хотя бы была такая величина греховности, какая была у Лота - они были бы спасены. В точности и с потопом, его бы не было, если бы оказался тот минимум, который нужен для спасения уже человечества. Оказывается и величина греховности может или спасать, или казнить человека, народ, человечество, но Бог - НЕ причастен к греху, Бог причастен только к ежесекундному принесение добра в душу человека - помощь в формировании духовного состояния. То есть Бог ежесекундно спасает человека от ХУДШЕГО зла, которое бы он сотворил, если бы не помощь Божия, при помощи Божией человек творит ЛУЧШЕЕ добро. И то, что людям кажется худшим, ОКАЗЫВАЕТСЯ - лучшим, ибо грешному сознанию, даже сознанию великого праведника не понять, что может быть ещё худшего из того, что есть. Даже внешне Господь показал, что помогает, ибо неоднократно помогал Иуде не сотворить предательства, тем самым Господь указал, что помогает в духовном мире, но даже помощь Божия не может отнять свободу у духа человека, потому Иуда покончил с собой, вследствие этого действия - не допустив, чтобы при помощи Божией у него было сформировано духовное состояние в полном объёме, чтобы в своё время смерть являлась для его души - самым благоприятным духовным состоянием, чтобы ей предстать пред Богом. В точности и с содомлянами, людьми при потопе, при помощи Божией в формировании духовного состояния у каждого человека смерть являлась САМЫМ лучшим духовным состоянием для души, чтобы ей предстать пред Богом, чтобы, если какая-то душа отправиться в ад, она претерпевала бы ГОРАЗДО МЕНЬШИЕ мучения. И это ТО ЖЕ есть спасение Божие, а мы привыкли к одному спасению, что спасением является ТОЛЬКО наследование Царства Небесного. Бог Спаситель НЕ только на Кресте, а каждую секунду жизни любого человека. Почему до сих пор не появился антихрист? Потому что при помощи Божией люди творят лучшее добро и не творят худшего зла, но, всему своё время, ибо свобода человека не прикосновенная, потому помощь Божия СМОЖЕТ действовать ТОЛЬКО до Второго пришествия Господа Иисуса Христа. До этого времени и заключается ВЕСЬ объём Божественной и любвеобильной помощи Божией людям!

Сергей 24.09.2020 в 01:15:33

Владимир пишет:
***Бог помог человеку в формировании духовного состояния, чтобы дух человека сотворил то достойное, которое человек и получает***
Т.о. дух Содомлян, сформированный при Божьей помощи, сформировал явление Ангелов, которые были просто вынуждены сформировать дождь из огня и серы, который таки всех и попалил, а ещё, дух допотопных людей, конечно же, сформированный Богом, сформировал такое расстройство природных стихий, что случился потоп, и всех потопил. Вот так-то!

Владимир 23.09.2020 в 20:30:17

“Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… У Бога есть одна мысль и одно желание - миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была” (свят. Феофан Затворник). Считаю, что нет таких богатств на свете, которые были бы дороже этой духовной логики. А ведь эти слова произнёс человек - грешник? И если у грешного существа жила такая духовная логика, то разве сам Бог любовь располагает меньшей милостью, чем этот грешный человек, даже если он причислен к лику святых? "розовое христианство", это не причина, а следствие, которое порождено причиной. Главное состоит НЕ в том, чтобы бороться со следствием, а исправлять причину. То есть духовенство РПЦ - духовные учителя, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, должны учить себя духовным истинам - правильному спасению души, тогда и христиане будут правильно спасать душу. Конечно, не все будут искренними христианами, но, всё же, крещёные люди в истинной вере будут тем праведным минимумом (этого минимума не оказалось в Содоме), который не позволит погибнуть Русской Церкви, а с ней России, а с ней русскому народу, а с ним - с православием всему человечеству, ибо Русская Церковь самая большая в мире, а христиан - подавляющее большинство. В этой логике не хватает одного, нет христианской - евангельской воли того количества людей, которых Бог поставил учить христиан правильному - духовному спасению души. Но о них - о причине нет и речи, но зато есть борьба со следствием! Как до сих пор идёт борьба только с Лениным, Сталиным - СЛЕДСТВИЕМ!

Владимир 23.09.2020 в 18:13:40

"розовое христианство" - ничего хорошего не несёт, но, невозможно спрятать истину от христиан, потому что, видите ли, существует "розовое христианство".
***3. Непонимание и незнание законов духовной жизни***
Очень хорошо, ИМЕННО на этом и буду выстраивать...
***Вообще-то, на тему «Бог есть Любовь и никого не наказывает» — было бы интересно подискутировать с обитателями Содома и Гоморры, да вот где они? От сотворения человека до Страшного Суда — Бог Судия***
Дух творит себе формы, это непреложная истина! Бог не нарушает свободы человека, не физической свободы, ибо эта свобода является уже следствием духовного состояния человека, поэтому Бог не нарушает духовной свободы человека, ПРИ ЭТОМ помогает человеку в формировании духовного состояния. Вследствие этой помощи Бог дарит человеку посильный ДУХОВНЫЙ крест, а уже духовный крест - духовное состояние человека дарит человеку посильный ФИЗИЧЕСКИЙ крест - ежесекундную судьбу человеку. "Господь ПОЛОЖИЛ, чтобы ЗА каждым делом, добрым или злым, приличное ЕМУ воздаяние СЛЕДОВАЛО ЕСТЕСТВЕННО (ТО ЕСТЬ, от ДУХА человека, ибо дух творит формы!), а НЕ ПО особенному назначению (ТО ЕСТЬ, не от Бога), как думают некоторые, НЕ ЗНАЮЩИЕ духовного закона" (Преп. Марк Подвижник). И если составить продолжение цитаты святого Отца, тогда она выглядела бы так: смерть человека следует ЕСТЕСТВЕННО, ибо она так же является СЛЕДСТВИЕМ ПРИЧИНЫ - духовного состояния человека, то есть, смерть следует ОТ духовного состояния человека, а НЕ по особенному назначению, то есть - НЕ ОТ БОГА, ибо если бы смерть была ПО ОСОБЕННОМУ НАЗНАЧЕНИЮ, то есть, была ТОЛЬКО следствием одной воли Божией, тогда на свете не было бы ни одного самоубийцы, и негодяй - НЕ СМОГ бы отнять жизнь у ребёнка. При помощи Божией в формировании духовного состояния человека, смерть человека - является самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы душе предстать пред Богом. То есть смерть человека зависит не ТОЛЬКО от одного Бога, НО и от духовного состояния человека, ибо бывает, что внешний негодяй живёт 100 лет, а Игнатий Брянчанинов прожил 60 лет. Содом и Гоморра были уничтожены духовным состоянием каждого человека, при этом Бог помогал каждому человеку в формировании духовного состояния, и смерть к каждому пришла НЕ вследствие наказания Господня, а вследствие духовного состояния каждого человека, ибо каждый человек, ПРЕЖДЕ, попирал духовный закон, потому и дела их были нечистыми, и это духовное нарушение повлекло отхождение от Бога, повлекло духовную смерть, за ней физическую смерть и руины городов. Праотцы - ТАК ЖЕ нарушили духовный закон, и смертью умерли, а рай превратился в грешную землю - "руины"! Каждую секунду жизни человека Бог помогает человеку в формировании духовного состояния, чтобы оно было как можно чище, то есть Бог СПАСАЕТ человека каждую секунду его жизни, поэтому Бог не именуется Наказателем, а именуется Спасителем. Вывод, каждый человек получает достойное по делам своим - по делам духовного состояния, получает как доброе, так и злое, НО! человек получает достойное по делам своим НЕ ПОТОМУ, что он такой достойный получить именно то, что получает, а он получает достойное по делам своим УЖЕ ТОГДА, когда Бог ПОМОГ человеку получить ИМЕННО ТО, что получает, а именно, Бог помог человеку в формировании духовного состояния, чтобы дух человека сотворил то достойное, которое человек и получает, конечно, Бог не причастен к греху. Вот, кто такой Бог любовь: "Слава Тебе Боже - ЗА состоявшееся ЛУЧШЕЕ добро! И! Слава Тебе Боже - ЗА несостоявшееся ХУДШЕЕ зло!". Просто прекрасно - истинно сказано о любви Божией в одной цитате ira 24/10/2014 в 23:09:59:
***Я читала, что Страшный Суд будет заключаться в том, что Господь будет искать за что бы помиловать каждого человека!..***
За много десятков лет, мне повстречалась ТОЛЬКО ira с таким пониманием. Не каждый христианин, человек, обличённый в Священный сан поймёт истину, а её нужно не только понять, но и нелицемерно полюбить, чтобы не бояться Бога, как чёрт боится ладана, а искренне стараться не делать (прежде всего, мыслями в духовном мире) того, что противостоит Богу.

Ирина 24.12.2017 в 19:54:07

Мне повезло, я в Церкви с 2003 года и не разу не слышала от священников о Любви Божьей без Страха Божьего и Суда.

Игнат 20.12.2017 в 13:18:08

Поддерживаю автора полностью, ибо на примерах из жизни и общения с современными батюшками в их проповедях отчетливо вижу концепт "Бог только Любовь". Страху Божиему сегодня мало кто учит из приходских священников. А как наставлять начнут, так лучше бы не слушать их, дабы не сорваться на крик. Прав, тысячу раз прав святитель Игнатий Брянчанинов, когда говорил, что люби последнего времени будут спасаться по книгам Святых Отцов Церкви.

Михаил Яблоков 20.12.2017 в 11:38:19

Игорю.
Бог не только Абсолютная Любовь, но и Абсолютная Справедливость. Любовь отнюдь не является единственным свойством Божественной природы.

игорь 24.10.2014 в 23:32:24

Извините, прочитал данную статью и комментарии к ней и решил тоже высказаться. А.И.Осипов говорит о Боге как о Любви, основываясь на трудах отцов Церкви, причем первых веков - это во-первых. А во-вторых: Бог-Любовь в данном понимании не значит, что Он (Господь) не наказывает (в вашем понимании), а смысл в том, что Господь будучи Абсолютной Любовью подает каждому человеку необходимое ему средство, лекарство (ситуации, события или по вашей терминологии - наказание), которое будет ему полезным для исцеления его души. По сути вопрос в отношении самого человека к данному средству: как к наказанию или как к лекарству... Ну какой же тут протестантизм!? Какое "розовое христианство"!?

ira 24.10.2014 в 23:09:59

Я читала, что Страшный Суд будет заключаться в том, что Господь будет искать за что бы помиловать каждого человека!..

Агапит 19.09.2014 в 21:02:07

Иерею Илие Мотыке.
Полностью с Вами согласен, что А.И. Осипов откровенный еретик, чьи заблуждения распространяются всеми имеющимися силами и средствами. Даже внешностью он напоминает протестантского профессора. О нем много пишет на своём сайте духоносный старец архим. Рафаил Карелин.

иерей Илья Мотыка 17.09.2014 в 21:25:55

Главным распространителем сладкого, паточного христианства является профессор МДА А.И. Осипов. Своим ядом он отравил многих.

Александр из Од. 17.09.2014 в 09:22:45

Опасность "розового" христианства в том, что оно ласковое и мягкое. Это как яд в сладкой оболочке. Между прочим, все сектанты очень добрые и ласковые и прямо нежно уговаривают прийти к ним на собрания. А там "коготок завяз - всей птичке пропасть!" Когда эта розовая зараза охватывает каких-нибудь мирян - это еще пол-беды, а вот если она проникнет в архипастырскую среду, то это уже беда!

священник Георгий Белодуров 10.04.2011 в 20:38:56

Я помню и молюсь за Вячеслава Михайловича. Мы дружили, и изредка бывая в Питере, я заходил к нему в гости. Вечная память доброму христианину и стойкому защитнику Церкви рабу Божию Вячеславу.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс