Богородица

Актуальные статьи

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

2.12.2013


4 ноября 2013 г. на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии появилось оповещение граду и мiру о предстоящем грандиозном миссионерском событии с небывалым «мультимедийным сопровождением»:

«Дорогие петербуржцы и гости Северной столицы! Приглашаем Вас 30 ноября 2013 г. в 9 часов утра в Храм Спаса-на-Крови на миссионерскую литургию, которая будет проводиться с использованием мультимедийных технологий».

Организаторы «миссионерской литургии» в этом сообщении разъяснили непросвещенным православным верующим, что «до сих пор многое, что происходит за богослужением в храме и, в частности, в алтаре – священнодействия, песнопения, молитвы, – остается непонятным и даже неизвестным для большинства прихожан». «Миссионерская Литургия именно на то и направлена, чтобы исключить барьеры между молящимися прихожанами и алтарем, отделенным высоким иконостасом, и сделать богослужение более понятным и близким. Для этого на больших экранах, установленных в храме, будут даваться комментарии к священнодействиям, тексты песнопений и некоторых молитв, подкрепленные соответствующими изображениями. Кроме того, на экранах будут транслироваться священнодействия, происходящие в алтаре, – те наиболее важные моменты Литургии, которые остаются недоступными взору прихожан за обычным богослужением. Все это направлено на лучшее понимание прихожанами главного христианского богослужения – Литургии и повышение интереса к нему. Ждем вас 30 ноября! До встречи!», – говорилось в сообщении неутомимых тружеников на миссионерском поприще Санкт-Петербурга.

И вот 30 ноября ректор Санкт-Петербургской православной Духовной академии епископ Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил «миссионерскую» литургию с использованием мультимедийных технологий – комментариями происходящего в храме и в алтаре с больших экранов, установленных в соборе Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса-на-Крови).

Как сообщается на сайте Санкт-Петербургской епархии, перед мультимедийным миссионерским богослужением «владыка освятил новый престол с жертвенником и отреставрированные микромозаичные иконы афонских святых на колоннадах перед Царскими вратами. Во время службы на установленных в храме экранах давались пояснения происходящих священнодействий, в том числе совершаемых в алтаре, транслировались тексты молитв и песнопений с переводом. Литургия собрала большое количество молящихся, паломников из других городов России и стран ближнего зарубежья... Новоначальные высказывали одобрение и благодарность по поводу мультимедиа. Кто-то прежде не ходил в храм, так как было непонятно “затянутое” двухчасовое богослужение. Теперь многое стало ясно, и среди молящихся такие люди не чувствовали себя неуютно».

Итак, в этот знаменательный день памяти свт. Григория Неокесарийского храм Спаса-на Крови, поруганный в свое время большевиками и превращенный в музей керамики, превратился с благословения епископа Амвросия в кинотеатр для просмотра жителями града Петрова миссионерских кинороликов во время богослужения.

Отметим, что так называемые «миссионерские литургии» – «гениальное» изобретение миссионерской мысли последних лет, до которого не додумывались даже обновленцы прошлого века, – уже не раз проводились как в Петербурге, так и в других городах и селах. Это новое модернистское явление в богослужебной практике Русской Православной Церкви приобретает все бóльшие размеры. Так, 14 июля 2012 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Академия православной музыки» состоялась «миссионерская литургия». Богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). С комментариями выступил протодиакон Андрей Кураев. 24 марта 2013 года ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил служение «миссионерской литургии древних напевов», проведенной в рамках фестиваля великопостных концертов Академии православной музыки в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга. Подобные «миссионерские литургии» с остановками для пояснений и комментариев все чаще стали совершаться и в других епархиях Русской Православной Церкви (см., например: http://blagogon.ru/news/251/). 

По этому поводу известный московский пастырь, настоятель храма свт. Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов ранее задавался вопросом: «Совершаются и так называемые “миссионерские литургии”. Характерно, что в практику вводятся объяснения по ходу службы. Это – профанация таинственной жизни Церкви, глубокое непонимание природы молитвы. Как будто нельзя заранее раздать желающим тексты с этими объяснениями. Научатся ли переступающие порог храма самому главному – благоговейному, со страхом Божиим вхождению в Церковь, истинной вере, – вследствие такого “миссионерства”?» (http://www.blagogon.ru/articles/15/).

Если собравшиеся в храме богомольцы нуждаются в комментариях лектора и экскурсовода, готовы ли они к молитве? И самое главное: не будут ли подобные «миссионерские» комментарии к священнодействиям «на больших экранах, установленных в храме», мешать молиться постоянным прихожанам храма?

Такие «миссионерские литургии» с непременными многочисленными остановками богослужения для «миссионерских комментариев», в данном с случае даже с экранов, установленных в храме, как в кинотеатре, являются настоящей профанацией православного богослужения. Это – какая-то «игра в литургию»: «а сейчас, братья и сёстры, мы будем делать то-то и то-то...». Непонятно, почему пояснения «происходящих священнодействий и исполняемых молитвословий» (т.н. «комментарии») нельзя провести во внебогослужебное время, не нарушая молитвенного строя литургии и её сакрально-мистической целостности? Какой смысл в подобных объяснениях именно на литургии, а не на специальных огласительных беседах, возможно, с использованием видеоматериалов? Подобные «миссионерские литургии» представляют собой самое настоящее глумление над православным богослужением.

Как остроумно подметил один блогер, «если миссионерам-литургистам будут делать операцию, она обязательно должна быть миссионерской. Операцию несколько раз надо прерывать, чтобы объяснить собравшимся устройство скальпеля, показать кишочки и как их надо резать... Ах, да. Такие миссионерские операции давно делают. В анатомическом театре. Над трупами. Для миссионеров-литургистов вся Церковь – анатомический театр, а Бог в Ней – труп».

Одна из читательниц форума Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии в связи с распространением подобной практики написала: «В Греции уже и кафе возле православного храма устраивают. На экране литургию транслируют. Народ сидит за столиками и следит за богослужением. Когда выносят чашу, православные отодвигают свой кофе, сигарету и идут к Причастию. И никакой исповеди. Комфортно. 21 век».

Когда предлагаются какие-либо «миссионерские усовершенствования» в Церкви и богослужении, возникает недоумение – зачем это надо? Ведь кто ходит регулярно в храм – того полностью устраивает установившийся порядок службы, ее намоленный веками церковнославянский язык, ее традиции. А если «подстраивать» наше богослужение под восприятие недавно появившихся в храме неофитов или случайно зашедших прохожих, – то это будет равносильно тому, как если бы ради пришедших в дом гостей выгнать из дома постоянных его обитателей.

Очевидно, что для приведения нашего православного богослужения в соответствие новым гуманистическим евростандартам и «мультимедийным технологиям» потребуется трансмутация традиционного церковного сознания православных верующих.

Но верят ли сами наши «миссионеры» в свои прекраснодушные розовые миссионерские затеи? Скорее всего – нет. Поэтому призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних миссионеров-реформаторов (а возможно, здесь преследуются и определенные антихристианские цели). Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего», – говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то никакие ухищрения не помогут».

Забывают почему-то, что служба в храме – это не лекция, обращённая к нам, а наше молитвенное обращение к Богу. По словам протоиерея Валентина Свенцицкого († 1931), «в вопросах веры не так важен рассудок, как вся совокупность душевных сил, уразумевающих эти истины, так и в молитве важен вовсе не дословный перевод и знание каждого слова, а полнота и совершенство формы языковой, вмещающей целокупное содержание».

В нашем традиционном церковнославянском богослужении, в литургической практике Русской Церкви важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный подвиг наших благочестивых предков, а не рассудочно-рациональное требование понятности всего и вся, якобы достигаемое посредством «миссионерских литургий», да ещё и с «мультимедийным сопровождением» в храме-кинотеатре.

Самое печальное, что люди, называющие себя «миссионерами», часто не имеют в себе того, чтó они пытаются передать другим. Поэтому-то у них нет такого доходчивого, убедительного, понятного, простого и приправленного солью слова, которым владели святые отцы. Слово «миссионеров» не обладает силой. Но главное, что нынешние «миссионеры» абсолютно не понимают, почему люди не хотят становиться христианами. Поэтому и выдумывают абсолютно нелепые «миссионерские проекты» с к.п.д. 0%.

Никого такие храмы-кинотеатры с миссионерскими мультимедийными комментариями по ходу службы никогда не привлекут в церковь, не сделают человека православным христианином.

Для многих становится очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда Церковь все более сливается с мiром и активно пользуется его секулярно-техническим инструментарием для привлечения новых прихожан (в результате чего размываются традиционные формы православной духовности), абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви. В результате такой концепции миссии мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются многие верующие, идет мощный отток когда-то симпатизировавших ей людей, которые обманулись в своих ожиданиях. Авторитет не только рядового духовенства, но и священноначалия стремительно падает, многие разочаровываются в самой Церкви, и как результат – социологи, эксперты, да и сами священнослужители отмечают в последнее время повсеместный рост антиклерикальных настроений...

Вспомним, как 22 апреля 2012 года верующий православный народ собрался в Москве на молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев. И это мы сделали сознательно и по долгу, т. к. свои святыни мы обязаны защищать. Но не будем забывать, что бывает поругание наших святынь, происходящее от внешних сил, а иногда бывает поругание святынь и от внутренних сил в самой Церкви, т.е. как бы от «своих»!

Одна из наших общецерковных святынь – традиционное православное богослужение на церковнославянском языке, – ради причудливых и глупых «миссионерских проектов» во многих наших храмах подвергается нередко поруганию, обезображиванию, прямому уничтожению. Следует осознать, что подобные «миссионерские» кощунства – явление того же порядка, что и разрубленные топором иконы и поваленные кресты.

В заключение скажем, что привлекать людей в Церковь обязательно надо, но не такими методами, которые используют нынешние прорабы «европравославия» – проповедники обмiрщения Церкви. Подстраивание православия «ради миссионерских целей» любыми способами под стихии мiра сего способны навсегда оттолкнуть от Церкви наших сограждан.

Остается только уповать, что миссионерское рвение петергофского преосвященного викария не дойдет до превращения православного богослужения в миссионерские online-шоу или рок-концерты в стенах намоленных храмов.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Иван 03.03.2015 в 20:09:31

***от Церкви сегодня отворачиваются многие верующие, идет мощный отток когда-то симпатизировавших ей людей***
Отток идет из-за неблагочестивой жизни священников - пьянство, прелюбодеяние, недостойное поведение, неприкрытое пренебрежение верой... люди замечают все это очень хорошо.

Валерий 18.01.2014 в 15:03:00

Интересно - что автор данной статьи не подписался ... Ну да ладно...
От модератора: Статья подписана, смотрите внимательней.

Николай С. 21.12.2013 в 15:54:31

Алексею Ушакову.
Вовсе не собираюсь отстаивать здесь двуперстие, ибо и сам от рождения крещусь тремя персты. Из моей предыдущей отписки, кажется, должно быть понятно, что я не хочу участвовать на чьей-либо стороне в пустопорожнем, на мой взгляд, и уже многовековом споре. Давно заметил, что в этих прениях оппоненты обоих лагерей из числа особо идейных вообще не воспринимают противные аргументы, а сами часто приводят в качестве доказательств самые недостоверные и нелепые данные (лично к Вам это никак не относится). Лет двадцать назад я весьма интересовался историей раскола, много читал об этом, пытался узнать и оценить все приводимые доводы и мнения. А потом прекратил, потому что очень уж горько и обидно стало за нашу страну и историю. Господь на небе рассудит сию давнюю прю о пальцах, причём, дерзну предположить, что по каждой христианской душе отдельно.

Алексей Ушаков 21.12.2013 в 09:43:09

Николаю С.
Согласно проф. Н.И. Субботину, двуперстие на Руси — это «новосочиненный» московскими книжниками в XV веке обычай, когда у нас появилось т.н. «Феодоритово слово», несомненно подложное. (То, что оно подложное, не отрицал даже и проф. Н.Ф. Каптерев.) Оно, собственно, и было сочинено в XV веке, чтобы защитить это двуперстное перстосложение на основе какого-либо «исторического свидетельства», тогда как, согласно проф. Н.И. Субботину, «троеперстие было обрядом, твердо державшимся на предании, издревле преемственно наследованном от отцов и дедов... и для своей защиты с двуперстием не нуждалось ни в каком письменном памятнике».
В своей полемике с Н.Ф. Каптеревым Н.И. Субботин пишет: «Настойчиво проводя мысль, что русские, вместе с крещением, приняли от греков обряд двуперстия и с тех пор неизменно держали его до лет патриарха Никона, подбирая свидетельства в подтверждение этой мысли, он (Каптерев) оставляет или старается оставить читателя в совершенном неведении о том, что есть письменные и иные памятники, свидетельствующие о противном, подтверждающие несомненное существование у нас троеперстия в древнейшие времена» (О перстосложении для крестного знамения (Разбор статьи г. Каптерева) // Братское слово. М., 1887. Т. 2. С. 612).
Очевидно, что задолго до никоновских «нововведений» на Руси крестились тремя перстами. На Стоглаве, однако, взяла верх «партия самобытной русской традиции» в противовес якобы повредившей православие греческой, сиречь вселенской. Иначе к чему надо было на Стоглаве принимать такое прещение, если повсеместно на Руси было распространено только двуперстие?
Следует признать очевидный факт одновременного употребления троеперстия и двоеперстия на Руси до XVI века. Если бы троеперстия не было, то и запрещать его на Стоглаве не было бы нужды. Напомним еще раз, что Стоглавый Собор запретил и проклял тех, кто крестился тремя перстами, за 100 лет до раскола, т.е. до того, как, с точки зрения т.н. «старообрядцев» «реформатор» Никон вместо двоеперстия («как и Христос крестился» будто бы), ввел «неизвестное» русским людям троеперстие.
(взято отсюда: http://www.blagogon.ru/blog/12/)

Михаил Ершов 20.12.2013 в 17:56:13

<...> Доколе будете прогневлять Бога такими зрелищами?

Николай (Москва) 18.12.2013 в 11:42:01

Вере. Н.
>>Двуперстие было принято вместе с Крещением Руси. На греческом Востоке (Константинополе) оно практиковалось до середины XIII века.>>
Никогда такого не было! Просто Вы слишком много начитались раскольнической литературы. Ни одна (!) Поместная Православная Церковь не использует двоеперствие. Да и никогда не использовала. Это самое настоящее нововведение.

Николай С. 18.12.2013 в 10:24:35

Исторические данные о перстосложении для крестного знамения в древней Церкви, точнее в разных фактически автокефальных Церквах, весьма скудны, смутны и противоречивы. По-видимому, ближе к истине те церковные историки, которые предполагают существование нескольких (даже не двух) традиций. Когда православие стало государственной религией Римской империи, проявилась естественная тенденция к унификации. На Руси существовало две традиции. Стоглавый Собор предпринял не удавшуюся на практике попытку введения двуперстия, или пятиперстия, как предпочитают говорить старообрядцы. А в 17-м веке обе стороны взаимно затеяли пустой спор, который с обоюдной горячностью продолжается до сих пор. Дискуссия, на мой взгляд, совершенно бесполезна, так как оппоненты очевидно не придут к согласию до скончания века, разве что в антихристовы времена смогут промыслом Божиим хотя бы не смотреть друг на друга как на заклятых врагов.

Сельскiй бригадиръ 17.12.2013 в 23:48:39

Вере Н.
@только ради восстановления исторической достоверности@
Грузия приняла христианство в качестве государственной религии в 326 г., т.е. раньше Руси на более чем 500 лет. Церковная организация Грузинской Православной Церкви находилась в пределах Антиохийской Церкви, от которой грузинская Церковь получила автокефалию в V веке.
Обратитесь к любому историку Грузинской Православной Церкви, к любому грузинскому иерарху или священнику, - все они единодушно скажут, что православные грузины с момента Крещения Грузии всегда крестились только тремя перстами и никогда не слыхивали ни о каком двуперстии.

Вера Н. 17.12.2013 в 23:21:44

Николаю (Москва)
Простите, но не хотелось бы далеко уходить от важной темы статьи Н.Каверина (http://www.blagogon.ru/blog/12/), поэтому отвечаю только ради восстановления исторической достоверности. Двуперстие было принято вместе с Крещением Руси. На греческом Востоке (Константинополе) оно практиковалось до середины XIII века.

Михаил Ершов 17.12.2013 в 22:58:44

Вере Н.
Очень жаль, что Вы не видите никакой связи с ротовскими выкрутасами и так и не ответили на мой вопрос в отношении соборного мнения Церкви и многих святых в отношении раскола. Никто не собирается деканонизировать наших святых досинодального периода, и против старых обрядов тоже ничего против не имеет. Но Ваши подсчеты и доводы в пользу равноспасительности обрядов у раскольников я считаю совершенно неубедительными. Простите, но в этом отношении Вы недалеко ушли от последователей Аввакума и нынешних либерально-протестантсвующих клириков, которые до сих пор хулят Церковь и особенно синодальный период. Какая равноспасительность может быть у раскольников, до сих пор находящихся вне общения с Церковью, не имеющих иерархии и канонически рукоположенных священников? Про единоверцев речь здесь не идет. Но и они зачастую злоупотребляют, не буду об этом распространяться.
В общем и коротко: считаю решения, принятые под давлением митрополита Никодима (Ротова) и его близкого окружения, а также потуги его последователей по "уврачеванию последствий церковного разделения" неадекватными и тупиковыми, так как они не приведут к искреннему покаянию раскольников, называемых теперь "старообрядцами", а скорее будут способствовать дальнейшему отвращению людей от Церкви, разделениям в самой Церкви и углублению раскола вне её.

Николай (Москва) 17.12.2013 в 21:40:30

Вере Н.
>>>Вы ведь не предлагаете деканонизировать всех святых, просиявших в 10-17 веках за то, что они были "старообрядцы" и "двуперстники"?>>>
С чего это Вы взяли? В Киеве вообще двуперстия никогда не знали. Его вообще выдумали московские правщики в 15 веке...

Николай (Москва) 17.12.2013 в 20:59:19

Михаилу Ершову.
Разрешите выразить с Вами полное согласие.

Вера Н. 17.12.2013 в 20:35:30

Уважаемый Михаил! Когда Вы пишете о мнениях всех святых людей, прославленных в 18-20 вв., Вы ведь не предлагаете деканонизировать всех святых, просиявших в 10-17 веках за то, что они были "старообрядцы" и "двуперстники"? Признание непрерывности русской святости, а следовательно, равноспасительности "старого" и "нового" обрядов, назревало очень давно, но волей внешних обстоятельств смогло быть официально подтверждено Церковью только на Поместном Соборе 1971 года. Если Господь сподобил именно митр. Никодима (Ротова) послужить этому благому делу, то значит, так было надо. Кстати, в 18 в. было всего 2 канонизации и в 19 в. - только 3. В царствование императора Николая II к общецерковному почитанию были прославлены 7 святых - за весь Синодальный период 12 канонизаций.
И еще. Чем больше "новаций" протаскивается в Церковь, тем больше увеличивается интерес прочно воцерковленных людей к древнему благочестию - растет число "новообрядных" приходов, которые получают благословение священноначалия совершать временами богослужения старым чином. При усилении "реформаторства" такая поляризация, надо полагать, неизбежна.

Михаил Ершов 17.12.2013 в 14:33:41

Вере Н.
Уважаемая Вера, в отношении Символа веры до справы и после я не вижу никаких особых проблем. Это раскольники и нынешние "старообрядцы" упираются в слово "истиннаго", два пальца и прочие подобные вещи, которые носят для многих из них чуть не догматический характер, и продолжают хулить Церковь. Аввакум вообще до ересей договорился, а его многие толки почитают как мученика за веру, иконы ему пишут. Простите, что не совсем по теме. Вы, наверное, очень многое знаете и разбираетесь в данной теме. Но у меня несколько вопросов: Как Вы думаете, почему именно печально известный митрополит Никодим (Ротов) довел этот вопрос чуть ли не до абсурда, и теперь мнения всех святых людей (прославленных в 18-20 вв.) и вообще всей Церкви (до известных постановлений) вменяются ни во что? Вы считаете это верным и равночестным? Завтра еретиков-католиков кое-кто примет в церковное общение, они тоже тогда будут равночестными с нами, оставаясь при своих ересях, и не смотря на высказывания сонма святых людей? Я не равняю раскольников и еретиков, но и не могу согласиться с уравниловкой по-ротовски. Всё это - и экуменизм, и "миссионерство" и такие способы "уврачевания" - вещи одного порядка, если не сказать больше.
Может быть, и Сергий выскажется, а то все в неправильное устроение упирается, как будто кто с ним спорит...

Николай (Москва) 17.12.2013 в 13:13:59

Вере Н.
1. Очевидно, что под литургией Златоуста подразумеваются и прочии чинопоследования служб.
2. Именно об изменении Символа веры и молитвы "Отче наш" говорили свв. отцы, что тогда уже нельзя будет ходить в такие храмы. Например, прп. Лаврентий Черниговский. Католики уже, кстати, изменили не только Символ веры, но и молитву "Отче наш".
3. "Старообрядцы" - не указ. У них неправильный Символ веры, это уже давно доказано. И обряды тоже более поздние, чем у нас.

Вера Н. 17.12.2013 в 03:37:17

На комментарий Николая (Москва) от 16/12/2013
1. Почему-то говорится только про кощунственность искажения литургии Иоанна Златоуста, как будто литургию Василия Великого и литургию Григория Двоеслова (Преждеосвященных Даров) искажать можно.
2. Молитва "Отче наш" не может служить критерием православности, поскольку все христиане (в том числе католики, англикане, протестанты) ее читают одинаково - по Евангелию от Матфея (Мф.6:9-13). Заметим, что на Руси в старину читали "и не введи нас в напасть" - замена слов «в напасть» на «во искушение» и слов «яко и мы» на «якоже и мы» произошла в 1751 году (в Елизаветинской Библии).
3. О Символе веры. В настоящее время у нас в РПЦ МП есть две редакции текста - древняя старообрядная, которую читают единоверцы, и "новообрядная", возникшая в результате никоновской книжной справы, которую читаем мы - обе они теперь считаются равночестными и равноспасительными. Но хорошо известно, сколько крови было пролито из-за этой справы в свое время, и последствия раскола до сих пор не удалось уврачевать! Хочется надеяться, что на сей раз из истории будут все же извлечены соответствующие уроки.

Николай (Москва) 16.12.2013 в 11:24:20

Николаю С.
>>Вопрос заключается в том, насколько далеко могут заходить в богослужебных вольностях наши церковные либералы, чтобы их таинства оставались благодатными. >>
По православному вероучению все таинства Церкви Христовой объективны и благодатны. Но... в Церкви ли будут модернисты-священники в тот момент? - в момент кощунственного искажения чинопоследования литургии Иоанна Златоуста? Речь отнюдь не о невидимости границ, а именно о видимости! Может уже в тот момент это будет не Церковь Христова, а сатанинское сборище? Поэтому, думается, надо смотреть на официальное вероучение (кредо) этой церковной структуры - соответствует ли оно святоотеческой православной вере или нет. В первую очередь это касается Символа веры и молитвы "Отче наш" во время литургии, а так же официального исповедания веры - Катехизиса. Сейчас тайно от православного народа готовится новый Катехизис... Вот и посмотрим, что он из себя будет представлять.

Николай С. 16.12.2013 в 10:13:36

Наталии.
А я разве написал, что считаю их таинства благодатными? Про апостольскую преемственность я уточнил, что она сохраняется формально, то есть чисто внешне. И конечно же, я отнюдь не склонен признавать священство «гендерных» англиканских иереев и архиереев из числа дам и мужеложников.
Не так давно прочитал где-то в интернете новость о нудистском бракосочетании в Австралии – там и иерей, и жених с невестой, и гости были в чём мама родила. Так что англикан я упомянул до кучи, я их и инославными христианами уже давно не считаю. Но эти гендерные «священнослужители» формально ведут свою иерархию от апостолов и богослужебный чин в какой-то мере (не знаю в какой) соблюдают. Вопрос заключается в том, насколько далеко могут заходить в богослужебных вольностях наши церковные либералы, чтобы их таинства оставались благодатными. Например, будет ли действительно нудистское бракосочетание, если оно совершалось по установленному чину правильно поставленным священником мужского пола? Сейчас такой вопрос звучит дико, но боюсь, что через пару десятков лет нечто подобное будет обсуждаться.

Наталия 15.12.2013 в 15:21:20

Николаю С.
Про доктора, свинью и прочую дребедень я написала так, до кучи. Кто про что, а я вот про это. Просто так. А причем тут доктор на свинье с балалайкой на спине - так это не ко мне вопрос, не я ету песенку - прибаутку сочиняла, я ее от бабушки слышала, а она от своей мамы.
И еще. А что разве у еретиков, сектантов, обновленцев, неообновленцев и проч., совершаются Таинства во всей благодати? И апостольская преемственность? Я только и слышала, что апостольская преемственность сохраняется только в Апостольской Соборной Православной Церкви. Да если и рассудить, так и получается. Римская Церковь в свое время заболела самомнением и гордыней, не захотела следовать истинному учению и являться частью Тела Церкви, но подняла в гордости пяту, попирая все и вся, в дерзости выдвигая свое новое учение, пренебрегая соборностью. Их отвергли отцы Апостольской, истинной Кафолической Церкви, и вся Церковь, как еретиков, заблуждающихся, чуждых. Усё, отвалились от общего тела. И эти вожди слепые, объявленные Церковью как чуждые ей, как заблуждающиеся, уже и рукополагали остальных, передавали "преемственность", да только уже не апостольскую, а свою, преемственность отвалившихся от общего тела, преемственность слепоты, преемственность заблуждений. Где здесь апостольская преемственность? Я не понимаю. И следовательно и Таинства уже под вопросом. А особенно англикан
Вы прям хорошо привели. Стоит у алтаря баба-священник (пипец!) англиканской церкви, и Вы на полном серьезе полагаете, что Бог истинно посылает Духа Своего Святого? Это все равно, что метать бисер перед свиньями и давать святыню псам. Нас этому Господь учил, а Сам будет поступать по другому? Они так нагло и дерзко и бессовестно поступают, не хранят слова и учения Господня, не склоняют свою гордую башку под соборность истинной Церкви, где только и просвещает и дает откровение и животворит Дух Божий, где в ясности сохраняются Писание и Предание. Доходят до крайностей. И вот стоит бабина у алтаря и заменяет собой мужика, который единственный и может быть священником, который есть слава и образ Господа, а баба слава мужа, потому что муж создан вначале и первым, а женщина от мужа. И Господь воплотился в мужеском теле, а не в женском, и Он назван истинным Архиереем и Первосвященником, даже не славная Богородица, Она являет образ Церкви, а Господь есть Жертва и Священник ее приносящий, славный и прекраснейший, истинный Первосвященник по чину Мелхиседекову. И священником может быть только мужчина, но не баба, а если не так, то это уже хула бессовестная и кощунство, гордыня и бесстыдство, и Вы считаете что Господь так преспокойненько даст в истине совершить Евхаристию?

Михаил Ершов 15.12.2013 в 14:26:31

Николаю С.
Уважаемый Николай, в глубинке, т.е. в наших провинциальных храмах, слава Богу, таких "миссионерских" стреляний почти не бывает. Один академик провел как-то "венчальную" литургию в городском храме, но это у нас не прижилось. Даже информацию с сайта убрали, чтобы не позорить академика. С этими "миссионерами" и либеральными клириками нужно очень просто поступать, так же как в начале 20-го столетия - не посещать такие храмы. Тогда сами архиереи заставят их служить как положено. Кушать-то всем хочется, а зачем кормить разрушителей. Если не понимают головой, то пусть желудком почувствуют. Все очень просто. Но готовиться нужно к худшему...

Николай С. 15.12.2013 в 11:15:09

Мне, как и Наталии, тоже не совсем понятна суть развернувшийся дискуссии, равно как и смысл приведённого в её комментарии стихотворения:
«Едет доктор на свинье,
Балалайка на спине,
А гитара на носу,
Доктор любит колбасу!!!».
Это вообще о чём? Зато мне очень понятно беспокойство Веры Н. – боюсь, что оно год от года будет становиться всё более актуальным в нашей Церкви и прихожанам, особенно живущим там, где есть только один храм, придётся принимать какие-то тяжёлые решения. С одной стороны, большинство посетителей Благодатного огня, наверное, читали в уважаемых древних патериках истории о том, что при чтении анафор Таинство невольно совершал мирянин, несущий к Литургии хлеб и вино, и даже дети, игравшие за городом в Евхаристию. С другой стороны многие уважаемые богословы синодального периода и наших дней вообще не признают возможность совершения таинства в еретических сообществах как-то: у римо-католиков, монофизитов и англикан, хотя апостольская преемственность в рукоположении у них формально сохраняется и чинопоследование, вроде бы, в целом тоже (не знаю точно, я не изучал специально их литургические чины). То же самое можно сказать о разного рода православных раскольниках, обновленцах и неообновленцах. Однако для меня очевидно, что предел где-то всё же есть. Где именно, известно только Богу, но решать придётся нам, каждому для себя лично – здесь даже священники не всегда могут быть помощниками. И это очень тревожный и пугающий признак последних времён.

Михаил Ершов 14.12.2013 в 20:31:07

Наталия, спасибо за понимание. Ещё раз убеждаюсь: чем проще говоришь, тем лучше тебя понимают. Сегодня читал в Прологе на эту тему. Сам св. святитель Иоанн прислушался к женщине, назвавшей его Златоустом, и стал проще, не витийстсвуя, говорить к пастве своей. Как я его люблю и почитаю...

Наталия 14.12.2013 в 14:49:44

Читаю. Диву даюсь. Ну, "православные"! Развели сумбур. Вы даже сами себя и друг друга слышать и понимать не умеете. Один про одно, другой про другое. Я про Фому, ты про Ерёму. Все в кучу. Михаил просто сказал: "Несмотря ни на что Таинства у нас в храмах пока совершаются, но для многих служащих не являются спасительными по многим причинам..." Он же, Михаил, ясно сказал, что Таинства СОВЕРШАЮТСЯ, т.е. являются настоящими и действительными, просто не для всех они являются спасительными. По причине той, что смотря кто КАК относится к Таинству: кто-то с благоговением и трепетом и любовию и страхом Божиим, осознавая величие, суть и смысл и глубину, а кто-то легкомысленно, по касательной, без трепета и смирения, который не понимает, что в дом Господень надо входить со страхом и благоговением, как надо относится к Святыне, нет, они ничего дурного не видят в чашечке кофе и сигаретке перед Причастием или в превращении богослужения в человекослужение, вместо того чтоб предстоять общим телом в молитве пред Господом как и должно быть на БОГОСЛУЖЕНИИ, они стоят пред человеком и разжевывают ему особенности службы, чтобы он бедный и непросвещенный не остался на задворках церковной жизни. И хотя и последнее нужно проводить, образовывать человека в церковном плане, но в свое время и на своем месте, а не в то время когда должно Господа славить и хвалить и благодарить, вспоминать Его подвиг.
Михаил не противоречит и апостолу Павлу, который говорит, что кто себя не испытывает и не достойно причащается, тому это великое Таинство даже не во благо, а во зло. А ему, Михаилу, посыпались упреки и поучения от доблестных воинов света, что, мол, ты такое говоришь, что говоришь?! Таинства реальны и благодатны, несмотря на то, кто их, какой священник совершает!
"С чего это, Михаил, таинства не являются спасительными?? Уж Вы видимо полагаете, что исповедаются священнику, а он может оказаться недостойным принять исповедь от самого Михаила Ершова?", "Дорогие Михаил Е., Андрей и Вера Н., Таинства Православной Церкви совершаются, потому что носят объективный характер и не зависят от субъективности человеческой воли. Но человек будет судим за недостойное принятие благодати, изливаемой через эти таинства", - будто Михаил этому противоречит, когда ясно сказал, что таинства СОВЕРШАЮТСЯ.
А, ду-ду-ду-ду-ду-ду!
Потерял мужик дугу,
На базаре, на лугу.
Шарил, шарил, не нашел.
Он заплакал и пошел.
К государыне зашел. -
Государыня-барыня,
Где твои детки? -
В соломеной клетке,
Шарики катают,
Собакам кидают.
А собаки злые,
Кобели борзые!
Попу руку укусили.
Поп то на печку, с печки на палатьи,
На худой лопате.
Едет доктор на свинье,
Балалайка на спине,
А гитара на носу,
Доктор любит колбасу!!!
бла-бла-бла...

Сергий 13.12.2013 в 19:36:23

Вере Н. (09/12/2013 в 23:20:02)
-----------------------------------------------
Дорогая Вера, по поводу Вашего суждения: "Если считать, что на этом теле-шоу Таинство Евхаристии все равно совершилось, то получается, что нет никакой разницы, как служить, и ничего не мешает насаждать проведение подобных спектаклей повсеместно."
----------------------
На этом теле-шоу Таинство Евхаристии действительно СОВЕРШИЛОСЬ, т. к. Таинство это УСТАНОВЛЕНО БОГОМ и совершено православным священством в православном храме. В данном случае, минимальные канонические требования соблюдены, иначе не было бы домовых и пещерных храмов. И Вы совершенно правы, "что нет никакой разницы, как служить, и ничего не мешает насаждать проведение подобных спектаклей повсеместно" ... для неимеющих страха Божия, которые новой псевдоцерковной обрядности пытаются придать догматическое значение!
----------------------
Ныне мы становимся свидетелями потери некоторой частью православного священства благоговейного и трепетного служения Господу и в том числе, путем модернизации, выверенного Временем богослужебного чина, попытки ревизии традиционного учения Православной Церкви. Главным вопросом при рассмотрении церковных нестроений является понимание того, ПОЧЕМУ и ДЛЯ ЧЕГО Господь посылает НАМ эти знАмения.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Сергий 13.12.2013 в 17:33:51

Михаилу Ершову (13/12/2013 в 15:38:40)
-------------------------------------------------------------
Дорогой Михаил, если Вам нечего сказать по существу моих комментариев, а тем более по теме статьи, постарайтесь хотя бы не посылать меня мимо Господа. Желаю и Вам быть во Христе и со Христом.

Михаил Ершов 13.12.2013 в 15:38:40

Дорогой Сергий, напомню Вам слова, которые Вы цитировали в одном из своих высокоумных комментариев, обращаясь к своим собратьям: "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю." (2Тим.,2,23-26) Не пора ли и Вам последовать духовному совету св. апостола Павла? Не много ли на себя берёте? Спасайся, дорогой о Христе брат!

Сергий 13.12.2013 в 14:10:25

Михаилу Ершову (13/12/2013 в 00:15:50)
-------------------------------------------------------------
Дорогой о Господе Михаил, если не имеете масла в светильнике сердца своего, масло в чужом светильнике не поможет Вам встретить Господа! Противоречивость логики ваших комментариев заставляет предположить, что приводимые в них доводы принадлежат разным людям. Пишите сами, Михаил, а не пользуйтесь для сочинения комментариев подсказками Вашего друга. Будьте же благоразумны!
------------------------
Если бы мы имели веру хоть с горчичное зерно, могли бы зажечь и огонь в лампаде не касаясь ее. Только отсутствие правильного духовного устроения нашим собственным плотским мудрованием мешает Богу действовать в нас. Вне зависимости от нашего произволения, благодать Божия изливается на нас через Таинства Православной Церкви, установленные Господом, и лишь неочищенность души покаянием не позволяет ей действовать в нас, делая тщетным и всякое упование на Бога.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Михаил Ершов 13.12.2013 в 00:15:50

Сергий, я был уверен, что Вы не успокоитесь и будете настаивать на своем (во многом правильном, но кое-где сбивчивом и даже противоречивом) мнении. Но если так подходить к устроению человека, к вере и возможности спасения, то ни одна душа не сможет спастись, а только те, кто исполнит весь закон. Надеюсь, Вы дадите действовать в нас и Богу, в Которого мы верим, и по вере нашей и постепенном возрастании (каждый в меру свою) мы надеемся спастись Его благодатью и всемогуществом. И прошу: не смешивайте всё в кучу, и "миссионеров", и "малое стадо". Такой сумбур... Спокойной ночи!

Сергий 12.12.2013 в 23:07:47

Михаилу Ершову (11/12/2013 в 20:25:44)
---------------------------------------------------------
Дорогой Михаил, дело не в моем терпении, а как мне представляется, в ошибочном понимании Вами правильного духовного устроения человека "ищущего правды Божией, изложенной в учении и заповеданиях Евангелия". Мое утверждение, что «без шлема смирения щит веры безполезен и может лишь увлечь в пропасть самомнения» Вы рассматриваете без контекста предыдущей фразы: «не обладая смирением ... , началом которого служит самоукорение ..., не сможем облечься во "всеоружие Божие"». Кроме того, не делая никакого различия между понятиями маловерия, щита веры и самой верой, Вы наделяете веру свойством "полезности", т.е. свойством ее атрибута, щита, что и искажает смысл самого утверждения. Не сомневаюсь, что Вы прекрасно знаете, что "вера без дел мертва". Для творения дел имеем заповеди Божии, и как не исполним одной из них, не соблюдаем и весь Закон! Так и во "всеоружие Божие" человеку должно облекаться (духовно облачаться) полностью, дабы "могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять" (Еф.6,13). Без смирения, "матери всех добродетелей", которое возделывается (обретается) покаянием нашим и действием Божией благодати, не пройти "тесных врат" в Царствие Небесное, "которое внутрь нас есть". По мере духовного восхождения человека меняется и его духовное устроение, "укрепляемое Господом и могуществом силы Его". НЕВОЗМОЖНО "с верой и упованием спасения двигаться вперед по узкому пути" без научения смирению, без упования на Бога, ярчайший образец которого имеем в молитве восьмой, ко Господу нашему Иисусу Христу, утреннего правила. Именно наше самоуничижение позволяет почитать все творимые дела за ничто. Поэтому, без научения покаянию, начало которого полагается самоукорением, спасение невозможно. От того и наблюдаем ныне явление теплохладности "малого стада", что без приобретения бесценной добродетели самоукорения, невозможно ни смиренномудрие, ни рассуждение духовное. Потеря благоговения и трепета при богослужении и молитве, и являются следствием неправильного духовного устроения "миссионеров".
С неизменным уважением и любовью к Вам о Господе.

Михаил Ершов 11.12.2013 в 20:25:44

Дорогой о Господе Сергий, потерпите нас такими, какие мы есть - не всем каждый день ум во аде держать дано, и смирения нам всем не хватает. Что же теперь, по Вашему, и слова правды сказать не смеем. Вот сейчас о вере Вы совсем по другому выразились (она у нас, по Вашему, все же есть, а не отсутствует, как в предыдущем комментарии), но и здесь не могу полностью согласиться с Вами, и в частности, вот с этим предложением: "Без шлема смирения щит веры безполезен и может лишь увлечь в пропасть самомнения". Может, но не всегда увлекает при правильном устроении либо по другим причинам. Смирения у всех не хватает (либо вообще ещё нет), так что тогда и вера, по Вашему, бесполезна? Нет, дорогой брат. Щит веры как и Крест Господень ограждают и спасают нас от супостатов и при отсутствии смирения и многих других добродетелей. Об этом же, наверное, мы взываем ко Господу в 8-й утренней молитве: "Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя." Другое дело - мы не должны стоять на месте, а с верой и упованием спасения двигаться вперед по узкому пути. А мечем духовным, брат, и Вы пользуйтесь осторожнее, так как он (меч духовный) обоюдоостр. Желаю Вам мира и духовного преуспеяния.

Сергий 11.12.2013 в 18:46:34

Михаилу Ершову (11/12/2013 в 15:22:02)
---------------------------------------------------------
Дорогой Михаил, благодарю Вас за заботу о моем здоровье, но Вам ли не знать, что «все, благоугодившие Богу, благоугодили не иначе, как оставив свою правду, поврежденную грехопадением и устремясь к исканию правды Божией, изложенной в учении и заповеданиях Евангелия. В правде Божией они обрели любовь, сокровенную от падшего естества. И Господь, заповедав многое о любви, повелел прежде искать правды Божией, зная, что она – мать любви» (Прп. Макарий Великий, Беседа 37,2,3).
Мой комментарий от 09/12/2013 не о Вашем или моем маловерии, ведь даже апостолы считали свою веру недостаточной и просили: "Господи, умножь в нас веру" (Лк.17,5), а о ПРАВИЛЬНОМ ДУХОВНОМ УСТРОЕНИИ при обращении к Богу. По слову апостола Павла, "не научившись питаться молоком духовным, как возможем потреблять пищу твердую"?! Пройти узкими вратами по Пути Спасения в Царствие Небесное можно только научившись Страху Божиему, только преодолев страх "раба" и страх "наемника" можно научиться страху "сына" и возжечь в сердце Любовь Светом Истины! Процесс духовного восхождения значителен во Времени и требует терпения, ибо "терпением вашим спасайте души ваши".
*** Становясь обладателями какого-либо знания, мы принимаем на себя и ответственность за это обладание, - "кому много дано, с того много и спросится". Не обладая смирением ради Христа, началом которого служит самоукорение за всякое худое "сокровище" вынесенное собственным скудоумием из сердца, не сможем облечься во "всеоружие Божие" и противостоять духам злобы. Без шлема смирения щит веры безполезен и может лишь увлечь в пропасть самомнения. А владение мечом духовным, словом Божиим, обязывает не только поражать им врагов, но и врачевать ближних. ****
Не только ради братской любви во Христе обращаюсь к Вам, но и ради предостережения новоначальных подвижников от медления в нечистых помыслах и подробном рассмотрении греха, ибо с бесами (страстями) не спорят, - их игнорируют. Если же уклониться от греха невозможно, требуется отсекать помыслы собственной воли, а это, по-началу, больно, и опять же, требует терпения. Вас же почитаю, как ревнителя благочестия, и желаю мира душе Вашей, хотя бы на время поста.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Вера Н. 09.12.2013 в 23:20:02

Сергею - на слова, что Таинства "носят объективный характер и не зависят от субъективности человеческой воли"
В статье Николая Каверина ярко описана конкретная "миссионерская" литургия, отслуженная с такими "новациями", которые ставят под большое сомнение ее каноничность. Если считать, что на этом теле-шоу Таинство Евхаристии все равно совершилось, то получается, что нет никакой разницы, как служить, и ничего не мешает насаждать проведение подобных спектаклей повсеместно.

Владимир Юрганов 09.12.2013 в 20:03:36

С чего это, Михаил, таинства не являются спасительными?? Уж Вы видимо полагаете, что исповедаются священнику, а он может оказаться недостойным принять исповедь от самого Михаила Ершова?? А я вот считаю себя первым из грешных, и любой священник может принять исповедь. Это первое. А второе, я исповедуюсь Господу нашему Иисусу Христу. Если Вы не так, то и флаг Вам в руки, только я бы постыдился это среди православных христиан заявлять. В прелести Вы, батенька.

Сергий 09.12.2013 в 20:01:50

"Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу." (Рим.,8,28)
----------------------------------------------------
Дорогие Михаил Е., Андрей и Вера Н., Таинства Православной Церкви совершаются, потому что носят объективный характер и не зависят от субъективности человеческой воли. Но человек будет судим за недостойное принятие благодати, изливаемой через эти таинства. В условиях апостасии мирянину должно уклоняться от священства, являющего пример недостоинства, дабы грехом осуждения не повреждалось его духовное устроение при отсутствии щита веры.
----------------------------
Куда девается наша молитва, когда мы выходим из Храма? Как свеча, гаснет она на ветру, ибо вихри мирских помыслов уносят ее именно потому, что не имеем щита чтобы оградиться. Тому же, кто еще щита веры не может поднять, не должно хвататься и за меч духовный, не столько врага поразишь, сколько себя поранишь.
----------------------------
Слава Богу за все!

Михаил Ершов 08.12.2013 в 22:08:02

Вере Н.
6 декабря я был в Питере на службе в Лавре. Служили три известных епископа. Я стоял в нескольких шагах от них, видел и слышал их. Фотографы сновали повсюду. Епископы были довольны. Несмотря ни на что Таинства у нас в храмах пока совершаются, но для многих служащих не являются спасительными по многим причинам...

Андрей 08.12.2013 в 20:24:24

Дорогие братья и сестры, я общался с одним иер. из Магадана, кстати в истине стоящий батюшка. Так он сказал, что это - всем очевидное глумление над церковью и к тому же попираются церковные каноны, которые разрабатывались тысячелетия святыми отцами на семи Вселенских соборах, а так как это происходит, то Господь Бог и будет попускать беды на Россию. Интересно добавил, тот епископ, который возглавил службу и протодиакон, который комментировал службу, - фамилия его Кураев, то это обновленчество, ну а если так происходит - значит глава Церкви (Патриарх) и Священный синод попускают происходящее, а это значит преступление пред Богом.

Владимир Юрганов 08.12.2013 в 17:57:39

простите, но такая литургия - все равно как на святках деревенские оболдуи козу отпевают - грубая пародия.

Сергий 07.12.2013 в 21:28:17

Проведение данной "миссионерской литургии" является чем то вроде "пробного шара", как и пляски "пусек" на амвоне Храма Христа Спасителя, перед очередной массированной атакой на удел Богородицы. Только атака эта ныне разворачивается изнутри Русской Православной Церкви.
Господи, спаси, сохрани и помилуй, не дай нам выпасть "из руце Твоей"!

Надежда 07.12.2013 в 14:19:01

С Рождественским постом, братья и сестры! Абсолютна согласна с теми, кто против превращения Таинства Веры на потребу жаждущих зрелищ! Если новоначальному христианину необходимы знания по Божественной Литургии или другим церковным службам, он их найдет в источниках. Сейчас огромное количество печатных и других версий, написанных отцами Православной Церкви. Существуют и форумы, и онлайн общения, и воскресные школы для взрослых и т.д. Если твоя Вера сердечная, то сам Господь откроет тебе то, что нужно. Если же мы только на словах христиане, никакие мультимедийные завлекания нам не помогут, только введут в прелесть.
Укрепи, Господи в Вере люди Твоя!!!!!

Арсений С. 06.12.2013 в 18:33:48

Конечно, экраны и трансляция действий в алтаре излишни. Но сами разъяснения имеют ли что дурного? Ведь наше богослужение пропитано, так скажем, комментариями: самый частый "вонмем", или "оглашенные изыдите", "елицы вернии", да и вообще "помолимся" то же не сама молитва, а призыв к ней. Так что сами комментарии, разъяснения уместны. Но! Язык богослужения - не разговорный и не может быть таковым. И все богослужебные комментарии очень мудро, просто и аскетично встроены в сам чин литургии. Чин же этот не за раз был написан, а вырабатывался в продолжении первого тысячелетия истории нашей Церкви и немного корректировался во втором. Получается, если не язык менять, то менять строй богослужения, а значит менять то, что было в Церкви веками. Разговорный язык когда-то не использовался даже для проповеди - так высоко наши предки ценили богослужение. Вся такая "миссия", я считаю, направлена на разложение Церкви изнутри, как тут уже было отмечено.

Вера Н. 05.12.2013 в 14:27:45

Россиянину
Вот именно, уважаемый Россиянин. Рада встретить взаимопонимание. Дополнительно из http://ruskline.ru/analitika/2013/11/30/mysli_o_missionerskoj_liturgii/#comments : "Не случайно в Древней Церкви во время Евхаристии двери держали закрытыми на замок и назначались специальные сторожа - остиарии. Не случайно возник возглас: "Оглашенные, изыдите". По учению преп. Максима возглас "оглашенные изыдите" знаменует конец этого мира и переход к жизни будущего века, где уже нет времени и возможности для обыкновенной земной деятельности. "Есть время всякой вещи под солнцем" - говорит Писание: время благовременному научению и время молитвы и предстоянию пред Господом. Евхаристия - уже не время для подготовки к духовному экзамену, это - сам экзамен."

Россиянин 05.12.2013 в 09:45:33

Вера Н. 03/12/2013 в 09:20:41
Вера, Вы подняли очень серьезный вопрос! Известно, что священника, да и любого священнослужителя, могут отправить в запрет, если он нарушит чинопоследование Литургии. Особенно, при сознательности и упорстве этих его действий. Такие случаи бывали. Более того, устав требует, чтобы священники всегда на каждом шаге сверяли свои молитвы и действия со служебником. Чтобы не случились какие-либо ошибки. В самом служебнике об этом четко предупреждается. А тут явное, упорное и наглое игнорирование требования всей Вселенской Церкви! То-есть и Ее главы - Самого Иисуса Христа! Это же напрямую богохульство! И тех, кто подобную "службу" совершает, и тех, кто на ней добровольно присутствует.

Сергий 03.12.2013 в 21:15:28

Вере Н. (03/12/2013 в 09:20:41)
------------------------------------------
Если бы Таинства не совершалось - не было бы и кощунства.

Максим 03.12.2013 в 15:55:22

Вере.
Вы упомянули водопровод, вот я по поводу него и прокомментировал, ну и пока при свете эл. лампочек под микрофон в храме, где находятся кроме православных и язычники и прочие неправославные - Таинства все-таки совершаются. Другой вопрос - нарушение чина Таинства.

Михаил Ершов 03.12.2013 в 14:13:13

Не только проведение так называемых "миссионерских литургий", но и вообще показ христианских богослужений по телевидению под разными "благовидными" предлогами я лично считаю делом непристойным. Какая это миссия? Это скорее кощунство, открытие сокровенной тайны любому зрителю, а где-то самолюбование и удовлетворение непомерного тщеславия. Как ни архиерейская праздничная служба, так повсюду бегают штатные фотографы и/либо телерепортеры (архиерейский и с центральных/местных ТВ-каналов). А что творится в открытых алтарях под шатрами и на экранах во время массовых мероприятий? Всё это необходимо прекратить. Совсем страх Божий потеряли высокопоставленные "миссионеры"...

Николай (Москва) 03.12.2013 в 11:32:24

Вера Н.
>>Главный вопрос - совершается ли Таинство Евхаристии, если в целях так называемого "миссионерства" нарушается чин Литургии Верных?.. Какими канонами дозволено прерывать Анафору разъяснениями? >>
Может и не совершается. Так как это, получается, уже не литургия Иоанна Златоуста, а вообще непонятно что.

Вера Н. 03.12.2013 в 09:20:41

Максиму
Дело не в водопроводе. Главный вопрос - совершается ли Таинство Евхаристии, если в целях так называемого "миссионерства" нарушается чин Литургии Верных? Священники здесь на форуме почему-то этот вопрос обходят молчанием. Какими канонами дозволено прерывать Анафору разъяснениями? Какой Устав разрешает всем, кому угодно, - хоть атеистам, хоть сатанистам - смотреть и слушать, что происходит в алтаре? Очевидно, для устроителей этих теле-шоу пустым звуком являются слова: "не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда..."

Максим 02.12.2013 в 22:59:19

по поводу (электроосвещение храма, микрофоны на клиросе, водопровод для Великого водосвятия, для Крещения полным погружением и т.п.): однозначно все таинства при этом совершаются. Крещенская вода хранится годами (водопроводная освященная по чину и даже потом еще разбавленная в храме водопроводной неосвященной)

Николай (Москва) 02.12.2013 в 22:10:56

Священнику Александру Цареву:
"Каков процент прихожан понимающих что происходит на литургии?"
Вам встречный вопрос: Вы сами, совершая литургию, отчетливо понимаете что происходит?

Агапит 02.12.2013 в 21:43:53

Полностью согласен с протоиереем Алексием Касатиковым. У нас есть давняя и неплохая традиция трансляции рождественских и пасхальных служб по ТВ с умными, грамотными комментариями Николая Державина. Есть брошюры "Литургия и Всенощное бдение", которые можно и нужно совершенствовать. В сети можно найти максимум информации. Допускаю, что возможен и "учебный" фильм о православном богослужении. Есть масса DVD. Все есть, бери, изучай! Было бы желание, а вот его-то не пробудить никакими миссионЭрскими потугами.
Об обязательном оглашении. Дело нужное. Только выучить наизусть Символ веры и прослушать с умным видом 2-3 беседы - это ещё не всё. Вот пусть сии оглашаемые станут прихожанами храма, тогда через время священник и решит, следует ли венчать их или крестить их детей. Неопротестантские способы миссии ничего кроме отвращения не вызывают.
P.S. В свободу совести я не верю. Чья власть, того и вера.
Молитвами равноап. Царя Константина да поможет нам Бог!

Россиянин 02.12.2013 в 21:43:19

прот. Алексию Касатикову 02/12/2013 в 19:55:10
Батюшка Алексий! Нужна такая театральная "литургия" только лишь для самоудовлетворения своего тщеславия и иных "миссионерских" страстей.

прот. Алексий Касатиков 02.12.2013 в 19:55:10

Возникают некоторые вопросы к "миссионерам".
Во-первых, предлагаемая миссионерская "литургия" предназначена только для тех, кто в храм уже пришёл и готов простоять в нём всё время, в которое эта "литургия" совершается. Причём терпения у них должно быть больше, чем при совершении настоящей литургии. Как же можно добиться, чтобы люди, бежавшие до этого от храма из-за "длинных, непонятных" служб, пришли бы в храм ради ещё более длинной якобы "понятной" службы. То есть для этого нужно провести большую работу с людьми до их посещения храма. Но если так, то во время этих разъяснений можно разъяснить и смысл происходящего на службе. Зачем же во время молитвы говорильню разводить? Кроме того, все пояснения можно произнести в специально сделанном учебном фильме, если уж так хочется кино.
Во-вторых, эти же "миссионеры" упорно настаивают на длительных огласительных беседах перед крещением, что само по себе правильно, если не доводить это до абсурда. Но тогда оказывается, что эти средства, в глазах их же авторов, не достигают цели и со своими пояснениями они продолжают приставать к людям уже и во время молитвы.
Всё-таки, такая "литургия" более будет мешать верующим, чем привлечёт в храм неверующих. Зачем же она тогда нужна?

Агапит 02.12.2013 в 19:47:05

Думаю, транслировать происходящее в алтаре во время службы, это всё равно, что убрать иконостас. Последнее даже честнее.
Священник Александр Царев задал вопрос о понимании Литургии прихожанами. С прискорбием отвечаю, что многие священнослужители владеют только "техникой" службы, стараясь максимально сократить её, так, они заставляют чтецов скороговоркой прочитывать часы и шестопсалмие, их девиз: быстрее, быстрее. Св Писание им неинтересно, богословие тоже. Интересы мещанские. Так что начинать миссионерить надо с себя. Я, конечно, не о всех говорю, но таких немало. Истинные миссионеры привели ко Христу целые народы без всей этой попсы, но силой духа, личным примером и великим трудом. Простите.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 02.12.2013 в 16:32:42

священнику Александру Царёву 02/12/2013 в 15:39:17
Про такое знание в Библии уже сказано: "И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт.3:4,5).
Когда утрачено чувство благоговения перед святостью Таинств, тогда любые средства достижения "миссионерских" целей пригодны. Но это уже не Православие, а протестантизм.

Сельскiй бригадиръ 02.12.2013 в 16:22:28

Свящ. Александру Царёву:
**Люди же которые изначально избрали путь знаний гораздо твёрже и пытливее в вопросах веры.**
В православии важен не путь знаний, а путь духовный! Путь знаний как правило приводит к протестантизму. Иногда к протестантизму «восточного обряда», т.е. к рационалистическому реформаторству-обновленчеству. А путь духовный возводит человека горе, позволяет общаться в духе с Господом, Божией Матерью и святыми, учит молиться на литургии, что, очевидно, не умеют делать миссионеры. Им абсолютно чужд дух молитвы, зато присущ дух рационального знания. А это - путь тупиковый для возрастания во Христе.
**Каков процент прихожан понимающих что происходит на литургии? **
Сейчас уже очень высокий – благодаря множеству пособий по изъяснению Литургии, выпускавшихся в последние годы нашей Церковью. Многие стоят с этими пособиями и во время литургии. Строй богослужения при этом не нарушается. «Мечтатели» и так заходят в храм на 5-7 минут, создавая сутолоку, а большинство молящихся, не глазея ни на какие экраны, сосредоточиваются именно на молитве.
Обновленцы в лице еп. Антонина Грановского вообще упраздняли иконостас ради миссионерской наглядности, превращая тем самым алтарь в большой «экран». И тоже ради благих «миссионерских» целей. Им пытались последовать и неообновленцы в начале 90-х гг. – но не получилось: сели в лужу. Это было очень наглядно, прямо-таки «экранно»!

священник Александр Царёв 02.12.2013 в 15:39:17

Возникает встречные вопросы: Каков процент прихожан понимающих что происходит на литургии? Насколько важно знать что происходит на литургии? Может просто постоять и почитать Иисусову молитву во время литургии (как многие духовники рекомендуют)? По личному опыту священника знаю, что многие приходят на литургию "ловить высокие духовные состояния" и когда их не оказывается просто уходят, ограничиваясь посещением храма 2-3 раза в год. Как раз при таком количестве людей "цепляет". Люди же которые изначально избрали путь знаний гораздо твёрже и пытливее в вопросах веры.

Марина 02.12.2013 в 14:06:07

Мне понравилось выражение автора статьи - "миссионерское" кощунство. Пора вещи называть своими именами: то, что вытворяют наши "миссионеры" - это кощунство! Никак по другому назвать их деяния невозможно!

Вера Н. 02.12.2013 в 12:58:50

Главный вопрос - происходит ли Таинство Евхаристии при такой "миссионерской литургии"? Или Таинства нет, а есть только его имитация? Где граница между кощунством, профанацией Таинств Церкви и допустимым использованием некоторых технических средств (электроосвещение храма, микрофоны на клиросе, водопровод для Великого водосвятия, для Крещения полным погружением и т.п.)? Если эта граница не будет четко обозначена, то скоро начнут исповедовать по телефону, литургисать по телевизору, причащать и соборовать по интернету.

Михаил Ершов 02.12.2013 в 12:05:34

Согласен с Николаем Кавериным и всеми моими собратьями и сестрами во Христе, кто отстаивает истинные духовные ценности Православия, наши церковные традиции и преемственность. К сожалению, мы не можем сказать этого о многих архиереях-реформаторах и "миссионерах", их "послушных" клириках и учащихся в контролируемых ими учебных заведениях. Сердце кровью обливается: чему научат они будущих священников, клир, катехизаторов и миссионеров...

Анна 02.12.2013 в 11:19:14

Отличная статья. О том, что неумное "миссионерство" - это суть протестантские ереси, я уже устала говорить. Таким путем, в рамках популяризации и близости к народу, наши "православные активисты" будут скоро плясать под спиричуэлсы, прихлопывая в ладоши: "Иисус любит тебя!"

Елена 02.12.2013 в 10:59:59

Какой-то чудовищный паталого-анатомический сеанс, где режут по живому...

Николай С. 02.12.2013 в 10:29:52

Такая литургия столь же далека от настоящей, «яко отстоят востоцы от запад». Боюсь, что совсем скоро «миссионеры» договорятся с операторами мобильной связи и будут транслировать богослужение посредством СМС-сообщений. «Дорогой абонент, в настоящий момент в нашем храме поётся так называемая сугубая ектиния. Посылаем Вам её краткое изложение на русском языке с английским переводом и подробной информаций о рождественских суперскидках и специальных предложениях в супермаркетах нашего мультикультурного, многорасового и многоконфессионального города. Аминь».

Николай (Москва) 02.12.2013 в 10:28:17

Из архиерейской присяги: Ставленник дает клятву неукоснительно соблюдать каноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и правила святых от­цов, хранить церковные предания и Уставы, соблюдать церковный мир, повиноваться патриарху и другим епископам, в страхе Божием управлять своей паствой. Ставленник во всеуслышание объявляет, что он восходит на архиерейское служение не благодаря серебру или золоту, а по избранию патриарха и Синода. Он обещает ничего не делать по принуждению от сильных мира сего или от толпы, даже если ему будут угрожать смертью, не литургисать в чужой епархии, не рукополагать клириков для чужой епархии и не принимать клириков чужой епархии в свою без отпускной грамоты. Ставленник также обещает «посещать и назирать» врученную ему паству «и смотрити с прилежанием, учити и запрещати, дабы расколы, суеверия и ереси не умножалися и дабы противнии христианскому благочестию и благонравию обычаи не повреждали христианскаго жития». С противниками Церкви ставленник обещает поступать кротко, а к властям своей страны относиться лояльно («быти верен властям богохранимыя страны нашея»).

Россиянин 02.12.2013 в 07:32:17

Протестантский дух так и лезет во все щели под благовидными предлогами... "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7:13,14). Православие тщатся сделать "современным" и "широким" не только по форме, но и по духу. Святая святых желают через святотатство превратить в культ-массовые зрелища и шоу. И все это, конечно, якобы на пользу Церкви. Выгода на первом месте. Таинство оказывается в самом конце, на задворках. Маммона выступает под ликом мультимедийной культуры. Однако "никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6:24). Бога подменяют сатаной и радуются удачной подмене.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс