Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

«Формат» Творения

11.08.2014
Священник Сергий Пометнев

 
Введение

«В последнее время в православной среде получили распространение дискуссии между так называемыми “креационистами” и так называемыми “эволюционистами” – дискуссии, которые, как показало недавнее совещание по этим вопросам в Отделе образования, способны перерасти со стороны “креационистов” в открытый конфликт. “Креационистов” и “эволюционистов” мы именуем здесь “так называемыми”, потому что обе стороны признают догмат творения мира и человека Богом и обе отвергают эволюцию в ее материалистической трактовке. Все сторонники эволюции, присутствовавшие на совещании, являются верующими православными учеными, убежденно исповедующими первый член Символа веры: “Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым” (как исповедующие, конечно, и все остальные члены Символа веры). Предметом спора является не этот основной догмат, но детали понимания Шестоднева – именно, считать ли дни творения как наши земные 24-часовые дни, или как некоторые длительные периоды времени (как понимают это ряд православных богословов). От этого радикально меняется отношение богословия к современной науке».

Мы приводим эту выдержку из письма (см. http://www.bogoslov.ru/text/2519832.html) группы ученых РАН к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, чтобы обозначить давно назревшую внутрицерковную проблему.

Сколько лет существует мир, в котором мы живем?

Еще относительно недавно, в устах христианина ответ на вопрос о продолжительности существования мира мог звучать вполне однозначно: 7500 тысяч лет назад Господь Вседержитель Своим Творческим актом вывел наш бренный мир из небытия. Приведенное число – 7500 лет, основано на совокупности хронологии Библейских событий и утверждается авторитетом святоотеческих мнений о продолжительности Божественного акта Творения мира.Формат библейского «Шестоднева» в этом случае ограничивается шестью обычными календарными днями. Как пример, можно привести мнение св. Ефрема Сирина: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное».[1]

Святоотеческая мысль коснулась не только формата «Шестоднева», она простирается и на всю совокупность продолжительности существования мира. Например, прп. Макарий Великий пишет: «Если человек, обращаясь с человеком, знает, что касается до него, и ты, прожив двадцать лет, знаешь касающееся до ближнего твоего, то как сатана, который от рождения твоего при тебе, не знает твоих помыслов, когда ему уже 6000 лет».[2]

Но с тех пор как наука, накопив определенный багаж знаний, предложила человечеству свои выводы относительно происхождения видимого мира[3], христианское общество разделилось на два «непримиримых» лагеря. Одни верующие в определении возраста мира остались во временны́х рамках Библейского повествования, другие, опираясь на данные современной науки, исчисляют возраст вселенной миллионами и миллиардами лет. Первых принято называть «креационистами», вторых «эволюционными креационистами».

Последователи теории «эволюционного креационизма», как и «креационисты», верят в Божественный Творческий акт, который явился началом всего существующего, но в отличие от последних, проповедуют эволюцию, как способ последующего развития мира.[4] Такая позиция вынуждает верующего человека отказаться от прямого смысла Писания, и, в частности, от буквального понимания текста «Шестоднева», как описания Творения Богом мира в течение шести календарных дней. Дни в данном случае принято считать эпохами или периодами протяженностью в миллионы и миллиарды лет.

Мы не будем углубляться в обоснования той или иной теории. Каждая сторона может привести «неопровержимые» доводы в подтверждение, как истинности своих взглядов, так и ложности теории оппонентов. Вместе с тем, в обеих теориях существуют «белые пятна», заполнить которые не в состоянии ни те, ни другие.[5]

Со страниц Священного Писания апостолы неоднократно призывают учеников к единомыслию (см. 1Пет.3:8, Рим.12:16, 2Кор.13:11, Фил.2:2) Актуальность такого призыва трудно переоценить. «Всякое царство, – говорит Спаситель, – разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25).

В настоящее время, для восстановления нарушенного единомыслия, делается множество попыток согласования двух выше обозначенных теорий.[6] Принимая во внимание то, что прилагаемые усилия пока не увенчались должным результатом, мы решили внести свою «лепту» в решение указанной проблемы. В настоящей статье, для того чтобы ответить на вопрос о времени существования мира, мы попытаемся обозреть проблему с несколько иных позиций, чем это делалось ранее.

 
Глава 1
 

Так как мы ищем ответы на вопросы, связанные с Божественным актом Мироздания, то попытка проникнуть в тайны Творения мира без познания самого Творца, вряд ли будет успешной.

Но как познать Творца, если одним из основных свойств Бога является Его Непознаваемость? «...Я знаю, что Бог есть, – говорит св. Василий. – Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения».[7] Конечно, познание Сущности Бога нам недоступно, и, тем не менее, Господь даровал человеку возможность познания Себя.

Существует два основных способа Богопознания – естественный и сверхъестественный. Естественный способ Богопознания – это познание Бога из всего того, что Бог открывает о Самом Себе, о Своих свойствах и действиях как в окружающей человека видимой природе, так и в богоподобной природе самого человека. Сверхъестественным способом называется способ Богопознания, при котором Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Основным источником такого знания является Священное Писание.

Принимая во внимание то, что и «креационисты» и «эволюционные креационисты» позиционируют себя верующими христианами, мы имеем возможность использовать в наших рассуждениях оба выше обозначенных способа Богопознания.

Прибегнем к Священному Писанию и обратим внимание на слова, в которых эта совокупность Богопознания реализуется:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:26-27)

Об образе и подобии Божием в человеке святыми отцами написано много и подробно. Из всего множества святоотеческих мнений нам хотелось бы обратить внимание на слова блаженного Феодорита Кирского: «Ибо и человек, по подобию Бога Творца, строит дома, стены, города, пристани, корабли, верфи, колесницы и весьма многое другое, как например изображения неба, солнца, луны и звезд, изваяния людей и подобия бессловесных животных. Но бесконечна разность в созидании. Бог всяческих созидает и из сущего и из несущего, притом без труда и без продолжения времени, только восхочет, и производит уже, что Ему угодно; а человеку для уготовления производимого нужно вещество, нужны орудия, и совет, и размышление, и время, и труд и другие искусства… Но и так созидая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу».[8]

Основная мысль блаженного Феодорита заключается в том, что человек подобно своему Первообразу, то есть Богу, способен созидать.

Хотелось бы добавить, что в некоторой степени, «созидать» могут и животные: птицы вьют гнезда, пчелы строят соты. Но сознательное, свободное творчество, которое является основным признаком, отличающим нас от животных, присуще только человеку.

Вот через эту способность человека творить, как проекцию свойства Бога Творца, мы и попробуем взглянуть на Божественный акт Творения мира.

 
Глава 2
 

При мысли о созидании или творении прежде всего возникает образ человека-архитектора. Но в нашем исследовании мы обратимся к иному образу, образу человека-писателя. Во-первых, подобный вид творчества из всех существ, живущих на Земле, безоговорочно принадлежит только существу разумному, то есть человеку. А во-вторых, такой пример актуален и интересен тем, что образ книги в руках Божиих неоднократно присутствует в Священном Писании.

Мы попробуем сопоставить написание человеком книги, некоего художественного произведения, с Божественным актом Творения мира. Здесь мы можем провести и первую параллель. Именно художественное произведение человека-писателя, а не научный труд или документальная повесть человека-ученого, отвечает образу свободного замысла Бога Творца, реализованного Им в видимом мире, который был сотворен из ничего.

С чего начинается написание книги? Вполне естественно будет предположить, что таким началом является Идея. Вряд ли кто станет утверждать, что, например, Иван Андреевич Крылов приступил к написанию басни «Ворона и лисица» (см. приложение) прежде, чем у него возникло желание обличить любовь человека к лести. Но идея должна созреть. Иногда достаточно долго писатель может вынашивать задуманное произведение в своем уме. Возможно, он так и не приступит к реализации идеи в силу того, что не увидит своим внутренним оком развитие или окончание этого проекта. Если снова обратиться к Крылову, то можно сказать, что прежде, чем писатель взялся за перо, он увидел не только участников будущего диалога, он знал, чем этот диалог закончится. Ну а полнота идеи, ее завершенность, и как следствие, большая или малая ее правка при написании, зависит от таланта человека-писателя.

Так ли поступал Бог перед «написанием» своей «Книги Бытия мира»? Апостол Павел в послании к Ефесянам возглашает: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа… так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира...» (Еф.1:3,4). А в послании к Тимофею добавляет: «…Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9).

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «И во всех почти посланиях (апостол) старается показать, что не новость какая-нибудь сделанное для нас; но что издревле так было предызображено, и не по причине изменения намерения (Божьего это случилось), но так именно было предустроено и предопределено. И это – дело великого попечения (Божьего). Что значит: “избрал в Нем”? Значит – Христос чрез веру в Него совершил это прежде, чем мы родились, или лучше – прежде, чем мир сложен. И прекрасно назвал (апостол сотворение мира) сложением (καταβολή – низвержение с высоты), показывая этим, что мир как бы низвержен с какой-то великой высоты. Подлинно, велика и неизреченна высота Божья, – не в отношении к месту, но в отношении к безграничности природы (Божественной), – и велико расстояние между тварью и Творцом».[9]

Подтверждение нашим мыслям мы можем найти и в словах апостола Петра: «…Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1Пет.1:18-20).

О том же говорит и Писание Ветхого Завета: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его» (Дан.13:42). «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир.23:29).

Таким образом, прежде чем мир был сотворен Богом, его план от начала до конца был «прописан» в Божием «уме». Прилично будет помыслить, что в отличие от плана человека-писателя, которому необходимо время на размышление, Божий план Творения мира был «прописан» мгновенно во всей своей полноте.

Выше мы говорили, что Крыловым И.А. при написании басни двигало желание обличить любовь человека к лести. А какова же цель, ради которой Бог задумал сотворить (написать) мир?

Если мы обратили внимание на «цель» творения, то должны отметить, что в отличие от так называемой беллетристики, то есть произведений для приятного времяпровождения на досуге, все гениальные литературные произведения имеют глубокие, высоконравственные задачи. Следовательно, будет логично предположить, что цель «написания» Богом «Книги Бытия мира» должна соответствовать уровню Писателя, а это значит, что она должна быть предельно высокой.

Однажды Спаситель сказал иудеям: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Иоан.10:34). Преп. Максим Исповедник пишет об изначальной предназначенности природы человека к обо́жению. Он говорит: «Сделаемся богами через Господа, потому что именно для этого человек получил существование – Бог и Господин по природе».[10] Это максимально высокая цель, о которой вообще возможно помыслить. Невозможно создание второго Бога по сущности, это противоречит логике, поэтому Бог Творит богов по благодати.

Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что человеку необходимо стяжать божественную благодать, которая обóжит его, «сделает богом по благодати».[11]

Итак, цель сотворения мира – обо́жение человека, и прежде, чем Господь приступил к Творению, он знал, как достичь поставленной цели.

Теперь снова вернемся к образу человека-писателя, который после некоторых раздумий, наконец, приступил к написанию книги. Иными словами, человек облек свои мысли в рукописный текст, и тем самым придал идее некую материальную составляющую. Заметим, что для самого человека-писателя идея получила существование в момент ее возникновения в уме автора. Но для стороннего «наблюдателя» идея человека-писателя получит свое «бытие» лишь облекшись в материальную составляющую, то есть, соединившись с неким информационным носителем.

А как Бог поступил со своей идеей, то есть, каким образом Идея Божия получила свое тварное бытие? Священное Писание говорит, что Господь «нарек не сущая яко сущая» (Рим.4:17).

Комментируя приведенные слова апостола Павла, Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Потому (апостол) не сказал: приводящему в бытие не существующее, но – “нарицающему”, указывая на большую легкость этого дела (для Бога). Как нам легко назвать существующее, так легко и Ему, даже гораздо легче привести в бытие не существующее».[12] Но из слов апостола мы можем вывести и еще одно важное определение. Суть «механизма» приведения небытия в бытие неразрывно связана с «нарицанием».

Если мы вновь обратимся к нашей «писательской» аналогии, то увидим, что и в том и в другом случае для написания книги используется слово. В первом случае это слово человеческое, облеченное в некий графический символ. Во втором – это вторая Ипостась Пресвятой Троицы Сын Божий, Бог Слово, Иисус Христос. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:1-3). «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3).

 
Глава 3
 

Теперь обратимся к содержимому книги нашего человека-писателя. Для наглядности мы рассмотрим ту же басню Крылова «Ворона и лисица». Что мы видим?

Во-первых, законченный по смыслу рассказ, в котором автор достиг поставленной цели. То есть, при прочтении данного произведения, читателю открывается такой людской порок, как любовь и удобопреклонность человеческого сердца к лести.

Во-вторых, мы видим, что рассказ охватывает определенный отрезок жизни двух героев. Это не иной, а именно тот отрезок жизни вороны и лисицы, который позволяет автору достичь поставленной задачи. Тем же критерием, а именно, реализацией цели произведения, определяется и продолжительность выбранного «отрезка», или времени описываемого события. В книге не бывает лишних страниц, на которых описываются события, не относящиеся к замыслу писателя (конечно, если это не дешевая, бессвязная мыльная опера). Как известно, гениальные произведения, к которым можно отнести не только литературное творение, но и скульптуру, картину, сонату и т.д. не содержат ничего лишнего, ни лишних слов, ни нот, ни лишних мазков кисти.[13] Как однажды сказал великий французский скульптор Огюст Роден: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Что же говорить о гениальности Божиего Творения? «Лишних страниц», не относящихся к замыслу Бога о человеке, в этом произведении быть не может.

На основании сказанного мы можем предположить, что в Божией «Книге бытия мира» имеется определенное количество «страниц», достаточное для реализации Божиего замысла о человеке, то есть его обо́жения. Для «креациониста» это количество страниц Божией книги, на сегодняшний день, ограничивается порядком 7500.

Но ему может возразить верующий ученый, основной представитель или лучше сказать, созидатель «эволюционного креационизма». Наука, скажет он, может привести факты, которые позволяют говорить о временны́х интервалах, многократно превышающих указанное количество «страниц» истории мира.

Вот что, например, пишет физик Сергей Анатольевич Сошинский: «Возьмем размер наблюдаемой Вселенной и поделим на фундаментальную константу – скорость света: получим оценку времени существования Вселенной (от предполагаемого Большого Взрыва) – например 10 млрд. лет. Получим именно этот масштаб, а не масштаб в семь с половиной тысяч лет. В рамках существующих (в космологии) взглядов на Вселенную это совпадение (отношение пространственных размеров наблюдаемой Вселенной к скорости света примерно равно времени существования Вселенной) легко объяснимо. Оно же соответствует получаемым иными методиками возрастам звезд и галактик. То есть размеры и время Вселенной в современной космологии связаны между собой через скорость света – и предположить, что Вселенная существует только семь тысяч лет, можно лишь разорвав эту связь».[14]

Но можно привести примеры и более «близкие» к нам. Например, водоросли озера Суйгецу или годичные слои осадка реки Грин указывают на временны́е отрезки в десятки и сотни раз превосходящие буквальную библейскую хронологию в 7500 лет.

Мы не будем ставить под сомнение теорию образования годичных слоев озера Суйгецу или реки Грин, а тем более научные данные о размерах нашей вселенной. Мы попробуем разобраться, почему в «книге мира» отсутствуют десятки тысяч, а возможно и миллиарды страниц, на которых должны были быть «прописаны» эти события?

Для того, чтобы ответить на этот, казалось бы, естественный и логичный вопрос, снова проведем параллель и попробуем ответить на вопрос: «Почему в басне Крылова отсутствуют страницы, на которых повествуется где и когда был изготовлен сыр, который однажды Бог послал Вороне?»

Очевидно, что при необходимости автор басни мог бы «пояснить» не только где и когда сделан сыр, но кем и когда этот сыр впоследствии был съеден. А так же, сколько лет ели, на которую «взгромоздилась» Ворона и куда она полетела после того, как лишилась сыра.

Не трудно определить, почему Крылов И.А. не сделал этого, то есть, не приложил к страницам басни страницы с ответами на приведенные вопросы. Потому, что все, что на этих страницах могло быть написано, не имело бы отношения к цели произведения. Таким образом, страницы с событиями, которые возможно произошли «до» и «после» событий прописанных в басне, автор оставил за пределами «бытия» произведения.

Заметим, что такое положение вещей у нас, обычных читателей не вызывает какого либо возражения. Наоборот, если бы басня «Ворона и Лисица» имела в своем повествовании описание производства сыра, мы бы с недоумением спросили: «Зачем?» Более того, присутствие такого «лишнего» текста, безусловно отвлечет внимание читателя и затруднит достижение цели, ради которой автор создал свое произведение.

Конечно, если в полной мере спроецировать наши рассуждения из человеческой сферы в сферу Божественную, то вопрос о мегавремени нашей вселенной может быть задан лишь с точки зрения «спортивного интереса». То есть, с помощью науки возможно просчитать вероятные события отстоящие от современности на миллионы и миллиарды лет, но возраст существующего мира эти события не определяют. Подобный вывод вряд ли вызовет восторг представителей «эволюционного креационизма». Тем не менее, мы попробуем продолжить наши рассуждения.

 
Глава 4
 

Так как в настоящей статье мы говорим о времени существования мира, то стоит обратить внимание на само понятие «время». Классическая физика определяет «время» как некий поток длительности.[15] А это значит, что «настоящее», которое в отличие от «прошлого» и «будущего» не имеет какой либо протяженности или длительности, временем измеряться не может, а, следовательно, находится вне времени.

Тогда зададим вопрос: что же есть «настоящее»?

Для самого человека-писателя задуманное им произведение является «настоящим». Это утверждение справедливо как в отношении любого момента, или отрезка произведения, так и всей его совокупности. Иначе обстоят дела с книгой, в которую писатель облек свою идею. Здесь мы вновь сталкиваемся с понятием «наблюдателя».

В начале для «наблюдателя», то есть «читателя», книга человека-писателя представляет собой сплошное «будущее». Когда «наблюдатель» прочтет некую часть книги, эта часть станет «прошлым». В тот момент, когда им будет прочтена последняя страница, вся книга перейдет в категорию «прошлого», когда по слову апостола «времени уже не будет» (Откр.10:6). И это понятно, так как если говорить языком физики, с прочтением последней страницы будет исчерпан «поток длительности».

На приведенном примере не составляет труда дать определение «настоящему», которое есть не что иное, как процесс, а лучше сказать результат чтения. Иными словами, во время чтения в уме «наблюдателя» начинают «оживать», или получают «бытие» образы и герои идеи человека-писателя.

Проведем аналогию и спросим себя: кто читает Божию «Книгу бытия мира»?

Если в размышлении исходить из того, что Бог Отец мир «помыслил», Сыном мир «записал», то, продолжая логическую цепочку, можно заключить, что Духом Святым Бог «Книгу бытия мира» читает. Здесь уместно будет вспомнить, что Дух Святой в христианстве именуется Духом Животворящим, а так же слова апостола Павла о Боге: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Интересный комментарий по этому поводу делает А.П. Лопухин: «“Им живем” – Εν αντῶ – точнее – в Нем – (слав. “о Нем”), так что вне Его нет и не может быть ни жизни, ни движения, ни пространства, ни времени. Св. Златоуст поясняет это так: “Как бы указывает на подобный пример вещественный: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше – находится и в нас самих, так точно и Творец всего. Смотри, как Павел приписывает Ему все – и промышление, и сохранение, бытие, действие и продолжение”».[16]

Приведенная теория позволяет объяснить «механизм» например такого явления, как пророчество. Подобно тому, как обычный читатель имеет возможность перевернуть десяток страниц и тем самым «заглянуть» в «будущее» читаемого произведения, так и святые Божии пророки «от святаго Духа просвещаеми» (2Пет.1:21) провидели то, чему еще только предстояло случиться.

Писание нам говорит: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово» (Втор.18:22). Непреложность истинного пророчества вполне понятна, так как пророчество лишь «цитата» из «Книги бытия мира», и «настоящее» в свое время (ср. Лк.1:20) непременно должно будет коснуться этого отрывка. «Книга Бытия мира» не может быть переписана или исправлена, это законченное «произведение».

 
Глава 5
 

Пока наш мир существует, это значит, что последняя страница «Книги бытия мира» еще не прочитана. А что последует за тем, как Дух Святой прочтет книгу Божию полностью? Попробуем продолжить наши рассуждения и распространить их на последнюю книгу Нового Завета, Апокалипсис.

Иоанн Богослов был сподоблен лицезреть Горний Иерусалим, о котором в «Откровении» говорится следующее: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).

Думаем, что не ошибемся, если скажем, что «Книга Жизни» это та Книга, о которой Бог говорил Моисею: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх.32:33)

О ней же упоминает псалмопевец: «Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс.68:29). И о ней же пишет апостол Павел, когда говорит о воздаянии праведникам: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» (Фил.4:3).

Да и Сам Спаситель, когда наставлял учеников словами, «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20), по видимому имел ввиду все ту же «Книгу Жизни».

Вряд ли нам будет доступно понимание «природы» этой таинственной Книги, но кое-что, благодаря проведенной нами аналогии мы для себя открыть можем.

Задумаемся о содержимом Книги Жизни, каково оно?

Самое простое решение, это список имен людей, жизнь и дела которых позволили им наследовать жизнь вечную. Это может быть просто список имен, или имена с приложением богоугодных дел, или вообще нечто иное. Например, вновь «прописанное» вечное житие избранных человеков вместе с Богом в Горнем Иерусалиме. Но, что бы ни было записано в «Книге Жизни», книга – это прежде всего текст, который состоит из слов.

В Книге «Бытия мира», которую мы «проживаем» в данный момент, можно выделить две составляющих: нетленную – Слово Божие, и тленную (шрифт) – материю, плоть человеческую. Эта Книга, как мы уже определили выше, представляет собой совокупность «прошлого» и «будущего».

«Книга Жизни» имеет те же две составляющие, которые, соединившись в Иисусе Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», обрели единое нетление, а содержание Книги от подобного соединения получило статус вечного, непреходящего «настоящего».

Теперь человеку, чтобы обрести жизнь вечную, необходимо лишь соединится с нетленным Словом Божиим, которым имя человека и будет вписано в «Книгу Жизни». Иными словами, каждый возжелавший спасения должен начать жить «по Христу».

 
Заключение
 

Приведенные в настоящей статье размышления не претендуют на безусловную научную или богословскую достоверность, это всего лишь размышления о непостижимом с позиций несколько отличных от общепринятых. Но, тем не менее, приведенные рассуждения позволяют задуматься и сделать некоторые выводы.

Мы имеем две разные мировоззренческие позиции.

Первая: «эволюционный креационизм» с образом «Бога-ученого» и Его «миллиардностраничным», а в свете научных гипотез о цикличности вселенной[17], «бесконечностраничным» научным трудом по сотворению мира, в котором собственно человеку уделена ничтожнейшая часть «труда», а материя в некоторых случаях возводится в ранг совечной Богу.

Вторая: «креационизм» с образом «Бога-писателя» и Его «Книгой Бытия мира» в несколько тысяч страниц, целиком посвященной Домостроительству Спасения человека, то есть его обо́жению.

Более логичной и привлекательной с точки зрения верующего человека выглядит позиция «креационистов», чему имеется и весомое обоснование. Таким подтверждением является, во-первых, мнение Святых Отцов Церкви, которые в подавляющем своем большинстве определяют «формат» нашего мира в соответствии с форматом обычной человеческой книги. Во-вторых, в отличие от «эволюционизма», полное соответствие теории «креационизма» догматическому учению Церкви о Боге и человеке.

Да и образ человека-ученого, который в своих трудах влечется в ту или иную сторону законами и явлениями, от него не зависящими, не соответствует образу Бога Творца, который эти законы и явления Своею волею поставляет. Более того, образ человека-ученого не соответствует Цели, которую Творец поставил перед Собой и которую, как мы знаем, исполнил. Между тем, человек-писатель не редко в одном из персонажей произведения как бы «прописывает» свой портрет, вкладывая в образ героя, в его уста и дела свои мысли и чувства. И так поступают не только писатели, но и художники, музыканты…

Да и Сам Господь, как думается нам, поступил так же.

 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
     Крылов И.А. Басня
     «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
 

     Уж сколько раз твердили миру,

     Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

     И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

     _______

    

     Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

     На ель Ворона взгромоздясь,

     Позавтракать было совсем уж собралась,

     Да позадумалась, а сыр во рту держала.

     На ту беду Лиса близёхонько бежала;

     Вдруг сырный дух Лису остановил:

     Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

     Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

     Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

     И говорит так сладко, чуть дыша:

     “Голубушка, как хороша!

     Ну что за шейка, что за глазки!

     Рассказывать, так, право, сказки!

     Какие пёрушки! какой носок!

     И, верно, ангельский быть должен голосок!

     Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

     При красоте такой и петь ты мастерица, –

     Ведь ты б у нас была царь-птица!”

     Вещуньина с похвал вскружилась голова,

     От радости в зобу дыханье спёрло, –

     И на приветливы Лисицыны слова

     Ворона каркнула во всё воронье горло:

     Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


 
————————————————————————————
[1] Прп. Ефрем Сирин. Толкования на Книгу Бытия. Гл.1. http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=1

[2] Прп. Макарий Великий. Духовные беседы о совершенстве, беседа 26, вопрос 9.  http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=592#26

[3] Например, теория «Большого Взрыва». http://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_взрыв

[4] Диакон Андрей Кураев. «Может ли православный быть эволюционистом?» http://evolbiol.ru/kuraev.htm

[5] См. напр. Сергей Крапивин. «Зволюционизм или креационизм?» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/041029141041.htm

[6] См. напр. «Творение, эволюция и креационизм». http://www.bogoslov.ru/text/3825071.html См .так же: «Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи?» Часть 1. http://www.bogoslov.ru/text/2519832.html

[7] Свт. Василий Великий. Письмо к Амфилохию (Ответ на вопрос его. Разрешает ухищренный вопрос аномеев: чему поклоняешься – тому ли, что знаешь, или тому, чего не знаешь? (Писано в 376 г.)) 

[8] Бл. Феодорит Кирский. «Толкование на Книгу Бытия». http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija=1_21

[9] Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на послание к Ефесянам». http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_67=1

[10] Прп. Максим Исповедник. «Слово о подвижнической жизни». http://krotov.info/acts/07/2/isp_podvizh.html

[11] Прп. Симеон Новый Богослов. «Божественные Гимны» Гимн №34.

[12] Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Послание к Римлянам» (Беседа 7)

[13] Здесь будет уместно привести слова молитвы читаемой иереем при совершении Таинства Крещения (на пострижении влас) «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека… вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника»

[14] «Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи?» Часть 2. http://www.bogoslov.ru/text/2540983.html

[16] Лопухин А.П. Толковая Библия. http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_55=17

[17] «Циклическая вселенная Евгения Ченского». http://www.nkj.ru/archive/articles/16531

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
19
 /  - 
9
Комментарии:
р.Б.Ирина 16/08/2014 в 14:04:53
Согласна с прот. Борисом.
прот. Борис 15/08/2014 в 10:46:00
Статья слабая - ни о чем. Самое главное - автор сам еще окончательно не определился в вопросе сотворения мира, и зачем тогда писать?
р.Б. Сергий 13/08/2014 в 21:23:32
Что невозможно человеку, возможно Богу.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Сергей С. 13/08/2014 в 14:24:21
Купил книгу по данной теме: http://blagogon.ru/news/311/ И не пожалел, т.к. труд автора является, можно сказать, фундаментальным, но при этом легко читается. Спаси Бог!
Вера Н. 12/08/2014 в 20:19:54
По данной теме очень интересны статьи протоиерея Александра Салтыкова, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах:
О ПЕРВОЗДАННОМ МИРЕ ШЕСТОДНЕВА - http://www.kadashi.ru/oas/publication_oas_jolondz.html
МИРОЗДАНИЕ КАК ХРАМ - http://www.kadashi.ru/oas/publication_oas_kad-ch2.html
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП БОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЕНИЯ МИРОЗДАНИЯ - http://www.kadashi.ru/oas/publication_oas_iskusstvo10.html
Марина М. 12/08/2014 в 17:21:31
Я не понимаю, как можно по временной координате оценить сколько мгновений понадобилось Творцу для возникновения идеи - одно или больше... Не понимаю, как вообще можно судить-рядить о протяженности дней творений, упомянутых в Библии, если это было до начала времен. Грубо звучит в данном случае даже мое "было", поскольку отсылает к прошлому времени. Статья чересчур субъективна. Почему, например, "более логичной и привлекательной с точки зрения верующего человека выглядит позиция «креационистов»??? Меня, например, никто не спрашивал, привлекательна эта позиция или нет. И стоило ли в конце концов давать столь пространное обоснование собственной точки зрения, если в конце все сводить к личным ощущениям?
Что же до использованной автором литературы, то список попросту нелеп, извините. Здесь и современные авторы, включая набившего всем оскомину Кураева, и св.отцы, толкуемые так, как опять-таки хочется автору статьи, и толкователи прошлых веков. Какое-то оголтелое оправдание творчества перед наукой с принижением последней. К сожалению, история не оправдывает подобных взглядов. Известно, например, тысячи тех же писателей, художников и музыкантов, которым так восхищается автор и чье творчество составило общепризнанную классику, но отнюдь не явилось отражением Божественной идеи. О философах я вообще молчу - отстоять православные взгляды среди них смогли только единицы, остальные выдавали попросту еретические "идеи".
Николай С. 12/08/2014 в 11:51:01
Не очень понятная (пусть простит меня автор, сумбурная) статья. Автор приводит систему доказательств в пользу «эволюционных креационистов», а в заключении делает прямо противоположный вывод в пользу «чистых креационистов». В Библии сказано, что мир сотворён Богом за 6 дней. Может быть, в этом есть иносказание, чтобы людям архаичной эпохи было понятнее (какое-то более точное времяисчисление, например 7 863 025 лет и 94 дня вряд ли бы кто-нибудь из древних вполне уразумел). На самом деле, мне абсолютно всё равно: равнялся ли библейский день творения одним календарным суткам или, допустим, 53 тысячам лет с месяцами и днями – наверное, узнаю, когда помру. Но в любом случае это творил Бог. Никакой эволюции даже под псевдохристианским наукообразным соусом быть в принципе быть не может, что, по-моему, уже и наука нехотя подтвердила. Эволюционный креационизм, как бы «православно» и «святоотечески» он не подавался – это ни что иное как богоборчество.
P.S. При всём моём глубоком и искреннем уважении к большому таланту скончавшегося от переедания дедушке Крылову, я бы не стал сравнивать акт Божественного творения с хорошей и занимательной побасёнкой о животной мире. Сопоставить это нельзя даже с Гомером, выше которого ничего в авторской художественной литературе нет.
Илья 11/08/2014 в 18:04:26
Очень понравилось, поразительно и просто!
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 11/08/2014 в 08:12:45
Очевидно, что человечество "знает" о каждом явлении мира и буквально обо всем неизмеримо меньше, чем существует в реальности. Это будет всегда, и относится к микро- и макромиру, к человеку и, даже, к человеческому творчеству. Познание нескончаемо. Тем более сказанное относится к сфере Божественного. В том числе и Библии. Ибо Божественное есть реальность реальности. И тут единственный и точный критерий истинности любой богословской и научной позиции - 1 Кор.13

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
«Формат» Творения Православный журнал «Благодатный Огонь»

«Формат» Творения

11.08.2014
Священник Сергий Пометнев

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

2.12.2021
Священник Георгий Максимов

Входила ли Богородица во Храм?
Исповедь сомневавшегося

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

28.11.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

 

НОВОСТИ

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

09.11.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви