Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

7.10.2013
Диакон Илья Маслов


В сентябре 2013 года мы отмечали 70-летие избрания митрополита Сергия (Страгородского) на первосвятительскую патриаршую кафедру в 1943 г. Веха в новейшей истории Русской Церкви непростая, трудная, по-разному оцениваемая, но все же славная: Церковь выжила в годы смуты, гонений и Великой Отечественной войны и, наконец-то, опустевший патриарший престол, спустя 17 лет со дня кончины великого и неустрашимого Святителя Патриарха Тихона, вновь обретает своего Предстоятеля. Вот оно торжество Православия: даже в условиях жесточайшего давления на Церковь со стороны советской власти Господь через эту же власть возвращает Русскую Церковь к канонической норме ее существования. Вновь на Руси есть Патриарх – глава автокефальной Русской Православной Церкви со времен Святителя Иова!

И не важно для верующих людей, какими политическими мотивами руководствовался И.В. Сталин, когда своей волевой инициативой дал возможность избрать Патриарха. Господь промышляет о Своем народе по-разному, и политика здесь – такой же инструмент в руках Божиих, как и другие сферы человеческой жизни. Римского Кесаря Августа Церковь уже 2000 лет прославляет в своих песнопениях за один единственный сугубо политический акт, который послужил делу нашего спасения и исполнению мессианских пророчеств, – перепись населения Римской империи. В этом же ключе следует оценивать и политическое деяние Сталина и советского руководства по т. н. «второму восстановлению патриаршества», что привело к главному итогу существования Русской Православной Церкви в послевоенное время: было, как я уже сказал, восстановлено нормальное каноническое устройство Церкви. А 34-е Правило Святых Апостолов прямо говорит о таком нормативе: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения». Часто в истории церковной было отступление от канонов, иногда внешне вынужденное, иногда внутренне необходимое – по икономии, но всегда возвращение к канонической традиции с радостью и ликованием воспринималось всей Полнотой Церкви.

В сентябре 1943 г., когда еще шла война, лютовал голод и стране только предстояло восставать из-под развалин городов и пепла сожженных деревень, православные люди по всему Советскому Союзу радовались, что теперь у них есть Патриарх. «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада», но вот есть Патриарх у народа, и, значит, единство Церкви будет охраняться им. Так встретили это событие миряне и священнослужители нашей Церкви в 43-м году, а вот в 13-м году уже XXI столетия воспоминания о восстановлении патриаршества вызывает у некоторых либерально настроенных православных чувство неприкрытого сожаления...

Недавно мне прислали ссылку (http://a-tanj.livejournal.com/162866.html) на «проповедь» о. Георгия Кочеткова перед началом учебного года в Свято-Филаретовском институте (на вечерне 31 августа), и я прочитал ее с большим интересом. Слово было посвящено отнюдь не предстоящей учебе и новых богословским «достижениям» СФИ, а именно событию 70-летия интронизации Патриарха Сергия. Интерпретация о. Георгия в этом вопросе совершенно стандартна и даже скучна, это – позиция последовательного советского диссидента. Здесь предельно ясно: все, что инициировалось советской властью во всех сферах жизни страны, начиная с обороны и заканчивая религией, – все это плохо, фальшиво и, главное, подконтрольно. Как классический диссидент говорит о. Георгий о восстановлении патриаршества: «Это “возрождение” вполне соответствовало планам советской власти, которая хотела использовать церковь в своих целях, думая о том, что Московский патриарх может быть для всего восточного православного мира как бы таким “папой Московским”. Из этих планов потом ничего не вышло, как вы знаете, но дело не в этом. Само событие второго восстановления патриаршества было действительно важным. И нам тут есть о чём подумать, тем более что и мы сами живём в эпоху второго восстановления патриаршества». 

Сразу стоит заметить, что из этих планов многое как раз и вышло, вопреки представлениям Кочеткова. Московская Патриархия играла огромную роль в уврачевании послевоенных церковных расколов на территории Восточной Европы, Украины и Грузии; благодаря Русской Православной Церкви и лично Патриарху Алексию I было восстановлено каноническое единство Болгарской Православной Церкви с Вселенским Патриархатом; обрели автокефалию Чехословацкая и Польская Православные Церкви; признана автономия Финляндской Церкви; получает самостоятельное бытие в 1971 г. Православная Церковь в Америке от Матери-Церкви Русской; большое количество священников-эмигрантов воссоединяется с Московским Патриархом; Сербская, Румынская, Болгарская Патриархии направляют своих клириков учиться в наши открывшиеся духовные Академии. А если говорить о современности, то Русская Православная Церковь на сегодняшний день является самой влиятельной и крупной Поместной Церковью во всем Православном мире. Это факт, от которого даже о. Георгию не получится отмахнуться.

Но следует согласиться с батюшкой в том, что задуматься над этими событиями нужно. Особенно нужно задуматься над выступлением самого свящ. Кочеткова, ибо период «второго восстановления патриаршества» явно его беспокоит. Беспокоит до такой степени, что Кочетков прямо заявляет о борьбе с восстановленным патриаршеством: «Все эти юбилеи... позволяют нам взглянуть как бы по ту сторону занавеса и убедиться в том, что мы в своих оценках не ошибаемся. Они проясняют нам ситуацию сегодняшнего дня и внушают в нас мужество, потому что мы теперь ещё лучше понимаем, что наша борьба будет долгой. Она не кончится ни в этом году, ни в следующем. Она может завершиться, если вдруг каким-то чудом встанет во главе Русской православной церкви человек других взглядов, не свойственных эпохе “второго восстановления патриаршества”, не свойственных, так сказать, “сергианской” идеологии».

Вот так: не больше, не меньше. Святейший Патриарх Кирилл не удовлетворяет о. Георгия и его братство, они ожидают другого первоиерарха – с «кочетковской» идеологией. Впрочем это не вновь, я уже писал об отношении о. Г. Кочеткова к Поместному Собору 2009 г. и избранию им Патриарха Кирилла («Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь». http://www.blagogon.ru/digest/383/). Да и высказывания кочетковцев о покойном Патриархе Алексии II не лишены сожаления о «непонимании» почившим архипастырем общинно-братской экклезиологии о. Георгия.

Тут у меня напрашивается один вывод из прочитанной проповеди (хотя этот вывод в принципе делает и сам Кочетков): о. Георгий не просто поделился своим видением истории нашей Церкви в XX в. (оно, как я уже сказал, стандартно для советского диссидента или российского либерала, вечно держащего «фигу в кармане» в отношении к государству и власти) – вопрос здесь в другом. Речь идет о старой, но, к сожалению, неушедшей проблеме всего кочетковского движения — на наших глазах вот уже не одно деятилетие пытаются создать новую экклезиологию, т. н. «общинно-братскую». Масштаб такого дела заслоняет о. Георгию четкое видение канонов церковных; иначе чем объяснить столь фантастические заявления: «Наверное, здесь всем нам нужно будет лучше подумать, откуда вообще взялось патриаршество в церкви, хотя оно не упоминается ни в одном из церковных канонов, т. е. не является каноническим установлением в церкви, и никогда им не являлось. Если мне память не изменяет, титул патриарха возник где-то в районе первой половины V века, во всяком случае, около времени Халкидонского, IV Вселенского собора».

Память о. Георгию все же изменяет. Во-первых, потому что сам титул патриарха упоминается еще в IV в. историком Сократом, а во-вторых, канонически патриаршество как высший иерархический титул закреплено в Византии Конституцией императора Зенона от 477 г., а также 7-м правилом Трулльского (Шестого Вселенского) Собора (там говориться об особом положении диаконов, представляющих своих Патриархов или Митрополитов). Эти замечания здесь несущественны, достаточно лишь полистать семинарский учебник по каноническому праву перед выступлением на публику, чтобы не делать подобных «ляпов». А вот о чем, действительно, следует подумать, так это не о забывчивости о. Георгия Кочеткова (кто этим не грешен?), но о том, как внедряется в современное богословие антиканоническая «экклезиология» кочетковского братства. Вот несколько моих соображений по этому поводу.

1. Вся экклезиологическая система о. Г. Кочеткова строится на одном простом допущении: он считает, что экклезиологий много. Как априорную истину Кочетков дает такую классификацию учений о Церкви: клерикальный, поместно-приходской, общинно-братский и евхаристический типы экклезиологий. У каждой из них есть свои приверженцы. Евхаристическую экклезиологию создали «парижские богословы» (о.Н. Афансьев, о. А. Шмеман, митр. Иоанн (Зизиулас)), поместно-приходскую отстаивал покойный о. Павел Адельгейм (почему-то этим «вызывая огонь на себя», по выражению о. Георгия, но разве о. Павла убили за его богословские взгляды?), за общинно-братский тип вот уже не одно десятилетие воюют сами кочетковцы, а олицетворять клерикальную экклезиологию Кочетковым был назначен о. Всеволод Чаплин – видимо как некий собирательный образ «официальной» Церкви.

2. Изложенную систему о. Георгия Кочеткова невозможно критиковать с точки зрения традиционного канонического права Церкви, потому что само это право вписывается только в определенные типы экклезиологий: в поместно-приходскую (в демократической интерпретации о. П. Адельгейма, мечтавшего о создании независимых от епархиального управления приходов) и клерикальную («Церковь в епископе и епископ в Церкви» – принцип, заслуживающий, с точки зрения Кочеткова, всяческого порицания). Евхаристическая, а тем более общинно-братская экклезиологии канонам неподвластны.

3. Тем не менее хочется спросить: если мы, православные христиане, веруем во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, как может существовать столько учений о Церкви, явно входящих друг с другом в противоречие (что сам о. Георгий и подтверждает)? Ответ, как ни странно, я нашел в известной работе русского философа В.Ф. Эрна «Борьба за Логос», где он разбирает модное тогда в начале XX века понятие «исторической» Церкви. Русская околоцерковная интеллигенция в то время жадно жаждала новых «откровений», новой «церкви Третьего Завета», «эры Св. Духа» и т. д. Существующая Церковь ей мешала, а потому она была вытеснена в область историческую, где все можно было объяснить происками монахов, царей и политическим моментом, зато в «мистической» церкви свободы для творческой фантазии куда больше! В.Ф. Эрн совершенно верно заметил, что все здание этой новой «церкви» держится на художественном вымысле, на беспочвенной фантазии, на придуманной идее «исторической» церкви. «Историческая» церковь – звучит так же кощунственно и нелепо для православного сознания, как и «исторический» Христос. Так вот и «экклезиологии» о. Георгия – это тоже вымысел, без него вся общинно-братская система Кочеткова рушится, как карточный домик.

Православное богословие не знает никакой поместно-приходской или общинно-братской экклезиологии, а т. н. евхаристическая экклезиология о. Николая Афанасьева или митр. Иоанна (Зизиуласа) строится также на весьма вольном допущении, что каждое евхаристическое собрание есть Поместная Церковь, а идея Вселенской Церкви есть отклонение от евхаристической природы местной общины. При этом становится непонятно, к кому обращены слова Христа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) – к конкретной общине или все же ко всей Полноте Кафолической Церкви? Как мы знаем даже из истории Русской Церкви, отдельные общины, приходы и братства вполне были одолеваемы богоборческими силами, а вот сама Церковь, действительно, выстояла.

4. Это вопрос о т. н. «монархическом епископате», ведь именно с ним о. Г. Кочетков связывает придуманную им клерикальную экклезилогию. «Жёсткая иерархическая вертикаль, абсолютное подчинение ей всех и вся, а значит, и клерикализм, который предполагает, что вся власть находится в руках у епископа, ибо “церковь в епископе”; предполагает, что именно епископ сохраняет единство церкви и является гарантом этого единства, что именно через епископов осуществляется соборность в церкви, особенно когда собираются вместе несколько епископов, который предполагает, что вся истина и правда открывается каждому епископу только потому, что он епископ», – так характеризует свящ. Кочетков «господствующую» экклезиологию, которая «будет противостоять всем попыткам возрождения церкви в контексте евхаристической, и общинно-братской, и даже поместно-приходской экклезиологии. Она будет со всеми этими экклезиологиями просто бороться, потому что она действительно им противостоит по всем ключевым вопросам, по всем ключевым моментам устроения церковной жизни. И вам всем, конечно, это нужно знать».

Знать также не помешало бы и то, что принцип «Церковь в епископе и епископ в Церкви» не выдумка какого-нибудь модного богослова, а святоотеческий взгляд на единство Церкви со времен Игнатия Богоносца и Киприана Карфагенского. Церковь вверена епископам – это норма православной эклезиологии и каноники, и она прошла церковную рецепцию за более чем 1,5 тысячи лет.

Пафос о. Георгия не нов, ибо еще на Поместном Соборе 1917–18 гг. звучали голоса представителей либерального духовенства («группа 32-х священников») и академической профессуры, многие из которых потом оказались в «обновленческом» расколе, с требованием демократизации церковного управления. Стали ссылаться на раннехристианскую Церковь первых веков. С эпохи Реформации любое движение за «обновление» Церкви начинается со ссылок на устройство Древней Церкви, где по мнению реформаторов, епископы были ограничены в своих правах, пресвитеры были почти как епископы, а миряне выбирали тех и других и активно участвовали в управлении церковными делами. Не будем здесь разбирать насколько эти взгляды соответствуют церковному Преданию, достаточно лишь сказать, что рассматривать устройство древних христианских общин с позиций поздне-европейского парламентаризма – это явный анахронизм. Никакой демократии с народным представительством в Церкви никогда не было.

Однако, стоит заметить, что как прежние, так и нынешние реформаторы Церкви выбирают для обоснования своей экклезиологии именно период I–II вв. – период, наименее известный нам по своим литургическим и каноническим памятникам. Об устройстве Церкви в апостольский век и эпоху мужей апостольских мы знаем крайне мало, и это вновь дает возможность новым «экклезиологам» не стеснять свою фантазию. Но уже св. Игнатий Богоносец, муж апостольский II в., ясно говорит о том, что хранителями апостольского Предания являются епископы: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа... Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же – как собрание Божие, как сонм апостолов» (Послание к Траллийцам, гл. 2-3). Апостольская преемственность епископата является одним из главных аргументов доказательства истинности Церкви в полемике с гностиками у сщмч. Иринея Лионского: «Мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их даже до нас...» (Против ересей. Кн. III. Гл. 3, 1). Поскольку Церковь не существует без иерархии, а полнотой благодати священства обладают только епископы, то нельзя представить себе Церкви без епископа или с таким епископом, который представлял бы собой лишь декоративный элемент в церковном управлении. Потому и сщмч. Киприан Карфагенский в III в., задолго до «константиновской эпохи», постулирует как общецерковную мысль о том, что «кто не с епископом, тот не в Церкви» (Epistola 69, ad Florentium Pumanum. 8).

Как мы видим, уже в Древней Церкви вполне четко оформляется традиционная православная экклезиология. Свящ. Кочетков может называть ее клерикальной, но она выражает собой Священное Предание и святоотеческое учение о Церкви, нашедшее свое адекватное оформление в канонических памятниках IV–IX вв. Историческая наука смотрит на т. н. «монархический епископат» как на явление определенного исторического периода, но ни Игнатий Богоносец, ни Ириней, ни Киприан не могли создать, придумать новую экклезиологию, которая бы была несвойственна самой природе Церкви. Все, что они писали о епископском служении, было не их «изобретением», а было выражением сути этого служения с апостольских времен. Исторический принцип, лежащий в основе «альтернативных» экклезиологий, с помощью которого пытаются умалить роль епископа Церкви, весьма уязвим с богословской точки зрения. Это прекрасно показал проф. В.В. Болотов: «Степень епископа догматически предшествует степени пресвитера, а, следовательно, не может быть исторически производной от нее, всякое историческое представление о древних пресвитерах-епископах как пресвитерах в строгом смысле, должно пасть, как несогласное с основным догматическим воззрением вселенской Церкви»[1]. Так что принцип «монархического епископата» основан не на исторических прецедентах, а имеет прочную догматическую основу.

5. Евхаристическая экклезиология, как было сказано выше, не выдерживает догматической проверки – придется в противном случае считать, что епископское служение ничем не отличается от пресвитерского. Что же касается того, что о. Георгий называет поместно-приходской экклезиологией, то это был просто процесс роста численности христианских общин. Для Древней Церкви, Церкви одного города, был характерен принцип: один полис – один жертвенник – один епископ. С конца II в. ситуация меняется, христиан становится все больше, «церковное сознание, признав возможность разделения единого евхаристического собрания в границах поместной церкви недопустимым, тем не менее допускает разделения поместной церкви в пределах города, в результате чего и начали появляться приходы»[2]. Жертвенников становится много, но епископ по-прежнему один – он и становится выразителем единства церковного. Так на каком же основании можно этот естественный процесс умножения Церкви (который, кстати, не связан напрямую со св. императором Константином Великим) подводить под отдельную экклезиологию?

6. «Мы не можем поддержать клерикальную экклезиологию потому, – говорит о. Георгий, – что она слишком далека от Евангелия и по духу, и по букве. Она далека от евхаристической экклезиологии, она далека даже от экклезиологии поместно-приходской, которая стала формироваться с середины III века и особенно развилась в константиновский период церковной истории. Именно поэтому в клерикальной экклезиологии в церкви нет никакого места мирянам, их голосу. Есть тотальное недоверие к верующим. Со стороны клира, особенно епископов, предполагается лишь одно – господство. Со стороны всех остальных – только подчинение, причём, повторяю, безоговорочное».

А теперь давайте прочитаем другой текст – «Постановления апостольские», памятник IV в.: «Епископ – служитель слова, страж ведения, посредник между Богом и вами в службах Его. Это – учитель благочестия; это – после Бога отец ваш, водою и духом возродивший вас в усыновление; это – начальник и вождь ваш; это – царь и правитель ваш; это – после Бога земной бог ваш, которому обязаны вы воздавать честь, ибо о нем и о подобных сам Бог сказал: “Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего все”; и: “богов не злословь”. Итак, епископ да председательствует у вас, как почтенный достоинством Бога, по которому он властвует над клиром и начальствует над всем народом» (Постановления апостольские. Кн. II, 26).

Так кто же больше разошелся с Евангелием и со всей церковной экклезиологической традицией – о. Георгий или автор «Постановлений», чей авторитет Церковь возводит к мужу апостольскому сщмч. Клименту Римскому? Вопрос, конечно же, риторический.

Можно приводить множество подобных цитат из Апостольских правил, канонов Вселенских и Поместных соборов, правил свв. отец – все они будут транслировать именно эту каноническую норму управления Церкви. Взгляды же о. Георгия на выдуманную им самим клерикальную экклезиологию повторяют ошибку тех церковных либералов, которые в 1905–1906 гг. чаяли созыва Поместного Собора, но Собор этот представляли как некий парламент, где на равных выступают епископы, священники и миряне. Забыли они, что даже Вселенские Соборы, которые проходили при большом количестве участвующих мирян и на соборных актах которых порой стояли подписи диаконов, представляющих своих епископов, все равно всегда оставались Соборами именно епископов.

В завершение своих размышлений над прочитанной проповедью о. Георгия Кочеткова, у меня напрашивается лишь один вывод. Разветвленная система его «экклезиологий» служит не плюрализму богословских мнений о Церкви (и возможен ли здесь вообще подобный плюрализм?), а вполне точно обозначенной самим о. Георгием цели – борьбе с существующей Русской Православной Церковью, с ее каноническим устройством, литургической практикой. «Она (Церковь. – И.М.) должна была бы быть другой, в очень большой степени другой, – жалуется свящ. Кочетков и тут же воодушевляет своих последователей, – И мы боремся за это в нашем братстве и в нашем институте».

Да, борьба идет, и она идет именно за Церковь. Те православные, которые не хотят поставить знак равенства между общинно-братской «церковью» о. Георгия Кочеткова и Церковью Православной, никогда не смогут согласиться и с его сомнительными, революционными по духу, «экклезиологиями».

 
—————————————————————————————

[1] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 458

[2] Давыденков Олег, диакон. К вопросу о восприятии церковного управления модернистскими течениями // Единство Церкви. Материалы конференции 15–16 ноября 1994. М., 1996. С. 170

 
Благодатный Огонь

См. также:

Школа церковной смуты. Плоды обновленческой «катехизации»



Голосование за статью
 - 
70
 /  - 
10
Комментарии:
любовь 13/10/2013 в 09:39:21
У нас в храме батюшка проповедует подобное. А нам то что делать простым смертным? Если не соглашаешься - значит обвиняют в презорстве, а соглашаться душа бунтует.
андрей 10/10/2013 в 20:59:35
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 09/10/2013 в 12:49:34
Замечательные и точные слова! Хотя это и не по теме самой статьи, но полностью согласен с их автором. Мы русские и президент у нас русский, он всё делает для России, а кому он не нравится, тому и Россия не нравится. Ну что же, нас русских, мягко говоря, всегда кто-то недолюбливал на всём историческом пространстве существования России. Ну а может быть и есть какие-то грехи или недостатки у нашего президента (а у кого их нет-то?), тот пусть первый бросит в него камень. И собственно говоря, что хотел сказать, что древняя мудрость гласит, что каждый народ имеет то правительство, которого он достоин!
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 09/10/2013 в 12:49:34
Елена 07/10/2013 в 16:15:15
Уважаемая Елена! Путина можно оценивать самыми разными критериями и мерками. Но не следует забывать, что его личные качества подавляющее большинство населения России оценивает лишь по слухам и СМИ. А это большей частью явно недостаточные для точной оценки сведения. Но он еще и официальные Президент нашей Отчизны. И тут мы имеем очевидный факт. В общем случае президент любой страны есть такой же ее символ, как герб, флаг, гимн. Отсюда, если мы любим собственную страну, то должны уважать и то лицо, которое избрано на пост ее Президента. И относиться к нему соответственно. Тем более, если мы - православные.
Елена 07/10/2013 в 16:15:15
Статья понравилась, как и все предыдущие статьи автора. А теперь немного не по теме. Как-то странно было сегодня увидеть на главной странице любимого мной сайта фотографию В.Путина на белом коне, причем на том месте, где обычно помещается икона праздника или святого. ?????????
От редакции: 7 октября - день рождения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 07/10/2013 в 09:21:45
Полностью согласен со статьей по ее сути. Здесь еще необходимо помнить, какая особая величайшая ответственность возложена на епископов. И каким почти идеальным образцом для всех они обязаны быть. Это, прежде всего, - гигантский труд над собой. И здесь все члены Тела Христова обязаны всемерно помогать им, а когда нужно, и обличать их человеческие слабости.
Что касается "кочетковцев", то по всем основным признакам они - типичная сектоподобная организация. Судя по всему, они и движутся к секте уже в открытом оформлении. Те, кто хоть как-то поддерживают их, совершают тяжкую ошибку и преступление перед Церковью.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
«Наша борьба будет долгой...»<br>Революционная экклезиология кочетковцев Православный журнал «Благодатный Огонь»

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев


7.10.2013
Диакон Илья Маслов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

 

НОВОСТИ

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке