Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

20.06.2016


Финляндская Православная Церковь (ФПЦ, Suomen Ortodoksinen Kirkko) (другое название – Финляндская Православная Архиепископия (Suomen Ortodoksinen Arkkipiispakunta)) – автономная (от греч. – «независимая») церковь при Константинопольском, или Вселенском, Патриархате.

На протяжении своей истории Финляндская Православная Церковь следовала сначала националистическим, а после войны – космополитическим либеральным установкам правительства и настроениям общества.

В настоящее время ФПЦ находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 20-е гг. XX в. Константинопольский Патриархат воспользовался послереволюционными гонениями на Русскую Церковь в СССР, поддержал обновленцев и произвел раскол, отторгнув ФПЦ от Русской Церкви, несмотря на протесты св. Патриарха Тихона и русских архиереев за границей.

* * *
Православные приходы в Финляндии, относительно их богослужебных традиций, исторически можно разделить на три группы:

1. Карельские сельские приходы, имеющие особенности богослужебной жизни, сохранившиеся еще с начала XIX в. Для них было характерно отсутствие вечерних богослужений и широкое использование финского языка. Данные приходы наиболее активно участвовали в практике изменения русских богослужебных традиций. Антоний (Вадковский) в свою бытность архиепископом Финляндским сообщал, что в этих приходах видна «недостаточная преданность Церкви, а прихожане в большинстве только по имени православные, а по жизни и по духу очень мало отличались от лютеран».

2. Городские приходы, опирающиеся на богослужебную практику Выборгского Спасо-Преображенского собора (Гельсингфорс, Турку, Хамина, Кякисалми, Сортавала и др.). Здесь богослужебная жизнь преимущественно была максимально приближена к богослужениям столичных петербургских храмов и отличалась торжественностью и традиционностью. Протопресвитер Александр Шмеман, участвуя в богослужениях в Успенском соборе г. Хельсинки, писал: «В шесть часов – всенощная в Успенском соборе, поразившая меня своим имперским великолепием: хором, облачениями и т.д. Но после подлинности служб в Куопио все это кажется уже искусственно сохраняемым, музейным, неоправданным».

3. Приходы, придерживающиеся традиций Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Влияние монастырских богослужебных традиций отчасти испытывали и окрестные карельские приходы. В основном это заключалось в наибольшей консервативности в вопросе об изменении богослужебных практик: отсутствие чинопоследований пассии, Чина Воздвижения Креста, Чина погребения Божией Матери. Уникальная традиция использования цветовой гаммы облачений и практика крестных ходов.

Предстоятель Православной Церкви в Финляндии с 1924 по 1960 гг. – архиепископ Герман (Аав) – не был сторонником унификации богослужебных традиций в Финляндской Православной Церкви, чего нельзя сказать о его преемнике архиепископе Павле (Ольмари), порой жестко требовавшем введения своих обновленческих литургических идей (т.н. «литургия архиепископа Павла», содержащая элементы греческого богослужения – «длинный вход» на Херувимской песни, служения с отверстыми Царскими Вратами, чтение вслух тайных молитв и т.д.). Вышеперечисленное разделение приходов согласно богослужебным традициям сохраняется в Финляндской Церкви и сейчас благодаря митрополиту Иоанну (Ринне), отказавшемуся от идеи архиепископа Павла ввести богослужебное единообразие.

Отметим, что будущий Архиепископ Финляндский Герман (Аав) был посвящен в епископский сан в 1923 году Константинопольским патриархом Мелетием IV без всякого пострижения в монашество и даже в рясофор. По словам Митрополита Антония (Храповицкого), «этот сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, подбритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православным и для злорадства иноверцев».

В статье «Православной энциклопедии», посвященной архиепископу Герману (Ааву), можно прочитать: «На проводившихся с 1926 г. по инициативе Германа съездах духовенства принимались решения по переводу надписей на иконах с церковнославянского на финский язык; изменению внешнего вида облачений священнослужителей по греко-католическим образцам; отмене обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного «русского» креста, вместо которого был введен четырехконечный крест, крепившийся на цепочке, составленной из соединенных между собой свастик; духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды, женатым клирикам разрешалось ношение обручальных колец на левой руке; при строительстве православных храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского стиля и др.».

Подтверждением данных утверждений служит заявление архиепископа Германа от 1928 г.: «Моей главной целью является постепенное национализирование Финляндской Церкви, которое в первую очередь должно выразиться во введении финского языка на богослужениях и перемене славянских надписей на иконах на финские. Далее я проектирую ввести в обиход новые облачения. Они будут узки, сделаны из мягкой материи. Украшения на них будут бело-синие (цвет финляндского государственного флага), а в Карелии – черно-красные. Уже в настоящее время наши церкви постепенно перекрашиваются в бело-синий цвет. Что же касается постройки новых, то они более не будут иметь русского стиля. Последний будет или северный, или византийский. Точно так же наши священники впредь не будут носить русского двойного креста. Звенья цепочки будут иметь форму свастики».

На протяжение всего периода управления ФПЦ Архиепископ Герман (Аав) проводил активную политику экуменизма и финизации, устраняя всё русское из жизни церковной структуры.

В 1950 г. архиепископ Герман сделал запрос в Константинополь о присылке ему греческих богослужебных книг и чинопоследований, а также просил прислать ему фасон восточной рясы, «чтобы узаконить ее как официальную одежду священного клира Финляндской Православной Церкви». Как отмечал журнал Константинопольской Патриархии «Ортодоксия», на данную просьбу Преосвященного Финляндского «было решено послать надлежащий ответ и выслать ему все, что он просил».

В первой половине 20-х годов меняется и внешний вид большинства православных священнослужителей Финляндии: многие из них начинают коротко подстригать или вовсе сбривать бороды. Возможно, это было связано с желанием не выделяться в обществе.

Приведем отрывок из письма валаамского иеросхимонаха Михаила (Попова) архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру), из которого явствует, что на собраниях духовенства Финляндской Православной Церкви в 20-е гг. XX века высказывались следующие предложения, касающиеся изменения богослужебно-приходской жизни:

– сокращение постов,

– изменение вечерних богослужений (замена канона на пение духовных кантов, а вместо шестопсалмия и кафизм на утрени произносить проповедь),

– изменения при совершении Божественной Литургии (убрать ектению об оглашенных и часы, тайные молитвы читать вслух),
– разрешить совершение венчаний на дому и во всякое время, за исключением первой и Страстной седмиц Великого Поста,
– упразднить ношение рясы, заменив ее на kaftaani – сюртук лютеранских пасторов,
– духовенству разрешить стричься, бриться и посещать общественные и увеселительные заведения,
– Пасхальное богослужение совершать только утром,
– в храмах установить скамьи и иконы повесить на такой высоте, чтобы не было возможности к ним прикладываться.
Однако данные предложения не были введены как обязательные для всех приходов Финляндской Православной Церкви.

* * *
Следует особенно остановиться на вопросе церковного календаря в ФПЦ.

Под влиянием обновленческих реформ Константинопольского Патриарха Мелетия Метаксакиса и под давлением финского правительства, ФПЦ, возглавляемая Германом Аавом, проводит целый ряд преобразований в духе модернизма и экуменизма. ФПЦ принимает новый календарный стиль, и – единственная из Православных Церквей – западную Пасхалию. В 1924 г. Герман Аав впервые совершил пасхальные богослужения по западному календарю в нарушение канонов Вселенских Соборов о правилах празднования Пасхи.

Вопрос о календарном стиле наряду с проблемой автокефалии был еще одним камнем преткновения в отношениях между сторонниками «финского» и «русского» направлений внутри Финляндской Церкви. Григорианский календарь использовался в гражданской жизни в Финляндии еще в великокняжеский период. После провозглашения страной независимости сторонники преобразований и реформ внутри Финляндской Церкви попытались ввести новый календарный стиль и в церковную жизнь. Как отмечалось в письме валаамских иноков, Патриарх Тихон еще в 1917 г. предоставил право предстоятелю ФПЦ архиепископу Серафиму (Лукьянову) «разрешать духовенству тех приходов, где это окажется неизбежным, совершать в праздничные дни положенное по уставу праздничное богослужение по новому стилю»; о Пасхе речь, однако, не шла. Таких приходов, по утверждению авторов письма, оказалось около 5. Однако вопреки данному разрешению в них стали праздновать по новому стилю не только «неподвижные» праздники, но и «подвижные», в том числе и Пасху.

В октябре 1921 г. церковный Собор в Сортавале принял решение о переходе Финляндской Православной Церкви на григорианский календарь и об обращении к Патриарху Тихону с просьбой дать на это свое благословение. Патриарх в ответном послании отказался благословить переход на новый стиль, сославшись на то, что этот вопрос он не может решать единолично и что подобное решение является прерогативой всей Вселенской Церкви. По решению Церковного управления меморандум Патриарха не был опубликован в Финляндии, но его копии появились в приходах и вызвали у части православных недовольство реформаторскими мероприятиями.

Архиепископ Серафим (Лукьянов) поначалу поддержал принятие григорианского календаря, однако, ознакомившись с ответом Патриарха Тихона, он счел себя обязанным подчиниться его предписанию и принять меры к возвращению старого стиля. Министерство церковных дел и просвещения в письме архиепископу Серафиму от 31 декабря 1921 г. предостерегло его, однако, от каких-либо насильственных мер против сторонников нового стиля. На церковном Соборе 1922 г. архиепископ Серафим предложил отмечать праздники и по юлианскому, и по григорианскому календарям в зависимости от предпочтений конкретного прихода. Собор тем не менее принял решение сохранить новый стиль. Архиерей отказался утвердить это решение. 10 июля 1923 г. Серафим получил послание от Константинопольского Патриарха Мелетия IV Метаксакиса, который сообщал о решении, принятом на недавно проведенном совещании («Всеправославном конгрессе») православных Церквей, о введении нового стиля во всех православных государствах (см. http://www.blagogon.ru/digest/419/): «Вам придется, без сомнения, незамедлительно распространить действие нового стиля на все приходы архиепископии, ибо со стороны православных Церквей решено окончательно принять оный к употреблению и в церковном отношении с начала будущего октября месяца», – писал Вселенский Патриарх Мелетий.

Конфликт архиепископа Серафима со сторонниками преобразований внутри Финляндской Православной Церкви закончился вмешательством светской власти. Указом президента Финляндии К. Й. Стольберга от 29 декабря 1923 г. архиепископ Серафим был отстранен от управления Финляндской Церковью и отправлен в Коневский монастырь. Должность архиепископа Финляндского была временно упразднена. В 1925 г. архиепископом Карельским и всея Финляндии был избран вышеупоминавшийся Герман (Аав).

Валаамский монастырь в начале 1920-х гг. был вовлечен в затяжной конфликт по поводу перехода Финляндской Церкви на григорианский календарь. Поначалу, как только новый календарь был принят, финляндские монастыри подчинились указаниям церковного руководства. Однако после отказа Патриарха Тихона благословить нововведение Валаамский, Коневский и Линтульский монастыри обратились в Церковное управление с просьбой сохранить для них юлианский календарь. В борьбе вокруг календарного стиля сыграла свою роль позиция, которую занял глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий), который имел давние связи с Валаамской обителью. Поначалу митрополит Антоний советовал валаамским монахам не противиться введению нового стиля. В письме на Валаам от 14 ноября 1921 г. он, в частности, писал: «Что касается до нового стиля, то хотя и грустно праздновать Рождество Христово и Пасху не вместе со всею Христовою Церковью, но пока сношений с Россией нет, еще грустнее было бы для Валаамской обители праздновать не вместе с православною финляндскою паствою, и когда уже последняя перешла на новый стиль, то оставаться на старом не пристало и для Вашей святой обители». Однако позднее тональность писем митрополита резко изменилась: он стал призывать сторонников старого стиля твердо стоять на своем. Его призывы оказывали влияние на «старостильников». Их упорство не было поколеблено даже после того, как стало известно о том, что т.н. «Всеправославный конгресс» представителей православных Церквей летом 1923 г. принял решение о канонической допустимости нового календарного стиля и что Патриарх Тихон дал на это свое благословение.

Волнения в монастыре усилились накануне Пасхи 1924 г., когда монахи стали добиваться разрешения церковных властей праздновать ее по старому стилю. Монастырь вступил в конфронтацию с Церковным управлением и епископом Германом (Аавом). Последний обратился в Константинопольскую Патриархию с запросом о праздновании Пасхи в 1925 г. и получил указание праздновать по новому стилю. В 1925 г. епископ созвал Поместный собор Финляндской Церкви, на котором большинством голосов было принято решение «вопрос о стиле… считать навсегда поконченным и больше не принимать его на рассмотрение». Представители монастырей, однако, объявили это решение неканоническим и заявили, что не будут ему подчиняться.

Антиправославная деятельность новостильника Германа (Аава) в Валаамском монастыре в 20-е годы – осуждение, запугивание, насильственное выселение из обители православных подвижников, сохранявших верность церковному календарю, а тем самым Апостольскому учению и Священному Преданию Христовой Церкви, подробно описана в журнале «Русский паломник»: «1924, 25 июня... Сегодня встречали Епископа Карельского (Германа)... Вид у него странный, без волос (стриженый и бритый как пастор протестантский), и на левой руке носит два обручальных кольца... Некоторые наши отцы и миряне не подходили под благословение, считая его за неправильно поставленного...» (1992. № 6. С. 100).

Конфликт между Валаамским монастырем и Церковным управлением пытался разрешить бывший Финляндский архиепископ митрополит Сергий (Страгородский). В послании члену управления С. Солнцеву он недоумевал, почему новая церковная власть не может проявить снисхождение по отношению к валаамским монахам, желающим отмечать церковные праздники по старому стилю. Монастырю в то же время Сергий советовал не прерывать отношения с «новостильниками» и «каноническим и законным» епископом Германом. Монастырское руководство также спрашивало совета у митрополита Евлогия (Георгиевского), с благословения которого епископ Вениамин (Федченков) советовал монахам согласиться на новый стиль.
Часть монастырской братии согласилась подчиниться указаниям церковного руководства, однако некоторые продолжали упорствовать.

Кампания неповиновения продолжалась в Валаамском монастыре и далее. В декабре 1925 г. в финляндское Церковное управление поступило послание Вселенского Патриарха, в котором содержалось предписание отмечать Пасху 1926 г. всем без исключения по григорианскому календарю. Часть братии, однако, вновь отнеслась к этому негативно. Игумен Павлин, который ранее пытался преодолеть монастырскую оппозицию, на этот раз отказался от борьбы. После прочтения послания Вселенского Патриарха о праздновании Пасхи на собрании в монастыре он сказал, что выполнение им данного распоряжения может вызвать новый раздор среди братии: «Ввиду этого нравственный долг побуждает меня для внутреннего мира нашей обители праздновать Пасху по старому стилю, что и будет исполнено. Хотя возможно, что за это меня церковная власть привлечет к ответственности».

Для преодоления «смуты» в Валаамском монастыре Церковное управление и поддерживавшие его светские власти прибегли к решительным действиям. Дело 137 монашествующих было передано на рассмотрение управления. 40 человек были сосланы в дальние скиты. 43 монаха, 12 из которых имели финляндское гражданство, были привлечены к церковному суду. Суд вынес решение о выселении с Валаама 31 монаха (еще один сам изъявил желание покинуть обитель) и высылке их в Сербию или Россию (по сведениям полиции, валаамские и коневские монахи, собиравшиеся выехать в Сербию, среди которых были и такие, кто не принимал участия в кампании протеста, намеревались основать там собственный монастырь). Лишь после этих репрессивных мер большинство оставшихся насельников Валаамского монастыря согласились принять григорианский календарь.

Конфликты, связанные с переходом на новый стиль, имели место не только на Валааме. Так, в сводке сыскной полиции сообщалось о неофициальном собрании 15 февраля 1925 г. членов хельсинкского православного прихода, на котором критиковалась политика епископа Германа и Церковного управления в области календаря. После этого священник Васильев отказался совершать пасхальные службы по новому стилю. 120 голосами против 80 был поддержан старый стиль. 7 декабря 1925 г. протоиерей Григорий Светловский был по распоряжению выборгского губернатора выселен из Терийоки в Выборг за пасхальное богослужение в 1925 г. по старому стилю. В Коневском монастыре в начале 1926 г. против распоряжения Вселенского Патриарха о праздновании Пасхи по новому стилю выступил игумен Амфилохий, поддержанный частью монастырского руководства и братии. Церковное управление под председательством епископа Германа Аава 8 февраля 1926 г. приняло решение отрешить от должности Амфилохия и четверых членов монастырского правления. Дело игумена Амфилохия и еще 10 человек (6 иеромонахов, 3 иеродиаконов и 1 монаха) рассматривалось в июле того же года в церковном суде. За отказ признать новый стиль и подчиниться указаниям архиепископа Германа суд вынес решение подвергнуть указанных лиц наказаниям.

Итак, с 1920-х гг. финляндские православные приходы фактически разделились на финско-карельские, где богослужение совершалось на финском языке и церковные праздники отмечались по григорианскому календарю, и русские, где использовались церковнославянский и русский языки и частично сохранялся юлианский календарь.

Хотя официальный переход ФПЦ на новый стиль произошел еще в 1924 году, каждый приход имел право сам определять, какому стилю следовать. Об этом свидетельствуют, например, дебаты на VI Церковном Соборе в 1955 г., вызванные предложением Церковного Управления о праздновании по новому стилю праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Крестителя. Спор пришлось решать голосованием: 17 делегатов выступило за сохранение старого стиля, а 13 поддержало инициативу Управления.

В настоящее время все приходы и монастыри ФПЦ совершают богослужения по новому стилю, т.е. придерживаются григорианского календаря и новой пасхалии. Как объясняют в ФПЦ, Православная церковь Финляндии празднует Пасху и переходящие праздники вместе с Лютеранской церковью «ради того, чтобы не вносить духовный и культурный диссонанс в общество и в семьи». Однако такое решение приводит к вопиющему нарушению церковных канонов, ибо 7-е Апостольское правило не разрешает праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Сюда же относится и 1-е правило Антиохийского Собора, которое гласит: «Все дерзающие нарушати определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно восставати противу доброго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей Церкви епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей, и к возмущению Церквей, особитися, и со иудеями совершати Пасху, такового святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви яко соделавшегося не токмо виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковые были они причастны по святому правилу и Божию священству».

Приведенное правило Антиохийского Собора для нас тем в особенности знаменательно, что оно не только запрещает праздновать Пасху с иудеями, но указывает, что такое же запрещение было вынесено и определением I Вселенского Собора.

Также следует учитывать, что новый стиль и новая пасхалия заставляют идти против Святого Евангелия нарушением хода евангельской истории. Из Евангелия видно, что Христианская Пасха совершалась после иудейской. Но у ФПЦ, в силу новой пасхалии, не только бывают годы, когда Пасха совпадает с иудейской, но когда она совершается до Пасхи иудейской.
Новая пасхалия, которой придерживается из всех поместных Православный Церквей только Финляндская, приводит Православную Церковь в Финляндии к нарушению этих правил, т.к. при этом Пасха часто празднуется прежде иудеев.

Напомним, что по старому, юлианскому календарю в настоящее время живут Иерусалимская, Русская, Сербская и Грузинская Церкви, а с 2015 года и Польская Православная Церковь.

 
 
———————————————————————
По материалам статей: http://www.bogoslov.ru/text/4047527.html
http://www.blagogon.ru/digest/419/
Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
77
 /  - 
9
Комментарии:
Игорь Р 23/06/2016 в 11:42:02
Владимру Юрганову.
Либо читать не умеем, либо не понимаем что читаем. Повторю еще раз, не нужно путать почитание священноначалия и лизание одного места. Если уж совсем не понятно: сыновья Ноя покрыли личную немощь отца, если бы Ной возводил бы какую либо ересь на Бога (безумное предположение), то реакция сыновей возможно была бы другой, по этому не нужно "передергивать" смыслы.
Владимир Юрганов 22/06/2016 в 21:25:33
Игорю Р
Можете и дальше подражать Хаму и никого не почитать. По вашему - Иафет и Сим "лизали одно место" Ною, а Хам герой - он же правду сказал. "Правда" важнее и Церкви и Православия и самого Спасителя.
Игорь Р 21/06/2016 в 13:49:54
М.Яблокову. 
Мне кажется зря Вы бисер мечете, оппонент откровенно троллит, кроме того, явно путает понятия почитания священноначалия и лизания одного места.
Владимир Юрганов 21/06/2016 в 06:17:34
Яблоков пишет:
/// Это кто же вам такое сказал, что основа Церкви - священноначалие? И еще дерзаете такую глупость приписать святому! Основа Церкви - это Камень веры - Христос. ///
А учредил Священноначалие не Христос? Или вы Христа почитаете, а деяния Его отвергаете?
М.Яблоков 20/05/2015 в 11:12:17
Владимиру Юрганову.
///об основе Церкови - о Священноначалии///
Это кто же вам такое сказал, что основа Церкви - священноначалие? И еще дерзаете такую глупость приписать святому! Основа Церкви - это Камень веры - Христос.
М.Яблоков 20/05/2015 в 11:02:25
Владимир Юрганов.
Это вы про себя что ли? Похвально, если только не ложное смирение... Что же касается прп.Варсонофия, то он остановил С.Нилуса в нравственном осуждении архиерея якобы в неблагоговейном отношении к чудотворному образу Пресвятой Богородицы. Ереси там никакой не было со стороны епископа. Вы хотя бы сами читайте на что ссылаетесь :)
Владимир Юрганов 20/05/2015 в 10:27:54
Св. Варсонофий говорит об основе Церкови - о Священноначалии. Рукополагают иерархов в Апостолькой традиции не для того, что бы каждый смерд мнил себя выше Патриарха. Сие есть грех постыдный. А особенно отказ от молитв за клир и иерархов. Таких людей надо отлучать как злостных антихристиан.
М.Яблоков 19/05/2015 в 14:07:08
Владимир Юрганов.
Вы что, хотите сказать, что прп.Варсонофий покрывал еретиков?! Он вообще там о нравственности епископа говорит, а не о вере. Святые никогда еретиков не покрывали, но обличали. Тоже было и с обновленцами 20-30 гг. А святые говорят именно о вере: "Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже Ангел, сшедший с неба" (свт.Иоанн Златоуст).
Теперь встречный вопрос: святители Иоанн Златоуст и Геннадий Схоларий вам не указ? Не православные они?
Владимир Юрганов 19/05/2015 в 13:44:39
Яблокову.
То есть преподобный Варсонофий вам не указ? Не православный он?
М.Яблоков 19/05/2015 в 10:03:22
Владимиру Юрганову.
Еще раз, если с первого раза вам трудно понять. Никто грязью архиереев не поливает. Архиереи- и священники-экуменисты и неообновленцы сами себя поливают грязью, нарушая каноны и традиции Св.Церкви.
Что же касается отцов Церкви, то они нам - православным христианам - так заповедуют поступать: "Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками" (свт. Геннадий Схоларий).
Владимир Юрганов 19/05/2015 в 05:56:10
То есть преподобный Варсонофий - это не св. Отец, а вот Яблоков - это именно тот камень, на котором воздвигнута Церковь? Правильно я понял? дать вам определения слов "тщеславие" и "прелесть"? И ещё - какие отцы Церкови учили поносить архипастырей? И ещё - возносишь себя выше пастырей, а забываешь слова молитвы, с которой присупают к принятию святых даров: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз". Тут уж одно из двух: или ты не причащаешься, или лживо сии слова произносишь.
Вот г. Яблоков пишет о патриархах-экуменистах... А кто же отлучил модернистов Копировского сотоварищи, надругавшихся над священником в алтаре? Не патриарх ли Алексий, которого поносили царебожники? Врагам церкви приятнее (для того что бы потешить свою высокую духовность) вспомнить позицию о. Кирилла в Канберре лет 30 назад, чем выступления патриарха Кирилла в наше время противу экуменизма, мол, он то экуменистом был. А я не был. Так почему же Господь его надо мной поставил? См. Притчу о блудном сыне. Я думаю, следует отлучать не только обновленцев всех мастей, но и тех, кто кидает грязь в архиереев. Еретики и те и те.
М.Яблоков 18/05/2015 в 18:16:07
Владимир Юрганов.
Покрываются только личные грехи, но не грехи против Церкви и Православной веры. А истинная любовь заключается в следовании святым отцам, православной вере и церковным традиции, невзирая на саны и звания. Так поступали отцы во всю историю Церкви Христовой, так заповедано поступать и всем православным христианам. Не боитесь, что своим теплохладным отношением к вере можете оказаться в аду вместе с покрываемыми и оправдываемыми вами пастырями-экуменистами и неообновленцами?
Владимир Юрганов 18/05/2015 в 13:48:47
а физиономии-то, прости Господи, у финских обновленцев, точно как карикатурных католиков ))
Владимир Юрганов 18/05/2015 в 13:46:24
Яблокову
А не тебя ли призывают покрыть грехи любовью? Не молишься за клир - вот таких пастырей и получаешь. Получаешь таких, каких хочешь иметь. Так что на них вину не перекладывай. Каждый, кто возрадовался, что сумасшедший Диомид вздумал анафематствовать тех, кого почитать должен, каждый из вас повинен в бедах, которые обрушиваются на РПЦ. Каждый кто, будучи червем, возомнил себя будто он смеет судить иерархов. Напомню лишь, что ответил преподобный Варсонофий Сергею Нилусу на просьбу благословить на борьбу с "неправильным" епископом. "Кто вы, чтобы возставать на епископа и указывать ему образъ дѣйствія во ввѣренной его управленію Самимъ Богомъ помѣстной Церкви? Развѣ вы не знаете всей полноты власти архіерейской?... Нѣтъ, С. А., бросьте вашу затѣю и весь судъ представьте Богу и Самой Царицѣ Небесной — Они распорядятся, какъ Имъ Самимъ будетъ угодно".
Господь без Нилуса и управил всё. Кто вы, Яблоков, и кто Варсонофий? Кому из вас верить надо, как думаете?
Андрей 16/05/2015 в 12:01:28
Агапиту
***А точно так же, как молодой Юджин Роуз промыслом Божиим зашел в русский храм***
- Не согласен с такой логикой. Все люди и народы разные, нет одинакового пути. Русским для принятия веры оказалось достаточно побывать на службе в Константинополе - а греки шли через века всяких философских споров и ересей. А с финнами сложнее во много раз, учитывая исторические реалии. Для финна-лютеранина перейти в православие в 1920-е годы (а в 1900-1910-е и подавно!) было почти невозможно, ибо его сочли бы изменником. А зачем ставить людей в жесткий выбор между родиной и верой, если его по сути нет?
Пример с о.Серафимом тут не подходит - Америка страна крайне многоконфессиональная, православие там вовсе не имеет репутации веры именно русских и вообще отношение к нему иное.
О переводах - вообще они были сделаны еще в синодальный период братством прпп. Сергия и Германа.
М.Яблоков 15/05/2015 в 13:56:20
Владимир Юрганов:
///Неужели те, кто поливает грязью пастырей? ///
Некоторые пастыри и архипастыри сами как свиньи купаются в экуменическом и обновленческой грязи. А непогрешима только Церковь Христова.
Владимир Юрганов 15/05/2015 в 12:27:58
Яблокову.
И кто же исповедуется непогрешимым? Неужели те, кто поливает грязью пастырей? По вашей логике - подошел к приходскому батюшке и плюнул в него. И сразу - "Герой!! Смельчак!!" А молиться за клир: "Ну уж нет! Они все недостойные моих молитв!!"
Агапит 15/05/2015 в 12:01:37
Валентина 15/05/2015 в 10:32:04
***У кого чего болит...***
У каждого болит сердце за нашу Матерь-Церковь, а иначе не было бы ни православных сайтов, ни форумов.
Агапит 15/05/2015 в 11:58:33
Андрей:
***А как можно было рассчитывать на то, что неправославные по рождению финны станут переходить в использующую славянский язык и русские обычаи православную церковь***
А точно так же, как молодой Юджин Роуз промыслом Божиим зашел в русский храм и в итоге стал отцом Серафимом. Руководителям Церкви в Финляндии вполне достаточно было бы перевести богослужебные тексты на финский язык и взять за основу более краткий греческий приходской устав (дабы не переутомиться), не превращаясь при этом в босолицых лютеран восточного обряда.
Валентина 15/05/2015 в 10:32:04
Агапит:
///о ком писал протодиакон А.Кураев по итогам расследования инцидента в казанской духовной семинарии?///
У кого чего болит - тот о том и говорит.
М.Яблоков 14/05/2015 в 21:57:25
Владимир Юрганов:
@Советую им почитать рассказ Чехова "Черный монах"@
Вы лучше почитайте догматическое богословие Православной Церкви. Кто исповедуется непогрешимым. А еще новейшую историю РПЦ про обновленчество.
Агапит 14/05/2015 в 20:49:11
Владимир Юрганов 14/05/2015 в 19:41:33
@Удивляюсь, что Диомида не отлучили.@
А почему не только не отлучают, но хотя бы не извергают из сана тех, о ком писал протодиакон А.Кураев по итогам расследования инцидента в казанской духовной семинарии? А с Диомидом (да и с Кураевым) был разговор короткий: оппонентов не прощают.
Андрей 14/05/2015 в 20:41:15
Но ведь вопрос заключается вот в чем: зачем на земле существует церковь? Не для того ли, чтобы спасать людей? А как можно было рассчитывать на то, что неправославные по рождению финны станут переходить в использующую славянский язык и русские обычаи православную церковь, когда по всей стране звучат песни вроде "Kauan on kärsitty ryssien valtaa..." или "Suojeluskunnat Suomenmaassa järjestystä vaatii, kaikki ryssät maasta pois.." и т.п.? Напротив, все стремление должно было быть обращено на то, чтобы доказать неправомерность мнения о том, что православие - это национальная религия русских, все равно как григорианство - вера армян. Другое дело, что финское правительство перегибало тут палку в части репрессий и нового стиля для пасхалии - но сама линия была верной.
Владимир Юрганов 14/05/2015 в 19:41:33
М. Яблокову.
Патриархи Алексий и Кирилл - это КАНОНИЧЕСКИЕ архипастыри Русской Православной Церкви. Законно и канонично рукоположенные и нашей Церкови пофигу потуги тех, кто пытается в силу зашкаливающего тщеславия кинуть грязь в Православие в лице его патриархов. Советую им почитать рассказ Чехова "Черный монах", к ним поди тоже приходит и нашептывает, что они великие люди, патриархов судить призванные. Находятся желающие кинуть грязь и в патриарха Алексия и в патриарха Кирилла. Это грязь больше говорит о желающих ее кинуть, чем о наших пастырях. Удивляюсь, что Диомида не отлучили.
Агапит 14/05/2015 в 18:30:13
Андрею.
Во всяком случае, и там и здесь суть одна - политправославие. Царь Алексей Михайлович объединил ополяченные Украину и частично Белую Русь с Русью Московской, мечтал о захвате Константинополя и даже Иерусалима, а для этого была необходима унификация церковного обряда. Только делалось это, как почти всё и всегда в истории, за счёт многострадального Русского народа. Любой европейский король поступил бы с точностью до наоборот. В итоге мы получили Раскол и даже не греческий, а именно хохлацкий вариант православия... Но только царь А.М. и патр. Никон "реформировали" СВОЮ веру и подгоняли её под греков, а правительство Финляндии подвергло насильственной реформации чуждое финнам Православие синодального образца "под себя". Результат: дерево познаётся по плодам, а они уже дозревают...
Андрей 14/05/2015 в 16:00:58
Агапиту.
***...Сравнение с реформами патр. Никона не вполне корректное ***
- Отчего же? Вполне корректное. И там, и там устранялись русские богослужебные особенности - разница только в том, какие именно. Вы пишете об "устоявшихся" - а двоеперстие - это не устоявшийся обычай? Оттого раскол начался, что изменяли устоявшиеся обычаи.
О ересях - не согласен, католичество и протестантство суть ереси именно оттого, что нарушают постановления уже бывших вселенских соборов. А т.н. ересь этнофилетизма придумали греки ради того, чтобы удержать под своей властью несчастных болгар, над которыми издевались как могли. Но это их проблемы, никто не может заставить нас признать это
Агапит 14/05/2015 в 14:59:16
Андрею на 14/05/2015 в 12:52:58
Сравнение с реформами патр. Никона не вполне корректное. Там, действительно, реформировали веками устоявшиеся обычаи на греко-украинский лад, а финны просто ненавидели Россию и всё русское, и, следуя принципу "чья власть, того и вера", опять-таки начали реформировать УСТОЯВШИЕСЯ обычаи Русской синодальной церкви как угодно, лишь бы не по-русски. Вот увидите, кончится всё это венчанием однополых и женским "священством".
Насчёт ереси: католицизм и протестантизм являются ересью, хотя, по понятной причине, никакой Вселенский Собор этого не объявлял. Так и с этнофилетизмом.
М.Яблоков 14/05/2015 в 14:59:13
Владимир Юрганов: @кто-то патриархов Алексия и Кирилла не хочет воспринимать за пастырей Русской Православной Церкви@
Только не надо в один ряд ставить патриархов Алексия и Кирилла. Это как небо и земля...
Владимир Юрганов 14/05/2015 в 14:05:21
хотелось бы поглядеть, что это за "подлинность служб в Куопио".... Наверно совсем протестантские службы?
Владимир Юрганов 14/05/2015 в 14:00:20
Кто то филетизм за ересь вопринимать "не хочет и не может", а кто-то патриархов Алексия и Кирилла не хочет воспринимать за пастырей Русской Православной Церкви... Результат, думаю, един будет - основание своей "церкви" на полярном острове или в пензенских погребах.
Андрей 14/05/2015 в 12:52:58
Агапит:
***...Это, по сути, вариант ереси этнофилетизма***.
Скорее, наоборот. Зачем от неславянской церкви требовать русских богослужебных обычаев? Когда Никон стал вводить в России греческие обрядовые особенности - это привело к расколу, а в Финляндии отпали бы в лютеранство. Не стоит ломать людей через колено, тем более в вопросах веры.
Что же касается самого определения этнофилетиза как якобы ереси, то авторы этого "догматического" определения сами виновны именно в греческом этнофилетизме. В любом случае, это мнение Константинопольской церкви, а не Вселенского собора, за ересь этнофилетизм в ее понимании признать не могу и не хочу.
Дочь офицера 13/05/2015 в 20:05:30
Андрей 12/05/2015 в 21:48:48
Конечно, все не так однозначно. Надо бы ради мира и вовсе от Христа отказаться, вот тогда все будет однозначно совсем.
Агапит 13/05/2015 в 18:02:50
Андрей пишет: ***арх. Паавали поступил совершенно правильно, что попытался по возможности очистить церковь от славянских богослужебных традиций и вообще утвердить в стране мысль, что православие - это не вера русских, а вера вселенская. Это ему полностью удалось, и после войны отношение народа к православию серьезно изменилось, многие перешли в церковь из лютеранства.***
Это, по сути, вариант ереси этнофилетизма. Посмотрел на фотографии этих финских "епископов" - мороз по коже. Дух творит формы.
Николай Обухов 13/05/2015 в 14:45:28

@С обновленческими иерархами финской Церкви причащаться и совместно служить нельзя@
А можно ли причащаться у неообновленца игумена Иосифа Крюкова - начальника Валаамского подворье г.Москвы? http://www.blagogon.ru/digest/602/

Константин из Калуги 12/05/2015 в 23:25:27
Георгий Шершнев 12/05/2015 в 19:24:22
**Можно ли при таких отступлениях Финской церкви от святых канонов (например, 7-го Апостольского правила) духовенству РПЦ сослужить с клириками и иерархами ФПЦ?**
С обновленческими иерархами финской Церкви причащаться и совместно служить нельзя.
Андрей 12/05/2015 в 21:48:48
На самом деле не все столь однозначно, как представляется из данной статьи. Нельзя забывать, что финское общество в то время было настроено весьма русофобски и на православие смотрело обычно только как на "церковь рюсся". Оттого арх. Паавали поступил совершенно правильно, что попытался по возможности очистить церковь от славянских богослужебных традиций и вообще утвердить в стране мысль, что православие - это не вера русских, а вера вселенская. Это ему полностью удалось, и после войны отношение народа к православию серьезно изменилось, многие перешли в церковь из лютеранства.
Что касается перехода на новый стиль, то ведь карельские приходы сами требовали его. Хотя лично я сторонник старого стиля, в данном случае сложно сказать, как стали бы развиваться события, если бы пришлось настаивать на нем. Но репрессии против старостильного духовенства, безусловно, достойны осуждения.
Георгий Шершнев 12/05/2015 в 19:24:22
Можно ли при таких отступлениях Финской церкви от святых канонов (например, 7-го Апостольского правила) духовенству РПЦ сослужить с клириками и иерархами ФПЦ?
Светлана 12/05/2015 в 17:14:07
Очень хорошая статья. Сейчас видно, что и на Украине происходят похожие тенденции. В принципе те же силы, которые привели к революции в 1917 году, продолжают свое дело в 1991, и 2013-2015. Разрушение православного единства, нарушение канонов и литургических традиций. Разделение единого Церковного пространства по языку. Насильственное насаждение белорусского, украинского и русского языков. Насколько наше священноначалие служит сейчас этим силам? Миссионерство стало ругательным словом. Оно равнозначно Перестройке Горбачева. Те же методы, те же силы, за этими процессами. Меняются поколения, но задачи, остаются теми же. Сейчас продолжение избиения православных в Новороссии. С последующим насильственным насаждением униатства или отщепенской филаретовской церкви. Процессы слишком похожи.
Владимир Юрганов 12/05/2015 в 14:13:42
как то упоминали, что финская лютеранская церковь делает подвижки в сторону Православия... Оказывается финское Православие делает гораздо большие подвижки в сторону лютеранства ((
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 12/05/2015 в 12:31:43
В религиозной сфере нет "мелочей". Любое, казалось бы незначительное, изменение, совершенное из соображений мiрских, по мотивам выгоды, будет богоотступничеством и богохульством. Благодать уходит и остается театр.
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее» (Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами) Свт. Марк Ефесский.
р. Божий Олег 12/05/2015 в 12:30:40
Отличная статья! Спаси Господи!

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви Православный журнал «Благодатный Огонь»

Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

20.06.2016
АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

7.11.2019
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

24.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Забытая веревка.
25 октября — день кончины православной писательницы Нины Павловой (†2015)

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

11.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

 

НОВОСТИ

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов