Богородица

Актуальные статьи

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

16.11.2017

 

В 2016 году в московских храмах, в частности, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», где служит председатель ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев), бесплатно раздавалась вышедшая в свет 110-тысячным тиражом брошюра «Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык», составленная самим владыкой Иларионом[1].

В изданной им брошюре митрополит Иларион (Алфеев) внес «поправку» в традиционное определение Церкви в Символе веры.


Прежде всего было бы странно, конечно, если бы такой рьяный филокатолик, как постоянный член Священного Синода митрополит Иларион (Алфеев), не исказил Догмата о Святом Духе – ахиллесовой пяты папизма. Так и случилось. Его «вольный» перевод, где Дух «Животворящий» назван «оживляющим» (причём – именно с маленькой буквы!) – чрезвычайно показателен. Но это, как минимум, бездарная отсебятина.

Большое смущение православных вызвало внесенное митрополитом Иларионом изменение 9-го члена Символа веры, который в его переводе звучит так: «Верую… в единую Святую, вселенскую и апостольскую Церковь». Большинство комментаторов обращают внимание на различие между православным и католическим пониманиями греческого термина καθολικὴν (кафолическая, соборная, всеобщая, вселенская): если православные ставят акцент на соборном характере Церкви, то католики – на ее универсальности, глобальности.

Так чем же помешало митрополиту Илариону слово «соборная» (Церковь)? Можно предположить, что, внося в перевод Символа веры слово «вселенская», митрополит Иларион захотел сделать акцент на том, что в Церкви основополагающие решения принимаются исключительно иерархией, без согласованием с прочим духовенством и мирянами, которые тоже входят в полноту Церкви. Об этом свидетельствует вся история Вселенских Соборов. Другими словами, так легче протаскивать разного рода модернистские и либеральные инициативы, как то: перевод богослужения на русский язык (русификация богослужения), попытки «уточнения» якобы уже неточного церковного календаря, «оптимизация» постов, а по сути дела их постепенное упразднение, прививание пастве филокатолических и экуменических настроений и т.д. При слове «соборная» (Церковь) все подобные инициативы неизбежно наталкиваются на резкое неприятие и противодействие духовенства и мирян, что, конечно, представляет неудобство для доморощенных ревнителей обновленчества.

Итак, мы видим здесь не только наглую подмену, но по сути подсовывание вместо термина «вселенская», фактически, такого выдуманного еретиками свойства Церкви, как «экуменическая» (именно так этот термин будет звучать в переводе на большинство европейских языков).

Когда народ бездумно молится на Божественной Литургии по книжицам митрополита Илариона (Алфеева), принимая за истину искаженный смысл Никео-Царьградского Символа веры, то в действительности он исповедует веру, отличную от веры, которую уже 2000 лет исповедуют православные христиане. Народ в этом случае гласно исповедует в православном храме неправославное учение и тем самым удаляется от Христа, Истины и Церкви!

Пророчества старцев об изменении в предантихристовы времена Символа веры не обязательно будут исполняться по букве (например, добавлением «Филиокве», как некоторые ожидают), но вполне по-иезуитски – изменением смысла текста. Ведь так слугам антихриста будет гораздо легче добиться массового безропотного принятия этих искажений православным народом, что и произойдет, когда еретическое мнение отдельных иерархов будет закреплено общецерковными решениями соборов.

Напомним, что митрополит Иларион давно известен своими симпатиями к римо-католицизму и многочисленными встречами с Папой Римским. В ряде интервью он заявлял, что не считает католиков отделенным от Церкви сообществом и даже предложил наложить мораторий на святоотеческий термин «ересь» в отношении Римо-католической церкви.

 


[1] «Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык» (Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). М., изд.«Никея», 2016 г. Тираж 110 тыс.экз.)

 Редакция сайта «Благодатный Огонь»




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Владимир Юрганов 20.11.2017 в 06:06:30

Марине
Ну как они могут петь искаженно? Искажен Символ Веры пока только в русском переводе, а чтобы петь искаженно, литургия должна вестись на современном русском. Пока ещё там вряд ли на русском. Вот в обновленческих храмах, где практикуется русское богослужение, там могут и заменить.

Михаил Яблоков 19.11.2017 в 20:44:14

Андрею Кочеткову.
Приветствую, Андрей! Самое печальное будет, если Архиерейский собор примет "Новый катехизис". То, что он еретический, уже мало у кого вызывает сомнений. И еще важно в каком статусе. Если как пособие для миссионэров, то можно будет о нем преспокойно забыть как о старшном сне, а если в качестве Символической книги, то это гораздо серьезнее! По сути дела, это будет означать, что Поместная Русская Православная Церковь в своем официальном исповедании уклонилась в ересь. Скорее всего, Патриарх Кирилл постарается на корню задавить любые возражения архиереев, как это и было раньше. Посмотрим... Остальные вопросы, как, например, признание или непризнание поросенкологовских лжемощей, не настолько важны по сравнению с этим.

Татиана 19.11.2017 в 20:27:50

Марине.
Уважаемая Марина! В храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке на Богослужениях читается канонический Символ Веры, в том числе на архиерейских Богослужениях! Не следует лжесвидетельствовать. Храни Вас Господь!

Андрей Кочетков 19.11.2017 в 19:25:27

Михаилу Яблокову
Уважаемый Михаил. Здравствуйте. Простите великодушно, вот захотелось обратиться к Вашему мнению, правда, к сожалению, "Благодатный Огонь" меня не очень-то жалует. Вы в одном из Ваших постов сказали о том, что еретичествующий иерарх должен быть соборно осужден, тогда мы можем его не принимать и не поминать. 29 ноября намечен Архиерейский собор. Мне думается, что осуждения всеереси там не произойдёт, а совсем наоборот. Каково Ваше мнение? Может ли что-то революционное произойти?

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 19.11.2017 в 17:46:48

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее». Схоларию – Марк Ефесский (Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами).
Не может быть двух и более истинных Церквей. Только одна Церковь истинна, остальные претенденты лгут. Попытки на основе "дружеских" отношений признавать существование нескольких церквей есть поиск широкого пути: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;" (Матф.7:13).

Михаил Яблоков 19.11.2017 в 17:34:33

Владимиру А.
Ересь, конечно, что тут скажешь... Но соборно не осужденная. Все пока в процессе. Рано еще не поминать. Но я не осуждаю тех, кто уже не поминает, если они не дерзают всю Церковь называть безблагодатной. Такие, увы, тоже есть.

Владимир А. 19.11.2017 в 13:17:37

Михаилу Яблокову
//1. Епископ исповедует ересь, уже соборно осужденную и 2. Если исповедует ее открыто и всенародно. //
1. Небольшая ремарка: в 15 правиле сказано «ереси, осужденныя святыми соборами или отцами(!)».
2. Но это не важно, ибо еретичествующие епископы низвергают учение Православной Церкви о Себе, выраженное в Символе Веры: «Верую во едину (т.е. одну, единственную) Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (и это есть Православная Церковь). ...
3. Очевидно, что Шамбезийские документы должны трактоваться, учитывая тот смысл, который вкладывали в них те, кто их составлял и подписывал, а не интерпретаторы, задним числом выдумывающие как-бы эти тексты объяснить, чтобы все были довольны (не имею в виду вас, Михаил). Чтобы понять о Церкви или сообществах, лишь традиционно называемых «церквями», говорится в 6-м пункте, достаточно изучить историю появления этого 6-го пункта и понять какую мысль хотели донести его авторы. Эту работу для всех верных православных христиан уже выполнил митрополит Навпактский и св. Власиевский Иерофей. Результат анализа истории появления 6-го переведен на русский. http://www.odigitria.by/2017/09/07/...-mir/ Из анализа истории появления 6-го пункта ясно следует, что по мнению авторов 6-го пункта, под «христианскими церквями» в 6-м пункте подразумеваются не только Православная Церковь, которая является единственной, Святой, Соборной и Апостольской, но есть и другие Церкви вне Православной Церкви. Приведу только один пример из истории появления 6-го пункта. На 3-м Предсоборном Всеправославном Совещании (1986) Митрополит Карфагенский Парфений, который затем стал Патриархом Александрийским, вторым по старшинству в Православных Церквах, поставил экклезиологическую «проблему», в виде вопросов и, таким образом, позволил зафиксировать свое мнение по поводу «церковного статуса» инославных христиан. Он поднимает вопрос «церковного статуса» христианского мира за пределами Православной Церкви, с которым ведутся богословские диалоги. Его Преосвященство интересует определение, кто такие римо-католики, и кто такие «древние восточные Церкви», то есть антихалкидониты, либо дохалкидониты, либо монофизиты, поскольку как Митрополит Александрийской Церкви он имеет постоянный контакт с египетскими коптами. Он совершенно ясно говорит о «братьях-христианах» и «христианских Церквах», которые приняли решение по данному вопросу, имея в виду очевидно римо-католиков, поскольку после ІІ Ватиканского Собора римо-католики продвинулись от принципа исключительности к принципу всеобъемлемости, то есть наделили статусом Церкви, пусть даже не в полной мере, Православные Церкви и назвали братьями-христианами других протестантов. Таким образом, он ставит «ключевой вопрос», который является «решающим»: «Когда я веду диалог с римо-католиками – это ключевой вопрос, – то принимаю ли я, что они являются Церковью, или не принимаю?» «Православная Церковь – это единственная Церковь, а все остальные находятся вне Церкви?» «Или у них тоже есть что-то от Церкви?». Он призывает всех представителей Православных Церквей ответить на эти вопросы. «Давайте дадим этим людям точное определение», и, конечно же, записать что-то по этому вопросу в документе, который готовили для передачи на Святой и Великий Собор для принятия дальнейшего решения. Он хотел бы найти «какое-то решение», но подчеркивает, что «не сию минуту». Он обосновывает вопрос об определении статуса других христиан по отношению к Православной Церкви тем, что подобный ответ облегчил бы диалог с этими христианами, поскольку как говорится: «Если я приму их в качестве Церквей, то начну разговаривать с ними более по-братски. Если же это не Церкви, что происходит в этом случае?». Очевидно, что представитель Александрийского Патриархата имеет убеждение, что не только Православная Церковь является Единой, Святой, Соборной и Апостольской, но элементы «церковного статуса» есть и у христиан вне Православной Церкви. Он поднимает этот вопрос, так как хочет, чтобы соответствующее решение было принято всеми Православными Церквами. Его высказывания таковы, что в них косвенно содержится согласие с существованием и других Церквей.

Михаил Яблоков 18.11.2017 в 21:03:28

Владимиру А.
Вторую часть 15-го канона Двукратного Собора можно применять только лишь в том случае, если: 1. Епископ исповедует ересь, уже соборно осужденную и 2. Если исповедует ее открыто и всенародно. Такого пока нет. Экуменизм соборно не осужден. Поэтому все запрещения в священнослужении остаются в силе. Пожалуйста, не поминайте, только и литургию не служите! А если все равно служат, то полностью лишаются права на последующую апелляцию. Тем более, у запрещенного священника сразу же изымаются антиминс и св.миро.

Марина 17.11.2017 в 18:33:49

Интересно, а поют на литургии в храме на Ордынке Символ Веры то же искаженно? Хотела летом сходить к митрополиту Илариону в гости, да времени пожалела. А сейчас, мне так захотелось посмотреть на митрополита во время богослужения! Вот тебе и свобода! Церкви открыты, преследований верующих нет, но работа антихристова ведется с ужасающей скоростью!

Владимир А. 17.11.2017 в 17:34:00

Михаилу Яблокову
//Если присоединяются к какому-нибудь из уже известных расколов, то это раскол.//
Согласен с вами.
//Если просто не поминают, без присоединеия к раскольникам, то пусть тогда принимают со смирением запрещение в служении.//
Есть нюансы. Стоящие в истине Православия непоминающие священники, отделяющиеся от общения с еретичествующим епископом, ради некие ереси, применившие 15-ое правило Двухкратного Собора и из-за этого запрещенные, могут служить после запрета. Благодать Святого Духа действует в Таинствах священников, действующих в соответствии со 2-ой частью 15-го пр. Двухкратного Собора в Константинополе 861 года и запрещенных еретичествующим епископом. Ибо запрещение без вины, а также запрещение от еретичествующих епископов не имеет силы, в том числе и прежде расследования вины еретичествующего епископа. Это учение Православной Церкви содержится как в правилах Вселенских Соборов, так и в учении Святых Отцов.
15-ое пр. Двухкратного Собора: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некие ереси, осужденные святыми соборами или отцами, ... прежде соборного рассмотрения, ... достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов [лжеепископами названы прежде соборного рассмотрения – В.] и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранить церковь от расколов и разделений».
Толкование - Зонара: «таковые отделились не от епископа, но от лжеепископа [лжеепископом назван прежде соборного рассмотрения – В.], и не раскол произвели в Церкви, а скорее освободили Церковь от раскола, насколько это от них зависело».
Понятно из 15-го пр., что лжеепископ не может судить, и его запрет, отделившегося от общения, ничтожен. Об этом говорит и 3-е пр. III Вселенского Собора: 3-е пр. III Вселенского Собора:
«…Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским Собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам».
Толкование – Аристен: «Кому запрещено священство от Нестория, тот непременно должен священнодействовать, а кто принят им, тот несвящен».
Такого же учение и святых отцов Православной Церкви:
Святой Дионисий Ареопагит: "Если епископ отлучит кого-либо против воли Божией, Божий суд не согласуется с этим".
Св.Иосиф Волоцкий: "...Божий суд не следует ни патриаршему, ни епископскому суду – не только неблагословению и отлучению, но и проклятию, если проклятие это без вины. Ты видишь, что Божий суд не следует еретическому проклятию, но клятва еретиков на них возвращается. И все еретики, проклинающие христиан, себя проклинают.Если проклинающий Авраама проклят, по Божественному гласу (Ср.: Быт. 12, 3), то тем более еретик и отвергшийся от Христа, проклинающий христианина, сам проклят. Многие еретики проклинали христиан, и не последовал за этим Божий суд, но сами они были прокляты".
Св.Иосиф Волоцкий: "Без благодати Святого Духа никто из священников ничего не может сделать. Еретики же имели в себе нечистый дух сатанинский; как могут они связывать и разрешать на небе и на земле?"
Св. Иоанн Златоуст: «Если святитель отдает неправедное повеление – не покоряйся ему, даже если он будет ангелом».
Св.Иосиф Волоцкий: "Из святых Правил: Те, кто отходят от общения с епископами, впавшим в какую-либо ересь, не только не подлежат запрещению по Правилам, но и сподобятся чести, подобающей православным, ибо они презрели не епископов, но лжеепископов и ложных учителей, и не разрушили единство церковное, но старались устранить церковные расколы и разделения (15-е правило Константинопольского собора Двукратного.). Таким образом, божественные апостолы, священные учителя и святые патриархи, семь святых Вселенских Соборов, на которых были две тысячи святых отцов, и множество святых поместных соборов – все предали еретиков проклятию и нам также повелели проклинать их, отвращаться от них и избегать их. Они разъяснили, что если те и проклянут нас, нам это никак не повредит: проклятия обратятся на самих еретиков".
Св.Иосиф Волоцкий: «Из святых Правил: Тот, кто пренебрегает священными и божественными Правилами святых отцов наших, да будет проклят (1-е правило Шестого Вселенского Собора.). Мы видим, что еретики хулят Правила святых отцов наших, – и потому прокляты; как же Бог станет слушать еретиков? Ясно, что когда еретики проклинают нас, мы благословляемся от Бога».  См. Св.Иосиф Волоцкий: "Просветитель: Слово 12" против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто если епископ будет еретиком и не благословит или проклянет кого-либо из православных, Божий суд последует его суду. Здесь же приводятся свидетельства из святых книг, что если еретик, даже будучи епископом, не благословит или проклянет кого-либо из православных, то Божий суд не последует суду еретика.

Михаил Яблоков 17.11.2017 в 14:07:32

Владимиру А.
Если присоединяются к какому-нибудь из уже известных расколов, то это раскол. Если просто не поминают, без присоединеия к раскольникам, то пусть тогда принимают со смирением запрещение в служении. Иначе по канонам лишаются права на апелляцию. Подписание унии будет являться известным фактом. Такое не скроешь. Вот отсюда и надо начинать, а не от мнимых ересей того или иного архиерея.

Россиянин 17.11.2017 в 12:25:29

Это очередное явное вероотступничество, измена Православию. Те же, кто потворствуют такому богохульству, становятся такими же.

Владимир А. 17.11.2017 в 12:20:13

Михаилу Яблокову.
Как я понимаю, вы называете фальстартом отказ в благодати таинствам в РПЦ. Но это не фальстарт, а хула на Святого Духа. Поэтому «фальстарт» – на мой взгляд, неудачный термин. Если ересь епископа известна, то применение 15-го правила без обвинения в безблагодатности всей Церкви, есть защитный механизм Церкви. Естественно, включение этого защитного механизма не может происходить одновременно (ведь этот механизм работает до собора, который осудит еретиков), поэтому кто-то начинает непомин раньше, кто-то позже. А выстрела стартового пистолета не будет до собора.

Михаил Яблоков 17.11.2017 в 05:08:49

Геннадию.
Пророчества еще надо правильно понимать. И это первое. А второе и главное, это то, что будет какой-то очевидный для православных момент, непременно выраженный внешних знаком, когда уже нельзя будет ходить в храмы, в которых служат униаты. А абстрактные рассуждения многих приводят к фальстарту, фактически к расколу, что мы может наблюдать на примерах многочисленных греческих старостильнических сект. Фальстарта быть не должно. Раскол - это дело диавольское.

Геннадий 16.11.2017 в 21:22:00

Михаилу Яблокову
Думаю, никакого явного знака мы не увидим в том смысле, который подразумеваете. Для того чтобы узнать это время, у нас есть пророчества Святых, например это, где перечислены признаки отступления от Православия и Бога: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический Собор под названием "святой”. Но это будет тот самый "восьмой собор, который будет сборищем безбожных”. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!» (Преподобный Кукша Одесский).
Как сказано у святого, "только избранные увидят это", следовательно неверные ничего крамольного в грядущих изменениях не узрят, а примут всё за чистую монету. Как то это напоминает ситуацию с непоминающими, есть правила 15 и 45, однако мало кто их применяет, по-видимому ждут особых указаний... как видится мне, так же будет и с признаками и знаками...
На память приходит евангельская притча о богаче в аду, которому было отказано в особых знаках, которых он просил для своих братьев, а было прямо ему сказано, "У них есть Моисей и пророки" (Лк16:29-31)...

Михаил Яблоков 16.11.2017 в 20:04:34

Геннадию.
Да. Но пока никакой унии еще не заключено. После заключения унии должен быть какой-то знак. Что уже благодати нет! В этот храм ходить нельзя, здесь служат униаты.

Геннадий 16.11.2017 в 19:31:43

Михаилу Яблокову.
Статья эта как раз и говорит о таком знаке. Правда не уверен, что ОНИ на этом остановятся, есть уже и другие знаки, например раздельное причащение или храмы без иконостасов или с низкими иконостасами, престол на середине храма. А дальше будет больше, как предупреждают святые, будет отменена Безкровная Жертва, вот тогда храмы посещать будет нельзя, даже под страхом смерти. А пока они наши.

Михаил Яблоков 16.11.2017 в 18:39:03

Владимиру А.
"Догмат" папского примата останется непременнно. Больше того, эти лукавцы могут гласное поминание папы на литургии не применять. Иначе тогда сразу все откроется. Но и Господь не оставит верных без какого-то внешнего знака. Какой это будет внешний знак - трудно сказать. Но он будет. Чтобы верные не молись и не осквернялись с новыми униатами.

Владимир А. 16.11.2017 в 18:19:15

Михаилу Яблокову
//Разве что только один догмат сохранят - это примат папы//
Да, их интересует только один догмат: "Папа сказал - и стало так". Поэтому им нужны, как вы назвали, примат папы, и второе - безошибочность папы. Действительно, другие догматы их не интересуют, верьте как хотите, главное папу слушайтесь. .

Михаил Яблоков 16.11.2017 в 12:27:23

Да не будут они вообще изменять Символ веры! Они провели работу над ошибками (Лионская, Флорентийская, Брестская унии) и не будут наступать на одни и те же грабли несколько раз. По догматике уже ломать копья никто не будет, как это было времена св.Марка Эфесского: какую хотите, такую и исповедуйте догматику, и Символ веры какой хотите, такой и пойте! Разве что только один догмат сохранят - это примат папы. И все. На остальное им просто наплевать. Какой там филиокве? Томизм отброшен на помойку истории Вторым Ватиканском собором, сейчас в РКЦ полным ходом рулит оригенизм. А там непринципиальна догматика, всеспасение же. Вот отсюда они и будут танцевать. А остальное - оперативное прикрытие и не более того. Надо знать откуда лукавый враг подойдет и быть начеку.

Пётр 16.11.2017 в 12:26:04

Издана эта макулатура "православным" издательством Никея. Ничего удивительного

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс