Богородица

Актуальные статьи

В защиту Благодатного огня

22.04.2022


В последний год в русскоязычном интернете проводится целая кампания по дискредитации чуда Благодатного огня. Накануне Пасхи 2007 года некий молодой человек, называющий себя главой московских атеистов, опубликовал соответствующую «разоблачительную» статью, ссылками на которую его единомышленники наводнили тогда едва ли не все православные интернет-форумы. Накануне Пасхи 2008 года другие антиправославные силы с различных раскольничьих сайтов снова подняли все тот же ворох «компромата», воспользовавшись как поводом весьма специфической и произвольной интерпретацией слов Иерусалимского патриарха Феофила, сказанных на его встрече с журналистами из России.

Основная идея всех этих разоблачений состоит в том, что будто бы сами православные отвергают подлинность этого чуда, но при этом продолжают «дурачить простой народ». Какие аргументы предлагаются в пользу этого? На кого ссылаются скептики?

I. Профессор Ленинградской Духовной академии Н.Д. Успенский (1900–1987)

Профессор Успенский действительно был последовательным сторонником отрицания подлинности чуда схождения Благодатного огня и посвятил этому специальное сочинение «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую субботу в Иерусалиме», озвученное им в качестве актовой речи, произнесенной 9 октября 1949 года в ЛДА.

Главной основой позиции профессора Успенского были не какие-либо неопровержимые факты, доказывающие обман, который якобы из века в век совершают Иерусалимские патриархи, а идея о том, что будто бы ежегодное явление чуда в одно и то же время несовместима с христианским учением. Он пишет: «Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определенный день, час и минуты; казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать знамения от гроба Христа, Божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли — хлеб и вино; однако, среди христиан восточных исповеданий — православного, армяно-григорианского, иаковитского и коптского — весьма широко распространено верование в сверхъестественное чудесное происхождение “благодатного огня”».

Повторим, именно это представление является основой убеждений профессора Успенского в неподлинности чуда Благодатного огня. Христианам остается только, в лучшем случае, выразить глубочайшее недоумение такой идеей. Поскольку то, что профессор Ленинградской Духовной академии называет «дерзостью» и «кощунством», «недостойным христианского звания», засвидетельствовано в Евангелии: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5, 2–4).

Как видим, описано регулярное чудо, истинное, случавшееся в одном и том же месте — все, как и в случае с Благодатным огнем. Так что «недостойным христианского звания» следует признать не факт регулярных чудес, а мнение профессора о том, что будто бы «христианское сознание не может допустить чудесности появления огня в определенный день, час и минуту, ибо такое положение низводило бы самую христианскую религию на уровень так называемых естественных религий».

Нужно сказать, что это не единственное его мнение, идущее вразрез с учением Церкви и истиной. Например, в 1975 году Русской Православной Церковью было официально осуждено ложное учение профессора Успенского о евхаристии. Он отвергал пресуществление Даров, фактически заявляя, что они остаются хлебом и вином. Неудивительно, что человек подобных взглядов отвергал и реальность Благодатного огня.

Аргументы, предлагаемые им против чуда Благодатного огня, в целом не выдерживают критики. Так, например, профессор Успенский указывает на разное описание паломниками разных веков образа схождения Благодатного огня (все паломники при этом свидетельствовали о его чудесности) и тем самым представляет это как «противоречие».

Однако известно, что в разные годы образ схождения Благодатного огня варьируется; однажды он даже сошел вне храма. Также варьируются и те чудесные явления, которые это сопровождают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что паломники описывали то, что видели, — они видели разные вариации схождения Благодатного огня. Кроме того, различия объясняются еще и тем, что каждый из паломников использовал свои аналогии и сравнения для объяснения того, что увидел. Утверждать на этом основании, будто никакого чуда они не видели вообще — то же самое, что на основании вариативности показаний свидетелей по делу об убийстве, утверждать, что убийства вообще не было.

Затем профессор Успенский приводит древнее описание богослужения в храме Гроба Господня на Великую субботу, содержащееся в Святогробском типиконе 1122 года. Читаем текст памятника. «Патриарх тогда падает ниц пред святым алтарем на пол и молится со слезами о людских невежествиях, простирая руки свои горе, делая таким образом трижды; равным образом то же делают и окружающие его. Народ непрерывным голосом взывает: “Господи, помилуй”. Потом патриарх с его окружающими входит во Святой Гроб, падает трижды ниц и молится и просит (Бога) о себе и о людях. Тогда возжигает от святого света и дает архидиакону, а архидиакон — народу. Затем патриарх, архидиакон и остальные с ним выходят»[1]. Нужно сказать, что «святой свет» — это специфический термин, употребляемый греками с древности (он зафиксирован уже в X веке у Никиты Клирика как нечто общеупотребимое) и до сего дня для обозначения именно того чуда, которое в русской литературе принято называть «Благодатным огнем».

Но профессор Успенский считает, что «естественный характер обряда святого огня в Святогробском типиконе вполне очевиден» и что «под “святым светом” здесь подразумевается зажженная лампада».

Надо отдать должное: вызывает определенное восхищение упорство, с которым автор пытается трактовать в свою пользу даже те свидетельства, которые очевидно говорят против него. С чего бы это автору Святогробского типикона называть «святым светом» обычную лампаду? И с чего бы это патриарху со всеми предстоящими перед обычной лампадой трижды падать ниц? Ввести этим в заблуждение можно разве что атеистов, потому как любой православный церковный человек знает, что обычные горящие лампады — это явление далеко не уникальное, в храме их множество, и процессу их зажигания, равно как и зажигания от них свечей, православные не придают никакого особого сакрального значения, не называют их «святым светом» и не падают ниц, прежде чем зажечь от них свечу.

Цитируемые профессором Успенским последования вечерней службы по Латальской и Кальской рукописям также ничем не подтверждают его предположения.

Прочие его аргументы столь же натянуты и несостоятельны и представляют скорее фантазии, чем что-либо, достойное серьезного обсуждения. За исключением одного свидетельства, которое по своей популярности в цитировании даже превышает самого профессора Успенского, поэтому разбираем его ниже отдельным пунктом.

II. Епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804–1885)

На слова епископа Порфирия, как на главный «козырь», ссылаются все критики Благодатного огня, в том числе и профессор Успенский. Епископ Порфирий, в бытность еще архимандритом, посещал Палестину и в своих дневниковых заметках оставил две записи, «разоблачающие» чудо схождения Благодатного огня.

Во-первых, это слова некоего иеродиакона Григория, который «забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня» [2].

Во-вторых, следующая история, будто бы услышанная им из уст митрополита Дионисия. «В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в Великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники — Петроаравийский [архиепископ] Мисаил, и Назаретский митрополит Даниил, и Филадельфийский епископ Дионисий (нынешний Вифлеемский) — сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как Он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба» [3].

При внимательном рассмотрении эта история вызывает ряд вопросов. Во-первых, ни сам епископ Порфирий, ни его собеседник не являлись свидетелями подлога. Но митрополит Дионисий рассказывал это русскому иеромонаху, ссылаясь при этом на свидетельство архиепископа Мисаила. С самим архиепископом Мисаилом епископ Порфирий также на сей счет не общался.

Но зато непосредственно с архиепископом Мисаилом на ту же тему общался другой русский паломник — иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793–1794 годах, и мы видим, что сам архиепископ Мисаил говорил о Благодатном огне совсем иное: «Вшедшу мне, — сказывал он, — внутрь ко Святому Гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат “Господи, помилуй”, не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются» [4].

Епископ Порфирий и иеромонах Мелетий оба ссылаются на архиепископа Мисаила, но говорят прямо противоположное. Кому же верить? Логично допустить больше доверия тому, кто общался непосредственно с архиепископом, чем тому, кто слышал от третьего лица некую историю со ссылкой на архиепископа Мисаила. Тем более что и это лицо — митрополит Дионисий — также было весьма неоднозначным. Владыка Порфирий сам упоминает о том, что за подстрекательства к погрому католиков Иерусалимский патриарх «возымел желание сместить его» [5].

К тому же, сама история, приведенная епископом Порфирием, вызывает сомнения и в других отношениях. А именно, крайне сомнительно, что Ибрагим-паша вдруг так легко отказался и от своего слова и от возможности получить огромную денежную сумму с Иерусалимской Патриархии, едва только услышал имя российского императора. Из истории известно, что в других случаях ничто не мешало османским чиновникам вытягивать нужные им суммы из подвластных христианских общин, в том числе и иерусалимской. Это больше похоже на легенду, рассказанную русскому паломнику, чтобы польстить его национальному чувству.

Что же до рассказа некоего иеродиакона XIX века, который будто бы подсмотрел за кувуклией и убедился, что «никакого чуда нет», то мы имеем похожий рассказ священника Митрофана, который в ХХ веке решил подсмотреть за чудом, в котором сомневался, и описывает он совсем другое. «Я увидел, как Блаженнейший патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного огня, очень медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в мгновенье ока в его руках зажглись все четыре пучка свечей и лампада, словно их приблизили к пылающей печи» [6].

На каком основании мы должны верить рассказу безвестного иеродиакона больше, чем словам человека, святость и правдивость которого могут засвидетельствовать ныне живущие наши современники, знавшие его лично?

Тем более, что и епископ Порфирий отнюдь не является свободным от подозрений в недобросовестности, вызванной желанием подтвердить теми или иными подогнанными историями собственные специфические гипотезы. Он известен как человек, который отрицал сказания о чудесном явлении Богородицы на Афоне («Богоматерь не была на Афоне и быть там не думала»), считая, будто афонские монахи выдумали эту историю ради того, чтобы, обманывая паломников, увеличить доходы своего монастыря. А святителя Филарета Московского Порфирий, бывший тогда архимандритом, пытался убеждать в том, что греческие новомученики являются «самозванными мучениками», и что будто бы их специально готовят афонские монахи к мученичеству ради того, чтобы потом иметь у себя мощи. Святитель Филарет противостал такому взгляду, и в ответ «защищал афонцев и их мучеников, ссылаясь на пример древних страстотерпцев, которые сами вызывались на мучения и которых Церковь вписала в лик святых исповедников» [7]. В разговорах со святителем Филаретом отец Порфирий иногда «позволял себе в беседе употреблять резкие выражения, от которых он же и приходил в смущение. Отец Порфирий рассказывает, что при одном таком случае “владыка взглянул на меня значительно, и я прикусил свой язык… и перевел речь на другие предметы”» [8].

Как видим, епископ Порфирий был человеком весьма своеобразных представлений, относившийся с предубеждением к чудесам вообще и с большой предвзятостью — к греческому благочестию, выражалось ли оно на Афоне или в Иерусалиме. Учитывая такие его взгляды, совсем не удивительно, что он повсюду собирал байки и истории, которые могли бы эти предвзятые взгляды обосновать.

По-видимому, он сам был введен в заблуждение такими историями. Кто был в святых местах, тот знает, что возле них бродит немало сомнительных личностей, которые готовы рассказывать всякую чушь, лишь бы привлечь к себе внимание. Да впрочем, такое явление, как распространяемые с большим апломбом ложные сплетни, имеет место не только в святых местах. Думается, многие читатели имели неудовольствие это явление наблюдать, а то и пострадать от него.

То, что рассказанные епископом Порфирием истории являются ложными сплетнями, следует из того факта, что уже в близкое к нам время кувуклия Святого Гроба ремонтировалась, и никаких тайников за «отодвигающимися иконами» там обнаружено не было.

III. Архиепископ Полоцкий Мелетий (Смотрицкий) (1578–1633) и Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарис) (1572–1638)

Архиепископ Мелетий печально известен тем, что перешел из Православия в католицизм и с помощью разных интриг безуспешно пытался увлечь за собой свою паству. В 1627 году, уже совратившись в унию, он писал письмо Константинопольскому патриарху Кириллу (Лукарису), склоняя его к католицизму, и в нем, помимо прочего, писал о Благодатном огне как неподлинном, ссылаясь на слова самого Кирилла. «В[аше] Пр[еосвященство], вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря… вовсе не упоминает об этом знаменитом ежегодном чуде иерусалимском? На этот вопрос В[аше] Пр[еосвященство] отвечали мне в присутствии двух ваших домашних сановников… что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Иисуса Христа. Еще резче отозвался о том патриарх Иерусалимский, тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу. Таким образом, прискорбно сказать, наши православные единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться, предпочитают быть заодно с еретиками, каковы евтихиане, диоскориты и яковиты, нежели с католиками, которые чуда этого не допускают по [причинам] весьма уважительным, особенно при виде того, что в то время делают у Гроба еретики абиссинцы»[9].

Нужно сказать, что упомянутый Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарис) также печально известен тем, что отступил от Православия в сторону кальвинизма, что выразил в своем «Исповедании веры», совершенно кальвинистском и по духу, и по букве. «Исповедание» Кирилла Лукариса как ересь осудили подряд шесть православных Соборов: Константинопольский 1638 года (на котором был анафематствован сам Кирилл Лукарис), Киевский 1640 года, Ясский 1642 года, Константинопольский 1672 года, Иерусалимский 1672 года и Константинопольский 1691 года[10].

Если мы посмотрим на взгляды и особенности биографии обоих этих «православных» архиереев, то становится неудивительным, что они отрицали подтверждающее Православие чудо Благодатного огня: один из них перешел в католицизм, а второй de facto был протестантом по вере. Неконкретная ссылка Мелетия на Иерусалимского патриарха также в этой связи не заслуживает доверия, тем более что он не стал приводить само патриаршее высказывание. Впрочем, учитывая то, сколько раз он переходил то в унию, то обратно в Православие, в том числе с торжественным сжиганием собственных книг и отказом от своих слов, нужно признать, что свидетельство такого человека имеет весьма малый вес, если вообще имеет.

Не лишне напомнить, опять же, что ни Мелетий, ни Кирилл сами не присутствовали при молитве в кувуклии во время схождения Благодатного огня. Всё, на что они опираются — собственный скептицизм и чужие слова.

IV. Гевонд — некий священник Армянской Церкви

Ссылаются скептики также и на слова некоего священника из Армянской Церкви, опубликованные на одном из армянских форумов. Эти слова вызывают удивление в том плане, что приводить их как свидетельство отсутствия чуда Благодатного огня стали атеисты. Удивляет это потому, что сей священник утверждает, будто ежегодное чудо в Иерусалимском храме появилось по молитве святого Григория, просветителя Армении (IV в.), а далее пишет: «Мы в Иерусалиме не называем [это чудо] Благодатным огнем, но Светом — Луйс, ибо для нас это прообраз Христа: “Я есмь Свет”, как и говорил Господь. На протяжении истории были случаи, когда чудесным образом зажигались свечи на Гробе…». Итак, само чудо этот священник Армянской монофизитской Церкви вовсе не отрицает. Он отрицает его только в отношении Православной Церкви, которая будто бы «обманывает своих верующих, что огонь с небес сходит». Вот как, по его мнению, обстоит дело. «К двум часам дня открывают двери, и греки вносят туда закрытую (зажженную) лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на третий круг к ним присоединяется армянский архимандрит, и вместе продвигаются к дверям. Первым заходит греческий патриарх а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба, став на колени, вместе молятся. После первым свечи от зажженной лампады зажигает грек, а потом армянин».

Причины, по которым некий священник Гевонд решил это написать, обозначены им во вступлении: «сей “огонь” стал собственностью православных. “Огонь” приводится в доказательство Православия, то есть именно молитва православного и низводит с небес этот “огонь”. “Огонь” доказывает, что только календарь православных истинен, ибо только в этот день и сходит “огонь”», что Гевонда, как неправославного, сильно неустраивает.

Непонятно только одно: если весь «фокус» греков состоит в том, что они на виду у всех проносят в кувуклию зажженную лампаду, от которой потом во время службы зажигают свечи и раздают их, то зачем армянское духовенство вообще участвует в этом обряде, и почему то и дело происходят случаи, когда армянские клирики пытаются насильно отнять у греческого патриарха свечи, зажженные от Благодатного огня, — неужто просто спичек не было?

V. Диакон Андрей Кураев, ссылающийся на Иерусалимского патриарха Феофила III

Диакон Андрей Кураев после возвращения из Иерусалима в апреле 2008 года, где присутствовал при беседе патриарха Феофила с журналистами из России, запустил в интернет следующее утверждение: «Не менее откровенным был и его ответ о Благодатном огне: “Эта церемония является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о Воскресении от кувуклии разошлась по миру”. Ни слова “чудо”, ни слова “схождение”, ни слов “благодатный огонь” в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Здесь мы видим интерпретацию слов патриарха, осуществляющую явное насилие над самим содержанием текста. Патриарх никоим образом не отрицает чуда схождения огня, но лишь говорит о его значении.

Что скрывается за словом «representation», которое отец Андрей оставил без перевода? Англо-русский словарь Мюллера дает следующие значения: «1) представление, изображение; 2) изображение; образ; 3) (часто pl) утверждение, заявление; 4) представление, спектакль; 5) представительство; 6) протест».

Видимо, отец Андрей понял это слово в четвертом значении — «представление как спектакль», однако это явно несообразная интерпретация, потому как тогда получится перевод: «Это церемония, которая является спектаклем, как и все другие церемонии Страстной седмицы», что подразумевает, будто Иерусалимский патриарх вообще богослужения Православной Церкви считает «спектаклями».

На самом деле видно, что патриарх употребил слово «representation» в его более употребительном значении, и в таком случае ничего «крамольного» в его словах нет: это, дескать, церемония, которая является образом, как и все другие церемонии Страстной седмицы… «мы в этой церемонии являем образ того, как весть о Воскресении от кувуклии разошлась по миру». К слову, «ceremony», тоже оставленное без перевода и просто транскрибированное отцом Андреем, имеет основное значение «обряд», а среди неосновных — «этикет, формальность» (по Мюллеру). Если уж нам захотелось уязвить Иерусалимского патриарха, то отчего бы и здесь не поиграть смыслами при переводе, например в таком духе: «не менее откровенным был и его ответ о Благодатном огне: “Это формальность, которая является спектаклем, как и все другие формальности Страстной седмицы”»?

Наконец, о том, что слова и интерпретации диакона Андрея Кураева не соответствуют действительности, заявил глава попечительского совета фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, который и организовал ту самую поездку журналистов на Святую Землю. «Честно говоря, я огорчен интерпретацией, которая дана на сайте Кураева… Запись высказываний патриарха, сделанных на английском языке, имеется с упоминанием священного огня на английском языке — “Holy fire”. На мой взгляд, никакого основания для трактования высказываний Иерусалимского патриарха как толкований, которые по сути дела отрицают святость этого события, нет».

Кстати, если уж обращать внимание на то, что говорят Иерусалимские патриархи о Благодатном огне, то почему бы не вспомнить слова предыдущего патриарха — Иринея I: «Червяки и мусор те, кто не верит в Благодатный огонь!»

Три вопроса скептикам

Неудивительно, что атеисты, еретики и раскольники так ухищряются опровергнуть подлинность чуда Благодатного огня. Удивительно, что иногда к ним присоединяются и православные, утверждая, что, будто бы, ничего страшного в отрицании подлинности этого чуда нет. Как будто верующему человеку безразлично — посылает ли Господь знамение, или же на протяжении более 1000 лет Иерусалимские патриархи и архиереи, среди которых немало прославленных в лике святых, цинично обманывали и обманывают православных всего мира, причем накануне самого главного православного богослужения.

Любой мало-мальски порядочный человек разницу между тем и другим очень даже замечает.

А образованный православный человек еще и знает, что эта разница недвусмысленно обозначена в постановлениях поместного Константинопольского собора 1084 года: «Тем, которые вместо того, чтобы с чистой верой, в простоте сердца и от всей души признавать за несомненные события великие чудеса, совершенные Спасителем нашим и Богом, нетленно родившею Его Владычицею нашею Богородицею и прочими святыми, силятся посредством мудрований выставлять оные невозможными или перетолковывать так, как им кажется, и упорствуют в своем мнении, — анафема».

Лично я не могу счесть убедительными возражения критиков Благодатного огня по целому ряду причин. Например, мне непонятно, как все их гипотезы, кстати, противоречащие друг другу, могут объяснить, например, тот факт, что в IX веке мусульманский правитель Иерусалима приказал вставить металлические (медные) фитили в лампады, и, несмотря на это, на виду у всех сошел огонь и загорелись медные фитили. Свидетельствуют об этом как греческие источники (Никита Клирик), так и арабские (Бируни). Непонятно, как объяснить «зажигалкой в кармане» примеры, когда возгорания свечей происходят вне кувуклии на глазах паломников, когда огонь нисходит от икон и т.п.

Но в особенности возникают три вопроса, на которые мне не удавалось встретить явного ответа ни в одной «скептической» статье.

1. Всполохи света

Нередко (хотя и не каждый год) паломники наблюдают перед схождением Благодатного огня всполохи голубоватого света в храме, подобные тому, какие бывают при вспышках молнии. Они зафиксированы и на видеопленку (см.: http://www.holyfire.org/image/blist.mpg). Скептики уверенно убеждают, что эти всполохи есть ни что иное, как вспышки фотоаппаратов. Определенное сходство есть, хотя фотовспышки гораздо слабее и не имеют такого оттенка.

Но возникает еще одна загвоздка: как быть с тем, что древние свидетели чуда описывали то же самое явление?

Никита Клирик, посетивший Иерусалим в 947 году, пишет: «Архиепископ еще не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь исполненною неприразимым и Божественным светом, так что благочестивый народ передвигался то в правую сторону, то в левую… При таком неожиданном светоявлении все исполнены были изумления, да и самые безбожные агаряне были поражены и устыжены… в нынешнее время Божественное светоизлитие распространилось по всей церкви» [11].

Игумен Даниил, посетивший святые места в 1106–1107 годах, свидетельствует: «Тогда внезапно и засиял святой свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое» [12].

Паломник Трифон Коробейников, побывавший в Иерусалиме в 1583 году, утверждает, что в храме «огнь ходит… как молния с небеси»[13].

Напомню, что ни в Х, ни в XII, ни в XVI веке фотовспышек не существовало.


2. Документальные подтверждения того, что Благодатный огонь не опаляет

Если мы посмотрим хотя бы на видеокадры, выложенные в интернете, или показанные по телевидению в прямом эфире (НТВ, 26.04.2008), то увидим, к примеру, что в одном случае паломник держит руку в пламени от целого пука свечей, в другом случае другой паломник умывается огнем, поднося его в течение продолжительного времени к самому лицу.

На всякий случай напомню, что в обычном огне, а особенно над ним, очень сложно продержать руку даже одну секунду. Любой сомневающийся может проверить это прямо сейчас, подержав свою руку или над горящей спичкой, или над зажженной свечой, или над зажигалкой, в общем, над любым обычным пламенем. Сможет ли он продержать руку пять секунд, или хотя бы три? Только не забудьте запастись противоожоговой мазью и бинтами.

Примечательно, что вышеупомянутый молодой атеист, год назад распространивший в интернете свои «разоблачения» Благодатного огня, помимо прочего, приводил видео, где он проводит рукой над обычными свечами. И хотя ему казалось, что это неотличимо от того, как делают паломники, нетрудно заметить, что на протяжении четырехсекундной съемки он четырежды отдергивал руку из пламени, чего про запечатленных на видео паломников сказать нельзя.

Таким образом, либо нам придется признать, что вот этих запечатленных на видеосъемке людей Благодатный огонь не обжигал, либо же Господь каждый год в Великую субботу совершает не менее удивительное чудо превращения обычных людей в Муциев Сцевол при соприкосновении с огнем в храме Гроба Господня. Иными словами, либо перед нами чудесный огонь, либо перед нами чудесные люди, не чувствующие боли от обычного огня.


3. Иные ежегодные православные чудеса

То упорство, с которым скептики, придерживающиеся разных взглядов, обрушивают свою критику на событие, происходящее в Великую субботу, становится еще менее понятным, если обратить внимание на тот факт, что схождение Благодатного огня в общем-то далеко не единственное чудо, которое регулярно происходит в православном мире и которое доступно для любого, желающего убедиться в его истинности.

 Например, известно чудо со змеями на греческом острове Кефалония, в селении Маркопуло. Здесь некогда была женская обитель, на которую напали пираты. Монахини молились о спасении перед иконой Божией Матери «Лонгобардская». И случилось чудо: когда пираты сломали ворота, то вместо монахинь увидели змей и в страхе убежали. Теперь каждый год, строго в праздник Успения Божией Матери, в церковь, стоящую на месте монастыря, во время литургии приползают змеи со всего острова. На протяжении всей службы они находятся среди людей. Змей трогают, берут на руки, вешают на шею, но они никому не причиняют вреда. После службы они уползают из храма и не возвращаются до следующего года. Все это заснято на видео, и любой может в том убедиться самостоятельно, съездив на Кефалонию 15 августа.

Известны и другие регулярные чудеса, даруемые Господом для укрепления православных христиан, но в данном случае достаточно упомянуть кефалонийское. Если православные и неправославные скептики отрицают чудо схождения Благодатного огня, то что они тогда скажут об этом чуде? Какими зажигалками приманивают этих змей? Если в случае Благодатного огня все спекуляции крутятся вокруг того факта, что чудо происходит в кувуклии, куда имеет доступ только патриарх, то здесь все чудо происходит на виду у мирян.

Видимо, против Благодатного огня безверы, еретики и раскольники восстают больше всего потому, что его существование сильнее всего жжет их души.

* * *

В короткой статье невозможно упомянуть всех свидетельств о Благодатном огне и всех связанных с ним историй, поэтому интересующимся можно порекомендовать посетить сайт «Чудо схождения Благодатного огня», где, в том числе, критически разобраны и другие попытки оспорить подлинность этого чуда Божия.

В заключение не лишне будет привести слова еще одного непосредственного свидетеля чуда, нашего современника, епископа Благовещенского Гавриила.

– Вы видели, как сходит пасхальный огонь?

– Да, я видел два раза. Тогда еще был жив архиепископ Антоний (Завгородний). И когда в Великую субботу патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я. И мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи.

– Огонь прямо на этом камне горит?

– На камне. И все лампады горят. И весь камень покрыт огнем… Это надо видеть! Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам: горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор — и весь покрыт огнем. Ни копоти нет, ничего… Просто горит огонь — и всё [14].


Примечания


[1] Дмитриевский А.А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во святом Иерусалиме IХ–Х в. Казань, 1894. С. 175–179.
[2] Книга Бытия моего. Дневники и записки епископа Порфирия Успенского. СПб., 1894. Ч. 1. С. 671.
[3] Книга Бытия моего. СПб., 1896. Ч. 3. С. 299–301.
[4] Цит. по: Авдуловский Ф.М. Святой огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 1887. С. 46–47.
[5] Книга Бытия моего. Ч. 3. С. 231.
[7] Лебедев А.П. «Великий в малом…». Исследования по истории Русской Церкви и развития русской церковно-исторической науки. СПб., 2005. С. 344.
[8] Подробнее об этом см.: Горожанин А. В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих // «Благодатный Огонь». 2007, № 17.
[9] Ивинский П. Восточно-славянская литература в Великом княжестве Литовском. Вильнюс, 1998. С. 111–112.
[10] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. С. 852.
[11] Пападопуло-Керамевс А.И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894. С. 10–11.
[12] Житие и хожение Данила Русьскыя земли игумена // Книга хождений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984. С. 77.
[13] Цит. по: Авдуловский Ф.М. Святой огонь… С. 27.
[14] Беседа с епископом Благовещенским Гавриилом/Православие.ru



Благодатный Огонь, № 18, 2008 год





Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Роман 25.04.2019 в 19:18:31

Да же если на мгновения предположить, что атеисты правы, мол, это не чудо и это фальсификация, то, что тогда, миллиарды людей за всю историю огня были несчастными людьми, которых обманывали, да и мы с вами современные христиане тоже, самый из несчастных людей на земле, многочисленные свидетельства чудес благодатного огня, это что же и они лжецы или фанатики? Но, огонь сошел с неба! Извещая всем верным живущим на земле, что Христос воскрес, и свет огня Его поддерживает горящие светильники душ, идущих по жизненному пути ко Христу. Бойтесь нечистые, отскакивайте от его жара, улюлюкайте несчастные слепцы, в темноте своей вы прячетесь и думаете что тьма ваша это свет, то какова же для вас будет настоящая тьма.

Михаил Яблоков 06.04.2018 в 10:26:12

«К двум часам дня открывают двери, и греки вносят туда закрытую (зажженную) лампаду и кладут на Гроб».
Если лампада сверху закрыта (а это именно так), то в ней не будет гореть огонь, так как для поддержания горения необходим кислород. Это очевидные вещи )

Марина 15.04.2017 в 15:43:30

Слава Богу за всё! Радость такая на душе, Господь её нам дарит!
С наступающим Праздником дорогие братья и сестры! Спаси Господи тех, несчастных, которые сомневаются! Это очень тяжело, не верить явным чудесам, эти люди страдальцы!

Геннадий 13.04.2017 в 22:51:19

Роману:
Вы что-нибудь слышали о схождении Благодатного Огня в 1923 году, сходил ли он?

Роман 13.04.2017 в 21:28:16

Геннадию:
В 1579-1608 году еретики пытались помешать, но кто может силу Господню остановить, и возгорелась колонна пред входом в храм Гроба Господнего.

Геннадий 13.04.2017 в 13:22:17

Схождения Благодатного Огня никогда не отрицал и не отрицаю, но у меня вопрос, если Благодатный Огонь не сойдёт, узнаем ли мы правду? Ведь за последний год много чего произошло, не стоит забывать "реконструкции" Гроба Господня, для проведения которой были допущены еретики.

Протопоп Олег 30.04.2016 в 16:04:24

Слава Богу, сошел Огонь! Смотрел по НТВ схождение Благодатного Огня, в который раз - ПОТРЯСАЮЩЕ! Патриарха Феофила явно держали под руки обессиленного со свечами в руках. Не знаю, у кого какие сомнения, типа Кураева, но, у нас была там одна монахиня м.Варвара. Она подняла на свой игуменский посох пучок свечей и он вспыхнул сам, когда огонь еще только несли по храму. Так, стоящие рядом стали целовать ей руки, когда она опустила свой посох вниз. Все зависит от искренней веры человека, по ней дается ему чудо. Может сердце вместить - вмещает, не может - отторгает.

ТАТЬЯНА 30.04.2016 в 14:52:47

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ СОШЕЛ! СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ НАШ, СЛАВА ТЕБЕ!

ТАТЬЯНА 28.04.2016 в 21:10:23

Вот обязательно надо все объяснять с рациональной и логической точки зрения?! Пусть будет ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ! Ведь сама ЖИЗНЬ - ЧУДО. А мы унылы, с перекошенными скептическими улыбками живем так, как будто нас СИЛОЙ заставляют. Я ВЕРЮ в Чудный Огонь, потому что ВЕРЮ в НАШЕГО СПАСИТЕЛЯ! ВЕРЮ и точка.

Сергий. 28.04.2016 в 20:47:56

"... видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает" (с)
Откуда очевидцу, а не сочинителю знать, что лампада никогда не угасает?

Наталия 28.04.2016 в 15:55:02

Мои иерусалимские друзья, работающие в сфере туризма, говорили, что Благодатный Огонь вот тем самым синим цветом, о которым рассказывал Владыка Гавриил, постоянно присутствует в Храме, и иногда это некоторым удавалось видеть, но "проявляется" он в своей силе на ПАСХУ, так что в Храме Гроба Господня всё в Его Огне. Что нисколько не убеждает не верующих во Иисуса Христа.

тихий омут 11.04.2015 в 22:39:58

У Эдуарда Ходоса я нашел просто шокирующую информацию про томящегося в клетке несправедливо низложенного патриарха Иринея и про поставленного дельцами из ХАБАД патриарха Феофила: https://youtu.be/FyVGYgPRowg Кстати, патр. Иринея держат, по словам Ходоса, в помещении на крыше храма Гроба Господня, чтобы благодаря этому Благодатный огонь продолжал сходить. Ну, а про патриарха Феофила в указанном видео можно посмотреть такие кадры, что вопрос о наименовании им чуда неким "представлением" сам собой разрешится,... Меня удивляет только, что в России обо всем этом не знают или предпочитают не говорить.

Людмила Смирнова 19.04.2014 в 15:30:40

Сошел Благодатный Огонь, трансляция украинского канала! Христос Воскресе!

Русич 19.04.2014 в 09:11:24

батюшка, критиканы в свое время опомнятся, и не будут тратить время на глупости. прославят еще Бога своего, яко благ Господь!

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 17.04.2014 в 23:17:41

Православные имеют сверх-космическое чудо: Таинство Евхаристии, которое навечно дал нам в дар Сам Бог. Это чудо предельно явственно и истинно. В нем и физическая реальность, и высочайшая мистика. Для самой по себе веры более ничего и не требуется. "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек" (Ин. 6, 53-58).
Однако в разных целях, как знамение, Господь дополнительно являет нам еще много достоверных чудес. И к каждому из них мы относимся в высшей степени благоговейно. Но трезвенно и без экстаза. А всяческие критиканы пусть идут своими "широкими вратами и пространными путями" (МФ. 7. 13-14).

прот. Алексий Касатиков 15.05.2013 в 01:00:04

Христос Воскресе!
В 2005 году я был в храме Гроба Господня в Великую Субботу. Я сам и все бывшие со мною своими глазами видели и многочисленные сполохи, которые не являлись вспышками фотоаппаратов, хотя и тех было много, и даже молнии, самые настоящие, которые пролетали под куполом Храма и запечатлены на видеосъёмке. Слышали и гром, бывающий при этом. Не знаю, как всё это можно произвести с помощью мифической "зажигалки". Видели и молнию, которая ударила в лампады за секунду до того, как на Голгофу, где мы были всё это время, принесли факел Благодатного Огня (пучок из 33 свечей). Лампаду при этом она не зажгла, хотя вызвала огромный пучок искр.
Но самое главное, мы видели не только море Огня после его схождения, не только море сизого дыма от зажигаемых и гасимых свечей, но и море радости в людях, которые до этого были раздражены, усталы, недовольны. И было от чего. Например, наша группа, чтобы попасть в Храм встала в 03:30, и провела на стогнах Иерусалима, переполненных народом так, что и руку к лицу поднять было трудно, при постоянных нападках местной полиции, которая ни одного слова не сказала ни по английски, ни по гречески, ни по русски, до 11:00, пока не вошли в Храм. Не мы одни были столь измучены. Однако, после схождения Благодатного Огня все словно забыли об усталости и радовались не только огню, но и друг другу. Одно недовольное лицо я всё же увидел - еврейский полицейский на верхнем ярусе, мне показалось, что он печален от того, что ещё год, как минимум, ему придётся прожить без их Мошиаха (по нашему - антихриста), да ещё представительный армянский священник на том же верхнем ярусе независимо от православных чиркнул спичкой и зажёг свой "незалежный" пучок свечей, не оскверняясь общением с православными "еретиками". Эти двое, думаю, были единомысленны с теми "православными", что отрицают чудо Благодатного Огня.
А ещё одно чудо, на которое, кажется, мало обращают внимания, состоит в том, что при всей немыслимой давке и скоплении народа в Великую Субботу, я ни разу не слышал о задавленных людях (может быть, только я не слышал? В этом случае прошу сообщить). Это такой контраст с, например, Меккой, где во время хаджа при сходных условиях гибнут ежегодно несколько десятков человек.
Бедные! Несчастные "православные" скептики! Ведь в Будущем Веке они будут воспринимать Благодатный Огонь как тот самый "огонь негасимый", в существование которого они также не верят! А как ещё они могут воспринимать Его, если они же будут вопиять горам: "Падите на нас, чтобы укрыть нас от Лица Божия!" Если уж вид Милосердного Лица Божия, Которое хотели видеть цари и пророки, для них будет настолько мучительным, то Благодатный Огонь будет жечь их огнём нестерпимым и непрекращающимся. Ведь именно Любовь Божия, которую отвергают эти несчастные будет для них источником мучений. А лучше сказать, отвержение ими этой Любви.
Дай им, Боже, исправить свои кривые и гордые мнения!

Анатолий 04.05.2013 в 17:19:54

Прежде всего, это дело веры и ее обретения. Одно дело, когда человек обрел веру и крепок в ней. Другое, когда он без веры в Бога (т.е. верует сатане). Тогда его никакое чудо не убедит. А все отрицания и попытки диффамации направлены на колеблющихся. Исаак Ньютон (верующий) определил, что наука моет заниматься только воспроизводимыми явлениями и не может заниматься артефактами. Чудо благодатного огня такой редкий пример воспроизводимого в определенных условиях чуда (но не в определенное время!). Так что оно может явиться предметом изучения и подтверждения. Конечно, в меру наших сегодняшних знаний. Но нуждаются ли в подтверждении науки верующие? Если они веруют, то нет.

Анна 04.05.2013 в 15:41:07

15:15 04.05.2013
Огонь появился по молитвам о ниспослании чуда патриарха Иерусалимского Феофила III и тысяч паломников, которые в Великую субботу накануне Пасхи заполнили храм Гроба Господня, площадь перед ним и прилегающие улицы.
РИА Новости http://ria.ru/society/20130504/935813646.html#ixzz2SK59bNcx
По НТВ трансляция Схождения Благодатного огня идет в записи.
Благодатный Огонь сошел в 15:15.

Сельскiй бригадиръ 03.05.2013 в 08:46:39

В.Семенко
***итоговый, синтетический богословский анализ проблемы представлен в моей статье...***
Не увидел в Вашей статье никакого "итогового синтетического анализа" схождения Благодатного огня. Итоговый синтетический анализ содержится в статье иеромонаха Иова (Гумерова) "Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков" (http://www.blagogon.ru/digest/184/).
Со Святым Великим Пятком!

В.Семенко 03.05.2013 в 00:35:07

Хорошая статья, как и по большей части все, что пишет диакон Георгий. Однако в своем роде итоговый, синтетический богословский анализ проблемы представлен в моей статье "О Благодатном огне и богословском рационализме", которая появилась в сети в 2009 году и включена в мою известную книгу "Как разрушают Церковь", то есть вполне могла быть известна автору. (См., напр.,: http://pravaya.ru/leftright/472/16186). В ней показано, что чудо Благодатного огня не сводится только к тому, что происходит на Пасху на Гробе Господнем в Иерусалиме, а относится к самой сердцевине духовной традиции Православия. Эту работу автор, к сожалению, проигнорировал.

Рогов 03.05.2013 в 00:24:40

Самое страшное в том, что в душе современного человека не остается совершенно пространства для чуда. Им не важно, какое из чудес подвергать сомнению. Главное - сомневаться. И если мы перестанем быть детьми, готовыми к восприятию чуда, то скоро погибнем. А проверять научными способами чудеса вообще не имеет смысла. Бог идеже хощет побеждает естества чин. Помнится, иудеи готовы были и Лазаря убить, чтобы скрыть чудо.

Лариса С. 02.05.2013 в 23:26:14

Как это похоже на то, что описано в Евангелии: Христос родился, жил, ходил по земле, творил чудеса, а рядом были те, кто не верил, не видел или не хотел этого видеть. Почти сто лет назад святителю Луке Войно-Ясенецкому атеисты тоже бросали в лицо слова, что Бога нет, ведь Его никто не видел. На это владыка блестяще отвечал, что он, как хирург, сделал много операций на головном мозге человека, но ума и совести там тоже не видел...
И очи имеют - и не видят... Они не хотят его видеть, а он горит! Они не хотят о нем слышать, а он горит! Они не хотят о нем знать, а он горит! И в свое время они встретятся с ним и он попалит их, грешных...
Через два дня - Пасха! В субботу мы все будем ждать радостную весть о том, что в Иерусалиме вновь сошел БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ. А это значит, что Господь с нами! Да воссияет СВЕТ! Да скроется тьма!

р.Б.Ирина 02.05.2013 в 13:05:36

Все наукообразные исследования вокруг этого чуда не выдерживают никакой критики. Как можно исследовать естественными средствами то, что сверхъестественно?.. А всякого рода иудействующим кураевым и минаевым не будет прощения за хулу на Святого Духа. Ибо Источник Благодатного Огня тот же самый, что сошел на Апостолов в день Пятидесятницы.

Священник Андрей Хвыля-Олинтер 02.05.2013 в 07:02:22

Здесь поражают два обстоятельства: Одни, чистые сердцем, явственно и реально соприкасаются с чудом. Другие, в одно и тоже время и рядом с ними, ничего не видят. Потому что заслонены глаза их собственной нечистотой. Чудо и анти-чудо оказываются вблизи. Все зависит от внутреннего состояния человека. Господь все видит и каждому дает по мере его..

Виктор О 15.04.2012 в 14:55:06

Христос Воскресе!!! Благодатный огонь снова сошел с небес знаменуя победу Христа над адом и смертью! Увы вам модернисты и все враги Истины! Бог не оставил Свой народ и впредь не оставит! "Часто после Победы следует ряд поражений, но окончательный исход всех сражений уже предрешен. Бывает иначе: какое-то поражение предопределяет окончательный провал, хотя еще случаются отдельные "триумфы". Вся история нашего мира разве не говорит об этом? Казалось бы, зло торжествовало и диавол овладел всем миром, но победа Христа, для многих вначале вовсе не приметная, казавшаяся даже полным поражением христианства, эта победа определила окончательное разрушение царства зла. Да, после Крестного подвига Спасителя и торжества христианства еще предстоит земле крайнее засилие зла, царство антихриста; христианство будет казаться уничтоженным, изгнанным из мира. Однако победа предрешена: придет Царствие Божие! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!!!!

Михаил Ершов 14.04.2012 в 18:05:39

Чудо Благодатного Огня не нуждается в защите. ...порфирии успенские, кураевы и исидоры минаевы всегда были и не переведутся. Неверующие сами себя осуждают... Благодатный огонь сошел. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! Христос Воскресе!

Людмила 12.04.2012 в 23:55:24

Цитата: "...Ни слова “чудо”, ни слова “схождение”, ни слов “благодатный огонь” в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог".
А как бы Вы хотели, чтобы Кураев прокомментировал? Только таким образом и не иначе можно служить двум господам, дабы и тому было хорошо, и другому не хуже. Это же каким надо быть гибким ПРИСПОСОБЛЕНЦЕМ ко всему, что касается времени и соответствующих ситуаций, и к соответствующим персоналиям?! Как звучит в просторечье: одновременно и нашим и вашим... Потому и держится "на плаву" сей "диакон" вот уже несколько десятилетий к ряду, не веря и не доверяя и ни тому, и ни другому. И, представьте себе, плавает и по сей день. Право же уметь надобно..., но только временно, на Земли.

Читатель 12.04.2012 в 15:27:46

Чем модернистам так Благодатный огонь неугоден? Зачем опровергать такое радостное, укрепляющее веру, надежду и любовь явление? Зовут людей в Церковь, а сами ее позорят и клевещут на нее. Думают, если Благодатный огонь перестанет сходить, им от этого легче, веселее и спокойнее жить станет. Утешаются: грешим как хотим, а никто нас не наказывает, наверно нет там ничего... ха-ха... А тут такое чудо: прямо с неба огонь (!); светит, но не обжигает (холодную плазму можно получить лишь в специальных лампах, на какую-то долю секунды. В природе такого явления просто не существует). Не обжигает до поры...
Для модернистов вообще тема огня больная тема, но Бог им Судия. Спасайтесь!

Игорь Б 12.04.2012 в 01:52:59

Дьявол постоянно без перерыва внушает всем душам прелесть-вранье. Но Господь мудр не по человечески, ибо Он всех любит, которых сотворил. И где во имя Его собрались двое трое, - то Он посреди них. Сошествие Благодатного огня может быть не только в одном месте, в Иерусалиме, но и в других местах планеты, где есть праведники истинной веры. Но Иерусалим записан в святых писаниях в месте с пророчествами. Там и Господь наш принес Свою жертву искупления за всех человечков земли.

vlad 22.04.2011 в 19:56:30

Я понимаю, что ссылка может быть истолкована по всякому, но неверующего в принципе невозможно убедить, он всегда найдёт что нибудь. Но вот, уж не знаю насколько это достоверно: http://analitika.at.ua/news/rossijskiy_ucheniy_dokazal_chto_blagodatnyj_ogon_imeet_bozhestvennoe_proiskhozhdenie/2011-01-07-38489
Для меня и раньше аргументом было время, невозможно обманывать на протяжении тысячелетия, и столетия контроля мусульманами..

Михаил, Москва 20.04.2011 в 21:03:07

Сегодня, в Великую Среду, когда Господь наш Иисус Христос был предан Иудой, появился опус начальника духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Исидора (Минаева), где он, как и Кураев 3 года назад, пытается убедить читателей в естественном происхождении Благодатного огня: Кураев - от зажигалки в кармане Иерусалимского патриарха, а Минаев - от лампады в Кувуклии (http://www.blagogon.ru/digest/198/). Ясно, что статья о. архимандрита Исидора носит явно заказной характер. Возможно, из кругов ОВЦС. Эту статейку сразу перепечатал "Портал-Кредо", "Религия и СМИ", ну и конечно сам Кураев в своем ЖЖ.
Так что атеистов в рясах снова мучает Чудо Благодатного огня. Прямо жжет их Благодатный огонь на Страстной Седмице!

Россиянин 20.04.2011 в 12:57:22

Я свидетельствую, что в группе паломников был на схождении Благодатного огня и изучал его свойства. Я физик по своему высшему образованию и профессии. Этот огонь, несомненно, обладает сверх-естественными (но не противоестественными!) свойствами. И все события при его схождении несут в себе Благодать и великую молитвенную силу. Духовные циники изначально не принимают свидетельств о Благодатном огне и не видят чудес из-за своей извращенной веры.

Екатерина Домбровская 20.04.2011 в 12:18:37

Блестящая подборка! Спаси Христос!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс