Богородица

Актуальные статьи

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

23.07.2020

3 мая — день кончины Святейшего Патриарха ПИМЕНА († 1990)


Среди выдающихся церковных деятелей ХХ века особое место занимает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; † 3 мая 1990). Родился будущий Всероссийский Патриарх в городе Богородске Московской губернии 23 июля 1910 года в семье служащего. Его жизнь большей частью пришлась на период ожесточенной борьбы безбожной власти с Церковью Христовой, а его патриаршество (1971–1990 гг.) для Русской Православной Церкви знаменовало постепенное ослабление влияния атеизма и начало возрождения Православия в России.

В жизни Патриарха Пимена были события, вполне достойные жития святого. В семье Извековых (жили они в городе Богородске, ныне Ногинске) после рождения первого ребенка – дочери Марии, все последующие дети умирали в младенчестве. Когда родился сын Сережа, мать дала обет посвятить дитя Богу, и с таким благодатным напутствием ребенок благополучно вырос. С матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – Лавра вообще производила на будущего Патриарха Пимена совершенно особое впечатление, здесь он нашел и свое последнее упокоение.

Уже в пятнадцать лет Сергей Извеков стал иноком, в семнадцать лет он принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пимена Великого. Столь раннее посвящение себя монашеству соответствовало стремлениям сердца будущего Первосвятителя Церкви Русской. После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен руководил хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого.

В 1931 году монах Пимен был рукоположен во иеродиакона в Богоявленском храме г. Москвы, и там же в январе 1932 года была совершена его хиротония во иеромонаха. Он продолжает управлять хором Богоявленского собора, а также церковными хорами и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов.
В эти годы иеромонах Пимен дружил с художником Павлом Кориным. Среди образов знаменитого коринского «Реквиема» (известного еще под названием «Русь уходящая») особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен (Извеков).

Знавшие Патриарха Пимена люди отзываются о нем как о настоящем монахе. Когда в 1970 году земной мир покинул Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), в преддверии избрания нового предстоятеля Церкви митрополит Алексий (Ридигер) дал такую характеристику будущему первосвятителю: «Митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие, любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало» (Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Ниж. Новгород, 1998. С. 359).

В официальной биографии Патриарха Пимена есть некоторые пробелы, невыясненные детали отдельных событий в жизни, в частности, с начала 1930-х гг. и вплоть до 1945 г. По некоторым источникам, в 1932 году молодой иеромонах Пимен был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии; в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении Церкви от государства и осуждён на три года лишения свободы. Отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области, а в 1937 году, после окончания срока, его подвергли высылке в город Андижан Узбекской ССР. Работал на строительстве Большого Ферганского канала. Об этом времени Патриарх говорить не любил или говорил кратко: «Тяжело было. Слава Богу, что все прошло». Как-то он сказал: «Да-да... пришлось рыть каналы». На вопрос, откуда он знает узбекский язык, он ответил: «Да... пришлось... Я там ведь работал, рыл каналы». Затем до начала Великой Отечественной войны он заведовал домом санитарного просвещения.

В августе 1941 года иеромонах Пимен был призван в действующую армию и воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах.

Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко в Подольском архиве Советской Армии, иеромонах Пимен был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии, «28 июня 1943 года пропал без вести, исключён приказом ГУК НВС № 01464 от 17 июня 1946 года».

Вообще, в официальной биографии особенно мало освещается служение иеромонаха Пимена во время Великой Отечественной войны. Современный историк Нина Павлова приводит весьма интересные данные: «Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: "Батя, молись. Куда нам идти?" У иеромонаха была потаенно-запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством – все увидели, как ожила вдруг икона, и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся» (http://www.blagogon.ru/biblio/3/)[1].

Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме. Затем о. Пимен продолжал свое служение в Одесской епархии в должности помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии. С тех пор начался путь церковно-административного служения будущего первосвятителя. Он был наместником Псково-Печерского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископом Балтским, архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, а затем Крутицким и Коломенским, занимал также высокую должность управляющего делами Московской Патриархии. 16 апреля 1970 года Патриарх Алексий I (Симанский), буквально за день до своей кончины, возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим свою мысль о преемстве патриаршего служения.

После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Пимен как старший по хиротонии постоянный член Священного Синода вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя и на этом посту больше года руководил Церковью. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, Митрополит Пимен был единодушно избран четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. 3 июня 1971 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за Божественной литургией состоялась торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Известно, что после кончины Патриарха Алексия I, одним из вероятных кандидатов в предстоятели Русской Церкви был митрополит Никодим (Ротов). При всех своих многочисленных заслугах и дарованиях, митрополит Никодим отличался одной особенностью – он страстно любил католичество. Именно он провел через Синод в 1969 году решение о допустимости причащать католиков в случае необходимости в православных храмах, что так никогда и не было воспринято церковной полнотой: когда Русская Церковь снова стала обретать свободу, в 1986 году это решение было Святейшим Синодом отменено. Кандидатура митрополита Никодима ассоциировалась в глазах православной паствы с влиянием католичества и экуменизма. Святейший же Пимен производил совсем другое впечатление – строгая верность Православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, величественное служение. Всем православным москвичам памятны истовые службы Святейшего Пимена в московском Елоховском соборе, его проникновенное и строго молитвенное чтение покаянного канона прп. Андрея Критского навсегда останется высокодуховным образцом совершения богослужения.

В его лице видели настоящего отца и заботливого пастыря, молитвенника о душах людей и хранителя церковных канонов и традиций. В патриаршество Святейшего Пимена со стороны советской власти уже не было прежних массовых репрессий духовенства или верующих мирян, однако государство продолжало осуществлять жесткий, тотальный контроль над Церковью. Даже маршрут своих поездок первосвятителю приходилось согласовывать с властями. Более половины населения страны, на момент начала патриаршества Святейшего Пимена, составляло поколение, воспитанное вне влияния Церкви. Тем не менее, через десять лет положение уже изменилось в лучшую сторону – к Богу обращались люди, выросшие в атеистических семьях, возросло число крещений взрослых людей.

Ключевым моментом стало празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. – этот юбилей привлек внимание к Православию всей общественности. На Русскую Православную Церковь, на ее Патриарха, вообще на веру в Бога стали смотреть совершенно иначе. С этого момента взаимоотношения Церкви с одной стороны, государства и общества с другой кардинально изменились.

Святейший Пимен не дожил до окончательного торжества Православия в нашей стране, но он уже видел те изменения, которые должны были привести российское общество к духовному преображению. Летом 1988 года врачи диагностировали, что Патриарх Пимен серьезно болен и нуждается в срочной операции. Однако он отказался от операции, сказав: «На все воля Божия». Ему пророчили смерть через несколько месяцев, а он прожил еще почти два года и скончался 3 мая 1990 года.

Похоронен Патриарх Пимен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
Верность воле Божией и в жизни, и в смерти, и в своей церковной политике, и во взаимоотношениях с окружающими людьми – вот что отличало Святейшего Патриарха Пимена.

* * *

Известный старец, архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди 10 июня 1990 года в день интронизации на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II донес до нас завещание Святейшего Патриарха Пимена. Вот слова старца Иоанна:

«…И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.

Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.

Третье. Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».


Дай Бог всем нам следовать завещанию Святейшего Патриарха Пимена, хранить нашу православную веру и многовековые церковные традиции.

И да упокоит Господь его душу в обителях Своего Небесного Царства!

 

————————————————————————————
[1] Иконой, о которой пишет Нина Павлова, была, по всей вероятности, икона Божией Матери «Нечаяная Радость». Ведь когда в 1971 году митрополит Пимен стал Всероссийским Патриархом, он двадцать лет подряд каждую пятницу в московском храме Илии Обыденного читал акафист перед чудотворным образом этой иконы.
 



Павел Корин. Русь уходящая




Павел Корин. Молодой иеромонах Пимен




Сергей Михайлович Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен
с крестной племянницей 17-летней Верой Казанской.
1942 год, г. Андижан Узбекской ССР.




Архимандрит Пимен. Псково-Печерский монастырь




Архимандрит Пимен




Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен








Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен




Москва, 1980 год. Открытие Олимпийских игр

Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Никита 04.05.2020 в 21:59:27

Священник Валерий Духанин, как прошедший через ад операции по поводу опухолей в животе, лечения химиотерапией, супруг не работающей жены, отец троих малых детей, у которых есть проблемы со здоровьем, служащий в Св.Троицкой Лавре также нуждается в материальной помощи, особенно сейчас при пандемии, чтобы как-то пережить это трудное время, от православных доброхотов, состоятельных людей. Если таковые найдутся, вот тел. о. Валерия Д.: +7(916)239-15-19 И номер его карты: 5469400039365403. Не забудьте перед посылкой каких то небольших денег проверить номер карты у о. Валерия. "Блажени милостивые, яко тии помилованы будут"..

Александр С. 03.05.2020 в 09:20:19

Тепло и радостно после прочтения статьи. Каким богатством владеет наша земля. Ведь это молитвенники за нас грешных. Вечная память

Михаил Яблоков 02.05.2018 в 20:01:57

А какие сейчас архиереи, каких пруд пруди?.. Умрут, и никто о них никогда не вспомнит...

Михаил Яблоков 02.05.2018 в 19:59:08

Владыка Питирим какой молодой...

Николай Александрович 23.07.2015 в 11:19:45

Не только эта замечательная статья, но и любое искреннее и правдивое воспоминание о Патриархе Пимене является в условиях сегодняшней реальности долгожданным глотком чистого воздуха, бальзамом на душу. Не сомневаюсь, что пройдёт время и всех деятелей как нынешних, так и ушедших в прошлое, найдёт своя справедливая историческая оценка.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 06.05.2015 в 18:39:31

Хорошая статья! Мне довелось близко знать ризничего Патриарха Алексия II - игумена Иосифа. Он прекрасно и вполне реалистично знал всю тогдашнюю церковную жизнь. Так вот, игумен Иосиф чрезвычайно тепло отзывался о Патриархе Пимене, чтил его и держал в своей келье его изображения. Кроме того, чтение Великого канона в исполнении Патриарха Пимена весьма духовно. Это даже не чтение, а глубокая молитва вслух.

Мария 05.05.2015 в 11:44:44

В церковной среде того времени Патриарха Пимена называли бессеребреником.

Владимир Юрганов 05.05.2015 в 07:52:59

Людмила 15/05/2012 в 00:35:53
Людмила, для того мы и призваны молиться о пастырях наших, что бы они не оступались. А то иные заявляют: "Такой-то пастырь недостоин моих молитв о нем", вот когда таких отступников в пастве становится много, то и пастырей несет куда не поподя. Судьба Церкви именно в наших руках - молитвенный труд и смирение её как раз и укрепят.

Владимир Юрганов 05.05.2015 в 07:49:33

Спаси Господи!! Хорошая статья, с удовольствием прочитал

Михаил Ершов 03.05.2015 в 18:37:53

Вечная память патриарху Пимену.
За что же его так не взлюбил о. Александр Борисов? http://www.blagogon.ru/digest/552/

М.Яблоков 30.04.2015 в 15:34:20

Избрание митрополита Пимена (Извекова) Патриархом Московским и всея Руси вместо митрополита Никодима (Ротова) отбросило рецидив обновленчества в Русской Православной Церкви лет на целых 40...

М.Яблоков 26.04.2015 в 21:50:46

Такого Патриарха больше нет и не будет...

Людмила 15.05.2012 в 00:35:53

"Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять»".
Потому и страшит многих грядущий VIII Собор, ибо все (в т.ч. и принятие или непринятие несогласное с предшествующими Соборами решение) будет зависеть от самого состава участников этого Собора по своему истинно внутреннему духу, вере, крепости, чистоте каждого Церкви Христовой! Ибо сколько ныне в Церкви Христовой всякого рода отступников, отсебячников разного толкования, сомнительных организаций, учреждений, обществ, и пр. и пр. Причем, как ни горько, но в немалой степени эти негативные волны исходят "сверху" Церкви. Эта и есть основная причина для волнения о грядущем VIII Соборе. Господи, вразуми и спаси нас!

Дима 11.05.2012 в 21:07:49

Спаси Бог!!! Были у нас Патриархи!!! Алексия II еще помянул, всплакнул даже. Отцы были, любили паству, Церковь. А ныне "директора".

Марина 03.05.2012 в 18:53:56

Хороша статья, большое спасибо! Сложно было в СССР хранить веру. Сколько сейчас написано про гонения на Церковь, в этот период. Нам надо постоянно благодарить Господа за то, что посылает нам таких пастырей, как Патриарх Пимен! Завет Патриарха Пимена для нас должен быть самым главным делом жизни! Они нам веру сохранили в чистоте, мы своим потомкам должны передать её в том же виде! Несмотря на желание некоторых "пастырей" модернизировать (т.е. уничтожить) православие!

Рогов 02.05.2012 в 14:54:22

Спасибо большое за статью. Патриарх Пимен - великий святитель! Он, как и Сергий Старогородский и Алексий Симанский жил в то время, когда было очень трудно управлять Церковью, но святейший Пимен был мудрым руководителем, молитвенником и пастырем. Во время его управления церковное пение было на невиданной высоте, это сейчас певческое дело пришло в упадок. Его память для всех нас - образец для подражания. Благодарю.

Россиянин 03.05.2011 в 10:51:44

Такие православные - как Патриарх Пимен действуют по благодати Божией. Именно они нам - высочайший пример. Как же мелки на их фоне разные обновленцы и модернисты, примазывшиеся к Церкви и тщащиеся поучать других, а также "совершенствовать" Православие!

Московский богомолец 30.04.2010 в 19:12:17

Вдова художника Павла Дмитриевича Корина Прасковья Корина подтверждала, что один из этюдов к его картине Реквием (Русь уходящая), который сам мастер называл «басы-профундо» (Двое) в лице молодого монаха изображает о. Пимена. Этюд был написан в начале 1930-х годов. По её свидетельству, рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года» также написана с будущего Патриарха Пимена.

Екатерина Домбровская 30.04.2010 в 12:28:27

Очень хорошо помянут Патриарх Пимен. Сказано самое главное, наверно, будут и дополнения - свидетельства об основных этапах жизненного, духовного пути Святейшего Патриарха. Хотелось бы только, пожалуй, побольше личностного из воспоминаний, но и за то, что есть - признательность автору.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс