Богородица

Актуальные статьи

Кто такой «Удерживающий»?

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

 

Во втором послании к фессалоникийцам апостол Павел, говоря о пришествии Христовом, сказал, что «день тот не приидет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха...», то есть антихрист (2 Фес. 2, 3). Но хотя «тайна беззакония уже в действии», сам антихрист не явится, говорит апостол, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2, 7). Кто такой этот удерживающий? Вопрос этот не является чрезвычайно важным в догматическом отношении и споров в Церкви до самого последнего времени не вызывал. Впрочем, Святые Отцы, толкуя послание апостола, высказали некоторые свои мысли и об «удерживающем». По толкованию св. Иоанна Златоуста, «удерживающий» – Римская империя, другие Святые Отцы считали, что удерживает мир от прихода антихриста благодать Святого Духа. Третьи – определение Божие: когда настанет время, определенное Богом, тогда явится и антихрист. Сообщив своему читателю обо всех этих толкованиях, блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному»[1].

Казалось бы, некоторые православные, которые держатся мнения, что удерживающий, о котором говорил апостол Павел, есть последний русский Император, следуют в этом св. Иоанну Златоусту, который считал удерживающим Римскую Империю. Но св. Иоанн Златоуст считал римскую императорскую власть удерживающей приход антихриста не потому, что римская власть была властью императорской, а потому, что эта власть была вселенской. Римская империя простиралась на всю тогдашнюю вселенную, римский император господствовал над всеми тогдашними народами земли. Существование Римской империи со столицей в «вечном городе» совершенно исключало воцарение над миром антихриста, который должен будет воцариться в Иерусалиме – столице уже его всемирной империи. «До тех пор пока будут бояться этого (римского) государства, – пишет св. Златоуст, – никто скоро не подчинится (антихристу); но после того как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю – и человеческую, и божескую – власть»[2].

Римское царство было показано пророку Даниилу в виде четвертого зверя. «Он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Дан. 7, 7). Десять рогов четвертого зверя «значат, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7, 24). Очевидно, что до самого прихода антихриста на земле будет владычество четвертого зверя – вначале в виде единого римского государства, а впоследствии различных государств. Тем не менее как единое римское государство, так и множество государств, восставших из него, являются одним и тем же четвертым зверем, показанным в видении пророку Даниилу. И как единое римское государство удерживало приход антихриста, так удерживают и государства, восставшие из него, пока не будут одолены антихристом. «Подобно тому, – говорит св. Златоуст, – как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское – вавилонянами, вавилонское – персами, персидское – македонянами, македонское – римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большой ясностию передает нам Даниил»[3].

Свт. Иоанн Златоуст не случайно отсылает нас к пророку Даниилу, ибо пророку было показано в видении воцарение антихриста. Когда Даниил смотрел на десять рогов четвертого зверя, то он увидел, «как вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 8). Таким образом, антихрист воцарится над миром после разрушения римского царства (государств, восставших из этого царства).

О. Даниил Сысоев в своей статье «Богословские соблазны монархического движения» справедливо спрашивает: «Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей?»[4] Монархисты-царебожники на этот вопрос ничего не отвечают, как не дают вразумительного ответа на вопрос: «Почему прошло уже около ста лет со дня убийства последнего православного Императора, а антихрист еще не пришел?»[5] Каким образом мир удерживается от антихриста эти сто лет? Неужели удерживается верными Царю-мученику православными христианами, которые могут, «держась за своего святого Царя на Небесах, еще какое-то время удерживать Россию и мир от окончательной гибели». Но о таком «удержании» ничего не говорит апостол, который никак не мог утаить от православных христиан, что после взятия от среды «удерживающего» сами христиане будут еще долгое время удерживать мир от прихода антихриста, держась за своего святого Царя на небесах.

И конечно же, никак не мог утаить апостол от православных христиан, что «удерживающий» может быть возвращен миру на некоторое время. Но это так. Ибо если именно православный Царь является тем «удерживающим», о котором говорит апостол Павел, то с восстановлением в России или же любой другой стране мира православного царства в мир снова возвратится и «удерживающий». Но это уже явная клевета на апостола, который недвусмысленно говорит, что после того как «будет взят от среды удерживающий теперь... откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 8). Ни о каком возвращении «удерживащего» вновь в мир апостол не говорит. И вне всякого сомнения, что если бы «удерживающий» имел возвратиться в мир, апостол об этом обязательно сказал, потому что целью апостола было вовсе не введение христиан в заблуждение. И как вообще возможно возвращение «удерживающего» в мир? Если умножившееся зло привело к тому, что «удерживающий» (то есть тот, кто удерживал зло от распространения по земле) взят от среды, то неужели зло в мире без «удерживающего» ослабело, что стало возможным возвращение в мир «удерживающего»? Неужели верные Царю-мученику, которые, по мысли иных монархистов, удерживают в нынешнее время зло на земле, настолько хорошо справляются с этой обязанностью удержания, что зло ослабело и становится возможным возвращение на землю самого «удерживающего» – православного Царя? Тогда какой смысл вообще в «удерживающем» на земле, если на небесах он (Царь-мученик) вместе с верными ему людьми на земле лучше справляются с обязанностью «удерживающего»?

Нередко искренние и честные монархисты в своих попытках соединения двух постулатов – взятия от среды «удерживающего» и необходимости восстановления в России монархии – начинают противоречить сами себе. Доходит порой до курьеза. Так, один известный и искреннейший почитатель Царственных мучеников пишет, что «скипетр и держава Русского государства сегодня в руках Царицы Небесной». Спорить не станем. Но тогда как понять следующие за этим слова: «Необходимо, чтобы Господь услышал вопль сердец русских людей, переставших надеяться “на князи и сыны человеческие”: “Господи, ну нет больше сил терпеть! Даруй Царя!”» (Радонеж. 1999. № 9–10. С. 13). Из логики этого высказывания получается, что мы должны воскликнуть: «Господи, забери у Царицы Небесной скипетр и державу и даруй их Царю земному – человеку грешному!»

Апологетам этих ложных учений следовало бы оставить попытки превратить почитание Царственных Страстотерпцев православными людьми в царебожническую ересь, а, взирая на подвиг Царственных Мучеников, стремиться украсить и свои души теми добродетелями, которыми прославились они: смирением, терпением скорбей, незлобием, нищелюбием, милосердием к страждущим, а особенно – верностью Матери-Церкви.

* * *

Cвященник Даниил Сысоев пишет, что нет ни одного Отца Церкви, который учил бы, что «удерживающий» – это именно православный миропомазанный Царь, и такое толкование вовсе не известно Древней Церкви. Если мы примем ложное мнение, что «удерживающий» – именно православный Царь, тогда мы встаем перед рядом проблем. Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей?[6]

Почему прошло уже сто лет со дня убийства последнего православного Императора, а антихрист еще не пришел? В Св.Писании ясно сказано: «…пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 3–8). Т.е. Священное Писание не допускает никакого временного промежутка между взятием от среды удерживающего и пришествием антихриста.

Когда апостол говорит о взятии «от среды удерживающего», он говорит о взятии «удерживающего» от всего мира, и очевидно, что будет взят удерживающий за грехи всего мира, а не за грехи неверности русских людей царям из рода Романовых. Допускать, что Бог может взять от мира «удерживающего», потому что где-то в России некто нарушил клятву некоего Земского собора, есть верх безумия. Царебожники не сомневаются, что «удерживающий» – это царь, точнее – православный царь. Но православный царь не может быть тем «удерживающим», о котором писал апостол, поскольку во время написания этого послания апостолом православного царя вообще не было и не будет еще почти четыре века, но «удерживающий» мир от пришествия антихристав мире был. Ясно, что под «удерживающим» апостол не понимал православного царя. Если же царебожники скажут, что в то время роль «удерживающего» выполнял римский император, то есть не православный государь, то почему бы эту роль «удерживающего» после отречения Царя Николая II не выполнять одному из неправославных монархов, которых после отречения русского Царя в мире было немало?

Да и где был удерживающий в первые три века христианства (а ведь именно тогда о нем упоминает апостол Павел)?

В толковании Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского мы можем видеть авторитетнейшее резюме всех почти святоотеческих толкований понятия «удерживающий».

«Удерживающее означаетъ препятствiе, не допускающее Антихристу открыться; то, что мѣшаетъ... Это Римское государство. Ибо пока оно не разрушится, Антихристъ не будетъ имѣть возможности дѣлать то, что ему угодно... Когда же будетъ взято отъ среды Римское государство, тогда Антихристъ придеть. Потому что до тѣхъ поръ пока будутъ бояться этого государства, никто скоро не подчинится Антихристу. Когда же оно будетъ разрушөно, тогда водворится безначалiе, и онъ будетъ стремиться похитить и чөловѣческую и божескую власть»

Именно в качестве Римской Империи толковал понятие «удерживающий» великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст.

Апостол Павел пишет: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 3–8).

Как уже было сказано выше, из рассмотрения самого текста видно, что удерживающий настолько мощен, что может сдерживать натиск мирового зла, а с другой стороны, заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием удерживающего от среды и явлением антихриста.

Если после «взятия от среды» в 1917 году русского православного Царя, которого многие монархисты считают именно тем «удерживающим», о котором говорит апостол Павел, то возникает естественный вопрос: почему антихрист не явился сразу в 1918 году согласно ясным словам апостола: «…пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник»?

Ведь «удерживающий» – это то, что удерживает от немедленного воцарения в мире абсолютного зла, которое будет персонифицировано в человеке греха – антихристе. Только мощное государство (Римская империя – это собирательный образ мощной Государственности на все века) в состоянии сдерживать его приход.

Итак, «удерживающим» является сильное Государство. А в нынешний исторический период «удерживающий» – это только Российское Государство – Третий Рим.

И как только Государство Российское (Империя) – Третий Рим – будет разрушено (а на это направлены все мировые антихристианские силы зла!), так не останется больше той силы, которая способна еще удерживать пришествия зверя. Именно так современная историософия и политология прекрасно согласуется с толкованием понятия «удерживающий» великим учителем Церкви св. Иоанном Златоустом. Поэтому укрепление суверенитета России, ее оборонной мощи и победа в информационной войне с евроатлантической либеральной идеологией  – глобальной религией будущего – будет и отдалением сроков пришествия антихриста.

До тех пор, пока в мире существуют государства, не вписывающиеся в мировое либеральное содружество без границ по типу Евросоюза, существует «удерживающий». Когда же на земле не останется ни одного государства с суверенными границами, а будет единая либеральная империя без границ с всемирным тоталитарным либеральным порядком – тут то и воцарится антихрист как Император всего мира.

Возможно в будущем, если в России придут к власти проамериканские либералы и наше государство будет расчленено, «удеживающим» станет Китай или какое-то исламское государство, например Иран, не преклонившее своей выи пред США его и всемирным либеральным порядком.

Но в любом случае «удерживающим» останется мощное государство – Римская империя по Златоусту.

Что же касается некоторых русских святых, трактовавших понятие «удерживающего» как православного самодержавного монарха, то следует непременно учитывать, что жили они во времена самодержавной монархии и поэтому их понимание слов апостола Павла было этим и обусловлено: они полагали, что никогда монархия в России не рухнет. И если мы будем учитывать это обстоятельство, то все встает на свои места: их понимание «удерживающего» в лице самодержавного монарха тогда встраивается в русло традиционного толкования.

Итак, во всем должна быть рассудительность, которую св. отцы именуют высшей добродетелью.

 

 


[1] Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 799.

[2] Св. Иоанн Златоуст. Творения, СПб., 1903. Т. 11. С. 598.

[3] Св. Иоанн Златоуст. Творения, СПб., 1903. Т. 11. С. 598.

[4] Диакон Даниил Сысоев. Богословские соблазны монархического движения //Благодатный Огонь. 2000. № 4. С. 61, 62.

[5] Диакон Даниил Сысоев. Богословские соблазны монархического движения //Благодатный Огонь. 2000. № 4. С. 61, 62.

[6] Диакон Даниил Сысоев. Богословские соблазны монархического движения //Благодатный Огонь. 2000. № 4.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  36

Комментарии:

Дмитрий 01.10.2020 в 22:37:27

Уважаемый Андрей. Что такое Рим вообще? Место где решается вечный вопрос - как ужиться людям разных рас, наций, вероисповеданий, людям говорящим на разных языках, людям находящимся на разных ступенях общественного развития и не поубивать друг друга. Два прежних Рима, как известно, с этой задачей не справились, "поелику в ересях падоша. А Третий Рим (Москва) стоит и четвертому не бывати". Какова же политика Третьего Рима в национальном вопросе? Cобственно говоря это и есть традиционная русская политика, вне зависимости от века. "Инородцев не обижать". Как жилось "под рукой Царя Московского Православного"? А по всякому, но ключевое слово здесь - ЖИЛОСЬ. "Сколь народу приняли, столь и сдали" (Екатерина Великая), ни один не погиб, даже самый малый. К слову сказать именно в этом сама Екатерина и видела свое величие и ни в чем ином. А есть еще "рейх", полный антипод Рима. В переводе с немецкого означает, между прочим, - "мир", где задачей - как всех поубивать. На кладбище ведь тоже - мир, тишина и спокойствие, не так ли? В современной "специальной" немецкой литературе нет нет да и промелькнет призыв состряпать "четвертый рейх". Уж не тот ли о котором пророк Даниил говорит, что после трех царств будет четвертое, ни на что не похожее... где не спасется никакая плоть.

Алексей 01.10.2020 в 12:28:06

Святитель Феофан Затворник, хотя и жил вовремя самодержавной монархии, но истолковывал "Удерживающего" как Духа Святого, Утешителя, а не царя.

Владислав Ломанов 30.10.2019 в 13:43:45

"Некоторые из целей мироправления Богу угодно было открыть нам в слове Своем. Применив их к нашему предмету, можем и в них видеть удерживающее антихриста (2Сол.2:6). Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род человеческий сила спасения произвела свое дело. Сила спасения - это Божественное слово и благодать, приемлемые верою и проводимые в жизнь самоотверженною ревностию о богоугождении. Ходит слово Божие по земле, возбуждает усыпленных и приводит их к источникам благодати; быв перерождены, они становятся деятелями своего спасения во славу Господа, устроившего всем спасение. Явление этого рода повсюду: и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих; потому что и званные - не все избранные, точно так, как не все рыбы, попавшие в мрежу, годны к столу. Только рожденным свыше, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася, дана область чадами Божиими 6ыти (Ин.1:12-13). Из них-то Господь и строит Царство Свое Небесное. Они - материал, готовимый на земле для неба Божиим словом и благодатию, приемлемыми свободным произволением. Когда эти силы выберут с земли весь годный материал, и Царство Божие созиждется вполне, тогда спасение Господне совершит свое дело, и настоящему порядку вещей незачем уже будет оставаться. Мир стоит потому, что еще не все годные в Царство Христово вступили в него или не столько их еще вступило, сколько нужно. И ины овцы имам, сказал Господь, яже не суть от двора сего; и тыя Ми подобает привести, и будет едино стадо и един Пастырь (Ин.10:16). Когда это совершится, тогда и конец, тогда же и явление антихриста. Отсюда и причина, удерживающая его явление, будет состоять в том, что сила спасения еще не совершила вполне своего дела, ее продолжающееся действие удерживает его. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на сцену.
Древние толковники Священного Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и Римское царство. В их время, когда Римское царство еще существовало, можно было на него указывать, основываясь на пророчестве Даниила. В наше время, если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под Римским царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и, держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот и это есть удерживающее. Когда же царская власть и народ всюду заведут самоуправство - республики, демократию, коммунизм, - тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное: "вето", а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовских стремлений, тогда явится и антихрист. До того же времени подождет, удержится. На эту мысль наводят слова святого Златоуста, который в свое время представлял царскую власть под видом Римского государства. "Когда, - говорит он, - прекратится существование Римского государства (то есть царской власти), тогда придет антихрист, а до тех пор, пока он будет бояться этого государства (то есть царской власти), никто скоро не подчинится антихристу. После же того, как оно будет разрушено и водворится безначалие, он устремится похитить власть и Божескую, и человеческую".
Можно бы возразить при этом, что народ сам будет блюсти свою веру. Но трудно допустить, чтобы вера с течением времени возрастала в своей силе все более и более. Приятно встречать у некоторых писателей светлые изображения христианства в будущем, но нечем оправдать их. Точно, благодатное Царство Христово расширяется, растет и полнеет, но не на земле - видимо, а на небе - невидимо, из лиц, и там, и здесь, в царствах земных, приготовляемых туда спасительною силою Христовою. На земле же Самим Спасителем предречено господство зла и неверия, оно и расширяется видимо, и когда уже очень возобладает, тогда дело будет только за почином: подай только кто-либо влиятельный пример или голос сильный - и отступление от веры начнется. Этот почин и сделает антихрист. Отсюда можно заключить, что удерживающее явление его, есть еще и то, что нет должной подготовки к принятию его, еще не взяли перевес неверие и нечестие, еще много веры и добра в роде человеческом" https://www.rulit.me/books/sozercanie-i-razmyshlenie-read-227052-69.html

Андрей 18.10.2019 в 22:14:03

Как Рим может быть удерживающим, если в исторической ретроспективе это был главный гонитель Христа? В Книге Откровения говорится о посланиях семи асийским церквям, хотя римская церковь существовала. Господь в своих посланиях через Иоанна её не вспоминает, так как она является богоборческой.

Ник Ликашин 13.10.2019 в 18:59:11

Владимиру.
***Оптинские старцы, другие, известные Богу, но и они не могли повлиять на спасение РИ, при этом РПЦ не погибла.***
Во-первых, Владимир, что Богу известно - нам неизвестно, тем более во времена этих старцев Церковь называлась не РПЦ.

Ник Ликашин 13.10.2019 в 18:42:44

"Но в любом случае «удерживающим» останется мощное государство – Римская империя по Златоусту."
Здесь сложность, не только в цвете глаз Христа и антихриста, а в определении Златоустом ПРАВИЛЬНОГО отношения к Императору Константину, который принял Апостольскую (а не Христову) Церковь так, как это требовалось на тот момент Империи: оседлал и направил христианство в нужное для себя русло.

Ник Ликашин 13.10.2019 в 15:58:25

Интересная статья, требующая осмысления. Хочу спросить, а что с РНЛ? После 4 октября нет комментариев и доступа. Может пора переходить на Благогон?

Владимир 11.10.2019 в 10:04:31

Михаилу Яблокову
Да, согласен! Но это внешняя форма доказательства веры того времени. Бывает и так, что по внешнему виду человека невозможно сказать, что он праведник, каким по внешнему виду был Иоанн Кронштадтский, но покаяние у этого христианина живёт нелицемерное - слёзное, которое слышит Бог. Просто такой человек стал невольником неким страстям, потому нелицемерно видит себя грешником, ненавидит себя за этот невольнизм и в искреннем - посильном покаянии просит Бога избавления от плена страстей. Мне кажется, что таких христиан больше, чем явных исповедников.

Михаил Яблоков 10.10.2019 в 22:10:19

Владимиру.
@для спасения жизни на земле должен быть минимум истинных православных праведников@
«Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом» (3Цар.19.18).

Владимир 10.10.2019 в 19:48:02

Меня поражает всегда одно, что христиане, тем более духовенство РПЦ ПОСТОЯННО говорит ТОЛЬКО о внешних формах, а о духе ни слова, как будто плоть творит внешние формы, а не дух. Бог подарил Евангелие для того, что христиане научились ясно понимать, что такое причина, что такое следствие, что причина это - дух, а следствие это - внешние формы духа.
***Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей?***
О. Даниил говорит о внешнем зле в мире, но не говорит, что внешнее зло приходит из духовного состояния людей, дух творит формы, НО! есть нечто похуже внешнего творимого зла. Есть внутреннее духовное зло, которое скрывается под внешним видом благочестия христиан, оно во множественных и величественных - золотых храмах, церквях, монастырях, всё это внешнее величие кануло в бездну как в Византийской православной империи, так и в Российской православной империи, ибо духовное содержание царя, христиан - НЕ СООТВЕТСТВОВАЛО этому величию, которое подарил Бог. Православная Византия - христиане не могли сдержать своё внутреннее зло, чтобы оно не привело к погибели, не то, чтобы ещё бороться с внешним злом в мире. Царь, дворяне РИ, духовенство, с помощью простого люда - христиан боролись с ВНЕШНИМ мировым злом, но не боролись со своей внутренней нечистотой, и царь, и дворяне, тем более духовенство (были малые исключения) НЕ помогали христианам в этом - не учили как правильно спасать душу, потому эта нечистота и уничтожила РИ!
***Неужели удерживается верными Царю-мученику православными христианами, которые могут, «держась за своего святого Царя на Небесах, еще какое-то время удерживать Россию и мир от окончательной гибели***
Да сам Бог не в силах спасти человека без участия человека в своём спасении, тогда как можно на Небесах "царю-мученику с православными христианами" удерживать Россию и мир от гибели? У них что, отдельный ватикан, царство в Царстве?! Это что такое?! Уже за гранью!
***скипетр и держава Русского государства сегодня в руках Царицы Небесной***
Один Господь знает, что полезно каждой душе, что не полезно, и если для души будет не полезно то, о чём милостиво просит Матерь Божия, Бог не удовлетворит просьбу Своей Матери. Нам ведомо ТОЛЬКО о тех прошениях Матери Божией, которые Бог удовлетворил, и неведомо о тех, которые Бог не удовлетворил. Духовное состояние даже самого великого православного царя - прижизненного праведника не превалирует над духовным состоянием православных христиан, чтобы его дух диктовал свои условия духу христиан.
Царь - не может быть Удерживающим! «И сказал Господь Бог: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым людьми, потому что они плоть..."» (Быт. 6:3) и - начался Всемирный потоп. Удерживающий, - это Дух Божий, прежде всего, в православных христианах России, ибо в России крещеных людей в истинной вере больше всего в мире. То есть не будет уже истинных православных исповедников столько, сколько необходимо для существования земли. Ибо если для спасения Содома недостаточно было одного праведного Лота, который спасся со своим семейством, тем более после страданий, смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа для спасения жизни на земле должен быть минимум истинных православных праведников. Когда будет отнят Удерживающий, то и тогда врата ада не одолеют Церковь Господню, ибо всё равно будет столько истинных праведников, скольку необходимо для жизни Церкви Господней, но эти праведники не в силах будут повлиять для спасения жизни на земле. Ведь были праведники и в РИ, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы, другие, известные Богу, но и они не могли повлиять на спасение РИ, при этом РПЦ не погибла. Удерживающий - Дух Божий был и в христианах в СССР, ибо не внешним государственным устройством - монархизмом живёт РПЦ, так же не номинальным количеством христиан, а внутри духовным качеством христиан при ЛЮБОМ государственном устройстве, и количество этого качества может быть самым минимальным. Это просто моё мнение, а не аксиома.

Михаил Яблоков 10.10.2019 в 18:28:17

Но с другой стороны вечность Римской Империи определяется тем, что Сам Богочеловек записался в ее подданство, соделав и ее т.о. вечной. Рим - сторица Римской Империи - перемещается в историческом пространстве, оставаясь всегда единым ее духовным центром. Третий (и последний) Рим - это Москва. Все зависит от того, сохранил ли Россия Православие, или отвергнет.

Михаил Яблоков 10.10.2019 в 18:18:46

Удерживать приход антихриста может только благодать Божия. Которая почивает или в Помазаннике Божием - Православном Царе - и тогда все государство становиться т.о. Удерживающим, или в православных христианах, являющих собою соль земли. А государство само по себе не может быть Удерживающим, так как может по факту быть богоборческим. Богоборчество не может удерживать зло, будучи само по себе злом. Сатана сатану не изгоняет.

Геннадий 10.10.2019 в 15:25:02

"Когда Даниил смотрел на десять рогов четвертого зверя, то он увидел, «как вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 8). Таким образом, антихрист воцарится над миром после разрушения римского царства (государств, восставших из этого царства)"
Из этих строк пророка Даниила не следует, что результатом восстания трех царей (рогов) будет уничтожение четвертого царства, наоборот, здесь же сказано, что восьмой рог (царь) возглавит оставшиеся семь рогов (царей) и поведет с этими тремя войну, результатом которой эти три царя будут побеждены, а в церковно-славянском тексте книги пророка Даниила, сказано, что они будут смиренЫ восьмым, в котором святые отцы видели Антихриста.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс