Богородица

Актуальные статьи

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

22.04.2019


Итак, ползучая богослужебная реформация в нашей Церкви продолжается.

21 апреля 2019 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручал церковные награды клирикам и мирянам г. Москвы. Некоторые священнослужители в качестве «награды» были удостоены права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами (как сказано в Указе Патриарха «за усердное служение Святой Церкви»).

К сожалению, уже не одно десятилетие в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами до «Херувимской песни» или до «Отче наш». Эта практика противоречит Типикону и по нашему глубокому убеждению должна быть постепенно искореняема.

Патриарх Кирилл, напутствуя награжденных, отметил: «Открытые Царские врата – это то, что имеет большое миссионерское значение. Когда верующие молятся перед открытыми Царскими вратами, когда они видят совершение Евхаристии, это, конечно, усугубляет силу духовного воздействия на них. Но и налагает ответственность на священника». «Дай вам Бог перед открытыми Царскими вратами так совершать Божественную Евхаристию, чтобы ваш пример вдохновлял людей, укреплял в вере», – сказал Патриарх Кирилл.


Напомним, что пять лет назад Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви уже рассылался весьма странный Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся уставу Русской Церкви, зафиксированном, в частности, в Типиконе и в Служебнике.

«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…” (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014)».

Не понятно, а что это даст для цели миссионерства? То, что люди смогут подсматривать, что делается в алтаре? Не вытворяют ли там священнослужители чего-то неподобающего в этот святой и великий день?

Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят. Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о евхаристическом каноне), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.

С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, иконостас ненужен, ибо недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Конкретно открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: гл. 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на литургии (и Типикон и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).

Типикон ничего не говорит об открытых вратах на Рождество. Таким образом, данный Указ однозначно изменяет Типикон. Заметим, что это – даже не постановление Синода и тем более не соборное решение. Возникает вопрос: есть ли право у епископа и даже у первого епископа Поместной Церкви единоличным указом изменять Типикон, который существует в Русской Церкви в нынешней редакции в течение более 300 лет? Поскольку Православная Церковь – не Ватикан и Святейший Патриарх – не император, а каноны говорят: «но и первый епископ ничего да не делает без рассуждения остальных...», то ответ напрашивается скорее отрицательный, что ставит под сомнение каноническую силу этого странного Указа и всеобщую обязательность к его исполнению. 

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д. Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует, или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой литургии действительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.

Новомученик священник Сергий Мечев считал, что события жизни Спасителя и его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, но имеют вечное, непреходящее бытие. В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий. Об этом глубоком мистическом значении литургических действий и символической связи их с библейскими событиями писали такие великие литургисты, как Николай Кавасила (XIV в.), прп. Максим Исповедник, свт. Симеон Солунский.

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

Церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге

Из Обращения Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви

 Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...
 
Тихон, Патриарх Московский и всея России
Град Москва 4/17 ноября 1921 г.
№ 1575.
 Публикуется по: ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4.
 

Из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского)

C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма. ...

13) Введение в богослужебную практику русского языка.
Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.

Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов

14 сентября 1925 г.

Публикуется по:
ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95.

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Александр Бутов 27.05.2019 в 11:40:57

"...в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами до «Херувимской песни» или до «Отче наш".
В нашем царицынском храме - аж до окончания возгласа "Святая святым". Более того, один из наших священнослужителей на воскресной литургии 19 мая с.г. возгласил "Горе имеим сердца", выйдя на солею и повернувшись лицом к народу. Повторил ли он таким же образом этот возглас через неделю, 26 мая, и будет ли повторять и впредь, не ведаю. Бог даст, лично побеседую с батюшкой по этому поводу, хотя почти не вижу смысла в подобной беседе...

Константин 30.04.2019 в 20:12:06

Ну, а вот и минута отдыха подоспела! Шоу мыльных пузырей на Пасхальной заутрени https://vseeresi.com/2019/04/30/2019.../
Радуйся, народ православный!

р.б. Андрей 29.04.2019 в 21:08:03

Я хожу на службы в соборный районный храм. Священники там служат каждый день разные. В этот Великий пост прихожу на службу к "маститому" протоиерею, преподающему в духовном училище, и неожиданно для себя замечаю, что до пения "Отче Наш..." священник служит с отверстыми царскими вратами. Он и раньше модернизировал службу - заставлял диакона читать русский перевод прямо во время пресуществления Святых даров, но в последнее время почти перестал это делать. Был я в храме с дочерьми - учащимися ВУЗа и старших классов. Увидев открытые не по чину врата, по наитию души попросил дочерей опустить их глаза и не смотреть внутрь алтаря до закрытия врат. После службы объяснил им суть происшедшего и припугнул отражением беса в стекле киота при неуставной службе митрополита Илариона. Кажется дочери все поняли.
К протоиерею же этому у нас народ относится со смешком, так как батюшка "чудит" давно: катался на велосипеде в байкерском прикиде, сокращал службы, исповедывал за минуту любого, а когда я написал статью о необходимости возвращения знаменитым музеем здания храма - протоиерей этот после службы пытался меня уговорить написать другую статью с целью оставить в храме музей и одновременно по воскресеньям служить в нем маленький молебен в импровизированном алтаре, когда я при этом назвал его "батюшкой" - его немного передернуло...
И вот зимой патриарх наградил его упомянутым в статье правом служить при отверстых вратах... Он же лет двенадцать назад подходил ко мне после службы и "предрекал", что и мои дочери как и когда-то его, когда им будет лет по 15-ть, перестанут ходить в храм... Я тогда немного обиделся, звучало то как проклятье, а потом решил в себе: на все воля Божья... Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии вспяти быша и падоша, мы же восстахом и исправихомся ( Псалом 19).
Как мне кажется причиной отпадения от веры детей и паствы является расхождение слов и дел их родителей и пастырей в отношении дел веры. Поэтому патриарх и награжденные им добьются не умножения веры и верующих, а совершенно обратного. А вообще этот батюшка в последнее время стал исправляться, похудел, стал служить как положено и проповеди стали настоящими, а не пустыми, видимо тяжело ему переть поперек рожна. О таких же как я он в проповедях говорит, что нас Бог коснулся рукой, поэтому мы и такие "упертые"...

Павел 24.04.2019 в 08:12:42

Вас еще удивляют действия патриарха? А его поздравление комика с избранием президентом на Окраине впереди политбомонда - это как?

Наталья 23.04.2019 в 17:07:31

Не буду ходить туда, где такое увижу. Мне хватает ежедневных "запричастных концертов" в своей церкви.

Андрей 22.04.2019 в 17:00:30

У Стамбульского Варфоломея очевидное головокружение от власти, неужели и у нас такое же?

Михаил Яблоков 22.04.2019 в 09:26:55

С каких это пор литургия стала иметь миссионерское значение? Не проще ли тогда вообще убрать иконостас, покровцы с чаши и дискоса и служить лицом к народу... чтобы видно было... а микрофоны - чтобы слышно. Не от преображения чувств предлагает идти патриарх Кирилл, а от голого рационализма...

Адриан 29.06.2015 в 05:53:38

Чтобы не говорили сторонники или противники ползущих обновленческих реформ, невозможно верующему человеку не чувствовать, как нашу церковь все больше покидает Св.Дух.

Денис 04.06.2015 в 16:59:37

Есть церковная награды. Суть в различиях между чином архиерейской и иерейской служб. Эти награды (их две: "до Отче Наш" и "до Херувимской") приближают иерейскую службу к архиерейской по торжественности. Что касается символизма, то в Богослужении открытие Царских Врат символизирует отверзение Небесного Царства (и таким образом, соприсутствие на нашей земной службе Церкви Торжествующей).

Игорь 01.03.2015 в 19:31:00

Братья и сестры, призываю Вас молиться святым отцам, которые боролись с ересями и обновленчеством и отстояли, в том числе и для нас, веру Православную, о помощи нам грешным и сохранении Православия свт. Николаю Мирликийскому, свт. Спиридону Тримифунтскому, прп. Иосифу Волоколамскому, свт. исповеднику Луке Войно-Ясенецкому архиепископу Крымскому и т.д. Свт. Лука архиепископ Крымский призывал паству не ходить в храмы, где служили обновленцы, и называл обновленцев вепрями. Одного я не пойму, ведь понимают обновленцы, что идут против таких столпов Церкви Православной, почему им не страшно то.

Мария 24.02.2015 в 13:41:33

Скажите, что мы, обычные прихожане, можем сделать? Как объединить наши усилия? Ведь наши внутренние протесты - это не более чем пресловутая фига в кармане. Мы разрозненны, а стало быть, бессильны. Со смущением выхожу из церкви, не стало мира в душе, и нестерпимо жжет совесть, напоминая: молчанием предается Бог. У нас общая беда, давайте объединимся - священники, которым дорога традиция, и миряне. Изгоним страх - и архиерейский (это я протоиерею Николаю из Москвы), и иудейский!
И еще: поразил беспредельный цинизм - поругание Смоленской Одигитрии, так наз. научная реставрация образа, написанного, по преданию, евангелистом Лукой. Реставрация длилась два года, и почти никто не возвысил голос в Ее защиту. Я тоже этого не сделала и не нахожу себе оправдания. Перед отправкой в Смоленск икона была выставлена в ХХС (1 февраля, к 6-летию интронизации ...) как символ победы обновленчества. Первыми ей поклонились архиереи, лукаво не понимающие азбучной истины: послушание священноначалию должно заканчиваться там, где начинается отпадение от Христа и Его Церкви.

Андрей Титов 08.02.2015 в 18:00:20

Николай (Москва) 19/01/2015 в 19:14:43
***Т.н. "старообрядцы" - самые настоящие обновленцы!***
У Николая из Москвы фамилия случаем не Фоменко?

Марина 29.01.2015 в 16:42:41

"Рождество Христово - один из главных православных праздников. Великое событие, с которого начался отсчет новой эры. После него наступают Святки - дни, в которые принято гадать и веселиться, вплоть до Крещения" (Из новостей Первого Канала).
Вот для таких "православных", у которых гадание на Рождество главная фишка праздника, будут в миссионерских целях открывать врата! Только не понятно, что они поймут из этого?

Николай (Москва) 19.01.2015 в 19:14:43

Амвросию:
Вы лучше изучите историю Церкви, прежде чем здесь что-то писать! Вы ведь ее совершенно не знаете. Т.н. "старообрядцы" - самые настоящие обновленцы! Все расколоучители вышли из "Кружка ревнителей благочестия" - это были самые настоящие модернисты и обновленцы. А когда патриарх Никон, который тоже туда входил, их кинул, они обратились на попятную.

Михаил Ершов 19.01.2015 в 03:57:08

Досточтимые отцы, братья и сестры, поздравляю вас со Святым Богоявлением, Крещением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа! У меня нет айфона и прочих дорогих игрушек, да если бы и были, не стал бы я во время божественной службы пользоваться ими и писать комментарии. Но нынешние фарисеи ничем не лучше прежних, упорствуют и противятся так же как и первосвященники израильские, осудившие на распятие Господа нашего. Бог им - Судья. Желаю всем верным христианам оставаться верными Господу нашему до конца, быть бдительными и благоразумными, чтобы всегда уметь различать свет и тьму, добро и зло. С праздником!

Амвросий 19.01.2015 в 00:10:55

Постепенная замена на Руси в XIV-XV веках Студийского Устава Иерусалимским была беззаконием или нет? Почему-то наши благочестивые предки отнеслись к этому "беззаконию" мирно и спокойно. Совершенная по воле патриарха Иоакима полная замена (а не открытие Царских врат на Рождество) в 1682 году древнего русского "Ока церковного" новым вариантом Устава, созданным с использованием греческих Типиконов того времени, отпечатанных в Венеции, - было беззаконием или нет? Чем то "беззаконие" отличается от нынешнего? И почему то "беззаконие" и "модернизм" ревнители защищают, а нынешнее - обличают? Фарисейство и обновленчество - две крайности, избегать которых следует в равной мере, понимая историю своего богослужебного Устава, сохраняя доброе расположение сердечное и мир церковный.
"Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, свет неприступный".

Михаил Ершов 18.01.2015 в 20:43:33

Умники вроде Амвросия любыми путями (и ведь не стесняется "рассудительный" наглец заявлять, что идет якобы царским путем) пытаются оправдать беззаконные действия своего начальства. Ты не переводи стрелки на 400 лет назад и не оправдывай беззаконие и произвол. Что же ты, знаток Типиконов, молчишь о конкретном обсуждаемом указе? Или это возврат к более древней практике, о чем так модно теперь "богословствовать"? Лучше бы молчал, умник, чем оправдывать беззаконные нововведения ("особого миссионерского значения"). Не твори себе кумиров из нынешних реформаторов-"миссионеров", экуменистов и извращенцев!

Амвросий 18.01.2015 в 19:35:06

Именно патриарх Иоаким в ходе реформы "Ока церковного" - древнего русского Типикона - не просто изменял Устав в одной строчке, а руководил целой группой справщиков, создавших по сути новый вариант Устава, который был значительно меньше "Ока церковного" по объему, но не имел его логичности и стройности. Примеры - искаженный и нелогичный устав пения катавасий, немотивированная отмена Литургии в день чтения Царских Часов, если Рождественский или Богоявленский сочельник приходятся на субботу или воскресенье, искажение устава пения канона в будние дни Великого поста, отмена пения 17-ой кафизмы на воскресном бдении в зимний период, искажение устава попразднества в воскресный день.  Греческие типиконы венецианской печати были не лучшими образцами для справы. Именно в результате этой реформы возник разрыв между Типиконом и богослужебной практикой.
Если бы нынешние ревнители были современниками той справы, что бы они сделали, видя такие перемены? Назвали бы это модернизмом? Но ведь именно они сотворили кумира из этого "модернистского" варианта Типикона, не насчитывающего и 400 лет истории. А ведь Господь сказал: "Суббота для человека, а не человек для субботы". И Типикон - даже по смыслу своего названия - образец, руководство, а не идол. И относится к нему нужно царским путем, с рассуждением, избегая как бездумного реформаторства, так и бездумного фанатизма.

Михаил Ершов 18.01.2015 в 12:34:49

Амвросий, наверное, считает себя очень сильно здоровым духовно так, что в угоду мнимым миссионерским целям готов оправдать любое отступление и беззаконие. Этому отроку лучше бы помалкивать и не выказывать здесь свое высокоумие и чиновничью спесь. Ты выполнил свою "миссию" - иди займись собой, подумай хорошенько о своем бедственном состоянии...

Амвросий 18.01.2015 в 00:25:25

Здешние ревнители Типикона и обличители греческих традиций забывают, что в своем современном виде он является результатом справы XVII века при патриархе Иоакиме, далеко не всегда оправданной и введшей множество изменений. Почему не "Око церковное", например? Этот устав еще древнее. Или не Студийский устав, который, как известно, предшествовал на Руси Иерусалимскому? И почему один устав сменил другой тихо и без потрясений, а в некоторых монастырях оба устава какое-то время мирно сосуществовали? Не есть ли это доказательство гораздо большего по сравнению с нашим духовного здоровья наших предков? Обрядоверие - тяжелый духовный недуг, такая же крайность, как и обновленчество 20-х годов и современное обновленчество о. Георгия Кочеткова.

Николай (Москва) 16.01.2015 в 12:22:17

Ирине:
***Не надо оцеживать комара***
"Комаров" в духовной жизни не бывает.

Ирина 14.01.2015 в 11:56:00

Не надо оцеживать комара.

Михаил Ершов 12.01.2015 в 13:21:06

Агапит, тебя никто не обвиняет в модернизме и не призывает к более редкому причащению. Все нужно делать с рассуждением и по благословению традиционно настроенных священников. Я читал несколько брошюр убиенного иерея Даниила и однозначно для себя уяснил, что лучше всегда обращаться к святоотеческому наследию и руководствоваться советами духовенства, которое, в свою очередь, во всем старается придерживаться святоотеческих традиций, которые сложились в РПЦ. А упомянутому вчера модернисту во время продолжительного телефонного разговора я откровенно сказал, что встречаться с ним и полемизировать с ним я не буду, т.к. это - пустая трата времени. Надеюсь, что наш настоятель скоро вернется, и мы снова сможем молиться в ставшем нам родным храме. А пока буду ездить в другие церкви. В соседней Владимирской области, например, есть Никольский мужской монастырь в Гороховце. Там точно модернистов нет.

Агапит 12.01.2015 в 12:32:44

Михаилу Ершову.
Михаил, спасибо за добрые советы и пожелания спасения. Я лично причащаюсь 1 раз в месяц, так меня благословил духовник в своё время, а сейчас ему уже за 90 лет. Но бывает, что приобщаюсь чаще, например: Вербное Воскресенье, Великий Четверток и на Пасху, или на Преображение и Успение. Главное не частость/редкость, а искреннее покаяние, вИдение своих грехов, желание исправиться. Причастие для меня не награда за труды говения, а желанное соединение с Господом во оставление грехов и в жизнь вечную.
Вам я всё-таки советую прочесть книгу о. Даниила Сысоева о причащении, там всё разложено по полочкам, к тому же он не модернист и либерал, а консерватор и мученик.

Николай (Москва) 12.01.2015 в 12:31:03

Агапиту:
Вам, как находящемуся в глубокой духовной прелести, может помочь только опытный традиционный духовник.

Агапит 12.01.2015 в 12:17:23

**Живёте как свиньи, а причащаетесь, как первые христиане.** Николай (Москва)
---------------------------------------------------------------------------------------
Николай, эта полемика тебе неполезна, ты выходишь из равновесия и опускаешься до прямого хамства.

Михаил Ершов 12.01.2015 в 12:05:31

Агапиту
Нетрудно заметить, что с арифметикой у тебя дела обстоят не лучшим образом. 1 раз в 3 воскресных дня - не 1 раз в месяц. В месяце как минимум 4 воскресенья, а бывают и все 5. Но дело тут не в твоей арифметике. Всё намного серьезнее. Читал ты или нет Шмемана, но рассуждаешь ты, брат, в данном случае как нынешние модернисты и либералы, выступающие за "возрождения и обновление" Церкви. В их программу реформ входит и литургическое возрождение, и вообще "творческое развитие" Церкви в духе времени. Не зацикливайся, Агапит, на известном тебе толковании. Лучше вникни, усердно помолясь, в сам текст 9-го апостольского правила. А ещё лучше не упорствовать в своем заблуждении, а прислушаться к тому, что тебе предлагают для твоего же блага. Спасайся!

Николай (Москва) 12.01.2015 в 10:03:35

Агапиту:
***вот, я говел седмицу по русскому Типикону, стало быть, таперича я достоин приступить. Это не так, ибо достойных нет никого.***
Т.е. вы делаете вывод, что если достойных все равно нет, то и готовиться вовсе не нужно?! все равно будешь недостойным? Ты так далекой пойдешь, "первохристианин"!
***тому же, соблюсти седмичное говение с сухоядением, ежедневным посещением церкви в современных условиях работающему человеку невозможно***
Значит, и причащаться так часто нельзя! Уж раз в году можно найти возможность правильно подготовиться и поговеть. Без подготовки - это не причащение, за такое "причащение" сатана входит как и в Иуду.
***чем тогда было принято и узаконено в Российской Империи***
Узаконено было такое исключительно из фискальных соображений, чтобы т.о. вычислять "старообрядцев"-раскольников, дабы с них взимать больший налог к госказну. "мы, современные православные, составляем ТУ ЖЕ Церковь, и водимы ТЕМ ЖЕ Духом Святым. И грехи и добродетели у нас ровно те же, это целая наука, христианская антропология." Дух тот же и Церковь та же, а вот нравственность христиан совершенно другая. Живете как свиньи, а причащаетесь как первые христиане...

Агапит 12.01.2015 в 01:55:11

1. Дорогой собрат Бригадир! Ты очень хорошо написал о добродетели рассуждения. Именно поэтому нам следует не механически исполнять те же рекомендации о частоте приобщения, но внимательно наблюдая за собой, рассуждая, к Кому мы подходим, с Кем соединяемся в этом величайшем из таинств. Не следует забывать, что "не здоровые имеют нужду во Враче, но больные", что Господь есть Врач душ и телес. Готовиться к встрече с Богом в св. Дарах, конечно, надо, однако не следует думать, что вот, я говел седмицу по русскому Типикону, стало быть, таперича я достоин приступить. Это не так, ибо достойных нет никого. И к тому же, соблюсти седмичное говение с сухоядением, ежедневным посещением церкви в современных условиях работающему человеку невозможно, как ты об этом писал выше.
2. М. Ершову.
Михаил, я не слышал, что именно говорил тот батюшка, но повторюсь, что 9-е апостольское правило с толкованием Зонары предполагает причащение 1 раз в 3 воскресных дня. Нетрудно подсчитать, что это и есть 1 раз в месяц. Свт. Василий Великий пишет о том, что в его время было принято причащаться 4 раза в неделю. Он что, ниже свт. Филарета Московского? Нет. Просто свт. Филарет знал состояние Синодальной Церкви и призвал причащаться даже чаще, чем тогда было принято и узаконено в Российской Империи. Позже прав. Иоанн Кронштадтский продолжил дело свт. Филарета, став апостолом регулярной исповеди и причастия при условии подлинного нравственного возрождения верующего народа.
3. Николай из Москвы, послушай, к своему стыду Шмемана я не читал, окромя брошюрки "Великим постом". Так что не надо тебе грешить напраслиной, либо выдавать свои домыслы за истину. Древние же христиане были такие же люди, как и мы. Единственно, признаю, что жили зачастую под страхом гонений, потому и носили запасные дары с собой на случай внезапного ареста. Многие пошли на муки, многие отреклись от Христа, это факт. А ты небось думаешь, что все они были аки Иоанн Лествичник? Или думаешь, что Дух Святой теперь отошел от Церкви, которую врата ада не одолеют? Так знай, что и они, наши древние единоверцы, и мы, современные православные, составляем ТУ ЖЕ Церковь, и водимы ТЕМ ЖЕ Духом Святым. И грехи и добродетели у нас ровно те же, это целая наука, христианская антропология.

Николай (Москва) 11.01.2015 в 22:12:15

Агапиту:
***Скажу так: первые христиане НЕ были благочестивее нынешних***
Это вы у А.Шмемана прочитали? Лучше Лествицу св.Иоанна Лествичника почитайте, чтобы знать насколько первые христиане отличались от современных. У подавляющего большинства современных только одно название осталось от христианства. И если вы этого не ощущаете, то находить в глубокой духовной прелести. И сверхчастое причащение только утверждает вас в этом.

Михаил Ершов 11.01.2015 в 22:09:25

Агапиту
Я прекрасно понял слова этого "проповедника" и почитателя Александра Шмемана и не собираюсь следовать ни ему, ни его учителям-модернистам, ни его либеральным коллегам (Уминский и прочие). Удивительно то, что ты, Агапит, считаешь себя умнее и мудрее святых отцов РПЦ, которые в отличии от тебя рассудительно подходили к толкованию правил и канонов Церкви. Тот же свят. Филарет, например, допускает возможность причащения 1 раз в год, в посты,... и 1 раз в месяц (а не 1 раз в три недели). Что же он, по-твоему, сознательно нарушал 9-е Ап. правило и подводил верных христиан и себя лично под анафему? Никак. Так же и другие святые отцы и подвижники РПЦ. А Мария Египетская, другие святые отшельники? Так что не поленись, прочитай предложенный тебе материал, а под ним ещё три ссылки. Спасайся!

Сельскiй бригадиръ 11.01.2015 в 21:56:22

Агапиту.
Приведу для тебя пространное и весьма убедительное изъяснение 9-го Апост. правила, как дает его выдающийся канонист епископ Далманско-Истрийский Никодим:
«Общение христиан в первые времена Церкви выражалось главным образом в общем участии всех верных в трапезе Господней (1 Кор. 10, 16, 17) и в единодушном пребывании всех в храме (Деян. 2, 46; 20, 7). Это общение, выражавшееся таким образом, положено, между прочим, в основание и при составлении чина Литургии, так что оглашенные, могущие оставаться в церкви с верными лишь до определенных молитв, как только начинался самый чин Евхаристии, приглашались диаконом удалиться из церкви, так что оставались в храме одни верные и были участниками трапезы Господней. Этим выражалась общая мысль Церкви о духовном единении между верными, а также и то, что, ради этого духовного единения, каждый верный может и имеет право участвовать в церкви при всех молитвах и при святой Евхаристии и в совокупной молитве, после св. Причащения, благодарить Господа за Его великий дар. Так было при начале Церкви Христовой, и все верные приходили всегда в церковь и не только слушали в церкви чтение Св. Писания, но оставались там до тех пор, пока священник, окончив Божественную Литургию, не давал им благословения для выхода из церкви. Такая ревность стала, однако, у некоторых охладевать, и многие, прослушав только чтение Св. Писания, выходили из церкви. Ради этого, без сомнения, и был внесен, как читаем в Апостольских постановлениях (VIII, 9), в чин Литургии, после напоминания оглашенным выйти из церкви, диаконский возглас о том, что ни один из имеющих право оставаться до конца службы, не должен ее оставлять. По всей вероятности, это не помогало; многие и после диаконского возгласа все же выходили из церкви до окончания службы, оскорбляя этим благоговейное чувство истинно верных и производя беспорядок в самой церкви. Вследствие этого издано было настоящее строгое правило, требующее отлучения от Церкви каждого приходящего в церковь и не остающегося в ней до окончания службы» (об обязательном причащении в этом правиле нет ни слова!!!).
Не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все были всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести (ср.: 1 Кор. 11, 27—30), или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни. Для того чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне, с одной стороны, и для избежания тяжести наказания, налагаемого 9-м Апост. прав., с другой, а также для того чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания Божественной Литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения».
Аналогично рассуждает и Матфей Властарь: «Думаю [Согласно с Вальсамоном, в его толковании на 2 правило Антиохийского Собора], что, без сомнения, по причине этой угрозы Божественных правил, придумано раздаяние антидора, чтобы те, которые не могут причащаться Животворящих Таин, имели всю необходимость ожидать конца Божественного священнодействия, дабы из рук священника получить его освящение»
до окончания Божественной Литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения».
Итак, для мiрян, по той или иной причине не причастившихся Святых Христовых Таин, заведена была раздача антидора — «для того чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне, с одной стороны, и для избежания тяжести наказания, налагаемого этим [т. е. 9-м Апостольским] правилом, с другой, а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания Божественной Литургии». 

Сельскiй бригадиръ 11.01.2015 в 21:19:41

Агапит 11/01/2015 в 20:48:17
Агапит, христианин отличается рассудительностью, и самой великой из всех добродетелей считается рассудительность. Св. отцы (напр., Антоний Великий) по праву считали рассудительность наиважнейшей добродетелью. Поэтому и свв. каноны нужно понимать не начетнически, а с рассудительностью.
Вот посуди сам. Сложившийся в минувшем ХХ веке вынужденный образ жизни мiрян (особенно в крупных городах) заставляет еще раз задуматься над буквальным применением этого 9-го Апостольского правила. Нередко присутственные (т. е. рабочие) дни попадают на церковные праздники. И вот мiрянин, встав рано утром, оказывается перед дилеммой: успеть ли на богослужение до начала рабочего дня (хотя, собственно, всю Литургию отстоять не удастся; хорошо — если до запричастного стиха) или же вообще не ходить на богослужение, так как причина представляется уважительной (официально утвержденный рабочий день). И что же тогда выходит? Если мiрянин идет-таки на богослужение (чтобы получить хоть какое-то духовное освящение через участие в общих с народом молитвах — до раздачи антидора он не сможет достоять, да она и не во всех храмах производится!), но не остается до его конца (по невозможности, во избежание опоздания на работу), то он номинально подпадает под суровое прещение названного правила! Если же он вообще не заглядывает в этот день в храм (хотя возможность быть на части утренного богослужения у него есть), то — опять-таки номинально — он ни под какое прещение не подпадает! Разумеется, более похвален первый вариант, из чего следует, что при применении этого правила в наше время нужна сугубая рассудительность.
Бывают похожие случаи, когда мiрянин по каким-либо уважительным причинам вынужден утром завтракать — то есть не сможет он на Литургии вкусить даже антидора. И опять встает вопрос: идти ли тогда вообще на Литургию, естественно, не причащаясь? Представляется разумным положительный ответ, так как общение в соборных молитвах с духовенством и прочими мiрянами — это тоже средство духовного освящения.
Наконец, человек может прийти натощак и не иметь никаких внешних препятствий ко Причащению Святых Таин, кроме одного: совесть внушает ему на этот раз воздержаться от приступания к Чаше. Такие вопросы нужно решать частным образом, с духовником.
Нельзя приступать к Святым Тайнам «по привычке», «по инерции», «за компанию» и т. д.

Агапит 11.01.2015 в 20:48:17

С. Бригадир: ***Агапит, прежде чем писать, выучи матчасть и не ссылайся на либеральные статьи покойного свящ. Даниила Сысоева...***
1. Я не профессор-канонист, у меня другое поприще, где я достаточно профессионально владею матчастью, сознавая, что учиться надо всю жизнь.
2. Я паки сошлюсь на Иоанна Зонару: "Есть правило собора сардиийскаго и другое трулльскаго, и еще правило собора антиохийскаго, предписывающие, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении в три воскресные дня, не причастится..." Для меня ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО, иных толкований не нужно, всё предельно ясно, а посему рекомендуемую тобой, Бригадир, статью читать не стану, да и недосуг мне. Твоя эквилибристика каноническими правилами, вернее, выдержками из них, достойна хорошего юриста, но в суде присяжных сидят простые люди и вынесут вердикт, исходящий из очевидности. А очевидность в том же катехизисе свт. Филарета, примерно так: раз в год, или каждый Пост (в Великий 2 раза), в день Ангела, или каждый месяц. Но раз в год, извините, это для тех, от кого Правительство требовало справок о бытии у исповеди и причастия.
Николаю из Москвы.
Скажу так: первые христиане НЕ были благочестивее нынешних. Почитайте у ап. Павла, как было неблагочестиво на трапезах в собраниях верных, как некто вместо жены имел жену отца... Ветхий Адам прочно сидит в каждом: что в I-IV вв, что в XXI. И Апостольские правила никто ещё не отменял. А свв.Отцов с цитатами о регулярном (ибо понятие "частое/редкое" вообще неопределённое) причащении я могу привести десятки.
Доброй ночи.

Николай (Москва) 11.01.2015 в 19:39:33

Агапиту:
"Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно. В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат" (Прот. Михаил Редкин).

Сельскiй бригадиръ 11.01.2015 в 19:29:00

Агапит 11/01/2015 в 19:14:58
Агапит, прежде чем писать, выучи матчасть и не ссылайся на либеральные статьи покойного свящ. Даниила Сысоева. Он ещё и не то предлагал: например благословлял супружеские интимные отношения Великим Постом!
Прочитай на сон грядущий внимательно вот эти слова протоиерея Андрея Правдолюбова:
"Сторонники сверхчастого причащения демонстрируют двойной стандарт по отношению к канонам. О большинстве молчат, а упоминают только три: 8-е и 9-е Апостольские и 2-е Антиохийского Собора — и их перетолковывают, следуя в этом «Книге душеполезнейшей» (с. 28–31), особенно 9-е, которое, по их мнению, повелевает причащаться всем стоящим литургию. Чтобы увидеть их неправоту, достаточно сравнить начала 8-го Апостольского правила и 80-го правила VI Вселенского Собора. 8-е Апостольское правило: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка…» и 80-е: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин…». В 8-м правиле слово «мирянин» (или соответствующее слово из 9-го правила «верный») отсутствует! Если бы к мирянам апостольские правила предъявляли такие же требования, как и к членам клира, то в 9-м правиле не было бы нужды, достаточно было бы вставить в начало 8-го правила слова: «или кто-либо от верных». А по ошибочному толкованию 9-го правила, к мирянам предъявляются даже более строгие требования, так как ничего не говорится о тех, кто представит причины, почему не причащается, как это сделано в 8-м. Так что, что бы ни говорили древние и новые толкователи, 8-е и 9-е Апостольские правила четко отделяют клириков от мирян. Если первые, присутствуя на Литургии, обязаны причаститься (8-е правило), то вторые обязаны пребывать на Литургии до конца — и только!" http://www.blagogon.ru/digest/114/

Агапит 11.01.2015 в 19:14:58

Михаилу Ершову.
О частоте причащения. "Тут была кроме прочего и байка о том, что не причащающиеся три воскресения подряд якобы отлучались от Церкви. Все эти ереси и "толкования" современных "богословов", либерастов, модернистов..." (М.Ершов)
_______________________________________________________
Апостольское правило 9 с толкованием: "Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного". Зонара. Настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардиийскаго и другое трулльскаго, и еще правило собора антиохийскаго, предписывающие, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении в три воскресные дня, не причастится. http://www.agioskanon.ru/apostol/001.htm
Как видите, Михаил, Вы не совсем точно поняли слова того проповедника. Согласно приведенному Апостольскому правилу, причащаться следует 1 раз в 3 воскресные дня. А это и получается - один раз в месяц, как и рекомендуют большинство современных духовников. Есть замечательная книга о.Даниила Сысоева "Как часто надо причащаться", там даны чёткие и аргументированные ответы на данный вопрос. Кстати, покойный о.Даниил был членом редколлегии БО, см. о нём статью Н.Каверина "Светлой памяти священника-миссионера Даниила Сысоева." ("БО" № 20, 2010г.)

Михаил Ершов 11.01.2015 в 17:44:59

Согласен с Еленой. Лица духовного звания, а также певчие и чтецы должны благоговейно и внятно произносить молитвословия, петь и читать. Но, к сожалению, зачастую это не наблюдается. А уж громкое "козлогласование" (в том числе и у известного мне модерниста) вообще ничуть не пользует. Наставление церковному чтецу: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/nastavlenie-tserkovnomu-chtetsu

Елена Н. 11.01.2015 в 16:19:39

Жаль, что нет указов о внятном чтении и пении на праздники, чтобы смысл текстов был понятен на слух. Вот это вкупе с хорошей дикцией священников и диаконов точно произвело бы "миссионерский эффект". Люди бы просто услышали хоть что-то из сокровищницы нашего богослужения.

Михаил Ершов 11.01.2015 в 10:56:12

Сегодня пришлось уйти из храма до начала богослужения, т.к. приезжий священник-модернист (окончил Московскую духовную академию) начал нести ересь с амвона, призывая причащаться без исповеди (если нет тяжких грехов) и как можно чаще. Тут была кроме прочего и байка о том, что не причащающиеся три воскресения подряд якобы отлучались от Церкви. Все эти ереси и "толкования" современных "богословов", либерастов, модернистов (типа Шмемана) и прочих извращенцев и "миссионеров" мы уже читали на "богослове.ру". Такими лжесвященниками любой "указ" в этом русле будет приветствоваться и исполняться беспрекословно. Но верные христиане не пойдут за ними, и храмы с такими наемниками опустеют. Наши спонсоры оставят приход, если этот модернист будет и дальше подменять нашего настоятеля, возвращение которого мы все ждем.
Факт имел место в Троицкой церкви Воскресенского благочиния Нижегородской епархии.

miga.ivanof 10.01.2015 в 19:54:39

Посмотрите об указе на офиц. сайте РПЦ: "В Русской Церкви принято в определенные моменты богослужения закрывать царские врата". Это уже ни в какие ворота, даже открытые! Значит, они вообще-то отверсты, а только в РПЦ их иногда зачем-то закрывают! http://www.patriarchia.ru/db/text/3913116.html
Надо начать широчайшее обсуждение! Понятно, духовенство страха ради иудейска будет молчать. Ведь это же указ, а не материал для дискуссии, как было с церковнославянским и страгородскими Триодями или с иларионовской практикой причастия Плотью и вином. Тогда многие восстали, в первую очередь духовенство. Теперь же им уста заграждены, и только мiряне могут защитить Богослужение.

Марина 10.01.2015 в 17:55:07

Уважаемый Николай Каверин, благодарю за то, что вы стоите на страже! Храни вас Господь! Согласна, с тем, что такие люди нужны нашей Церкви!

Агапит 10.01.2015 в 17:21:02

Вот, пожалуйста, мнение о. Андрея Кураева по поводу Указа Патриарха: http://diak-kuraev.livejournal.com/736958.html

Агапит 10.01.2015 в 17:13:35

***Конечно, сам по себе вопрос открытия Врат не настолько принципиален, чтобы устраивать крупный спор из-за этого, но все же желательно было бы без крайней необходимости не отступать от уставной традиции.*** (прот. М. Капчиц)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спаси Христос, уважаемый отец Михаил! Комментарий просто блестящий. А у нас в России - "Перестройка в Церковь" и "Патриарх Кирилл: пора привыкать!", - говоря словами небезызвестного протодиакона А.Кураева, ныне опального ультрамиссионера.
Происходит ползучая реформация, поэтому любые попытки поломать Традицию необходимо пресекать. Слава Богу, что есть ещё хранители и маяки: РПЦЗ и старообрядцы, приемлющие священство: они не допускают никаких новин, сиречь модернизма. А к чему привела "перестройка" в России, весь мир теперь хорошо видит, и не дай Бог нам такой "перестройки" в Церкви. "Той земле не устоять, где начнут уставы ломать".

Протоиерей Михаил Капчиц 10.01.2015 в 09:46:41

Протоиерею Леониду Калинину.
Типикон как раз ничего не говорит об открытых вратах на Рождество. Таким образом, данный указ однозначно изменяет Типикон. Желательно было бы по этому поводу услышать голос всей Церкви в виде какого-то соборного решения.
Второй вопрос предъявляется к самой формулировке Указа и названной причине его появления: «ввиду особого миссионерского значения...». Церковь традиционно осуждала попытки изменения внутреннего устроения ради внешних, не говоря уже о том, что люди, приходящие в храм исключительно на Рождество и на Пасху, и не заметят, когда Врата открыты, а когда нет. Да и в самом открытии Врат ничего миссионерского нет: Царские Врата открываются для приглашения верных в Царство Небесное, а людям, случайно забредшим в храм, строго говоря, и не положено видеть то, что в алтаре.
Как известно, полный смысл литургии выявляется при архиерейском служении, когда архиерей являет образ Спасителя, а сослужащие ему – ангелов и апостолов. Служение иерейским чином сопряжено с некоторым сокращением символики: предстоятель то образует Христа, то апостолов. Мы не восходим на Горнее место, не облачаемся во все архиерейские одежды, перед нами на Малом входе не притворяются, а затем отверзаются врата, мы не осеняем народ дикирием и трикирием – символами света православного вероучения, и т.д. Так и открытые врата есть привилегия архиерейского служения. Право служения с открытыми вратами, как и митра, – честь архиерейская, и священник получает ее как особую награду, как бы заимствует от архиерея некую принадлежащую тому привилегию, но это не является общим свойством иерейского сана. Подобная награда иногда дается и отдельным храмам и обителям (у нас в Нью-Йорке, в частности, в Свято-Николаевском патриаршем соборе священники служат с открытыми вратами, но это – честь собора, а не их личная).
То, что происходит в храме на Светлой седмице, вообще не имеет аналогов в течение всего богослужебного года. «Отверзл еси нам райские двери» – как этому чувству, этой пасхальной радости можно что-то еще уподобить?
Ведь закрытые врата также имеют глубокий символический смысл: «и делается невидимым для предстоящих внизу и дольних то, что происходит вверху, и не всем открыты Тайны; потому что и тогда [перед вторым пришествием] сокрыт будет для многих и мало по малу будет открываться Иисус. Потом врата отверзаются, как и тогда простирающимся вперед и более совершенным будет доступно соразмерное с их силами созерцание. ... Ибо не все непосредственно будут причастниками Его, но одни прямо и без покровов будут приближаться к Нему, как священнодействующие и допущенные к созерцанию высших таин» (Блж. Симеон Солунский).
Конечно, сам по себе вопрос открытия Врат не настолько принципиален, чтобы устраивать крупный спор из-за этого, но все же желательно было бы без крайней необходимости не отступать от уставной традиции.

Николай (Москва) 10.01.2015 в 08:57:54

Протоиерею Леониду Калинину:
Есть 23-я глава Типикона, где ясно указывается, когда полагается по уставу отверзать царские врата и алтарную завесу, а когда затворять. И никому не дано право это изменять, так как Типикон есть древнее Предание Церкви. А вот такого: "о последующих за ним двух днях: «...и три дня Пасха»" - в Типиконе нет. Откуда Вы это взяли?

Протоиерей Леонид Калинин 09.01.2015 в 23:27:33

Ничего «странного» и «обновленческого» в Указе Святейшего Патриарха Кирилла не вижу: ведь даже в Типиконе написано о Празднике Рождества Христова и о последующих за ним двух днях: «...и три дня Пасха». А если в Пасху мы целую Седмицу служим не только Литургию, но и Вечерню и Утреню и часы с отверстыми Царскими Вратами и не боимся впасть в «обновленчество», то вполне логично в Рождество Христово с отверстыми Царскими Вратами служить хотя бы только Литургию. В конце концов, я думаю, что это дело не богословское, а дело церковной традиции.
Уважаемые богословы «Благодатного Огня», объясните мне, грешному протоиерею, чем принципиально отличается Литургия в служении архиерейском от служения иерейского? Таинство что ли полнее? Благодати намного больше? Почему при Архиерейском служении Царские врата на Литургии всегда отверсты – независимо от? Чтобы все любящие бабушки видели «дорогого Владыченьку»? Или чтобы видели Христа Спасителя?
Что, в иерейском «исполнении» служба ущербнее?
Почему же тогда мы Пасхальную службу служим с отверстыми царскими вратами? Так вот. Хоть канонически именно архиерей благословляет пресвитера на любые священнодействия и пресвитер без благословения «ничтоже священнодействует», но Благодать Христова от этого не меньше! Ибо мы все едино во Христе, в Его Святой Церкви и мы чувствуем своего архиерея, как главу нашей большой епархиальной семьи! И в каждом захолустье, и в столичном храме и в Кафедральном Соборе – «Христосъ вчера, днесь, тойжде и во веки».
Поэтому Указ Святейшего ничего не разрушает, ничему не противоречит, но этот Указ он по внешнему виду служения приближает торжественность Рождественской службы к Пасхальной. Ибо и по своему значению этих двух величайших праздников для Спасения всего человечества и по понесенным трудам предшествующих многодневных Постов они схожи, а открытые Царские Врата символизируют Отверстое Небо, особую Божию благодать и пение равноангельное возвещает нам: «Слава в вышних Богу, и на Земли Мир, в человецех благоволение!»
С любовью во Христе,
Член Патриаршего совета по культуре,
Настоятель храма сщмч. Климента папы римского в Замоскворечье,
Древлехранитель епархии города Москвы
Протоиерей Леонид Калинин

Светлана 09.01.2015 в 16:26:18

А вот прекрасный текст о реформах в католической церкви, описанный Я.Гашеком 100 лет назад. Совершенно прекрасный текст и самое главное актуальный и сегодня в РПЦ.
"Да и, кроме того, сама проповедь забавляла всех. Фельдкурат Отто Кац в общем был милейший человек. Его проповеди были необыкновенно увлекательны, остроумны и вносили оживление в гарнизонную скуку. Он так занятно трепал языком о бесконечном милосердии Божьем, чтобы поддержать "падших духом" и нечестивых арестантов, так смачно ругался с кафедры, так самозабвенно распевал у алтаря свое "Ite, missa est" / Изыдите, служба окончена (лат.)/.
Богослужение он вел весьма оригинальным способом. Он изменял весь порядок святой мессы, а когда был здорово пьян, изобретал новые молитвы, новую обедню, свой собственный ритуал, — словом, такое, чего до сих пор никто не видывал. Вот смеху бывало, когда он, к примеру, поскользнется и брякнется вместе с чашей и со святыми дарами или требником, громко обвиняя министранта из заключенных, что тот умышленно подставил ему ножку, а потом тут же, перед самой дарохранительницей, вкатит этому министранту одиночку и "шпангле". Наказанный очень доволен: все это входит в программу и делает еще забавнее комедию в тюремной часовне. Ему поручена в этой комедии большая роль, и он хорошо ее играет.
У фельдкурата Отто Каца прошлое было еще пестрее чем у знаменитого архиепископа Кона. Отто Кац учился в коммерческом институте и был призван в свое время на военную службу как вольноопределяющийся. Он так прекрасно разбирался в вексельном праве и в векселях, что за один год привел фирму "Кац и Кo" к полному банкротству; крах был такой, что старому Кацу пришлось уехать в Северную Америку, предварительно проделав кое-какие денежные комбинации со своими доверителями, правда, без их ведома, как и без ведома своего компаньона, которому пришлось уехать в Аргентину. Однако вольноопределяющийся Отто Кац придумал еще одну блестящую штуку. Он крестился. Обратился к Христу, чтобы Христос помог ему сделать карьеру. Обратился доверчиво, рассматривая этот шаг как коммерческую сделку между собой и Сыном Божьим. Его торжественно крестили в Эмаузском монастыре. Сам патер Альбан совершал обряд крещения. Это было великолепное зрелище. Присутствовали при сем набожный майор из того же полка, где служил Отто Кац, старая дева из института благородных девиц на Градчанах и мордастый представитель консистории, который был у него за крестного. Экзамен на офицера сошел благополучно, и новообращенный христианин Отто Кац остался на военной службе. Сначала ему казалось, что дело пойдет хорошо, и он метил уже в военную академию, но в один прекрасный день напился, пошел в монастырь и променял саблю на монашескую рясу. Он был на аудиенции у архиепископа в Градчанах и в результате попал в семинарию. Перед своим посвящением он напился вдребезги в одном весьма порядочном доме с женской прислугой на Вейводовой улице и прямо с кутежа отправился на рукоположение. После посвящения он пошел в свой полк искать протекции и, когда его назначили фельдкуратом, купил себе лошадь, гарцевал на ней по улицам Праги и принимал живейшее участие во всех попойках офицеров своего полка."
100 лет написано, а как актуально. Некоторые священники РПЦ прямо так и видны с этого шаржа. Один к одному, в особенности про изменение богослужений.

Наталия 09.01.2015 в 14:19:38

Я видела как в греческой православной Церкви читают Евангелие на Восток, а не лицом к народу. И на святой Земле в Иерусалиме в греческом православном храме священник выходил на средину храма и читал Евангелие лицом к алтарю, а не к народу. Верю, что у них есть обратная практика, только я ни разу на нее не попадалась. Просто и их (греков) не стоит всех одним миром мазать. Я, кстати, видела и коренных гречанок и храмы, где принято и заведено женщинам платки носить. Коренные гречанки, а не какие-нибудь русские эмигрантки, носят на службы платки. Наши же сводолюбивые русские паломницы, побывавшие в Греции и увидевшие определенный результат обмирщения греческой Церкви, приехав домой с пылом и жаром начинают учить других жизни и "истинной традиции", вот мол, откуда к нам православие пришло, тамо все иначе, тамо все по правильному, там "истинная традиция", там бабы с голой башкой стоят во время службы, там скамейки и проч.
А на счет указа Патриарха о благословении служения с открытыми вратами царскими, так по центральному ТВ, в новостях аж об этом говорили. Вот, Патриарх де благословлял служить с открытыми вратами, и в храме ХХС, как и во многих других храмах епархий, в это Рождество служили с открытыми вратами. "Праздник в храме Христа Спасителя всего встречали почти 5 тысяч прихожан. Среди них и глава правительства Дмитрий Медведев. Церковный зал украсили особенно пышно - еловыми ветками и белыми цветами. Священники были в праздничном - золотом облачении. Службу возглавлял патриарх Кирилл. С его благословления и в главном храме, и в других церквях впервые с древнейших времен во время рождественской литургии были открыты царские врата, отделяющие алтарь, как символ открытости веры для всех. Рождество Христово - один из главных православных праздников. Великое событие, с которого начался отсчет новой эры. После него наступают Святки - дни, в которые принято гадать и веселиться, вплоть до Крещения" (Из новостей Первого Канала).
То же самое примерно и по другим. Что ж, будем "гадать и веселиться" при открытых царских вратах, символизирующих открытость веры для всех. Таковы планы - чтоб лохи-свиньи веселились своими поросячьими радостями, и чтоб лохов таких было как можно больше. Вот лохам-свиньям и рожков поросячьих, радостей приподносят вовремя - аккурат на пост рождественский супер каток открывают с гуляньями и скоморохами, и всё первые лица страны на открытии присутствуют, пиарят, которые, глядишь, в иной раз со свечечками в храме стоят. И т.п. И наконец, и врата откроем, в знак того, что вера открыта для всех. Только практика обычно показывает, что вера открыта для смиренных и кающихся. И Христос как-то было дело, говорил, что возлюбившие свет веруют и идут за Ним, а возлюбившие тьму не веруют и не слушают слова Его. Так что про "открытость веры для всех"... - спорно всё как-то и туманно.

Агапит 08.01.2015 в 23:29:08

Светлане.
Думаю, что никто в России эти никому ненужные новшества патриарху не навязывает. Это его внутреннее убеждение, плод воспитания его духовного наставника митрополита-экумениста и обновленца Никодима Ротова. Говорят, что в бытность ректором ЛДАиС тогда ещё молодой архиеп. Кирилл благословлял читать канон св. Андрея Критского по-русски. Это просто склад души такой, новаторский.
Теперь для Святейшего наступил звёздный час. Но тут беда с Украиной, автокефалистские настроения в белорусской Церкви, соперничество с Константинополем... Короче, проблем у Патриаха немало. Даже верный соратник о. Кураев вон сколько проблем создал своими разоблачениями содомии среди ряда иерархов РПЦ!

Светлана 08.01.2015 в 21:12:00

Такие решения единолично приниматься не должны. Но судя по всему сейчас идет процесс рукоположения определенного класса Архиереев, которые будут во всем согласны. Но показать самому реформаторский пыл видимо важно, для людей, которые эти реформы продавливают. Умный человек всегда понимает, что на человека, который продавливает реформы, будут все проклятия. Патриарх Кирилл безусловно умный человек. Реформы, хотя и соответствуют его внутренним убеждениям, он без давления со стороны не стал бы форсировать. Из того вывод, что давление антихристианских сил большое. Если бы п .Кирилл смог бы найти в силу своего ума силы против этого давления и прежде всего доводы, почему эти реформы сейчас несвоевременны, то он бы мог сохранить и уважение паствы, собственное достоинство и самое главное свою безсмертную душу. Никому реформы не дали вечной жизни. И сохранение службы, консервация богослужебных традиций Церкви, несмотря на сатанинское давление, могла была бы быть расценена Богом как подвиг, и несмотря на прошлые грехи, за такой духовный подвиг они могли бы быть прощены Господом. Идет борьба за сердце каждого человека. И искушения и прегрешения молодости Бог может простить, за подвиг защиты Православия от сатанинского экуменизма и обновленчества.
Будем надеяться, что п. Кирилл увидит путь спасения и сможет противостоять своим старым грехам во имя спасения своей безсмертной души. Будем об этом все соборно молиться!!!!

Екатерина 08.01.2015 в 11:25:58

У нас в храме выпустили ектению об оглашенных и последующие ектении, после молитвы о мире в Украине сразу начали петь Херувимскую. Это сразу насторожило.
И еще вопрос к компетентным людям: а разве такие решения принимаются единолично - пусть даже и предстоятелем Церкви? Без обсуждения хотя бы на архиерейском соборе?

Агапит 08.01.2015 в 10:38:21

Андрей Кураев: "Есть печальное для меня различие между пасхальной службой и рождественской. Пасхальная служба начинается с самого яркого момента — крестного хода вокруг храма. А вот рождественская служба начинается очень блекло: долго идет монотонное чтение, причем эти молитвы не имеют никакого отношения к празднику, в монастырях их ежедневно просто читают перед ночным сном. Людям, которые ожидают чего-то праздничного, это не очень годится. Поэтому лучше прийти чуть позже. Утром - на праздничную литургию, а вечером 7 января в Храме Христа Спасителя патриархом будет служиться Великая Вечерня. Она начнется в 16.00 и обычно транслируется по телевидению." (ЖЖ)
-----------------------------------------------------------------------
Кстати, во многих храмах утверждается такая практика: перед Рождеством и Крещением в 17 час. служится великое повечерие и утреня, т.е. по мысли Кураева, всё самое неинтересное и монотонное. Ну и в 12 ночи - Литургия. На Богоявление зачастую Литургия архиерейским чином и водосвятие совершаются утром. В итоге пропадает цельность и красота ЕДИНОЙ рождественской службы. Лучше бы cвященноначалие прислушилось к прошлогодним рождественским советам о.Кураева и искореняло бы "никодимов грех" в собственных рядах. Но, видимо, либерализм и прочие измы идут всегда рядом, увы...

Михаил Ершов 07.01.2015 в 20:05:58

Поздравляю вас с Рождеством Христовым!
Неуставная практика чтения Евангелия лицом к народу, по моему мнению, является следствием духовного нездоровья. Констатирую, что этими модернистскими приемами пользуются как мало образованные (без семинарского образования), так и более продвинутые священники (после академии). Лично я неоднократно наблюдал во время молебнов именно такое чтение. Известный мне младостарец (сейчас служит в другом приходе и, наверное, частично исправился) после этого касался Евангелием многих голов рядом стоящих прихожан, и некоторые из них взвизгивали и даже валились на пол. В таком случае этот младостарец был особенно доволен результатом. А в остальном, казалось, все у него нормально: службы длинные почти как в монастыре, все вычитывалось... И вот совсем недавно приезжий академик (любитель Шмемана) читал Евангелие во время молебна так же лицом к народу. Наблюдалось при этом (не всегда) и какое-то особое разгорячение. Про другое не упоминаю. Беда...
А насчет акустики и прочих современных технических средств, применяемых во многих храмах и во время богослужений на открытых площадях, нужно сказать, что наряду с положительными моментами (лучше слышно тексты и песнопения) эти средства проникают во святое святых и транслируют всем то, что и не все верные христиане должны слышать и видеть. "Миссия"...

Агапит 07.01.2015 в 19:41:06

«Как правильно должно читаться Евангелие в храме: лицом на восток или к народу? Евангелие в храме обычно читается в алтаре спиной к народу. Только на Пасху лицом к народу. Но в некоторых храмах я заметила, что читают лицом к народу в обычные дни. Это серьезное отступление от канонов? 11.09.2006, Виктория (Ника)
Уважаемая Ника! Практика чтения Евангелия не имеет строгой регламентации. Так известный литургист профессор Архимандрит Киприан в книге «Евхаристия» писал: «У нас утвердилась практика читать Евангелие лицом на восток; даже когда священник служит без диакона, он читает его также на Св. престоле. У греков, и вообще на востоке, Евангелие читается лицом к народу. В некоторых областях Греции даже чтение Апостола происходит с нижней ступени архиерейского трона и тоже лицом к народу. Тогда обращение «Братие», сказанное к народу, приобретает больший смысл и значение. Благоговейный священник, пожелавший читать Евангелие лицом к народу, должен испросить на это архиерейское благословение».
Это взято с сайта Псково-Печерского монастыря из раздела "Вопросы священнику".
Но лично я полностью согласен с мнением С. Бригадира. Во-1х, в нашей Церкви этот вопрос как раз-таки регламентирован теми указами, на которые сослался Бригадир, во 2-х, той земле не устоять, где начнут уставы ломать, в 3-х, а как тогда читать 12 Страстных Евангелий? Спиной к Распятию и лицом к народу?
Патр. Кирилл взял на себя смелость отменить Указы своих СВЯТЫХ предшественников: св. патр. Тихона и священномученика митрополита Петра. Жаль.
Паки и паки с праздником всех!

Николай (Москва) 07.01.2015 в 19:18:17

Агапиту:
Если священник читает Евангелие лицом на восток, то он - такой же слушатель его как и все, а если лицом к народу, то он уже не слушатель, а сам Христос. И потом Евангелие в алтаре священником читается с престола - образ Гроба Господня. Нельзя у греков все перенимать. Русские традиции самые древние.

Сельскiй бригадиръ 07.01.2015 в 17:57:08

Дорогой Агапит, с праздником Рождества Христова!
Это несомненно богослужебный модернизм, который, в частности, был осужден в Указе Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 5 декабря 1919 года, а также в распоряжении патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 года: чтение Евангелия лицом к народу упомянуто в ряду неразрешенных нововведений (см: http://www.blagogon.ru/biblio/125/).
Читать ли Священное Писание лицом к народу? А тут какой миссионерский смысл? Разве и так не слышно? Лучше микрофоны поставить, чтобы слышимость была отчетливее, если храм большой. А то бывает, что и проповеди не слышно, хотя ее лицом к народу читают. На вечерне 1-го дня Пасхи по традиции Евангелие читается священником или архиереем в царских вратах лицом к народу. Но тут заложен глубокий смысл этого пасхального чтения: в воспоминание вечернего явления Господа ученикам.
Елена Тростникова как-то писала о чтении Евангелия за богослужением: «Я хочу видеть не лицо священника или диакона, а затылок! И повернутое ко мне текстом Евангелие. Вот сейчас, когда вижу затылок, когда, если близко стою, вижу развернутые страницы – вот он, церковный корабль! Он весь динамически устремлен туда, вперед – в Царские врата, в Царство Божие, в вечность. Он просто-таки взрезает волны!
Это – боевой клин! И стадо, идущее за пастырем – как на Востоке.
Евангелие – вершина Литургии оглашенных – и есть это боевое оружие, прежде всего. И чем больше оно отзовется (и плод даст) в душах слушающих, тем оно более – боевое оружие. И мы здесь и сейчас, под его предводительством – вместе с предстоятелем. А теперь развернем на 180 градусов – “к народу”. Происходят – для меня – две печально-очевидные вещи.
1) Пространство замыкается, из клина в круг, пропадает перспектива бесконечности впереди, и алтарь – никак не в фокусе происходящего, вне линии действия.
2) Из единого народа Божия (с предстоятелем) распадаемся на “клир и мир”: на того, у кого Евангелие в руках и кому оно принадлежит, на чтущего и разумеющего (с одной стороны) – и просвещаемых, обучаемых, – с другой стороны, по другую сторону...
Разверни священника к народу – и пропадет единственность Евангелия Пасхальной вечерни, при котором священник овеществляет, являет собою читаемое – как “ста Христос посреде их” после Своего Воскресения. Отец Сергий Правдолюбов из года в год говорит нам про этот вечер, что нельзя не прийти ради этого “лицом к народу”, единственного в году».
А вот мнение епископа Саратовского и Вольского Лонгина: «Чтение Священного Писания в алтаре – очень древний обычай, дошедший до нас с тех времен, когда только еще определялся устав богослужения. Действительно, священник, не только при чтении Евангелия, но и при совершении священнодействий, стоит спиной к молящимся. Это свидетельство того, что он предстоит пред Богом: народ находится за ним. Это образ библейский – образ пастыря, пастуха, который, как известно, идет впереди своих овец, своего стада, и ведет его за собой. На практике это проявляется так: священник возглавляет богослужение, от лица людей возносит молитвы к Богу, и, конечно же, он обращен туда, куда обращен народ.
При чтении Евангелия в алтаре в больших храмах иногда не все слышат слово Божие. Вот почему при службах архиерейских (а архиерейская служба с древнейших времен совершается в крупных храмах, соборах) Евангелие износится из алтаря на середину церкви. И если Вы бывали на такой службе, Вы, наверное, заметили, что протодиакон читает Евангелие на той же самой кафедре, на которой стоит Архиерей – в центре, среди народа, но, опять же, обратившись к Святому Престолу. Лишь однажды в году Евангелие читается лицом к народу: на Пасхальной литургии, когда как бы из дверей Гроба благовествуется о том, что Христос воскрес.
Если проблема в том, что молящимся плохо слышно и не все могут следить за чтением, можно найти простой выход: при современных технических средствах в храмах устанавливается акустическая аппаратура, и, когда Евангелие читается в алтаре, тем не менее, слышно всем.
Кстати, католики после второго Ватиканского собора, который принял массу решений о литургических реформах, “повернули” священника лицом к народу. До сих пор в старинных католических храмах Европы можно увидеть такую картину: древний Престол, который стоит на своем месте – в алтарной апсиде, забыт и заброшен. И есть небольшой столик, как правило, он стоит посреди людей, иногда даже в проходе между скамьями. На нем священник совершает все службы, обряды, повернувшись лицом к народу. Хотя в свое время было очень много сторонников этого нововведения, оно не улучшило восприятие богослужения молящимися, более того, в очень многих католических приходах Европы люди призывают духовенство вернуться к старой практике, которая сохранилась сегодня в Православной Церкви. Так что не случайно наша Церковь сохраняет эту древнюю традицию: она осмысленна и соответствует содержанию евангельской проповеди».

Агапит 07.01.2015 в 17:03:25

Отцы и братия! Видимо, недалёк тот день, когда служба с отверстыми Царскими вратами станет обязательной и постоянной. Печально. Но вот хотелось бы уточнить: чтение Евангелия лицом к народу - это модернизм или, скажем так, перенятие греческой практики? Ведь по логике словами Евангелия Бог обращается именно к людям, в отличие от остальных моментов богослужения, когда люди предстоят перед Господом и молитвенно обращаются к Нему? Тогда и апостол и паремии должны читаться лицом к народу. Кто что думает на сей счёт? С Праздником!

Надежда 07.01.2015 в 10:07:14

В комментариях к статье Н.Павловой «Кто на Голгофе» уже обсуждался вопрос чтения вслух тайных священнических молитв – http://www.blagogon.ru/digest/552/, но поскольку из комментариев к этой статье мы узнали о призывах Патриарха читать тайные молитвы вслух, сегодня это призывы, а завтра последует очередной Указ, обязывающий делать это, то я хотела рассказать об одном случае, свидетелем которого мне довелось быть. Идет литургия, Евхаристический канон. Не успел хор начать пение «Тебе поем, Тебе благодарим и молимтися Боже наш…», как на весь храм раздалась бесовская скороговорка: «Не дам вам молиться, не дам вам молиться, не дам вам молиться…», которая продолжалась во все время пения «Тебе поем..». Голос был очень странный и дело не только в интонации, которую нельзя воспроизвести, а еще и в том, что, с одной стороны, вроде бы как человек говорит, а с другой – не видя того, кто говорит, нельзя было определить кто это – мужчина, женщина или ребенок. История эта случилась лет 10-12 назад, в те времена мне не доводилось бывать в храмах, где тайные молитвы читались вслух, сейчас же, когда это получает распространение, каждый раз, когда я на службе слышу тайные молитвы, мне вспоминается этот эпизод, и в ушах звучит – «не дам вам молиться». Поэтому, по моему глубокому убеждению, какими бы благовидными не были объяснения необходимости чтения вслух того, что должно читаться про себя, т.е. «тайно», явно просматриваются рога, хвост и копыта того, кто внушил эту идею апологетам реформации.
Вызывает удивление, как Патриарх, умнейший человек, может поддерживать такое. Неужели он не понимает? Ведь если читать тайные молитвы вслух, то надо пересматривать чин литургии, тот самый «циркуляр» о котором говорит Агапит в комментариях к упоминаемой статье Н.Павловой. И разделять пение хора и тайные молитвы, т.к. при существующем чине миряне должны и священству сослужить и одновременно с этим продолжать молиться. Выражаясь языком небезызвестного «героя» Украины «мало кто может это делать», а если говорить серьезно, то хочется задать вопрос не только свящ.Г.Кочеткову и иже с ним, но и Святейшему Патриарху: «Как можно одновременно делать два таких дела, КАЖДОЕ ИЗ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ от человека ПОЛНОЙ ОТДАЧИ»? Ап. Павел, говорил, что в храме все должно быть благообразно и по чину, однако для наших модернистов-обновленцев не указ как ап.Павел, так и святые отцы – я имею в виду Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, которые составили чин литургий.

Ольга 06.01.2015 в 21:36:18

Современными обновленцами учтен опыт обновленцев 20-х годов. Прав комментатор под ником Ирод – чтобы полностью реформировать Церковь, реформы надо внедрять пошагово. Мне кажется, что этот Указ – пробный шар. Прокатит, будут постепенно внедрять и остальные «новшества», хотя, какие это новшества, если им уже почти 100 лет.
С этим Указом, а также с призывами к священству на епархиальном собрании г. Москвы читать тайные молитвы вслух, выявился и «тайный покровитель» священника-«миссионера» Г.Кочеткова. Что собственно и следовало ожидать. Долго, конечно, они шифровались. Давно уже не интересовалась свящ. Г.Кочетковым, но раньше, помнится мне, Г.Кочетков постоянно допускал различные выпады против Патриарха Кирилла, неуважительные высказывания в его адрес. Видимо, хотел показать, что они не союзники в деле реформации Церкви, и что никто из священноначалия его не поддерживает. Но тайное всегда становится явным.

Константин S. 06.01.2015 в 13:31:35

Вот мнение священника-обновленца Г.Кочеткова: «...Я решил для себя принципиальный вопрос – как служить. Я решил: надо служить по совести. Надо мной нет никого (!), я свободен... Все, что я делал, воспринималось как само собой разумеющееся: и русский язык, и отсутствие иконостаса...» («Новая Европа». 1992. № 1. С. 79). «Клир не должен быть отделен от остального народа Божьего, как и алтарь от остальной церкви. Вероятно этому будет способствовать установление в новых храмах низких иконостасов и служение при отверстых царских вратах... Неуместны в этом контексте и "тайные" от народа Божьего молитвы... Их надо читать вслух» («Православная община». 1995. № 28. С. 46).

Елена Н. 06.01.2015 в 11:39:24

Прот. Николай пишет: "А вообще-то ничего странного в этом Указе Патриарха Кирилла нет. Это вполне логичное продолжение той реформаторской темы, которую Патриарх Кирилл объявил московскому духовенству на Епархиальном собрании 23 декабря, когда призывал духовенство Москвы читать вслух тайные литургические молитвы из тех же псевдомиссионерских соображений".
Я была на нескольких Литургиях в храмах Москвы после Епархиального собрания 23 декабря. Тайные молитвы священники читали тайно. Это радует :-) Хотя на Оптинском подворье в Москве архим. Мелхиседек Артюхин и до призыва Патриарха (например, прошлым Великим постом) читал тайные молитвы вслух, с даже трансляцией на улицу.

Антон 06.01.2015 в 11:02:58

Вот здесь рассуждают о служении с отверстыми царскими вратами, как о награде. Наверное если бы это была награда, то привязана была бы к кому то лично, да и указ звучал бы по другому, типа в качестве награды, повелеваю... Но увы, миссионерское значение. Евхаристия - это таинство, таинство верных.
Дьявол, когда искушал Еву, не знал о заповеди, которую дал человеку Бог, поэтому и предлагал лукавые наводящие вопросы, а Ева, будучи невнимательной, разболтала и далее последовало падение (так рассуждает Иоанн Златоуст). Да и евангельская заповедь нам говорит, не пометайте биссера вашего перед свиньями... Что же это за миссия такая? Для кого, когда все неверные должны быть устранены из церкви перед совершением таинства? Тут, прям до смеха сквозь слезы, папа римский, разрешил животным входить в рай, жаль тараканам не разрешил. Такое ощущение, что кто-то под папизьм косить начал.

Евгения 05.01.2015 в 20:30:32

Здравствуйте! Постановление патриарха показалось странным в том ключе, что в нашей епархии и так давно и в некоторых храмах (во многих я просто не была на богослужении) служат с открытыми Царскими вратами, что, соответственно, заставило меня также давно задуматься о правомочности такой практики. Честно говоря, думала, что она уже одобрена или отнесена к личному усмотрению настоятеля.

Маша 05.01.2015 в 16:37:40

Получается, что патриарх Кирилл выступает против мнения святого Патриарха Тихона и священномученика митрополита Петра (Полянского), которые не благословляли никаких богослужебных реформ и нововведений. Кого должны слушать современные священники?

Николай (Москва) 05.01.2015 в 15:02:55

**К чему было вносить этот соблазн?**
Может, для того, чтобы расколоть Русскую Православную Церковь. Видимо, им такую задачу поставили.

Нина 05.01.2015 в 13:32:37

Обновленцы это пробовали, к ним никто не пошел. Тогда четко было разделение, а теперь уже и в канонической церкви пойдет неразбериха. К чему было вносить этот соблазн?

Наталия 05.01.2015 в 12:54:28

Да что уж говорить..."миссионерство"... Да, есть миссионерство, а точнее сказать, прозелитизм. Но в какую сторону, в какую веру? В христианство ли? В православие? Нет. Вот и сейчас, на Культуре показывается серия фильмов студии Неофит "Мир Библии". И что вы думаете, там раскрывается мир Библии в свете православного учения? Нет. Там раскрывается мир Талмуда. На полном серьезе. Все время приводятся цитаты из Талмуда, цитаты поучений всяких рабби. И в экспертах-интервьюерах там либо жиды либо жидовствующие. Ой, извиняйте, либо "иудеи" либо иудействующие. Просто сейчас настоящего иудея днем с огнем не сыщешь, это вымирающий вид. Талмудистов-каббалистов иудействующих навалом, а вот иудеев...
Но возвращаюсь к своей мысли. Так вот, не правильней ли и не честней ли было назвать серию фильмов "Мир Талмуда", а не "Мир Библии". В этом фильме кстати, в одной из серий, был очень странный персонаж, ткачиха по виссону, мастер. Как она говорит, "у нас католическая семья", но мы мол всегда выполняли и еврейские обычаи, шабат-мабат и проч. И я, мол, хочу передать свое мастерство какой-нибудь девочке еврейского происхождения (!!!), главное, чтобы она была еще маленькая, потому что мне ей еще надо передать и кой-какие духовные знания, а взрослому человеку уже не вопрешь. И вот для чего такие фильмицы студии Неофит? В иудействование обращять? Похоже, что - да. А что, планы иудействующих сбываются. У них какой взгляд на Христа? Богом и Мессией они Его не считают. Если так, коротко, то есть две линии. Первая - Иисус Христос для них мерзавец и проч., Который основал свою секту. Вторая линия - Иисус был праведным иудеем, но после Его смерти Его последователи якобы извратили Его учение, отчего и появилась Церковь наша, христианство. Но они, иудействующие, как сами мне рассказывали, видят в этом факте, появлении христианства, какой-то плюс. Потому что язычники, мол, обратились из полного невежества в полуневежество, познакомились с еврейской историей (Ветхим Заветом), псалмы читаются и т.п. Но теперь "язычников-христиан" надо выводить из полуневежества в полное просвещение (где, понятное дело, Христу-Богу места нет), для чего надо так незаметненько, из подтишка подтачивать веру христиан, менять их учение и мировоззрение, подменяя на свое, иудействующее. И тогда постепенно сбудется Писание, когда все народы сложут мечи и у всех будет одна вера, все придут к еврейскому народу, Израилю на поклонение. И у них, мол, как мне сказали, это хорошо получаеться. Ну теперь я вижу, что да...

Михаил Ершов 05.01.2015 в 10:25:35

Елене.
Минусы в данном случае показывают, что ресурс отслеживается наемными работниками СИНФО и ОВЦС и о реакции читателей докладывается. Пусть полюбуется наше священноначалие, как верные христиане относятся к реформаторам-неообновленцам и "миссионерам", вернее, к их "деяниям" и мудрованиям.
Если же начнутся широкие гонения, то Господь через своих верных архипастырей воздвигнет нам и верных пастырей, которых не нужно будет регистрировать в МП и по месту жительства. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4732.htm

Елена 05.01.2015 в 01:08:27

Вот это подарочек под Рождество Христово! Больше всего меня поражает количество читателей, которым эта статья не понравилась - 20 против 58! Не многовато ли? Я боюсь, что мы себе не очень представляем, какие настроения царят сейчас среди прихожан. Многим просто все равно, как читаются тайные молитвы и когда закрываются царские врата.

протоиерей Сергий Троицкий 04.01.2015 в 23:04:12

На адрес редакции БО, как видно, поступили еще отзывы на данную статью, в которой высказывается озабоченность и тревога в связи с Указом Святейшего Патриарха "служить с отверстыми вратами" в миссионерских целях на Рождество Христово. И в качестве аргумента, защищающего такое "право" Его Святейшества, некоторые клирики приводят факт подобного служения Божественной литургии архиерейским чином. Да, действительно, против этого аргумента трудно что-то сказать. Однако заметим, что все-таки даже по своему строю и некой литургической полноте архиерейская литургия отличается от иерейской. О том символическом значении при архиерейской литургии некоторых священнодействий литургии оглашенных говорит и прп. Максим Исповедник и свт. Симеон Солунский. Нужно сказать, что не разделяя евхаристического богословия митрополита Иоанна Зизиуласа, который заявляет именно о том, что подлинная Евхаристия является только та, которая совершается епископом, мы лишь подчеркиваем разницу в обрядовой стороне Божественной литургии архиерейского чина и иерейского. Так называемые встречи архиерея и т.д. символизируют по прп. Максиму встречу Христа (Мистагогия). Или провод архиерея символизирует вознесение. Все эти сомволические образы параллельны тем, которые имеются в Божественной литургии. Архиерейская литургия лишь обогащает иерейскую и является развитием ее и более поздним явлением. В конце концов в древних базиликах Рима, Венеции сохранились алтарные преграды, которые вполне ясно доказывают существование в древнем храме его деления на молящихся и предстоящих, священнодействующих.
Нам трудно и почти невозможно говорить, да и незачем, почему зачем и когда в Церкви появились и "царские врата". Очевидно, что они древнее 5-ярусного иконостаса. Тем не менее древними являются и т.н. надпрестольные сени (см. базилику Климента Римского в Риме 3-8 вв.). Реально задаться вопросом: почему и по какой причине их нет в современных храмах и храмах эпохи классицизма? Может и это является некой утратой чего-то главного в храмовой архитектуре, которая подчеркивала значимые места во время богослужения? Но совершенно очевидно то, что с апостольского века и до развития экуменического движения немыслимо было одно - рассматривать Литургию, Жертву как средство для миссионерства.
И в данном смысле и контексте нелепыми видятся все аргументы за служение с отверстыми вратами вообще, а в частности в день Рождества Христова. А при желании сделать что-то можно всегда найти и некое богословское обоснование. Но почему эти обоснования не использовала Церковь ранее? Скорее всего потому, что в сознании Церкви Божественная литургия всегда оставалась тем, что совершалось только для верных и куда никогда не допускались ни иноверные, ни падшие. Основа спасения человека по Исааку Сирину лежит в страхе Божием, благоговении в Богу к святыне. И разве она не нужна к той Святыне, которой является Хлеб Жизни? Нужна и в первую очередь. Любые шаги, оправдывающие дерзость по отношению к святой Евхаристии, - это разрушение и саморазрушение, свидетельствующее об утрате и архиереем и иереем и мирянином спасительного отношения к Причащению.

Михаил Ершов 04.01.2015 в 20:51:16

Николаю Каверину
Николай, не пиши такое прошение. Не удовлетворят, да и сам ты, наверное, не сможешь пообещать быть лично преданным реформаторам и "миссионерам". Нам, мирянам среднего возраста и старше, лучше оставаться пока на своих местах, но если будет на то воля Божия, то рукоположат тайно. Не все еще продались...

Евгений 04.01.2015 в 19:33:31

Статья хорошая. Я думаю Николай Каверин может написать прошение и стать священником. Такие люди нужны в храме.
Мой папа больше ориентировался на Типикон, чем на разные нововведения. Например, обратились отцы-западенцы, что дескать молодых на венчании не кадить. Это типа напоминает отпевание. Ну, владыка Никодим и говорит: не кадите. Мало что он сказал. Так мой отец сказал. Написано кадить - должно кадить. Отвечать то не владыка и не патриарх за нас будет.
Можно и забыть про указ. А если начинаешь заутреню в 12 ночи, то как раз в 3 ночи и Благословенно Царство. А Пасхальная литургия никогда в 1 ночи не должна начинаться. Это невозможно.

Михаил Ершов 04.01.2015 в 18:14:11

// Итак, ползучая богослужебная реформация, по-видимости, началась.//
... "Миссия"... Реформация и апостасия продолжаются. А насчет действий. Светлана, кто тебе запрещает спросить своего настоятеля, намерен ли он последовать этому "указу", который противоречит Священному Преданию? Лично я попрошу служащего священника не нарушать наши святоотеческие традиции. А нарушителям и отступникам-реформаторам - Бог Судья.
В Луганской области прихожане одного из храмов Украинской православной церкви Московского Патриархата массово перешли в соседнюю церковь (МП) после того, как настоятель стал проповедовать за «единую Украину». Об этом рассказал священник Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров города Ровеньки. «Один из священников нашего региона, в принципе неплохой батя, высказался во время проповеди, что он за «едыну Украину» и т.д. Результат: его прихожане в близлежащих приходах, в том числе, и у меня. Практически сам служит в новом пустом храме. Вот такова реальность», — написал отец Александр.
http://ukraina.ru/news/20150104/1011705560.html

Светлана 04.01.2015 в 16:01:37

Надо все таки что-то делать, просто констатировать реформы - это пассивное согласие. Нужны конкретные действия. Бог доверяет нам сохранение Богослужения. Если мы не остановим архиереев-обновленцев, Бог за нас этого делать не будет. Мы должны не только об этом стенать, но и делать что-то конкретное. Обновленческий зуд некоторых архиереев переходит уже все допустимые нормы. Миряне спасли Церковь от обновленчества в лихие годы богоборчества. Святитель Николай заушил Ария. Нельзя быть пассивными наблюдателями...

Николай (Москва) 04.01.2015 в 14:44:29

Из литургической жизни выхолащивается мистическая составляющая - неотмiрность, которая только и приводит людей в Церковь. А обмiрщение самой Церкви приведет как раз к противоположным результатам - народ в нее не пойдет. Подобное можно наблюдать на примере РКЦ. "Дисциплина тайны" - это основа основ, и она идет от самого Спасителя, когда Господь проповедовал народу не прямо, а притчами.
К тому же этим принижается архиерейское богослужение. Так как с отверстыми царскими вратами по уставу имеет право служить только архиерей (аналогичная награда для митрофорных протоиереев - поздняя практика).

протоиерей Сергий Троицкий 04.01.2015 в 01:34:39

К глубокому сожалению указ Его Святейшества не только нарушает Типикон, но именно разрушает сознание верующих в пане понимания литургии как священнодействия, как Жертвы, которая приносится не в миссионерских целях, а "О ВСЕХ И ЗА ВСЯ". Божественная литургия является сердцем Православной Церкви, ибо в ней человек вводится во Святая Святых духом и подводится ко Причащению существенному, преискреннему со Христом Богом. И именно поэтому все священнодействия литургии символичны, священны. О чем действительно писали великие истолкователи Литургии как св. Николай Кавасила и свт. Симеон Солунский.
Кроме того, с апостольского времени Божественная литургия никогда не служила средством миссионерской проповеди. Напомню, что согласно священным канонам категорически воспрещается служение вместе с еретиками иноверцами. К сожалению экуменическое движение выработало ряд концепций для современной церковной жизни, в основе которых лежат крайне поверхностные суждения и понятия о священнодействиях Православной Церкви. И началось все с признания Крещения еретиков. И это вопреки ясному указанию 6 Вселенского Собора о границах и основах икономии, которая не подразумевает признания таинств вне Православной Церкви.
И теперь взялись за Божественную литургию, которая стала превращаться из глубоко сакраментального служения, закрытого для внешних глаз, в просто миссионерское средство.
К реформаторству относится и совершенно ничем необоснованное служение Божественной литургии на Рождество Христово в полночь вопреки указаниям Православной Церкви совершать литургию не ранее 3 часа. Даже на Пасху Литургия совершается не в полночь, а ближе к часу ночи после Пасхальной утрени. Все это процессы демонтажа и в грубой форме литургической жизни Православной Церкви. Более того, Святейший Патриарх не имеет власти решать такие вопросы не соборно, то есть вне Священного Синода и предварительного скрупулёзного исследования.
Мы надеемся, что Его Святейшество, обладая мудростью все-таки отзовет свой Указ, аннулирует его. В противном случае придется данный Указ и перечисленные нами факты литургических инноваций расценивать как насилие над церковной традицией и пренебрежение голосом Церкви.

наталия 04.01.2015 в 01:09:15

Какое горе! Вот теперь, в Святую ночь, будем переживать "Момент Истины", трепетать — как твой любимый батюшка будет служить, как патриарх велел, или как всегда, веками служили по уставу наши батюшки-предки?! Этого рано или поздно следовало ожидать. Господи, помилуй.

Вера Н. 04.01.2015 в 01:07:21

Протоиерей Николай
О том, кто кого награждает - протоиерею странно не знать Устав РПЦ МП: Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси ст.7, ю) награждает клириков и мирян церковными наградами Глава XV, ст.1. Епархиальный архиерей - п.18, ш) ходатайствует перед Патриархом Московским и всея Руси о награждении достойных клириков и мирян соответствующими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых. (Награждать митрой и правом служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до "Отче наш" - прерогатива Патриарха).

Алексей 03.01.2015 в 23:18:20

Похоже, мы ещё увидим те времена, когда повиновение священноначалию, ввиду явного впадения в ересь последнего, станет фактическим отпадением от Христа и Церкви как Тела Христова. Но проблема ещё и в том, что наряду с "ползучим обновлечеством" в недрах Русской Церкви развивается процесс фактического отлучения приходского духовенства и большинства православного народа от решения судьбоносных вопросов церковной жизни. Присвоение архиерейскому собору части полномочий собора поместного в этом плане весьма показательно. И, в то же время, блокирует даже гипотетические возможности противостояния реформации и апостасии - просто некому будет возвысить голос, кого не надо - не пригласят. То есть, принцип соборности фактически подменяется элитарностью или даже эзотеризмом.

Протоиерей Николай. 03.01.2015 в 22:56:40

Если служение с отверстыми царскими вратами – это награда (как набедренник, палица, митра и т.п.), то почему ее выдает не правящий архиерей определенной епархии, а епископ града Москвы (Святейший патриарх) для ВСЕХ епархий РПЦ? Раздавать награды, равно как и лишать их, должен правящий епископ в вверенной ему епархии. Так почему же патриарх - правящий епископ г. Москвы - злоупотребляет своей канонической властью и раздает награду служения на Рождество Христово с отверстыми царскими вратами не в своей – московской епархии?
Далее. Патриарх сделал великое «открытие»: оказывается служба Рождества Христова является миссионерской (имеет «миссионерское значение праздничного богослужения»)!!! До этого даже никто об этом и не догадывался: не предыдущие патриархи, ни свв. Отцы.
А вообще-то ничего странного в этом Указе Патриарха Кирилла нет. Это вполне логичное продолжение той реформаторской темы, которую Патриарх Кирилл объявил московскому духовенству на Епархиальном собрании 23 декабря, когда призывал духовенство Москвы читать вслух тайные литургические молитвы из тех же псевдомиссионерских соображений.
О себе кратко. Протоиерей Николай, служу в одном из храмов г. Москвы. По понятным причинам не могу раскрыть свою фамилию и место служения страха ради архиерейска и опасения быть почисленным за штат.

Ирод 03.01.2015 в 21:52:02

Вполне логичное решение, нельзя же сразу, как это заведено в "церкви-сестре", убирать алтарную преграду. Надо пошагово: сначала транслируем по радио богослужение на улицу всем мимо идущим, в том числе и тайные молитвы священника (это чтобы кто-то не подумал, что остаются какие-то "таинства"), затем открываем царские врата по Отче наш, что ранее было наградой заслуженным протоиереям (чтобы кто-то не подумал, что остается какое-то неравенство между людьми). Нельзя же сразу убрать алтарную преграду, что совершенно правильно сделано давно в "церкви-сестре", тем более, что так поступали во времена патриарха Тихона обновленцы и у кого-то может сложиться впечатление, что обновленцы никуда не делись. Надо подождать, когда новое поколение верующих, воспитанное новыми миссионерами, оставит свои предрассудки. И вот тогда взойдет она - звезда пленительного счастья. Так что взвешенное решение принял патриарх Московский, одобряю.

В.Семенко 03.01.2015 в 20:38:59

Никакого уныния! Николай Каверин начал кампанию, так поддержим его!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс