Богородица

Актуальные статьи

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

28.03.2017
Владислава Романова

 

В православный месяцеслов внесены имена святых Запада

Священный Синод Русской Православной Церкви 9 марта 2017 года принял решение внести в месяцеслов 15 имен святых Запада, в числе которых святитель Патрикий, просветитель Ирландии (V в.) и святой мученик Албаний, убиенный за Христа в Англии (II в.). Данное решение Синода породило бурную дискуссию в российском обществе.

Возник вопрос: насколько целесообразно привлекать внимание к этим святым и вносить их имена в месяцеслов. Особые нарекания вызвало имя святого Патрика, поскольку решение Синода и объявление этой новости стало крупным информационным поводом, рекламирующим главный экспортный бренд Ирландии – так называемый «День святого Патрика», направленный на поддержание Ирландии, ее сепаратизма и марки пива GUINNESS. Собрание Синода состоялось за несколько дней до пивного ирландского парада, который не имеет никакого отношения к христианству, но проводится по всему миру ежегодно 17 марта. Русская Церковь определила праздновать память святителя Патрикия 30 марта, торжества в этот день могут пройти повторно.

Похоже, что имя Патрикия больше играет на руку массовой потребительской культуре Европы, чем христианской миссии.

Любители пива, зеленого цвета, ирландских гномов-леприконов ликуют, решив, что Русская Церковь благословляет ирландский парад и пьяные гуляния в дни Великого поста. Свои радостные заявления поспешило высказать посольство Ирландии в России, которое никак не ожидало этого шага от Русской Церкви.

Появились посты в социальных сетях: «Эта новость похожа на первоапрельскую, но это правда! Россия теперь празднует День святого Патрика официально! Отпраздновать это историческое событие приглашаем всех 19 марта в паб!».

О глубинных целях пополнения месяцеслова западными святыми можно только гадать. Представители Церкви говорят, что святым Запада необходимо было такое почтение в миссионерских целях. Но о какой миссии идет речь? О миссии в среде ценителей пива, прикрывающих свой разгул и пропаганду ирландского сепаратизма именем святого Патрика?

Или речь идет о миссии Русской Церкви на Западе в католической и протестантской среде? Но, скорее, это похоже на поступательные и медленные успехи католическо-протестантской миссии в России – самого Запада на Руси.

Появление идеи внесения святых Запада в месяцеслов Русской Церкви связано с воссоединением Русской Православной Церкви (РПЦ) с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) в мае 2007 года. После этого события уже в августе 2007 года Синод Русской Церкви принял почитание всех святых Англии и Ирландии. Хотя святой Патрик Ирландский, мученик Албаний, святитель Пофин Лионский и другие святые Запада почитались и ранее. О них есть упоминания в дореволюционных и современных учебниках по истории Церкви, в программах по истории христианства. В приходах РПЦЗ и Константинопольского патриархата в Европе имелись и тексты служб этим святым. Потому возникает вопрос: насколько актуально почитание и отдельное празднование памяти этих святых именно в России? Отныне каждому западному святому будет установлен день празднования и написана служба.

Мы можем разобраться в этой ситуации, если вспомним недавнюю историю. Еще в 1950 году святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, представил доклад Архиерейскому собору РПЦЗ «О почитании святых, просиявших на Западе». В этом докладе он говорил о святых, которые просияли на тех территориях, где вынужденно поселились русские православные люди после революции – на католических и протестантских землях – и где образовались миссионерские епархии РПЦЗ.

Значительная часть из них – святые, которые еще до нашествия варваров основали монастыри по восточной традиции в Западной Европе. Это Кассиан Римлянин, Мартин Турский, епископы церкви в Галлии. Просветитель Ирландии Патрикий также имел опыт монашеской жизни в Галлии, в монастырях, устроенных на восточный манер. Кстати, преподобные раннего средневековья именно из-за своей приверженности восточной традиции современным католичеством почитаются скромно, переводятся в разряд местночтимых и второстепенных святых.

Нелишне напомнить, что русские люди, их священники и архиереи, оказавшиеся в изгнании, обратились к православным святым Запада в обстоятельствах, когда для них были недоступны родные святыни.

Русским хотелось указать самому Западу на православие, на его истинные духовные корни, о которых он забыл. Русские эмигранты так понимали свою миссию: Господь через революцию рассеял их по всей земле, дабы свидетельствовать миру о православии. Позже ученик святителя Иоанна Шанхайского, американец иеромонах Серафим (Роуз) перевел с латинского языка труд Григория Турского «Viva patrum» («Житие отцов»). Наш современник английский просветитель священник Андрей Филлипс содействует переводам житий английских святых на русский язык.

Русские эмигранты хотели найти в местах своего вынужденного обитания утраченные католицизмом генетические связи с православным восточным мистическим опытом. А что предлагается современным православным в России? Вместо преисполненной чаши святости на Руси и наследия сонма русских святых нам предлагают обратиться к поиску следов восточной традиции в толще помутненной истории католицизма и протестантизма.

Как только наступили 1990-е годы многие ревнители православной святости приехали в Россию, дабы утолить свою духовную жажду. В Россию прибыл, например, американский миссионер из среды русских эмигрантов игумен Герман (Подмошенский) и своим журналом «Русский Паломник», литературой, издаваемой Братством святого Германа Аляскинского, привел многих русских в Церковь. После окормления у русского подвижника архимандрита Софрония (Сахарова) в английском православном монастыре в Эссексе, в Россию приехал и поселился на Валааме православный француз игумен Серафим (Барадель). В Чебоксарах настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря стал православный француз отец Василий (Паскье). И все они любят и почитают именно Святую Русь и оставили свое земное отечество ради духовного изобилия Руси.

Время, когда русским эмигрантам приходилось питаться скудной духовной пищей в Европе, выискивать крохи под снегом католической и протестантской зимы кончилось. Обильная трапеза всем любящим Бога уготована в России, где, по словам игумена Германа, в жилах каждого второго человека течет кровь святых людей.

Сегодня популяризация западных святых в России, в чем очень заинтересован Запад, может быть расценена как миссионерский ход, но, скорее, в пользу католицизма и протестантизма. Несомненно, что англикане и католики нуждаются в популяризации западных святых и западного богословия в России. В этом направлении ведется успешная активная работа.

Тот же православный американский апологет – иеромонах Серафим (Роуз) – в 1980-х гг. в своих статьях критиковал экуменическую и «миссионерскую» деятельность православно-англиканского Содружества святого Албания и святого Сергия. Напомним, что святой Албаний – британский мученик II века – также был включен в месяцеслов Русской Церкви. И что же предлагалось православным под его именем с 1960-х годов? Отец Серафим написал статью «Как не надо читать святых отцов», в которой говорил, что инославных нельзя обучать практике православной молитвы, так как для этого они как минимум должны стать православными. Знакомство инославных с православными практиками – это псевдопомощь, углубляющая степень их заблуждений. Деятельность Содружества, знакомящая иноверных с православием, формирует у них представление о том, что «Православие – еще одна секта, из тех, что они посетили, и что православное учение об Евхаристии сможет помочь им лучше понять их лютеранские или англиканские службы…». С его точки зрения подобные диалоги преследуют чисто мирские цели.

Таким образом, часть православных богословов в Америке и Европе критично воспринимала деятельность указанного Содружества.

Посмотрим, что сегодня несет России это Содружество, прикрываясь именем христианского мученика Албания. Данное сообщество поддерживает Библейско-богословский институт святого апостола Андрея Первозванного (далее ББИ). Институт, помимо образования, является мощной миссионерской структурой, публикуя массу переводной литературы по ярко выраженной протестантско-экуменической тематике на русском языке. Книжная продукция издательства ББИ является средством продвижения модернистских и реформационных направлений в православии. На грант Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия Радонежского в колокольне Андреевского англиканского собора в Москве содержится богатая библиотека переводной литературы по западному богословию и философии. При библиотеке ведется работа по созданию православно-англиканского центра, с 2006 г. читаются лекции для укрепления православно-англиканских связей.

С 2009 года православные волонтеры начинают перевод житий святых с католических и англиканских изданий. Много житий святых Англии опубликованы на сайте Православие.ru, частично их имена уже были включены в православные календари в мобильных приложениях. В 2012 году была выпущена на русском языке книга житий английских святых в честь 50-летия Сурожской епархии Русской церкви в Лондоне.

Но вся эта работа популяризирует в первую очередь европейскую историю и культуру, служит дипломатическим целям, и русским людям вряд ли дает богатую духовную пищу.

Сегодня возникают справедливые опасения, а не является ли популяризация западных святых «миссией наоборот» – миссией католицизма и протестантизма в России.

 

Столетие




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Владимир Юрганов 05.09.2017 в 08:13:33

Дмитрий упорствует в своих заблуждениях. Причем тут каколические жития, если эти святые католиками не могли являться по причине того, что в те времена было лишь Православие и арианская ересь, а католицизма ещё в проекте не было. Отрицали арианство, значит Православные. Патрикий крестил ирландских язычников в Православную веру. А вы нам подсовываете католическую клевету на этих святых, созданную еретиками лет через 500 после их деяний. Хотите верить в католические бредни - воля ваша. Но другим то зачем это ваше словоблудие?

Дмитрий 08.04.2017 в 20:37:49

Речь о том, что о святости Патрика и других новых святых мы узнаем из католических, т. е. еретических источников. Ибо других просто нет.

Дмитрий 08.04.2017 в 13:19:34

О чем вообще речь? То что произошло - всего лишь официальная констатация факта. Внесение в святцы, ранее не внесенных туда православных святых. Исправление недосмотра или бюрократической ошибки. Вообще не вижу повода для каких то разногласий...

Дмитрий 06.04.2017 в 10:10:23

Про других ничего говорить не буду - не знаю. Скажу пару слов про Патрика. Почитайте его житие. Только не приглаженное и прилизанное "под православие", а католическое, переведенное на русский язык. Может быть действительно был такой святой - Патрикий, но разве можно признавать его святым на основании католических сказок? Скажите, кто из православных святых превращался в оленя? Кто певращал гонителя - языческого короля - в лисицу? Другой гонитель по молитвам Патрика поднялся в воздух, упал и рассыпался на части. Кто из святых в молитве обрашался к Гелиосу? А все это есть в его "житии".

Роман 29.03.2017 в 21:56:06

Да что здесь рассуждать и так ясно, что Ватикан в месте со своими раскольническими отростками давно хулит Самого Господа, называя папу наместником Бога на земле. А уж тем более, каких то там святых, вот например мать Терезу, которая назвала Господа своим женихом со свистом в ее голове звал свою возлюбленную. Если мы будем культивировать западное богохульное заблуждения в наш православный мир, то попущение Божие нас ждет почище нашествия Гитлера. Отвергать на самом пороге своего Храма со страхом Божиим сию скверну требуется.
От редакции: В месяцеслов Русской Церкви были внесены не католические святые, а святые древней православной Западной Церкви. Другое дело, что почитание этих святых на Западе стало частью предания современного католичества и иногда сопровождается совершенно нецерковными акциями, как, например, пивные вечеринки в день св. Патрика.

Владимир Юрганов 29.03.2017 в 05:26:07

Антон прав. Не в именах этих славных святых дело, и не в их деяниях, а в том, что "празднование дня св. Партика", думается, просто перечеркивает его деяния своей разнузданностью и культом чревоугодия и пьянства.

Антон Мацнев 28.03.2017 в 21:56:03

Мне так думается, что само внесение в месяцеслов новых святых проблемы не имеет. Но вот та культура празднования, сложившаяся на западе, неминуемо хлынет навозным потоком в наше общество.
Например, сложившееся празднование Патрику - это шабаш пьянства и разврата. Пойдет ли большинство в церкви духовно праздновать? Скорее неминуемо последует уже сложившейся традиции западного празднования. И получит наше общество ещё один повод для богохульства. Миссионерская цель в данном случае крайне сомнительна. Смешение получится, но не в пользу православия, в пользу протестантов и католиков.
Слышал не раз, как празднования во время сыропустой недели называют православным. А ведь эти празднования остатки языческого праздника Ярило, сопровождавшегося идолопоклонством и жутким развратом. Святитель Тихон Задонский сказал не мало отличительных слов к народу касательно этих празднеств. А теперь это оправославленный праздник... Мне страшно представить даже, во что выльется празднования Патрику.

Анна Курносова 28.03.2017 в 18:35:30

Православные отметят в центре Москвы День святого Патрика.
24 марта. ИНТЕРФАКС - Вечер кельтского христианства, посвященный святому Патрику, просветителю Ирландии, пройдет 30 марта в Российском православном университете в центре Москвы. В рамках торжества ректор вуза и настоятель университетского храма игумен Петр (Еремеев) совершит молебен этому святому, сообщает пресс-служба РПУ. Кроме того, для гостей вечера исполнят кельтскую музыку и традиционные песнопения других христианских народов, проведут лекцию о роли святого Патрика в христианском просвещении Ирландии и Британских островов и его влиянии на культуру Европы.
"День святого Патрика - это популярный молодежный праздник во многих странах мира. В последние годы он приобрел известность и в России. Теперь, после решения Синода, святитель Патрик, святой Древней Церкви, стал как будто еще ближе ко всем русским православным людям", - отметил отец Петр. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=66569

Наталья 28.03.2017 в 18:10:23

Мне совершенно непонятна эта деятельность сверху по поводу включения западных святых в наш месяцеслов. Тут еще забыли про великопостные кельтские торжества в Российском Православной Университете, вместо почитания свт. Марии Египетской, докатились.

Георгий 28.03.2017 в 16:06:51

Святым, это сугубо моё мнение, особой разницы нет - везде их почитают или нет, главное, что их Господь принял. А тут мы имеем дело политическое, и пользы православию от внесения в месяцеслов западных святых будет меньше, чем вреда. Весь позитив нивелируется поводом для разгула народа во время поста.

Россиянин 28.03.2017 в 15:23:12

Иоанне
Католицизм чрезвычайно широк в любых "темах", если это касается экспансии его интересов во всем мире. И все эти контрасты стоят между собой очень даже рядом - в Ватикане... Вот один из многочисленных примеров: http://rossiyaplyus.info/katolicheskiy-maydan/

Агапит 28.03.2017 в 14:09:31

"Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?"
Это ещё мягко сказано. Идеологическая диверсия космополитов.

Владимир Юрганов 28.03.2017 в 14:05:19

Иоанне
Я бы вот поставил вместе католическую мессу и день влюбленных. Несмотря на очень большую разницу, у них есть объединяющее - чуждость русскому Православию.

Иоанна 28.03.2017 в 12:07:43

Россиянину.
То, что Вы ставите рядом пассии и День влюбленных, говорит о том, что Вы совершенно "не в теме".

Владимир Юрганов 28.03.2017 в 11:42:39

Ну вообще то святитель Ирландии Патрикий был православным. В его времена никаких католиков не существовало. Понятно, что сейчас это имя просто пивной брэнд, но справедлио ли это, если он крестил Ирландию в Православную веру?

Россиянин 28.03.2017 в 11:31:50

Прозелитизм католицизма и протестантизма всегда был одной из главных форм их экспансии в Россию. И здесь не только популяризация их святых (западных). Но также их обрядов, обычаев, молитвенных чинов, храмового оформления и много иного... Например, Пассии, Дня влюбленных. По всем направлениям их духовной деятельности. Чтобы чужеродное воспринималось у нас как нечто привычное, свое.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс