Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Пощадите Церковь на земле Украины

11.06.2014
Ян Таксюр


От редакции: Эта статья была написана четыре года назад, в 2014 году, после прихода к власти на Украине вооруженным путем киевской хунты. Но своей актуальности статья не потеряла до сих пор, особенно ввиду того, что в апреле 2018 года Верховная Рада Украины поддержала обращение П.А. Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». При этом Украинская Православная Церковь Московского патриархата, как имеющая каноническую связь с Вселенским Православием, не обращалась к патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви на Украине, и не уполномочивала на это ни т.н. «президента» Порошенко, ни депутатов Верховной Рады Украины. В связи с этим упомянутые инициативы киевской хунты являются превышением власти, а также вмешательством в церковные дела. Есть основания полагать, что на самом деле под предлогом создания «единой украинской Церкви» сегодня скрываются очередные попытки узаконить церковный раскол.

 

За последние годы немало написано и сказано о той группе священнослужителей, которая активно выступает за отделение УПЦ от Московского патриархата. Люди эти многим известны. Их объединяют идеи украинской автокефалии, изменения богослужебного языка и тот общий антимосковский, антироссийский дух, который у нас иногда принимают за проукраинский. Не один год пребываю с отцами и владыками в горячей внутренней полемике. Однако сегодня решил обратиться к ним с письмом. Не как судья. Но с позиции рядового чада церкви, глубоко обеспокоенного судьбой народа Божьего и его пастырей.

Досточтимые отцы!

Прошу простить меня, если придётся сказать вам нечто горькое. Среди вас есть те, кто учил меня, исповедовал, кого я по-человечески любил. О ком молюсь. Но когда я переступил порог церковной ограды, мне объяснили (в том числе и вы объясняли), что Церковь — это наша Мать. И я твёрдо в это поверил. И когда сегодня моей Матери угрожает опасность, когда нечто похожее на болезнь, на духовную порчу проникает в неё, захватывая тысячи душ моих братьев и сестёр, молчать и смущённо прятать глаза более не могу. Прошу вас спокойно, как на исповеди, выслушать мои вопросы, тревоги, недоумения. Поверьте, наболело немало. Пришлось даже разбить наболевшее на разделы и пронумеровать. Ну, как уж получилось...


1. О вашей активности

В последние месяцы ваша активность усилилась. В мае на международном симпозиуме в Торонто, проходившем под покровительством Константинопольского Патриарха, от имени УПЦ был сделан доклад «Украинская Православная Церковь в поисках украинской идентичности». В докладе, как и в недавних ваших заявлениях по поводу ситуации в стране, вновь затрагивается весь обычный набор тем, остро вас интересующих. Необходимость скорейшего отрыва от Москвы и автокефалии. Придание УПЦ национального облика с тем, чтобы украинцы чувствовали себя тут «своими». Как всегда, с разной степенью неудовольствия поминаются: Святейший Патриарх Кирилл, русский мiр, так называемые «политические православные», «сподвижники Януковича в церкви», и выражена полная поддержка действиям нынешней власти.

Замечу, дорогие отцы и братия, по всем этим вопросам наши взгляды не совпадают. По всем имеются недоумения, о которых будет сказано. Но для начала хочу спросить.

Вам не кажется, что сегодня, когда на земле Украины, где вы призваны проповедовать Христа и служить в Его Церкви, люди убивают друг друга, такая «организационная активность» не совсем уместна?

Гораздо важнее сейчас услышать от священства призыв к взаимному пониманию и, главное, прекращению убийств. Стоит ли представителям Церкви именно теперь (вольно или невольно) способствовать каким-либо размежеваниям, делить крещённых православных сограждан на политически правильных и неправильных, поддерживать поиск «исторических и национальных обид»? Неужели неясно, что сегодня за всем этим могут последовать новые жертвы? От вас логичнее было бы услышать призыв не разделяться, не разжигать ненависть, что бессовестно делает большинство СМИ, но исполнять закон Христов, закон любви. Однако, складывается впечатление, что вы сознательно хотите использовать общественную нестабильность, диктат преступных группировок, принявших облик политических организаций, и поднятую волну «москвофобии и русофобии», для продвижение вашего главного проекта — «переформатирования» Церкви.

Но ведь Церковь есть Тело Христово. Так меня учили, и я понимаю это не «поэтически», а как величайшую духовную истину. Но тогда выходит, что для преобразования богочеловеческого организма вы используете мирские, суетные и крайне сомнительные средства. Оставляя при этом в стороне вещи гораздо более страшные, трагические. И такая ваша нечувствительность к подлинным бедам — кровь, взаимная ненависть, ведущая мирян в вечную погибель — и слишком горячая привязанность к одним и тем же вашим целями, на мой взгляд, крайне тревожный знак. Здесь признак непорядка, опасной смены приоритетов и серьёзного нездоровья в УПЦ. (Мысль о том, что вы преследуете интерес корыстный или выполняете чей-то заказ, гоню от себя и рассматривать отказываюсь.)


2. Одна неожиданная цитата

Митрополит Андрей Шептицкий, униат, человек, который вряд ли может для нас являться авторитетом в вопросах веры, однажды обратился к своей пастве со словами вполне справедливого упрёка. В 1941 году, критикуя отказ от слов приветствия «Слава Іісусу Христу» в пользу «Слава Україні», он говорил следующее: «...тим словом заступити акт релігійного прославлення Христа є виразною тенденцією усунути Христа і поставити батьківщину на його місце, значить, є ознакою безбожницької тенденції...». И далее подчёркивалось особо: без Спасителя, без Предвечного Бога Иисуса Христа Украина, как государство, вообще невозможна. Даже враг православия и, кстати, закоренелый враг России, точно заметил кощунственность подмены Бога государством. Запомним это.


3. Необходимое уточнение

Принадлежу к тем христианам, кто пришёл к вере в Господа после долгих поисков смысла существования. И потому особенно дорожу приобретённым. Вместе с миллионами верующих Украины знаю: мы живём ради Неба, ради вечной жизни со Христом, Богородицей с ангелами и святыми. Вот наша цель и смысл. Но в земной жизни, полной обмана и зла, мы нуждаемся в спасении. Ради встречи с Богом, а не погибели с дьяволом. А спасительный корабль — Церковь. И вести на Небо, досточтимые отцы — ваша задача. Вы удивлены, что дерзаю напоминать вам то, чему вы меня учили? Сейчас всё объясню.


4. Сколько человек спасёт автокефалия?

В который раз хочу спросить: каким образом отделение от Московского Патриарха (автокефалия или переход, скажем, в патриархат Константинополя) приблизит нас, граждан Украины, к спасению во Христе? Что в автокефалии, как явлении, спасающего? Разумеется, ничего. Это явление иного порядка. Тогда непонятно и странно — почему именно на эту цель направляется столько усилий. Согласитесь, на какой близкий вам ресурс не загляни, в центре внимания, если не прямо, то косвенно, один и тот же круг сердечно волнующих вас тем — поддержка антимосковского поведения украинской Церкви и скрытая или явная критика всего русского — мира, культуры, патриарха. Хотя напомню никем канонически не отменённое: УПЦ по-прежнему часть Русской Церкви, а Святейшего Кирилла мы с вами называем господином и отцом. Простите, но бывает такое впечатление, что читаешь не церковное издание, а включил какой-нибудь верноподданный (подданный олигарха) телеканал. Та же болезненная неприязнь к «московско-кремлёвскому», то же благоговение перед «европейским». А как же насчёт главной цели — Неба? Она ведь не отменяется? То есть вести паству к Небесному Царству всё ещё главная ваша пастырская задача? Но тогда позвольте сказать вам. Если бы малую долю тех усилий, которые вы употребляете на отрыв УПЦ от Церкви-Матери, вы употребляли на катехизацию нас, непросвещённых, на исправление нравов, на призывы к столь необходимой сегодня молитве и покаянию, на ограждение паствы от губительных соблазнов мiра, на поиски примирения людей, впавших в ненависть и убийства (а это грехи к смерти, к вечной погибели) — если бы это вас так же заботило, наша Церковь была бы совсем иной. Спасённых было бы больше, а Бог, возможно, ради такого вашего усилия не допустил бы нынешнего противостояния и нравственного помрачения. И вот эта «смена приоритетов» представляется весьма опасной и для верных, и для вас, пастырей, и для Церкви. А ваша активность лишь на «одном направлении» будоражит Церковь, разделяет верующих, обращает их интерес к вещам второстепенным и, быть может, вообще губительным.


5. Церковь или клуб?

В докладе, сделанном в Торонто от имени Церкви Украины, кроме срочно необходимой автокефалии, заявлена и вторая «насущнейшая» задача. Сказано, что для верующих Украины наша УПЦ — недостаточно «своя», что Церковь следует приблизить к национальной идентичности. Признаюсь, подобный тезис также вызывает недоумение. Простите, но причём национальная идентичность к Церкви, как собранию спасающихся для вечной жизни? Вы снова беспокоитесь о чём-то внешнем, организационном, политическом, если хотите. Да и никогда мы не чувствовали дискомфорта (и, кстати, не комфорта нужно искать в церкви и в жизни). Никогда мы не ощущали себя в УПЦ чужими. Конечно, если приходили за главным — к спасительной Чаше Христовой, соединяться с Богом. Если же мы приходили общаться в милой нам фольклорной среде, в обществе политических единомышленников, то нам не Бог нужен и мы, собравшись, образовывали не Церковь, но общественно-политическую организацию или клуб. Но это — подмена, отказ от Бога ради мирского и, рядом с Ним, ничтожного.

Ответьте мне, пожалуйста, в какие именно моменты Божественной службы у нас не хватает национальной идентичности? В момент принесения Жертвы? В момент призывания Святого Духа? В таинстве исповеди? Мысленно вспоминаю нашу Литургию. Где, в чём здесь мне неудобно? Здесь Небо на земле, и мне на небе ничего не может «мешать», здесь полнота, здесь Христос. И как можно это изменить, как можно даже сметь помышлять об этом? А если вы в ваших горячих стараниях помышляете о чём-то ином, спасительном не в первую очередь, то вносите в Церковь несущественное, мирское и придаёте ему незаслуженно важное место. И, поскольку сегодня именно через спекуляцию на теме национальной враг рода человеческого искушает, разделяет и подчиняет себе людей, вы, в конце концов, служите разделению.


6. Быть патриотом Украины

Поскольку люди далёкие от веры, но имеющие политическую и медийную власть, часто провокационно упрекают нашу Церковь в недостаточной патриотичности и тем искушают неокрепшие умы и души, сделаем одно принципиальное уточнение.

Быть подлинным патриотом и сознательным гражданином Украины, означает жить по Евангелию на земле Украины. Исповедовать Христа на земле Украины. И творить добро на земле Украины, исполняя Его заповеди. Патриот — это тот, кто желает своей родине и живущим на ней высшего блага — спасения во Христе. И, прежде всего, в этом (а не в языке проповеди, поминании или непоминании патриарха или идеологических предпочтениях) состоит, помянутое в канадском докладе, наше «національне забарвлення».

А если православный Украины может чувствовать себя вполне христианином, только если он обязательно следует идеологемам государства, почитает высказывания лишь определённых деятелей (часто явных безбожников), смотрит только в предписанном ракурсе на историю и впадает в нервную дрожь от упоминания тех или иных географических названий, то его позвали не в Церковь, не в Царство Небесное, а в некое сообщество партий и культур.

Если я, действительно, погибаю и нуждаюсь в спасении, то мне нужен корабль для спасения. А если меня, в первую очередь, интересует не то, чтобы меня, утопающего, подобрали, а какие гирлянды висят на мачте корабля либо личное дело капитана, то моя цель иная. И я не вижу себя погибающим. И корабль мне нужен особенный. Может, для европейского круиза, а может, для того, чтобы меня похвалило начальство, сильные мiра сего, но не Бог. Однако с такими интересами я рискую попасть не на корабль спасения, но оказаться среди разбойников.

Итак, что же мне сегодня мешает спасаться в УПЦ (МП)? Ничего. Здесь всё есть.

Ближе ли мы, молящиеся Украины, становимся к Богу, если вместе любим или не любим одну и ту же партию? Нет. Не партийного единения ищут в Церкви, а единства в Боге. И вы, уважаемые отцы, это знаете лучше меня, так сказать, по долгу службы. Надеюсь, в этом вопросе изменений пока не произошло.


7. Политические православные, кто они?

Уже не первый год тем верующим УПЦ, кто вполне законно напоминает о том, что народы России, Украины и Белоруссии — не враги, но части одной Церкви и единого народа, крещённого Святым Владимиром, почему-то навешивается ярлык «политический православный». Дескать, напоминать об общем прошлом, общей вере и культуре, значит, «работать» на идею восстановления империи (даже, если это и правда).

Снова имеем дело с сознательным или неосознанным смешиванием земного, державного, политического с божественным, небесным. Границы Церкви и государства часто не совпадают, и эта азбучная истина подтверждена в докладе УПЦ. Но выводы из этого правильного положения делаются весьма странные. «Тепер в кожну автокефальну церкву значною мірою проник націоналізм її «титульної нації» — грецький у церквах грецької традиції, російський — в Російській Православній Церкві. Тому, зокрема, так важко багатьом українцям залишатися у церковный єдності з Московським Патріархатом». И далее следует публичная жалоба международному церковному сообществу на то, что логика руководства Московского Патриархата на практике «вироджується у проповідь ідентичності сусідньої держави на теренах незалежної України».

Дорогие отцы! Давно живу на свете (гораздо больше многих из вас) и нигде не ощущал этого зловещего проникновения национализма титульной русской нации. Ну, ни намёка! Может, с какими-то иными целями приходил в церковь и потому был невнимательным? Кстати, окажись УПЦ, не дай Бог, в юрисдикции Константинополя, чего доброго начнёт проявляться «турецкая идентичность». Или Турция, как член НАТО, уже милее России? Тогда, где здесь у вас Церковь? Здесь политика. И ещё признаюсь, за долгие годы жизни ни разу ко мне не подошёл ни один украинец и не пожаловался, мол, так мне тяжко оставаться в единстве с Московским Патриархом, так меня угнетает проповедь идентичности соседней державы. Где эта проповедь, отцы и братия? Похоже, она как явление, существует лишь на ваших и близких вам сайтах и телеканалах, да ещё в подобных докладах.

В вашем же чересчур напряжённом отслеживании, нет ли где напоминания о единой истории и единой вере, как раз и проявляется следование в фарватере вполне конкретных, именно политических сил у нас и, особенно, на западе. Тех, кто давно замыслил сделать Украину объектом своего политического и финансового влияния, и для этого жаждет оторвать её от малейшего дружественного сближения с Россией. Но ведь участие в таких процессах для священнослужителей и есть — подлинное политическое православие. Когда в угоду властям в жертву приносятся церковное единство и историческая правда.

А потому, на мой взгляд, политическое православие возникает там, где:
  • лозунг радикальных политических сил «Геть від Москви!» становится руководством к действию служителей Бога;
  • отвратительные, погибельные извращения не вызывают у священнослужителей такого гневного осуждения, как подозрения в причастности верующих к не той политической, партийной, идеологической ориентации;
  • делаются попытки использовать искусственно раздуваемое мирскими СМИ и отдельными политическими деятелями якобы этническое и культурное противостояние народов для осуществления навязчивой идеи разделения Церкви.

В конце концов, политправославие есть уход с пути спасения на путь следования идейной и государственной актуальности, на путь встраивания церкви (Тела Христова!) в нужную модель державы. Это ли не замена Бога интересами державы и нации?

Не боитесь, досточтимые отцы, стать причиной губительной подмены в душах верующих? И снова повторю: не боитесь ли того, что, заостряя вопросы национального и церковного разделения сегодня, вы можете стать виновниками новых трагедий?

Если не боитесь, то кто тогда должен называться политправославным?

8. На каком языке говорить с Богом?

В который раз доклад в Торонто подтвердил, что одной из важнейших целей УПЦ, с точки зрения докладывающих, должно стать богослужение на украинском языке. То есть предлагается отказ от богослужения на языке церковнославянском. Отказ от того языка, на котором у нас молились сотни лет. На котором молились святые Киево-Печерской лавры и Александр Невский, Суворов и Хмельницкий, Сковорода и Гоголь.

И я, и тысячи таких, как я, не понимают, зачем нужно отказываться от языка, на котором тысячу лет мы говорили с Богом, от языка, который Бог принимал от Своего народа. Разве есть свидетельства того, что этот прекрасный, вдохновенный язык стал неугоден Творцу? Или появились некие священники, которым известна воля Божия более, чем остальным? Ведь, несомненно, церковнославянский язык более возвышен, чем разговорный русский или разговорный украинский. И перейти на любой из них, значит, имея сокровище, имея драгоценности, выбросить их, заменив более практичной бижютерией. Неужели не очевидно, что просьба к Богу «сердце чисто созижди во мне, Боже» лучше, чем «сердце моё сделай чистым» или «зроби моє серце чистим». А опаляющее слово «огнь» лучше, чем «огонь» или «вогонь». Так в чём же дело?

Говорят, нужно упростить язык, чтобы облегчить понимание службы. Снова знакомая речь об удобстве и комфорте. Но не проще ли выучить несколько десятков церковнославянских слов? И всё станет понятно. А язык-сокровище сохранится. Значит, отговорка сомнительная и лукавая. Может, это шаг к столь продвигаемому «національному забарвленню», упомянутому на симпозиуме? Но мы уже говорили: не национальная самоидентификация ведёт к спасению. Да и открыв путь к «национальным революциям» в богослужении, мы, не ровён час, и в России, и у нас, придём к вещам диким. Кто-то захочет в Рязани, чтобы на клиросе звучали балалайки для колорита, а кто-то потребует от наших батюшек служить в шароварах или хотя бы открывать под фелонью вышиванку.

Нет, тут другое. Церковнославянский язык объединяет. А политическая ситуация требует обособления и диктует взаимное отчуждение. Вот и выходит, что перед нами желание встроить Церковь (Тело Христово) в господствующую идеологию. Поставить её на службу властьимущим, которые также безумно вознамерились «рефомировать» Церковь. Хотя большинство из них — торговцы, которых Господь гнал из храма. Торговцы наши и заморские.

И ещё будем откровенны. Разве на Страшном Суде Христос нас спросит, каким языком мы владеем? Скорее Он спросит, владеем ли мы языком любви, а не разделения и ненависти. Так может, вместе с десятком непонятных слов на церковнославянском мы попробуем выучить этот главный язык христианина. Даже если некие безумцы будут нам говорить, что сегодня для украинца ненависть к врагам выше любви.

И ещё спрошу. Есть храмы, где от принятого богослужебного языка уже отказались в пользу государственного. Что, разве там наблюдается особый подъём духовной жизни? Добродетелей перед Богом стало заметно больше и больше работают Господу? Сомнительно. Да и особого многолюдства там не замечал. Так может Богу нравился привычный для Него язык? И, видя не духовные, но политические цели в реформе, Он вообще перестанет нас слушать и отвернётся? Не искушайте, и язык оставьте, пожалуйста, в покое. Вы — не собрание святых, да и они вряд ли дерзнули бы ставить такую задачу.


9. Вопросы и недоумения

Дорогие отцы и братия! Много ещё тревог, искушений рождает в душе верующего ваша деятельность. Потому просто перечислю вопросы, которые постоянно возникают и на которые часто трудно найти утешительный ответ. Возможно, вы над ними задумаетесь?

  • Где, в каком месте Священного Писания или в творениях святых отцов сказано, что верующий должен искать какой-либо самоидентификации в Церкви? Где такая заповедь? И где заповедь любить ту или иную идеологию?
  • Не кажется ли вам, что для нас возможна лишь одна самоидентификация — православный христианин?
  • В подозрительности по отношению к Москве, ко всему русскому, которую вы поддерживаете вместе со светскими СМИ и в подогреваемой общей нелюбви и озлоблении — где здесь Христос?
  • Почему вас так заботит комфортность пребывания в церкви? Удобство, безусловно, есть одна из базовых «ценностей» Европы, но почему у вас не встретишь такой же острой озабоченности по поводу иных её «ценностей»? Например, такой же мощной и непримиримой борьбы с убийством детей (абортами), с содомией, которая также есть смертный грех? По причине толерантности? Но это явление государственной политики. И возможна ли толерантность по отношению к мерзостям перед Богом? А если с извращениями и прочей нечистотой борются лишь те, кого вы презрительно называете «маргиналами», то не окажется ли, по вашей логике, в маргиналах и Господь Спаситель?
  • Почему и в канадском докладе, и в близких вам церковных изданиях организация, возглавляемая М.А.Денисенко, именуется одной из украинских церквей? Разве в УПЦ учреждены новые способы воссоединения с Церковью пребывающих в расколе? Церковь всегда нас учила, что такое воссоединение возможно лишь путём покаяния раскольников. А до этого момента общение с ними и совместная молитва невозможны под страхом извержения из сана, отлучения от церковного общения. Скажите, когда это покаяние состоялось? И что питает вашу смелость перед лицом суровых прещений?
  • Отчего иногда кажется, что ваше отношение к законному патриарху, к тому, кого вы в собрании верующих называете Великим Господином и Отцом, намного критичнее, чем отношение к патриарху незаконному? Ведь не секрет: неприязнь к Патриарху Московскому Святейшему Кириллу сквозит во многих ваших писаниях, речах, интонациях. Когда же вы говорите правду, когда называете его отцом или когда обсуждаете его недостатки? Ведь говорить публично о слабостях своего обычного родного отца, да ещё в присутствии его недоброжелателей, вы, наверное, не стали бы? Сочли бы подобное поведение предательством и были бы правы. Что же здесь, пресловутые «двойные стандарты»? Но они характерны для политиков, и даже политиканов. Вам ли примыкать к ним?
  • Почему не меньший скепсис или даже иронию встречаешь у вас, когда речь заходит о том, кого вы с усмешкой называете «царём-батюшкой» и кому в почитании отказываете? Ведь царственные мученики канонизированы вашей Церковью. Как понимать ваши призывы не почитать отдельных канонично признанных святых? Как церковную революцию? Но кто на небе был первым революционером, вы, надеюсь, помните? Да и ваши призывы к «люстрации» святых по национальному признаку (не поминать Ксению Петербургскую или Матрону Московскую) конечно, очень современны в свете последних политических событий, но, по сути, чудовищны. Думаю, та же Матрона Московская, какие бы резолюции по ней не приняли, будет продолжать молить Бога о вас и о вашем вразумлении.
  • К чему запугивать паству идеей Русского мiра, вторя при этом светским СМИ, выполняющим политический заказ? Ведь сами вы, в большинстве своём, люди говорящие и думающие по-русски, являетесь частью этого мiра, его культуры, его ценностей, сформированных на базе Евангелия. И может, не стоит так уж посмеиваться над тем, что Русский мiр есть оплот сохранения в мире веры христианской? Ну, а кто же сегодня этот оплот? Патриарх Константинопольский, со всех сторон зависимый от сил далеко не православных?
  • Не кажется ли вам странным внесение в церковный доклад обсуждение фигуры господина Януковича? И, называя сторонников русского мiра больными людьми, не обнаруживаете ли вы сами этой своей навязчивой склонностью к политическим рассуждениям, поисками виноватых и врагов Украины именно болезни? И, быть может, становясь однозначно на сторону одной из групп населения или партии, вы своим церковным авторитетом подогреваете страсти, углубляете раскол в стране и между людьми? А значит, берёте на собственную совесть и будущие столкновения. Ведь именно жёсткое и непримиримое навязывание культурных и политических ориентиров стало одной из причин сегодняшней беды.


10. Три примечания

  • Несмотря на вашу значительную активность в деле отделения УПЦ от Московской патриархии, поверьте, многие верующие не то, чтобы не интересуются этой темой, но и вообще не видят смысла в предлагаемых вами шагах.
  • Заметьте, кроме правильных, с вашей точки зрения, книг и авторов, верующие УПЦ читают и другие книги, и способны самостоятельно думать, рассуждать, поверять свои поступки Евангелием. Просто это тоже нужно иметь в виду.
  • Несмотря на распространяемую историю о том, что украинские православные незаконно оказались под омофором Московского Патриарха, верующие УПЦ читают не только «заинтересованных учёных», но и подлинную церковно-историческую литературу. И знают, что переход под омофор Московского Патриарха был спасением веры от ереси, уходом христиан Украины в каноническую (то есть Христову) Церковь от унии, латинства, а значит, от опасности утраты спасения. А мнение некоторых церковных революционеров, мягко говоря, тенденциозно, поскольку оправдывает их «проект».


11. Последствия подмен. Заключение

До сих пор с сожалением пришлось говорить о ряде подмен, происходящих в Церкви на земле Украины. Теперь следует сказать о последствиях этих подмен.

Стремление внести в церковную ограду чисто мирские идеи, проекты, попытки «воцерковить» те или иные политические взгляды, идеологии – есть опасный путь вытеснения главного, вечного в угоду временному, земному. Подобные устремления могут привести к тому, что интересы государства, партийной группы, одной нации заслонят Главу Церкви, Спасителя всех людей. Того, Кто поставил и вас, уважаемые отцы, на службу перед Его престолом. А дело спасения для вечной жизни сделает в глазах пасомых вами не столь важным либо важным формально, что равнозначно духовной погибели.

Одной из причин нынешнего раскола в обществе Украины и, фактически, гражданской войны, без сомнения, является замена прославления Бога прославлением земного политического идеала. Откровенная безбожность, кощунственность этой замены была ясна даже неправославному митрополиту Шептицкому, который был упомянут в самом начале, и, к несчастью, не вполне ясна сегодня для части православного священства Украины.

В расколотом обществе и едва не расколотой автокефальной активностью Церкви вы повторяете ошибку светской власти, становясь на сторону только одной партийной и человеческой группы. В то время, как от вас более ожидаем взгляд на человека иной, Божеский, когда все граждане рассматриваются, как дети одного Небесного Отца, когда их объединяют вокруг Христа, а не «иных ценностей». Кто-то скажет, что такое объединение сложнее и даже утопично в наши дни. Но разве мы не верим, что Сам Христос поможет каждому, кто хочет исполнить его заповедь. И в частности, заповедь любви, выраженную Им в евангельском слове «да будут все едино». Надеюсь, что всё ещё в это верим.

Мы знаем, что Бог вечен, Он всегда тот же. И, значит, события Библии для нас так же актуальны, как и несколько тысяч лет назад. А мы помним, что для Бога всегда были особенно оскорбительны отступления в области веры, богослужения, исполнения Его заповедей служащими Ему. За подобные преступления, как правило, расплачивались и священники, и весь народ Божий. Вероятность точно такой же ответственности народа Украины за грехи его Церкви есть и сегодня.

Крайне опасно, когда Церковь пытаются превратить в государственную, идеологическую структуру с определённым политическим креном. Это фактически лишает её богочеловеческого смысла, превращает в «нецерковь», в муляж Церкви.

Двоедушная молитва, когда на устах молящегося славословие Единой Соборной Церкви, а в сердце раздражение и (в купе с неграмотными уличными радикалами) мелкая злобная дрожь при упоминании слов «московский» и «русский» — такая молитва ни от священника, ни от его прихода не может быть услышана Создателем.

В заключение хочется сказать следующее. Вместе с православными мiра верю, что священник в церковном собрании являет собой Самого Христа. Не «поэтически», а действительно. И нам, как некогда апостолам, от своего батюшки-Христа хочется слышать глаголы вечной жизни, а не агитацию и призывы к разделению и вражде.





Голосование за статью
 - 
115
 /  - 
4
Комментарии:
Александр 15/05/2018 в 15:38:01
Ярослав Мудрый дал завещание потомкам быть едиными, иначе сами погибнем и погубим землю отцов наших. Те, кто творит это на Украине, попали под идеологию униатов. У нас глава Церкви не патриарх, а Христос. А богослужение на языке мовы в некоторых местах звучит смешно, я попал на такое погребения (УПЦ КП), панихиду половину служили на украинском, половину, перевести невозможно, служили на церковнославянском.
Людмила Смирнова 13/06/2014 в 04:09:33
Умная, замечательная статья. В своей откровенности - бьющая наотмашь. Что можно возразить, если в основе - Истина, Евангелие, Христос! Похоже, что наступает время, когда в нашем исповедании пора задавать простые вопросы, и не только на Украине. Украина - детонатор, спусковой крючок, где ситуация доведена до крайней степени, когда к правде становится невозможным подмешивать ложь, изображая "икономию". Все более явным становится осознание, что в православии русофобу - спастись невозможно! Впервые встречаю идею троичности в проекции на три русских народа - великороссов, малороссов и белорусов. Убедительно! (Ранее только у математика Раушенбаха встретила гипотезу об отражении троичности мира - в векторе и трех его проекциях.) Спасибо.
Илена 13/06/2014 в 02:00:52
"Не мир принес Я, но разделение". Разве не видно, что вот сейчас никакие компромиссы и призывы к "миру" невозможны? Бывают времена, когда возможны, а нынче - овцы направо, козлы налево.
Светлана 11/06/2014 в 19:35:00
Спаси Господи протоиерея Касатикова за прекрасный комментарий к статье. Да будут служители пустоте, князю Мира сего посрамлены и выведены из Церкви. Какие бы иерархические посты они не занимали, да будут они уличены еще при жизни служению отпавшей деннице - сатане. Да не попустит Господь долгого властвования таких пастырей, которые служат заморским политиканам. Да простит Господь нам согрешения и очистит Гумно Свое от отпавших во имя лукавства и лжи пред Господом. Во имя власти на земле, в ущерб своей душе. Да будет Воля Господа вразумить отпавших, если это еще возможно. Да придет Господь и покарает лжеслужителей, да будет воля на то Господа Бога нашего Иисуса Христа.
Только молитва прихожан сможет спасти нашу Церковь от таких "лже-пастырей", которые предают простых верующих. Гапоны-предатели не должны повредить нашей Церкви. Все священники-эволюционнисты - они и есть те предатели, которые служат политиканам и СМИ. Они продали священное Писание и предание и служат сатане, опираясь на СМИ и якобы "науку". СМИ и наука учат толератности к содомии, к убйству детей и женщин православных верующих... Да уличит каждый прихожанин таких лжепастырей, да не боится он лжесвященников, исповедующих мамону. Да ввозовут православные миряне ко Господу о спасении Церкви Его и очистит Он Церковь для пастырей-праведников, а не "богословов-пустословов". Да устоят истинные верующие против этого сонма, да сохрнят праведники Церковь Твою и врата ада да не оделеют ее.
протоиерей Алексий Касатиков 11/06/2014 в 15:28:32
То, что происходит сейчас на Украине - страшно. То, что это же происходит в головах и душах многих иерархов и священнослужителей Украинской Церкви - страшно вдвойне. Но ещё страшнее, что всё это напоминает инсценировку многочисленных анекдотов на тему украинского национализма. Сами "щирые" и "свидомые" укробы не понимают, какую дикую пародию на русского человека представляет каждый из них, развивая в себе "украинство".
Что такое это самое "украинство"? Это русскость минус русскость. Что же остаётся в результате? Пустота. Не просто пустое место, а та страшная пустота бытия, которая наполнила Денницу после его отпадения от Бога, та пустота, которая наполнила ту часть богоизбранного народа, которая отказалась от своего Спасителя, призвав на свои головы и головы своих детей Его Кровь. Это пустота вселенской местечковости, которая требует, чтобы вся Вселенная жила по законам захолустного местечка, из которого эта пустота вышла. Более того, она требует подчинения собственной местечковости не только от всей земли, но даже и от Неба! Именно эта местечковость возвела епископа города Рима в мнимое достоинство "главы Церкви". Эта местечковость и Ангелов Божиих пытается заставить исполнять прихоти римского епископа или любого свидомита. Думается, и Рай эта вселенская местечковость попытается подверстать под свою "свидомость" и щирость. Во-первых - единый ангельский язык - "украинский"; во-вторых, все ангелы должны ходить в вышиванках, а играть исключительно на бандурах; а самое главное - на всех райских деревьях чтобы висело по москалю. И "щобы кажен день - по свеженькому"!
Думается, именно в такой "рай" хотят завести свою паству церковные свидомиты. Не дай этого, Господи!
Да вразумит Господь заблуждающихся, а упорных в противлении Истине Христовой да поразит, чтобы не могли они смущать и губить простые души.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Пощадите Церковь на земле Украины Православный журнал «Благодатный Огонь»

Пощадите Церковь на земле Украины

11.06.2014
Ян Таксюр

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

 

НОВОСТИ

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви