Богородица

Актуальные статьи

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

9.10.2022


В последнее время все чаще слышатся мнения, будто бы современная практика частной Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, перед причащением Св. Таин очиститься от прегрешений и поститься не обязательно, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение Таинств исповеди и Причащения. Обычно так считают священнослужители либеральных взглядов (напр., протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Геннадий Фаст, игумен Арсений (Соколов), священник Андрей Кордочкин, иеромонах Николай (Летуновский) и др.). Сразу скажем, что подобное модернистское «благочестие» не соответствует богослужебной практике Русской Православной Церкви, в которой существует замечательная традиция исповедоваться перед каждым Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранилась и в будущем.

Либеральные священнослужители, последователи модернистских воззрений протопресвитера Александра Шмемана, активно пропагандируют пересмотр этих многовековых церковных традиций Русской Церкви под лозунгом так называемого «литургического возрождения», заключающегося в сверхчастом причащении Святых Христовых Таин без должного приготовления и в призывах к отказу от обязательного Таинства Покаяния перед Причащением. Это обновленческое «творчество», разрушительное по своим последствиям, в действительности приводит к обмiрщению церковной жизни и, несомненно, является духовным преступлением перед русским православным народом.

Однако, на наш взгляд, проблема упразднения Исповеди перед Причастием представляет собой не только частный вопрос богослужебной практики, но имеет более глубокий, многими еще не осознаваемый нравственный аспект. В последнее время на нашу страну с антихристианского Запада стремительно надвигается волна откровенной пропаганды любого греха и порока, особенно в виде так называемой «гомосексуальной революции», направленной, как пишет православный публицист Ольга Четверикова, на уничтожение самих основ человеческой цивилизации и насаждение антицивилизации нелюдей. Опорная база этой либерально-фашистской гомодиктатуры уже создана на Западе, и ее ускоренными темпами планируют навязать всему человечеству. Обществу навязывается либеральная идея о негуманности самого понятия «грех», ибо понятие греха вступает в резкое противоречие с базовой либеральной ценностью – идеей «прав человека», на которой зиждется вся западная антихристианская идеология. Если понятие греха, а вместе с ним и Бога, будет на Западе окончательно предано забвению, то тем самым открывается широкий путь не только к оправданию «нетрадиционных сексуальных отношений», усыновлению гомосексуалистами детей, но и к допустимости педофилии, инцеста, скотоложества и прочих «прав человека», посягательство на которые приравняется будущими комиссарами-правозащитниками к фашизму и человеконенавистничеству.

На Западе совершается антихристианская революция. Ныне Российское государство в лице его Президента, законодателей и подавляющего большинства народа, отвергая чуждые русскому православному менталитету «общечеловеческие» ценности евроатлантического Содома, остается оплотом здоровых нравственных и моральных устоев и последней надеждой для всего западного общества, все более и более утопающего в смертных грехах либеральной диктатуры и гомототалитаризма. По словам публициста Эдуарда Бирова, «даже в самом Западе находятся люди и сообщества, которые видят в России единственную защиту от собственной элиты, которая на правительственном уровне продвигает разрушительные антиценности, законодательно узаконивает разврат и педерастию и всё откровеннее изживает остатки христианского сознания и понятия греха» (см. также: Ольга Четверикова. Французские патриоты: вся надежда на Россию! http://www.blagogon.ru/digest/422/).

В этом общественно-политическом контексте призывы либерального российского духовенства к отмене Исповеди перед Причастием прекрасно встраиваются в западную либерально-гуманистическую доктрину «отмены греха и Бога». (Отмена Исповеди неизбежно приведет к повреждению нравственного сознания христианина, сначала к искажениям в понимании человеческой греховности, а затем и к оправданию греха до полного уничтожения данного понятия или перевода его в пространство абстрактных категорий. А если человек сроднится с грехом, то он одновременно потеряет Бога.)

Будем, однако, надеяться, что Русская Православная Церковь, как и Российское государство, останется последним духовно-нравственным бастионом, противостоящим агрессивной экспансии западных «общечеловеческих ценностей», отвергающих понятие греха. А над искоренением этого понятия из сознания православных верующих уже не первый год трудятся неутомимые наши либеральные «пастыри» – апологеты либеральных богослужебных реформ, внушающие своим пасомым ненужность откровения на Исповеди грехов падшего человеческого естества и «отсталость» богослужебных традиций Русской Церкви, связанных с обязательным исповеданием христианином всех прегрешений перед Причащением Святых Христовых Таин.

Существуют опасения, что для приведения нашего православного богослужения в соответствие с новыми евростандартами потребуется трансмутация традиционного церковного сознания православных верующих. А для этого ныне взращивается новое поколение священнослужителей, полностью оторванных (даже по внешнему их стриженому виду) от древних традиций Русской Православной Церкви. Они-то и будут пролагать нам светлый путь в европравославие, а именно – активно предлагать пересмотр сложившихся на протяжении столетий богослужебных традиций Русской Церкви как «устаревших», «средневековых» и не соответствующих нынешней либеральной установки на «модернизацию» всех тоталитарных общественно-политических, культурных и экономических структур.

Верующим на либеральных «церковных» Интернет-порталах исподволь внушается мысль, что тысячу лет в Русской Церкви всё было плохо: и непонятный богослужебный язык, и устаревшая средневековая аскетическая практика подготовки к Причастию, и оторванный от стран «развитой демократии» да и всего прогрессивного человечества архаичный юлианский календарь, и нетолерантность к осквернителям храмов и святынь, а посему давайте и в Церкви кое-что креативно улучшим и переделаем под образ жизни нашего современного, либерально мыслящего еврочеловека, жаждущего в Церкви настоящего креативного «драйва», чтобы всем в храме было очень и очень комфортно и «без напрягу» (разные там «средневековые» посты и непонятные молитвенные правила…): пришел в храм (может быть, попив с утра кофе), подошел к Святой Чаше, причастился… А налагать на себя какой-то нравственный «напряг» в виде какого-то поста, какой-то непонятной исповеди неизвестно кому и непонятно в чем, – это и не комфортно, да и не либерально: нарушаются права человека на «литургическую свободу». Да и по большому счету исповедь грехов носит явно «антимиссионерский характер»: молодой продвинутый и креативно мыслящий человек скорее заглянет в храм, если от него «попы» не будут требовать «оглашать» там свои естественные страсти и комплексы.

Как в общественной жизни, так и в церковной, стали растабуироваться запрещенные до недавнего времени темы, которые несут в себе разрушающие последствия как для всего общества, так и для благостояния Церкви Русской. В светских СМИ идут ожесточенные дискуссии на темы (например, гомосексуализма, детского секспросвета), о которых, по слову Апостола, «не леть есть человеку глаголати». А в церковных СМИ стали обсуждаться темы (например, русификации традиционного церковнославянского богослужения, Причащения без Исповеди, отмены постов, изменения юлианского календаря), о которых раньше любой православный человек, воспитанный в традициях Православной Церкви, не мог и помыслить.

Вот как отзывается о Таинстве Исповеди один из главных либеральных идеологов «литургического возрождения» протопресвитер Александр Шмеман: «Причащаться надо почаще», – вещает «высокодуховный» американский проповедник, – тут он, ортодокс из ортодоксов, приводит в пример первых христиан. «Но готовиться к Причастию не надо», – тут же добавляет он, превращаясь в сверхлиберала. Исповедь о. Шмеман с обычным для него издевательством именует «…своего рода билетом на причастие…» и говорит: «Лично я вообще бы отменил (!) частную исповедь» (Прот. Александр Шмеман. «Дневники. 1973-1983». М., 2005, с.35)

Но вот что пишет о Таинстве частной исповеди замечательный русский пастырь священноисповедник Сергий Правдолюбов (†1950): «Помни, что Таинство Исповеди есть слезная баня пакибытия. Посему, приготовившись так, как сказано выше, и понимая самое существо Таинства Исповеди, приступай к Таинству со страхом и трепетом, потому что Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. Вера в то, что Сам Христос принимает исповедание наше, что Он хочет и может простить нам грехи, что мы отходим после Исповеди чистыми от всякого греха, совершенно необходима для кающегося, ибо по вере и совершается Таинство. Перед Исповедью испроси прощения у кого можешь и прости всех врагов своих от всего сердца. О грехах своих рассказывай подробно, без утайки. Каждый утаенный грех не только не прощается, но делается сугубым грехом и тяжелым бременем ложится на душу кающегося, и он неисцеленным отходит от духовной врачебницы» (http://www.blagogon.ru/biblio/152/).

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской Духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов пишет: «Могу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует Церковь: Покаяние – это одно из семи важнейших Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Без Покаяния спасение невозможно. Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и возрождается душа человеческая и становится способной принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том числе и Евхаристии. Кто в какой-то мере игнорирует это Таинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше время стали появляться, тот рискует всю свою духовную жизнь превратить в лицемерный фарс.

Я думаю, что эти стремления принизить значение Исповеди для духовной жизни христианина возникли в православной среде под влиянием протестантизма на церковное сознание. К сожалению, протестантизм на Западе деформировал сознание католицизма, а теперь добрался и до Православия. Исповедь – необходимое условие для того, чтобы душу привести в богоугодное состояние. Мы читаем у святых отцов о том, что вся духовная жизнь человека зиждется на Покаянии. Исповедь – это главное средство для глубокого Покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях отмечал, что значение Исповеди в жизни православного христианина возрастает и будет возрастать, поскольку люди все реже используют другие духовные средства. Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.

Исповедь перед Причастием – это очень важный и полезный духовный принцип. Да, действительно, в некоторых Поместных Церквах эта практика выглядит немного иначе, чем у нас. Порой сравнивают русскую традицию с греческой, где на Исповедь люди идут тогда, когда они ощущают в этом потребность. Надо отметить, что история возникновения этой традиции в Греции – отдельный специальный и неоднозначный вопрос. Например, в XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди “О Святых и Страшных Христовых Тайнах” прямо указывает на необходимость Исповеди перед Причастием: “Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам”. Подробное обсуждение истории возникновения разобщенной практики Исповеди и Причастия в грекоязычной среде выходит за рамки нашей беседы. Согласимся с тем, что она сейчас реально существует. Но, почему эта традиция, на мой взгляд, не применима в современной церковной жизни в России? Прежде всего потому, что греческий народ не пережил такой период безбожия, который достался нам. Современные греки вырастают в православных семьях. В большинстве своем они знают, что такое грех и что такое добродетель. У них Православие – это государственная религия. Их воспитывают в православных традициях уже несколько поколений, и эта традиция не прерывалась. Поэтому в их сознании многие важные принципы духовной жизни укоренены с детства. Им без особых наставлений понятно, что если я сегодня согрешил, то мне нельзя сегодня причащаться, необходимо пойти к духовнику на Исповедь.

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период гонения на Церковь, люди искренне потянулись в храм. Это замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается много православной литературы – это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: “кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор. 11, 27–30). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород – иди трудись, питайся и живи богоугодно» (http://blagogon.ru/digest/112/).

Протоиерей Вадим Леонов коснулся в своей статье очень важной темы: правомерности переноса литургической традиции одной поместной Церкви на почву другой. Речь идет о традиции отделения таинства Исповеди от таинства Причащения в Элладской Церкви и на Балканах, которую некоторые ревнители греческого и сербского благочестия с готовностью переносят в Церковь Русскую. Истоки и исторические условия появления в Греции и на Балканах богослужебной практики Причащения Святых Христовых Таин без совершения накануне таинства Исповеди, еще предстоит выявить и объяснить. Но важно помнить, что в каждой Церкви существует своя история, свое Предание и своя литургическая традиция, так же, как и у каждого народа – свой образ мыслей и образ жизни, данные ему от Бога и сформированные именно его неповторимой историей. И переносить чужую, пусть и кажущуюся весьма духовной, традицию на русскую почву, – все равно, что пытаться пересадить на землю Русского Севера теплолюбивую греческую маслину, – если она и не погибнет, то уж точно плода не принесет.

Исповедь существует для очищения души: ее можно сравнить с мытьем рук перед едой. Можно, конечно, есть и неумытыми руками (особенно если сумел их не запачкать), но, вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что мыть руки перед едой – плохая традиция! Если же скажут, что где-то есть страны, в которых руки перед едой не умывают, то мы уж, «по старинке», все равно умывать руки перед едой будем. Тем более, что погрешаем мы ежечасно: словом, делом, помышлением. Поэтому надо остерегаться приходить на брачный Пир не в брачной одежде…

Напомним также слова свт. Григория Паламы (XIV век), который в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость исповеди перед Причастием: «Если же с дурной совестью, и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их,... мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам».

Протоиерей Владимир Гамарис пишет: «Исповедь, покаяние могут быть и ежедневными, и даже ежечасными, но уж, по крайней мере, как пишет Святитель Феофан затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский и сотни других святых отцов, перед Причастием необходимо навести порядок во внутренней храмине – в душе, чтобы в предочищенную покаянием душу принять Спасителя. Одним (в Швеции) нравятся спа-салоны в кирхах. Они там сейчас появляются. Вам нравится пореже исповедоваться. А Глава Церкви – Христос. Он начал Свою проповедь словами: “Покайтесь, приблизилось Царство Небесное”. Мы ответим ему: “Господи, мне комфортнее пореже каяться”? К сожалению, надо честно признать, что и многие прихожане, и даже (страшно сказать) многие священники ленивы, но заставляют, понуждают себя на молитву, покаяние, исповедь. И это хорошо: понуждающие себя наследуют Царство Небесное, как сказал Христос. Зачем же давать себе поблажки разрешением оставлять самое главное – покаяние. Ваше мнение о ненужности частой исповеди, как я думаю, проистекает от того, что вы не замечаете за собой многочисленные грехи. “Несть человек, иже жив будет един день и не согрешит”. Кто не видит за собой грехов, тот далёк от Бога, а кто видит множество своих грехов “якоже песка морскаго”, тот начал настоящую, не “теоретическую” духовную жизнь. Для того не возникает желание пореже исповедоваться. Спасающийся постоянно видит всё новые и новые свои грехи. От этого видения греха и рождается подлинное смирение. А от подлинного смирения и подлинная христианская любовь» (http://www.bogoslov.ru/text/3480916.html#comment3491453).

Архиепископ Германский и Великобританский Марк (Арндт): «Редкая исповедь в грекоязычных Церквях – порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух Таинств была утрачена. Мы всё-таки говорим о духовном возрастании человека... Оно должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Мы понимаем, что человек может возрастать духовно или если он регулярно приходит на откровение помыслов, или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти Таинства нельзя... Знаю, что в Американской Православной Церкви прихожане месяцами могут не исповедоваться, но причащаются очень часто. Я считаю, что это – порочное явление, которое неоправданно» (http://www.patriarchia.ru/db/text/2805760.html).

О пользе частой исповеди пишет и митрополит Вениамин (Федченков) в книге «Божии люди»:

«Вспоминаю другого игумена, по имени Исаакий. Он перед служением литургии в праздники всегда исповедался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его: зачем он это делает и в чем ему каяться? какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением:

“Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью”.

По поводу этих “малых” грехов припоминается здесь широко известный случай с двумя женщинами, имевший место в Оптиной пустыни. К старцу отцу Амвросию пришли две женщины. Одна из них имела на своей душе великий грех и потому была крайне подавлена. Другая была весела, потому что за ней никаких “больших” грехов не значилось. Отец Амвросий, выслушав их откровения, послал обеих к речке Жиздре. Первой он велел найти и принести огромный камень, какой только она была в силах поднять; а другая должна была набрать в подол своего платья маленьких камней. Те исполнили повеленное. Тогда старец велел обеим отнести камни на старые места. Первая легко нашла место большого камня, а вторая не могла вспомнить всех мест своих небольших камней и воротилась со всеми ими к старцу. Он и объяснил им, что первая всегда помнила о великом грехе и каялась и теперь могла снять с души своей его; вторая же не обращала внимания на мелкие грехи, а таких оказалось много, и она, не помня их, не могла очиститься от них покаянием.

P.S. Игумен Исаакий, имевший обыкновение часто исповедоваться, – не кто иной, как преподобный Исаакий Оптинский, священномученик. В 1938 году он кровью своею засвидетельствовал верность Господу. Имени ученого митрополита история для нас не сохранила».

Новомученик Михаил Новоселов пишет о Таинстве частной Исповеди: «Дорогие мои! Отнеситесь с возможной серьезностью к этому серьезнейшему вопросу и не позволяйте себе и в малой степени, даже мыслию, не то что делом, погрешать против святого таинства. Держитесь твердо следующего правила: если где практикуется «общая исповедь» (а это – профанация Таинства исповеди. – Н.К.) как законченное в себе таинство, а не как только подготовка к серьезной частной исповеди (что надлежит весьма приветствовать), там поругана величайшая святыня, долженствующая соединять нас с телом Церкви» (Михаил Новоселов. Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»).

Многие неофиты задают вопрос: «Почему служащим священнослужителям можно причащаться за каждой литургией и не исповедоваться перед каждым причащением, а мирянам нельзя?»

В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина. Например, мирянину, находясь в алтаре, строго запрещено прикасаться к святому Престолу, ко Святой Чаше (за исключением целования ее нижнего края во время причащения), и поэтому, в частности, мы считаем крайне душевредным чтение мирянами тайносовершительных молитв из Служебника во время евхаристического Канона, что практикуется в обновленческих общинах (например, в общине священника Г.Кочеткова).

Итак, стирание границ между священством и мирянами представляет собой чистый протестантизм.

Отделение священства (клириков) от мирян (лаиков) было и в Ветхом Завете, и в Новом. И подтверждение этому – наличие самого посвящения в священнослужители (в христианской Церкви – таинство хиротонии). А когда миряне пытались беззаконно восхитить себе права священства, это заканчивалось весьма плачевно.

Напомним, как в Ветхом Завете Господь посрамил и покарал Корея и его дерзких единомышленников, дерзнувших восстать на Моисея и Аарона, говоря: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его говоря: завтра покажет Господь кто Его, и кто свят»; и посрамил Господь всех мужей, дерзнувших беззаконно восхитить ветхозаветное священство, страшно покарав их (см.: Числ. 16, 1–40). Вот наглядный пример «ветхозаветной кочетковщины».

Напомним также печальный пример Озии, у которого возгордилось сердце на погибель его (2 Пар. 26,16). Однажды Озия вошел в храм, чтобы самому воскурить Господу фимиам на алтаре кадильном. Азария священник и с ним 80 священников Господних не допускали Озию до этого, объясняя ему, что каждение Господу – дело священников, посвященных для каждения, и просили его выйти из святилища. Озия разгневался на священников и не уступил кадильницы. За это ослушание он был мгновенно поражен проказою на челе пред лицем священников. И проказа не покидала его до самой смерти.

Напомним еще судьбу Озы (2 Цар. 6, 6–7), который дотронулся до Ковчега завета, чтобы придержать его от падения, и за это дерзновение был наказан от Бога мгновенною смертью.

Нам важно доверять нашим опытным духовным пастырям и древней практике Русской Православной Церкви, согласно которой готовящийся ко святому Причащению должен обязательно исповедоваться. И не будем соблазняться лукавым либеральным мудрованиям современных обновленцев. То, что практика обязательной Исповеди перед причащением Святых Таин в современных условиях для Русской Церкви верна и необходима, доказывает само нравственное состояние нашего общества, которое близко к полному разложению.

* * *

Объявление об отмене исповеди перед причащением на литургии неообновленческим иеромонахом Николаем (Летуновским)

Священник Георгий Максимов объясняет, почему православные верующие должны дорожить традицией Русской Церкви исповедоваться перед каждым причащением, которая к сожалению утрачена в других православных Церквах





Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Лидия 02.03.2019 в 20:42:40

Спасибо "БО" за очень нужную статью. Важно правильно настраивать свою духовную жизнь, испытывать потребность в покаянии. Исповедь требует серьезной, вдумчивой подготовки. Мы склонны прощать себе разные мелкие грехи, не замечать изъяны. Иногда и совесть "молчит". А ожидание Причастия пробуждает душу, вызывает трепет и волнение.

Александр из Коломны 02.03.2019 в 18:55:10

Во многом мне взгляд Агапита близок. Поддерживаю его.

Краснянский Максим 27.02.2019 в 11:34:29

"Отмена" обязательности исповеди перед причастием неизбежно приведёт к тому, что получить исповедь станет весьма затруднительно.

Михаил Ершов 23.02.2015 в 15:28:46

"Исповедь - великая вещь! Когда кто старается находиться с Богом и творить волю Его, а не свою, тогда Бог обязан ему помочь. Не пренебрегайте таинством исповеди! Исповедь - великая вещь! Она совершенно изменяет человека и отсекает власть беса над ним. Такая большая перемена бывает в человеке, что иной раз говорю некоторым сфотографироваться до исповеди и потом после исповеди: и тогда увидят, что разница - большая и ясно видна. В то время как накануне на лицах выражается жестокость, беспокойство, тревога, чувство вины и т.д., то после исповеди - тишина и спокойствие характерны для их облика. Мир находится на корабле, который разбивается волнами. Разумные имеют доброе беспокойство и бегут из бурлящего моря и входят в гавань, которая есть Церковь Христова: и там упокаиваются.
- Геронта, - прервал его в это время один из слушавших паломников, - хочу у вас исповедоваться.
- Ступай, если хочешь, - ответил тот, - здесь, ниже, к духовнику, он исповедует тебя. Хотя лучше иметь одного духовника там, где живёшь, потому что духовник как врач: должен в любой момент знать состояние больного, чтобы суметь дать всякий раз соответствующее лекарство. Я могу тебе сейчас дать лекарство, однако, если через два-три дня состояние твоё изменится и с тобой случиться что-либо иное (духовной природы), тогда предыдущее лекарство, которое я тебе дал, будет бесполезно. Один раз у меня болела голова от переохлаждения и я наложил пластырь, и боль прошла. Один увидел, и он наложил пластырь, когда у него заболела голова, однако головная боль усилилась, потому что боль у него была не от переохлаждения, а от жара. Понимаете теперь, почему духовник должен знать состояние?
Однажды пришли сюда юноши с сопровождающим. В то время на дворе случайно находились ученики из Афониады.
"Вот, - говорит сопровождающий, обращаясь к своим ребятам, - посмотрите на глаза друг друга и сравните их с глазами учеников из Афониады - ваши глаза (обращаясь к своим ребятам) - как глаза дохлых рыб, тогда как глаза учеников Афониады - ясные! (Старец улыбался, когда рассказывал этот случай.)
И продолжал:
- Это происходило потому, что ученики Афониады исповедовались и были чистыми, в то время как другие никогда не исповедовались. Бог слушал смиренную молитву Старца".
Из книги иеромонаха Христодула Агиорита "Избранный сосуд" (о старце Паисии) Покаяния отверзи ми двери...

Марина 27.01.2015 в 11:12:23

***Сейчас на портале «Богослов.ру» публикуются исключительно статьи представителей либерально-реформаторских взглядов на проблемы богослужебной практики***.
А на днях по телеканалу "Союз", я с удивлением услышала, что митрополит Никодим Ротов был противником изменения богослужебных традиций! Я просто дар речи потеряла услышав это из уст священника! Хочу найти это интервью и послушать его ещё раз, и заодно узнать, что за священник выступал.
Всё с ног на голову переворачивается. Обновленцы скоро станут не обновленцами, а борцами за чистоту Православия! Скоро будет переписана история времен Великой Отечественной войны. Пришествие антихриста готовят всем миром! И даже православные стараются в этом важном деле помочь, чем могут!

Михаил Ершов 22.01.2015 в 13:44:05

Агапит уважает убиенного священника Даниила Сысоева. И я считаю, что он много полезного сделал. Упокой, Господи, твоего раба в селениях праведных. Вот что я нашел у о. Даниила в отношении родства "старообрядцев", обновленцев и неообновленцев. Почитайте: http://orthoview.ru/ugroza-novyx-raskolov/

Агапит 21.01.2015 в 21:30:38

С.Бригадиру.
***Отвечаю: не только никакому архиерею без восточных патриархов, но и самим восточным патриархам невозможно разрешить эту клятву, как об этом достаточно уже сказано, ибо таковая анафема вечно неразрешима.*** (Св. Паисий Величковский.)
Спасибо тебе, дорогой собрат, за пространный интересный комментарий, но это как бы общее мнение, господствующее в Синодальный период. Даже приведённая здесь мною цитата вызывает недоумение. Преп. Паисий Величковский великий учитель молитвы, он возродил традицию "умного делания" в России, но в каких-то вопросах мог ошибаться. Например, что троеперстие идёт от апостолов. Ведь это же не так.
Я, собственно, почему пишу всё это. Потому что у старообрядцев есть чему поучиться, прежде всего следованию канонам, принципам соборности, эстетике средневековья в церковном искусстве. Одно знаменное пение чего стоит! Наши оперы в церквах даже греки не приемлют! РПЦЗ и РПСЦ, повторюсь, это такие маячки в море розового христианства и обновленчества.
Еще раз спасибо, с праздником Богоявления и пожеланиями телу здравия, а душе спасения.
P.S.: в целом диспут отклонился от заявленной темы, поэтому следует его прекратить. Кого обидел, простите! Спаси Христос!
Ваш А., криптостарообрядец, чадо РПЦ.

Михаил Ершов 21.01.2015 в 21:29:01

А я буду всегда держаться позиции святых отцов и, в частности, цитировавшихся ниже святителя Феофана Затворника, Вышенского и преподобного Паисия Величковского. Сравнивать патриарха Никона с нынешними неообновленцами и реформаторами-"миссионерами" неправомерно. Раскол учинен не патриархом Никоном, а его бывшими товарищами по кружку, которые устроили церковную смуту и увели в раскол множество людей. Последующие события трагичны, но из истории их не выкинешь. Без покаяния нет спасения.

Николай (Москва) 21.01.2015 в 21:18:30

Агапиту:
Кто вам разрешал меня называть на "ты"? Мы с вами что, детей крестили?! Не забывайтесь, Агапит. Вам надобно не щеку подставлять, а метлой вас выметать.

Сельскiй бригадиръ 21.01.2015 в 20:31:19

Агапиту.
**представь, что тебя патриаршим Указом обязали с 01.02. креститься... по-латински или как-то ещё ... Но теперь анафема на старые обряды снята**
Агапит, я во многом согласен с тобой по поводу никому ненужных реформ, предпринятых п. Никоном. Я бы, живя в то время, конечно был бы противником этих никоновых богослужебных новшеств.
Однако надо честно признать, что постановления Поместного Собора 1971 года "Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их", подготовленные и представленные митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), внесли некоторую неясность и входят в противоречие с утверждениями ряда Св. Отцов.
Поместный Собор 1971 года пошел на определенную икономию ради тех, кто, хотя и придерживаясь «старых обрядов», все же находился в лоне Матери-Церкви, то есть единоверцев. Однако думается, что эта икономия не оправдала себя, но послужила скорее соблазну, ибо раскольники до сих пор хулят Православную Церковь (на т. н. «Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой церкви» в октябре 2001 года утверждался «чин отречения от никонианской ереси»), коснеют в своих заблуждениях, а само Постановление Собора 1971 года считают признаком слабости Православной Церкви. Как справедливо констатировал известный церковный историк и канонист прот. Владислав Цыпин, «старообрядческие общины не сделали после акта Собора, исполненного духом христианской любви и смирения, встречного шага, направленного на уврачевание раскола, и продолжают пребывать вне общения с Церковью» (История Русской Церкви. М., 1997. Т. 9. 1917–1997. С. 431–432).
В качестве примера приведу ответы преподобного Паисия Величковского на вопросы о клятвах и анафемах, соборно наложенных в XVII веке на противящихся Соборной Церкви старообрядцах.
«Клятва или анафема на противящихся Соборной Церкви, т.е. на крестящихся двумя перстами или в чем-нибудь ином противящихся и не покоряющихся, будучи соборно наложена восточными патриархами, имеет оставаться благодатию Христовой твердою, непоколебимою и неразрешимою до скончания века.
Вы еще спрашиваете: наложенную анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь восточный Собор или нет?
Отвечаю: мог ли быть подобный Собор, за исключением какого-нибудь противного Богу и Святой Церкви, который бы собрался на опровержение истины и утверждение лжи? В Церкви Христовой такого злочестивого Собора вовеки не будет.
Вы еще спрашиваете — могут ли какие-нибудь архиереи, помимо Собора и согласия и воли восточных патриархов, разрешить подобную клятву?
Отвечаю: это никак невозможно; несть бо нестроения Бог, но мира. Знайте твердо, что все архиереи при своем рукоположении получают одну и ту же благодать Святого Духа и обязаны, как зеницу ока, хранить чистоту и непорочность православной веры, а также и все апостольские предания и правила святых Апостолов, вселенских и поместных Соборов и богоносных отцов, какие содержит Святая, Соборная и Апостольская Церковь. От Того же Святого Духа они приняли власть вязать и решить по тому чину, какой установил Святой Дух через святых Апостолов во святой Церкви. Разорять же апостольские предания и церковные правила — такой власти архиереи от Святого Духа не получили, поэтому разрешить вышеупомянутую анафему на противников соборной Церкви, как правильно и согласно святым Соборам наложенную, ни архиереям, ни восточным патриархам никак нельзя, а если бы кто покусился это сделать, то это было бы противно Богу и святой Церкви.
Вы еще спрашиваете: если эту анафему никто из архиереев не может разрешить без восточных патриархов, то не разрешена ли она восточными?
Отвечаю: не только никакому архиерею без восточных патриархов, но и самим восточным патриархам невозможно разрешить эту клятву, как об этом достаточно уже сказано, ибо таковая анафема вечно неразрешима.
Спрашиваете: не будут ли некоторые из христиан в своем противлении и нераскаянии умирать в этой соборной клятве? Горе нам!
Отвечаю: в этом вашем вопросе для меня заключаются три недоумения...
В первом случае я недоумеваю, какие же это христиане, которые без всякого раскаяния противятся Соборной Церкви? Такие недостойны и называться христианами, но по справедливому суду церковному должны именоваться раскольниками. Истинные христиане во всем повинуются святой Церкви.
Второе: не будут ли, в противлении и нераскаянии своем, умирать в этой своей анафеме? Я недоумеваю об этом вашем вопросе: ибо каким образом эти мнимые христиане, пребывая без раскаяния во всегдашней своей непокорности Церкви, не будут умирать в этой соборной анафеме? Бессмертны ли они, те, о которых вы недоумеваете, будут ли они умирать? И как они могут не умирать, будучи смертными, да еще находясь под анафемой, и вдвойне смертными и душевно и телесно, как умерли в этой же соборной анафеме без покаяния и всегда умирают бесчисленное множество раскольников? Так и эти мнимые христиане, если от всего своего сердца не обратятся к Церкви Христовой с истинным покаянием, то, несомненно, умрут в вышеупомянутой соборной анафеме.
Третье мое недоумение относится к вашим словам: горе нам! Эти ваши слова влагают в мою душу мысль, не вы ли те некие христиане, нераскаянно противящиеся Церкви, и боитесь и трепещете наложенной от Соборной Церкви на таких противников анафемы, и поэтому так тщательно о ней распрашиваете, не разрешил ли ее какой-нибудь восточный Собор? Боясь умереть в анафеме и не вынося постоянного угрызения совести, вы и вопиете: горе нам!
Если вы истинные православные христиане, во всем повинующиеся Церкви, родившей вас святым крещением, и крестящиеся по преданию святых Апостолов первыми тремя перстами правой руки, и спрашиваете меня не о себе, а о других, то и вышеупомянутая анафема на вас не распространяется, и потому вам отнюдь не следовало говорить о себе столь жалостно: горе нам! Эти слова ваши и внушили мне вышеизложенное о вас мнение, каковое да истребится из души моей.
Прошу вас, дайте мне через известный вам случай совершенное удостоверение о вашем мудровании, ибо мы с противящимися святой Церкви и крестящимися двумя перстами не можем иметь никакого общения.
Еще вы спрашиваете: будет ли приятно за них церковное поминовение?
Отвечаю: если вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу и святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминование, смертно согрешает» (Цит. по: Прот. Сергий Четвериков. Правда христианства. Молдавский старец Паисий Величковский. М.: Крутицкое Патриаршее подворье. 1998. С. 218–221).
Итак, моя позиция такова: я не приемлю богослужебных реформ патриарха Никона, расколовшего Церковь Русскую, но и раскол не могу никак оправдать.

Агапит 21.01.2015 в 20:07:19

***Агапит, я уже не раз говорил и еще повторю, что вы находить в глубокой духовной прелести, так как противитесь Церкви Христовой, которая всех раскольников и еретиков предала анафеме.*** - Николай (Москва)
Но теперь анафема на старые обряды снята. Может ты вообразил себя Николаем Угодником, а меня Арием? Может ещё и щёку тебе подставить?

Николай (Москва) 21.01.2015 в 19:47:47

Никакого покаяния перед раскольниками быть не может. По учению свв.отцов Церкви, даже мученическая смерть не спасет раскольника и еретика от вечной погибели.
Агапит, я уже не раз говорил и еще повторю, что вы находить в глубокой духовной прелести, так как противитесь Церкви Христовой, которая всех раскольников и еретиков предала анафеме. И доброта здесь ни при чем, когда речь идет об Истине Христовой. Православие - это не улыбка с ртом до ушей. Под вашим ложным благочестием скрывает самый настоящий протестантский либерализм.

Агапит 21.01.2015 в 19:33:36

Николаю из Москвы.
Никодим (Ротов), архиереи Собора 1971 г., архиереи РПЦЗ, покаявшиеся перед староверами, так же как и участники Большого Московского Собора, имели строгий канонический статус. Архиереи будущего 8-го собора также будут им обладать. Впредь будьте добрее, ув. Николай.

Николай (Москва) 21.01.2015 в 18:35:45

Агапиту:
Единоверие было утверждено, но... как жесткая икономия! Переходить в единоверие православным и причащение у единоверцев было категорически запрещено синодальными указами (разве что на смертном одре в отсутствие православного священника). Что же касается Собора 1971 г., то его решение было продавлено экуменистом и обновленцем - небезызвестным митрополитом Никодимом (Ротовым). Никто из Восточным Патриархов клятв не снимал и снимать не собирается.
Что же касается Большого Московского Собора, то на момент принятия решений все архиереи с решающим голосом имели строгий канонический статус.
Изучайте историю, Агапит, и прекращайте распространять соблазн, за это придет ответить пред Богом.

Агапит 21.01.2015 в 18:11:42

Бригадир: @Я в своем комментарии не высказывал никакого сочувствия старообрядцам-раскольникам@
ТЕ реформы были гораздо круче ЭТИХ. Ну, подумаешь, Врата отверсты... А тогда изменили перстосложение (представь, что тебя патриаршим Указом обязали с 01.02. креститься... по-латински или как-то ещё). А тут и богослужебные тексты иные, и хождение посолонь и многое переменили. Вот и произошёл Раскол, а за ним ещё и пытки, казни, "гарь и сруб". На Балканах вон только из-за новостильных реформ расколы везде произошли. И не факт ещё, что после грядущего" 8 Собора" все останется так, как сейчас и кого-то не назовут раскольником.

Агапит 21.01.2015 в 18:00:13

1. @Ведь и патриарх Кирилл постепенно хочет, чтобы и в Русской Церкви стало так как есть в греческой...@ С. Бригадир.
Всё так, дорогой Бригадир, только Никон и Тишайший Царь имели ввиду далеко идущие политические цели (Агапит 21/01/2015 в 12:24:53), поэтому злодеем Никона назвать у меня как-то язык не поворачивается, а вот ЧЕГО хочет добиться патр. Кирилл?
2. @Принимая "старообрядцев"-раскольников или выражая к ним хотя бы сочувствие, мы должны непременно похулить своих свв.отцов.@, - пишет москвич Николай. Но это не так, ибо здесь возможны теологумены, некая односторонность полученного схоластического образования в синодальных духовных школах. Потом, получается, что, испросив прощения у старообрядцев, РПЦЗ похулила наших свв. Отцов? Да не будет! И Поместный Собор РПЦ МП 1971г., упразднив клятвы и признав обряды равночестными и спасительными, сделал тот же грех? А не похулил ли НИКОН свв. Отцев Стоглава (свв. Макарий Московский, Гурий и Варсонофий Казанские?) И вообще всех дораскольных Святых Русской Церкви? И какие святые присутствовали на БМС 1666г? Уж не ли Паисий Лигарид с бродячими нищими греческими патриархами? И Патриархи ли они вообще? Короче, дело ясное, что дело тёмное, а посему учреждено Единоверие, и желающие молиться по старым обрядам могут с чистой совестью ходить туда, если живут в Москве, конечно. (Кстати, мне очень нравится Спасо-Андроников монастырь, где служат по-никониански, но ещё без синодальных новин.)

Сельскiй бригадиръ 21.01.2015 в 17:43:04

Николай (Москва) 21/01/2015 в 17:29:00
Я в своем комментарии не высказывал никакого сочувствия старообрядцам-раскольникам. Я лишь высказался отрицательно о богослужебных реформах патриарха Никона. И предостерег, что таким же пагубным путем реформаторства и неуважения к русским богослужебным традициям может пойти и Святейший патриарх Кирилл.

Михаил Ершов 21.01.2015 в 17:29:54

Всех раскольников и сектантов роднит один и тот же дух - дух противления.
А вот по теме комментарий уважаемого протоиерея Вадима Леонова: http://www.pravoslavie.ru/put/64933.htm

Николай (Москва) 21.01.2015 в 17:29:00

Сельскому бригадиру:
Ну, тогда вполне можно обвинить свт.Феофана Затворника если не в прямой лжи, то во всяком случае в прагматизме. Но большее доверие ему и прочим нашим отцам, нежели всяким отщепенцам...
Принимая "старообрядцев"-раскольников или выражая к ним хотя бы сочувствие, мы должны непременно похулить своих свв.отцов. Увы, но по-другому быть не может. Сегодня на литургии читалось: "Один источник не может изливать соленую и сладкую воду. (Иак.3.11).

Сельскiй бригадиръ 21.01.2015 в 17:20:43

Николаю (Москва)
***В наших книгах теперь все так, как есть в греческих*** — пишет свт. Феофан Затворник. Но нельзя забывать, что в то время в господствующей Российской Церкви нельзя было честно говорить о злодее-реформаторе патриархе Никоне. Ведь и патриарх Кирилл постепенно хочет, чтобы и в Русской Церкви стало так как есть в греческой: чтобы миряне причащались без исповеди, и на каждой литургии, и чтобы сама литургия проходила с отверстыми Царскими вратами, и чтобы все тайные евхаристические молитвы у нас звучали велегласно, как в греческой Церкви, и в будущем чтобы и наша Церковь перешла на новый календарный стиль, как и греческая...

Николай (Москва) 21.01.2015 в 17:06:42

"Они все твердят, что их толки суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Вcе это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали св. учение от св. Православной Греческой Церкви, и все священные книги от нее к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150, до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили, и книги поставили в тот вид, как было издревле - разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих, и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Москве, старые книги, и сами уверитесь. Стало быть, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, - книги новы, и предание ново" (святитель Феофан Затворник).

Агапит 21.01.2015 в 16:31:03

Михаил Ершов 21/01/2015 в 15:36:07
***Уточнение: говоря о раскольниках и сектантах, я имею в виду прежде всего последователей расколоучителя Аввакума, а также обновленцев и живоцерковников, иосифлян, витальевцев и прочих непримиримых противленцев, к которым и ты, Агапит, очевидно тяготеешь. Спасайся!***
----------------------------------------------------------------------------------------------------
"Смешались в кучу кони, люди...":) и для всех Михаил Ершов нашел место в моём необъятном сердце. Только как можно одновременно тяготеть к обновленцам и иосифлянам, подумай, Михаил!

Марина 21.01.2015 в 16:11:26

Слава Богу, в Казахстане перед причащением священники говорят, что подходить к Чаше можно только тем, кто вечером или утром исповедовал свои грехи. Очень переживала, переезжая жить в Россию. Вдруг здесь обновленцы орудуют!? Но, Слава Богу, настоятель челябинского храма, держа Чашу в руках, громко объявляет, что к Причастию могут подходить только те, кто исповедовался! Радует!

Михаил Ершов 21.01.2015 в 15:36:07

Уточнение: говоря о раскольниках и сектантах, я имею в виду прежде всего последователей расколоучителя Аввакума, а также обновленцев и живоцерковников, иосифлян, витальевцев и прочих непримиримых противленцев, к которым и ты, Агапит, очевидно тяготеешь. Спасайся!

Агапит 21.01.2015 в 14:36:30

М. Ершову:
1. ***Дискутировать с тобой не буду, так как это - пустая трата времени.***
Что ж, вольному воля, спасённому рай :).
2. ***Давно уже замечено, что ты духовно тяготеешь к раскольникам и так называемым старообрядцам.***
РПЦЗ это не раскольники, сейчас печатаются труды иерархов того периода, книги о. Серафима Роуза и др. можно купить в церковных лавках РПЦ МП. Свт. Иоанн Шанхайский признан святым и у нас. Поэтому делить русских православных людей по принципу "карловчане"/"сергиане" неперспективно и безсмысленно. (Об "осколках" РПЦЗ я не говорю).
Что до старообрядцев, они, как и РПЦЗ, являются теми духовными маяками, которые показывают путь в ночи экуменизма, модернизма и нарушения канонов. А на кого нам ориентироваться, на Константинополь что ли? Михаил Ершов, ты хоть знаешь, что в РПЦ до 50% канонов нарушены? А знаешь, что "книжная справа" XVII в. проведена с грубыми ошибками? Что "новый обряд" - это греческий новодел тех лет? А ты видел иконы Спасителя византийской эпохи, КАК там персты сложены?
Староверов я ценю ещё и за то, что они сохранили целый пласт русской культуры, искусства и благочестия! Зато они РЕДКО причащаются, а я стараюсь приступать РЕГУЛЯРНО, после подготовки и исповеди, дорогой собрат Михаил!
Напоследок скажу, что благодать почиет ТОЛЬКО на Церквах Вселенского Православия, несмотря ни на что.

Михаил Ершов 21.01.2015 в 13:43:21

Агапиту
Давно уже замечено, что ты духовно тяготеешь к раскольникам и так называемым старообрядцам. Поэтому и все посты твои на эту тему имеют соответствующую окраску. Не случайно и во главе цитируемого тобой обращения стоит имя митрополита Виталия, ещё одного раскольника нашего времени. Здесь нужно вспомнить и митрополита Никодима (Ротова), и еще других птенцов этого племени, которые хотят "примириться" с непримиримыми раскольниками. Все эти кружки "ревнителей благочестия" в 17 веке и начале 20 века стали рассадниками смуты и расколов, очевидно их духовное родство с нынешними неообновленцами. Не все представители этих кружков и обращений стали раскольниками, многие из них воссоединились с Церковью Христовой, некоторые остались верными и прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских. Лишь в 2007 году (!) РПЦЗ воссоединилась с РПЦ МП. Слава Богу! Но в основной массе так называемые старообрядцы (не входящие в МП), раскольники и сектанты остаются непримиримыми и безблагодатными.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Дискутировать с тобой не буду, так как это - пустая трата времени.

Агапит 21.01.2015 в 12:24:53

***Те сотворили церковную смуту и увели 1/3 в раскол*** (М. Ершов)
Михаил, Раскол спровоцировали Государь Алексей Михайлович и Патриарх Никон своими поспешными, необдуманными и ненужными реформами, затеянными ради политправославия (воссоединение с Украиной) и грекофильства (предполагаемое присоединение Константинополя.) Соборами РПЦ и РПЦЗ анафемы на старые обряды сняты. Здорово! 3 века репрессий, и нате, ошиблись дескать, все свободны, всем спасибо. Реабилитировали.
ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ 13/26.10.2000 г. К ПРИВЕРЖЕНЦАМ СТАРЫХ ОБРЯДОВ
"Возлюбленные братья и сёстры по святой православной вере нашей: благодать и милость Человеколюбца Спаса да будут с вами во веки!
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, собравшихся в богохранимом граде Нью-Йорке, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Российская вследствие богослужебных изменений установленных в 17 веке. Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его.
Русская Зарубежная Церковь с самого своего основания соответственно искала примирения со старообрядцами и на своём Третьем Всезарубежном Соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи считать недействительными, отменёнными и яко не бывшими. И несмотря на это, хотя наша иерархия и наши верующие никогда не участвовали в преследованиях и насилиях, причинённых старообрядцам, мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: «Простите братья и сёстры наши, прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения».
В 20 веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже бессовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками.
Итак, мы сознаём горькие последствия событий разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле. Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение. Мы искренно желаем встретить представителей Церквей старого обряда и согласий, а также их приходов, дабы мы могли совместно разрушить средостение, разделяющее нас и подготовить путь к добрым отношениям и, наконец, к восстановлению полного общения между нашей Церковью и теми, кто стремится сохранить старый обряд в лоне Русской Церкви.
+ митрополит ВИТАЛИЙ
+ архиепископ ЛАВР
+ архиепископ АЛИПИЙ
+ архиепископ ЛАЗАРЬ
+ архиепископ МАРК
+ архиепископ ИЛАРИОН
+ епископ КИРИЛЛ
+ епископ ВЕНИАМИН
+ епископ ЕВТИХИЙ
+ епископ АГАФАНГЕЛ
+ епископ АЛЕКСАНДР
+ епископ ВАРНАВА
+ епископ ГАВРИИЛ
+ епископ МИХАИЛ

Агапит 21.01.2015 в 12:11:28

***Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел.***
АМИНЬ! И, например, армяне подходят к Причастию, а батюшка их причащает, а потом говорит, что не знает, что с ними делать, отказывать или нет? А чего непонятного, спроси: На исповеди были? Когда? У кого? И после этого сразу станет ясно, приобщать или нет. А сколько людей-захожан видят очередь к Св. Дарам, становятся в неё и, ничтоже сумняшеся, приступают. Так что Исповедь необходима, а записывать свои грехи просто очень хорошее дело! Раз пишите, значит, осознаёте и каетесь!

Пётр Цыганков 20.01.2015 в 21:32:46

Еженедельная исповедь - никакая не крайность, а необходимость, не помню, кто именно, но сказал (и я согласен), что нужно записывать свои грехи в тетрадку, как согрешил, что б не забыть. Другое дело, что нет возможности часто бывать в храме... Для тех, кто трудится 5/2, есть возможность исповедоваться только в субботу вечером и в воскресенье утром. В некоторых храмах укоренилась порочнейшая практика "общих" исповедей, но это уже другая история.

Михаил Ершов 20.01.2015 в 14:34:24

В монастыре, наверное, при потребности есть такая возможность исповедоваться (1-2 раза в неделю), а вот на приходах такую практику ("НЕ РЕЖЕ") вводить нет ни возможности, ни необходимости. В такие крайности впадать не нужно.
Недавний опыт общения с модернистским священником, имеющим академическое образование, ещё раз подтвердил, что эти неообновленцы недалеко ушли от расколоучителей 17 века. Во время телефонного разговора мне было предложено прочитать пару статеек некоего Ивана Неронова на сайте "Киевская Русь". Сам он это написал под этим псевдонимом или кто из его либеральных коллег, не знаю, но вот такая связка времен не случайна. Те сотворили церковную смуту и увели 1/3 в раскол, а нынешние под руководством части священноначалия готовят очередной раскол, обновленческий. "Возрождение"...

Пётр Цыганков 20.01.2015 в 13:16:16

Другая крайность - "злоупотребление" исповедью, когда некоторые желают исповедоваться слишком часто и детально - это "поле для духовной прелести" (Прот. Всеволод Чаплин).
Здесь подмена понятий и смесь лжи и истины: "детально" исповедоваться действительно неправильно и попахивает бесовской прелестью, например, подобную многочасовую "исповедь" практикуют многие псевдоправославные секты, напр. Симониты, а вот ЧАСТО исповедоваться НУЖНО, не реже 1-2 раз в неделю, в любом случае, НЕ РЕЖЕ.

Сергей Ларин 20.01.2015 в 11:16:49

http://sergeylarin.livejournal.com/257990.html

Михаил Ершов 17.11.2013 в 16:50:29

27 декабря 2006 года Свято-Данилов монастырь г. Москвы и Патриарший центр духовного развития детей и молодежи провели Круглый стол: "Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса". На этом круглом столе свящ. А.Уминский при подготовке к Причастию "постоянным прихожанам" не рекомендует специальных постов, "даже мясо не призываю исключать в субботу - лучше телевизор не посмотреть". "Я призываю часто причащаться, но никому не вменяю это в обязанность, чтобы не ограничивать дух свободы. Новоначальные не являются здесь исключением". Говоря об опыте своего прихода, свящ. А. Уминский рассказал, что большинство постоянных прихожан причащается за каждой литургией, без обязательной исповеди перед каждым причастием.
Свящ. Всеволод Чаплин полагает, что "постепенно мы снимем ложные идеи о связи исповеди и причащения", однако исповедь "не должна исчезнуть, надо все-таки ее регламентировать, чтобы не получилось, как у католиков: типичным и массовым явлением стало исповедоваться в детстве и перед смертью". Другая крайность - "злоупотребление" исповедью, когда некоторые желают исповедоваться слишком часто и детально - это "поле для духовной прелести" (http://www.troica.org/useful/useful_840.html).
Да не будет так, как хотят эти либеральные религиозные деятели со своим "духом свободы"...

Михаил Ершов 02.11.2013 в 20:23:15

Дорогая Светлана, вдвойне приятно. Ещё раз спасибо. Надо же, на БО ещё и Светлана есть...

М.Е. 02.11.2013 в 19:54:01

Модератору:
Николай, спасибо за поддержку. Думаю, все поймут, от каких клириков нужно оградить Русскую Церковь и ея чад. Посмотрим, хватит ли духа у модератора поставить этот призыв на Богослове.ру. Вы меня просто радуете (иногда огорчаете) своими нестандартными публикациями моих обращений к модераторам. Дай вам Бог всяческих благ ко спасению!
От модератора. Михаил - М.Е., меня зовут не Николай, а Светлана :)

М.Е. 02.11.2013 в 18:23:28

Модератору: <...> Оградите нас, пожалуйста, от таких клириков...

Михаил Ершов 29.10.2013 в 22:48:22

Вот уже второй или третий раз убирают на Богослове.ру из моих комментариев (или вообще не публикуют отрицательные отзывы) имена модернистов (http://www.bogoslov.ru/text/3480916.html#comment3585595). Видно, кто-то из вышестоящих экуменистов и доморощенных реформаторов очень почитают этих деятелей. Нельзя молчать, когда на таком церковном ресурсе пропагандируют опыт и "практики" неправославных деятелей, выдавая их за православных христиан. В одном ряду и либеральные клирики, и неообновленцы, и "миссионеры", и бывший беспоповец (а теперь якобы священник РПЦ МП) и прочие их коллеги по духу. Протестанты и католики им - братья и сёстры, дай им волю - "причащаться" вместе начнут. Как людей мне всех их жалко, но согласиться с ними никак не могу...

игорь Б 05.10.2013 в 13:55:18

Михаилу Ершову.
Ты, брат, меня просто не понимаешь, а ведь я ссылаюсь на Игнатия Брянчанинова не просто так, он мой духовный наставник, и меня учит покаянию, молитвенному плачу, видеть себя в аду как недостойного рая. Он напоминает мне, что я нахожусь в падшем состоянии и буду в таком до самой смерти, и тот, кто вдруг увидел себя еще при жизни достойным, то он упал на самое дно. Слово оптимист я думаю неуместно, а в состоянии уныния я бы тебе вообще не отвечал да не писал в отзывы, просто мог уйти от Бога, вернутся к своему привычному для меня греху, чтобы забыться и не думать. Например Сысой Великий, когда лежал на смертном одре, просил у Бога дать ему время для покаяния, при этом сотни монахов были ослеплены его сиянием и говорили: тебе ли духоносному просить об этом. На что он отвечал: поверьте, братья, я не вижу того, что я сделал на земле, чтобы быть достойным.
Удачи тебе Михаил.

Михаил Ершов 05.10.2013 в 11:29:34

Кто же заставляет тебя оголяться? Не сам ли ты, брат, показываешь здесь беспросветный пессимизм? Всему, что промыслительно предначертано Богом, надлежит совершиться. Придет и "монарх", который описан св. евангелистом Иоанном. Но стоит ли из-за этого так омрачать свою жизнь и видеть себя постоянно только в аду? Только, пожалуйста, не нужно ссылаться в данном случае на уважаемого архимандрита Рафаила (Карелина), преп. Силуана Афонского и др. св. отцов. Молись, брат, и не впадай в уныние и отчаяние! Я ожидаю только одного Царя - Господа нашего Иисуса Христа. "Ей, гряди, Господи Иисусе!"

игорь Б 05.10.2013 в 08:55:33

Михаилу Ершову
Брат, я не могу видеть себя голым оптимистом, я вижу себя в аду.
Из письма свт. Игнатия (Брянчанинова) игумену Антонию (Бочкову): «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль предвещает их и ясно обнаруживает, что народ может и должен соделаться орудием гения из гениев, который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» (Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. Составитель игумен Марк (Лозинский). М.-СПб, 1995. С. 27).

Михаил Ершов 04.10.2013 в 22:51:18

Игорю Б.
Порадовал ты меня, брат Игорь, своим простым обращением ко мне грешному и действительно довольно ещё молодому (что там какие-то 52, скоро 53) твоему собрату во Христе. Желаю тебе, брат, спасения и здравия душевного и телесного. И ещё желаю тебе хотя бы немного здорового оптимизма и побольше света, веры и упования на Промысл Божий и на помощь Царицы нашей Небесной Пречистой Девы Марии и святых угодников Божиих. Спасайся, брат!

игорь Б 04.10.2013 в 16:31:37

Михаилу ЕРШОВУ.
Привет, брат Михаил, КРЕПКО ТЕБЯ ОБНИМАЮ. Ты, наверное, еще молод чтобы, не вникнув в суть сказанного, сразу начинать судить, называть Аксакова И.С. мерзавцем, за то, что он неправильно сказал; он описал проблему Церкви до семнадцатого года, так как он это видел. Иначе, зачем Господь попустил в 1917-37 году тотальное уничтожение священства. А по теме это как раз и говорит, если наши иерархи не будут неукоснительно следовать наставлению Святых отцов восточной Церкви и допускать разрастаться ржавчине и раковой опухоли внутри нас, то нас ждет хуже, чем семнадцатый год. Ведь статья Николая Каверина говорит об опасности проникновения метастаз Запада в наше тело пока что православной Церкви. Удачи тебе Михаил.

Михаил Ершов 04.10.2013 в 09:07:47

Игорю Б.
Я тоже не советую Вам (именно Вам) идти в монастырь, особенно в такие, где "подвизаются" уткины и рыбкины. Но беда в том, что мы и сами для монашеской жизни ещё не готовы. Потому и появляются иногда столь мерзкие цитаты (к святителю Игнатию Брянчанинову это не относится). Хотелось бы услышать от Вас пару слов по теме.
Очень хороший комментарий написал священник Николай Булгаков: http://www.bogoslov.ru/text/3526452.html Полностью согласен с ним.

игорь Б 03.10.2013 в 19:26:45

Михаилу Ершову
"О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был отец Макарий Оптинский, нет. Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно - великая Божия тайна. Попытки таких людей смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду... Надо покоряться самым попущениям Божиим, как это прекрасно изложено в молитве святых трех отроков, ввергнутых в пещь Вавилонскую... Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут еще показаться для верхоглядов местами спасения. По крайней мере, в избрании монастыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмотрительным".
Игнатий Брянчанинов.

Михаил Ершов 03.10.2013 в 16:28:39

Игорю Б.
Какая мерзкая цитата ...

игорь Б 03.10.2013 в 04:07:42

Вся беда от того, во-первых, что у нас, в обществе, понятие о «Cвятой, Cоборной и Апостольской Церкви» нередко отождествляется с понятием о временном церковном управлении, об ее официальном представительстве, – приурочиваются, так сказать, к личному, временному составу церковной иерархии. Во-вторых, от того, что общество привыкло к безгласности и потемкам, что дневной свет правды невольно его раздражает, и свободы оно пугается. Вообще, у нас в России, в деле Церкви, как и во всем, ревнивее всего охраняется благовидность, decorum, – и этим большей частью и удовлетворяется наша любовь к Церкви, наша ленивая любовь, наша ленивая вера! Мы охотно жмурим глаза и в своей детской боязни «скандала» стараемся завесить для своих собственных взоров и для взора всего мира многое, многое зло, которое, под покровом внешнего «благолепия», как рак, как ржавчина, точит и подъедает самый основной нерв нашего духовно-общественного организма. Конечно, преступен тот, кто ради личной потехи, кощунственно издеваясь, выставляет миру напоказ срамоту матери, но едва ли менее преступны и те, которые, видя ее срамоту, видя ее страшные язвы, не только не снедаются ревностью об ее чистоте, чести и излечении, но из ложного опасения нарушить благочестие, а в сущности, всего чаще, по лени и равнодушию, дают, почти заведомо, укорениться злу и недугам – мерзости запустения на месте святе.
АКСАКОВ И.С. Полное собр. соч. М., 1886. Т.4. С. 42.

Галина 30.09.2013 в 22:45:38

Большое спасибо за статью и за различные примеры, подтверждающие основную мысль. Похоже, у нас больше не осталось сайтов, подобных "Благодатному огню", где человек может получить информацию об истинном православном учении в подробном изложении и со ссылкой на первоисточники, о которых многие просто не знают, включая тех, кто "учился" в "православных" университетах. Просто душа радуется, подобные статьи как глоток свежего воздуха.

Михаил Ершов 28.09.2013 в 20:28:20

Богослов.ру (http://www.bogoslov.ru/text/3480916.html) не публикует критику либерального священства и их подпевал из мирян (бритоголовых юнцов, почитателей шмеманов, меней и кочетковых, "православных" юристов и филологов, в стихарях и без стихарей), но это вполне понятно. Ещё раз хочу обратить внимание на "единодушие" этих либеральных священнослужителей, некоторых из которых патриарх Кирилл назвал предателями в рясах, и протестантствующих неообновленцев из мирян. Вот с такой "паствой" они всеми путями пытаются добиться осуществления своих разрушительных планов. И заметьте - тут все в кучу: и либеральные взгляды, и толерантность по отношению к еретикам, отступникам и кощунникам/цам, и отвержение Духом Святым одухотворенных постановлений святых отцов и сформировавшихся под воздействием Духа Святаго многовековых традиций Русской Церкви. Страха Божия не имеют. Бог им Судья.

Александр 27.09.2013 в 17:07:19

Спасибо за статью. Полностью согласен с автором. Спаси Вас Бог!!!

Русич 27.09.2013 в 16:29:12

Прослушал недавно беседу дядьки одного кроткаго, монахом более 30 лет подвизается в горах, молится. Промыслом Божиим говорит сейчас открыто людям, ищущим спасения, ради укрепления в вере и утешения. Слава Богу!.. давно не слышал такого живого слова о покаянии (исповедь, покаяние - это можно сказать одно и тоже) и жительстве по Заповедям Господним. Может кто хочет послушать, 87мин. ieris-m.livejournal.com/104744.html

Сергий 24.09.2013 в 15:12:16

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Слава Богу за все, открытое нам по благости Его. Слава Богу за все, что Он сокрыл по мудрости Своей. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1,Кор.6,12).
Всякий раз когда мудрованием своим превозносимся, требуется нам "жало в плоть" (1Кор.12,7), требуется трезвление ума и память смертная! Что проку в покаянии без раскаяния?! Мне множество раз приходилось и слышать, и читать, а, однажды, и самому стать свидетелем того, как причастник, превосходно себя чувствовавший до принятия Святых Таин, сразу после причащения потерял сознание и упав покалечился, а ведь иногда и умирают! Но даже такое зримое знамение присутствия Божия не научает пораженных теплохладностью Страху Божиему, не указывает большинству прихожан на действие благодати Божией, на силу Господа совершающуюся в немощи нашей! Малейшее пренебрежение или приступание к любому из Таинств Церкви нашей без должного трепета и благоговения, является грехом и нашим осуждением. Лишь осознание недостоинства и немощности нашей обращает нас к призыванию помощи Божией без ложного смирения и ослепления обрядностью. Лишь тогда благодать Божия действует в нас животворно, когда обращение наше к Господу не лицемерно. Каждый вздох груди нашей, с какой бы болью он не был сопряжен, должен быть свидетельством нашего благодарения Всевышнему... исполнением заповедей Его.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. Низкий поклон автору, редакции БО, протоиереям Андрею и Алексию, "Сельскому бригадиру" за живое слово наставления и назидания на пути Спасения.

прот. Алексий Касатиков 23.09.2013 в 22:08:23

Ко всему прочему добавлю, что и священники должны перед КАЖДЫМ своим причастием, которое бывает при совершении священником каждой Божественной Литургии, прочитывать те же молитвы, что и миряне перед Причастием: три канона и Последование ко Святому Причащению. Да, священникам дозволяется не поститься перед Причастием кроме установленных Церковью постных дней, но ведь и ответственность священников перед Церковью выше. Если мирянин не причастится, то он лишит Причастия только себя. Если священник не причастится (то есть не совершит Божественную Литургию), то он лишит Причастия всех православных.
Что касается исповеди, то и она обязательна для священника. Впрочем, священник не всегда имеет возможность исповедоваться у другого священника просто из-за отсутствия такового рядом. Но это не должно лишать Церковь Таинства Евхаристии. Если же есть рядом собрат-священик, то священники не лишают себя возможности очиститься от грехов через исповедь. Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что при невозможности исповедоваться священнику у другого священника следует исповедовать свои грехи у Святого Престола в храме, которому за каждой службой предстоит священник. Но если есть рядом собрат, могущий разрешить от грехов, то это надо использовать, что и делал всегда сам о. Иоанн.
А касательно того, чтобы "исповедоваться только когда возникнет внутренняя потребность", то такие призывы - дикость и провокация! Ведь это тоже самое, что призывать мыть руки или ходить в баню только тогда, когда "возникнет внутренняя потребность". А ведь она возникает только тогда, когда человек знает, что такое чистота. Если же не мыться долго, то и забудешь, что это такое и удивляться начнёшь, что кто-то стремится к чистоте. Более того, тех, кто хочет часто мыться, начнёшь считать грязнулями, которые часто пачкаются, а себя - исключительно чистым. И только потому, что они часто моются (значит часто пачкаются), а ты никогда не моешься, значит не нуждаешься в очищении.
Может быть, сравнение таинства исповеди с баней и покажется грубоватым, но ведь исповедь для души и есть то самое, что для тела баня. Баня, омывающая совесть. И если редко ходить в баню, да ещё и убеждать себя в том, что баня не полезна, то и мыть себя никогда не захочешь. Конечно, на Западе, где никогда не было культуры чистоты, посещение бани представлялось чем-то вроде подвига. Недаром один из высших рыцарских орденов получил название "Орден бани" - перед посвящением в члены этого ордена кандидат должен был сходить в баню! (Можете навести справки). Ничего себе - экстраординарное событие! Неужели и очищение своей совести мы превратим во что-то редкое и неординарное, а грязь своей души (грех) провозгласим чем-то обыкновенным и "естественным"! Не хотелось бы. Ведь Христос умер за нас, чтобы очистить от всякой нечистоты.

Владимир Панкратов 23.09.2013 в 19:09:44

Конечно никто не спорит, что подготовка к Таинству Евхаристии обязательна. Да и исповедаться нужно. Только почему-то священники молчат, что сами не исполняют эти предписания. Пусть покажут пример. А иначе получается, что 1. Или они безгрешны. 2. Или умышленно нарушают нарушают то, о чем проповедуют пастве.

Михаил Ершов 23.09.2013 в 17:47:28

Закономерная смычка: протестанты, введенские, шмеманы, мени, кочетковцы и современные либеральные священнослужители с их покровителями наверху. На Богослов.ру http://www.bogoslov.ru/text/3480916.html и Правмире просто засилье этих деятелей. Их "возрождение" - это апостасия, широкий путь в бездну. Хочется надеяться, что Священноначалие не пойдет у них на поводу.

Николай (Москва) 23.09.2013 в 16:05:21

прот. Андрей Хвыля-Олинтер
"Литургическое возрождение" непременно приведет к "харизматическому возрождению", как на Западе. По-другому и быть не может. Скоро у нас появятся новые харизматы, пророки, и апостолы. Будет возрожден "дар" говорения на иных языках.

Николай (Москва) 23.09.2013 в 15:54:25

1. На Балканах есть исповедь перед причащением. И традиционные священники это совершают непременно. Обновленцы - нет.
2. У греков есть примеры, когда некоторые миряне годами не исповедуются(!), но при этом причащаются каждую неделю, без подготовки, разумеется.
3. Исповедь перед причащением идет из глубокой древности: Дидахе (Учение двенадцати апостолов). Глава XIV "В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо такого есть наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах."

Сорокина Инна 23.09.2013 в 15:09:05

Спасибо. Прекрасная статья. Ее надо рапечатать в виде листовок и раздавать в храмах.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 23.09.2013 в 12:29:23

Высказывание "литургическое возрождение" означает то же, что и высказывание "возрождение Божией благодати". То есть призыв модернистов к "литургическому возрождению" есть заявление о том, что Церковь утратила святость в главнейшем ее Таинстве (а значит, и во всем остальном) и эту святость надобно "возрождать". Этим священнослужители, сторонники "возрождения", отрицают и свое собственное священническое достоинство - ведь невозможно быть законным священнослужителем в безблагодатной (не возрожденной) "церкви". "Литургическое возрождение" неизбежно шаг за шагом ведет к протестантизму.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс