Богородица

Актуальные статьи

Дмитрий Скворцов: «Крым вернулся в Россию без главной своей части»

23.03.2014


Православные верующие Крыма задумались: а в чьи храмы ходить теперь будем – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) или Русской Православной Церкви (РПЦ)? Как скоро будет ли дан ответ на этот вопрос? Об этом и другом сайту «Навигатор» рассказал киевский публицист Дмитрий Скворцов, специализирующийся на религиозных вопросах.

Дмитрий Скворцов: В связи с последними событиями в Тавриде (позвольте мне как христианину называть полуостров в традициях восточно-христианской топонимики) Церковь находится в пикантной ситуации. Вспомним, что в первый же день после победы Майдана прозвучало обращение к УПЦ МП самозваного «Патриарха Киевского Филарета»: мол, самое время и «московским попам» продемонстрировать всем свой патриотизм, объединившись в единую Украинскую Церковь. Давление на УПЦ МП пошло и по линии разных «духовных рад майдана», «самооборон Майдана» и прочих вооруженных структур.

Отвечая на звучащие четверть века призывы вроде «Незалежной державе – неазлежную церковь!», представители институции, которая в сто крат древнее украинского государства, неизменно отвечали, что сфера деятельности Церкви не привязывается к государственным границам. В конце концов, только территория нынешней Украины за время православной миссии здесь побывала под десятком-другим государств.

Теперь же в Тавриде тезис «Церковь не привязывается к государственным границам» возымел обратный эффект. Но только в некотором смысле. Следует всё же помнить, что УПЦ МП – не отдельная автокефальная церковь, а – формально – лишь управленческая структура РПЦ.

«Навигатор»: Но в последние годы она позиционировал себя (по крайней мере, на Украине – «для внутреннего пользования») именно как полноценная Церковь, а не церковная структура.

Дмитрий Скворцов: Да. И это возымело действие. Мы видим, что в то время как Патриарх Московский красноречиво отсутствует на церемонии подписании договора между РФ и Республикой Крым (как бы удостоверяя, что Церковь находится над изменениями государственных границ), украинские иерархи участвуют в спекуляциях нынешней киевской власти насчет «агрессии России в отношении Украины».

«Навигатор»: УПЦ МП эту власть, которую руководство России называет незаконной, признала.

Дмитрий Скворцов: Вот здесь бы я не стал осуждать Церковь. Не ее дело разбираться в конституционных тонкостях «кто кому легитимен». Законы меняются еще стремительней, чем границы. Реально власть на Украине принадлежит майданщикам, значит, Украина эту власть от Бога заслужила. Дело Церкви – спасать души под любыми правителями. И пока они не препятствуют выполнению этой задачи – с ними можно иметь дело.

«Навигатор»: Получается, УПЦ признает власть, которая не признает русским Крым. И что в таком случае делать РПЦ, которая в своем «чистом виде» должна действовать в границах РФ (а значит и в Крыму), и УПЦ, которая обязана действовать в границах Украины (а значит – в том же Крыму).

Дмитрий Скворцов: Радикальный способ, он же универсальный – разом снимающий кучу известных нам болячек внутри УПЦ, дискредитирующих церковь – ликвидировать УПЦ как структуру, а вернуться к статусу епархий в составе Русской Церкви. УПЦ была искусственно создана по шантажу Филарета (тогда еще митрополита Киевского) под его амбиции (на выборах в Московские Патриархи он пролетел, а предстоятелем называться хотелось). Верующие же и духовенство никогда не отделяли себя от единоверцев в РФ, Белоруссии, Казахстане, Молдавии. Филарет уже подвергнут анафеме, а его дело живет и работает на благо его преемников. Но в силу того, что последние обрели достаточный вес благодаря поддержке украинской власти, разрубить гордиев узел в ближайшее время не удастся. Хотя… Кто еще осенью гадал, что весной Севастополь вновь станет российским?

Впрочем, уже сейчас можно начинать с малого. Православный люд вполне может обратиться к руководству УПЦ с убедительной просьбой убрать с Симферопольской кафедры митрополита Лазаря. Его в начале 90-х верующие в буквальном смысле выгнали с Одесской кафедры – как единственного епископа, открыто выступившего тогда на стороне уже наметившего раскол Филарета.

Но преемник Филарета Владимир Сабодан сам оказался автокефалистом (т.е. сторонником отрыва УПЦ от Московского Патриархата). Поэтому «сослал» единомышленника Лазаря на Крымскую кафедру. Известны случаи снятия русских священников с приходов. Их заменяли земляки Лазаря из Тернопольской области.

«Навигатор»: Думаете, подобная просьба может быть услышана сегодня руководством УПЦ?

Дмитрий Скворцов: Вот если не услышат, это и даст верующим Тавриды все основания для того, чтобы констатировать: нас УПЦ не слышит. Следовательно, имеются основание проситься под непосредственный омофор Великого отца и господина Патриарха Московского (как он и сейчас поминается на литургии в Таврических храмах) И тогда, идя навстречу пожеланиям молящихся…

«Навигатор»: А если Патриархия не прислушается к гласу верных, дабы не идти на конфронтацию с киевской митрополией?

Дмитрий Скворцов: «Стучите и вам откроют». Нужны массовые и организованные обращения православных братств, приходов. Москва должна знать, что ее просят.

Но и православным следует помнить, что главное для них – спасение души, а в УПЦ МП пока для этого всё есть. Однако нужно осознавать: пока Симферопольская, Джанкойская и Феодосийская епархии подчиняются духовным властям, признающим киевское правительство, Таврида вернулась в Россию не вся. Главная ее часть – еще на Украине.

«Навигатор»: Почему главная?          

Дмитрий Скворцов: Ну как? Мы же все годы украинской самостийности, годы торжествующей русофобии, говорили, что Русская Церковь остается единственной скрепой, хоть как-то сохраняющей общность, которую Патриарх называет Русским миром. И если эта «скрепа» в Тавриде будет оставаться не вполне русской, то и сам полуостров будет оставаться в некоторой степени украинским. А значит – учитывая, что украинство создавалось как средство раскола Руси – антирусской.

«Навигатор»: Но ведь возвращение к статусу экзархата может спровоцировать новый раскол – среди верующих УПЦ МП. Например, вряд ли такие нововведения будут приветствоваться прихожанами на Западной Украине.

Дмитрий Скворцов: Там в составе МП остались самые стойкие. Националисты еще с начала 90-х – у униатов в УГКЦ. Но речь о немедленном упразднении УПЦ не идет. Для этого нужна долгая пояснительная работа либо исторический момент. Нечто катастрофическое – как с Крымом.

Московская патриархия не пойдет на односторонние действия без согласия на то Киевской митрополии (если только последняя последняя не решит уйти из канонического поля). Москва должна дорожить единством Церкви, которое превыше подчиненности Крыма УПЦ или РПЦ.

«Навигатор»: Как вы оцениваете позицию руководства УПЦ МП во время революционных событий в Киеве?

Дмитрий Скворцов: Если говорить о наиболее авторитетных на сегодня архиереях УПЦ МП и проповедниках, то они стали не просто на сторону закона, а на сторону избиваемых и, даже убиваемых боевиками представителей закона.

Что касается предстоятеля УПЦ, то о его позиции можно судить по выступлениям записных спикеров т.н. «команды митрополита Владимира».

Показательно первое вече на Майдане, которое произошло после потери Тавриды, хотя, конечно, официально называлось «вече солидарности с оккупированными крымчанами», или что-то вроде того.

Мало того, что представители руководства УПЦ МП во главе с пресс-секретарем прот. Георгием Коваленко вообще пошли на совместное выступление с еретиками и раскольниками, каковыми являются филаретовцы, униаты и разного рода сектанты, но и позволили унижать там собственного предстоятеля. После заявления отлученного от Церкви Филарета «На Украину совершена агрессия со стороны России, но к этой агрессии причастна также и Русская Православная Церковь во главе с патриархом Кириллом» и ответного «Позор! Позор!! Позор!!!» от Майдана, эти православные священники не только не покинули данное собрание в знак протеста, но, наоборот, начали оправдываться – наш митрополит киевский Владимир совсем не такой, как Кирилл. Он настоящий украинец, любит Шевченко и вышиванки.

И, похоже, шевченки с вышиванками все более вытесняют из УПЦ Христа.
22 Марта 2014
 

От редакции БО: 19 марта глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, комментируя последние решения Синода РПЦ, заявил на брифинге:

«Священный Синод Русской Православной Церкви, проведший в среду заседание в Москве, не рассматривал вопроса об изменении статуса епархий, находящихся в Крыму. В Крыму действуют Симферопольская, Джанкойская, Феодосийская епархии Украинской православной Церкви Московского патриархата. Вопрос административного статуса крымских епархий на заседании Священного Синода не рассматривался», – сказал Легойда, отвечая на вопрос журналистов. При этом он отметил, что «Крым был и остается сферой канонического пастырского попечения Русской Православной Церкви» (РИА «Новости». http://ria.ru/society/20140319/1000252216.html).

Этот сомнительный с канонической точки зрения прецедент никак не может служить благу православной паствы и пастырскому душепопечению верующих, проживающих в Крыму на территории Российской Федерации. Ещё никогда на территории Российской Федерации и на канонической территории Русской Православной Церкви не существовали епархии другой православной Церкви, имеющие центр управления за пределами российской территории.

На российской территории в Крыму не могут оставаться военные подразделения и базы украинских вооруженных сил (военнослужащим Украины на территории Крыма предоставляется право выбора: присягнуть российской армии и оставаться служить в Крыму, либо покинуть территорию Крыма и вернуться на Украину). Точно также Симферопольская, Джанкойская, Феодосийская епархии, как находящиеся на территории Российской Федерации, отныне должны непосредственно подчиняться Патриарху Московскому и всея Руси, а не Киевской митрополии (УПЦ МП).

Хотя Устав об управлении УПЦ и не говорит прямо, на какую территорию распространяет свою юрисдикцию эта Церковь, все же Устав предполагает, что епархии УПЦ действуют в пределах Украины (раздел VII, пункт 3).

С точки зрения России, Крым уже находится за пределами Украины, а стало быть, структуры Украинской Православной Церкви на этой территории должны прекратить свое существование и напрямую подчиниться Московскому Патриарху. Если Патриарх Кирилл не пойдет на переподчинение крымских епархий, это фактически будет означать, что он не признает вхождения Крыма в состав России, а это будет уже откровенно антироссийским демаршем.

Все церковные нестроения последних лет на Украине являются результатом «незалэжности», то есть статуса самоуправляемости УПЦ МП. Поэтому было бы целесообразным православным Украины обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой о возврате к Экзархату, который существовал на Украине до 1991 года. «Нэзалэжная» по факту от Москвы Церковь на Украине (УПЦ МП) не нужна ни мирянам, ни священникам, она нужна некоторым украинским архиереям, чтобы самоуправствовать на вверенных им Богом епархиях.


Навигатор


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  18

Комментарии:

Сергий Агапов 27.03.2014 в 12:14:25

р.Б. Сергий 25/03/2014 в 21:16:47
***...Подмена духовной оценки (брани) душевной целесообразностью увлекает маловерных христиан в бездну «европравославия» и соблазняет «малых сих» ересью раздирателей Ризы Христовой!***
Уважаемый Сергий, из ваших слов можно сделать и вывод, что эти самые деятели «европравославия» как раз и сохраняют духовную крепость, если не спешат менять свой украинский патриотизм на пророссийский. Если бы, а я надеюсь, вы со мной согласитесь, мы не знали, что беда украинских радикалов в том, что они являются предателями Святой Руси. Где главным является не границы между нами, а общность исповедания православной Веры. Хотя по нашу сторону границ мы имеем к величайшему сожалению некоторое количество агентов этого самого «европравославия».
Мне кажется несколько преувеличенным волнение редакции о том, что «еще никогда на территории Российской Федерации и на канонической территории Русской Православной Церкви не существовали епархии другой православной Церкви, имеющие центр управления за пределами российской территории». Во-первых, Церковь пока еще одна, во-вторых, если нашу Церковь мерять не территориями, а границами духовными, границами Святой Руси, то наше церковное начальство имеет еще время для маневра. Единственное, что я боюсь, что в этих «маневрах» не будет того, к чему нас призывает Святое Евангелие – покаяния. Но это тема особого разговора.
С уважением к вам Сергий.

р.Б. Сергий 25.03.2014 в 23:09:59

Сергий Агапов (25/03/2014 в 19:54:05) - «... Патриотизм, чувство преданности к Родине не меняются в одночасье.»
--------------------------------------------------------
Меняющие свое чувство преданности к Родине и свой патриотизм суть изменники и предатели, хоть и не в одночасье...
--------------------------------------------------------
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Долгий 25.03.2014 в 22:04:34

Сергий Агапов, почему россияне-крымчане должны молиться о властях (киевских) и о воинстве чужого государства, а не своего?

р.Б. Сергий 25.03.2014 в 21:16:47

Дорогой о Господе, Сергий Агапов (25/03/2014), «вопрос о переподчинении епархий и приходов очень чувствительный и деликатный» именно в силу обмирщвленности сознания целого ряда церковных иерархов! Плоть же всегда желает противного духу! Подмена духовной оценки (брани) душевной целесообразностью увлекает маловерных христиан в бездну «европравославия» и соблазняет «малых сих» ересью раздирателей Ризы Христовой! Как не имеем постоянно памяти смертной в сердце своём, то и грехи мшелоимства и лицепрития постоянно возвращаются к нам, ... но «нет ничего среднего между истиной и ложью». Как не "потерпим Господа", за что награду нам?!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Сергий Агапов 25.03.2014 в 19:54:05

Вопрос о переподчинении епархий и приходов очень чувствительный и деликатный. Патриотизм, чувство преданности к Родине не меняются в одночасье. Поэтому руководство Московской Патриархии делает правильно, что не спешит с этими вопросами. У нас в самой России часть прихожан, малая конечно, но часть колеблется с выбором между МП и другими христианскими объединениями. Вплоть, к величайшему сожалению, до еретических и раскольнических. Не буду говорить об подрывной деятельности баптистов, их молитвенные дома растут как поганые грибы на территории Московской Патриархии. Не буду напоминать о злокознях латинских, мы видим, как наши молоденькие митрополиты и игумены комарьем вьются вокруг папской ручки.
У моего кума есть еще крестницы. Так вот их мамаша конфирмовала своих дочек у латинян и теперь и дочек водит причащаться к католикам, и сама не отстают. Считаясь при этом православной христианкой и посещая один «прогрессивный» храм МП в центре столицы.
А вот раскольнический «киевский патриархат». Увы, но один мой хороший знакомый принял там «священнический сан» и служит и крестит детей в Ногинске. Там у них раскольническое гнездо с якобы митрополитом, а когда-то бывшим архимандритом МП. Так что у самих проблем хватает. А я не все еще назвал. И ставить ребром вопрос перед нашим церковным начальством, мне кажется, не совсем верно. Да и, может быть, ситуация как раз работает на некоторых из нас. А может мы сейчас и не в состоянии понять промысл Божий, допустивший такое развитие событий.
Вот пишет уважаемый Валерий Ловицкий: «Но есть еще и пастыри, и архиереи, которые могут восстать и громко заявить: "ДОКОЛЕ!" И очистить от скверны нашу Церковь!». Могут то они могут, уважаемый Валерий, но пока не восстают почему-то. Но может так случиться, что лозунг: «Один город, одна церковь», может будет и нарушен временно, как может это случиться и в Крыму, и на Украине. Нет, я не против этого принципа, но наивно надеяться, что нынешние церковные власти могут сейчас предотвратить это нарушение.
А еще более неверными были бы жалобы Святейшему Патриарху на нынешнее положение дел. Верующий народ сам должен определится со своим статусом. Да, пусть будет на какое-то время разномыслие. Если будет, и братская любовь при этом, то уйдет оно. А если ненависть и вражда угнездится в наших сердцах, то не склеить администрированием осколки любви. Хотя, как раз и на административные меры, мне кажется и будут направлены усилия бюрократические. На пряники и подарки. На льготные Лексусы и Мерседесы (у Драбинки сейчас временный кризис с ними) для владык, на софринские изделия по пониженным ценам для приходов, на перетасовки епархий и перестановки в них. Митрополит Грициан (к примеру) Крымский и Таврический и еще какой-нибудь. Красиво звучит. А главное давно и надежно работает.
Так что не нам учить специалистов, давно поднаторевших в казуистике. И будем уповать на Господа и просить, что бы не оставил он нас в Своей милости.

р.Б. Сергий 25.03.2014 в 16:52:34

"... широки' врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны' врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." (Мф.7,13-14)
--------------------------------------------------------------------
Возвращение Крыма России было обусловлено именно духовной потребностью большинства народа населяющего его... Если Крым каноническая территория РПЦ, чего боятся пастыри наши?!
Лжепророков от Священноначалия, которые приходят к нам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, узнаем по плодам их, ... ибо живущие по плоти Богу угодить не могут!
Разве на константинопольском совещании православных предстоятелей хоть кто-нибудь поднимал вопрос защиты чистоты Веры?! Грех не должен над нами господствовать, ибо Православие не под законом, но под благодатью...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Валерий Ловицкий 24.03.2014 в 22:38:09

Стыдно за Чистый переулок, стыдно за УПЦ МП со всеми ее драбинками и говорунами! Полный крах ОВЦС и "менеджмента" РПЦ! И запутавшихся "канонистов". А отсутствие Предстоятеля РПЦ во время исторической речи Путина и все лукавые увертки Легойды - срам! В общем, конец близок, конец ползучего модернизма, интриг и безобразий!
Жаль мне мать-Церковь, но не жаль лже-пастырей, не жаль апостатов! Нет, РПЦ не совесть нации, не духовная опора православного воинства, а "комбинат ритуальных услуг". Но есть еще и пастыри и архиереи, которые могут восстать и громко заявить: "ДОКОЛЕ!" И очистить от скверны нашу Церковь! А укро-нацисты и их пособники в УПЦ МП получат свое возмездие от Бога Живаго!

Агапит 23.03.2014 в 23:19:25

Братья и сестры, зайдите на портал "Киевская Русь" (http://kiev-orthodox.org/), прочтите хотя бы две первые статьи! Там вы узнаете, как украинских семинаристов лишали "исторической памяти" в Одесской семинарии, как юные крымчанки фотографировались с российскими военными, а потом их будто бы насиловали хором! Как якобы голосовали под дулами автоматов, а теперь целые семьи изгоняют из домов и квартир! И ведь пишут всю эту мерзость священники! Забыли о том, что в РПЦ МП почти половина клириков этнические украинцы! Они зовут к покаянию и шельмуют наше Священноначалие! А лучше бы для начала почистили свои ряды от содомитов и симониан! И вспомнили бы как гитлеровцев встречали хлебом-солью! Как жгли Хатынь и вешали польских детей...
Дорогие читатели, буду благодарен, если кто-нибудь перепостит туда в комменты мой этот пост или напишет им что-то от себя: просто у меня это не получилось по каким то техническим причинам. Спасибо заранее!

Екатерина Домбровская 23.03.2014 в 16:59:55

БОГОСЛОВИЕ ПУПА.
Митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук), управляющий местной епархией Украинской православной церкви (Московского патриархата), выступил с обращением к землякам-черкасщанам, которые состоят на государственной службе России и поддерживают президента РФ Владимира Путина в военной интервенции против Украины. Об этом сообщает «Религия в Украине».
Митрополит Софроний призвал земляков, служащих «бандиту Путину», опомниться.
...«История ценит тех людей, которые независимо от обстоятельств, места проживания и гражданства всегда помнят откуда они происходят, где их родина, где укоренен их пуп, - отметил митрополит Софроний. - Однако за всю свою историю Украина знала много случаев измен. Никуда не делись предатели и в наше время. Понимаю - деньги, слава, влияние, власть, а совесть где? Где проявлена совесть к своему народу?».
Он обратился к представителям высшего эшелона власти России, в частности, к председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко, которая законодательно поддержала обращение президента России о введении войск на территорию Украины, а также к министру культуры России Владимиру Мединскому, который был одним из организаторов сбора подписей среди российских деятелей культуры в поддержку действий Путина в Крыму:
«Мне стыдно за вас, Валентина Матвиенко, я же с вами встречался, когда вы приезжали в Черкассы... обидно за ваших родственников, которые еще живут в Черкассах. Здесь ваша школа, медучилище, воздух днепровский - вы же выросли на этом, то как же смогли так подло поступить по отношению к своему народу, призывая того бандита Путина (его нельзя иначе назвать) посылать сюда, на ваших земляков, войска? Я хотел бы посмотреть в глаза министра культуры России из Смелы (город в Черкасской области. - Ред.). Какая у него культура? Или он знает историю, знает о страданиях украинцев? - обратился митрополит к бывшим землякам. - Люди добрые, опомнитесь! Кому вы служите? Почему вы предали родину, уехали из Украины и строите счастливую жизнь для россиян, которой там на самом деле и нет. Почему не хотите строить ее для украинцев? Если вы такие умные и ваш мозг работает больше чем на четыре процента, то опомнитесь. Исправьте свои страшные и преступные ошибки против своего народа, потому что Бог вам этого не простит!».

Россиянин 23.03.2014 в 16:35:38

Весьма серьезный и своевременный вопрос! Рано или поздно, но эту проблему придется решать.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс