Богородица

Актуальные статьи

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

24.10.2021


Оптинские старцы окормляли не только монашествующих. Не оставляли они без духовного руководства и мирских людей. Часто советы их касались семейной жизни и воспитания детей – того, что составляет основную часть жизни в миру.

Преподобноисповедник Никон писал о том, что всякому виду христианского жития свойственны свои добродетели и занятия:

«Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребенок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей. Она обязана угождать Богу делами, ей свойственными: терпением тягот семейной жизни, посильной молитвой, посильной милостыней, учением и воспитанием детей, соблюдением постов, хождением по праздникам в церковь, удалением от ропота, сплетен и т.п.».

Вообще Оптинские старцы высоко ставили благочестивую семейную жизнь. Преподобный Нектарий так оценивал участь женщины быть женой и матерью:

«Замужество для женщины – это есть служение Пресвятой Троице… вот как велика для женщины ее участь быть женой и матерью».

Давали старцы советы относительно того, как нужно жениться и выходить замуж.

Так, многие из мирян обращались к преподобному Льву за благословением пред совершением браков. И браки, совершавшиеся по благословению старца, были благополучны.

Просившим благословение на брак преподобный Лев обыкновенно советовал хорошенько рассматривать все благоприятствующие или неблагоприятствующие обстоятельства. Например, обращать внимание на то, «чтобы и жених, и невеста были здоровы и чтобы было им чем жить; чтобы звание от звания резко не отличалось и чтобы по летам или по возрасту мало было различия».

При этом старец повторял самую простую старинную пословицу: «Знай сапог сапога, а лапоть лаптя». Кроме того, вопрошавших о выборе жениха наставлял, чтобы обращали внимание на свойства его отца, а вопрошавших о выборе невесты – чтобы обращали внимание на свойства матери. При этом говаривал: «Яблочко от яблоньки далеко не укатится».

Наконец, жениху и невесте и родителям их советовал смотреть, при усердной молитве, на свое сердце. Если при последней решимости на брак жених и невеста и родители их стали бы ощущать душевное спокойствие, то старец советовал решаться на такой брак. В противном же случае, если бы при этом оказалось сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство и смущение, то старец говорил, что это неблагоприятный знак, и советовал приискивать другого жениха или другую невесту. Это был общий совет старца Льва для всех.

Но сам он, по данной ему от Бога прозорливости, преподавал иногда советы, несходные с человеческими мнениями и соображениями. Пришел однажды к старцу небогатый человек и, объяснив, что за его дочь сватаются три жениха – мещанин, фабричный и зажиточный поселянин, спросил его, за кого из них отдать ему свою дочь. Отец Лев посоветовал отдать за поселянина, сказав, что тут будет сытнее. Вслед за тем наступил голодный год, по прошествии которого отец невесты приходил благодарить старца за то, что он посоветовал ему отдать дочь за поселянина, который в голодное время прокормил его, прибавив при этом, что мещанин и фабричный сами чуть с голода не померли. Да и кроме сытости, это был счастливый брак.

Преподобный Амвросий советовал не спешить в деле супружества, а рассмотреть его со всех сторон с рассуждением:

«Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское. Кроме собственных свойств его, рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство».

А вот еще советы старца Амвросия желающим вступить в брак.

«Испрашиваешь моего грешного совета и благословения вступить в законный брак с избранною тобою невестою. Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения и мать имеет хорошего некропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак».

«Ежели сын здоров и не обещался в монахи и желает жениться, то и можно – Бог благословит. А чтобы была посмиреннее, то смотри. Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что по старинной пословице: “Яблочко от яблоньки недалеко откатывается”».

Преподобный Иларион желавшим вступить в брак советовал, чтобы брак совершался не иначе, как с согласия и благословения родителей или старших в семействе, но чтобы не было и со стороны старших принуждения; чтобы вступающие в брак один другому нравились и при выборе жениха или невесты внимание обращалось не на капитал, а на то, чтобы жених с невестой и их родители были благочестивы и хорошей нравственности.

Тогда, говорил старец, можно надеяться на счастье новобрачных. Не одобрял старец большое неравенство лет, от которого могут потом возникать скорби. Некоторое старшинство можно еще допустить в мужчине, но в женщине оно может быть причиною многих скорбей. Не одобрял старец заключения браков по страсти, ибо когда страсти утихнут – любовь может исчезнуть. Не одобрял брака между лицами различных вероисповеданий: муж и жена, составляя одно тело, должны быть и духовно соединены.

Много наставлений давали Оптинские старцы о супружеской жизни, об отношениях в семье, о воспитании детей.

Преподобный Лев советовал своей духовной дочери при любой размолвке с матерью, а тем паче если обидит ее, поскорее просить прощения:

«Когда прилучится тебе чем маменьку огорчить, то поскорее припади к ее многотрудным стопам, о вашем воспитании потрудившимся, и проси прощения. Как только скоро понудишься, всячески облегчится совесть твоя и враг диавол сам ся посрамится!»

Преподобный Макарий учил принимать со смирением и самоукорением все происходящее, а особенно от своих родителей:

«Принимай с самоукорением и смирением что бы ни случилось, а паче от родителей, у коих ты теперь находишься. “Чти отца твоего и матерь твою”, – заповедал Господь (Исх. 20,12), и закон естественный и гражданский повелевают нам сие. Благословение родителей великое доставляет благо детям, ибо низводит на них Божие благословение».

Преподобный Амвросий напоминал о необходимости научить детей чаще ограждать себя крестным знамением, которое имеет великую силу и многих спасало от великих бед и опасностей:

«Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей».

Старец Амвросий также учил, как действовать, чтобы избежать разногласия супругов в вопросах воспитания детей. На письмо с подобным вопросом он отвечал так:

«…в случае разногласия лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались, но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях».

Преподобный Варсонофий наставлял родителей воспитывать детей в православной вере, напоминал матерям, что слова их имеют творческую силу, так как исходят из глубины сердечной:

«Что сын не ходит в церковь – это тоже может быть поправимо. Скажите, – говорю, – ему просто, что в церковь ходить надо. Слово хотя и простое, но, сказанное от сердца, сильно влияет на человека, а слова и умные, да не от души сказанные ничего не стоят. Это все равно, что встать около окна и дуть в форточку против ветра: какая польза? Слова матери имеют творческую силу, так как они, конечно, исходят из самой глубины сердечной; великую силу имеет и слово духовного отца».

Также старец Варсонофий объяснял, что женщина не может жить без веры, и советовал женам стремиться привлекать своих мужей к Господу:

«Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом – таким окаменелым и живет, а женщина так не может».

«И вы, жены, должны стремиться привлекать мужей ваших ко Господу и тем спасать свои и их души. Во всех же скорбях с верою прибегайте к Спасителю, Он вас никогда не оставит. Действительно, вера творит чудеса».

Предупреждал преподобный Варсонофий о том, как губительны бывают ругательства в семье, как опасно проклинать кого-либо и даже что-либо. Старец приводил в пример следующую историю:

«Характерная черта некоторых святых – позвать гостей, радушно принять их и угостить – замечалась и у преосвященного Афанасия. Он любил в праздники позвать к себе гостей. Так и было однажды.

После обедни сразу из церкви с гостями он приходит к себе. Попив чайку и несколько побеседовав с гостями, преосвященный предложил им пообедать. Приказав келейнику подавать обед, он с гостями сел за стол. Подают огромную, прекрасно приготовленную щуку. Посмотрев на это, владыка говорит: “Ее кушать нельзя: она проклята”. Все несколько удивительно посмотрели на преосвященного. “Она проклята, ее есть нельзя”, – повторил владыка. Призывает келейника и приказывает убрать ее со стола. Тот даже не решается убрать.

Тогда преосвященный велит позвать повара. Тот приходит. Владыка смотрит на него и, замечая завязанный палец, спрашивает его: “Что у тебя с пальцем?” – “Порезал нечаянно, владыко святый”. – “А что ты при этом сказал?” – «Простите, владыко, я сказал: чтоб ты была… нехорошо сказал…” – “Ну вот, видишь, теперь ее есть нельзя. Эту бросьте, а другую надо приготовить”.

Вот видите, даже проклятие простого человека-повара так сильно действует…

Проклятие повара произвело в рыбе какие-либо изменения, которые преосвященный заметил своими прозорливыми очами. Вследствие этих изменений нельзя стало кушать рыбу. Этим объясняется, почему в богатых домах в миру в самых дорогих кушаньях нет того вкуса, какой мы ощущаем в наших кислых щах: там делается без молитвы, с руганью и проклятиями, а у нас в монастыре с молитвою и благословением».

В наше время часто распадаются браки, количество разводов огромно. Старцы Оптинские учили прощать друг другу ошибки и обиды, покрывать их любовью.

Преподобный Лев советовал при семейной ссоре употребить все средства к примирению, ибо сие угодно пред Богом:

«Вы, находясь в двоедушии и смущаясь помыслами, спрашиваете, писать ли Вам к Вашему мужу или нет. На сие ответствую: прежде всего вникните хорошо во глубину Вашего сердца и рассмотрите себя – в каком отношении к нему находитесь: мирны или нет, не подали ли Вы причин к разрыву супружеских уз Ваших и прочее? И если что из сих найдете внутри Вас, то употребите все средства к примирению – сие угодно пред Богом. Даже и тогда, когда б Вы были и правы, но смирением Вашим делаете с ним примириться и приобрести его, если уже не для себя, но для Бога, то, не отлагая время, приступите к сему, и Господь Вас не оставит».

Интересно, что супруге старец советовал первой попытаться примириться, а в другом случае советовал мужу, как «первенствующему лицу», первому положить начало примирению:

«Увидел неустройство в Вашем семействе и, при крайней слабости моего здоровья, поболел душою о Вашем положении. Но прошу и молю, достопочтеннейший Фома Никитич, яко мнимое первенствующее лицо занимаешь, то и первый положи начало поблагодушнее и благосклоннее произносить слово, не духом рвения гордости, но духом смирения и кротости. И сим силен Бог и всемогущ исправить Ваши дела, душевные и телесные, и устроить в доме мир, тишину и спокойствие».

Таким образом, старец учил смиряться обоих супругов, жене предлагая помнить о смирении, а мужу, как главе семьи, первому положить начало примирению духом смирения и кротости. Получается, что преподобный Лев учил обоих супругов уступать друг другу, помня каждому о своем: жене – о послушании мужу, мужу – об умении уступать сильного слабому.

Преподобный Антоний напоминал о терпении в семейной жизни, учил предавать себя полностью в волю Божию, и если муж или жена кажутся недостаточно хорошими, то задуматься, да стоим ли мы полностью хороших, идеальных супругов, идеальны ли мы сами:

«Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж Ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: “Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?” И совесть Ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и не трудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на страшном суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека; а посему судите сами, что лучше – терпение или нетерпение!»

О единомыслии и любви в семье отзывался преподобный Антоний как о милости Божией:

«Читая Ваши писания и видя из них о Вашем единодушии с дражайшим другом своим и взаимной друг к другу любви, я сердечно порадовался тому и благодарил Господа Бога, увенчавшего Вас сею богатою милостию Своею, то есть единомыслием и любовию; ибо весьма справедливо сказано, что когда у мужа с женою лад, то не нужен им будет и клад».

Преподобный Макарий напоминал о том, что при ссорах в семье нужно в первую очередь укорять самих себя – без этого никакого умиротворения ссорящиеся не получат:

«Слышать о неприятностях между близкими родными очень прискорбно… и в нашем устроении без самоукорения, сколько ни советуй, не получают умиротворения ссорящиеся, а они и понятия не имеют о сем, что надобно себя укорять, – видят же только в ближнем вину».

Иногда к Оптинским старцам обращались с просьбой помолиться о помощи в родах, с разного рода заботами о рождении детишек. Старец Амвросий на подобное письмо отвечал:

«Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы – Феодоровской.

Вымените или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день – молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается.

Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день “Богородице Дево, радуйся”, хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: “Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся».

Большая беда для семьи – пьянство. Преподобный Лев по этому поводу писал:

«Сия страсть попускается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести против святого супружества, то и пренужно… во-первых, понудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить и истинно раскаяться пред искусным духовником, и потом Господь и поможет».

Старец строго обращался в письме к своему духовному чаду, советуя и даже приказывая ему перестать пить:

«Дай Бог, чтобы благочестие водворялось у вас в доме и ты бы на радостях перестал браться за рюмки. Знаем, и русская пословица говорит: “Пить до дна – не быть добра”. Я советовал и приказывал тебе, как духовный отец, перестать пить – худо, очень худо. Себе наживешь беду, попадешь в кабалу; а то, брат, придется тебя по-монастырски поставить на поклоны, чтобы молил своего тезоименитого угодника святителя Николая, дабы отлучил тебя от пиянства».

Старец Амвросий учил молиться за пьющего святому Иоанну, Крестителю Господню, и мученику Вонифатию:

«Пишешь ты, что муж твой чрезмерно предан винопитию… с верою и усердием молись за него святому Иоанну, Крестителю Господню, и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь за молитвами Своих угодников отвратил его от пути погибельного, имиже весть Сам судьбами, и возвратил его на путь трезвой воздержной жизни».

Также Оптинские старцы отвечали на конкретные вопросы и давали духовные советы в различных семейных обстоятельствах. Эти советы применимы и в наше время, так как духовная мудрость не устаревает.

Об имущественных спорах с родственниками преподобный Амвросий писал следующее:

«…надежду же свою всю возлагай на Бога, всеблагим Своим Промыслом устрояющего все полезное нам. Этою же мыслью руководствуй себя и в отношении к родственникам. Если Господь возвестит им, то они возвратят тебе должное, хоть и не все; а если не отдадут, то лучше принимать от чужих, чем с своими ссориться. Что же касается до их собственной пользы – это предоставь им самим: пусть каждый поступает по своему усмотрению».

Закончить эту небольшую подборку из писем и высказываний Оптинских старцев хочется историей, которую рассказал преподобный Варсонофий. Эта история очень актуальна для нашего времени, когда люди часто ищут богатства, славы, власти, но не ищут главного – веры. А без Христа нет жизни, нет спасения:

«В настоящее время многие живут по плоти и духовной радости не ищут. Чего, прежде всего, хотят достигнуть? Во-первых, богатства. Затем – славы. Для достижения же этого ничем не пренебрегают. Господь сказал: “За умножение беззакония изсякнет любы многих” (Мф. 24,12). Большинство людей уклонились, отошли от Христа. Людей, не разделяющих их взгляды, люди века сего называют отсталыми, непрактичными… Спрашиваю иногда посетителей:

– Есть у вас дети?
– Как же, – отвечают, – сыновья и дочери.
– Как же вы хотите устроить их судьбу?

– Да так: сына хочу видеть инженером, у него самого к этому наклонность; дочерей замуж за богатых и знатных людей.

– И вы думаете, что они будут счастливы?

– Конечно! – отвечают с уверенностью, а о том, как постараться, чтобы дети стяжали Христа, не думают. Говорят, все можно купить за деньги. Да, действительно, хотя и не все, но многое можно купить за деньги, только Христа ни за какие сокровища мира нельзя купить. А без Христа нет жизни, нет спасения».


Источник

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Дмитрий, 29 лет. 11.07.2020 в 11:55:15

Поразительно высокие требования. Но что невозможно человеку, то возможно Богу.
Святые преподобные отцы Оптинские молите Бога о мне, чтобы нашлась и мне невеста, которая станет моею женою.

Александр 10.07.2020 в 16:06:44

Не дай Бог таких жен как в этих комментариях, съедят живьем по-православному!

Владимир Юрганов 23.10.2017 в 10:34:43

Наш настоятель о. Антоний как-то на проповеди сказал, что подвиг брака сравним с подвигом иночества. Или как-то так.

Сергей Ларин 02.02.2015 в 13:43:47

Cпаси Христос за статью!

р. Б. Никита 23.10.2014 в 12:44:42

Приведенные Наталией в самом первом её комментарии к этой статье слова Великих Вселенских Учителей Церкви (Свв. Василия Великого и Иоанна Златоустого) относительно брака наиболее точно, емко и полно отображают истинное, христианское понимание и смысл его. Это естественно и однозначно. На то они и Вселенские Учители, писавшие для "широкой публики" на все времена вплоть до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Это - учение Церкви, тот высочайший стандарт, к которому мы все должны стремиться и им руководствоваться, в частности, при устроении своей жизни в миру, при вступлении в брак. Причем стоит отметить, что в приведенных Наталией цитатах Великие Отцы говорят, в основном, о СМЫСЛЕ И НАЗНАЧЕНИИ брака.
Что же касается советов и наставлений Преподобных Оптинских старцев, то они этому стандарту совершенно не противоречат и не отрицают их. Просто Оптинские старцы, во-первых, дают практические, скажем так, советы относительно того, КАК выбрать себе супруга/супругу. Во-вторых, они пишут не для широкой аудитории - они отвечают "простым" конкретным людям (по всей видимости, не искушенным в Святоотеческом Предании) на вопросы, изложенные в их письмах относительно конкретных ситуаций, не претендуя на общехристианское поучение. Кроме того, уже другим людям, в других ситуациях, они периодически могут давать противоположные, на первый взгляд, рекомендации. Но это не противоречие самим себе, это - Промысл Божий, который, по подвигу их и милости Божией, старцам открывался. А по словам Св. Исаака Сирского: «Образ действия Промысла Божия, вполне отличается от общего человеческого порядка. ТЫ ДЕРЖИСЬ ОБЩЕГО ПОРЯДКА». Так вот Оптинские старцы и дают в своих ответах на письма практические рекомендации общего порядка с небольшими поправками в ту или иную сторону и, собственно, обучают этому "общему порядку" простых мирян.
Стоит обратить внимание и на то, что св. прп. Лев как раз уточнял: "жениху и невесте и родителям их советовал смотреть, при усердной молитве, на свое сердце. Если при последней решимости на брак жених и невеста и родители их стали бы ощущать душевное спокойствие, то старец советовал решаться на такой брак. В противном же случае, если бы при этом оказалось сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство и смущение, то старец говорил, что это неблагоприятный знак, и советовал приискивать другого жениха или другую невесту. Это был общий совет старца Льва для всех". То есть прп. Лев научал и простых людей пытаться, в том числе, ПОСИЛЬНО распознать волю Божию, лежащую как в "общем порядке", так и вне его.
А что касается яблочек и яблонь... Я думаю, никто не спорит, что из всякого правила есть исключения, не единственные в своем числе, но лишь только подтверждающие это правило. Даже в грамматике русского языка мы это видим. Конечно, и у алкоголиков могут родиться праведной жизни дети, примерные христиане и т.д. и т.п. Сам тоже знаю несколько таких удивительных и потрясающих историй. Но статистически эти исключения очень малы и не существенны. Есть всё же определенные закономерности, с определенной вероятностью влекущие за собой особенности в судьбе таких детей. Закономерности, подтверждаемые и жизнью, и вековой народной мудростью, и духовным авторитетом преподобных Оптинских старцев. Поэтому исключения исключениями, а многогрешным людям, "из них же первый есмь аз", всё же стоит держаться "общего порядка".
Очень полезная статья. С бесценными поучениями, советами, наставлениями. И чудесные комментарии, заставляющие ещё более их понимать и ценить. Спаси, Господи, всех нас!

Игорь 29.11.2013 в 17:26:19

Действительно, спор затеяла не Наталия, в этом виноват я, по своей глупости и не опытности (на сайте бываю редко), осмелился ответить на комментарий Наталии и видимо вывел ее из душевного равновесия (первое впечатление), чем вызвал "терпеливые" комментарии "спокойной" Наталии, но "походил" по веткам сайта и понял, свою ошибку, у Наталии это нормальная манера общения, а постоянные читатели сайта достаточно мудры и на комментарии Наталии практически не отвечают, все мы очень разные, кого то такая манера общения шокирует и обижает, а кто то в этом не видит ни какого хамства, возможно разница в воспитании или темпераменте, что ж, давайте будем терпеливы друг к другу, насколько я понимаю, мы по одну сторону баррикад, еще раз простите за искушение.

Раиса 28.11.2013 в 00:49:26

Наталья, молодец! Я достаточно взрослая православная женщина, у меня много детей и счастливый брак, чего и тебе желаю. И я согласна со многими твоими высказываниями. Они терпеливы и показывают спокойную, хотя тебя и обвиняли в излишней эмоциональности, и думающую девушку.
Сергию. Наталья просила прощения за "жидовских выкормышей", хотя и обижаться нечего, если глубже копнуть. А что она хочет стать "независимой и креативной" и т.д., так это Вы придираетесь почем зря, как и Елена. Ничего хамского в ее словах нет. А спор не она затеяла, может кто-то к себе ее слова применил, да не понравилось?

Рижанин 19.11.2013 в 01:22:56

Сергий 01/11/2013 в 15:43:12 -
---------------------
Рижанину (28/10/2013 в 23:17:09): "Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк.11,35). Если наставления Святых Отцов Церкви Словом Божиим не сеют в людские сердца зерна Истины, ибо "семя есть слово Божие" (Лк.8,11), то что похищаете Вы деликатным шельмованием, подменяя терпение терпимостью, а духовное понимание душевным чувствованием, обильно всевая плевелы лукавого?!
---------------------------------------------------------------------------------------
Сергий. В живом общении с Вами возможны удивительные открытия)) Хочу Вам заметить, что милосердие стоит выше праведности. Хоть из Иоанна Лествичника, хоть из мытарств Феодоры возьмите. Так вот, Наталия прекрасно может отличить милосердие от попустительства и потакания, которые маскируются в жизни под очень многие разные гуманитарные ажурные плетения слов. Когда Адам нарекал имена животным, то он ошибочно искал среди них помощника, подобного ему (гл.2:20). Он искал помощника во внешнем, забыв, что этот прекрасный помощник внутри него уже заложен и ждет, когда Адам заглянет внутрь. Пришлось Богу ребро приоткрыть чтобы воочию показать. Я думаю Вы правильно поймете аллегорию, что внутреннее всегда важнее внешнего. Самое главное не увидишь глазами. Вот она и толкует, что условия жизни никогда не смогут заменить, внутреннюю гармонию в сердце человека. Вы разве будете спорить с этим? Так зачем второстепенное (все то, что вторично) возводить в ранг первичного, и делать потом такие далекие "демонические" прогнозы? Все мы без Бога немощны, но это не Ваше открытие, это Христос сказал: «без Меня не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). Более того, я считаю, что это грешно, ставить клеймо на людях. Такими действиями не умиротворяется душа. По-моему (имхо), Вы путаете культуру общения и религиозную веротерпимость. Да умудрит всех нас Господь.

Сергий 01.11.2013 в 15:43:12

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью». Свт. Марк Эфесский
----------------------
Рижанину (28/10/2013 в 23:17:09):
"Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк.11,35). Если наставления Святых Отцов Церкви Словом Божиим не сеют в людские сердца зерна Истины, ибо "семя есть слово Божие" (Лк.8,11), то что похищаете Вы деликатным шельмованием, подменяя терпение терпимостью, а духовное понимание душевным чувствованием, обильно всевая плевелы лукавого?! Очевидно, что ласковое слово и кошке приятно, но разве я где-нибудь утверждал, что возражение оппоненту, хоть и категоричное, является поиском Истины?! Кроме того, если новоначальному более понятен светский язык, это совершенно не умаляет значения церковно-славянского языка. «Всяк человек ложь» (Пс.,115,2) - поэтому всякому человеку, и Наталии, и мне, и Вам, НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ БОЖИЯ. И совесть наша уничтожается (сжигается) не самим по себе собственным скудоумием (видением), но произволением к попранию её (нашим мнением). Поскольку утверждение в комментариях Наталии, "что христиане - это жидовские выкормыши" и заявление о "раскрученности истории" муромских чудотворцев, святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии, является "ясной позицией православной девушки, ищущей ответа на свои весьма важные жизненные вопросы", то и трагедия сердечка ее НЕИЗБЕЖНО заключается "в попадании во владение всяким проходимцам". "Нарушение догматов в речи Наталии" и неправомыслие Вашего комментария заключаются не в неблагочестивом написании слов, а в наличии какой бы то ни было позиции в Православии! Обновленчество и реформаторство никакой части в православной вере не имеют. "Осознание собственной немощности и испрошение помощи Божией" возможно только при терпении немощей плоти и научению Страху Божиему. Ваше пожелание всем мудрости без благоговения и трепета духовного и есть мудрование. Именно поэтому такие многогрешные и немощные, вроде меня и Вас, ничем не могут помочь другим, что сами не избавились от греха.
Да простит Вам Бог завуалированный упрек в "тяге к морализаторству и младостарчеству" и подаст милости и щедрот на стези покаяния. Ибо сказал Господь: "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет" (Лк.17,16-17). А 5-я заповедь Закона гласит: "Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле."
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Рижанин 28.10.2013 в 23:17:09

Сергий 28/10/2013 в 01:50:52 пишет:
"Уважаемая Наталия, во всех ваших комментариях есть лишь одно зерно Истины: такие многогрешные и немощные, вроде меня, ничем не могут Вам помочь"
---------------------
Хочется заметить, что в Истине зерен нет. Тем более не ищут ЕЁ в комментариях. Говорят - зерно здравого смысла - это понятно. Далее почему Вы решили, что Наталии нужна именно Ваша помощь? Она высказала свое мнение о яблоне и её плодах, и да она видела далеко унесенное житейской бурею яблоко от яблони, и что, это видение лишило её большей части совести? Знаете, вот присутствует у нас тяга к морализаторству и младостарчеству, как у жидовства к мировому господству.
Вы правильно пишите о Церковной дисциплине. Но она у нас определяется истинами веры, т.е догматами, качественно отличающиеся от истин нравственных, литургических, канонических, аскетических. Где же Вы видите нарушение догматов в речи Наталии? У нее ясная позиция православной девушки, ищущей ответа на свои весьма важные жизненные вопросы.
Жаль что у нас из обихода почти исчезло понятие помолвки. Помолвленные люди парень и девушка, один год жили как почти единое целое без телесной связи. Вот где закладывался прочный фундамент брака. Вот почему говорили девица-вдовица, хотя вдовица по определению должна была бы быть женщиной. Уничтожили революционеры этот институт. Теперь всё по наитию. Главное чтоб сердечко дрогнуло, но оно неопытное не познав еще и себя то толком, попадает иногда во владение всяким проходимцам. Отсюда несметное количество абортов, одиноких матерей, разрушенных семей. Вот где трагедия, а не в благочестии написания слова отец Лев, или о.Лев. Хорошо хоть знает и интересуется св.Отеческим наследием. Принимает зерна в свою душу. Ведь падают они туда, сеются. Будут всходы или нет - время покажет. А эта бравада в позиции и в словах, существует только как защита и ограждение. И никому она не открывается кроме Бога. И ищет она подобную себе, для создания семьи такую же душу, другого пола. (Обращаю Ваше внимание - Православной семьи.) Ведь это хорошо, что находясь на пути поиска, человек находится в здравых сомнениях. Совершено нормально рассуждая, что неверный образ мыслей избранника плодопринесет в конце концов плоды погибели. Поэтому немного перефразирую Ваше окончание проповеди для Наталии. Единственная Наша всеобщая для всех надежда на спасение от губительных страстей заключается в осознании собственной немощности и испрошение помощи Божией. Да умудрит всех Господь.

Сергий 28.10.2013 в 01:50:52

Наталии (27/10/2013 в 15:03:02)
Уважаемая Наталия, во всех ваших комментариях есть лишь одно зерно Истины: такие многогрешные и немощные, вроде меня, ничем не могут Вам помочь. Православная Церковь является, в некотором роде, лечебницей человеческих душ. Уж коли Вы пришли в православный храм или на православный интернет-ресурс, то должны понимать, что для врачевания болезни, прежде всего, необходимо ее диагностировать, а для лечения смиренно выполнять предписания Врача (заповеди Его). Любую попытку уже находящихся на лечении других болезных подсказать Вам дорогу к Врачу и указания на необходимость и обязательность подготовительных процедур Вы воспринимаете как капризный, избалованный ребенок. Разве ходят в чужой монастырь со своим уставом?! Тогда спросите остатки своей совести, зачем Вы здесь?! Ужели для того, чтобы, нагромоздив гору лжи, обвинить "жидовских выкормышей" в отсутствии любви, разжигании экстремизма или в собственном разочаровании?! Разве не благоразумней было бы все же попытаться понять о чем предупреждают Вас старшие?! Но нет, Вы не просто высказываете свой взгляд или вопрос по теме, или даже недоумение и смущение, Вы уверены, что точно знаете чего хотите и самочинно толкуете Евангелие, Святых Отцов и Таинства Церкви.
Поскольку Вы хотите "быть независимой и креативной и такого же партнера при себе иметь", то открою Вам маленький секрет, в чём подвох. Почти каждая строка Ваших комментариев является судом и осуждением самой себе. Ни Игорю, ни Елене, ни мне нет никакой нужды хоть в чем то обвинять Вас, Вы сами себе и осуждение и приговор: БОГ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ. Единственная Ваша надежда на Спасение заключается в осознании собственной немощности и испрошение помощи Божией. Не имея страха Божия, невозможно исполнять заповеди Его!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Наталия 27.10.2013 в 15:03:02

Я не буду, Елена, давать вам "мудрых советов", я просто не буду следовать больше Вашей мелочности и спорить о трактористах и фермерах. А разница между мной и тем монахом в том, что он на словах почитая себя многогрешным, учил других как жить и осуждал (этим вы кажется во всех комментариях своих занимаетесь тоже, "находить недостатки в других" - это ваше любимое занятие, выходит так, просто читая ваши слова так получается) и почитал себя святым (вы тоже судя по всему вполне благочестивого мнения о себе - великих и праведных христианах, благочестие и вера которых заключается лишь в том похоже, что они никогда не скажут и не напишут "о.Лев, о.Амвросий, о.Иоанн и т.д."). И мерзостей своих я не "перечисляла", а сказала, что сознаю, что они во мне есть и не отказываюсь от них. Заметьте, я даже не сказала, что борюсь с ними. Я никого не оскорбляла и не клеймила, в отличии от некоторых. А святые отцы в вашей защите не нуждаются, если б вы действительно были истинными христианами, то вы бы поняли - насколько сейчас "благодарны" святые такой вот вашей "адвокатуре". За собою похоже совсем не видим ничего. Удивляюсь просто. И нагло додумываем за других, что те сделали или не сделали специально, что подумали, как почувствовали.
>>"...а к Петру и Февронии слово "святые" лень прибавить">>
Я уже извинилась за это и сказала, что это было не специально. Постоянно обвиняете меня в том, что я пишу с тем, чтобы поучать других, якобы статью свою написать мечтаю. По себе других не судят. Если Вы так относитесь к комментариям, как к чему то великому, из чего люди узнают Вашу Премудрость, то я отношусь как к возможности высказать просто свой взгляд или вопрос по теме или даже недоумение, смущение.
Оптинским отцам я благодарна, и Ольгу Рожневу обычно люблю читать, но не могу избавиться от не совсем благостного впечатления от данной статьи, от несостыковок опр. в моей голове. И не отказываюсь от этого. Если б я тупо так с елейным видком благодарила, оставаясь в смущении, то это было бы лицемерием и лукавством. Я в вере недавно. И вера моя подорвана сейчас в силу определенных обстоятельств. Вы же не даете мне нисколько ни "назидания", ни "мудрости". А только переходите на личности. Говорят "с дураком не спорят", а кто спорит, тот сам дурак. Вы же только этим и занимаетесь. Все умные люди молчат, в т.ч. и мужчины. И только Вы в позе и образе Елены Премудрой поучающей, клеймите меня - какая я грешная, не воспитанная, с больными амбициями, гордая и проч. и проч., такая-сякая; что я подумала, чего я хочу, чего желаю, о чем думаю, как чувствую, всё известно Елене Премудрой.
Следуя по Вашим стопам, мне тоже много чего о Вас может придуматься. Думается вот почему то, что Вам уже лет этак 30-35 уже точно есть, постарше меня будете, а мудрости взрослого человека, взрослой мудрой женщины, отнюдь не наблюдаю. И вообще, кажется, что весь наш обмен комментариями превращается в обычный бабский спор. Кто-то должен уступить. Я Вам больше не отвечу, будьте покойны, чтобы Вы еще ни написали, какой бы диагноз мне ни выставили, как бы еще ни оклеймили.

Русич 27.10.2013 в 09:16:00

Всякое дело будем доводить до конца и на хорошей волне. Статья хорошая, хорошая еще и тем, что обнажила проблему общения человеческого, живого, веселящего сердце и благородства, благочестия личного. Кто-то из святых сказал, что сбросить с себя наваждение вражье, мрак и тугу, гордыню очень просто, достаточно сказать: "Прости меня". Вот благородство! и Ум! и сила! (духовная. Привлекаемая доброй волей, кротким сердцем незлобивым). Как уместно теперь то, что сказано Аверинцевым С.С. в статье "Мы призваны в общение" и в удивительно светлой статье архим. Саввы Мажуко "Смысл девства".
"Когда в дружине есть целомудрие, послушание, порядок и воинская доблесть, она делается страшной для противников... То же самое должно быть и у нас в брани с демонами, однако же не бывает, потому что ополчаемся мы не против них друг с другом, но друг против друга с ними. Удивляться должно не тому, что нас побеждают, но еще больше тому, что, ничего не делая для победы, желаем победить". Преподобный Исидор Пелусиот. <...>

Елена 26.10.2013 в 20:55:52

Наталье:
Вы даже спорить честно не умеете. Вы написали не отец Лев, а о.Лев, даже слово "отец" при Вашей велеречивости дописать не смогли. В этом - Ваше отношение, а не в слове "отец" как таковом. О свиноматке, о суставах, гастрите и самцах целый абзац не лень было написать, а к Петру и Февронии слово "святые" лень прибавить. И у преподобного Льва не сказано "богатый поселянин", а просто "поселянин", так что это гораздо больше трактористу соответствует, чем богатому фермеру.
Вы пишете о себе: "...многогрешную Наталию. Только у меня есть одно преимущество - я от своего ржавого, гнилого потроха, от мерзостей своих не отрекаюсь". Если бы Вы на самом деле считали себя таковой, то не пытались бы настаивать на своём, не спорили бы с такой яростью, не оскорбляли бы собеседников и не писали бы многостраничных комментариев.
В одном монастыре был брат, любивший спорить, поучать и наставлять, обличать и находить недостатки в других. Между тем он постоянно повторял, что сам-то он многогрешный и мерзкий. Как-то раз старец решил показать ему его истинный духовный возраст. На трапезе, когда вся братия уселась за стол, старец сказал этому брату: "Как посмел ты, такой многогрешный и мерзкий, сесть рядом с этими святыми отцами?!" Брат вскочил с места и в ярости закричал: "Что значит посмел?! Потому что я тоже святой отец!"
Смирение не в том, чтобы перечислять, какие у Вас "ржавые гнилые потроха", а в том, чтобы быть деликатным, не настаивать на своём, как говорят святые отцы "не будьте вельми правы".
Вы прочитали чужую статью, поблагодарите Оптинских старцев, автора, редакторов сайта. Если же Вы хотите написать о том, как святители Василий и Иоанн относились к семейной жизни, напишите свою собственную статью с подборкой их высказываний, потрудитесь над ней, не просто коряво вписав их высказывания в свои мудрые мысли, а по-настоящему, вложив труд. И - пожалуйста - отправляйте свою статью туда, где Вы хотите её напечатать. Вы даже не понимаете, что ведёте себя невоспитанно. Научитесь сначала культуре общения, а потом уже будете постигать высоты духовной жизни и наставлять окружающих.
Не трудитесь отвечать, с меня достаточно Ваших мудрых наставлений.

Наталия 26.10.2013 в 19:50:53

Что-то не видно нисколько ни терпения, ни мудрости, ни назидания. Один яд. Если моя речь не лучше, то мне б хотя бы простительно, я ж "веры не имеющая", "не смиренномудрая, не очищенная от телесных немощей", "с больными амбициями". А вы же Христиане с большой буквы, с могучей верой и потрясающим смирением. Все мои слова были по теме, и вопросы и недоумения мои были по теме. А вы обсуждаете не то, в чем я возможно ошибаюсь по вашему мнению и конкретно тему, а личность Наталии, то бишь меня. Какая я грешная. Диагнозы ставите.
А теперь несколько слов Елене Премудрой от меня.
Во-первых, у меня нет вообще планов на замужество, поэтому не пытаюсь кого-либо ими заинтересовать. Я приводила лишь возможные примеры.
Во-вторых, вами приведенная история с шизофреником также крайна как и мною приведенная история с алкашкой.
В-третьих, несмотря на эти крайности, это не значит, что крайности доказывают правило "яблоньки..." По крайней мере, перед моими глазами. У Вас по другому, так бывает. Видя множество примеров других семей, я убеждаюсь что бывает по всякому. Порой яблоко действительно недалеко укатилось, но в большинстве случаев бывает разница и мировоззрения, и характера, и темперамента.
4. Вы упрекнули меня в многоглаголании, а сами написали не меньше моего. Да и почитав комментарии к др. статьям, понимаю, что не одна этим согрешила. Первое мое сообщение значительно увеличилось из-за цитат свт.Василия и свт.Иоанна, если Вы эти цитаты почитаете больными амбициями, то Ваше право. Второе мое большое сообщение было ответом Сергею. От этого не отрекаюсь.
5. Вы придрались к мелочам, и начали расталковывать значение мещан да менеджеров. Последую Вашей мелочности, я ж не смиренномудрая, отнюдь. Менеджер бывает и гос. и муницип. управления, тот же чиновник. Мещанин в былых веках был не только чиновником, как Вы полагаете, но это лицо городского сословия ниже купеческого, включавшего в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев и т. п. А богатый поселянин на наш современный лад больше подходит на роль успешного фермера, а не тракториста. Если Вы придираетесь к мелочам, то похоже это доказывает Вашу мелочность и склочность. Тогда кто же Вы, чтобы меня многогрешную (от этого не отказываюсь, в отличии от некоторых) учить и клеймить.
И последнее. Вы так пафосно кинули мне упрек на то, что я отца Льва назвала отцом Львом. Если для Вас это явилось нечто ужасным, то опять таки это выдает фарисейскую психологию. Если Вы считаете единственно возможным говорить всегда только Преподобный Лев Оптинский, Преподобный Лев Оптинский, Преподобный Лев Оптинский, то это Ваши проблемы восприятия и непонимания значения слова "отец". Если б я употребила вместо, допустим "сегодня празднуется память преп. отца нашего Льва Оптинского" просто "сегодня празднуется память отца Льва" или вообще по фамилии его просто назвала, то упреки были бы справедливыми. А в данном контексте "отец Лев" был уместен. Прп. Серафима Саровского тоже, в т.ч. и священники в проповедях или когда пишут о нем, да и простой люд, говорят не только всегда как попугаи "прп.Серафим Саровский", но и "батюшка Серафим...", "отец Серафим". Отцами вообще, как сказал апостол, могут быть не многие. о.Лев Оптинский и другие старцы Оптинские действительно несли редкий жребий и ношу на своих плечах - быть отцами. Если Вы не понимаете смысла и значения духовного слова "отец" в отношении к святому, то не знаю как можно Вам это разжевывать еще. Много святых и праведных, но не всех можно называть отцами.
В отношении свв. Петра и Февронии, действительно моя вина, но не специально, потому что отвечая в комментариях не всегда занят бываешь только этим одним делом, пропустила.
Ну, святые и славные, можете дальше о себе мечтать, что вы великое благочестие, правильные и праведные, с глубочайшей и твердой верой опустили многогрешную Наталию. Только у меня есть одно преимущество - я от своего ржавого, гнилого потроха, от мерзостей своих не отрекаюсь, и не встаю в пафосную позу праведника, учащего грешников, а точнее просто клеймящего. А Господь и вас тоже уже осудил (не за то конечно, что якобы вы меня такую расхорошую обидели), а за ваше лицемерие (и перед самими собой тоже) и за тщеславие и за осуждение. Меня тоже. Но и о себе не мните. Как познается чадо Божие? По деланию правды, равно как и по любви к брату. А не любящий брата своего есть дитя диавола.

Русич 26.10.2013 в 18:02:25

Наталию не обижайте, говорю.
Каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга [...] будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. (Апостол Павел)

игорь 25.10.2013 в 22:42:39

Елене:
терпеливо + мудро + назидательно = 5 баллов!

Елена 25.10.2013 в 21:12:55

Наталье:
Яблочко от яблоньки далеко не падает – Вы считаете, что это нереальная и глупая пословица. Знаете, народная мудрость – это опыт многих поколений. Если Вам встретилась семья алкоголиков, в которой выросли достойные дети, Вы считаете, что это опровергает пословицу. Да, бывает, что насмотревшись на пьянку, дети решают не пить. А сколько детей идут по стопам родителей? Сколько их рождается больными, умственно отсталыми, не могут получить образование и остаются на социальном дне, сколько их сидят по тюрьмам – Вы считали? К тому же пьянство – это лишь одна из страстей человека. Есть множество других черт характера, привычек, традиций, наследственно-генетических заболеваний, которые идут из семьи.
Кстати, о болезнях. Вам очень не понравился совет узнавать о семье будущего супруга, о его здоровье, тут уж Вы вдоволь наострили, и свиноматку приплели. Да, раньше узнавали, благочестивый ли род, не было ли самоубийц, алкоголиков, сумасшедших. Вы считаете это неважным – у Вас – любовь! Я Вам один пример такой любви приведу. Семья моих знакомых. Девушка стала встречаться с молодым человеком. Любовь! Родители спрашивают, а что у него за семья? – Мама, какая мне разница, я же его люблю, а не его семью! Поженились. Парень – художник. Перед свадьбой познакомились с родителями. Толком ничего о них не узнали, папаша странноватый, а так вроде всё нормально. После свадьбы узнали ближе: бабушка по папиной линии – буйнопомешанная, папа не вылезает из психиатрической больницы, сам парень – шизофреник. Пока знакомились, находился в ремиссии, после свадьбы – обострение. Слышит голоса. Голоса говорят, что молодая жена его отравить хочет, говорит, что суп солит, а сама яд подсыпает. После того, как он её избил несколько раз, любовь кончилась, вернулась домой, беременная, есть опасность рождения больного ребёнка.
Как Вам эта история? Вы по-прежнему уверены, что здоровье будущего супруга и его семья совершенно неважны для будущей семейной жизни?
Далее, Вы невнимательно читаете. Насчёт совета преподобного Льва. Почему-то Вы не увидели следующих слов: "…сам он, по данной ему от Бога прозорливости, преподавал иногда советы, несходные с человеческими мнениями и соображениями. Пришел однажды к старцу небогатый человек и, объяснив, что за его дочь сватаются три жениха – мещанин, фабричный и зажиточный поселянин… Да и кроме сытости, это был счастливый брак".
То есть, они были счастливы друг с другом, к тому же и голода счастливо избежали. Вы этого даже не разглядели. А знаете, почему? Потому что Вы так торопились сообщить нам, что бы Вы сами делали, если бы к Вам посватались «менеджер, работяга и богатик».
Во-первых, нам совершенно неинтересны Ваши планы на замужество. Во-вторых, для нашего времени, мещанин, фабричный и поселянин – это совсем не менеджер, работяга и богатик, а – чиновник, рабочий и крестьянин (скажем, тракторист). И вот эта ситуация. К городской девушке сватаются чиновник, рабочий и тракторист. По человеческим соображениям, и по общим наблюдениям, ей бы чиновника выбрать, и остаться в городе жить. А прозорливый старец ей предлагает выбрать тракториста. Поехать в деревню, к чему эта молодая особа – совсем не привычна. Родители удивляются, но слушаются прозорливого старца, и брак оказывается очень удачным – молодые счастливы! Любят друг друга! И достаток в семье есть, и деньги детям на образование! Здесь речь идёт о прозорливости старца, который порой мог посоветовать что-то, противоречащее правилу. Но для этого нужно быть прозорливым старцем. А если прозорливости нет, так уж лучше правилу следовать.
Также хочу заметить, что несмотря на Ваши многоречивые излияния, Вы поленились написать "преподобный Лев" или Оптинский старец Лев. Он для вас - о.Лев. А святые Петр и Феврония - просто Петр и Феврония. Они что - Ваши приятели?! К святым нужно относиться с благоговением. Вы не уважаете ни авторов сайта, ни собеседников, Вы и святых не уважаете.
Прочитав статью, Вы не нашли вы ней ничего достойного Вашего внимания? Вам не показался полезным ни один совет Оптинских старцев? Знаете, есть такие люди, которые никогда и ни в чём не замечают ничего хорошего, не любят благодарить за хорошее, а, наоборот, обожают выискивать недостатки. Это неблагодарные и неблагородные люди. К тому же и плохо воспитанные.
Если Ваши многочисленные и велеречивые комментарии уже превышают размер статьи, почему бы Вам не написать свою собственную? "Наставления Наталии о семейной жизни" - примерно так. И предложить её редакции. Если её напечатают - Вы наконец несколько успокоите свои больные амбиции.

Наталия 25.10.2013 в 14:24:43

Прошу прощения, особенно за последний абзац и за "жидовских выкормышей", за возможную неуемную спорливость (хотя я считаю, что не спорю, а высказываю свою точку зрения, не имею желания кого-либо переубедить и навязать свое мнение) и если кого чем обидела.

Наталия 25.10.2013 в 12:35:33

1. "Тайна сия велика..." - вообще то эту фразу апостол Павел применил относительно к любви Господней к Церкви, к Его отношению к Ней. И сравнил как муж жене глава, так и Христос глава Церкви, Он же Спаситель тела, Который Себя предал за это Тело. Потому что Он освятил Церковь и Она теперь плоть от плоти Его и кость от костей Его. Тайна сия велика...
Если вдуматься в эти слова, то действительно велика... И лично он сам (Павел) и добавил, говоря и поясняя о этой великой тайне, что "Я ГОВОРЮ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ХРИСТУ И К ЦЕРКВИ" А не по отношению того, что два разнополых биологических существа - мужчина и женщина в интимном соитии составляют единое целое. Как Вы привели "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика... " Т.е. Вы эту тайну великую применяете не как апостол по отношению ко Христу и Церкви, а к мужчине и женщине. Самочинно вырывая фразы и склеивая их. Животные тоже разнополые совокупляются, рождают новых тварей своего рода, и даже устраивают что-то вроде семей. Это тоже великая тайна? Как некогда Адам получил себе в помощницы Еву, которая была плоть от плоти его и кровь от кровей его, как он сам и засвидетельствовал, так и Небесный Адам создал Себе Невесту, Церковь, которая плоть от плоти Его и кровь от кровей Его, и Господь печется и греет и животворит о Ней не как о чужой, чужеродной, приблудной, будто приклеившейся с боку-припеку, а как о родной, которая плоть от плоти Его и кровь от кровей Его. В этом тайна. И земные мужья - человеки также должны с тщанием и любовию заботятся о своих женах, как о своих телах собственных, а жены повиноваться мужу как Господу. В этом нравственное учение апостола.
Один священник мне тоже так самочинно объяснил фразу апостола "брак у всех ДА БУДЕТ честен и ложе непорочно", только он опустил, вырвал фразу "ДА БУДЕТ", и утверждал, что ложе брачное священно и святое дело, что якобы, сексом занимаясь, угождаешь Богу и даже соединяешься с Ним как со вселенским Эросом. Мои намеки на слова "да будет", т.е. чтобы брак был честен и ложе непорочно тоже надо постараться - не изменять супругу, не делать всяких извращений, к примеру затариться в секс-шопе и устраивать ролевые игры и проч., и даже как св.отцы говорили, что брак не повод упиваться похотью неистово на законном ложе, и т.д., остались незамеченными, а я оказалась "зашоренной".
2. Может быть я и горячевато где-то отреагировала на "народную мудрость". Но не чувствую особого стыда с тем, что не соглашаюсь с такою мудростью как выбирать себе супруга по фамилии, анализы психо-филологические его имени делать, повисать в этом...
Еще, если постараться, у других отцов другие советы можно найти. А иногда вообще их советы идут вразрез. Такое недоумение я однажды высказала священнику, и он мне ответил, что в таких вопросах должен учитываться контекст сказанного, в какую эпоху давался совет, особенности той эпохи, уровень образованности и статус тех людей, к кому обращены были те слова и советы св.отцов. То, что советовалось одному человеку, не подходит другому. И действительно, то, что советовалось, в частности в отношении брака, в 19 веке, не всё теперь можно перенести на сегодняшний век. Я не говорю о незыблемой нравственной стороне дела - как почтение к родителям, любовь и верность супругов, взаимное уважение, терпение, уступки и проч. Я говорю о частных особенностях. И тут же, о.Лев советует "знай лапоть своего лаптя", чтоб различий в статусе не было, но приходит к нему бедняк и спрашивает за кого бы ему свою дочь замуж выдать, за мещанина, фабричного или за богатого поселянина. И о.Лев советует за зажиточного поселянина, отчего в будущем та семья и не бедствовала, не голодала. Что, получается о.Лев пошел вразрез собственным советам, которые давал, и сосватал лаптя за сапога? И плюс о.Лев идет и вразрез наставлению свт.Василию Великому, что брак не есть торговля, и не ищи где посытнее будет??? Вопросики тут могут возникнуть совершенно оправданно. Думаю о.Лев дал такой совет не только из-за материальной составляющей, но упор почему то делается только на этом. По крайней мере до нас ТАК дошла эта история.
Еще слышала, и от наместника Оптиной Пустыни в видео-беседе о.Венедикта, что часто бывает что те или иные слова отцов доходят не совсем в корректном и истинном свете. Это как детишки понимают слова взрослого, потом так и доносят и проносят. Спокойным наверное можно быть только за те слова, которые сам святой прямо от себя написал, или человек стоящий с ним на примерно одном интеллектуальном или духовном уровне. Как например о.Никон об отце Варсонофии.
И вывод у меня такой - частные моменты в советах, допустим, крестьянину 19 века не подойдут теперь человеку 21-го. А если какой-либо ревнитель "по разуму" считает абсолютно все слова и советы, частные в них моменты, принимать за абсолютное правило, то это его проблемы, посмотрим, что у него получится. Я знаю, что делать надо по другому. Если ко мне сосватаются - менеджер среднего или низшего звена со средним, но не устойчивым достатком, работяга с завода и какой-либо богатик, я не выберу богатика только лишь из того, что вспомню ту историю сватовства дочери бедняка, приговаривая "ё-моё! так же о.Лев советовал! Сытой буду!" или наоборот, откажусь от какого то человека лишь из-за того, что статусы у нас не совпадают.
Р.S. Да, моя чувственная душа не очищена от страстей покаянием со смиренномудрием и преодолением телесных немощей. Но на это же обратите, Сергей, внимание и в себе. А то так получается, создается впечатление, что Вы, дивный светоч святый, смиреннномудрый, освобожденный от телесных немощей, учите меня, грешную, как жить надо... как дорожку топтать да махорку нюхать... Не, я не отказываюсь, рада б даже была, чтобы меня святой пастырь горящей веры повел к Источнику жизни, но чем мне вы докажете свою святость? И даже наличие веры... Право, через ин-нет, несмотря на всю даже откровенность участников, не всегда что-то может говорить о наличии или отсутствии Веры. Кто-то может растекаться маслом маслянистым, петь оды верности и любви Христу, Церкви и вере (через ин-нет или вживую), а веры и не иметь. А кто-то может быть хуже аспида шипучего, по крайней мере, внешне. Но даже его никто не вправе судить и ставить диагнозы и прогнозы, потому и св.отцы говорили не судить человека по его грехам и каким-то словам, потому что тебе может быть открыто и видно только внешнее, а внутренне тебе не знать. Не Сердцеведец ты, Который един есть. Вот так.
И еще. Поучившись в свое время у евреев, я все больше замечаю, что христиане - это жидовские выкормыши. Скоро вы тоже будете нагло травить анекдоты про Бога, обожествлять материю, верить в переселение душ, в равенство двух начал (доброго и злого) и ОБОЖЕСТВЛЯТЬ секс. Я от священников православных уже такого наслышалась, что не очень различаешь разницу между синагогой и храмом православным. Вы только внешне останетесь в полу языческих полу византийских образах, в расписных рушниках и фартуках или золоченных одежд, и с яблонькой от яблоньки. А внутри... Как говорится еще в одной поговорке "С виду мужик, а внутри павидло" .

Сергий 24.10.2013 в 20:19:36

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон и пожелание помощи Божией автору, Ольге Рожнёвой, за столь необходимый труд обращения нашего внимания к ДУХОВНОМУ пониманию проблем человеческих взаимоотношений, воспитания детей и обретения Веры. Эта небольшая подборка из писем и высказываний Оптинских старцев изливает незримый Свет Истины даже от малой части сокровищницы нашего святоотеческого наследия, которое освящает для нашего сознания и апостольские послания:
"Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа." (Еф.5,31-33)
"Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем." (Еф.6,1-4)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. Уважаемая Наталия, первая же фраза Вашего комментария (23/10/2013 в 13:33:39) :
>>"Яблочко от яблоньки недалеко катится"... - Нереальная, глупая пословица. >> - говорит о том, что Ваша православная ревность НЕ ОБЛАДАЕТ духовным зрением и является "рвением не по разуму". Ваша чувственная душа (душевность) не очищена от страстей покаянием со смиренномудрием и преодолением телесных немощей. Презрение, которое Вы так опрометчиво демонстрируете и к народной мудрости, и к слову преподобного Льва, говорит о том , что Вы пока не имеете даже веры, которая свидетельствовала бы Ваше стремление ко Спасению. По слову преп. Исаии Отшельника (5 век): "Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести. ... Познается древо от плода и устроение ума от помыслов, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души."
Без Веры нет Спасения, без Страха нет смирения, а не просящий помощи Божией, отвергает ее! БЛЮДИТЕСЬ КАКО ОПАСНО ХОДИТЕ!!! А чтобы возмочь Вам преодолеть, хотя бы гордыньку Вашу: "просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7,7-8), "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше." (Мф.6,21)
Да помилует Вас Господь и подаст терпения...

Наталия 24.10.2013 в 12:06:31

Игорь: >>>"Ух ты! блондинки с собачками, папики, креатив, стадо, очень эмоционально, наверное Вы молоды, но если не годами, то в душе уж точно. Извините Наталия, а "стадо" - это простые, не креативные люди? Что ж, вырисовывается портрет собеседника. Извините, у меня нет задачи спорить, к сожалению Вы не поняли о чем я говорил." >>>
"Стадо" я потому и взяла в кавычки, потому что не я считаю простых людей стадом, а "креативный класс" их так называет. А точнее люди почему то причислившие себя к "креативу" называют так тех людей, которые по тем или иным параметрам не подпадают под "креативность". Не знаю из чего у Вас уж вырисовывается мой портрет, возможно Вы сейчас мне скажете: "О! Она все твердит про креатив да креатив. Что ж вырисовывается ее портрет!", но я говорю про то, что сейчас реально происходит вокруг, а не повисла в химерном воздухе ушедшего 19 века. Сейчас везде требуется "креативный человек" - и в бизнесе, и в искусстве, везде. Только люди как то странно понимают этот "креатив". Креативный человек это значит человек творческий, умеющий творить. Но вопрос в том, что он творит. А большинство считает креативностью отсутствие принципов и гибчайшую систему взглядов, "незашоренность". А еще почему то быть обязательно внешне ультра модным и современным. Какой то паренек сделает себе прическу а-ля Дональд Дак утка-кряк с утиным гребешком каким то (ненавижу такие причесоны), оденется по последней моде, обложится гаджетами, внутри безпринципное, лишенное морали, "свободное" мировоззрение, и всё - он креативный! Я за такого точно в жизни не пойду замуж, даже если он по всем параметрам из моего бы круга был.

Игорь 23.10.2013 в 22:42:41

Ух ты! блондинки с собачками, папики, креатив, стадо, очень эмоционально, наверное Вы молоды, но если не годами, то в душе уж точно. Извините Наталия, а "стадо" - это простые, не креативные люди? Что ж, вырисовывается портрет собеседника. Извините, у меня нет задачи спорить, к сожалению Вы не поняли о чем я говорил.

Наталия 23.10.2013 в 21:28:23

Игорь пишет:
"А разве мы живем не в миру? Не в светском государстве? И с тем что это взгляд современный - тоже не согласен, в наше время молодые реже придерживаются каких либо правил, напротив раньше, когда брак заключался по благословению родителей, браки были крепче и счастливее, потому что родители старше, опытней, мудрее, и больше видят чем молодые."
Да, живем мы в миру и в светском государстве, но взгляд христианина должен быть не мирским, обмирщенным и не сквозь призму светских стереотипов, а евангельским. А взгляд данный как-раз таки и современный. Сейчас уже не модно, к примеру, быть просто красивой дурой, присосавшейся к богатому папику. Сейчас модно быть образованным, современным, модным, креативным и успешным. Устроить себе ультра-комфортную и интересную жизнь, а потом... возможно и семью завести. Конечно же с таким же супер-пупер модным, креативным партнером.
Когда я была малой еще, я наблюдала вокруг такую моду, что блондинки с собачками с богатыми папиками. Сейчас среди молодежной среды такое не развито. Девчонки в институтах не мечтают найти "папика", они хотят быть независимыми и креативными и такого же партнера при себе иметь. Это все конечно же очень привлекательно, в т.ч. и для меня, но я чувствую подвох. А как же забыть раскрученную историю Петра и Февронии?
Если б я хотела выйти замуж и встретила бы честного, порядочного человека, богатого как-раз таки той душевной красотой, и почувствовала в нем родную душу, то мне было бы все равно - деревенский он или какой, богатый или бедный. За дурака и невежду точно бы не пошла, а таких хватает везде - и в деревне и в городе, и среди креатива и среди "стада". Сейчас вообще ситуация не та, что в 19 веке. Если из деревни - не значит, что необразованный и неотесанный или нищеброд последний. Или если ты городской "бедняк" и "простак", то обязательно глупее и приземлённее, чем какой-то там успешный креативщик. А брак раньше был крепче и не разводились от каждого косого взгляда, потому что люди были совестливее и веру какую-никакую имели, что родители, что дети. Родители раньше были мудрее? Да, не сравнить с сегодняшними, которые с превеликим удовольствием своим деткам квартиры снимают\покупают, зная что те живут там регулярной половой жизнью, естественно вне брака, хвалятся перед всеми, упиваясь слюнями, что их дочурка укатила на отдых с очередным представительным хахелем и т.п., и одобряют аборты. Ну а детки живут как живут... А раньше... Даже если и благословение родительское, то оно не обеспечивало бесскорбной, счастливой жизни в розовых пузырях.

Игорь 23.10.2013 в 20:27:21

Наталия пишет:
***"чтобы и жених, и невеста были здоровы и чтобы было им чем жить; чтобы звание от звания резко не отличалось и чтобы по летам или по возрасту мало было различия"... Абсолютно мирской, светский, я бы даже сказала современный взгляд...***
А разве мы живем не в миру? Не в светском государстве? И с тем что это взгляд современный - тоже не согласен, в наше время молодые реже придерживаются каких либо правил, напротив раньше, когда брак заключался по благословению родителей, браки были крепче и счастливее, потому что родители старше, опытней, мудрее, и больше видят чем молодые. Конечно правил без исключений не бывает, но я считаю что брачный союз с большой разницей: в возрасте, в образовании, в воспитании, и даже среде обитания (деревня или город), перспектив не имеет. После того как пройдет юношеская влюбленность, люди увидят что между ними пропасть, это наша природа, психология, инстинкт или не знаю что еще, но это в нас заложено и с этим ничего не сделаешь, конечно есть более важные чувства в браке чем влюбленность, это уважение друг к другу, любовь христианская, но если это стяжать не удалось, то брак под угрозой. Разница в возрасте более пяти лет опасна тем, что у человека в разном возрасте разный уровень развития, разные интересы, разный темперамент, лучше когда два человека действительно понимают друг друга, когда две души действительно родные.
Цитата из комментария Наталии:
***"Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя Дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа"***, да и пословица яблочко от яблоньки далеко не падает - тоже не пустые слова, хотя тоже видел исключения. Но это все что касается внутреннего мира, а по поводу здоровья и денежного состояния, мне это тоже не нравится, это больше похоже на селекцию животных, а достаток может меняться, богатый может разориться, а бедный поправить свое положение, здесь важнее характер и качества человека, и здоровый может заболеть или стать инвалидом, т.е. потерять то ради чего был выбран в спутники жизни, я думаю такая семья, "дом на песке".

Наталия 23.10.2013 в 13:33:39

"Яблочко от яблоньки недалеко катится"... Нереальная, глупая пословица. "Если мать смиренна, то и дочка такой же будет". Пфффф. Глупость какая. Сколько я повидала таких несостыковок. Когда родители золотые, а дети уроды моральные. И наоборот. У нас в соседях раньше, когда я еще маленькой была, жила алкашка, бухала-гуляла, целые оргии устраивала, ее дети выросли замечательными - сами поступили в ВУЗ, в жизни устроились, семьи создали нормальные, сейчас взрослые добропорядочные люди.
"По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство", - ну, это вообще убойный аргумент!!!
"чтобы и жених, и невеста были здоровы и чтобы было им чем жить; чтобы звание от звания резко не отличалось и чтобы по летам или по возрасту мало было различия"... Абсолютно мирской, светский, я бы даже сказала современный взгляд. Большинство щас так и живет. Сначала "подняться" в жизни, заработать, а потом, годам к 40 можно и о семье подумать. Выберем себе супруга как лошадь, покрасивше, поздоровее, прикус не забудем проверить...
Вспоминаю жития святых, в особенности древних, первых христиан. Не очень то подтверждается все это. По-моему, если встретил родную душу, то не ведешь его в диспансер или поликлинику медосмотр проходить. Ой! У тебя гастрит, нет извиняй, проблемка! Ой! У тебя зрение -4, а ты знаешь, что это передается по наследству в большинстве случаев, я не хочу плодить детей-очкариков! Ой! У тебя с суставами проблемы, это ж ты мне в ношу будешь. Мне нужен красивый, здоровый самец\или свиноматка, чтоб плодить здоровых детей!
А я вспоминаю истории древних христиан, святых, которым Бог не давал вообще детей, но для них это не было поводом развестись, хотя по современной трактовке могли бы это сделать, развод же разрешается, даже Церковью, если в браке невозможно продолжение рода. Будто мы как евреи должны работать на продолжение рода, ожидая из своего семени Мессии, не родишь - проклят! Только Христос этого не разрешал. Одно условие Он поставил - прелюбодеяние.
Вообще, складывается впечатление будто не святые дают советы, а бабушки на лавке, с кучей всяких предубеждений, суеверий и примет. Это вообще прямые слова святых, написанные от их руки к примеру, или дошедшие до нас чрез многочисленные благосестивые уста разнородных "духовных чад"? Другое дело, когда читаешь к примеру у Василия Великого:
"Велико таинство — брак... Не рассуждай б нем как случится и просто; не ищи обилия богатства, намереваясь взять невесту. Брак надобно считать не торговлею, а союзом жизни...Брать жену надобно только для того одного, чтобы избегать греха, чтобы избавиться от всякого блудодеяния; для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность. Красота телесная, не соединенная с душевною добродетелию, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь; те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени и чем больше они обнаруживают свое благородство Тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь. Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя Дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа, любящего свою жену, но он остается всегда любящим собственную жену и таким целомудрием приобретает благоволение и покровительство Божие на весь дом свой... Когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, или к женщинам, торгующим чужими несчастьями и ищущим только одного, как бы им самим получить награду, но прибегай к Богу. Он не постыдится быть устроителем твоего брака. Он Сам дал такое обещание: ищите... Царствия Небесного, а сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33)... Вы, избравшие супружество, не будьте беспечны, как будто вправе вы предаваться миру. Вам для улучения спасения потребно больше трудов и осторожности, потому что избрали себе жилище среди сетей и державы отступнических сил (демонов), имеете пред глазами побуждения ко грехам и все чувства ваши день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знайте, что не избегнете борьбы с отступником и не одержите над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов."
Иоанн Златоуст:
"Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие. После того как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одною женою. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1, 28); это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами. Таким образом главная цель брака — целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших, чтобы сохранился род наш и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках... Когда же наконец воскресение стало при дверях и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни, лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишнею. Если же ты желаешь детей, то можешь приобрести лучших и полезнейших теперь, когда введено некоторое духовное чревоношение, лучшее рождение и полезнейшие питатели старости. Следовательно, некоторым образом одна цель брака — чтобы не предаваться блудодеянию, для этого введено такое врачевство. Если же ты намереваешься и после брака предаваться блудодеянию, то излишне было тебе и вступать в брак, бесполезно и напрасно, и не только напрасно и бесполезно, но и вредно, потому что не одинаковое дело — предаваться блуду, не имея жены, или после брака опять делать то же самое. Последнее уже не блуд, а прелюбодеяние. Хотя и странны эти слова, но справедливы."

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс