Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Сравнительно недавно (не более трех лет назад) в публичном пространстве интернета стало известно имя Валерия Сутормина, который организовал движение «Развода нет» и так называемую «Службу духовной безопасности» (далее – СДБ). Заявленная цель данного движения – борьба за каноническую чистоту и святость брака и отстаивание идеалов благочестия. Валерий и его не очень многочисленные последователи развили бурную деятельность, выпуская с небольшими временными промежутками всё новые видеоролики и размещая их на канале «ютуб».

Второе направление их деятельности – это подача исков в Церковный суд, но в данной статье мы коснемся только того учения о браке, которое проповедуют В. Сутормин, а вслед за ним и его единомышленники.

Как известно, на последнем Архиерейском Соборе был утверждён документ «О канонических аспектах церковного брака», который во многих своих пунктах смутил православных людей. Особенно это касается пункта, оправдывающего заключение браков с инославными, а также возможность вступать в брак восприемникам, то есть людям, находящимся в духовном родстве (крестным родителям – куму и куме). Смутил и вызвал отторжение пункт о приоритете государственной регистрации брака по сравнению с церковным таинством венчания, а также пункт о легкой возможности заключать вторые браки после распадения первого венчанного союза и некоторые другие аспекты.

Несомненно, данный документ требует пересмотра и является соблазном для православных верующих (тем более, что ситуация с браками даже среди воцерковленных людей далеко не радужная, сегодня можно наблюдать печальную картину крайне легкомысленного отношения к браку и как результат – нарастающее количество разводов в православных семьях).

В связи с принятием нового документа о браке еще более активизировалась деятельность Валерия Сутормина и его «Службы духовной безопасности». Ими было проведено до и после Архиерейского Собора несколько собраний (в количестве не более 20–30 человек), именуемых почему-то то «Всепоместный собор», то «Земский собор» (надо сказать, что Валерий очень любит именно так называть свои мероприятия), на которых новый документ о браке был подвергнут разгромной критике и обвинению в наличии в нём «прелюбодейной ереси».

Но вот вопрос: какое учение о браке нам предлагает сам Валерий и его последователи? Соответствует ли его учение вероучению и канонам Церкви?

* * *

Главный постулат, выдвигаемый Суторминым – это учение о невозможности распадения церковного брака ни при каких обстоятельствах. Этот постулат он отстаивает до конечного логического завершения. Согласно Сутормину, брак абсолютно нерасторжим в принципе (отсюда и название движения «Развода нет», то есть развод в принципе не существует). А это означает, что даже прелюбодеяние мужа или жены не расторгает брак. По Сутормину брак остается нерасторжимым и даже в случае принятия одним из супругов или обоими монашеского пострига.

Такое толкование брака Валерий выводит из слов Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Валерий и его последователи видят в этих словах не заповедь, данную нам, а констатацию непреложного факта. Дескать, никто и никогда не может разрушить церковный брак, так как брачующихся сочетал Бог в таинстве венчания. По Сутормину брак не может быть разрушен ни при каких обстоятельствах, словно соединение брачующихся произошло намертво неким механическим способом. Надо отметить, что очень похожий взгляд на нерасторжимость брака проповедуется католической церковью.

На самом деле изречение Спасителя «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» являются именно заповедью о нерасторжимости христианского брака, а не констатацией непреложного факта. Христос устанавливает такой взгляд на брак, когда развод по любой причине является тяжким грехом кроме вины прелюбодеяния. Прелюбодеяние как единственная причина развода называется потому, что в этом случае происходит фактическое попрание и уничтожение брака. В остальных случаях развод не может быть действительным, поэтому разведенный супруг, вступающий в новый брак, осуждается как прелюбодей.

Наиболее подробно отношение Христа к браку раскрывается у евангелиста Матфея (19, 1–12), когда в ответ на искусительные вопрошания фарисеев Господь устанавливает заповедь о нерушимости брака, делая лишь одну оговорку: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». В толковании на это место Евангелия свт. Иоанн Златоуст пишет, что Христос позволил разводиться с женою «исключительно только по причине прелюбодеяния». Совершенно понятно, что смертный грех прелюбодеяния расторгает единство мужа и жены, разрушая как духовное единство, так и единство плоти. Прелюбодей в самом корне разрушает брачные узы и сам как бы умирает для супружества, о чем писали многие святые отцы. Так, например, свт. Иоанн Златоуст считал разрушительной для брака (в отличие от Валерия Сутормина) не только измену жены, но точно так же и измену мужа. Он писал, что после супружеской измены «и муж уже не муж, и жена не жена».

Но Валерий не признает того, что брак может быть разрушен этим грехом. Из этой его установки вытекают и другие искаженные понятия о браке, а также искаженное толкование канонов Церкви. Так, Валерий, а вместе с ним его «Служба духовной безопасности», пытается подогнать под своё учение 9-е правило свт. Василия Великого, перетолковывая это правило по-своему. Это правило начинается такими словами: «Господне изречение, что не позволительно разрешаться от брака, разве словесе прелюбодейна, по разуму оного, равно приличествует и мужьям и женам». И далее подчеркивается: «Но не то в обычае…». Далее св. Отец описывает принятый в его время обычай, согласно которому изменщицу-жену муж обязан прогнать, а жена, напротив, обязана удерживать своего мужа, даже если он прелюбодействует и блудит (а также говорится, что она должна терпеть от него побои и утрату имения). Если же жена оставит законного мужа, перейдя к другому мужу как прелюбодеица, то оставленному мужу позволительно вступить в союз с иной женщиной, которая за это не осуждается.

Всё, описанное в этом правиле как обычай, которому трудно найти объяснение (по слову самого свт. Василия, высказанное им в 21-м правиле), Валерий и его последователи выдают за нравственный императив, за высший закон, которым должны руководствоваться брачные отношения.

Из своего понимания этого правила Валерий выводит новую теорию о «православной наложнице», то есть о женщине, вступивший в незаконное сожительство с оставленным женою мужем. Так как брак нерасторжим абсолютно (по Сутормину), то эта женщина («православная наложница») не имеет права вступать в законный брак с оставленным мужем, но может просто сожительствовать с ним, и такое сожительство якобы не осуждается Церковью.

Валерий Сутормин доказывает, что брошенная прелюбодеем-мужем жена обязана приложить максимум усилий для его возвращения. Если же она не станет их прилагать, смирившись с уходом мужа к другой женщине и, например, заявив о том, что не желает возвращения мужа-прелюбодея, то грех прелюбодеяния мужа падает на неё, и в таком случае муж как бы освобождается от греха и может спокойно сожительствовать с другой. Также Валерий утверждает, что муж не имеет права простить жену, даже если её измена была однократной и она горячо в этом покаялась.

Возникает вопрос: есть ли такое учение в Церкви, и кто из святых Отцов так учил о браке?

Для начала необходимо ознакомиться с церковными толкованиями на 9-е правило свт. Василия Великого, о которых умалчивает Валерий и его СДБ. Толкователи Зонара, Аристин и Вальсамон единодушно после разъяснения этого правила подчеркивают: «Но это по обычаю, который имел силу во времена сего великого отца. А на основании изданной после того новеллы императора Юстиниана о расторжении браков… кроме других причин, по которым женам дается право прекращать сожитие (со своими мужьями), позволяется им расторгать браки и по причине ревности в том случае, если муж в одном и том же доме, или городе сожительствует с другою женщиной и, не смотря на приглашение со стороны жены, не оставляет общения с нею» (Аристин). А вот из толкования Вальсамона: «…А поелику почти все, что содержится в этом правиле, изменила 117-я Юстинианова новелла…, то прочти ее… и узнаешь, какими способами расторгаются супружества…» То же самое повторяется и в Славянской кормчей: «…Днесь же ни муж ни жена разрушити сожития не может, аще не будет кая вина подобна: о них же яве, Иустинианова, новая заповедь повелевает».

Как известно, свт. Василий Великий жил в IV веке, а император Юстиниан – в VI веке. Законодательство византийского императора Юстиниана относительно брака было более приближено к христианскому пониманию брачных отношений, чем обычай во времена святителя Василия. 87-е правило VI Вселенского собора (680–681 г.) уже не повторяет описанного в 9-м правиле Василия Великого принятого в его время обычая. Текст 87-го правила основан полностью на евангельской заповеди о нерасторжимости брака «кроме вины прелюбодеяния»:

«Жена, оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по Священному и Божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: аще жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет. И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив. Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины, то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлющий, по слову Господа, повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами Отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут».

Заметьте: в этом правиле уже не говорится о том, что оставленный женою муж имеет право вступить в новый союз. Ему оказано снисхождение в том, что он остается в общении с Церковью. Также в этом правиле нет слов о долге жены терпеть измены своего мужа. И хотя Василий Великий запрещал в своем правиле жене требовать расторжения брака на основании прелюбодеяния мужа, со временем и жена получила такое право в случаях, если муж пытался свести ее с другим мужчиной, если муж перед судом обвинял ее в прелюбодеянии и не смог доказать ее вины, если муж сожительствовал с посторонней женщиной в доме, где живет и его жена, а также если муж без нужды жил в разлуке с женой в течение продолжительного времени.

Святые отцы прямо высказывали мысль, что из существа христианского брака вытекает равная обязанность как для мужа, так и для жены – хранение супружеской верности. Григорий Богослов называл несправедливым и нелепым римский закон, согласно которому женщина судилась за нарушение супружеской верности как уголовная преступница, а муж за такое же деяние практически не наказывался. «Как ты требуешь целомудрия, – вопрошал он, – а сам не соблюдаешь? взыскиваешь, чего не дал? Почему, будучи сам плоть такого же достоинства, неравно законополагаешь? И будете два, сказано, одна плоть, а единая плоть имеет и одинаковую честь» (из слова 37).

Святитель Иоанн Златоуст тоже горячо высказывается в этом же духе. В одной из бесед на Послание к Фессалоникийцам он писал: «Прелюбодеяние бывает не только тогда, когда прелюбодействует женщина, связанная браком с другим, но и когда прелюбодействует оженившийся… Не то только прелюбодеяние, когда растлевают замужнюю женщину, но также есть прелюбодеяние, когда сами, будучи женаты, совершаем блуд с отпущенной и свободной… Но так как и ты женат, то и твой поступок есть прелюбодеяние». В другом месте свт. Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о теперешних внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и мужа и жену и называет это дело прелюбодеянием».

Но Валерий Сутормин и СДБ не хотят считать измену мужа прелюбодеянием (вопреки 87 правилу VI Всел. Собора), предпочитая именовать блудом, если муж имеет связь с незамужней женщиной, но зато упорно твердят о «православной наложнице», учение о которой сочинили сами. Ни у одного святого Отца мы не найдем такого измышления. Более того, в толковании на 9-е правило свт. Василия Великого (из которого они якобы извлекли мысль о наложнице) говорится вовсе не о наложнице, а о жене и браке («Если же какая вступит в брак с мужем…» – из толкования Синопсиса). Такая проповедь СДБ не является ли проповедью «прелюбодейной ереси», выражаясь их языком? Церковь никогда не признавала сожительства мужчины и женщины вне брака. Для такого сожительства есть другие наименования – блуд или прелюбодеяние. Валерий фактически агитирует женщин становиться такими наложницами, описывая все преимущества такого положения. Не безумие ли это?!

Мы видим, что крайне непримиримая и горделивая позиция Валерия Сутормина привела в итоге не только к превратному пониманию канонов, но и к вопиющей безнравственности и антиканоничности, к аморальности и смертному греху. Применение канонов исключительно «по букве» (да и то искаженной!) приносит не пользу, а вред, ибо, по аналогии с субботой, не человек сотворен для канонов, а каноны написаны для человека-христианина.

В выступлениях Валерия Сутормина наблюдается неприкрытое отношение к женщине как к человеку второго сорта. (Уход жены от мужа по любой причине он с превеликим возмущением именует «плевком в небеса», подлостью, предательством, великим злодеянием, но ничего подобного не говорит об оставлении мужем жены, наоборот, постоянно доказывает, что жена обязана прощать все измены мужа.) С чисто психологической точки зрения это можно объяснить его личной семейной драмой. Но как объяснить тот факт, что он не стесняется постоянно бичевать свою бывшую жену в публичном пространстве, выставляя на всеобщее обозрение её грех? Почему он провоцирует и других людей, участников его передач, рассказывать подробно о своих личных проблемах вплоть до интимных? В какой-то степени такие передачи напоминают светские программы, в которых участники не стесняются вываливать наружу «своё грязное бельё», но при этом чаще всего обвиняя не себя, а других в своих бедах.

На недавнем «Всепоместном соборе» Валерий и его единомышленники (как правило, тоже пострадавшие на почве семейной жизни) приняли решение о пересмотре жития грузинской святой – царицы Тамары (может быть, даже о деканонизации её?!), так как св. Тамара выгнала своего первого мужа Юрия из-за его безобразного поведения, а позже вышла замуж за другого князя, родив от него наследника престола. Согласно Сутормину, царица Тамара была в прелюбодеянии. Странно, почему Валерий с единомышленниками не добивается деканонизации св. преп. Матроны (V век), которая убежала от своего мужа и скрывалась от него в мужском монастыре. Согласно Сутормину, женщина не имеет права ни по какой причине разводиться с мужем. Сам он планирует в перспективе принять монашество и священный сан, но при этом будет по-прежнему считать самого себя главой своей семьи и бывшей жены (об этом написано на его странице «вконтакте»). В доказательство того, что брак остается в силе даже с принятием монашества обоими супругами, Валерий приводит в пример житие св. Петра и Февронии, которые умерли в один день и были похоронены в одном гробу, хотя и были в монашеском постриге. Но разве этот пример доказывает факт сохранения брака после принятия супругами монашества? Этот пример показывает высоту христианской любви Петра и Февронии, которые перестали быть мужем и женой, но остались в монашестве как брат и сестра. Их жизненный путь привел к такому возрастанию в христианской любви и к блаженному упокоению вместе как итог их боголюбезного жития.

Что же касается утверждения Сутормина о невозможности прощения для согрешившей жены, то приведем интересный текст на эту тему из древней книги «Пастырь Ерма», относящейся к творениям мужей апостольских Эта книга всегда пользовалась большим уважением у христиан, хотя и не вошла в канон священных книг. Ерм задает вопросы явившемуся ему Ангелу покаяния, и Ангел подробно отвечает ему:

«И я сказал ему: “Позволь мне, господин, спросить тебя немного”.

“Говори”, – сказал он.

“Если, господин, – сказал я, – кто-нибудь будет иметь жену верную в Господе и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?”

И он сказал мне: “Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии”.

“Что же делать, – сказал я, – если жена будет оставаться в своем пороке?”

И он сказал: “Пусть муж отпустит ее, а сам остается один. Если же, отпустив свою жену, возьмет другую, то и сам прелюбодействует”.

“Что же, господин, – говорю, – если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?”

И он сказал мне: “Если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене…”

Итак, заповедуется вам, чтобы вы оставались одинокими – как муж, так и жена, ибо в этом случае может иметь место покаяние. Но я не даю повода к тому, чтобы это так делалось [то есть повода к прелюбодеянию], но пусть не грешит более тот, кто согрешил».

Согласно «Пастырю Ермы» и муж, и жена не должны вступать в новый брак при супружеской неверности второй половины. При этом муж тоже имеет право (и даже обязан) простить свою жену, если она искренне покается. Подобное мнение можно найти у многих cвятых Отцов, а также в толкованиях церковных канонов, о чем умалчивает Валерий Сутормин. Кстати говоря, в толкованиях на 21-е правило Василия Великого (в котором опять-таки описывается обычай, неодинаково судящий измену мужа и измену жены, принятый во время жизни этого святого Отца), допускается возможность прощения измены жены мужем: «…и не обязан принять ее, если не захочет» (Зонара); «муж не должен быть принуждаем против воли принять ее в свой дом» (Вальсамон). То есть, если захочет, то может простить покаявшуюся жену.

* * *

Что же касается нового документа о браке, принятого Архиерейским Собором, то, к сожалению, многое смущающее в нём имело место и до революции, и даже гораздо раньше. Если мы коснемся темы брака в Древней Руси, то с удивлением увидим ситуацию, далекую от канонической чистоты. А ведь это было время Святой Руси! Вот лишь некоторые примеры.

Вплоть до XVIXVII веков многие браки не венчались.

Невзирая на провозглашенное христианским учением равноправие мужчины и женщины в браке, в случае супружеской измены на жену налагалось гораздо более суровое наказание, чем на мужа. Следуя путем светского римского законодательства, церковь закрепляла право требовать соблюдения супружеской верности только за мужем. Поэтому даже само прелюбодеяние рассматривалось только лишь как плотская связь замужней женщины с посторонним мужчиной.

Однако развод в данном случае был лишь правом, а не обязанностью мужа. Только священники обязаны были развестись с женами, допустившими измену, иначе они теряли свой сан. Если же муж сам побуждал свою жену к прелюбодеянию, то она могла от него уйти, а виновником развода в этом случае считался муж.

Супружеская измена переставала быть поводом для развода также в тех случаях, когда истец простил виновной стороне прелюбодеяние путем категорического заявления об этом или просто продолжал сожительствовать невзирая на неверность, или когда обиженный супруг в течение пяти лет после измены жены не начал дело о разводе.

Поводом для развода могли послужить действия жены, бросающие тень на ее репутацию и дающие возможность подозревать ее в супружеской измене. Иным было отношение к супружеской измене мужа. «Книги законные» предусматривали для обманутой жены возможность получить развод только в случае, если муж заводил вторую семью в непосредственной близости от законной супруги (в одном доме или в одном городе) и, будучи несколько раз уличен в этом своими родителями, родителями жены или другими внушающими доверие лицами, отказался разорвать эту связь. Посягательство мужа на жизнь своей супруги «Книги законные» также рассматривали в качестве повода для расторжения супружества.

Епископ Нифонт среди достаточных поводов для развода упоминает и добрачные долги мужа, не дававшие ему возможность достойно содержать супругу и приводившие семейство к нищете, а также пристрастие мужа к алкоголю, кражу и проматывание имущества жены.

Целый ряд поводов для развода связан с проблемами со здоровьем супругов. Так, одним из оснований для расторжения брака была неспособность мужа к супружеской жизни. Но расторгнуть брак по причине физической неспособности мужа к семейной жизни женщине можно было лишь через три года замужества. В этом случае вопрос о расторжении брака передавался на усмотрение жены и ее родителей. Муж также мог требовать развода в случае бесплодия жены, так как основной целью брака в древнерусском обществе считалось рождение потомства, и отсутствие детей считалось большим несчастьем и даже пороком. Применявшиеся на Руси юридические сборники византийского происхождения предусматривали возможность расторжения брака вследствие болезни. Эклога разрешала развод в случае заболевания одного из супругов проказой.

Сумасшествие по византийскому праву также могло послужить поводом для развода. Но в этом случае расторжение брака было возможно, только если не было надежды на выздоровление или на рождение здорового потомства, а также в случае, если сумасшествие больного супруга угрожало жизни здорового. Обстоятельствами, приводящими к разводу, считались длительное безвестное отсутствие одного из супругов или пребывание его в плену.

Поводом для развода являлся также отказ мужа от исполнения супружеских обязанностей. Так, новгородский митрополит Нифонт разрешает жене развод в случае, если муж отказывает ей в близости.

Чтобы уменьшить число незаконных разводов, епископ Нифонт попытался легализовать хотя бы их часть и в своих канонических ответах предоставил священникам право разводить супругов, если их брачная жизнь становилась несносной.

Таким образом, развод как юридический институт существовал в Древней Руси, но в языческие времена правом на расторжение брака обладал только мужчина, а поводы к нему не были регламентированы. В христианский же период после перехода семейных отношений под юрисдикцию церкви женщина также получила право на развод, а поводы к нему были закреплены законодательно. Но и после принятия христианства продолжались незаконные разводы, с которыми церковь вынуждена была мириться, хотя и наказывала их виновников.

* * *

Мы привели эти примеры, чтобы показать, насколько сложна и неоднозначна проблема брака, в какой непростой ситуации находились церковные пастыри даже во времена, когда Русь называли Святой. Что уж говорить о нашем апостасийном времени, по всем признакам – времени предантихристовом. Реальность нашего времени такова, что разврат буквально пронизывает жизнь общества. Но, конечно, это не оправдывает архипастырей, когда они с потрясающей легкостью и быстротой выдают «разводные справки» и разрешения на вступление в новый брак, откровенно попирая церковные каноны.

Но главное обвинение Валерия Сутормина, которое он выдвигает на первый план, это обвинение епископата и священства в «прелюбодейной ереси» (при этом он даже не замечает, как сам становится нарушителем канонов, ибо не имеет права лишать сана священников и вершить свой суд над духовенством!). Но вот вопрос: каким собором и когда была осуждена эта «ересь»? И не являются ли канонические нарушения в области брака не ересью, а каноническими преступлениями? Думается, что упоминание «прелюбодейной ереси» лишь одним св. отцом, прп. Феодором Студитом, и лишь в одном его послании «К Феофилу игумену» (Послание 39), не дает достаточных оснований считать нарушения канонов и Евангельских заповедей именно ересью. Под ересью в первую очередь понимается догматическое искажение вероучения. Если же происходит грубое попрание церковных канонов, такое деяние относится к области канонического преступления, а не догматической ереси.

Мы прекрасно отдаём себе отчет, что ни этой статьёй, ни другими увещаниями мы не сможем изменить позицию Валерия Сутормина, который, к сожалению, встал в гордую позу праведного судии, узурпировав право, не принадлежащее ему. Он занимается лишь тем, что судит и осуждает, в основном священников и епископов. Главными виновниками своей семейной драмы он также считает представителей духовенства, но ни в коем случае себя самого, не признавая своей вины в распадении брачного союза даже в малой степени. Может быть, именно это и стало причиной его теории об абсолютной нерасторжимости брака (уж слишком напоминающей католическое учение о браке!)? Ведь если брак самого Валерия остается как бы нерасторжимым, то и не приходится искать собственной вины в его распадении! Своих последователей он тоже учит судить и осуждать, вынося то и дело обвинительные приговоры. Еще немного – и он начнет провозглашать анафемы «предателям в рясах», при этом всё выше и выше поднимаясь в своих глазах.

Не напоминает ли такой тип мышления и поведения образ жизни тех самых ветхозаветных книжников и фарисеев, которых Спаситель обличал при Своей земной жизни, и чьей «закваски» заповедовал сторониться? Точно так же как и Валерий, они любили накладывать на людей «бремена неудобоносимые», считая себя великими праведниками, точно так же призывали «плевать в лицо» грешникам и побивать их камнями. Так же они любили «председательствовать» в собраниях и вершить свой «праведный» суд, не замечая «бревна в своём глазу». Спаситель обличал фарисеев в лицемерии, которые, как писал свт. Игнатий (Брянчанинов), с мелочной точностью держались старческих преданий, пренебрегая заповедями Божиими.

«Церковные постановления очень полезны и нужны как для каждого христианина, так и для христианского общества, – писал свт. Игнатий, – доставляя поведению порядок и правила; порядок и правила способствуют жизни благочестивой, но заповеди должны быть душой каждого христианина и христианского общества. Спаситель мира дал должное место, должную цену и отеческим “преданиям”, и заповедям Божиим. “Сие”, то есть предания отцов, “надлежало делать”, сказал Он, “и того”, то есть заповедей Божиих, “не оставлять” (Лк. 11, 42). От соблюдения постановлений Святой Церкви исполнение заповедей делается особенно удобным, а жизнью по заповедям точное соблюдение церковных постановлений охраняется от тщеславия, лицемерия и плотского мудрования. Закон Божий – “духовен” (Рим. 7, 14); евангельские заповеди “суть дух и жизнь” (Ин. 6, 63). Но как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления. Они соединены с духом Закона. Довольствующийся исполнением одних церковных постановлений и обрядов при оставлении внимания к евангельским заповедям или при недостаточном внимании к ним низводит по скудоумию своему Закон с высоты духовного значения, отнимает у него для себя духовное достоинство его, всю сущность и гибнет в плотском мудровании своем и по причине плотского мудрования своего (см. Рим. 8, 6)».

Очень печально, что среди православных людей находятся те, кто увлеченно встает в ряды «Службы духовной безопасности», начиная воспринимать самих себя как бескомпромиссных борцов за благочестие и чистоту брака, а на самом деле агитируя за разврат, призывая девушек и женщин становиться «православными наложницами».

Всю деятельность Валерия Сутормина и созданную им «Службу духовной безопасности» (которая на самом деле сама является духовно опасной), можно охарактеризовать как деятельность чисто сектантскую. Как писал еще в начале XX века священник Н. Стеллецкий в своей книге «Болгарская ересь богомилов», «в основе всякого религиозного сектантства лежит ложное стремление – устроить самостоятельную религиозную жизнь независимо от Церкви». «Это стремление, – писал он, – в особенности бывает тогда, когда болезненно возбуждённая религиозная мысль старается выработать и действительно вырабатывает своё собственное религиозное учение, усвояемое затем целою группою христиан, которые под знаменем его образуют своё отдельное от остальной Церкви сектантское общество».

P.S. В тот самый момент, когда была поставлена точка в конце статьи, нам стало известно о выступлении Валерия Сутормина на католическом радио «Мария» в Санкт-Петербурге 4 января 2018 года. В своем выступлении Валерий снова повторил свои излюбленные тезисы, но главное – выразил полную солидарность с католическим учением об абсолютной нерасторжимости брака, похвалив за это католическую церковь.

 Священник Георгий Максимов о «православных» наложницах В.Сутормина

 



Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
113
 /  - 
13
Комментарии:
татьяна 17/01/2020 в 22:43:29
Я думаю, что сутормин и его сдб вообще не достойны упоминания по своей бездуховности, никчемности и греховности. Говорить нужно о семейных ценностях, о необдуманных браках и скорых разводах при наличии детей, о недопустимости венчания невоцерковлённых пар.
Евлампия 13/02/2018 в 18:25:23
Да, тоже имела некое общение в инете с сообщниками Сутормина - обозленные, невменяемые персонажи... увы. Его жена еще чудом спаслась... бедная. От нормального мужика жена с двумя детьми не сбежит. И насильно мил не будешь. А он так и пытается насильно, юридически выкрутить свое. Совершенно невменяемый.
Михаил Яблоков 29/01/2018 в 17:56:56
Смешанные браки (с еретиками) напрямую запрещаются 72-м каноном Шестого Всленского Собора.
Михаил Яблоков 29/01/2018 в 17:54:39
Сергею.
Разумеется, были. В Царской России не только одни православные христиане жили.
Сергей 29/01/2018 в 16:26:47
Михаилу.
Не знаю, Деникин, насколько помню, не уточнял. Не уверен, что в Империи был некий "государственный брак без венчания". Органы ЗАГСЫ - это институт советского времени.
Михаил Яблоков 25/01/2018 в 15:11:23
Сергею.
Это был государственный брак без венчания.
Сергей 25/01/2018 в 14:14:55
М. Яблокову
Было. Отец Антона Ивановича Деникина был женат на католичке. Деникин в "Пути русского офицера" даже описывает однажды случившийся на этой почве конфликт.
Александр Шунин 23/01/2018 в 22:34:02
Агапит пишет:
"Что касается Сутормина, то в прошлом он - регент знаменного хора Спасского собора Андроникова монастыря, человек, переживший семейную драму и на мой взгляд, духовно повредившийся."
Печально то, что "духовно повредиться" он смог, имея духовника, который насколько я знаю, поддерживал его начинания (помнится, в сети даже были какие-то их совместные заявления). Я имею ввиду протоиерея Вячеслава Савиных. Если ошибаюсь - поправьте.
Михаил Яблоков 23/01/2018 в 20:33:20
Агапиту.
Не было в Царской России никогда смешанных браков (с еретиками). Исключения делались только лишь для царских родов для сохранения права престолонаследия, во избежание морганатических браков.
Агапит 23/01/2018 в 17:51:02
Венчание православных с еретиками сплошь и рядом имело место в синодальный период, в основном в господствующих классах и среди членов Царской фамилии. (Вел. Князь Владимир Александрович, родоначальник теперешней ветви "кирилловичей".)
Что касается Сутормина, то в прошлом он - регент знаменного хора Спасского собора Андроникова монастыря, человек, переживший семейную драму и на мой взгляд, духовно повредившийся. Жаль его, вот и всё. 
А вот решения нашего Священноначалия вызывают постоянное беспокойство и держат в напряжении...
Россиянин 22/01/2018 в 21:24:52
У Сутормина наблюдатели отмечают явные признаки духовной и психической болезни.
Странница 22/01/2018 в 11:43:36
С одним адептом этого движения мне однажды пришлось побеседовать на просторах инета. На все объяснения канонов он упорно твердил своё, производя впечатление невменяемости. Я тогда подумала, что это просто больной человек, а оказывается, это целая секта. Неадекватность - прямой признак прелести, и в дискуссиях это сразу выявляется. А эти ребята точно неадекватны. Если бы сама не столкнулась с таким поведением, трудно было бы поверить, что оно возможно. Выглядит невероятно. Поэтому спасибо за статью, она многое объясняет.
Владимир Юрганов 22/01/2018 в 08:04:53
"выразил полную солидарность с католическим учением об абсолютной нерасторжимости брака, похвалив за это католическую церковь."
Вот так и "православные социологи" заявляют, что мусульманство лучше православия, т.к. запрещает алкоголь.
Владимир Юрганов 22/01/2018 в 05:35:00
Меня поражает, что пачками возникают эти, как сказал Михаил, "никто" - то Сутормин, то Бойко-"Великий", то ещё кто. И все они основывают "новые школы Православия", будучи вообще никем.
олег 21/01/2018 в 23:30:33
А чего вы собственно хотите! Если наверху всякий бардак в умах и действиях, то подобный бардак будет и внизу. Известный физический закон: "Действие равно противодействию". Доверие к нашим архиреям становятся все меньше и меньше и поэтому соответственно среди клира и мирян все больше будет появляться вот таких "Суторминых", которые будут вести себя сообразно своему уму и духовному состоянию. Сначала надо верх исправить, тогда и внизу нестроений будет меньше. Ничему мы не учимся словно и не было этих 100 лет. Все сначало!
Игорь Б 21/01/2018 в 16:13:22
Иван Смирнов не прав, у Сутормина нету никакого учения, есть горделивая ревность, что он, мол, лучше знает. Приходят к нему люди взволнованные внешним нестроением нашей церковной жизни и причитают, а сами не думают о своих грехах, и здесь Михаил Яблоков прав, кто он Сутормин, где он себя проявил на духовной ниве? Hо тему он заострил.
Михаил Яблоков 21/01/2018 в 09:00:04
Сутормин - вообще никто, его мнение мало кого может заинтересовать. А вот документ "О канонических аспектах церковного брака", принятый Архиерейским собором РПЦ в 2017 году - более серьезная вещь. Т.е. получается, что теперь можно венчаться православным с еретиками!!! При расторжении церковного брака без надлежащей причины (прелюбодеяние и приравненных к нему) виновная сторона (инициатор развода) тоже, оказывается, имеет право на повторное браковенчание! Государственный брак приравнивается к церковному! Вот где антиканонический документ, требующий серьезного разбора. Следует напомнить, что никакой Архиерейский собор не обладает непогрешимостью, и все его решения непременно должны со временем пройти общецерковную рецепцию: примет ли Церковь это в качестве своего предания или отторгнет.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО) Православный журнал «Благодатный Огонь»

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

 

НОВОСТИ

07.12.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви