Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Апология сервилизма вместо защиты Православия.
О протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте

11.07.2014
Тимур Давлетшин


Некогда я восхищался блестящим умом диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева. К нему как богослову имеются немалые претензии, но, на мой взгляд, он является ярким апологетом Русской Православной Церкви. Однако последнее время он все чаще разочаровывает меня. Главным образом это связано с его весьма странной позицией по украинскому кризису.

Вот и его статья в ЖЖ «“Профиль” об украинской церковной политике»[1] вызвала у меня не просто недоумение, но настоящее возмущение. Убедительная в некоторых частностях, она является совершенно неправильной в корне. О. Андрей поставил в этой статье целью защитить официальную позицию Церкви от «нападок патриотов», причем не только с виду нейтральную позицию Патриарха (обусловленную, на мой взгляд, нежеланием подставить Православную Церковь на Украине, дать повод для гонений), но и позицию некоторых украинских иерархов, прямо поддержавших нынешнюю украинскую хунту.

О. Андрей пишет: «Украинская православная церковь могла бы оказаться над политической схваткой, если бы речь шла о выборе между партиями либеральных демократов и демократических либералов. Но когда речь идет о существовании самого государства (а сегодня все понимают, что на повестке дня стоит именно вопрос о выживании Украины как самостоятельного государства), было бы странным, если бы Церковь, которая считает себя Церковью данного народа, в эти дни говорила только о Небе или о бразильском футболе».

Вроде бы правильные слова, но на самом деле все обстоит таким образом, что выживанию Украины угрожает вовсе не Россия, а пришедшая к власти проамериканская хунта, опирающаяся на радикалов-националистов. Если украинских иерархов так беспокоит украинская государственность, то им следовало бы возвысить свой голос, когда в защитников этой государственности – бойцов «Беркута» и солдат внутренних войск кидали «коктейли Молотова». Если кто-то из иерархов и выступил против этого беззакония (к примеру, митр. Агафангел в своей проповеди), то это прозвучало довольно слабо на фоне других иерархов, либо просто промолчавших, либо прямо поддержавших революцию. К примеру, митр. Александр (Драбинко) даже стихотворение написал о «Небесной сотне» и выложил в соцсети. Процитирую кусочек, хоть это и графоманство бездарнейшее:

«Свободу Сам Господь нам дал,
Те же нас делали рабами,
Но цепи наш народ порвал,
Изгнал возмнившихся богами

Небесной сотне дай покой
Ты, Господи, земли и неба!
Ушли За правду данную тобой,
За синь небес и злато хлеба»
[2].                

О. Андрей пишет: «В многовековой православной истории устоялось как норма: Церковь поддерживает и молится о властях и воинстве той страны, где она осуществляет свое служение. Даже в том случае, если эти власти и воинство не принадлежат к православному миру.

Греческие православные епископы в Турецкой империи служили молебны о победе над русской армией. Константинопольский патриарх Мелетий в 1845 г. любил (в присутствии турецких чиновников) говаривать: “Дайте мне хоть небольшой кусок тела какого нибудь русского, и я изрублю его на мельчайшие части”» (Цит. по: Преосв. Порфирий (Успенский). Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. Киев, 1877)».

Я не против молитвы Церкви и властях и воинстве своей страны, даже безбожных, но цитатой Константинопольского патриарха о. Андрей меня весьма удивил. Это что, аргумент в защиту «патриотической» позиции украинских иерархов? Представляю, как обрадовались воинствующие безбожники и прочие враги Православия, прочитав это! Какой сильнейший аргумент они получили в пользу своей борьбы против Церкви! Только на самом деле слова этого патриарха – вопиющий пример отступления от Христа. Если бы мне процитировали сие высказывание без указания авторства, то я подумал бы, что это говорит какой-нибудь маньяк или безумный фанатик. Впрочем, нет никаких сомнений, что это были просто слова. Не думаю, что если бы владыке предоставили такую возможность, он бы принялся рубить «кусок тела какого-нибудь русского». А ведь эта турецкая власть была оккупационной в глазах греков. Еще преп. Максим Грек призывал русского царя Василия III освободить Константинополь от агарянского ига. А ведь он не был неким церковным диссидентом своего времени – греческие иерархи того времени мечтали о том же самом. Допустим, патриарх Мелетий осознал их неправоту и проникся любовью к турецким властям. Но зачем же выражать эту любовь таким странным образом? Не надо путать сервилизм с патриотизмом.

Впрочем, эта приведенная о. Андреем цитата константинопольского каиафы очень даже кстати. Она является великолепнейшей иллюстрацией позиции украинских церковных лжепатриотов. Если, конечно, она не приписана греческому патриарху ложно (епископ Порфирий пишет с чужих слов).

Кстати, там же у епископа Порфирия еще кое-что про этого константинопольского патриарха написано: «Константинопольский патриарх Мелетий (правил Церковью неполный 1845 г.), когда он представлялся султану Абдулу-Меджиду, поцеловав его ногу, сказал: “Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал”»[3]. Что ж о. Андрей это не процитировал для полноты картины? Ведь читал же наверняка.

И еще кое-что из епископа Порфирия, только уже из другого сочинения (История Афона. Ч. III. Отд. 2. С. 595): «В 1854 году, когда длилась война нашего Севастополя, Вселенский патриарх, конечно Константинопольский (но какой – у автора не сказано, вернее всего Анфим VI), по желанию и повелению султана Абдул-Меджида извитийствовал и обнародовал молитву для православных христиан, в которой испрашивались у Бога победы нашим врагам, а нам (т е. нашему христолюбивому воинству) – поражение… Эта молитва была прислана и на Афон. Но здесь ее не читали ни в церквах, ни в кельях» [там же]. Вот так-то! Не стали афонские монахи молиться о победе Турции (вместе с Англией и Францией) над Россией во время Крымской войны.

Другой пример, казалось бы, более удачен. О. Андрей пишет: «Когда началась русско-японская война, основатель Японской православной церкви епископ Николай (Касаткин) собрал своих учеников – японских священников и сказал: “В нашей Церкви так принято, что мы молимся о той стране, на территории которой несем свою службу. Но если я буду молиться о победе японского императора над русским царем, то наверное возникнет подозрение, что я это делаю неискренне. Поэтому я на время этой печальной войны уйду в затвор. О чем я буду молиться в своей келье, это мое дело, а вам, как японцам, следует молиться о победе вашей страны, вашей армии”».

Протодиакон Андрей не первый, кто вспомнил о примере св. Николая Японского в связи с украинским кризисом. Ранее этот же пример приводил митрополит Августин (Маркевич), призвавший к защите Украины от российских «оккупантов» (см. мою статью «Революционный “патриотизм митрополита Августина (Маркевича)»). Однако на самом деле этот пример тоже неудачен. Дело в том, что русско-японская война по большому счету была несправедливой с обеих сторон. Ни Россия, ни Япония не защищали собственную землю. Это была война за чужие территории (Маньчжурия, Китай). Две могущественные империи сцепились в борьбе за влияние. Поэтому св. Николай просто напомнил о долге перед своим Отечеством. Думаю, что если бы он дожил до того времени, когда к власти в Японии пришли милитаристы, союзники нацистской Германии, он либо промолчал бы, либо произнес бы совсем другие слова.

Св. Николай поддержал патриотизм японских христиан, не желая, чтобы они становились некой пятой колонной для собственного народа. На Украине же пятой колонной сегодня является сама власть, пришедшая на «штыках» ультранационалистов и при прямой поддержке Запада.

Кстати, у св. Николая есть интересная запись в дневнике: «Образовалось общество сорванцов разрушить Миссию и убить меня; десять человек из них схвачены и посажены в тюрьму за это; независимо от них еще один готовился убить меня, но его арестовали и нашли сумасшедшим, потому отправили под конвоем на родину, где он посажен в домашнем аресте в клетку. На днях было большое собрание с воинственными речами, и один выступил с темой “Никорай” и начал было доказывать, что меня для блага Японии надо уничтожить, но полицейский остановил его. Что опасность для меня не шуточная, показывает следующее: два дня тому назад 30 полицейских охраняли Миссию ночью, так как враги собирались в эту ночь разгромить Миссию и убить меня. А что такой казус возможен, доказывается тем, что сутками раньше толпа в 40 человек напала на редакцию “Нироку-симбун” за то, что будто бы в составе ее есть русский шпион, и разнесла ее — побила окна, внутри все переломала. Все эти приятные новости сообщены Акиле Кадзима знакомым  ему полицейским, а Кадзима просил Павла Накаи передать мне в предосторожность. Спасибо полиции, что охраняет Миссию; без нее бы давно уже беды наделали японские ultra-патриоты»[4].

Как видим, японские власти проявили в то время себя с самой положительной стороны. Совсем другое мы узнаем об украинской власти, даже не пытающейся остановить своих ultra-патриотов. Все мы знаем, как вела себя милиция во время одесской бойни. Даже попытки обуздания ultra-патриотов не было. А та милиция, которая ранее пыталась противостоять этим ultra-патриотам в Киеве, сама жестоко пострадала от них.

У одного из активных участников майданной революции, бывшего бойца самообороны Майдана, а ныне бойца карательного батальона «Айдар» Максима Мазура на странице «ВКонтакте» есть следующая запись: «Украинцы – очень добрый народ. Мы любим родную милицию, и нам больно смотреть, как она часами мёрзнет на холоде. Поэтому с помощью коктейлей Молотова мы пытаемся передать милиционерам частичку тепла»[5]. Весьма своеобразный «патриотизм»! Кстати, о бойне в Одессе его пост еще циничнее: «По некоторым данным в Одессе в здании Профсоюзов сгорело около 30 сепаратистов. Хорошая всё-таки традиция – устраивать шашлыки на майские праздники!»[6]. И что особенно характерно – у этих постов – куча «лайков». И после этого нам говорят, что на Украине нет никаких фашистов, что мы их выдумали!

Нет на самом деле войны России и Украины. Идет война между Украиной Богдана Хмельницкого и Украиной Мазепы, Украиной Ковпака и Украиной Бандеры и Шухевича. Я не сомневаюсь, что наши помогают новороссам, равно как и американцы помогают «бандеровцам», но прямой войны нет. Украинские вояки сражаются вовсе не с Российской Федерацией, а с собственными гражданами, не желающими подчиняться незаконной власти. Кстати, у них была прекрасная возможность проявить свой патриотизм, когда российские «оккупанты» разоружали украинские воинские части в Крыму. Однако никакой героической обороны Крыма от российских «оккупантов» мы не увидели. Только одна часть отказалась разоружиться, и покинула территорию Крыма с оружием. На Украине их превозносили до небес, хотя это абсолютно нормальное поведение. Более того, большая часть украинских военных, находившихся в Крыму, приняла решение служить в Российской армии. Это уж совсем позор для «незалэжной Украины».

Неужели украинцы – трусы? Нет, это не так. Малороссы – народ, который дал нам замечательных героев, защищавших сначала Российскую Империю, а потом – Советский Союз. Если вспомнить ту же оборону Севастополя во время Крымской войны 1853–56 гг, то те, кто знаком с ее историей, знает имена матросов Петра Кошки и Игната Шевченко. Оба – малороссы. Только Россия для них была Родиной, а не враждебным государством.

Почему же украинские военные в Крыму не проявили героизма? А потому, что не было у них мотивации воевать с «зелеными человечками». За что воевать? За революционеров, кидавших «коктейли Молотова» в «беркутовцев» и солдат внутренних войск? За политиков, которые науськали украинских националистов, наследников Бандеры и Шухевича, на законную власть? Ведь население Крыма явно было не на их стороне (что и референдум показал).

Очень возмутили меня слова о. Андрея о тех священниках, кто выступил против хунты: «Да, и на Украине есть люди, которые всецело погрузили себя в политико-информационный контекст России, причем сделали это не сейчас, а довольно давно. Это их выбор, их карьера. Некоторые из них уже убежали в Россию. Их задача – оправдать свое бегство. Судить по их словам о мнении украинцев – то же самое, что о Русской Церкви 90-х годов судить по словам бывшего священника Глеба Якунина. Например, переехавший в Москву бывший секретарь Одесской епархии Андрей Новиков не выражает даже точки зрения своего бывшего митрополита. Тот уже в конце мая на державной мове написал Порошенко: “Еще раз заверяем Вас в том, что все духовенство и верующие многонационального Одесского региона всегда были и остаются с народом незалежной Державы. Про это наши постоянные молитвы. Боже Великий, Єдиний, нам Украïну храни”».

Это уже совсем нехорошо со стороны о. Андрея говорить о тех, кто бежал от репрессий киевской хунты в Россию, что они стремятся «оправдать свое бегство», и тем более, сравнивать их с предателем Церкви и русофобом-западником Глебом Якуниным. Даже если эти люди «всецело погрузили себя в политико-информационный контекст России», то это вполне нормально и объяснимо. Ведь то, что Россия оказалась для них заграницей – это не их желание, а решение нечистоплотных политиков. Народ, во всяком случае, в восточной его части, вовсе не желал «незалэжности». Значительная часть населения Украины (на Юго-Востоке, по крайней мере) действительно настроена пророссийски, тем паче, что на Юго-Востоке живет значительное количество великороссов (В Крыме, потерю которого не могут нам простить «свидомые», – подавляющее большинство). Неужели священники не имеют права на свою гражданскую позицию? Или они только тогда на нее имеют право, когда она совпадает с политикой правящей власти, пусть и революционной?

И напрасно о. Андрей противопоставляет того же о. Андрея Новикова митрополиту Агафангелу. На самом деле митрополит Агафангел никогда не скрывал своих пророссийских взглядов, и у него уже давно очень большие проблемы с украинскими националистами.

В 2008 году, при «оранжевом» президенте Ющенко (совмещавшим симпатии к националистам-«бандеровцам» с любовью к западной «демократии»), владыка очень отрицательно отнесся к стремлению «оранжевой» клики присоединить Украину к блоку НАТО, который владыка назвал «зверовидным блоком»: «Депутат Одесского областного совета, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заявил, что “втягивание Украины в НАТО недопустимо”, сообщает информационный сайт Одессы Misto.odessa.ua. “Православная церковь обеспокоена попытками втягивания страны в Альянс, являющийся, по сути, зверовидным блоком, исповедующим двойные стандарты”, – сказал владыка, выступая на очередной сессии областного совета.

Митрополит Агафангел … призвал учесть пожелания православных верующих, “которые высказывают свое беспокойство по поводу пропаганды НАТО, проводимой сейчас и в школах”. По словам митрополита, в школах учат, что “НАТО – это хорошо, что Альянс нас сделает европейским государством, хотя мы в центре Европы”. “Нам есть чему учить наших детей, есть культура, религия, наши моральные принципы”, – сказал одесский владыка. “Все мы видим действия этого блока в Косово, видим и то, что предпринимается сейчас в отношении России. НАТО это кровь, война, слезы, – заявил митрополит Агафангел. По словам одесского архиерея, православная общественность города собрала уже более 7,5 тысяч подписей против вступления страны в НАТО»[7].

У владыки Агафангела уже давно весьма большие проблемы с украинскими националистами, о чем он еще ранее (в 2000 году) поведал в заявлении: «Хочу отметить, что неоднократно в течение последних лет в мой адрес направлялись по телефону и в анонимных письмах провокации с угрозой физической расправы. 22 ноября 1996 года в 10.30 утра неизвестный, назвавшийся “патриотом” Украины от РУХа, позвонил мне по телефону и, выражаясь площадной бранью, угрожал мне физической расправой за то, что я выступаю против автокефалии. Об этом тогда мною в известность был поставлен начальник СБУ в Одесской области Борисенко Л.И. Хулиганствующий извинился по телефону. Телефонные звонки со словами: “чемодан, вокзал, Россия” неоднократно поступают в мою резиденцию. Националистические силы не устраивает моя твердая принципиальная позиция по вопросам церковного единства и предоставления автокефалии УПЦ. В дни пребывания в Москве, в августе 2000 года, на юбилейном Архиерейском Соборе угроза на предмет физической расправы со мной и наместником Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архим. Алексием снова повторилась по телефону»[8].

Может быть, после смены власти в результате победы оранжево-коричневой революции владыка изменил свои взгляды? Но вот его слова в мае уже этого года: «7 мая 2014 года митрополит Одесский и Измаильский Агафангел выступил с открытым обращением к представителям ООН и ОБСЕ на Украине, а также киевским властям, в котором попросил защитить Церковь от экстремистов, открыто угрожающих священникам.

«По Украине прокатилась волна нападений на священников канонической Украинской православной церкви и попыток захвата православных храмов. В осаде побывали Киево-Печерская и Почаевская лавры. В Сумах угрожали сжечь заживо (“коктейлями Молотова”) архиепископа Евлогия вместе с кафедральным собором и епархиальным управлением. Некоторым священникам канонической Церкви угрожали физической расправой. В том числе и мне, управляющему Одесской епархией», – отметил митрополит. По мнению митрополита, попытки изгнать православных верующих из их храмов «раскалывают общество и разжигают религиозную вражду», а также «нарушают основополагающие и неотъемлемые права людей на свободу вероисповедания». Он подчеркнул, что уже сегодня «массовые беспорядки и угроза военных действий привели к противостоянию иного порядка – духовному противостоянию»[9].

Тут мне могут сказать, что владыка здесь выступает не против власти, а против радикалов. Но разве не эти же радикалы привели хунту к власти, не эти ли радикалы и до сих пор являются «Железной гвардией» этой самой хунты? Не они ли составляют карательные батальоны «Айдар», «Азов» и др.?

И в процитированных о. Андреем Кураевым верноподданнических словах владыки нет ничего противоречащего предыдущим заявлениям. То, что «все духовенство и верующие многонационального Одесского региона всегда были и остаются с народом незалежной Державы» отнюдь не означает, что они поддерживают хунту – это было бы прямой ложью. Особенно после Одесской бойни. Да и произнес эти слова митр. Агафангел, видимо, для того, чтобы избежать гонений на Церковь со стороны революционной власти, у которых его предыдущая позиция и особенно протест против действий радикалов (революционной гвардии) наверняка вызвали раздражение.

Еще один момент я подметил в позиции украинских иерархов. Я заметил, что самыми преданными слугами нового режима оказываются именно те иерархи, которые мечтают отделиться от Московского Патриархата. Они прямо таки соревнуются в этом с неканоническим «Киевским Патриархатом» (непризнанным другими Церквами), сами же в этот неканонический Патриархат не хотят, а хотят признанной автокефалии. Украинский кризис – удобный повод для этого. О. Андрей сказал в общем-то правильные слова о том, что Церковь не должна становиться некой пятой колонной для собственного народа (хотя на самом деле на Украине сегодня ситуация сложилась таким образом, что пятой колонной для нее является как раз сама власть). И вот под этим предлогом они вполне могут потребовать автокефалии.

Вожаком «автокефалистской группировки» в УПЦ МП является митрополит Александр (Драбинко), чье графоманское стихотворение о «Небесной сотне» я цитировал выше. Вот ещё ярчайший пример – митрополит Черкасский Софроний. На сайте его епархии мы читаем: «Митрополит Софроній відвідав блокпости й благословив тих, хто готовий дати опір непроханим гостям». «Непроханные гости» – это защитники Новороссии, конечно же. То, что там есть добровольцы из России (как они были в Сербии и в XIX веке, и в наше время) – правда, но подавдяющее большинство защитников – это сами новороссы. А вот другое интереснейшее его заявление: «Проанализировав теперешнее политическое состояние в Украине и состояние нашей Церкви на перспективу, я пришел к выводу, что период жизни нашей Церкви, начиная с 1992 года и до настоящего времени, потерян, и это меня наводит на мысль, что нам всем необходимо без любых политических предпосылок и амбиций подумать, как нам жить дальше. Допустим ли мы своей бездеятельностью, что за нас все сделает Михаил Денисенко, – а он не спит, – или нам самим нужно решать вопрос относительно нашего статуса и статуса нашей Церкви в Украине? … Свою жизнь я посвятил народу, за который страдаю и молюсь, а потому я обращаюсь ко всем вам, архиереям Канонической Украинской Православной Церкви: оставим после себя красивый след… Мне непонятно, почему наибольшая по количеству верующих людей Православная Церковь мира не может без кого-либо самостоятельно руководствоваться в своей жизни. Еще раз повторяю: самые благоприятные условия для приобретения статуса независимости для нашей Церкви – теперь; если мы сегодня или завтра не воспользуемся этой возможностью, то послезавтра будет уже поздно…»[10].

Условия для приобретения статуса независимости оказались в 2005 году действительно были благоприятны. Смею предположить, что это связано с правлением «оранжевого» президента Ющенко, весьма благоволившего к украинским националистам (при нем гитлеровским пособникам Бандере и Шухевичу присвоено звание героев Украины). Но сейчас эти условия стали еще благоприятнее, и я подозреваю, что именно по этой причине владыка Софроний старается для киевской хунты.

Что ж, если малороссы окончательно решат, что великороссы им не братья и захотят церковной независимости, то мы никак не сможем им воспрепятствовать, как не смогли воспрепятствовать греки церковной независимости русских или болгар. Но только у меня вопрос: неужели поддержка революционных карателей – это цена независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата?

Если те из украинских иерархов, кто прямо поддерживает действия хунты, находятся просто в неведении, то нам остается лишь молиться об их вразумлении. А это несложно. Для них вполне достаточно было бы пообщаться с простыми прихожанами Юго-Востока, а не только с привычным для них кругом сильных мира сего. Но если они делают это сознательно, надеясь получить прямую выгоду в виде канонической, признанной всеми Церквами автокефалии, то на них распространяетсяПостановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства»).

Кто-то может сказать, что я неправ, потому, что там речь шла об изменниках Родины, а украинские иерархи, поддержавшие карателей, наоборот, выступают в роли украинских патриотов (хотя на самом деле сложно назвать это патриотизмом). Однако в сем постановлении осуждается не только сам факт измены Родине, но и пособничество фашистам: «Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий. Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь»[11].

Ни в коей мере я не хочу объявлять всех лояльных киевской власти иерархов фашистскими пособниками. Просто лояльность лояльности рознь. Одно дело, когда речь идет просто о признании существующей власти и подчинения ей. Другое – когда иерархи сознательно и добровольно включаются в пропагандистскую машину этой власти, надеясь получить от этого прямые выгоды.

И еще. Кто-то может подумать, что политика сервилизма части иерархов УПЦ по крайней мере позволит выжить Православию. Я так не думаю. Напротив, эффект может быть противоположный. Рано или поздно украинский народ разочаруется в революции. И если в УПЦ МП восторжествуют сервилисты и откровенные пособники хунты, то позднее разочаровавшийся в революции народ может отвернуться и от Церкви, которая в его сознании будет связана с оранжево-коричневой властью.

Да, христиане во все времена молились за власти и воинство своей страны. Да, даже в те времена, когда этими властями были враждебные христианству силы, христиане являлись лояльными властям (до определенных границ). Причиной тому является сознание того, что даже эти власти поддерживают хоть какой-то порядок, что без них наступило бы полное беззаконие. Но на Украине сегодня власти сами способствуют этому самому беззаконию. Здесь весьма уместно вспомнить цитату блаженного Августина из трактата «Град Божий»: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть ничто иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне усвояет ей неподавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: “Такое же, какое и ты; но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором”»[12].

Не буду вешать ярлык предателя на о. Андрея, которого я продолжаю уважать как апологета Православия (несмотря на его существенные промахи). Проблема мне видится в том, что он голос отдельных церковных иерархов, обласканных новой властью, и потому более громкий, чем голоса несогласных (таких, как митр. Агафангел), спутал с голосом Церкви. О. Андрей попытался защитить Церковь, но вместо этого у него получилась апология сервилизма.



Примечания

1. «Профиль» об украинской церковной политике. http://diak-kuraev.livejournal.com/665486.html
2. http://vk.com/id14584370?w=wall14584370_2471
3. Цит. по: А.П.Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок (книга I) III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/greki_pod_turkami_lebedev.htm#_Toc97378443
4. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) c 8/21 января 1904. Четверг. До 16 / 29 января 1904. Пятница http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9
5. http://vk.com/id3392720?w=wall3392720_21710
6. http://vk.com/id3392720?w=wall3392720_25591
7. Владыка Агафангел: «НАТО – это кровь, война и слезы». Одесский митрополит выступил против вступления Украины в «зверовидный блок» http://ruskline.ru/news_rl/2008/09/15/vladyka_agafangel_nato_-_e_to_krov_vojna_i_slezy/
8. Заявление митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. http://ruskline.ru/news_rl/2000/11/04/zayavlenie_mitropolita_odesskogo_i_izmail_skogo_agafangela
9. МИД РФ: Грубейшее нарушение основополагающих международных принципов на Украине носит целенаправленный характер. http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/28/mid_rf_grubejshee_narushenie_osnovopolagayuwih_mezhdunarodnyh_principov_na_ukraine_nosit_celenapravlennyj_harakter/
10. Из публичного обращения архиепископа Черкасского Софрония к епископату УПЦ (июль 2005 года). http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1944/
11. Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства. http://www.blagogon.ru/biblio/502/
12. Блаженный Августин. О граде Божьем. Книга 4, Глава 4. http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem=4_4

Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
42
 /  - 
6
Комментарии:
Александр 14/07/2014 в 23:38:58
Непонятно, почему этого Кураева облизывают как телятю. Человечек позволяет себе слишком многое. Бесчестит Церковь, при этом получается, что сама Церковь и держит его для этого. В чем проблема-то? Трудно вырезать этот аппендикс? Или Церковь больна настолько, что уже не может уследить за каждой злокачественной болячкой? Или заигрались в политику?
Владимир П. 13/07/2014 в 21:11:11
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВНЫЕ ВЛАСТИ НЕ ОТПРАВЛЯЮТ ТАКИХ КУРАЕВЫХ-КОЧЕТКОВЫХ НА ПОКОЙ? Или лучше и правильней сказать - выгнать из Церкви. Ведь явно видно, что от их уст только яд капает.
Псаломщик 13/07/2014 в 18:38:55
Тут был упомянут протоиерей Андрей Новиков, которого о. Андрей Кураев попытался представить этаким Глебом Якуниным и противопоставить митр. Агафангелу. Понятно, что это ложь. В свое время о. Новиков написал следующие статьи:
30 января 2008 года ПОЧЕМУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СНЯТА АНАФЕМА С ИВАНА МАЗЕПЫ http://www.pravoslavie.ru/analit/5185.htm
14 мая 2009 года «МАЗЕПИНСКОЕ» БОГОСЛОВИЕ http://www.pravoslavie.ru/smi/37458.htm
Из этих статей видно, что о. Андрей Новиков выступал против снятия анафемы с предателя гетмана Мазепы, коего украинские националисты считают героем. Автокефалистам тоже выгодно это снятие анафемы. Причем мы видим, что полемика разгорелась в то же самое время, когда разгорелась полемика вокруг имени предателя ген. Власова. Думаю, что это звенья одной цепи.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Апология сервилизма вместо защиты Православия.<br>О  протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте Православный журнал «Благодатный Огонь»

Апология сервилизма вместо защиты Православия.
О протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте


11.07.2014
Тимур Давлетшин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

3.06.2020
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

 

НОВОСТИ

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины