Богородица

Актуальные статьи

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

21.10.2020

Так называемые «миссионерские литургии» с остановками для пояснений и комментариев – «гениальное» изобретение миссионерской мысли последних лет, до которого не додумывались даже обновленцы прошлого века, – уже многократно совершаются во многих епархиях Русской Церкви, в городах и весях нашей необъятной Родины. Это новое модернистское явление в богослужебной практике приобретает все бóльшие размеры.

По этому поводу известный московский пастырь, настоятель храма свт. Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов ранее задавался вопросом: «Совершаются и так называемые “миссионерские литургии”. Характерно, что в практику вводятся объяснения по ходу службы. Это – профанация таинственной жизни Церкви, глубокое непонимание природы молитвы. Как будто нельзя заранее раздать желающим тексты с этими объяснениями. Научатся ли переступающие порог храма самому главному – благоговейному, со страхом Божиим вхождению в Церковь, истинной вере, – вследствие такого “миссионерства”?»[1].

Если собравшиеся в храме богомольцы нуждаются в комментариях лектора и экскурсовода, готовы ли они к молитве? И самое главное: не будут ли подобные «миссионерские» комментарии к священнодействиям (а иногда на больших экранах, установленных прямо в храме, как в кинотеатре [2]) мешать молиться постоянным прихожанам храма?

Такие «миссионерские литургии» с непременными многочисленными остановками богослужения для «миссионерских комментариев» являются настоящей профанацией православного богослужения. Это – какая-то «игра в литургию»: «а сейчас, братья и сёстры, мы будем делать то-то и то-то...». Непонятно, почему пояснения «происходящих священнодействий и исполняемых молитвословий» (т.н. «комментарии») нельзя провести во внебогослужебное время, не нарушая молитвенного строя литургии и её сакрально-мистической целостности? Какой смысл в подобных объяснениях именно на литургии, а не на специальных огласительных беседах, возможно, с использованием видеоматериалов? Подобные «миссионерские литургии» представляют собой самое настоящее глумление над православным богослужением.

Вот что о «миссионерской литургии» пишет диакон Владимир Василик: «Глубокая ошибка – считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она – ее цель. Задача миссионера, проповедника – привести к крещению некрещенного и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковленного. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели. Это почти все равно, что строителю путать молоток и крышу. Давать уроки литургики во время Божественной Литургии – все равно что во время ее замешивать тесто для просфор, когда они давно должны быть не то что выпечены, но вынуты.

Возникает вопрос, кто является аудиторией для этой “литургической” миссии? Если люди верующие и воцерковленные, то им в сущности это не нужно. Более того, назойливые полунаучные комментарии, временами из не очень благоговейных уст, только мешают молиться, ибо они закрывают для верующего слуха слова святых Отцов и самого Господа. А если целевая аудитория – неверующии, то зачастую это не только бесполезно, но даже и вредно. Ведь огласительные и тайноводственные поучения в древности отнюдь не делались достоянием кого попало, их не предлагали язычникам и неверующим. А именно это и может произойти в случае широкой телевизионной трансляции литургии с соответствующими комментариями. Распространение знаний о Церкви отнюдь не умножает число верующих, напротив, голые внешние знания, преподанные в отрыве от церковной жизни и подлинной святости, только раздражают неверующих людей»[3].

Как остроумно подметил один православный блогер[4], «если миссионерам-литургистам будут делать операцию, она обязательно должна быть миссионерской. Операцию несколько раз надо прерывать, чтобы объяснить собравшимся устройство скальпеля, показать кишочки и как их надо резать... Ах, да. Такие миссионерские операции давно делают. В анатомическом театре. Над трупами. Для миссионеров-литургистов вся Церковь – анатомический театр, а Бог в Ней – труп».

Когда предлагаются какие-либо «миссионерские усовершенствования» в Церкви и богослужении, возникает недоумение – зачем это надо? Ведь кто ходит регулярно в храм – того полностью устраивает установившийся порядок службы, ее намоленный веками церковнославянский язык, ее традиции. А если «подстраивать» наше богослужение под восприятие недавно появившихся в храме неофитов или случайно зашедших прохожих, – то это будет равносильно тому, как если бы ради пришедших в дом гостей выгнать из дома постоянных его обитателей.

Одна из читательниц форума Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии, в связи с распространением подобной «миссионерской» практики по привлечению любыми способами в храмы прохожих, написала: «В Греции уже и кафе возле православного храма устраивают. На экране литургию транслируют. Народ сидит за столиками и следит за богослужением. Когда выносят чашу, православные отодвигают свой кофе, сигарету и идут к Причастию. И никакой исповеди. Комфортно. 21 век».

Очевидно, что для приведения нашего традиционного многовекового православного богослужения в соответствие с передовыми и новыми гуманистическими евростандартами и либеральными тенденциями европравославия потребуется трансмутация традиционного церковного сознания православных верующих.

Но верят ли сами наши «миссионеры» в свои прекраснодушные розовые миссионерские затеи? Скорее всего – нет. Поэтому призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних миссионеров-реформаторов (а возможно, здесь преследуются и определенные антихристианские цели). Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего», – говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то никакие ухищрения не помогут».

Забывают почему-то, что служба в храме – это не лекция, обращённая к нам, а наше молитвенное обращение к Богу. По словам протоиерея Валентина Свенцицкого († 1931), «в вопросах веры не так важен рассудок, как вся совокупность душевных сил, уразумевающих эти истины, так и в молитве важен вовсе не дословный перевод и знание каждого слова, а полнота и совершенство формы языковой, вмещающей целокупное содержание».

В нашем традиционном церковнославянском богослужении, в литургической практике Русской Церкви важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный подвиг наших благочестивых предков, а не рассудочно-рациональное требование понятности всего и вся, якобы достигаемое посредством «миссионерских литургий» с пояснениями для непонятливых прохожих, да ещё порой и с «мультимедийным сопровождением» в храме-кинотеатре.

Самое печальное, что люди, называющие себя «миссионерами», часто не имеют в себе того, чтó они пытаются передать другим. Поэтому-то у них нет такого доходчивого, убедительного, понятного, простого и приправленного солью слова, которым владели святые отцы. Слово «миссионеров» не обладает силой. Но главное, что нынешние «миссионеры» абсолютно не понимают, почему люди не хотят становиться христианами. Поэтому и выдумывают абсолютно нелепые «миссионерские проекты» с к.п.д. 0%.

Никого такие миссионерские богослужения с миссионерскими комментариями по ходу службы никогда не привлекут в церковь, не сделают человека православным христианином.

Для многих становится очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда Церковь все более сливается с мiром и активно пользуется его секулярно-техническим инструментарием для привлечения новых прихожан (в результате чего размываются традиционные формы православной духовности), абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви. В результате такой концепции миссии мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются многие верующие, идет немалый отток когда-то симпатизировавших ей людей, которые обманулись в своих ожиданиях. Авторитет не только рядового духовенства, но и священноначалия стремительно падает, многие разочаровываются в самой Церкви, и как результат – социологи, эксперты, да и сами священнослужители отмечают в последнее время повсеместный рост антиклерикальных настроений...

Одна из наших общецерковных святынь – традиционное православное богослужение на церковнославянском языке, – ради причудливых и глупых «миссионерских проектов» во многих наших храмах подвергается нередко поруганию, обезображиванию, прямому уничтожению. Следует осознать, что подобные «миссионерские» кощунства – явление того же порядка, что и разрубленные топором иконы и поваленные кресты.

В заключение скажем, что привлекать людей в Церковь обязательно надо, но не такими методами, которые используют нынешние прорабы «европравославия» – проповедники обмiрщения Церкви. Подстраивание православия «ради миссионерских целей» любыми способами под стихии мiра сего способны навсегда оттолкнуть от Церкви наших сограждан. А это уже преступление против Самого Христа и Его Церкви.

Чтобы не потакать распространению порочной обновленческой литургической практике под видом «миссионерства», можно порекомендовать православным верующим воздерживаться от посещения храмов, где проводятся т.н. миссионерские литургии: Елицы вернии – изыдите!

 



 



———————————————————————————————
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Дмитрий 23.10.2020 в 18:00:09

р.Б.Андрей.
"Позвольте пригласить Вас на вскрытие женского трупа, которое состоится сегодня в восемь часов вечера". (Ж.Б.Мольер "Мнимый больной").
Уважаемый р.Б.Андрей, т.н."миссионерская литургия" ничего иного не означает, можете не сомневаться и разница здесь такая же, как между вскрытием тела в прозекторской и живым телом под скальпелем хирурга. Давайте доведем мысль, дух, которой пронизывает "миссионерскую литургию" до конца, - Христос умер на кресте. Все. К слову сказать и и само "миссионерство" и его методы завезены из западного христианства. Бога Живаго там давно нет - видимость одна, скоро и ее не станет. Потому и методы, привлечения в лоно Церкви,  сугубо человеческие. Впрочем, сказано тем, кто соблазняет малых сих, что лучше бы им повесить на шею жернов и броситься в море, не так ли? Потому полагаю, если уже не могут отстать от своего, пусть хотя бы называют вещи своими именами" (все греха меньше): "13 апреля в 10.00 состоится ПУБЛИЧНОЕ вскрытие Тела Христова" (вход по пропускам), однако и помещение, где это "таинство" будет происходить и называться должно соответственно - "анатомическим театром".

р.б. Андрей 22.10.2016 в 12:42:41

Статья в целом правильная и благочестивая. Хотелось бы остановиться лишь на помещенной в конце статьи рекомендации воздержаться от посещения храмов, в которых практикуется описанное беззаконие. Надо заметить, что если мы будем попросту отступать и "бросать" такие храмы, то пользы в этом будем мало. Необходимо отстаивать благочестие и всеми возможными средствами добиваться соблюдения Устава и Канонов. До тех пор пока в храмах не водворится мерзость запустения, уходить из них нельзя. До этих пор в них будет присутствовать и тайнодействовать Господь. Именно Он, так как иереи всего лишь служители Божии и видимые посредники при совершении всех Таинств. Не они отпускают грехи, как это принято сейчас считать, а Господь, они лишь выражают по наущению и содействию Духа Святого Его волю. Кого Господь призовет и кто придет на зов к Нему, и примет правила Его, того Он и помилует.
Те, кто видят и осознают происходящие отступления, должны объяснять увиденное и понятое ими другим прихожан, тем которые захотят их слушать. Можно и необходимо обращаться с жалобами на отступающих иереев епископам и требовать от них применить власть и устранить допущенные нарушения. Храм не только дом Божий, но и наш дом, так как мы сыновья и дочери Божии. А каждый дом есть крепость и ее не следует сдавать, а следует защищать и отстаивать то последнего вздоха, до последней капли крови. Иначе скоро и отступать уже будет некуда!

Cерафим 21.10.2016 в 12:19:15

Не случайно то дата попалась 13 апреля. Не ходите и не верьте и не бойтесь обличать, но конечно и умеренность нужно искать. Прежде всего держите Православие у себя в душе и дома и не принимайте нечестие вероотступников.

Владимир Юрганов 19.10.2016 в 07:13:50

Евгению Савченко
Сможет. Если на то будет Божья воля. Однако надо заметить, что такой приход ко Христу будет гораздо сложнее, ибо идти придется окольными путями с грязной липкой почвой. Не проще ли человеку прийти в церковь как обычно приходят? и начать молиться...

Евгений Савченко 18.10.2016 в 15:40:23

Уважаемая Марина. Полагаю, приманенный в храм миссионерскими литургиями не станет настоящим христианином. Ему покажут внешний эффект, а христианство, состоящее в тяжёлой внутренней борьбе с падениями и восстаниями, так и останется для него непознанной истиной. Здесь где-то уже встречалось, что лучшая "миссионерская" литургия - истовое совершение богослужения.
Что можно встретить в наших храмах? Действительно, совершеннейшее и настоящее "миссионерство": один священник постоянно базарит в алтаре по мобильному, другой систематически куда-то отбегает из алтаря, опаздывая на возгласы; чтение и так сокращенное, так ещё и слишком быстрое; началась великая ектения, поется уже первый антифон, а половина хора только подтягивается на клирос; певчие постоянно переговариваются, тычут пальцами в экраны планшетов, что-то в интернет ищут и показывают друг другу.... Прихожане видят всё это. Увы!

Марина 18.10.2016 в 10:01:07

Бог им Судия! Вспомнила слова Господа: "Я сделаю вас ловцами человеков". Исходя из статьи, некоторые священники, понимают эти слова Господа в буквальном смысле!

Анна 17.10.2016 в 12:51:37

Этого и следовало ожидать! Если на Западе есть Библии для педиков и лесбиянок, то почему бы у нас не появиться Литургии для чужих, для не православных? Ну разумеется в миссионерских целях!

Евгений Савченко 17.10.2016 в 11:27:36

Церковь с апостольских времен была в своем роде закрытым обществом, в которое мог после оглашения вступить любой желающий, уверовавший во Христа. Эта закрытость напрямую отражена в богослужении: "оглашенные, изыдите", а в Великом посту - "иже ко просвещению изыдите", то есть Церковь приглашала покинуть собрание некрещёных или готовящихся к таинству крещения. Но модерновые миссионеры готовы на большее: и экраны в храме и вне храма, и иконостас убрать, и престол с жертвенником вынести куда угодно, и призвать на участие в евхаристии всех, кто только пожелает, быть "открытыми", "прогрессивными", "современными"....
Современная миссия - это антимиссия, действительно, с нулевым КПД.

Евгений Савченко 17.10.2016 в 11:19:26

Просто оригинально: запись на литургию по телефону и вход по пропускам! Что же это за такое мероприятие - интересно. На богослужение всегда вход свободный (ну, за исключением официальных, патриарших служб, на службы с о.Иоанном Кронштадтским пропуска были - оно и понятно, иначе передавили бы друг друга). А нельзя ли вот эти картинки, плакаты, объяснения и остановки делать не во время службы, а проводить, к примеру, спецкурс для желающих в воскресной школе или где-нибудь ещё (как для невоцерковленных, так и для воцерковлённых - даже многолетние прихожане, бывает, в службе не разбираются). Зачем отвлекать от молитвы? Делать паузы? Превращать богослужение в спектакль с мини-антрактами? Богослужение, в частности, литургия, воспринимается, в первую очередь, на духовном уровне. Можно всю службу простоять и о Боге не вспомнить. Здесь же не "служба", а спектакль, душепагубное актерство, по словам свт.Игнатия (Брянчанинова), пусть эти слова и были им сказаны по несколько иному поводу.
Относительно непонятности службы.... Когда только воцерковлялся, вообще мало что понимал, но в храме всё равно было хорошо и радостно, другим из него выходил. Дух-то человека понимает, даже если разум спит, воспринимает то, что совершается на литургии. Литургия - это и есть великое таинство, от которого современные миссионеры оставили лишь оболочку да и то в извращенном виде.

Владимир Юрганов 17.10.2016 в 07:12:51

Опять же смех и грех!! ну, сказывают, что в семинарии проводятся учебные службы, где будущие священники пробуют проводить литургию. и там ошибки допускаются, так как служба как бы понарошку. Миссионеры, ну и проведите такую невсамделешную службу в доме культуры для будущих богомольцев... Даже такой бред было более логичным, чем нарушать ход настоящей литургии

Анна 16.10.2016 в 22:30:06

А если во время Литургии перед Причастием священник вручает награду (потому что, видите ли, потом народ разбежится, а так все в сборе - подошли к Причастию). И нас уверяют, что это вовсе не прерывание Литургии, так как все основные действия уже, так сказать, проделаны. Это как называется? И нам говорят, что тут нарушения канонов нет. Или во время Литургии священник начинает объяснять по-русски смысл сегодняшнего чтения Евангелия и Апостола - это тоже "миссионерский" приём?

Марина 16.10.2016 в 21:15:45

Завелись и детские Литургии. Скоро будут "для инвалидов и людей пожилого возраста". Питерскую семинарию надо перетряхивать((

Россиянин 16.10.2016 в 16:52:26

Вирус неопротестантизма и сатанизма проник внутрь земного Тело Церкви! Срочно необходима мощная дезинфекция.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс