Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

4.07.2021
Протоиерей Алексий Чаплин

 

Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) своим решением от 29 мая 2013 года (журнал № 57)[1] утвердил для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, следующие именования: «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских»; «Неделя всех святых, в земли Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земли Российстей просиявших». А на заседании 13 июля 2015 года (журнал № 48) Священный Синод утвердил внесение изменений в последование «Недели всех святых, в земли Русской (уже!) просиявших»[2], где полностью заменил употребления наименования «российский» на «русский»[3].

В качестве причины этих изменений было названо то, «что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства». Честно говоря, совсем не понятно, какая разница для прихожан РПЦ других государств, например Японии, между прилагательными «русский» или «российский», а вот для антирусской пятой колонны в Украинской Православной Церкви, которые сегодня открыто выступают за «автокефалию», т.е. независимость УПЦ от Московского Патриархата[4], в свое время это имело огромное значение. Ведь украинские националисты готовы мириться с понятием «руськый», считая себя прямыми наследниками Киевской Руси, но не с «российский», отождествляя последнее с современной Россией[5]. Поэтому «украинофильская» часть священноначалия и духовенства УПЦ, используя доступный административный ресурс, давно уже борется с российским именем в Украинском Православии. Вот как известный киевский обновленец и сторонник автокефалии Украинской Церкви  прот. Андрей Дудченко рапортует перед униатами и украинскими раскольниками на международном симпозиуме в Торонто (Канада) в 2014 г. о своих «успехах» по украинизации УПЦ и делится дальнейшими планами:

«Память “всех святых в земле российской просиявших”… в календарях издающихся Киевской Митрополией [теперь] значится, как “всех святых в землях Руси просивших”, однако во всех церковнославянских богослужебных книгах речь идет именно о «российских» святых. Прилагательное “российский” употребляется и в других службах почитаемым русским святым или иконам Божией Матери. [Поэтому] в богослужебных книгах, которые издаются УПЦ, необходимо отредактировать тексты этих служб, заменяя “российский” на “русский”, или “державу российскую” на “державу нашу” и т.д.»[6]

Таким образом, получается, что Священный Синод РПЦ пошел на поводу у украинских автокефалистов, которые сегодня уже не стесняются открыто выступать против РПЦ и лично Святейшего Патриарха Кирилла.

В связи с этим хотелось бы привести несколько доводов о нецелесообразности искусственной замены «российского» имени на «русское» в новых изданий Требников и Служебников.

Во-первых, эти реформы уже не могут умиротворить «украинофилов» УПЦ, которые в новых политических условиях открыто враждебны уже ко всему русскому.

Во-вторых, внутри России это может быть воспринято как попытку РПЦ засвидетельствовать свою узконациональную направленность. Ведь сегодня бытует стереотип, что «русские» это титульная нация, а «россияне» это граждане Российской Федерации других национальностей.

В третьих, ориентация на современное противопоставление «российское»-«русское» – это явный модернизм, полностью игнорирующий историческую традицию.

Любой историк может подтвердить, что в исторических документах понятия «русский» и «российский» были идентичными. Обратимся, например, к той же истории Украины. «Россия», «Русь», «российский», «русский» как синонимы используют в своих текстах для обозначения территории, народа, языка и религии Украины духовные писатели XVI–XVII вв., такие как монах Иоанн Вишенский, архимандрит Захарий Копыстенский, священномученик Афанасий Брестский и др. Дело в том, что наряду со славянизированной и разговорной формой «Русь», «русский» православные полемисты в своих текстах употребляли греческую транскрипцию этого слова, заменяя «у» на «о» – «Россия», «российский», что в определенной мере должно было служить показателем высокой образованности писателя[7]. Особенно с 20-х гг. XVII в. употребления слова «Россия» (Ρωσία), а не «Русь», стало на Украине своеобразным «брендом православного интеллектуала»[8]. С другой стороны, как подчеркивает украинская исследовательница Н. Яковенко, употребление греческой кальки «Ρωσία», было манифестацией антилатинских (антипольских) настроений в православной среде Украины, указывающий на родство с греческой «материнской церковью» в противовес латинству. А после Брестской унии 1596 г., стремившей оторвать православных Речи Посполитой от Константинопольского Патриархата и подчинить Папе Римскому, «поле для “греческого” именования Руси было расчищено, и слово Россия триумфально ворвалось в употребление православной элиты»[9]. Поэтому сложившееся сегодня мнение на Украине, что понятия «Россия» и «российский» всегда применялись исключительно к населению современной России, а «Русь», «руський», «русин» – было самоназванием населения Украины совершенно не соответствует действительности. Этот тезис еще в XIX в. на основании множества цитат первоисточников опроверг историк Юго-Западного края М.А. Максимович:

«Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной… или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена: Русь, Русский начали заменять, по греческому произношению их, именами Россия, Российский? Ответ: с девяностых годов 16-го века… вскоре после того, как земля Киевская и все княжество Литовское были присоединены к Польше, на Люблинском сейме 1596 года. Основанием такого ответа служат тоговременные акты, письменные и книги, печатанныя в разных областях Русских, присоединенных к Польше»[10].

Более того, как утверждает авторитетный украинский историк Петр Толочко, греческая транскрипция русского имени «Россия» была перенята в Московском царстве из Киева. Под влиянием гетмана Богдана Хмельницкого, греческая калька «Россия» была перенята писцами царской канцелярии в Москве, которые изменили саму царскую титулатуру, начав употреблять «всея России» вместо прежнего «всея Руси»[11]. После этого греческая форма окончательно востержествовала и в Церкви Российской империи.

Однако, со времен Сталина, по идеологическим соображениям, дабы не было отождествления Церкви с дореволюционной Россией, в официальном наименовании Православной Церкви и титуле Патриарха целенаправленно изменили греческую форму русского имени на славянскую. Вот как об этом говорится  в Записке Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви:

«Одобрив предложения митрополита Сергия (Старгородского), т. Сталин спросил: как будет называться патриарх?… Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой обсуждались и они считали бы желательным и правильным, если бы Правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха Московского и всея Руси, хотя патриарх Тихон, избранный в 1917 г., при Временном правительстве, назывался “патриархом Московским и всея России”»[12].

Но эти изменения носили юридический характер и не касались богослужебной традиции Церкви.

В четвертых, грамматические нормы написания имен собственных церковнославянского языка ориентированы на греческую грамматику, исходя из чего, в богослужении более правильно употреблять греческую транскрипцию «Ρωσία» – «Россия», «российский», а не славянскую – «Русь», «русский». Поэтому в большинстве богослужебных текстов мы находим именно греческую форму русского имени, хотя часто могла употребляться и славянская форма, как, например, в службе «Всех святых в земле Российской просиявших», где имена «Россия», «Русь», «российский» и «русский» употребляются как взаимозаменяемые.

Таким образом, проведение искусственной редакции русского имени в богослужебных текстах не имеет под собой никакого основание и может быть расценена не иначе, как попытка модернизации богослужения Русской Православной Церкви.

 

 

 


[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/3005123.html

[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/4158601.html

[3] http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html

[4] Духовенство и миряне украинских Церквей просят Вселенского патриарха содействовать объединению и автокефалии украинского православия // http://www.kiev-orthodox.org/site/events/6271/

[5] https://uk.wikipedia.org/wiki/

[6] Протоиерей Андрей Дудченко. Украинская Православная Церковь в поисках украинской идентичности» // http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5189

[7] Петр Толочко. Русь-Мала Русь-руський народ у другій половині ХIII-ХVII ст. / ukrhistory.narod.ru/texts/tolochko-5.htm

[8] Яковенко Н. Вибір імені versus вибір шляху: назви української території (2009) / http://litopys.org.ua/rizne/yak_nazva.htm

[9] Яковенко Н. Вибір імені versus вибір шляху: назви української території (2009) / http://litopys.org.ua/rizne/yak_nazva.htm

[10] М.А. Максимович. Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси / Собрание сочинений М.А. Максимовича. Т. II. Киев. 1877. С. 307-311 / http://zapadrus.su/bibli/2012-09-28-20-56-09/1365-kl-2.html

[11] Петр Толочко. Русь-Мала Русь-руський народ у другій половині ХIII-ХVII ст. / ukrhistory.narod.ru/texts/tolochko-5.htm

[12] Записка Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви. Сентябрь 1943г. / http://www.krotov.info/acts/20/1940/19430904.html

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
91
 /  - 
67
Комментарии:
Дмитрий 05/07/2021 в 11:09:45
Русская Православная Церковь это не Церковь русских, но Церковь во Землях Святой Руси Просиявшая, где несть ни эллина, ни иудея. Здесь явственно прослеживается и историческая и апостольская преемственность Русской Православной Церкви, где сами земли и люди, крестившиеся в Православную Веру, подвержены изменениям ПОЛИТИЧЕСКОГО характера, что и было устранено в прошлом веке. Церковь до революции носила название Греко-российская и была частью Государства (в Греции до сих пор) - погибельно и для Церкви и для Государства. Впрочем, разделили это полдела, теперь задача соединить. Каким образом? Каким? По-халкидонски.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 04/07/2021 в 18:20:09
Согласно Священному Преданию подобные стратегические изменения должны открыто обсуждаться и приниматься на Соборном уровне...
Игорь Б 04/02/2018 в 01:30:37
Кто-нибудь задавался вопросом, когда душа православного праведника предстает пред Господом, был ли на этой душе отличительный знак, откуда она и как называлась на земле, на какой территории она гостила?
Веня 24/08/2017 в 01:34:42
В корне не согласен. Правильнее и более древнее слово "Русь". Поэтому молимся за святых в земле русской то есть и за святых киевской руси! Хохлы на самом деле русские просто забыли об этом вернее им навязали украинство с конца 19 начала 20 века.
Михаил Яблоков 19/06/2017 в 09:21:06
///Ведь сегодня бытует стереотип, что «русские» это титульная нация, а «россияне» это граждане Российской Федерации других национальностей.///
Но это на самом деле так.
Юрий 09/02/2017 в 02:08:56
Отец Алексей, вы спрашиваете, кто такое из святых отцов утверждал? Так писали святые отцы на Вселенских соборах "изволися Святому Духу и нам". Или, "Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16). Церковь управляется Христом, который есть её глава, посредством же Духа Святого. Я думаю, что вы со мной в этом согласны будете, ведь это православное учение о Церкви.
Во-вторых, я не говорил, что если что-то из Священного Предание не исполняется - значит Оно уже не имеет значения. Таких слов у меня нету. Никто не упраздняет слова Священного Писания, наполненные Духом Святым. Не убий не становится убий, а воровство не перестаёт быть грехом. Священное Писание незыблемо. Но Священное Предание по факту, взгляду на Церковь, каждый из нас может воочию увидеть, что Она многое приняла нового и многое из Священного Предания оставила, отложила, забыла или как хотите. Не всегда было так, как это есть сейчас. Я считаю это не апостасией, а действием Святого Духа в Церкви.
С уважением к вам, прошу святых молитв. Я тоже считаю, что все уже сказали то, что хотели. Спаси Господи.
священник Алексий 08/02/2017 в 20:42:48
Юрий, боюсь начнется целая дискуссия не по теме. Но равенство между Священным Преданием и Писанием ставят святые отцы. Преподобный Иустин (Попович) в "Догматике Православной Церкви" пишет: "Поскольку Священное Писание - это записанное Священное Предание, постольку Священное Предание - это устное Священное Писание"; "как Священное Писание, так и Священное Предание во всех отношениях равно необходимы, равно важны, равно незаменимы". В подтверждение святой Иустин приводит по этому поводу и цитаты древних святых отцов.
Очень странный аргумент, что если что-то из Священного Предание не исполняется - значит Оно уже не имеет значения. Исходя из этой логики, если у нас сейчас подавляющее большинство христиан евангельские заповеди не исполняют (хотя бы те, на которых "висит Закон и Пророки": "Возлюби Бога..." и "возлюби ближнего..."), то может и Священное Писание от этого перестает иметь значение?
Ну а это уже Ваши домыслы: "Церковь живая, она одно берет из Священного Предания, а иное оставляет. И в этом выражается действие Духа Святого". Кто такое из святых отцов утверждал?
Юрий 08/02/2017 в 12:42:55
Священнику Алексию.
***Или Вы считаете, если искажалось через переписку или со злым умыслом Священное Писание, то, когда это становилось ясным оно не исправлялось?***
Отец Алексий, дело вовсе не в том, чтобы не допускать исправления (на основании научного исследования) в текст либо перевод Священного Писания. Я не буду останавливаться на обсуждении 1 Иоан 5:7. Ведь речь идет именно о том, что нельзя ставить знак равенства между Священным Писанием и Священным Преданием. Потому что Писание, Слово Божие, в Церкви хранится не искажаемым. Священное Предание же, под действием Святого Духа, пребывает в движении, оно изменяемо. Что-то забывается, что-то появляется новое. Обосную свои слова примером. Неотъемлемой частью Предания являются каноны Церкви, а не только богослужение. Например, Апостольские Правила. Открываем книгу Апостольских Правил и видим, что 4 правило Святых Апостол в современной Церкви нарушается. Правило запрещает вношение в храм начатков плодов, кроме вина, хлеба, ладана и елея (никаких панихидных столов). Нарушается 9 Правило Святых Апостол, велящее отлучать от Церкви всех, кто не пребывает на Божественной Литургии до конца. Нарушается 37 Правило, регламентирующее собор епископов. Как и Правило 43, велящее отлучать мирян от Церкви за пьянство, а священство извергать из сана. Нарушается 44 Правило, требующее извержения клириков за хранение денег в банке под проценты. Правило 47 велит отлучать мирян от Церкви за развод без законной причины, что так же нарушается. Нарушается 50 Правило Апостолов, велящее крестить погружением, а не обливанием. Правило 59 велит клирикам, которые в нужде находятся, выделять средства из церковного имущества, что так же является далеким к действительности. 69 Правило Святых Апостол велит отлучать от Церкви тех, кто не соблюдает пост. Кого за это отлучили от Церкви в наше время?
А это Предание церковное, писал святитель Филарет (Дроздов) в своем Катехизисе: "Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания" (п. 16).
Таких «церковных нарушений» Святых Канонов более чем пятисот в наше время. Да и саму Божественную Литургию ныне не так служат, как служил свт. Иоанн Златоуст. Ясно, что Церковь живая, она одно берет из Священного Предания, а иное оставляет. И в этом выражается действие Духа Святого. Так что я хотел бы сказать, что вместо российский сказать русский, это еще не модернизм и не обновленчество.
священник Алексий 07/02/2017 в 22:00:55
Юрий, как Вы правильно процитировали, я написал "изменять", но я не говорил "дополнять". В качестве основания для изменения может быть искажение богослужебных текстов (о чем я опять же написал на примере "реформы" Патриарха Никона). Или Вы считаете, если искажалось через переписку или со злым умыслом Священное Писание, то, когда это становилось ясным оно не исправлялось? Как это, например, было со знаменитым 1 Ин. 5:7: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино". Хоть на Востоке греки долгое время пользовались текстом 1-го Послания апостола Иоанна с упущением этого стиха, но в дальнейшем Церковь исправила эту недостачу.
Юрий 07/02/2017 в 01:26:48

Отец Алексий написал: "Богослужение для православных - это Откровение Божие наравне со Священным Писанием. Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб."
Хотелось бы узнать, на каком основании сделано такое утверждение о равенстве богослужения и Священного Писания. Кто из святых так говорил? Может и в Слове Божием допустимо что-то изменять и дополнять при необходимости, если оно действительно наравне с богослужением?
От редакции: Богослужение - это часть Священного Предания, воспринятого нашей Церковью от Церкви Греческой и во многом ею дополненного. А то, что и Св. Писание и Св. Предание составляют единое Божественное откровение, писал святитель Филарет (Дроздов) в своем Катехизисе: "Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания" (п. 16).

Владимир Юрганов 06/02/2017 в 08:46:38
Как бы мне не было приятно наименование церкви по имени моего народа, всё же была она до октябрьского переворота Греко-российскою, так бы ей и быть. А слово русский все же относится к нации, а не к территории, окормляемой патриархом. И именование церкви имением народа несколько отдает ересью филетизма. Сам я русский националист, но идеи национализма применимы где угодно, но только не в названии поместной церкви. Именоваться она должна по названии государства, а не по названию народа. Даже пресловутая Болгарская православная церковь так именовалась не потому, что основной массой верующих были болгары, а потому что распространялась на Болгарию. Когда там эти причины были смешаны, то данное явление и было осуждено как ересь филетизме на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. Когда наша церковь была в Руси, то именование Русская Церковь было уместно. Когда же государство стало называться Российская Империя, и церковь сменила название на Христианскую Православную Греко-Российскую. При устранении коммунистами Российской империи и сменили название, но в данных условиях церковь стала как бы распространяться на одних только русских, что не является правдой.
Мирон 04/02/2017 в 07:54:42
Меня признаюсь удивляют последние комментарии, несогласные со статьей.
Ну во-первых для Галины Павловны не плохо бы было ознакомится с комментариями совсем чуть-чуть ниже, прежде чем подымать уже рассмотренный вопрос. Как было сказано, вопрос не в единичном изменении названии службы, а в стремлении упразднить в новой редакции службы вообще слово "российский", в то время как святитель Афанасий употреблял "российский" и "русский", как взаимозаменяемые (читайте внимательно статью, которую критикуете).
Во-вторых: большинство критиков считает вполне допустимым, что сиюминутная идеология или общественное мнение может влиять на Церковное Предание: хотим меняем, хотим возвращаем. Для православного такой взгляд невозможен. Не Русь/Россия создала Русскую Церковь, а Церковь создала Русь/Россию. Употребление в богослужении слов "русский" "российский" не случайное. Оно освящено молитвами русских святых и никого это не возмущало до последнего времени. Считать возможным изменить что-либо в Церкви - значит ставить себя выше святых.
И в третьих: если позволить произвольно заменять слова "российский" на "русский", то почему тогда "украинофилам" не позволить заменять слова "русский" на "украинский"? Принцип то один и тот же: богослужебные тексты волне могут быть исправляемы.
Виктор П. 04/02/2017 в 01:19:50
Галине Павловне
Чем больше Вы кричите о невежах вокруг, тем глупее это выглядит (см. ниже), тем более, "не хотелось", но тем не менее ответили ))).
То, о чём Вы пишете, мне неизвестно - но, наверное, так и было.
Во-первых, речь всё равно не службе новомученикам и исповедникам Российским, которую вы в захлёбе эмоций спутали с совершенно другой (и мягко обошли этот факт свои "возражением").
Во-вторых, официальная позиция РПЦ в тот период, когда и титул был придуман новый (взамен всея России, то есть стоило бы ожидать наоборот глаголемого Вами варианта - но нет), была такой, как была. Мне что - эту статью в пересказе писать дублем? ))) И что вообще меняет некий частный случай? То, что в одной из служб было задумано так, как Вам нравится? Ну, ок. Предлагаю Вам поднять церковные тексты 19 века и посмотреть, как там употребляется (я это знаю, но доктором не буду ))
Галина Павловна 03/02/2017 в 23:17:27
Не хотелось мне отвечать на невежественные замечания. В 1946 году вышла служба, переведенная на русский язык и сокращенная до минимума патриархом Сергием. Оригинальная служба Всем святым, в земле Русской просиявшим, была составлена святителем и новомучеником Афанасием Сахаровым. Помогал ему Борис Тураев и другие отцы, которые, будучи в заключении, продолжали составлять богослужебные последования.
Андрей Иванович 03/02/2017 в 15:38:38

Слово «русский», как нетрудно заметить, является не существительным, а прилагательным. Изначально обозначало оно славян, находившихся под властью русов, т.е. варягов-норманов, пришедших вместе с Рюриком, и составлявших его правящую элиту. Первыми рускими были ильменские славяне, призвавшие Рюрика на княжение. После перемещения в Киев рускими стали и поляне, и северяне и другие местные племена. Так появился геополитический термин «Русь Киевская». Позже св.Андрей Боголюбский – прямой потомок Рюрика, ушел с правящей элитой в Ростово-суздальские земли. Рускими стали меря, мещера, мурома и т.д. Это была уже «Владимирская Русь». После Куликовской битвы, на которую «шли отдельные княжества а вернулся единый руский народ», появилась «Русь Московская», в которую позже вошли и «мордва и чуваша», а они, как известно – «люди наша». С уходом Рюриковичей с вершины политической власти, сменилось и название страны. Согласно исследованиям новопреставленного В. Карпеца, бояре Романовы были примерно тех же кровей, что и Рюриковичи. Поэтому новое царство было преемственным по отношению к прежнему, но имело и принципиально новые политические черты. Именно византийский вектор романовской политики и обусловил «греческие кальки» в терминологии. Вместо «Руси» появилась «Россия». Российскими подданными стали от черкас на западе - до башкир на востоке; от чухонцев на севере - до донских казаков на юге. Но, для внешнего наблюдателя, к примеру – европейца, они являлись не кем иным, как «русскими». Петербургские Романовы, которые были уже не Рюриковичи, и не Романовыми, а представителями общеевропейской датско-германской династии, создали из «России» - «Российскую Империю» включив в нее разнообразных иноверцев и инородцев. Следует отметить, что на протяжении тысячи лет эту огромную разнородную человеческую массу организовывала и направляла инородная элита, имевшая по большей части северо-европейское происхождение. К началу революции под термином «русский» следовало бы понимать славян малороссов, белорусов и великороссов, как чистокровных, так и с некоторой долей инородной (мордовской, финской, немецкой, татарской, кавказской и т.д. и т.п.) крови, объединенных Православным вероисповеданием и присягой на верность Императору. Величина этой доли напрямую влияла на «православность» и «верноподданность» гражданина империи. Сегодня термин «русский» - это пережиток прошлого. Русских, а тем более их правящей элиты ныне не существует в природе. Их вырезали в 20-40 гг. ХХ века. Есть новая общность - «советский народ», как нам о том объявили на ХХV-м, что-ли, съезде КПСС. Или «дорогие россияне», как нас нарек ЕБН. Падения и свершения советского народа велики, никто не посягает на их значимость, но это падения и свершения советского народа. О послеперестроечных россиянах горько и говорить.
Даст Бог, интерес к этой теме поможет преодолеть разделение и выработать единое воззрение на прошлое, настоящее и будущее нашего народа.

Виктор П. 03/02/2017 в 10:02:02

Галине Павловне.
Вы всё перепутали. Автор пишет про новомучеников и исповедников Российских, а Вы пишете "в Земле Русской просиявшим". В оригинале 1946 года: https://goo.gl/gjU39z служба называется: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим». Можно сделать вывод, что ваши слова списаны с зеркала, с небольшой заменой: "Поэтому весь пафос ВАШЕГО МУДРОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ просто ничего не стоит. Это - незнание или непонимание. Совершенно незачем раздувать из мухи слона на пустом месте".

Виктор П. 03/02/2017 в 09:38:48
Прекрасная статья. Всё верно.
Роман 03/02/2017 в 00:41:08
Если рассуждать с точки зрения державности, что подразумевает воссоединение всех славянских народов, есть такая задумка, то слово Российский является истинным. После революции многие православные русские, не захотевшие присягнуть богоборцам, рассеялись по миру, и они хотят вернуть свою родину, а родина та называлась Россиею в границах православной империи. Но если предположить, как некоторые говорят, что Россия пала как Византия, просуществовав 1000 лет, то слово русский или Российский уже не имеет смысла и на горизонте маячит всеобщее название (экуменический союз мировых держав).
Феодор 02/02/2017 в 20:48:14
Признаться, братья и сестры, меня всегда коробило, когда, например, в дни памяти, Великую равноапостольную княгиню русскую Ольгу величают «великой княгиней российской» и в других подобных случаях. Думаю, что наша общая русская история и культура и наша Русская Православная Церковь – это то самое, что может объединить наш разделённый врагами Великий Русский Народ. Нас разъединили при помощи лжи, и только наша русская правда сможет вновь объединить русских, белорусов и малороссов в единый русский народ. Только правда о нашей общей русской истории, может образумить тех русских людей, которых ложью вынудили считать себя «украинцами». Не надо бояться слова «русский», ведь мы же русские! Уважая другие народы, не стоит уничижать свой!
Считаю, что правильно заменили в богослужении слово «российский» на слово «русский». Давно нужно было это сделать. Привожу цитату П.Б. Струве, которая, как мне кажется, очень подходит к обсуждаемой теме. «Русская интеллигенция обесцвечивает себя в российскую... Так же как не следует заниматься «обрусением» тех, кто не желает «русеть», так же нам самим не следует себя «оброссиивать»... В тяжёлых испытаниях последних лет вырастает наше русское чувство, оно преобразилось, усилилось и утончилось, но в тоже время, возмужало и окрепло. Не престало нам хитрить с ним и прятать своё лицо» / П.Б. Струве, журнал «Слово», 1909 г. 10 марта /.
Галина Павловна 02/02/2017 в 14:52:33
Служба изначально называлась святителем Афанасием (Сахаровым) именно как Служба всем святым, в Земле Русской просиявшим. Святитель имел в виду Святую Русь, куда входили все земли православной Российской империи. В советское время название изменили, а теперь, слава Богу! - вернули первоначальное. Поэтому весь пафос статьи просто ничего не стоит. Это - незнание или непонимание. Совершенно незачем раздувать из мухи слона на пустом месте.
Роман 02/02/2017 в 10:01:01
Это все равно, что пытаться разделить тело Христово на части и потом утверждать свою великую святость. В Евангелие от Иоанна написано, «после сего куска вошёл в него сатана» гл.13.26-27. И как результат мы видим, что происходит на Украине, но если братьев сумели разделить, то и мы страдаем. Братья и сестры время близко, времена исповеднические.
Протопоп Олег 01/07/2016 в 16:49:04
Насколько мне известно, заменить "российской" на "русской" была просьба архиереев из средней Азии и Казахстана, т.к. это не соответствует нынешним границам стран и Церкви. А, вообще, мне все равно, как священнику, главное не меняется смысл праздника. О чем там думают на Окраине - мне тем более не интересно, там давно дух православный заменили на национальное самосознание.
Ирина Фр. 30/06/2016 в 11:08:33
Андрей 29/06/2016 в 18:54:41
///А саму службу читать не пробовали? Или Вы только на названии зациклились?///
Я только на названии зациклилась )). На абзаце, в которого начинается статья. Службу надо называть так, как ее назвал автор. Разве тут могут быть два мнения? Ничего не имею против утверждения про взаимозаменяемость слов "российский" и "русский". Оглядываться, что говорят об этом (или о чем другом) на Украине в период массового помрачения, считаю излишним. Угодить этому свиномордому народику не удастся все равно.
Нина В. 29/06/2016 в 19:12:08
Тропарь: Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, / земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. / Тех молитвами в мире глубоце / Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Ин тропарь: Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.
Андрей 29/06/2016 в 18:54:41
Ирина Фр.
А саму службу читать не пробовали? Или Вы только на названии зациклились? Там употребляется не только земля русская, но и земля российская (например тропари). Или для Вас святитель Афанасий авторитетен ровно настолько, насколько он согласуется с Вашими взглядами, а иначе можно и самого святого поправить, как это сделал священный Синод? Сам святитель не противопоставлял этих двух понятий, как современные националисты, из-за недоброй памяти Ельцина. А если завтра "русский" с двумя сс, кто-то скомпромитирует, тогда надо перейти на "руский" или "руськый" или "русин", как нынешние украинцы? Ведь в статье не говориться, чтобы русский на российский заменить там где это было изначально, а о том, чтобы никто не смел менять по своей прихоти службу Божию, в том числе и поправлять святого Афанасия (Сахарова).
Ирина Фр. 29/06/2016 в 10:59:09
Сельскiй бригадиръ 27/06/2016 в 21:04:53
///Не в 90-х, а в 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли РОССИЙСКОЙ просиявшим, изданная Московской Патриархией///
Дорогой бригадир, сходите в музей при храме Новомучеников в Бутове и посмотрите на экземпляр Службы всем святым, напечатанный лично свт. Афанасием и ему принадлежавший. Она называется "...в земле РУССКОЙ". И знаменитая стихира так же начинается - "Земле Русская, граде святый..." Я на эту тему как-то спорила с директором этого музея. Он тоже говорил, что надо называть землю "российская". Но там все было просто - я привела его к витрине и показала пальцем на экземпляр. Он очень удивился и сказал, что никогда не обращал пристального внимания на экспонат его собственного музея)) А с Патриархией у свт. Афанасия до конца его дней оставались очень сложные взаимоотношения.
Такшта, дорогие россияни...
Агапит 28/06/2016 в 09:53:32
Кстати, до революции, как известно, наша Церковь называлась Христианской Православной Греко-Российской. В советский период появилось новое название - РПЦ. Насколько это правильно? Не отдаёт ли этнофилетизмом ? Не слишком ли узко для Церкви Третьего Рима?
Р.S.: Отдаю себе отчёт, что возвращение старого наименования, уместное, например, в год и по случаю 1000-летия Крещения Руси, сейчас может быть опасным, ведь главный принцип врачебного искусства: "не навреди!"
Агапит 28/06/2016 в 08:08:53
священник Алексий 27/06/2016 в 21:33:35
***Например, в 17 в. при святейшем Патриархе Никоне в богослужебных текстах исправлялись новшества, не находившие подтверждение в древних славянских и греческих рукописях.***
Позволю не согласиться, книжная справа происходила по греческим лекалам, напечатанным в Венеции. А уже из Украины к нам пришло всё то, что называют "украинским барокко". Петр I даже архиереев русских заменил на малороссов. Вот и случилась "украинская порча русского православия".
***Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб.***
Всё верно! Тем более, что под "землёй российской" очевидно, подразумевалась вся Историческая Россия, а не усеченная РСФСР.
Сергей 28/06/2016 в 08:01:57
Три года пишу в комментариях об этой измене, никто и никак не реагирует, все довольны. ...
священник Алексий 27/06/2016 в 21:33:35
Богослужение - это не свободное творчество. Для православных - это Откровение Божие наравне со Священным Писанием. Поэтому нельзя без основания что-либо изменять в текстах служб. Например, в 17 в. при святейшем Патриархе Никоне в богослужебных текстах исправлялись новшества, не находившие подтверждение в древних славянских и греческих рукописях, что и было основанием книжной справы (я не касаюсь вопроса насколько успешна была совершена никоновская реформа, я говорю о ее принципе). Здесь же налицо современный (модерный) идеологический мотив. Ведь это касается не только указанной службы "Всех святых в земле Российской" просиявших. Уже сейчас изданы новые требники, где вместо привычного для молитвенного слуха «российских», употребляется «Церкви Русской». А дальше, значит, будут редактироваться все службы российским святым и в честь икон Божией Матери, просиявшими своими чудесами в России. А это уже покушение на освященную веками молитвами Церкви традицию употребления формы русского имени.
Сельскiй бригадиръ 27/06/2016 в 21:04:53

Не в 90-х, а в 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли РОССИЙСКОЙ просиявшим, изданная Московской Патриархией: http://archive.jmp.ru/page/index/194609562.html

Нина 27/06/2016 в 20:17:48
Изначально икона по благословению святителя Ковровского Афанасия Сахарова имела наименование "Собор всех святых в земле РУССКОЙ просиявших", а уже в 90-е годы перестроечные кто-то придумал заменить слово РУССКИЙ на Российский неведомо с какой целью. Поэтому статья эта ложная и запутанная.
Агапит 27/06/2016 в 19:04:36
протоиерей Алексий Касатиков:
***Любое новшество, вводимое ради новшества, без разумного его обоснования, уже вносит смуту и даёт поводы к нарушению существующего. За каждое новшество приходится платить.***
Аминь! Ни прибавить, ни отнять. У нас хотя и слово "россияне" скомпрометировано в 90-е покойным ЕБН, но тем не менее давно пора объявить мораторий на всякие новины и псевдореформы, от которых лихорадит страну уже 30 лет. Не мешает довести до сведения, что под словом "русский" следует понимать триединый народ: великороссов, малороссов и белорусов. Оффициальное коммюнике выпустить! Ничего подлее "украинства" я не видел. Вот так - и статья противоречивая, и пост получился противоречивый. Диалектика единства и борьбы противоположностей.
С Апостольским Постом Редакцию и читателей!
Надежда 27/06/2016 в 16:33:53
Очень противоречивая статья. С одой стороны "русский" и "российский" идентичные понятия, а с другой - замена на русский, это модернизм.
протоиерей Алексий Касатиков 27/06/2016 в 14:57:33
Кажется, ещё один общий аргумент можно добавить против этого и, вообще, очень многих новшеств. Всякое устоявшееся в течение продолжительного времени выражение (обычай, установление и т. п.) хорошо уже тем, что его использовали задолго до нас те, с кем мы хотим сохранять духовное единство. Любое новшество, вводимое ради новшества, без разумного его обоснования, уже вносит смуту и даёт поводы к нарушению существующего. За каждое новшество приходится платить. Далеко не всегда цена соответствует пользе, получаемой от новшеств. Особенно опасны неуместные новшества в те времена, когда и без того смута витает в воздухе.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского Православный журнал «Благодатный Огонь»

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

4.07.2021
Протоиерей Алексий Чаплин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

 

НОВОСТИ

07.12.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви