Богородица

Актуальные статьи

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

12.01.2018

 

Бывает так, что человек увлекается какой-то идеей, по виду правдоподобной, но в естественном и полном своем развитии способной довести до помрачения сознания. Первый и всем известный пример – это то, что происходит сейчас в США по поводу всевозможных и большей частью бредовых, ни на чем не основанных подозрениях о связи тех или иных политиков с мифическими и коварными «русскими». С мифическими именно потому, что в головах у людей создаётся обобщенный, ложный образ нашей страны, нашего руководства, нашего мышления. Создается образ настолько отличный от реальности, что он, действуя в людях и влияя на их мнение, начинает уже сам разрушать реальность. И опасность этого состояния заключается в том, что люди, одержимые им, уже не могут мыслить трезво, не могут осознать, что они разрушают собственную жизнь и делают это в полной уверенности, что делают правое и нужное дело.

К сожалению, такая же схема болезненной подозрительности и неприязни действует сейчас и в нашем обществе. И самое печальное для нас, что действует эта бесовская схема против Церкви. То, что в интернете организована либеральная кампания по травле Церкви, ни для кого я думаю не секрет, но вот что особенно горько – это то, что подобная ей кампания организуется и всё более набирает обороты и внутри самой Церкви. Я имею в виду так называемое «движение непоминающих», а также сочувствующих им, вплоть до уклонения в раскол. Это те епископы и священники, монахи и миряне, которые перестали поминать Святейшего Патриарха на Литургии, якобы, за приверженность его самого и его ближайшего окружения экуменической ереси, за связи с католиками и сочувствие латинству. Список протестующих медленно, но неуклонно растет, вот и недавно пришла новость, что пять клириков Чистопольской епархии присоединились к «движению непоминающих»…

Итак, что же происходит по существу? На чем основаны эти обращения с призывами «бить в  набат», «вразумлять бесчинных» руководителей Церкви и призывать клириков и мирян присоединиться к движению «непоминающих»? Основаны они на очевидном в последнее время сближении части руководства РПЦ с латинянами и с западным миром. Звучит уже само по себе ужасающе. И действительно, мы знаем, что католическое учение исказило чистоту христианской веры и за множество веков прибавило к своему лжеучению много иных заблуждений и ересей. Мы помним и об экспансии католицизма на Руси в XIII веке и об изгнании из Москвы униатского митрополита в XV-м. И о засилии латыни в дореволюционной России, в том числе и в православных школах, где влияние латинского языка, иезуитских приемов и методов обучения было велико. Это влияние распространялось, главным образом со стороны Юго-Западной Руси (ныне – западной Украины), подпавшей в XVI веке под власть Литвы, а затем Польши. В конце XVII века патриарху Московскому Иоакиму приходилось даже привлекать из Греции ученых ревнителей благочестия для одоления «польско-латинского засилья» в Москве. Словом, настойчивое стремление Западного мира «покорить схизматиков», то есть православную Русь так или иначе присутствовало и чувствовалось на протяжении всей нашей истории. Так что всякое общение, сближение с латинским, католическим миром, а тем паче с «церковной» его частью – всегда воспринималось православными с настороженностью и опасением. И это настроение, в общем, правильно и понятно. Но именно на этом «сыграл» сатана – большой мастак из всего доброго и правильного выводить худое и неправое.

Я имею в  виду само «движение непоминающих» и уклонение некоторых православных в раскол.

И вот здесь, я думаю, важно узнать и объективно оценить официальную позицию руководства РПЦ. В общих чертах она такова: мы живем не просто в сложное время, но во время глобального, общемирового кризиса, который непонятно ещё как будет развиваться и чем закончится. Масштаб и пугающая неопределенность перемен заставляют многих говорить о наступлении «последних времен». Но нет никакого сомнения, что воля Божественная в отношении человеческой истории теснейшим образом связана с волей самих людей. Самый яркий пример – это библейская история с ниневитянами, покаяние которых «изменило решение самого Бога». Причины же этого глобального кризиса, очевидно, кроются в греховном и массовом отступлении людей от Божьих заповедей. И вот эта мысль – о реальном участии всех нас в Божественном промысле, о необходимости покаянного осмысления путей нашей жизни и лежит в основе всех тех действий, которые предпринимает руководство нашей Церкви на международном уровне. Мы вынуждены, – говорят наши иерархи, – не только соприкасаться, но и общаться с «внешним миром» и искать какие-то точки соприкосновения, в том числе с католическим Западом. Но притом, взаимодействуя со всеми, кто «не против нас» на ниве утверждения Библейских нравственных ценностей, защиты гонимых христиан, решения социальных проблем, мы всецело должны «блюсти себя» с тем, чтобы не выходить за границы чистоты нашей веры и оставаться благовестниками Евангельской правды и проповедниками Православия.

Такова, в общем, позиция руководства РПЦ.

Но посмотрим, насколько деятельность наших иерархов соответствует заявленным целям. При увеличении контактов и встреч, примеров «дружеского» общения с представителями иудейского, мусульманского, а так же и западного, католического мира, мы, увы, действительно замечаем всё больше примеров недопустимого компромисса в вопросах чистоты православной веры, примеров «размывания» границ Православия и вольностей в трактовке канонических норм и правил. Вся эта обширная деятельность всё более выходит за рамки чисто «дипломатического» общения и решения нравственных, социальных или культурных вопросов. И хоть цель этой совместной деятельности понятна: это противодействие с одной стороны страшному либеральному разложению нравов, а с другой – безумию псевдоисламской идеологии, но единственная альтернатива этому разрушительному хаосу – это не просто декларативное утверждение библейских духовных и нравственных ценностей, а твердое и непоколебимое стояние в истине, всю полноту которой хранит Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Это для нас особенно важно понять, потому что ересь экуменизма действительно всё более распространяется в мире и всё большее смущение вносит в Церковную жизнь.

Но что же такое экуменизм и в чём его опасность?

В основании этой ереси лежит мысль, что истина разделена между всеми христианскими конфессиями, а в более широком смысле – между всеми религиями вообще и нужно только объединиться на основании этой «всеобщей истины» в единую церковь для совместного решения общемировых проблем. С этой целью проводятся конференции, встречи и форумы, на которых представители разных религий решают разные «общечеловеческие» вопросы. Здесь надо сказать, что сама эта идея «вседуховности» противна нашей вере, и мы считаем, что вся полнота Божественной истины сохраняется в недрах Святой Православной Церкви, вне которой невозможно достижение единства и согласия с Богом. Но экуменизм – это дух, который овладевает людьми порой незаметно, так что даже появился такой оксюморон как «православный экуменизм» и в последние десятилетия эта ересь, увы, вовлекла в орбиту своего влияния некоторые православные Поместные Церкви. Вот и Русская Православная Церковь до 1961 года не участвовавшая в экуменическом движении, затем под благовидным предлогом «проповеди Православия» была в эту деятельность вовлечена. А в последние годы эта деятельность, очевидно для многих, значительно активизировалась.

И именно бесконечное «дружеское» сближение с иноверцами, под видом миротворчества и решения множества нравственных, социальных и культурных вопросов, вызывает тревогу и смущение в среде православных. Сближение, несомненно, грозящее уклонением в ересь «вседуховности».

В этой связи вспоминается восьмая глава первого послания к Коринфянам апостола Павла. О чем же там идет речь?

Коринфские язычники из остатков жертвенной пищи устраивали в капищах трапезы, на которые приглашали друзей из новообращенных христиан. И вот иные из них, зная что «идол в мире ничто» – ничтоже сумняшеся шли и ели эту пищу, как дарованную от Бога. Но другие, зная, что это мясо – идоложертвенное и в то же время, видя вкушающими своих «мудрых» собратьев, следовали их примеру, но притом оскверняли свою совесть. Всё это вносило разлад и разделение в церковную жизнь.  И вот, узнав об этом, апостол Павел рассудил, что любовь к братьям по вере следует предпочесть «надмевающему» знанию. Поэтому он и заключает своё обращение к коринфским христианам такими словами: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8,13). Вот как толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст: «Если соблазняет (брата моего) что-нибудь, зависящее от моей власти и дозволенное, я буду воздерживаться и от этого, не один и не два дня, а во всю мою жизнь».

Положим, руководство нашей Церкви решительно настроено против экуменизма и участвует в межконфессиональных встречах исключительно из православных побуждений. Возможно ли такое? Вполне. Но это их знание служит соблазном для тех, кто не знает об их намерениях или сомневается в них. И в этом случае апостол знанию предлагает предпочесть любовь к «немощной братии», чтобы не подавать им повода для смущения и соблазна. Потому что хоть большинство и относится с безусловным доверием к деятельности нашего церковного руководства на ниве «внешнего миссионерства», но есть и иные примеры. И одни (считая деятельность священноначалия еретической) уходят в раскол, другие (продолжая поминать, как они думают, «патриарха-еретика») – оскверняют свою совесть, а третьи (полагая, что экуменизм – это благо) действительно уклоняются в ересь и гибнут для вечности. А причина всему этому – некое «знание», предпочтенное снисхождению и любви.

Если же говорить об отношении к инославным, то по слову апостола, нам нужно стараться быть «в мире со всеми» (Рим. 12,18). Но это не означает, конечно, что нужно искать с иноверцами какого-то особенного сближения, единения и «общения любви». Потому что именно под этим «благим предлогом» и распространяется ересь экуменизма. И не лучше ли нам, оставив «кесарю – кесарево», принести Божие (то есть чистоту исповедания Православия) – Богови. Верим, что многие из самых трудных, мучительных и «неразрешимых» вопросов мирового масштаба Господь Сам разрешит тогда самым удивительным и наилучшим образом. Как это и бывает всегда, когда мы относимся к Нему с полным доверием, всё внимание своё устремляя на то, чтобы искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6,33). И в нашем случае это означает не что иное, как утверждение в православном самосознании и жизни, согласной с ним.

Конечно, мы можем и должны доносить свою тревогу до священноначалия, можем и должны смиренно просить его проявлять максимальную сдержанность и благоразумие в общении с иноверцами. Но упаси нас Господи, от болезненной подозрительности, от уклонения в осуждение и раскол. Будем помнить, что при всей возможной разности суждений и мнений, все мы призваны сохранять неповрежденной чистоту исповедания Православия и верность канонам. Все мы призваны хранить «единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3).

И если для одних опасность кроется в отступлении от догматической чистоты веры, то для других – в возможности отпадения в гибельный раскол. Будем помнить о страшных словах Господа, сказанных об участи ветвей, отделившихся от Лозы. Будем со страхом и трепетом хранить верность Матери-Церкви и добрую любовь с послушанием – в отношении священноначалия. Будем твердо помнить, что Церковь – это Тело Христово и Сам Господь не потерпит лжи, найдет возможность обличить и исторгнуть из среды Церковной всякую неправду.

А закончить я хочу словами недавно прославленного в лике святых архиепископа Серафима (Соболева): «Да избавит нас Господь от любви к экуменическому движению. Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе. Да, мы одиноки. Но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности – залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства, – залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви».

Сказаны эти слова были ещё в 1948 году, но актуальными они остаются до сих пор.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Виктор 21.01.2018 в 09:52:36

о.Геннадию
Спасибо за ответ, отче.
Владимиру
Спасибо, брат.
Ирине
///Скажу честно, что иногда сомнения одолевают.///
Ещё как. Тут ведь просто всё: если издается ересь и продается в церковных лавках, если меняется строй богослужения, если кругом дипломатия и верхи дружат с иноверными пастырями (а ведь те держат в ереси души, которые могли бы быть православными - они служат дьяволу, раз убеждают людей быть иудеями, мусульманами и католиками, ведь это лжеучения и как с ними можно "дружить"?) и вот ещё очень много таких примеров, то значит у людей нет страха Божия и есть финансовая заинтересованность. Это наводит на определенные мысли. Если люди маловерные или неверующие дорвались до таких чинов, то ли ещё будет.

Ирина 21.01.2018 в 07:44:48

Я ушла за "непоминающим" священником вместе с большей частью прихожан нашего прихода. Осознанно. Казалось, что в тот момент больше никоим образом мы не могли привлечь внимание священноначалия. К нам приезжал митрополит, разговаривал, мы ему объясняли свою позицию. Сейчас, по прошествии 6 месяцев, после ухода, я вернулась, но уже в другой храм. За это время многое было переосмыслено, прочитано, посмотрела полностью весь фильм Досталя "Раскол", внимательно смотрела всё об Архиерейском соборе в декабре 2017, интервью с участниками и документы. Поняла, что нужно твёрже стоять в своей Вере Православной, не уходить из своих храмов, не отдавать "святыни псам", пока это возможно. Слушать свою совесть, читать святых отцов, не бояться. Россия - наше Отечество земное, которое сохранить можно, сохранив нашу Церковь Православную. Скажу честно, что иногда сомнения одолевают.

о.Геннадий 19.01.2018 в 13:52:29

Виктору.
///Так что делать-то?///
Молиться, исповедоваться и причащаться. Пытаться выработать свою позицию - очень опасно. Это верно. Позиция святых отцов - верно. Вам, новоначальному, читать, что здесь - это не верно. Осознать себя не праведником, а грешником - верно... и т. д.

Владимир А. 19.01.2018 в 11:07:25

Виктору
//Но при этом он умеет пользоваться интернетом и знает (к своему горчайшему сожалению) много компрометирующей информации про своё священноначалие. …Так что делать-то?//
Вы можете ходить к любому священнику Православной Церкви и принимать Таинства без всякого исследования о нем, со спокойной совестью; у всех священников в Церкви Таинства благодатны. Специально исследовать и разведывать, в чем подкопаться к священнику, – не надо. Но если этот священник скажет вам в проповеди, на исповеди, в беседе или иначе как-нибудь, что экуменизм – это правильно или другую ересь, - то не принимайте уже Таинства от того, кто объявил вам это, ради совести вашей, и чтобы уж теперь вам самому не стать соблазном для других. И всегда благодарите за Божии дары и все делайте в славу Божию.

Виктор 18.01.2018 в 21:52:22

... пытаясь выработать свою позицию, очень опасаюсь оказаться в тупике и смущении или же и вовсе за пределами Церкви. Итак, вот перед нами человек, который хотел бы воцерковиться, регулярно посещать православное богослужение и участвовать в таинствах. Но при этом он умеет пользоваться интернетом и знает (к своему горчайшему сожалению) много компрометирующей информации про своё священноначалие. В частности то, что оно поддерживает экуменизм, модернизм... При этом, "непоминающих" он, откровенно говоря, боится, да и если бы хотел молиться с ними в одном храме - не знал бы где их искать. Так что делать-то?

В.Семенко 17.01.2018 в 19:12:41

Имеем в виду, в частности, статью греческого богослова Алэксандроса Ромиопулоса "О неправославной триадологии в книге "Слово пастыря".

В.Семенко 17.01.2018 в 18:58:34

Среди "непоминающих" есть люди вменяемые, которые принципиально против раскола, умеют выстраивать отношения со своим священноначалием, не запрещены в служении и продолжают служить (как, например, группа молдавских клириков). Но есть и люди маргинального склада, абсолютно десоциализированные, не способные к диалогу и при этом, скажем так, богословски не вполне грамотные. Но ведь экуменизм - не единственный повод для непоминания. Сейчас уже опубликованы весьма интересные тексты, содержащие глубокую и обоснованную критику СОБСТВЕННЫХ ВОЗЗРЕНИЙ Патриарха Кирилла, в частности, из его книги "Слово пастыря". Это - его гласное и открытое УЧЕНИЕ, а не какой-то якобы дипломатический документ. Книга им признается как своя, распространяется по всему миру, переводится на разные языки. Вот с этим как быть?

Алексей 14.01.2018 в 22:21:38

Согласен с Адрианом, танец "блохи на гребешке" стыдно и обидно.

Игорь Б 14.01.2018 в 13:55:31

Адриану.
Ты прав, мы диверсанты в стане врага, а враг это лож и иже с ними, церковь ортодоксально апостольская является воинствующей, борется до последнего издыхания земного. Но, сколько нас вояк осталось, я например, дай Бог хватило бы сил на собственное покаяние, но как говорится надежда умирает последней.
С Рождеством тебя брат Андриан, уныние это грех, ты прав.

Адриан 14.01.2018 в 02:58:34

И нашим, и вашим. Подслащенная ложь. "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф 5:37) Католики еретики, значит, нечего с ними обниматься и заигрывать, и посылать к ним "учиться" (чему?) наших семинаристов. Всё это кончится "мерзостью на святом месте". Божий народ чувствует это и страдает от этого....

Игорь Б 13.01.2018 в 11:00:14

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, в свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (от Матфея 24.14).
Может под предлогом экуменической ереси, евангелие все же возьмут в руки все народы, и кто как поймет его - зависит от современных подвижников, пространство интернета это позволяет сделать, и наш патриарх активно участвует в этом. Не хотелось бы, чтоб в такой форме.

о.Геннадий 13.01.2018 в 05:25:17

По милости Божией, статья и все комментарии в высказаны в духе и истине, Слава Богу. Спаси нас грешных Господи... Страшные грядут времена для всех. Что делать, куда и когда бежать, молясь конечно, вопрос не только для мирян... Всегда иду к святым отцам. http://www.blagogon.ru/biblio/380/
Успокаивает. Надеюсь на милость Божию и уповаю, что никто не будет случайно обманут (Бог не шулер), каждый примет решение сам. Говорить - нужно. Спокойно. Разъяснять - нужно. И не отчаиваться и не ужасаться. Сейчас не время апостасии, не время, когда пора бросать апокалиптический крик "спасайся, кто как может". Мы все услышим. Господь нам все и скажет. Скажет в Своей Церкви. А то может быть так, что "Защищая православие (или то, что тебе кажется таковым) легко изувечить свою собственную душу - возомнить себя спасителем Православия, избранным пророком Божиим, посланным для вразумления "обезумевших" церковных управителей. Итог такой полемики очевиден: конец мира (eirhnh) в одной, отдельно взятой душе полемиста". Спаси нас Господи! Перед тем как написать - молился. Простите меня.

Владимир А. 12.01.2018 в 16:36:25

Михаилу Яблокову
//Так в том-то и дело, что экуменизм не только соборно никто не осуждал, но даже никто не дал ему точное определение. //
Всё-таки сказать, что "экуменизм не только соборно никто не осуждал, но даже никто не дал ему точное определение" – это будет не точно. Архиерейский Собор РПЦЗ 1971 г. принял следующее определение: Заслушав обстоятельный доклад протопресвитера Георгия Граббе об экуменизме и признавая экуменизм ересью против догмата о Церкви, Собор Епископов просит Председателя Собора обратиться с Новым Скорбным Посланием, предупреждая Православный Мір против этой ереси (ПРОТОКОЛ №8).
По поводу терминологии. Под экуменизмом в РПЦЗ понималось достижение межконфессионального единства на основе минимума общей веры.

максим 29.10.2017 в 21:27:45

Об обязательности применения второй части 15 правила Двукратного Собора ясно говорит прославленный в Лике Святых, выдающийся канонист Никодим Милаш: "Но если кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет проповедовать какое-либо еретическое учение, противное православию, тогда прочие священно- и церковно-служители вправе и даже ОБЯЗАНЫ тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха, причем за это не только не будут подвержены какому бы то ни было каноническому наказанию, наоборот, удостоены будут похвалы, ибо этим они не осудили и не восстали против настоящих, законных епископов, а против лже-епископов, лже-учителей, и не раскол образовали они этим в церкви, напротив, по мере сил освободили церковь от раскола, предупредили разделение".

Юрий 28.09.2017 в 12:58:50

Статья мне понравилась. Хочу высказать свои мысли по поводу экуменизма. Все ереси древние и новые можно рассматривать через призму 7 вселенских соборов. А так же, если внимательно рассмотреть экуменизм через символ православной веры, то можно понять, что здесь явное нарушения символа веры, где говорится, ...Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, а не церкви, как учат экуменисты. Соответственно экуменисты противны православному учению и являются еретиками. Это я пишу для тех, кто говорит, что мол экуменисты не нарушают символ веры.

Михаил Яблоков 15.07.2017 в 21:11:29

Андрею.
Начнем с того, что Седьмой Вселенский Собор был не в 797-м году, как вы ошибочно указали, а в 787-м. Но это ладно. Однако даже Вселенскими Соборами Православие отнюдь не ограничивается! Как я уже раньше говорил, на Большом Софийском Соборе (который, кстати, греки называют Восьмым Вселенским) при св. Фотии, патриархе Константинопольском, в 879-880 гг. filioque было осуждено и все придерживающиеся этой ереси.
Далее. Если таинства совершаются в Церкви незапрещенным (и не лишенным сана) в служении священником в соответствии с Уставом священнодействием, то таинство не зависит от священника, т.к. его совершает Сам Господь по молитвам всей Церкви. Это называется объективностью таинств Церкви. По фотографии никаких выводов сделать нельзя, это может быть основанием только для экзальтированных женщин :)

р.б. Андрей 15.07.2017 в 16:55:41

1. Михаилу Яблокову на ком. от 13.07.17 в 11:50.
Михаил, во времена проведения 7-го Вселенского собора не было не только протестантов, но и католиков. Собор этот состоялся в 797 году в г. Никее, а католики и протестанты на несколько веков позднее. Вселенский Собор по поводу ереси латинствующих (католиков) не собирался. Именно на этом и пытаются строить свои планы по сближению с ними патриарх Кирилл и митрополит Иларион (Алфеев) - мол ошиблись отцы поместных Соборов и отдельные иерархи и богословы, называя это ересью.
Как Вы помните в прошлом году на Крите состоялся Всеправославный собор, который некоторые из богословов называют 8-м вселенским (волчьим). Передо мной сейчас лежит работа издания Свято-Данилова монастыря 1993 г. "Бойся осуждать иереев Божиих" - высказывание прп. Анастасия Синаита почерпнуто мною оттуда. Таинства действительно не зависят от лица иерея их совершающего, главное чтобы иерей не был лишен сана и не находился под запретом и совершал предписываемые Уставом и Канонами действия. В вышеуказанной работе прп. Анастасий Синаит описывает случай, когда запрещенный в служении иерей скрыл это и дерзнул начать совершать таинство крещения над отроком по просьбе князя. Так вот со слов отрока, подтвержденных затем при допросе иерея князем, выяснилось, что этот иерей во время совершения Таинства был схвачен двумя Муринами и на время таинства скован цепями, таинство же было совершено вместо него двумя Ангелами! Обратите внимание на слова "вместо него", то есть не им, так как он был лишен благодати на его совершение.
На счет фотографии - уверяю Вас это весьма не смешно, а страшно! Я не знаю как Вы, а я твердо верю в утверждения священного предания о том, что во время служб в храмах присутствуют как Ангельские воинства, так и супротивные им силы и в то, что во время пения Херувимской и в дальнейшей части Евхаристии бесы бегут прочь или повергают одержимых ими на пол, так как не могут выдержать божественное присутствие, а вовсе не могут стоять перед Престолом как это отобразилось на фотографии. Вы только подумайте, что оказалось в чаше для причастия, если этот отобразившийся бес не побежал и преспокойно стоял перед ней! И ладно бы если это касалось только митр. Илариона и соприслуживавших ему епископов и диаконов, но ведь там была масса ничего не подозревающих и мало разбирающихся в тонкостях службы мирян, которых причащали из этой чаши. О них-то Вы со своим скептицизмом подумали? А иначе получается, что какой-нибудь иерей будет бесчинствовать и богохульствовать во время службы или вообще не будет совершать необходимых действий, а например будет танцевать как шаман, что таинство при этом все равно совершится, только потому, что он иерей? Блж. Августин про это не говорил, так как в то время о творимых сейчас безобразиях и кощунствах даже подумать был нельзя, их не творили даже еретики того времени...
Простите, если ответил Вам слишком резко...
2. Владимиру А. на ком. от 13.07.17 в 13:09
Я не против непоминающих священников и диаконов, напротив считаю их исповедниками веры, но подумайте о следующем. Служил такой иерей верой и правдой, говорил хорошие проповеди, удерживал от многочисленных соблазнов свою паству, увидев антиканоничные действия возмутился и изрек публично в храме, в письме или в Интернете, что не может пойти на сделку с совестью и прекращает поминовение и всякое общение с патриархом. Такой иерей тут же должен быть предан суду епископа и запрещен в служении согласно Канонам и иначе быть не может, таков Закон! Как было сказано еще во времена св. имп. Юстиниана: "Закон суров, но он закон". А этот иерей, избежав сделки с совестью, подумал? На кого он бросает своих пасомых, которые ждут его слов на проповеди разрешающих недоумения и соблазны, его церковных молитв, того, что уж он то не будет коверкать и обезображивать таинства и надругаться над верой. Почему этот иерей о них то не подумал?
Я также понимаю и отдельных епископов, которые в отдельности говорят о необходимости осуждения ереси и ее носителей, но не выступают с этими словами по отдельности публично. Ведь чтобы только собрать по этому поводу Архирейский Собор, являющийся этим самым правомочным судом, нужно набрать подписи не менее 100 епископов, а чтобы осудить голоса 200, а такого количества радеющих о правде по всей видимости нет! Меньшему количеству выступать бесполезно, так как судимого оправдают, а их тут же отправят "на покой". А в их любимую и хранимую ими епархию направят приверженца лояльного патриарху, который перевернет все с ног на голову! Вот Вам и царский путь!
А вот кто действительно мог бы вмешаться и публично требовать справедливости - это простой народ миряне. По воле Божьей согласно Российским законам каждый православный приход самостоятельное юридическое лицо, которое управляется прихожанами. Священники и епископ лишь только окормляют приход, но не вправе диктовать ему свою волю. Если что решит приход, то ему ему никой "дуролом" не указ. Но вот беда - простые прихожане об этом просто не знают, им об этом никто не говорит - они то наивные полагают: наконец-то справедливость восторжествовала и мы будем едины и как во времена Горбачева просто упиваются красивым словоблудием патриарха и медийных батюшек, а на вопросы об отношении к происходящему пожимают плечами и смотрят на искушенного мирянина как на ненормального, ведь их батюшка им об этом ничего не вещал, а наоборот призывал к подчинению. А те из мирян кто знают, из-за длительной тупиковой ситуации понимают все зачастую превратно и стремятся найти непоминающих батюшек, служащих тайно после запрета, а это уже действительно попахивает расколом и недействительностью таинств...

Михаил Яблоков 13.07.2017 в 15:47:53

Владимиру А.
Полностью поддерживаю.

Владимир А. 13.07.2017 в 13:09:05

р.б. Андрею
///Если они ко всему прочему еще и отделятся - это действительно будет раскол! А как в расколе спастись?///
В расколе, конечно, не спастись. Однако не каждое разделение есть раскол. Как факт того, что патриарх является еретиком, не делает автоматически Поместную Церковь — еретической, так и факт прекращения поминовения патриарха-еретика не делает непоминающего раскольником. Очень взвешенная позиция уважаемого богослова отца Феодора Зисиса изложена в его интервью — это и есть царский путь: http://www.odigitria.by/2017/04/18/
В отличии от занимающих крайние позиции и встающих на неканонический путь, отец Феодор Зисис следует каноническому строю нашей Церкви.
Исходя из 15 пр. Двухкратного Собора, сегодня видны только два канонических пути для рассматриваемой ситуации:
1. не поминать еретика епископа,
2. поминать по икономии (чтобы не было раскола или же до собора, до Церковного суда).
Так как оба эти пути являются каноническими, то и отказ в общении первыми вторым или вторыми первым опасен и выводит на канонически неверный путь. Как верно утверждает отец Феодор Зисис, нельзя отказывать в общении священнику, поминающему епископа-еретика по икономии, но не по убеждениям или меркантильным интересам. Также и поминающий по икономии не может отказывать в общении непоминающему священнику. Непризнание друг друга опасно и выводит на неканонический путь!

Михаил Яблоков 13.07.2017 в 11:50:54

р.Б. Андрею.
Андрей, с чего вы взяли, что католики и протестанты не анафематствованны? Большой Софийский собор при св.патриархе Фотии предал анафеме филиокве и всех исповедующих эту ересь. Так же и протестанты прокляты Седьмым Вселенским Собором как иконоборцы. И утверждение, что православные и магометане молятся одному и тому же Богу, тоже анафематствованно соборно.
В Церкви Христовой все таинства объективно благодатны и не зависят от совершителя! Это еще в 5 веке блж. Августин доказал в спорах с донатистами. Если в Церкви таинства безблагодатны, то это уже не Церковь. А делать выводы о благодатности по какой-то фотографии просто смешно )

р.б. Андрей 13.07.2017 в 10:35:00

"Благодатность таинства не зависит от совершителя..."
Утверждение это взято из поучений преподобного Анастасия Синаита. Прп. Анастасий использовал его для увещевания мирян и иноков, которые сомневались в действительности таинств совершаемых иереями о которых известно, что одни из них упиваются вином, другие переедают, третьи совершили иные грехи свойственные мирянам. Ведь согласно Номоканону иерей и епископ должен служить образцом поведения для своей паствы. Но прп. Анастасий, делая такое увещевание, совсем не касался действий иереев и епископов, за совершение которых они неминуемо подпадают под предусмотренное Номоканоном извержение и анафематствование.
Такое строгое наказание за совершение этих деяний предусмотрено не случайно. Совершая такие деяния такой священнослужитель делает все возможное, чтобы таинство не смогло в действительности совершиться. Вспомните изображение беса неожиданно запечатленное на фотографии празднования 50-летия митрополита Илариона (Алфеева), когда тот литургисал на престоле вынесенном в центр храма (http://www.blagogon.ru/digest/722/). Неужели Вы думаете, что и в этом случае таинство Евхрастии совершилось, а этот бес смог вынести присутствие рядом с ним Господа и спокойно стоять рядом с престолом? И это не личный грех митрополита Илариона (к каковым прп. Анастасий Синаит относил небольшие грехи свойственные мирянам), это деяние за которым неминуемо должен был последовать церковный суд и заслуженное прещение.
Если рассуждать так и далее, то получается, что и у католиков таинства действительные, их ведь соборно не осудили, и у протестантов всех толков - их тоже соборно не осудили. Если так рассуждать, то действительно в скором времени можно принять ложное измышление, что православные, магометане и всевозможные язычники молятся одному и тому же богу, но по своему. Спрашивается зачем тогда Христу нужно было созидать свою единую, соборную и апостольскую церковь - все ведь спасутся? И почему-то со времени создания церкви Христом, до середины ХХ века правильным считалось держаться предания и отмежевываться от всевозможных еретиков, вырывая их с корнем из тела Христова, а затем вдруг наиболее продвинутые, которые считают себя духовными аввами и новыми правильными продвинутыми апостолами и духовными менеджерами стали считать иначе.
Если бы прп. Анастасий видел бы как сейчас извращенно используют его утверждение, он по всей видимости возмутился этим и внес коррективы в сказанное им. Конечно в нынешних условиях иереям прекращать поминовение патриарха не следует, ведь это неминуемо влечет за собой запрещение в служении. А какая польза от иерея, если он не может служить? Те кто дерзают служить после запрещения сами подпадают под Каноническое правило и вводят в соблазн пасомых ими. Если они ко всему прочему еще и отделятся - это действительно будет раскол! А как в расколе спастись?
Те, кто рукоплещет патриарху и митрополиту Илариону во всем злом следуют им, подпадают под анафему как еретичествующие и сами извергают себя из церкви. А вне церкви нет спасения! Но и сидеть и молчать тоже не дело! Слышали ли Вы, чтобы кто-нибудь из поминающих иереев разъяснил пасомым об опасностях и вреде совместных молитв с католиками, магометанами, протестантами и язычниками, ... об опасностях устраивать балаганы и театральные представления в Храмах? Я о таковых не слышал, а очень бы хотел услышать и послушать... Вот и сидим и ждем у моря погоды и не желаем видеть посылаемых нам вразумлений. И хватит ли на нас еще долготерпения Божия, или нас надо пронять еще чем иным, более болезненным для нас, чем взбесившаяся погода?

Геннадий 12.07.2017 в 23:25:03

Михаил Яблоков
@Так в том-то и дело, что экуменизм не только соборно никто не осуждал, но даже никто не дал ему точное определение. Так что фальстарт@
Так ли, уважаемый Михаил? Что Вы скажете на эту цитату? "Сделался ли кто универсальным христианином, принадлежащим, - по своему сердечному убеждению или, правильнее, по своему совершенному неведению христианства, - одинаково ко всем исповеданиям и потому не принадлежащим ни к какому? - Знай, что он приведен к этому состоянию чтением еретических книг или беседами с зараженными этим чтением" (Понятие о ереси и расколе).

Михаил Яблоков 12.07.2017 в 22:58:07

Владимир А.
Так в том-то и дело, что экуменизм не только соборно никто не осуждал, но даже никто не дал ему точное определение. Так что фальстарт.

Владимир А. 12.07.2017 в 22:31:08

Михаилу Яблокову
///Вот именно, что неизвестно. Но презумпцию невиновности, как библейский принцип, никто не отменял. Поэтому, если неизвестно, значит считается, что правильная форма.///
Думаю, для прихожанина, который ничего не знает о ереси епископа, действителен принцип презумпции невиновности. Тогда как для прихожанина, который знает, что епископ всенародно проповедует осужденную святыми соборами ересь, действует презумпция вины нарушителя, как библейский принцип, который никто не отменял. Поэтому, если неизвестно, не можем считать, что правильная форма.

Михаил Яблоков 12.07.2017 в 21:26:57

Владимиру А.
///Но соблюдает ли еретик внешнюю форму таинств неизвестно///
Вот именно, что неизвестно. Но презумпцию невиновности, как библейский принцип, никто не отменял. Поэтому, если неизвестно, значит считается, что правильная форма.

Владимир А. 12.07.2017 в 21:04:23

Михаилу Яблокову
///Благодатность таинства не зависит от совершителя, но от того, в Церкви оно совершается или вне ее. В Церкви все таинства благодатны, так как совершает их Сам Христос. Об этом писал здесь///
В комментах по ссылке вы пишете: апокрифическая "литургия Иакова" безблагодатна. Вероятно, вы считаете, что благодатность таинства зависит от соблюдения внешней формы таинства. Но соблюдает ли еретик внешнюю форму таинств неизвестно. Поэтому, думаю, утверждение «Благодатность таинства не зависит от совершителя» - слишком общее.

Михаил Яблоков 12.07.2017 в 20:20:28

Владимиру А.
///поскольку Таинства сами по себе, без правой веры, не являются спасительными///
Вот это выражение здесь: http://www.odigitria.by/2017/06/26/ вызывает сомнение. Без правой веры кого? Без правой веры Церкви, или без правой веры епископа? Если первое, то да. А если второе, то нет.
Благодатность таинства не зависит от совершителя, но от того, в Церкви оно совершается или вне ее. В Церкви все таинства благодатны, так как совершает их Сам Христос. Об этом писал здесь: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/08/

Владимир А. 12.07.2017 в 18:40:35

Михаилу Яблокову
У автора, на мой взгляд, вполне взвешенная позиция по необязательности применения 15-го пр. Далее по тексту цитата из его доклада:
"31-е Апостольское правило и 15-е правило Двукратного Собора, не носят императивного характера, в силу которого священник просто-напросто обязывался бы прервать поминовение".
Представляется, что главная цель доклада Михай-Сильвиу Кирилэ заключается в том, чтобы выяснить, как канонично корректно действовать священнику, прекратившему поминовение еретичествующего епископа, в случае если этот епископ его запрещает в священнослужении.

Михаил Яблоков 12.07.2017 в 17:55:08

Владимиру А.
///продолжение его поминовения означает, что поминающий священник является причастником ереси, которую проповедует епископ публично, а следовательно, на Суде Христовом он будет иметь одну участь с епископом-еретиком, с которым остается в общении.///
С этим невозможно согласиться. 15-й канон Двукратного Собора никого не обязывает отлагаться от первоиерарха, если тот публично исповедует соборно осужденную ересь, но только лишь предоставляет такую возможность. Вот только экуменизм соборно не был осужден, вот в чем дело, да и понимает его каждый по разному. Фальстарт нам не нужен.

Владимир Юрганов 12.07.2017 в 11:23:24

Владимиру А.
Доклад (думается, этот человек мирянин по виду) начинается со слов:
/// Поминовение иерарха на богослужениях имеет два значения: оно указывает на подчинение священника соответствующему иерарху и то, что священник проповедует учения, которым учит иерарх, которого он поминает. ///
Это, я бы сказал, чиновничье понимание молитвы. Я за тебя молюсь, значит пресмыкаюсь перед тобой. Извращенное понимание молитвы в принципе. Думаю, дальше читать смысла не имеет. Ибо когда паства молится за клириков - цель этих молитв - умолить Господа удержать иерархов, священников и прочих клириков на истинном пути. В словах же докладчика даже нет места Богу - только один перед другим пресмыкается. Простите, но дальше читать не стал. Зачем забивать голову измышлениями людей, не являющимися священниками. У нас такого сорного добра тут хватает - сайт "Третий рим", Назаров, Диомид и пр"

Владимир А. 11.07.2017 в 16:00:39

Михаилу Яблокову
Ссылки на деяния нет, только на доклад. Попробуйте связаться с переводчиком. Прерывание поминовения — единственная действенная мера против ереси. Замечания канонического порядка. Доклад на Румынском антиэкуменическом синаксисе 18 июня 2017 года. Отложение от еретика в Священном Писании. Богослов Михай-Сильвиу Кирилэ. Перевела с румынского Зинаида Пейкова https://goo.gl/j3MAJJ

Дмитрий 11.07.2017 в 14:12:31

Интересно, что думает батюшка о том, как самая крупная Римская поместная церковь тысячу лет назад превратилась в еретическую организацию? Тогда тоже не клирики и миряне, а священноначалие вводило свои измышления и нововведения. Тогда тоже, должно быть, были несогласные, которые ждали проведения собора и низложения еретичествующих. В результате они имеют "непогрешимого" идола в виде папы и еще кучу ересей. А мы что, какие-то особенные, и у нас "этого не может быть, потому что не может быть никогда"?
Еще очень не понравился реверанс в сторону "традиционного ислама". Вы, батюшка, должны знать, что называемая Вами "псевдоисламская идеология" и есть самый настоящий ислам. Как раз в традиционном исламе разрешено многоженство и неограниченное количество наложниц. А наложницы эти захватываются на войне с "неверными". И шахиды тоже последователи традиционного ислама, так как, согласно ислама, воин, погибший в борьбе с неверными, прямиком попадает в рай. Давайте называть вещи своими именами.

Михаил Яблоков 11.07.2017 в 13:28:52

Владимиру А.
Можете дать интернет-ссылку на деяния Румынского синаксиса? Желательно, в русском переводе, если таковой имеется, конечно.

Владимир А. 11.07.2017 в 12:44:06

Владимиру Юрганову.
///Непоминающих следует отлучать от церкви.///
Неверная позиция. Ведь, сперва необходимо определить, провозглашает ли патриарх всенародно ересь, осужденную соборами или святыми отцами. Затем уже принимать решение о отлучении непоминающих. Иначе, получается, надо отлучить от Церкви и святых Григория Паламу, Паисия Святогорца, Михаила Новоселова и многих других святых, прекративших поминовение еретичествующих патриархов до Соборов, но сделавших это согласно 15-му канону Двухкратного Собора. Советую ознакомиться с очень обстоятельным докладом богослова Михай-Сильвиу Кирилэ на Румынском антиэкуменическом синаксисе 18 июня 2017 года «Прерывание поминовения — единственная действенная мера против ереси. Замечания канонического порядка» (скопируйте в поиск название доклада)

Роман 11.07.2017 в 00:01:32

Раскол произошёл и это неоспоримый факт, но он пока что в умах мирян и клира. Мы все знаем выражение, дух творит себе формы, то, что в умах, рано или поздно материализуется. Надо молиться, и разъяснять по примеру этой статьи, всем своим ближним. Но как же быть, если наши высшие иерархи действительно отклонились в сторону, ум постоянно натыкается на это, видя новости о мерзости запустения на западе и участившиеся случаи и у нас. Как нам выгнать из нашей церковной ограды волков в овечьей шкуре, в общем, в уме одни вопросы, остаётся принять совет святых отцов, держать свой ум безвидным, внимать только святоотеческим писаниям и советовать это ближним.

Марина Самарцева 10.07.2017 в 21:49:30

Спасибо! Очень хорошая, необходимая сейчас статья!! Действительно, упаси нас Господи от болезненной подозрительности, от уклонения в осуждение и раскол!!!

Михаил 10.07.2017 в 21:24:24

Статья о.Димитрия действительно хороша, НО не вполне описывает ту ужасную реальность, к которой нас активно приучает священноначалие! Все брошено на самотек. Простой народ, слушая их, разинув рот, обрабатывается Мазаевыми, Пархоменками, Головиными и прочими "умными богословами"... Священники в превалирующей массе своей молчат и хлопают в ладоши, благословляя осквернять свои храмы всевозможными выступлениями перед святым Алтарем потерявших страх Божий бедных своих прихожан... Еще много можно привести примеров "мерзости запустения" из жизни, например, кочетковской секты уже в родном для них храме Христа Спасителя и в других храмах нашей необъятной Матушки Руси...
ОПОМНИТЕСЬ, РУССКИЕ ЛЮДИ! ДОКОЛЕ МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ? КАК МЫ НЕ БОИМСЯ? НА ЧТО МЫ РАСЧИТЫВАЕМ?..

Вера Н. 10.07.2017 в 20:14:03

Золотые слова свт. Серафима (Соболева) привел автор статьи: "Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям...".
Но его пожелание не сбылось: на сегодняшний день наша РПЦ МП - член Всемирного совета церквей и о выходе оттуда что-то не слышно. Заметим, что католики никогда не входили и не входят в ВЦС (только держат там наблюдателя). Это что же - мы больше экуменисты, чем они? Свт. Серафим (Соболев) смотрел в корень: "...в этой нашей обособленности – залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства,....". Экуменизм и глобализм - это просто другие названия идей масонства, завезенного в Россию при Петре I вместе с протестантами всех мастей. В 18 - нач. 19 века Синод не вникал в существо масонства (некоторые из архиереев и духовенства и сами были членами масонских лож, не видя в этом никакого противоречия с православием). При попустительстве императоров Павла и Александра I церковная иерархия "проморгала" опасность. А потом было уже поздно - масонский лозунг "свобода, равенство, братство" всё больше "овладевал массами" и мы знаем, чем это кончилось для нашей Церкви и для Российской империи в 20-м веке. Полагаю, что Патриарх и Синод все это знают и понимают не хуже нас и не наступят на те же грабли.

Евгений Савченко 10.07.2017 в 14:05:11

Прежде всего, поблагодарю о.Димитрия - правильно, грамотно, взвешенно. Поклон Вам за статью!
Год прошёл после Гаванской встречи, на которой обсуждались и было подписано совместное заявление о решении "общемировых проблем". Но что толку? Война в Сирии как шла, так и идёт. До бесконечности можно "выражать обеспокоенность" гонениям на христиан. Все эти совместные конференции, заявления, братания и проч. наносят непоправимый соблазн пастве: "значит, так можно". Христианская Церковь всегда обосабливалась: от ересей - соборами, от "открытости всему миру" - удалением с литургии оглашенных и т.д. Не знаю, чем комментарий закончить. И так всё очевидно. Грустно...

Михаил Яблоков 10.07.2017 в 10:31:33

Владимиру Юрганову.
///Непоминающих следует отлучать от церкви.///
С чего это вдруг?! Вы что решили отменить 15-й канон Двукратного Собора? Который предполагает такую меру. Самочинное сборище - это еще не раскол. В 1-м каноническом правиле свт. Василий Великий самочинное сборище, в отличие от раскола, не называет безблагодатным.

Стас 10.07.2017 в 09:37:19

Очень понравилась статья, согласен с автором на все 100% !!! Особенно точно сказано: "Верим, что многие из самых трудных, мучительных и «неразрешимых» вопросов мирового масштаба Господь Сам разрешит тогда самым удивительным и наилучшим образом". Вот если бы так мыслили все "напоминающие", тогда бы наверно Господь уже точно всё управил...
Было бы здорово, если бы этот текст предоставили патриарху (и послушать, что он скажет), от имени всех смущённых, не поминающих и соблазнённых..., а их уже не так уж и мало как мирян так и священства!!!

Владимир Юрганов 10.07.2017 в 08:16:39

1) Очень верная статья. Если даже предположить, что цели гаванской встречи САМЫЕ благие (допустим, обращение Папы римского во Православие, как они и были в далекие времена), но недоговоренность, тайна, секретность подготовки нанесла ТАКОЙ ВРЕД умам нашим, что лучше бы всё осталось как и было раньше. А уж если предположить, что цели не такие благие, то и подавно. Даже не сама встреча раздражает, а то, что массой верующих православных и их состоянием духа руководство Церкви просто пренебрегло как сором.
2) Непоминающих следует отлучать от церкви. Ибо они наносят вреда ещё больше чем то пренебрежение. Это каким быдлом бездумным надо быть, что бы считать, что молясь за клириков, ты им услугу оказываешь или почтение... Просто слов нет!! Молясь за пастырей, ты просишь Бога, что бы Он их уберег от уклонений с верного пути. Отказываясь молиться, ты разваливаешь церковь, выталкивая пастырей в ереси. Отказываются, да ещё и прихожан толкают на этот сатанинский путь погибели!! Отлучить немедленно, или по крайней мере - низвергнуть из сана.

Михаил Яблоков 10.07.2017 в 07:12:25

Это кто-то отменил? "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3.10-11).

Лидия 10.07.2017 в 00:41:11

Хорошая статья, призывающая идти "царским путем", избегая крайностей. Все верно, но дело в том, что экуменизм уже стал "стилем веры" многих молодых священников и православных либералов. Как часто я слышу - будем открыты ко всем, пойдем с "посланием любви" и к мусульманам, и к иудеям, и к католикам. Лучше уж читать Ольгу Четверикову...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс