Богородица

Актуальные статьи

Памятники-статуи святым угодникам

28.02.2021

 

От редакции: Либеральные политтехнологи, а также главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А.Венедиктов вместе с Мосгордумой решили провести провокационный опрос-профанацию москвичей: какой памятник на Лубянской площади они желали бы видеть: Ф.Э. Дзержинского, снесенного в 1991 году бесноватыми либералами в «революционном» угаре борьбы с ГКЧП, или, в качестве «противовеса», святого князя Александра Невского. Занимающий пост заместителя председателя Общественной палаты Москвы либеральный пропагандист Алексей Венедиктов пропихнул в качестве альтернативы памятнику Дзержинскому памятник святому князю Александру Невскому, хотя последний, несмотря на всю почитаемость в России, не имеет никакого отношения к подъёму Москвы, которую унаследовал и превратил в столицу сильного княжества младший сын Невского — Даниил Александрович. Да и Лубянская площадь это не Чудское озеро. Подлость либералов именно в том и заключается, что они, ненавидящие православие, используют фигуру канонизированного РПЦ князя тупо в своих корыстных целях по расколу патриотического электората. К великому сожалению многие православные повелись на эту провокацию.

Выбор между возвращением на Лубянку памятника Феликсу Дзержинскому и установкой памятника св. Александру Невскому — сродни шизофрении и является осознанной политтехнологической диверсией. Очевидно, что подобный издевательский опрос только вызвал бы нестабильность и усилил размежевание в российском обществе между гражданами нашей страны. А российские системные либералы и курируемые ими либеральные журналисты радостно наблюдали бы и потирали руки в предвкушении народной смуты и приближающейся гражданской войны. И слава Богу, провокация не удалась: власти Москвы после двух дней голосования отказались от идеи установить памятник на Лубянской площади, ибо само голосование все больше превращалось в противостояние людей, придерживающихся разных взглядов. Лубянская площадь пока останется в нынешнем виде.

Предлагаем читателям статью великого святителя и замечательного церковного публициста начала ХХ века архиепископа Никона (Рождественского), в которой он убедительно показывает чуждость церковному благочестию и неприемлемость для православной традиции установки памятников-статуй святым угодникам Божиим.
* * *

 Московское Археологическое Общество хочет поставить памятник смиренным служителям Церкви Русской, святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу. Местом памятника избрана историческая Красная площадь в Москве, где уже красуется памятник Косме Минину и князю Пожарскому. Археологическое Общество желает сим памятником ознаменовать наступающее в 1912 году трехсотлетие окончания великой смуты, до основания потрясшей нашу матушку Русь в начале ХVII столетия. Памятник, очевидно, должен говорить русским людям: "Любите Русь, как мы любили, целым сердцем; будьте готовы положить за нее свои души, отдать ей беззаветно все: и ум, и сердце, не говоря уже об имуществе, отдать самую жизнь свою за ея благо. Смотрите на нас и вспоминайте наше время, наши подвиги".

Святейший Синод предоставил Археологическому Обществу произвести в текущем году во всех церквах Российской империи тарелочный сбор за всенощными бдениями и литургиями в праздники Апостолов Петра и Павла и Успения Богоматери. Так откликнулась церковная власть на начинание Археологическаго Общества.

В последнее время сборы по церквам в великие и не в великие только праздники обычное дело. Собирают ежегодно в известные дни разныя общества: Миссионерское, Палестинское, попечения о слепых, Краснагo и других крестов, всех таких не перечтешь: собирают и не ежегодно, а только раз или два в определенный день на то или другое доброе дело. Не могу не заметить, что святое дело христианскаго благотворения, всецело некогда принадлежавшее Церкви, ныне, большею частию, ушло из Церкви и является в нее только с кружкой или тарелкой для сборов, а все распоряжение сими сборами идет уже мимо Церкви... Не буду теперь останавливаться на этом вопросе: можно ли сие признать нормальным явлением в церковной жизни по самому существу, тем более что к настоящему случаю это едва ли может иметь и отношение. Церковь строила и строит храмы как памятники, но еще никогда не строила памятники в мирском смысле этого слова. Я хотел бы только отметить, что это даже едва ли не первый случай сбора на памятник во время богослужения в церквах наших. Собирали на построение храмов, на школы, на богадельни, на миссии, словом на дела добрыя, но не на постройку мирского памятника. Не хочу восставать против такого сбора и теперь, ибо распоряжение церковной власти уже состоялось, никакой ереси в нем не усматривается, а потому и протестовать против него нет повода. Но при исполнении сего дела, при построении памятника, может произойти нечто такое, от чего хотелось бы предостеречь теперь же и Археологическое Общество, и тех, кто должен отвечать пред Богом и историей за возможный соблазн...

Прежде всего вспомним: когда Москва решила поставить памятник Царю-Освободителю, то покойный Государь, мудрый носитель народных идеалов, особенно был озабочен тем, чтобы этот памятник, поставленный в Кремле, этом, по его выражению «алтаре Руси православной, не нарушал своим мирским характером духовной гармонии святынь кремлевских. Он был прав: до сего времени Кремль не имел в себе ни одного памятника в западно-европейском смысле, для него ясно было, что такие памятники не вполне отвечают народному миросозерцанию. Народ знает памятники-храмы, но не памятники-статуи, и очень мудро было избрано место для памятников самому ему, великому Царю-Миротворцу, вне всероссийскаго "алтаря" Кремля: как-будто он смиренно вышел отсюда, чтобы в благоговении созерцать издали святыни Руси Православной с своего величественнаго трона, от храма-памятника великих событий 1812 года. А памятник своему великому отцу он закрыл дивною сенью, поучающею своими мозаиками русских людей любви к своим Царям... Пусть Императорское Археологическое Общество и те художники, которые будут обдумывать проект памятника патриарху Гермогену и преподобному Дионисию, глубоко задумаются над этим... Во всяком случае в обсуждении сего вопроса необходимо участие представителя Святейшаго Синода и окончательное его решение, прежде чем восходить на Высочайшее воззрение, должно быть предоставлено Святейшему Синоду.

Я сказал, что памятники-статуи не отвечают нашему русскому народному миросозерцанию, нашим народным идеалам. Православная Церковь не приняла ваяние в качестве церковнаго искусства: она только терпит его как исключение из общаго правила. Ваяние слишком напоминало христианину первых времен культ языческий, языческих идолов, которых так ненавидели христиане; оно, воплощая идею, недостаточно способно было одухотворить ее, слишком, так сказать, оплотеняло ее... Вот почему оно несродно духу чистаго православия. Западная Церковь постепенно ввела в свой культ ваяние потому, что сама, хотя и безсознательно, постоянно находилась под влиянием воспринятых от язычества идей. Все римское богословие со времени разделения Церквей построено на человеческом, юридическом начале. Вся культура, искусство, наука все имело корни в язычестве. Римская церковь не задумывалась и языческаго Зевса переделывать в Апостола Петра, вручая ему ключи Царства небеснаго. Православие взяло из языческой культуры только то, что было чисто по природе своей, что не отвлекало мысль верующаго в сторону язычества. Церковь взяла для своих храмов, например, план театра, но самый театр отвергла. Для удовлетворения потребности эстетическаго чувства она создала нечто, отдаленно напоминающее первобытный театр времен Софокла, Еврипида и др. великих трагиков (ибо театр того времени был для язычника почти богослужением), но и то очистила, возвысила, одухотворила до того, что всякое напоминание о театре исчезло. Я говорю об обрядах богослужебных, о пении и т. п. Ваяние же отвергла, заменив его живописью, вернее иконописью. Наш народ всю свою культуру воспринял от Православной Церкви: понятно, что и на всякия статуи он смотрит с церковной точки зрения. Мне приходилось, например, слышать от простых поселян наименование памятника Пушкина "идолом". И думается мне, что уже по одному этому не следует ставить памятника святым печальникам родной земли в виде статуй: зачем насильственно навязывать народу доселе чуждое ему воззрение на памятники святым людям? Зачем вводить его в искушение мыслию о том: место ли угодникам Божиим стоять среди площади? Не будет ли это профанацией, особенно при нашей русской неряшливости, когда нередкость, например, видеть голубиный помет на памятнике Пожарскому и Минину, когда слышится не редко непечатная брань извозчиков около заветных святынь наших храмов, когда подножия памятников не защищены от возмутительных надписей?..

Пусть так, пусть ставят у нас памятники великим людям, прославившим нашу родную Русь, пусть эти памятники, как памятник Минину и Пожарскому, и говорят, и даже перстом показуют русским людям на те святыни, за которыя они грудью стояли: "не на нас смотрите смотрите вот на эти святыни, любите их, умирайте за них: в почитании их залог для вас Божия благословения"... Пусть даже красуется памятник славному нашему святому князю-просветителю Владимиру, высоко поднимающему св.крест над купелию Руси святой старым Днепром: все это тени нашего славнаго прошлаго, все это поучение современных поколений "в лицах", но все это так отзывается земным, что не следовало бы прилагать к угодникам Божиим, прославленным от Бога славою нетленною. Правда, и Владимир – Божий угодник, но он не монах, не святитель, а святителям и монахам мы еще не ставили памятников. Правда, в разных украшениях памятников, в виде деталей, как на памятнике тысячелетия Руси в Новгороде, и они есть, но ведь это детали, а не главное, это подробности, а не целое... Во всех мирских памятниках сказывается как бы опасение: а ну забудут люди этого человека?.. Отольем же ему возможно вечный памятник из металла: это надежнее будет... Но сердце русскаго человека не может и мысли допустить, чтобы оно забыло своих родных молитвенников пред Богом, угодников Божиих. Русский человек пойдет к их святым мощам, поклонится им в их нетленных останках, приобретет себе в дом их святую икону и станет с ними молитвенно беседовать. А есть возможность, и храм в честь их построит, имя сыну или дочери даст. Видеть же их статуи среди площади, хотя бы и той площади, которая видела их подвиги на пользу земли родной, едва ли он пожелает...

Скажут: тогда вы совсем не желаете памятников святым людям? Да, кстати: патриарх Гермоген еще и не прославлен...

Во-первых, не пора ли прославить нетленно и открыто почивающаго в московском Успенском соборе святителя священномученика за отечество Гермогена? Ведь в некоторых святцах XVIII века он называется уже святым. Во-вторых, я желал бы видеть памятник-храм, по меньшей мере памятник-часовню в честь сих угодников Божиих. И представляется мне она в стиле древнерусских церквей, по внутренним стенам вся украшенная мозаиками из жизни и подвигов святителя Гермогена, преп. Дионисия Радонежскаго и почему к ним не присоединить и подвиги Авраамия келаря Троицкаго? Против входа икона Гермогена и Дионисия с горящею пред нею лампадою. Наружные стены можно украсить также мозаикой, если русскому стилю претят барельефы. Все должно говорить сердцу русскому о подвигах их. Какая благодарная задача для наших родных художников, каковы В.М. Васнецов и А.Н. Померанцев! Если епархиальная власть найдет полезным в часовне поставить свечной ящик, то доход от свеч должен идти на распространение изданий строго православнаго и патриотическаго содержания, дабы самый памятник великих патриотов продолжал их святую деятельность среди народа Русскаго. В известные дни, в дни памяти угодников Божиих, из ближайшаго Покровскаго собора должен быть к памятнику крестный ход для служения молебнов печальникам родной земли. Следует установить и панихиды о всех, за Веру Православную, за Царя и Отечество душу свою положивших во дни смут, как ХVII, так и нашего века, за всех, подвигом добрым подвизавшихся в то время. Такой памятник будет по сердцу народу православному. К нему будут приходить не любоваться только, не ради празднаго любопытства, но и молиться, входить в общение с теми, о ком памятник сей говорит нашему сердцу. Пора нам перестать идти в хвосте за западными народами, пора быть самобытными хотя бы в том, что завещала нам родная старина. Тем, западным, позволительно ставить статуи и святым, и не святым людям: для них старый, отживший языческий греко-римский мир был не чужой; о нас, русских, сказать этого нельзя. Мы не знали греко-римской цивилизации: мы, можно сказать, как только появились на свет во всемирной истории, так и окрещены в святую нашу веру православную. Западные народы приняли христианство уже взрослыми, мы младенцами... Взрослый уже становится неспособен так глубоко воспринимать новые идеалы духовных воззрений, как тот, кто воспринимает их с молоком матери. Я не говорю об избранниках Божиих, о тех гигантах духа, которые прославили историю Церкви от первых времен христианства: я разумею народныя массы, народы Запада, как историческия личности. В отношении к памятникам именно так и было. Укажите хотя один пример во всей истории Церкви, когда бы Церковь в лице своих святых мужей благословила, одобрила, признала благоприятным постановку мирских памятников, кому бы то ни было из исторических деятелей? Римская Церковь, уклонившись в сторону мира, многое и усвоила заимствованное от мира.

Не лишним считаю кратко повторить здесь то, что писал я в "Душеполезном Чтении" 14 лет тому назад.

Великий знаток нашей русской народной жизни и ея идеалов, Ф.М. Достоевский, говорит, что "наш народ живет идеей православия в полноте, хотя и не разумеет ее отчетливо и научно. В сущности, в народе нашем все из нея одной, из этой идеи и исходит, по крайней мере, народ наш так хочет, всем сердцем хочет, чтобы все, что есть у него и что дают ему, из этой одной лишь идеи и исходило"... К сожалению, когда мы, в течение последних двух веков, из своего "окна" любовались на Европу и жадно учились у ней "цивилизации", мы задом стояли к родной России и ея святому православию. Оттого и набрались оттуда привозных, часто самых дешевых понятий и воззрений без всякой их оценки, и спешили, как можно скорее, применить их к своей жизни, чтобы похвалиться пред "ученою" Европою: вот-де мы какие умники!.. Но удивительное дело: старыя, древнерусския воззрения, несмотря на все усилия их забыть, затереть, несмотря на старания наших "интеллигентов" подменить их привозными, крепко живут в нашей народной массе; При всей своей духовной красоте и возвышенности, по-видимому, для этой темной массы недоступных, они каким-то инстинктом передаются из рода в род, из поколения в поколение, и когда "интеллигент", уверенный в высоте и истинности своих понятий, принятых им с Запада от "просвещенных" европейцев, развязно предлагает их русскому исконно православному простецу, то этот русский простец спокойно отвечает ему: "поди ты к Богу с своими затеями! Совсем не по душе оне нам, русским людям". Пусть наши "интеллигенты" говорят, что русское невежество не додумалось до таких прекрасных вещей, как художественные памятники великим людям: мы думаем совершенно напротив. Русский народ как великая историческая личность внутренним духовным своим инстинктом понимает вещи гораздо глубже, чем ученики Европы, от него отщепнувшиеся. Русский мужичок говорит: "Памятник ставят для того, чтобы не забыли, что жил на свете такой-то". В самом деле: в слове "памятник", как я сказал, уже не звучит ли опасение этого забвения?.. Угодникам Божиим, например, Преподобному Сергию, не ставили памятника-статуи, а попробуйте поставьте ему такой памятник, знаете ли, что скажет народ? Он скажет, что это кощунство, профанация... Если он, по скромности своей, не говорит этого о памятнике князю Владимиру, то лишь потому, что в руках у князя крест, а поверьте: на памятник его никто не станет молиться, его удел праздное, холодное любопытство толпы. Хорошо знал это русским православным сердцем святитель Киевский Филарет и потому в свое время протестовал против постановки памятника-статуи князю Владимиру и не постеснялся даже назвать этот памятник "идолом".

В чем же дело? Почему Русский народ так холодно-безучастно смотрит на памятники-статуи? Ответ на это находим в книге Премудрости Соломоновой, гл. 14, ст. 14, там сказано, что "памятники вошли в мир по человеческому тщеславию". А это чувство нехорошее, не христианское, нехорошо оно, когда живет в сердце человека, нехорошо, когда и другие питают его чем бы то ни было. Когда достоинства, заслуги, подвиги признаются другими как проявление в человеке даров Божиих, когда все это обращается во славу Божию, когда в человеке гениальном признается величие дара Божия, тогда тщеславию нет места, и прославляемый приемлет похвалы с глубоким смирением, относя их всецело к Божией благодати. А когда о Боге забывают, когда все приписывают человеку, по крайней мере молчат о Боге, хвалят только человека и его "гений" и этому гению, как природному свойству личности человеческой, ставят памятник, тогда уже является служение страсти человеческой, служение тщеславию, а это, по народному воззрению, да и по правде Божией, есть уже тонкое идолопоклонство... Мы, православные, в отношении к нашим ближним, как живым, так и почившим, должны неизменно руководиться златым правилом нашего Спасителя: еже аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Примените это правило к памятникам, и ваша совесть скажет вам, что мирские памятники усопшим вовсе не нужны. Мы себе таких памятников по совести не пожелали бы, и усопшие, если бы их спросить, то же нам сказали бы. Но, может быть, памятники нам нужны? Да, нужны, но не памятники-статуи. И благочестие народное создает такие, в духе народном, и памятники. Это памятники, дающие возможность входить с усопшими в непосредственное, живое общение в молитве, это храмы Божии, часовни, обители... Понятно, почему покойный Государь-Праведник Александр III не пожелал на месте убиения своего родителя поставить простую часовню, а непременно – xpaм Божий: его добрая православная душа понимала все значение молитвы церковной и молитвы народной за душу Царя-Мученика в храме Божием. Пусть будут созидаемы памятники не столько лиц, сколько событий: это то же, что книги или повести о минувших судьбах родной земли. Волей-неволею приходится сделать уступку: пусть, если уж завелись они на Руси, будут памятники и лицам историческим, не-святым людям, и пусть они говорят не столько о лицах, сколько о тех великих идеях, носителями коих они были. Таков, например, и есть памятник Пожарскаго и Минина: как я уже сказал выше, он отводит мысль зрителя на заветныя святыни Кремля, на которыя и указывает нам Минин с своего пьедестала. (*) А святым Божиим, каковы суть патриарх Гермоген и преподобный Радонежский чудотворец Дионисий, ставить статуи не подобает. И без таких памятников память их в род и род, потому что в память вечную будет праведник ...

 
1910 год.
 

(*) Надо сказать, что рука отлитого в бронзе Минина уже давно не указывает на святыни Кремля. Это произошло потому, что поставленный в 1818 году в центре Красной площади памятник Минину и Пожарскому был перенесён в 1930-е годы к Покровскому собору и повёрнут на 90 градусов. (Прим. ред.).

 

Послесловие редакции БО. Эту статью архиепископа Никона (Рождественского) мы хотим сопроводить фотографией памятника, нет, не Божьему угоднику («святыми статуями» православных уже не удивишь: они во множестве стоят уже по всей русской земле), но памятника самому Божеству (!). И если митрополит Филарет (Амфитеатров), протестуя против постановки статуи князю Владимиру, не постеснялся назвать этот памятник «идолом», то каким словом следует назвать это стоящее за алтарём ярославского Успенского собора изваяние? 

 

 

Когда мы воочию увидели это безобразие, то первым нашим желанием было снять на видеокамеру те кощунства, что совершались на наших глазах. Например, бросание в евхаристическую чашу монеток, пожимание рук ангелов (на фотографии можно видеть, что они блестят от частых прикосновений)… Мы хотели снять всё это и показать другим, чтобы хоть как-то воспротивиться богохульству, но вовремя остановились по следующей причине. Бросавшие монеты в чашу прохожие (едва не наступая при этом на надпись, которая гласит, что этот памятник изображает собой Святую Троицу), наверняка, имели самые простые мысли. Вроде того, что если я попаду в чашу или прикоснусь к руке, то загаданное мною желание исполнится. Они-то думали просто, зато находящиеся рядом с ними и понимающие, что происходит недопустимое, становились соучастниками действий, которые нужно назвать не одним только кощунством, но самым настоящим идолослужением.

То же и в нашем случае. Имея доброе желание через показ непотребства прекратить непотребство, мы сами того не зная, приобщили бы к богохульству тысячи читателей сайта «Благодатный Огонь». Мы невольно стали участниками идолослужения в Ярославле, и сделали бы таковыми всех читателей БО, если бы показали то, чему были свидетелями. Неужели это не очевидно?

Что скажем в итоге? Если в 1918 году прекрасный город Ярославль постигло праведное прещение Божие за отступление от Православной веры, и он был расстрелян из пушек, то расстрел из каких огненных орудий может ожидать его за такие «памятники»? Впрочем, это вопрос не к простодушным ярославцам, которые не ведят бо что творят (Лк. 23,34), но к духовным отцам и правителям города, собирающим подобным «богопочитанием» на свои головы и головы своих сограждан праведный гнев Божий.


 Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Сельскiй бригадиръ 28.02.2021 в 14:05:13

Александр Казаков.
О памятнике Дзержинскому. Итоги 
В полемике вокруг памятника Дзержинскому выявились три стороны, причём третья сторона так явно обозначилась едва ли не впервые. Это - право-консервативная, православно-монархическая часть нашего общества.
(Подчеркну, что эти части ведут полемику не о социально-экономическом развитии страны, а о символах. Я бы сказал, что это борьба за символическую власть, которая иногда важнее и жёстче, чем борьба за власть административную, экономическую и другую, как бы реальную)
Первые две стороны, которые давно ведут открытую борьбу: лево-консервативная и неолиберальная (с неофашистской стилистикой).
Попробую провести основную линию, которая отделила нас, то есть лево-консервативное большинство (это - очевидный факт, и ход голосования его подтвердил), от двух других, которые союзно выступили в борьбе против памятника Дзержинскому (важно: не ЗА Александра Невского, а ПРОТИВ Дзержинского).
Сторонники право-консервативного, православно-монархического и фашиствующего неолиберального лагерей выступают за СЕГРЕГАЦИЮ нашей истории. И те, и другие заявляют, что часть истории России - это их история, а другая часть истории России - это не их история, и эту последнюю надо ошельмовать, осудить и забыть. Разумеется, мотивы у этих двух лагерей разные, зачастую противоположные, но тут они оказались ситуативными союзникамм. И - замечу с грустью - у право-консервативного, православно-монархического лагеря не сработало чувство брегливости от такого союзничка, как фашиствующие неолибералы. Надо было вспомнить о чести и достоинстве своих духовных предков - царских и белых офицеров, которые таких союзничков определяли как предателей интересов России и поступали с ними вполне определённым образом (деревьев вокруг много).
(Кстати, и те, и другие готовы к тому, чтобы провести реальный суд над частью нашей истории, над нашими общими предками. И не хотят понимать, что тем самым делают решительный вклад в мировую русофобию, а значит ослабляют страну перед будущими испытаниями)
Это и есть водораздел. Мы, как представители лево-консервативного большинства, против исторической сегрегации. Мы последовательно выступаем за то, что ВСЯ ИСТОРИЯ РОССИИ - НАША ИСТОРИЯ, красная и белая, советская и имперская, КРОМЕ ПРЕДАТЕЛЕЙ. Собственно, именно это записано в программе партии Захар Прилепин #ЗаПравду.
Из этого следует и остальное. Поскольку мы представляем интересы большинства, постольку мы - демократы в лучшем смысле этого слова. Так вообще повелось, что большинство - демократично (и великодушно), а меньшинства - тоталитарны (ибо склонны к сектантству). Поскольку мы представляем интересы большинства, постольку именно мы готовы уважать чужое мнение. И мы готовы воздать должное и красным, и белым - тем из них, кто боролся за свой образ будущего России, а не предавал её.
А в целом надо сказать, что итоги это, конечно предварительные. Мы продолжим работу по примирению нашего народа и по окончанию гражданской войны в головах и сердцах.
P.S. А "решение" Собянина - это типичное рациональное решение чиновника: от греха подальше, и от ответственности. А ведь был шанс войти в историю как московский градоначальник, при котором памятник Дзержинскому вернулся на историческое место

прот. Алексий Касатиков 28.02.2021 в 13:32:10

Конечно, предложенный на опросе выбор - между Святым князем Александром Невским и ФЭД - откровенная провокация. Думаю, если бы предложили выбрать между ФЭД и, например, Борисом Немцовым, то это был бы корректно поставленный вопрос, и никакого "разделения общества" по этому вопросу, наверняка не было бы. Мне почему-то кажется, что Железный Феликс раздавил бы блудливого Борю в лепёшку, от которой и мокрого места не осталось бы.
Неправильно, провокационно сформулирован вопрос, некорректно. Что-то вроде: "Ты кого, детка, больше любишь - маму или папу?".

Дмитрий 28.02.2021 в 13:02:02

Смысл происходящего, кажется только в том и состоит, чтобы "гению из гениев", что придет вместо Христа, было что крушить. Ему еще и ура будут кричать и на руках носить, как поборника восстановления "древнего благочестия" и "истинного Богопочитания". "Блюдите яко опасно ходите".

Владимир 28.02.2021 в 10:41:45

Конечно, не нужно устраивать раскол между народом, но выскажу мнение, которое не претендует на истину.
***Ваяние слишком напоминало христианину первых времен культ языческий, языческих идолов, которых так ненавидели христиане; оно, воплощая идею, недостаточно способно было одухотворить ее, слишком, так сказать, оплотеняло ее... Вот почему оно несродно духу чистаго православия***
Если фашисты носили крест, тогда крест несродное духу чистого православия? Апостолы языческие храмы освящали, и храмы становились православными. Нужно ясно понимать, с какой целью - какого духа. Памятники Пожарскому и Минину не одно и то же, что и святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу, ибо плоть этих христиан не участвовала в спасении Руси, они посвятили Богу и душу свою и плоть, первые же посвятили душу свою Богу, а плотью боролись за спасение святой Руси.
***памятники вошли в мир по человеческому тщеславию. А это чувство – нехорошее, не христианское..***
Конечно, конячка, телега и т. п. вошли в мир не по тщеславию, а машины, электричество, медицина, образование для всех людей и т. п.- прогресс вошёл в мир по человеческому тщеславию? Так давайте лишимся всего этого, лишим храмы необходимого в современном мире, да и Россию заодно? Грех греху рознь, и мы живём не во времена конячки и телеги. С какой целью - какого духа, вот главное! Святой Александр Невский ПРЕЖДЕ был князем, ПОСЛЕ стал монахом, душа его молилась Богу, а плоть его боролась за спасение святой Руси. И если КНЯЗЮ Александру, плоть которого спасала Русь, государство поставит памятник (где угодно) за его заслуги пред Русью (Россией), то в этом нет ничего плохого. А ВОТ духовенству нужно учить христиан тому, чтобы христиане не относились к памятнику как к идольскому изваянию (как ранее христиане относились к бывшим языческим храмам), а относились как человеку, который ПРЕЖДЕ был спасателем Руси, ПОСЛЕ посвятил и душу свою и плоть свою Богу - стал монахом. Царям также стоят памятники за то, что их плоть тем или иным образом спасала святую Русь. Бог подарил человеку не только душу, но и плоть, даже плоть сотворил первую, после вдохнул душу в плоть. Плоть не является грязью, это грех является грязью, у полноценного человека будет и плоть и душа.

Даниил Бондарев 02.09.2016 в 22:35:56

Я на развалинах старого византийского храма был и там статуи стояли.

FrVladimir 18.08.2016 в 15:00:58

Вот что написано во "Всеобщей истории искусств" (издание Академии художеств СССР) про времена Византийской империи:
"В архитектуре внимательно разрабатывались сложные интерьеры, как бы вовлекавшие человека, изолировавшие его от остального мира. Религиозные требования сковали развитие скульптуры, так как православная церковь считала статую идолом. Скульптура в Византии, представленная рельефом (главным образом небольшими рельефами из слоновой кости), смыкалась с декоративно-лрнкладным искусством. Место последнего было весьма значительным — оно составило основной слой художественной культуры, впитавшей в себя мотивы и образы, жившие в разнообразных общественных кругах Византии. Живопись, занявшая в изобразительном искусстве Византии главное место, находилась под строгой церковно-государственной опекой. Она развивалась по трем основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись, книжная миниатюра. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Художник должен был следовать канону — правилам иконографии, диктовавшим композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения".

FrVladimir 18.08.2016 в 14:52:25

Уважаемый Даниил! На 7-ом Вселенском соборе никакого мнения о скульптурах не вынесено. А вот о хулителях икон читайте Правило 9.

Даниил Бондарев 18.08.2016 в 12:52:09

Это иконоборческая ересь. Читайте деяния 7-го вселенского собора. Статуи Христа и святых в Византии стояли и иконоборцы их уничтожали. Вы им последуете.

FrVladimir 17.08.2016 в 22:40:20

Кощунство получается, ибо как себя вести у скульптур: брать благословение? перекреститься? похристосоваться? Может, ответят на этот вопрос сами скульпторы и те, кто их благословляет на это языческое действо?!

Владимир Юрганов 16.08.2016 в 19:52:12

В Новосибирске установлен памятники св. Петру и Февронии. Даже с зайцем! возле Вознесенского кафедрального собора. У него заканчивается или начинается "молодежный крестный ход", где православная молодежь шествует по улицам с шариками, а не с иконами.

Екатерина 16.08.2016 в 09:22:15

В Москве у НИИ онкологии им. Герцена стоит памятник святому вмч. и целителю Пантелеимону. В Марфо-Мариинской обители стоит памятник Св. примчц. великой княгине Елисавете. Эти памятники поставлены давно.

Наталия 15.08.2016 в 23:50:20

Очень актуально. А сейчас в г.Кириллов Вологодской обл., рядом с руиной Казанского собора, на реставрацию которого вечно нет денег, несмотря на многочисленные собрания священноначалия и городской администрации, собираются поставить памятник св. прп. Кириллу Белозерскому. И деньги тут же нашлись, и согласие всех властей получено, и даже кто-то проект уже сваял!!

Сороковой 15.08.2016 в 21:10:11

А у меня вот какие мысли по поводу восьмидесятиметрового изваяния Церетели. Это будет памятник не Спасителю, это памятник тому, кто должен вскоре придти, всех накормить и всех вылечить. Что такое восемьдесят метров для Вседержителя – это уничижение Бога.

Геннадий 15.08.2016 в 14:24:25

Ольга 15/08/2016 в 12:43:08
***То ли неоиконоборчество какое-то так себя проявляет, то ли гордыня ваятелей затмевает их разум. Но странно, что церковные власти идут на поводу таких ваятелей.***
По-моему это практические шаги к окатоличиванию Русской Церкви, и это один из многих, так что похоже церковные власти в курсе и налицо совпадение интересов.

Ольга 15.08.2016 в 12:43:08

Неужели эта пародия еще стоит в Ярославле?! Ей место, если не на свалке, то в Музеоне, что на Крымском Валу в Москве. Там снесенные памятники – Дзержинскому, Ленину и другим персонажам нашей истории.
В скульптурах Христа воплощено желание очеловечить Богочеловека - отделить Его человеческую природу от божественной. Вообще – беспредел. Наверное, и школы ваяния при духовных учебных заведениях, если еще не открыты, то скоро откроются, потеснив иконописные школы. То ли неоиконоборчество какое-то так себя проявляет, то ли гордыня ваятелей затмевает их разум. Но странно, что церковные власти идут на поводу таких ваятелей.

Ирина Фр. 21.06.2013 в 12:13:19

Выяснила я, что это за крест у патриарха Гермогена, непривычной формы. Одно из названий такого шестиконечного креста - патриарший. Причина этому незначительная. В старые-стародавние времена именно такой крест был на печати византийского наместника в Корсуни. Такой же крест принадлежал, якобы, свт. Авраамию Ростовскому, и он воссоздан в 18 веке по старой иконографии, в единственном экземпляре, и хранится в музее Рублева. А еще одно название этого креста - Лорранский, и на западе, в отличие от нашей страны, он был распространен широко. "Крест Лоррана имеет две поперечные линии и происходит от нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили герцогством Лорранским во Франции с начала XVI в. Жанна дАрк, родившаяся недалеко от Лоррана, как утверждается, имела именно этот крест с эмблемой. Форма креста была одобрена генералом Шарлем де Голлем в июне 1940 как символ освобождения Франции от нацистских оккупантов, а также как символ организации «Свободная Франция»." http://www.terme.ru/dictionary/1115/word/loranskii-krest
Если посмотреть на проект статуи, то видно, что в стадии проекта крест у патриарха был восьмиконечный. То есть был целенаправленно изменен потом. Вот такая информация)))

Ирина Фр. 26.05.2013 в 00:29:02

/// Волей-неволею приходится сделать уступку: пусть, если уж завелись они на Руси, будут памятники и лицам историческим, не-святым людям... Таков, например, и есть памятник Пожарскаго и Минина... он отводит мысль зрителя на заветныя святыни Кремля, на которыя и указывает нам Минин с своего пьедестала. /// (с)
Расскажу устойчивую легенду про перенос памятника Минину и Пожарскому))) Не потому его перенесли, что он по официальной версии мешал парадам. А потому, что в одно прекрасное утро была обнаружена на памятнике трудносмываемая надпись: "Скажи-ка, князь, а что за мразь у стен кремлевских завелась?" Рука-то мининская показывала к тому времени прямо на мавзолей... А теперь получилось, что гражданин Минин устремляет руку просто на площадь, и появилась шутка, что нынче он говорит: "А помнишь, князь, где мы раньше стояли?"

Ирина Фр. 25.05.2013 в 23:35:10

Тема действительно серьезная и важная. Слава Богу, что сейчас появились статьи серьезных людей, в которых говорится о своебразном иконоборчестве нашего времени - о неумеренном тиражировании Святых Ликов и Креста на чем угодно: на пакетах, на браслетах, на обложках, на конфетах.
Что касается статуй-икон. В Калязине есть "памятник" прп. Макарию Калязинскому, изготовленный, насколько мне известно, тоже на частные средства. И тоже, наверное, с самыми благими намерениями. "Памятник" стоит без постамента, практически прямо на земле, как и ярославская "Троица". Потому что мода сейчас такая. Как в Европе. Так вот - многие фотографируются с памятником в обнимку. В одной руке пиво, другая обхватывает памятник - вот и фото на память о Калязине. А виноваты в этом кощунстве не те, кто пьет пиво, - что с них взять? - а скульптор и архитектор. И те, кто благословил это безобразие.
Сегодня в Александровском саду открыли памятник свщмч. патриарху Гермогену. Специально только что съездила и посмотрела, не на земле ли памятник. Нет, слава Богу. На высоком постаменте. Красивый такой памятник, величественный, мантия в живописных складках... Ну... ладно. Только вот крест у Патриарха какой-то странный - шестиконечный. Наклонная перекладина отсутствует. Обошла я сюду и сюду, осмотрела крест много раз - нет, не нашла третьей перекладины. А почему крест такой?

Лариса 25.05.2013 в 21:10:33

Прошлой весной экскурсовод по Ярославлю нас нехотя подвел к этому памятнику и открыто сказал, что это не очень красиво и не совсем всем нравиться, но, если кто желает, может подойти поближе и посмотреть. Скорее всего это мнение многих горожан, но наша молодежь уже воспитана безБожным образованием... Дальше в лес... Страшно становиться от такой "культуры".... А вот в Ильинский расписной храм прямо на площади нас второй год не пустили: нет возможности и времени...

прот. Л. Калинин 25.05.2013 в 02:27:24

Спасибо "Благодатному Огню" за очень серьезную тему для дискуссии! Многие иерархи с высшим и академическим духовным образованием "освящают" памятники, установленные обычным людям, не причисленным к Лику святых! А изображений, подобных показанному примеру - карикатуру на икону Пресвятой Троицы становится все больше и больше! Будем думать и молиться! Еще раз спаси Господь!

Александр 20.11.2012 в 09:21:10

Получается, что любой ,,зрыгав,, чего-либо назовет это чьим-то именем и, оно тем и будет? Нет уж.. Не знаю кто эти трое, но к божеству, оно явно не имеет никакого отношения. Скорее, это памятник ,,Нашему невежеству,,.

Олег 08.12.2011 в 16:58:30

Ирина, чтобы "одухотворить место, где был взорван собор", православные обычно ставят часовню, а "мецената Тырышкина на восстановление поруганной святыни" скорее всего вдохновила не скульптура трех странных фигур, а искренняя вера в Бога! Согласен с Владимиром П. - это "православный" католицизм.

Сергей 04.12.2011 в 20:54:54

Есть такое искушение - человек, не поняв Православие, начинает городить невесть что. Многие в это впадают. Однако, в некоторых случаях, в этом есть вина тех, кто, воцерковившись до "перестройки", получив не обширные, но выверенные начальные знания, позволил впоследствии завалить церковные лавки низкопробной макулатурой, ставшей соблазном для многих тысяч новоначальных. В приходах, где служат ответственные батюшки, на прилавки кладут только самое важное: Библия, Катехизис, молитвословы, акафисты, иконы. Надо возвращаться к нормам здоровой, доперестроечной приходской организации, не увлекаться пустыми красивостями. Придя в храм, человек должен почувствовать целомудренность его внутренней обстановки, его приветливую каноничность. Может быть, станет меньше и таких вот "памятников".

ирина 08.11.2011 в 20:15:06

Очень хочется сказать пару слов в защиту художника. Автор этого памятника никакой не Трейвус, а Николай Мухин, хороший человек и талантливый художник. Русский по национальности. Памятник он подарил г. Ярославлю, руководствуюсь самыми лучшими пожеланиями, чтобы немного преобразить и одухотворить место, где был взорван Успенский собор. Напомнить людям, что здесь был когда-то храм. Теперешний Успенский собор тогда даже и не предполагали восстанавливать на этом месте. И кто знает, может именно эта Троица и вдохновила мецената Тырышкина на восстановление поруганной святыни. Мысль художника никак не могла и представить себе те безобразия, которые теперь совершают наши воспитанные совком и не только, наши несчастные не знающие Бога и неведающие страха Божия соотечественники. Поэтому не надо тоже им уподобляться, плюя и бросая мусор в православного художника, академика живописи и просто хорошего человека.

Ирина 30.10.2011 в 23:19:26

Скульптор - автор статуи "Троицы" Игорь Борисович Трейвус, "богоизбранной" национальности, имеет к православию отдалённое отношение.

ВладимирП 20.10.2011 в 21:45:48

Статуи, изваяния святых и Богородице, это католическая традиция. Знают ли "авторы" это? Без всякого сомнения знают. Знают и творят.

Иван, Саратов 20.10.2011 в 17:01:20

Видеть эти множащиеся тяжелые изваяния-памятники святым крайне тяжело - отводишь глаза, проходя мимо. Их действительно все больше и больше по городам и весям, кто принимает решения об их массовой установке - неведомо. Это же не будущий храм в Париже, тот у всех на виду. Поэтому к его уродству народ готовят заблаговременно - о новых формах православной архитектуры нам возвещают бывшие выпускники атеистических кафедр, а ныне - "смотрящие" за нашей адекватностью (http://blagogon.ru/news/141/). Кого тошнит от этих форм - тот неадекватный традиционалист. Но даже на всем этом фоне памятник (!) Святой Троице выделяется - это, несомненно, уже кощунство в чистом виде. Не забудем, что Она когда-то существовала? И также несомненно, что все это есть только первые результаты неомиссионерского сознания - "мы наш, мы новый мир построим", мир уже без канонов (эстетических в том числе), "положенных на полку". Именно на уровне искусства ярче всего видно, что "дух суровый византийства" снова, как и в начале 20-го века, отлетает от Русской Церкви.
Сама идея написания письма-протеста хорошая, потому что очень тяжело просто наблюдать все это. Но два обстоятельства смущают. Во-первых, до сих пор результат написания 99.9% писем во всех двух наших вертикалях власти был нулевой. Во-вторых, не знаю, как там обстановка видится в центре событий, но издалека кажется, что момент для инициирования таких писем редакцией именно "Благодатного Огня" не совсем подходящий. Любое самое искреннее движение в защиту веры со стороны журнала сейчас будет расценено только как "вот видите, правильно их закрыли". Ибо основания для невыдачи бюрократического цензурного грифа, предъявленные публике - жалкий лепет. Это - не факты, их "высокая комиссия" усердно искала более 4 месяцев и не нашла, а попросту - "интонации" (вспоминается известное - "мы о чем договаривались - о словах, или о мелодии?"). Вот они и будут теперь "факты" искать. Впрочем, оговорюсь еще раз, так видится на расстоянии. Не исключаю, что уважаемый Андрей ближе как раз к "адекватной" реакции на на эти бесчинства.

юрий 19.10.2011 в 19:28:11

Вы спрашиваете, как назвать этот ярославский шедевр? Он называется – мы скоро доиграемся. Скоро возле храмов будут ставить чугунные и каменные статуи Богородицы и Спасителя, и их должно будет почитать наравне с иконами. Например, памятник Христу Богу уже стоит в г.Воскресенске Московской области.
Архиепископ Никон пишет: «преподобному Сергию, не ставили памятника-статуи, а попробуйте поставьте ему такой памятник, знаете ли, что скажет народ? Он скажет, что это - кощунство, профанация...» Не прошло и столетия после этих слов, как памятник прп.Сергию установлен возле стен Лавры. На него молятся и кланяются. А что ещё остаётся делать?
Памятник прп.Макарию Калязинскому стоит посреди уходящий в воду улицы. За его спиной ряд старинных зданий, в которых сейчас устраиваются дома развлечений и ночные клубы. Архиепископ Никон сетовал на извозчичью брань и голубиный помёт, так их можно назвать детским лепетом и небесной росой в сравнении с этим кощунством. Вообразите себе эту картину: памятник прп.Макарию, за ним ряд увеселительных домов, и далее из вод Волги высится полузатопленная калязинская колокольня. Такое смешение понятий граничит с шизофренией.
Братия и сёстры, они уже не просто смеются над нашим православием, они ржут во всё горло. А мы ничего не слышим, потому что духовно глухи и слепы. Кто это они? Бесы, разумеется. А вы про кого подумали?

Георгий 19.10.2011 в 18:58:40

Эка удивили! В г. Москва за библиотекой Ленина стоит храм Св. Николая. В нем В АЛТАРЕ стоит на горнем месте статуя ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ. Зайдите, посмотрите. Там еще имеется какая-то безобразная иконка с несимметричным нимбом Св. Страстотерпца Царя Николая.

Григорий 19.10.2011 в 17:38:49

Это деяние превосходит большевицкие богохульства. Это сотворившие отлучили себя от Церкви.

Ирина 19.10.2011 в 17:13:47

Когда я увидела этот "памятник" в Ярославле, просто остолбенела. Спросила: "Кто же это так постарался для города?" Ответили: "Подарок городской интеллигенции".

Ярослав 19.10.2011 в 12:02:38

Вообще то памятник от слова "память" - память о тех, кого уже нет, к Троице это не применимо НИКАК. Не знаю, что хотели сказать сим изваянием. Кстати - посмотрите на лица, они исполнены в какой то странной манере

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс