Богородица

Актуальные статьи

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

12.12.2023


13 декабря – день памяти апостола Андрея Первозванного


Одной из основ предания о посещении Русской земли апостолом Андреем Первозванным служит свидетельство Оригена о Скифии как о его апостольском уделе. Евсевий Кесарийский вводит это свидетельство в свою «Церковную историю» как вполне достоверное.

«В житии апостола Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом [в IX веке. — Ред.], сообщается, что во время 3-го путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе (PG. 120. Col. 215–260). Это житие пользовалось большим авторитетом во всех Православных Церквах, в конце XI века появился его славянский перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении апостолом Андреем Первозванным русских пределов — “Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь”... Соглаcно этому тексту, апостол Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и “въсхоте поити в Римъ”; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород» (Православная энциклопедия, М., 2000. Т. II, c. 373).

Преп. Нестор Летописец, «писавший в конце XI века, поместил в своей летописи рассказ, что Первозванный апостол из Херсонеса доходил рекою Днепром до гор киевских, благословил их, водрузил на них святой крест и предсказал ученикам своим, что “на сих горах воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи Бог воздвигнути имать”; а потом, продолжая свой путь, достигал до самого Новгорода и до варягов. В начале рассказа летописец выразился: “Якоже реша” — и тем прямо указал на его источник — предание. Это предание могло быть письменное, и преподобный Нестор мог воспользоваться им в числе других письменных памятников древности, на которые подобным же образом иногда ссылался. А что о святом апостоле Андрее существовали в письмени сказания, очень близкие к тому, какое передал нам летописец, за это отчасти ручается находящаяся в одной из оксфордских библиотек древняя греческая рукопись, из которой издан только небольшой отрывок о путешествии святого апостола Андрея в стране антропофагов, или людоедов, полагаемой древними географами в глубине России. Но гораздо вероятнее на основании выражения Нестора якоже реша можно полагать, что преподобный летописец воспользовался преданием устным, которое могло сохраниться в наших странах с самого начала христианской эры, хотя ими почти беспрерывно владели языческие народы — готы (в III в.), гунны (в IV и V), хазары (в VII и VIII) и другие. Ибо, как скоро увидим, в некоторых южных областях России, едва ли не со времен самого апостола Андрея, постоянно поддерживалось христианство до полного водворения его в нашем отечестве, и самые эти языческие народы мало-помалу принимали у нас святую веру в III, IV и последующих веках. При таких обстоятельствах сказание о первой и притом апостольской у нас проповеди как о событии важнейшем для местных христиан естественно должно было переходить из рода в род, от отцов к детям и соблюдаться со всею заботливостью как святыня, пока не достигло, наконец, по принятии христианства киевскими славянами (в 866, 957 и 988 гг.) самого сердца России — Киева, а здесь и слуха Несторова» (Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1994–1997, с. 95–96).

«Мысль о путешествии святого Андрея даже во внутреннейшие области России, хотя и не так раздельно, как у нашего летописца, заключается и в некоторых... известиях греческих: например, в известии Никиты Пафлагона, по словам которого святой благовестник протек не только все южные области и города нашего края, прилежавшие Понту Евксинскому (Черному морю), но и все страны севера, конечно, по направлению от этого Понта; а еще яснее — в известии Никифора Каллиста (XIV в.), который, хотя позднее нашего летописца, но мог пользоваться одинаковыми с ним древними источниками. У Каллиста читаем, что святой Андрей доходил со своею проповедию до страны антропофагов и пустынь скифских. Но эти пустыни, по описанию древних, находились приблизительно в нынешних Харьковской, Курской и Тамбовской губерниях. А под страною антропофагов разумелась страна, которая лежала во глубине нынешней Европейской России, в соседстве меланхленов, обитавших, по Геродоту, в 800 верстах от Черного моря к северу, в соседстве фиссагетов, будинов, агафирсов и номадов, простиравшихся по нынешней Великоруссии и Белоруссии до Балтийского моря и далее к северу» (выделено нами. — Ред). (Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1994–1997, с. 96–97).

В 1621 году в Киеве состоялся Собор восстановленной православной иерархии с митр. Иовом (Борецким) во главе по вопросу о мерах защиты Православной Церкви и ее благоустроении. В деянии Собора сказано: «Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили... то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других народов, ибо и в ней проповедал апостол» (Православная энциклопедия, М., 2000. Т. II, c. 374).

К апостольскому веку относятся и страдания святых мучеников-славян Енена, Нирина и Пина (в нашем церковном календаре это свв. мученики Инна, Пинна и Римма, память их 20 января). «Эти святые были из Скифии, из северной страны, ученики святого апостола Андрея. Они учили о имени Христовом, и многих из варваров обратили к правой вере, и крестили» (Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1994–1997, с. 103).

Либеральные церковные историки и публицисты, например игумен Петр (Мещеринов), утверждают, что само происхождение Предания об ап. Андрее датируется X веком. На самом деле X веком нужно датировать не происхождение этого предания, а его раскрытие или обнародование. По всей видимости, Предание об ап. Андрее было преподано равноапостольному кн. Владимиру и прочим князьям и вельможам русским первосвятителем Киевским Михаилом и греческим духовенством, непосредственно совершавшим крещение киевлян. Не случайно в тропаре свят. Михаилу говорится следующее: «днесь пророчествие во Апостолех Первозваннаго исполнися: се бо на сих горах возсия благодать, и вера умножися…» Следовательно, если бы Русь принимала крещение не в X, а например в VIII или VII веке и т.д., то в этом веке уже неким другим святителем было бы раскрыто и преподано вышеуказанное Предание, об апостольском происхождении которого свидетельствуют приведенные в данном пунк­те сведения.



Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Иоанна 13.12.2019 в 12:28:05

„Древнее сказание о проповеди у нас св. апостола Андрея достойно всего нашего внимания. Это весть о первой у нас проповеди – и проповеди апостольской! И этой вести во все времена верили предки наши. Ее высказывали они при случае всякому вопрошающему, ее повторяли все наши летописцы от первого до последнего” – это слова известного русского подвижника XX века, митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), составителя „Истории Русской Церкви”. Далее владыка приводит внушительный ряд ссылок в подтвержедение своих слов. И говорит о том, что предание скорее всего было устным, которое могло сохраниться с самого начала христианской веры, ибо „в некоторых южных областях России, едва ли не со времен самого апостола Андрея, постоянно поддерживалось христианство до полного водворения его в нашем отечестве” (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга первая, Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 с, с. 95-96).
Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным могло быть свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе св. Андрея – землях для проповеди христианства. Это свидетельство, как вполне достоверное, ввел в свою „Церковную историю” Евсевий Кесарийский. „В житии апостола Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время 3-го путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех Православных Церквах, в конце XI века появился его славянский перевод” (Православная энциклопедия. т.II, с. 373). Первой русской летописью считается „Повесть временных лет”, составленная преподобным Нестором, старцем Киево-Печерской Лавры (XI в.). В ней содержится „Слово о проявлении Крещения Руськыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь” (с церковнославянским текстом можно ознакомиться здесь: Источникъ: Прóлогъ [Мѣсяцъ Септевріи–Февраль]. Москва: Печатный дворъ, 7149 (29.08.1641). л. 418 - 419. http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=pateric.andreyap).
„Согласно этому тексту, апостол Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и „въсхоте поити в Рим”, поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород” (Православная энциклопедия. т.II, с.373).
Продолжим цитатой из „Истории Русской Церкви” митрополита Макария: „Мысль о путешествии святого Андрея даже во внутреннейшие области России, хотя и не так раздельно, как у нашего летописца, заключается и в некоторых... известиях греческих: например, в известии Никиты Пафлагона, по словам которого святой благовестник протек не только все южные области и города нашего края, прилежавшие Понту Евксинскому (Черному морю), но и все страны севера, конечно, по направлению от этого Понта; а еще яснее - в известии Никифора Каллиста (XIV в.), который, хотя позднее нашего летописца, но мог пользоваться одинаковыми с ним древними источниками. У Каллиста читаем, что святой Андрей доходил со своею проповедию до страны антропофагов и пустынь скифских. Но эти пустыни, по описанию древних, находились приблизительно в нынешних Харьковской, Курской и Тамбовской губерниях. А под страною антропофагов разумелась страна, которая лежала во глубине нынешней Европейской России, в соседстве меланхленов, обитавших, по Геродоту, в 800 верстах от Черного моря к северу, в соседстве фиссагетов, будинов, агафирсов и номадов, простиравшихся по нынешней Великоруссии и Белоруссии до Балтийского моря и далее к северу” (Указ. соч. Книга первая, с. 96-97).
„Повесть временных лет” дополняют новгородские предания о проповеди св. апостола Андрея в Русских землях, вошедшие в состав „Степенной книги” (1560-1563). Согласно этим преданиям, апостол, воздвигнув крест (как и на месте будущего Киева) на берегу Волхова, около нынешнего села Грузино, доплыл по реке до Ладожского озера, а потом – до острова Валаам, где установил каменный крест. Об этом же говорит и Валаамское предание – свод устных и письменных свидетельств об истории Валаамского монастыря.

ortheos 12.12.2017 в 14:38:37

Митрополит Макарий в бытность свою еще архимандритом напечатал по этому поводу статью. Вот отрывок из нее: "в 1749 году в Лейпциге некий Карл Христиан Воог (Carolus Christianus Woog) опубликовал в сочинении "Presbyterorum et Diakonorum Achaiae de martyrio S.Andreae epistola" ("Переписка пресвитеров и диаконов Ахайи о мученичестве св.Апостола Андрея") (на стр.401-414) древний греческий манускрипт, дата написания которого не позднее VI века по Р.Хр., и который до сих пор хранится в библиотеке Оксфорда. В этом манускрипте кратко описывается путешествие апостола Андрея в страну антропофагов (людоедов), которая древними географами от Страбона до Плиния располагалась на территории современной центральной России. "Верить в передаваемое Предание или не верить - личное дело каждого. Но утверждать, что это выдумка русских, да еще X века - или свидетельствовать о своем невежестве, или бесстыдно лгать".

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс