Богородица

Актуальные статьи

В Украинской Православной Церкви – новый предстоятель. Что ждать?

18.08.2014
Юрий Сергеев


13 августа в Киево-Печерской Лавре состоялся Архиерейский Собор, избравший нового главу Украинской Православной Церкви Московского патриархата, взамен скончавшегося 5 июля митрополита Владимира (Сабодана). Им стал прежний «метоблюститель» (исполняющий обязанности) предстоятеля, митрополит Черновицкий Онуфрий (Березовский).

На первый взгляд, никаких сюрпризов не произошло – «и.о.» стал полноценным «шефом», такой «рост» является скорее правилом, чем исключением. Например, в годы СССР член Политбюро ЦК КПСС, назначенный председателем комиссии по похоронам почившего генсека, практически автоматически становился его преемником. Сходные закономерности отмечаются и в ряде других организаций, политических систем и т.д.

На самом деле, с избранием лидера украинской канонической Церкви было не все так гладко. Собственно, и смерть митрополита Владимира в этой связи выглядит как-то уж слишком своевременной для захватившей власть на Украине нацисткой хунты. Провести «перезагрузку» руководства Церкви вроде бы Московского патриархата в момент максимального накала махровой русофобии – что может быть удобнее для попытки «смены вех». То ли будущего раскола УПЦ с Москвой, то ли даже с образованием заветной мечты укро-наци, «единой поместной церкви». С последующим превращением этой якобы духовной организации в рассадник и «освятитель» махровых бесчеловечных идей воинствующего нацизма.

Ведь те силы внутри Церкви, которые выступали за духовное единство русского мира, оказались под жесточайшим прессингом бандеровцев. Патриарху Кириллу был запрещен приезд на Украину – и для похорон митрополита Владимира, и, тем более, для участия в Соборе для избрания его преемника. Казалось бы, будущая победа лежит у нацистов в кармане.

Но в итоге последние получили крупный «облом». Их реальной кандидатурой была фигура винницкого митрополита Симеона. Который, кроме того, что являлся архиереем «вотчины» нынешнего президента Порошенко, прославился еще и инициативами по насильственному переводу богослужения с общепринятого церковнославянского языка, единого для всей РПЦ, на «мову».

За митрополитом Симеоном стояли все «патриотические» укро-СМИ, «автокефалисткая» группировка «молодых да ранних» архиереев УПЦ вроде митрополита Александра (Драбинко) – очень прозрачно высказывал свои симпатии и вождь украинского церковного раскола лже-патриарх Филарет. И, разумеется, сам укро-гетман – показательно позиционирующий себя в качестве «верного сына православной церкви»

Однако митрополита Симеона ожидал жуткий «облом» – в первом туре голосования он набрал аж целых 9 голосов из 78 присутствующих архиереев. Митрополит Черновицкий Онуфрий получил 36 голосов, управляющий делами УПЦ митрополит Антоний – 24 голоса. Во втором туре за митрополита Онуфрия проголосовало уже 48 человек – вполне убедительная победа «конституционным большинством» в две трети от списочного состава (хотя часть собравшихся, по-видимому, воздержалось).

Соответственно, без труда можно заметить, что очень звонкую пощечину получили и радикал-бандеровские патриоты. Вместе, кстати, и с Порошенко тоже. Да, новоизбранный глава Церкви – родом из Буковины, и «москалем» его не назовешь при всем желании. Тем не менее, он единственный выступил против обращения к Москве о предоставлении Киеву автокефалии в ноябре 1991 года, когда помраченные украинские архиереи под председательством тогда еще законного экзарха Филарета (Денисенко) подписались под этой бумагой. И только спустя полгода прозрели, отправив раскольника в отставку.

Еще бандеровцы вменяют митрополиту Онуфрию в вину признание русских и украинцев «единокровным и единоверным народом» (что для фанатиков «единой укро-нации» страшная «ересь»), призывание к миру на Донбассе с просьбой сложить оружие (и карателей-нацистов тоже), именование Запада «бездуховным».

Почему же украинские архиереи, тем не менее, избрали себе лидером такого «неблагонадежного» с точки зрения действующей власти и главенствующей нацисткой идеологии человека? Причин тут несколько. Во-первых, думается, это четкое осознание того, что в случае каких-то поползновений к «объединению церквей» каноническая УПЦ будет просто поглощена раскольническим Киевским патриархатом и ее главой Филаретом. А недавно рукоположенным епископам и митрополитам, может быть, и наплевать на «духовное единство братских народов», но вот оказаться в своих епархиях вместо прежнего статуса «фаворитов» реальными «аутсайдерами» – это уже не понравится даже самым ярым укро-патриотам в рясах.

Во-вторых, выбирать главу Церкви по заказу «императора», конечно, вполне в православных традициях «цезарепапизма», идущих еще с Византии – но, право, считать «императором» Порошенко? Да это же типичный «халиф на час», «временщик», которого сметет очередной Майдан, если не через месяц, то осенью-зимой точно. И что тогда делать – снова нового предстоятеля выбирать?

В третьих, украинские архиереи сделали довольно важный шаг к попытке очистить свой пошатнувшийся среди рядовых верующих авторитет. Так, накануне Собора в качестве реального претендента называлась кандидатура настоятеля Киево-Печерской Лавры митрополита Павла. Всем он хорош – и связями в «высших сферах» (ну кто ж из топ-политиков всех партий не будет рад личному знакомству с «хранителем» лаврских пещер с их православными святынями?), и храмов немало понастроил и реконструировал. 

Да только в быту митрополит Павел, мягко говоря, предписанным монахам аскетизмом не отличается. Чего стоят его заявления о не только допустимости, но и желательности архиереям разъезжать исключительно на «Мерседесах» и прочих представительских авто. Да и фото его загородной «келии» в несколько этажей и крупным прилегающим поместьем мало кого оставили равнодушным. Это если не считать некрасивой истории с выселением Института инфекционных болезней, где лечатся больные СПИДом из когда-то принадлежавших Лавре корпусов.

В противоположность лаврскому настоятелю, митрополит Онуфрий – подчеркнутый аскет, доселе живший в скромном архирейском управлении, а не в «хоромах». Недаром до избрания он занимал должность председателя церковного суда – как наиболее честный и неподкупный епископ среди своих коллег. И правда – если человек живет в «казенном доме» – зачем ему взятки брать, куда он их девать будет?

Так или иначе – но лоббируемой «бандеровской революции» в связи с избранием нового предстоятеля УПЦ не произошло. Что, конечно, не означает, что архиереи Украинской Церкви стали какими-то «пророссийскими» – просто у них, как писалось выше, есть свои личные интересы, совпавшие с интересами сохранения единства Русской Православной Церкви. Во всяком случае – на текущий момент.

Однако настоящая борьба еще только начинается. Ведь Порошенко при всех его недостатках, по-крайней мере, является прихожанином канонической Церкви – и вряд-ли пойдет на какие то слишком уж радикальные меры по ее «прихватизации» в бандеровском ключе. Но, как указывалось выше, его политическое будущее само находится под очень большим вопросом. А рвущаяся к власти Тимошенко, например, издавна ориентируется на лже-патриарха Филарета – и совсем не прочь будет отдать ему «для воссоединения» УПЦ МП. 

Причем, это «воссоединение»-поглощение будет проводиться куда более жесткими мерами, чем во времена президентства Кравчука. Тогда храмы у верующих Московского патрирхата захватывались ряжеными «казачками» – а теперь их место займут отмороженные убийцы из «Правого сектора» и других сходных бандитских организаций. Впрочем, тут уж, как говорится – «на войне – как на войне». Все равно, избавить Украину от коричневой чумы можно только с помощью оружия – что и делают ополченцы Донбасса, при духовном окормлении православного духовенства. Рядового во всяком случае – «князья церкви» предпочитают отмалчиваться, сохраняя нейтралитет.  

Так или иначе – избрание главой УПЦ МП митрополита Онуфрия является если и не очень значительной победой здоровых сил на Украине и вне ее – то, по-крайней мере, и не поражением в противостоянии «церковной бандеровщине». А это уже само по себе неплохо в нынешней напряженной ситуации.

 POLIT RUSSIA


От редакции БО: Следует подчеркнуть, что состоявшийся 13 августа в Киево-Печерской лавре Собор архиереев УПЦ МП проходил в условиях геноцида православного русского народа на юго-востоке Украины, уничтожения киевской хунтой православных святынь.

Избранный Собором епископов новый предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий – один из самых опытных украинских иерархов, пользующийся репутацией строгого монаха и молитвенника, к тому же, обладающий наибольшим авторитетом, как среди епископов, рядового священства, так и среди простого народа. Митрополит Онуфрий является носителем духа Лавры преподобного Сергия Радонежского, в которой владыка провел 18 лет.

31 июля митрополит обратился к т.н. «президенту» Петру Порошенко с просьбой пресечь факты издевательств и давления на священнослужителей со стороны украинских военных карателей (http://www.blagogon.ru/news/321/).

Однако необходимо учитывать, что митрополит Онуфрий сегодня является заложником киевской хунты. На каноническую Церковь на Украине сейчас оказывается огромное давление со стороны фашиствующих киевских правителей. Поэтому следует понимать, что владыка в нынешних условиях не всегда может говорить всю правду о кровавых событиях на Украине, не подвергая опасности свою паству.

Спустя всего сутки после избрания митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ МП активисты националистической партии «Свобода» и Радикальной партии Украины, которую возглавляет скандальный депутат Олег Ляшко, сорвали богослужение и издевались над настоятелем храма Украинской Православной Церкви Московского патриархата в Киевской области. Настоятеля Свято-Покровского-Тихоновского прихода в селе Червона Мотовиловка отца Владимира радикалы облили томатным соком и всячески угрожали и оскорбляли. Хулиганы попирали руками престол. Под угрозой расправы от священника потребовали в течение недели уехать в Россию. Нападавшие обвиняли его в пророссийской позиции и «поддержке террористов». Видеоролик с записью инцидента позднее выложили в интернет.

Состоявшийся 13 августа Собор епископов Украинской Православной Церкви проходил в обстановке относительной безопасности. А вот на простых священников УПЦ МП нападать украинские фашисты не боятся. Зафиксировано уже более 60 случаев нападений на священнослужителей, разгромы храмов; многие храмы сожжены или разбиты артиллерией киевской хунты, несколько священников погибли. В это число входят и те, кто пострадал в ходе боевых действий на юго-востоке Украины (см.: Расстрелы храмов и угрозы расправ над православными священниками – новая реальность «Незалежной». http://www.blagogon.ru/digest/541/).

 
Хунвэйбины Ляшко и Тягнибока напали на православную церковь


 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

священник Богдан 18.08.2014 в 01:28:34

Автору стоило перед тем как писать, чуточку вернутся в историю. Владыка Онуфрий выступил против автокефалии в 1991 не один, и к тому же он не был инициатором. Возглавлял этот протест Владыка Алипий, ныне схиепископ на покое в Святогорской Лавре, а также Владыка Сергий Тернопольский. Их было трое.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс