Богородица

Актуальные статьи

Выставка в храме при МГУ

7.06.2010
Протоиерей Александр Шаргунов


Многие православные христиане Москвы пережили глубокое потрясение, узнав об этом событии: «Не может быть!» 31 мая в притворе храма св. мц. Татьяны при МГУ открылась выставка работ участников экстремистской акции «Осторожно, религия!» Настоятель храма — о. Максим Козлов, кураторы выставки — «художник» Гор Чахал и диакон Федор Котрелев.

В притворе святого храма помещены кощунственные «произведения», например: «Черная Троица» и пародия на хоругвь с надписью «Спасайся, кто может».

На выставке представлены «работы» ряда участников кощунственной выставки «Осторожно, религия»: Константина Звездочетова, представившего издевательскую инсталляцию, — лубочный храм, возвышающийся на горе из свежих яблок, Андрея Филиппова, группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Александра Сигутина, журналиста Никиты Алексеева, активно защищавшего богохульство от православных христиан. На вернисаж был приглашен также скандально известный «художник» Герман Виноградов.

В храме выставлена одна из работ с выставки «Осторожно, религия» – огромный колпак в виде красного пасхального яйца, надетый на купол разрушающегося планетария. Она проходила в качестве вещественного доказательства по делу о разжигании религиозной розни.

Работа Гора Чахала «Имена Бога» ранее фигурировала на богохульной выставке «Россия-2» в галерее Марата Гельмана.

О. Максим Козлов пояснил: «Не было задачи бороться: что мы можем делать выше, лучше и красивее, чем "Осторожно, религия!" Мы хотели показать, что можно не ругаться, что у художников такого направления можно найти работы, которые можно разместить в притворе храма. Он выразил надежду, что заявленный диалог с художественным кощунством будет развиваться, причем в самых разных направлениях: «Начнем с малого, а даст Бог, это будет нарастать и проявится не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии, и в других видах современного искусства. Надо этот позитив продвигать».

Один из участников кощунственной выставки «Осторожно, религия» псевдохудожник Андрей Филиппов с удовлетворением отметил, что диалог между Церковью и современным искусством, который давно назревал, только сейчас имеет возможность реализоваться. По его словам, основой для взаимопонимания является христианский фундамент европейской культуры, который воспринимается художником, независимо от того, считает он себя верующим или неверующим.

Скандально известный своей борьбой с Православием галерейщик Марат Гельман утверждает, что эта выставка — очень важный прецедент, так как современному искусству и церкви очень непросто взаимодействовать. Мы все боимся, что какой-нибудь идиот сорвет этот непростой диалог. По словам Гельмана, мракобесы нападают на художников, прикрываясь Церковью.

Напомним, что в 2003 г. в центре им. Сахарова была организована кощунственная выставка «Осторожно, религия», закрывшаяся после непосредственного вмешательства православных граждан. Кощунники надругались над величайшими православными святынями. Для хулы использовалась фраза Божественной литургии «Сия есть Кровь Моя» (эти слова были написаны на рекламе пепси-колы). Были выставлены иконы с вырезанными ликами, вместо которых вставлялись дорожные знаки опасности; изображение Креста, увешанное гирляндой сосисок; Крест с изображенной на нем голой женщиной и т.п. Всей мерзости не перечислишь. За организацию этой выставки директор музея и общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров был признан виновным в разжигании религиозной и межнациональной розни в соответствии с частью 2 статьи 282 УК РФ. Обвинению удалось доказать также вину сотрудницы музея Людмилы Василовской в разжигании религиозной и межнациональной розни.

Действия директора и сотрудницы музея носили открытый и публичный характер, подсудимые осознавали последствия своей деятельности, — отмечается в приговоре. Судья подчеркнул, что организованная музеем выставка носила откровенно издевательский и кощунственный смысл, экспозиция носила богохульный и циничный характер. В приговоре также было отмечено, что картины, представленные на выставке, унижают чувства граждан, исповедующих православное христианство. Подбор картин сознательно провоцировал зрителя на неприятие христианской веры, оскорблял религиозные чувства, — было сказано в приговоре.

Что можно добавить к этой информации? Как говорится, «no comment».

Комментарии излишни. Это сдача всего достигнутого, всего завоеванного.

После осуждения богохульной выставки в центре им. Сахарова было чувство, что все мы одержали большую победу. Что после этого события все должно перемениться в лучшую сторону. Около здания Замоскворецкого суда тогда собрались тысячи человек. Есть много фото- и видеосъемок. Посмотрите на эти лица — спокойные, твердые, они знают своего Бога, готовы идти на смерть, чтобы защитить святыни от поругания.

Еще раз укажем на три момента. Участники новой выставки не выразили ни малейшего сожаления по поводу прежних кощунств, наоборот, несмотря на протесты тысяч, миллионов людей, неоднократно заявляли в прессе, что и впредь будут устраивать свои богохульства. В новой выставке, кроме новых, весьма сомнительных произведений, представлена одна из работ выставки «Осторожно, религия!» Наконец, новая выставка проходит во время заключительного заседания суда над организаторами еще одной кощунственной акции «Запретное искусство», которые, естественно, козыряют теперь фактом своего сотрудничества с Церковью, называя тех, кто противится им, «церковными маргиналами».

Напомним, как оценил выставку «Осторожно, религия!» нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи тогда председателем Отдела внешних церковных сношений. Он назвал ее преступной провокацией и сказал: «Мы надеемся, что это преступление никогда больше не повторится в нашей стране». Это значит, что речь идет об исключительном преступлении, о духовном беспределе.

Считаем необходимым напомнить также то, о чем мы никогда не должны забывать. Враги Церкви всегда стремились уничтожить ее физически, стереть с лица земли либо разрушить ее изнутри или, наконец, попытаться смешать ее с грязью. То есть, чтобы она ничем не отличалась от того, с чем ее смешивают.

Во все времена были такие попытки. Но сегодня, когда воистину наступает последний этап человеческой истории, они проявляются все ярче. Так колдуны хотят показать, что они люди тоже церковные, что они молятся. Так на обложке одного оккультного журнала появилось изображение мироточивой иконы Царя-страстотерпца Николая. Когда-то популярные журналы «Работница» и «Крестьянка» не хотят терять своих подписчиков и становятся полупорнографическими, однако все они как бы показывают свое уважение к Церкви. В каждом номере непременно сообщается, какие церковные праздники в этом месяце, и одновременно дается «заговор на урожай», «на репу». Само собой, даются рекомендации по абортам и контрацепции, и рядом с ними — рассказы о таинстве венчания, потому что «ведь всем известно, что венчание укрепляет брак».

Смешение святыни с грязью — последний этап «тайны беззакония». Та «мерзость запустения на месте святе», среди которой должен, согласно Божественному откровению, явиться антихрист.

Некоторые полагают, что не следует никогда переставать быть вежливыми, любезными и говорить языком, исполненным дружелюбия. Не только по отношению к личным врагам, но и по отношению к врагам веры. Даже там, где оскорбление святыни храма, когда — как сообщалось в прессе — новые русские бандиты приносят свои дары в Церковь без всяких намерений оставить свою преступную деятельность. Рассказывают, что в один подмосковный храм принесли колокол с выгравированной надписью: «От Солнцевской братвы».

Никогда наши святые, ни Сам Христос, не давали нам примера подобной мягкости к тем, кто является препятствием для истинной веры. Когда речь заходит о чести Божией, Христос — воплощенная Любовь — не говорит торговцам в храме: «Не соизволите ли, мои дорогие друзья, вынести из храма ваши предметы торговли». Или еще в более современном стиле: «Не следует ли собраться всем вместе на богословскую конференцию и обсудить проблему, чтобы каждый мог выразить свое мнение и мы постарались изыскать основания для постепенного удаления столов менял из храма». Нет, Христос берет бич и ударяет. Бывают обстоятельства, когда Церковь должна ударить бичом.

Напомним, что участники кощунственной акции в центре имени Сахарова (их более сорока человек) — не новички в подобного рода «перформансах».

Например, один из них бил посуду перед телекамерой, другой публично справил большую нужду в Пушкинском музее перед картиной Ван-Гога, третий публично занимался онанизмом перед стройплощадкой строящегося храма, четвертый в чем мать родила вставал на четвереньки и лаял, поворачиваясь задом и передом перед публикой. Он же в начале «перестройки» публично заколол большую свинью с надписью «Россия» и разрубил ее на куски, что было показано по телевидению. Он же возил по Европе сделанную из папье-маше корову с приглашением заглянуть ей под хвост: «Заглянем вглубь матушки России». Пятый разрубал в Центральном выставочном зале Москвы православные иконы и предлагал зрителям сделать то же самое за определенную плату, в этом заключался весь его «перформанс». Теперь нам сообщают, что специальная комиссия тщательно выбирала из работ этих «художников» произведения, которые не являются прямым оскорблением христианских святынь. Это все равно, что отметить в жизни известного нациста-людоеда Эйхмана его исключительную любовь к своему внуку и начать рекламировать ее.

В последние годы мы становимся свидетелями новых нападок на Православие со стороны сил, которые опасаются возрастания его нравственного авторитета как фундамента Российской государственности. Наиболее яркие примеры:

демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» (1997 год), разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже (1998 год), публичное пародийное распятие напротив храма Христа Спасителя (2000 год), выставка «Осторожно, религия!» (январь 2003 года), «Запретное искусство» (2007 года), кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре (август 2003 года).

Преступные провокации организуются после небывалого в истории человечества гонения на Церковь, которое запечатлелось осквернением святынь, массовыми расстрелами епископов, священников, простых верующих. Это происходит после недавней торжественной канонизации сонма новых мучеников и исповедников Российских в восстановленном храме Христа Спасителя. Нет, наверное, семьи, которой так или иначе не коснулись бы репрессии.

Когда я сказал об этом бравшему у меня интервью корреспонденту «New York Times», он заметил: «Да, но разве Церковь у вас не свободна сейчас? Что может значить для нее какая-то выставка?» Я ответил ему, что Церковь была несравненно более свободна накануне революции, когда святитель Феофан Затворник написал: «Где-то в печати появилась хула на Господа и Божию Матерь. Это значит — жди, Россия, великих бед, и реки крови прольются. Потому что Бог поругаем не бывает». Мы видели, как это все скоро исполнилось.

Перед нами мерзкая харя нового большевизма, более замаскированного и изощренного, чем в 20-е и 30-е годы, выступающего под видом «свободы без границ». В печати все наглее и откровеннее появляются насмешки и клеветы на Церковь. Все чаще совершаются убийства священников и монахов.

Сейчас сатанисты еще не имеют прямой власти делать то, что они хотят. Подобными акциями они стремятся все дальше расширить границы дозволенного.

Подобно наглым хулиганам, которые при отсутствии отпора терроризируют целые районы и города. Пока они еще не взяли в свои руки все рычаги, им еще можно противодействовать. Любой человек понимает, что бесполезно обращаться к бандиту с одними увещеваниями. Только реакция, адекватная их действиям, может спасти нас. Но не братание с оскорбителями святынь Церкви, не толерантность по отношению к греху, ко лжи, к злу, к диаволу. В художественном плане работы, выставленные при храме МГУ, по мнению абсолютного большинства искусствоведов, ничего из себя не представляют.

Это вопиющая бездарность, паразитирование только на эпатаже, беззастенчивое навязывание себя публике. Мы не против современного искусства и такого художественного уровня работ, если чьему-то вкусу они подходят. Но мы не можем допустить, чтобы всякий, кому заблагорассудится, мог мести сор и грязь под двери Церкви.



От редакции: см. также статью диакона Владимира Василика.

Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Маматроихдетей 16.11.2012 в 12:52:41

Все правильно, но куда смотрит священноначалие??? Кураев бред всякий несет, Рыбко у себя сатанистские рок-группы прямо в храме принимает, Козлов размещает произведения ненавистников Церкви. Ведь это прямое осквернение храма! Чем это лучше пусси риот? Можно не ждать, пока такой перформанс в притворе храма случится, а собрать духовенство и внятно объявить, что на подобные мероприятия, на участие духовенства в рок-концертах НЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ!!! Я бы никогда больше не пришла в храм, где выставлены пусть даже и терпимые работы Гельмана и Косолапова.

Сергей 15.03.2012 в 03:16:43

Интересно, а если бы они все это провернули в отношении иудаизма-буддизма? Или про Мухаммеда, как он с 9-летним ребенком сожительствовал? Их бы ваххабиты вообще урыли бы, они бы живые не ушли с этой выставки, не то что, как вы, православные, вяло скулите в углу в тряпочку и еще вас обвиняют за нетолерантность. Вообще, хоть одно подобное унижение в отношении других религий было? Делайте выводы. Обидно, что руководство церкви разрешило предоставить помещение для выставки. Значит, пенять не на кого.

Мария Б. 10.03.2012 в 01:22:21

Но сейчас везде много странного. Как бедным людям все это понять и определить - неясно. Св.Лаврентий Черниговский говорил, что в последние времена спастись будет не трудно, а мудрено. Вот оно и началась. http://simvol-veri.ru/xp/batyushka-baieker-vodit-ekskavator-razvodit-strausov-i-vosstanavlivaet-xram.html http://rp-c.ru/index.php?id=111

Михаил Ершов 09.03.2012 в 11:02:37

Насколько безобразны "художники", настолько безобразна их мазня. Бог им Судья. Берегитесь безобразных лжепастырей и одержимых диаконов, которые и священноначалие компрометируют, вызывая их на откровенность, и души других губят...

Сельскiй бригадиръ 18.07.2010 в 23:30:39

Искусство должно приносить радость и воодушевление, а не выявлять симптомы дегенерации. У этих парней ("художников-концептуалистов") явно было трудное детство.

Галина Борсуковская 17.07.2010 в 06:41:43

Так называемое «концептуальное искусство» как-будто для того и существует, чтобы создавать конфликты. Мне весь этот Авангард представляется какой-то нездоровой мутацией в искусстве и я вижу, что для искусства подлинного он является настоящим врагом. Да это и не скрывается, Авангард очень агрессивен. Авангард абсолютно уверен в себе потому, что пользуется мощнейшей поддержкой искусствоведов и галерейщиков, он организован и сплочен. Как православный человек я понимаю, что эта провокация направлена ПРОТИВ ЦЕРКВИ. Сразу видно, что она инициирована антихристианскими силами. И случайностью не выглядит, уж слишком сильно напоминает ситуацию с Хрущевым на выставке авангардистов. Очевидно, что тогда Хрущева подставили специально. Его реакция была абсолютно предсказуемой, ведь любой нормальный человек отреагировал бы так же, как он. Жалко, что до сих пор не очень понятно - кто же это так ловко все подстроил? Думаю, что и тогда и сейчас была сознательно применена определенная технология. ЭТО ТАКЖЕ ПРОВОКАЦИЯ И ПРОТИВ ИСКУССТВА, ведь используя искусство против религии, на него бросают тень. Более того, этим подрубаются самые корни искусства, потому что оно является частью культуры, а в слове «куьтура» корнем является слово «культ». В Википедии так определяются отношения искусства и религии: "Невозможно отделить зарождение искусства от зарождения религии. С точки зрения оформившейся религии искусство есть символический способ донесения высших истин, проповедуемых данной религией." И это так - искусство испокон веков было неразрывно связано с религией, поэтому конфликт между ними возможен лишь тогда, когда искусство начинает служить какой-то другой, враждебной религии. Художники всегда служили Церкви верой и правдой, поэтому люди привыкли доверять искусству и уважать художников. Именно поэтому в данной ситуации искусство выбрано как «овечья шкура», нарядившись в которую провокаторы расчитывают на поддержку со стороны общества. Но тот, кто прикрывается честным именем Художника, кто воспользовался покровительством Церкви для того, ЧТОБЫ СТРАВИТЬ ИСКУССТВО И ЦЕРКОВЬ МЕЖДУ СОБОЙ – тот слишком злоупотребил доверием. И да не будут обмануты люди - это не художник уже, а отступник. Перефразируя Марата Гельмана, сказавшего что «...мракобесы нападают на художников, прикрываясь Церковью», мы скажем, что мракобесы теперь нападают на Церковь, прикрываясь искусством. Эта выставка явилась очередным нападением на нашу культуру и нашу Церковь. Учитывая те методы, которые использовали его действующие лица и исполнители, они должны рассматриваться как уголовники. И соответственно должны быть наказаны. Понятно, что суд над ними - это лишь один этап в борьбе со злом. Но можно надеяться, что теперь против общего врага будут обьединятся художники и священники, все культурные люди и все православные. Что ни делается – все к лучшему!

Cергий 09.06.2010 в 09:57:32

В православной литературе часто встречается такое понятие: призывающая благодать. Это действие св. Духа, открывающее человеку Истину и вдыхающее в его сердце любовь к Богу. Она дается даже человеку с нечистым сердцем, известнейший пример - будущий апостол Руси - языческий князь Владимир Киевский. Однако, призывающая благодать дается ненадолго, и возникает у новоначального христианина соблазн: принять это призывающее действие Благодати за свой значительный духовный успех (мол, я не святой, разумеется, но уж во всяком случае....) И этот соблазн следует победить. Не произошло ли подобного искушения со всей нашей страной? Все мы, по сути, новоначальные христиане. Была дана в эти десятилетья (и в другие тоже, но речь о нынешнем времени) призывающая Благодать - и начались разговоры: "духовное возрождение, воскресение Святой Руси, замечательное время, сколько восстанавливаем храмов, не то что раньше и.тд.и.т.п." Не правда ли, напоминает то самое восторженное неофитство, когда и неудобно, может быть, так бурно эмоции выражать, да по-иному не получается, ибо "от избытка сердца уста глаголят". Когда с одним человеком это происходит, то всё нормально: помолятся братия, предостерегут от возможных ошибок; если и падет человек - невелик грех новоначальному- встанет. "Пал еси? - Востани. Паки пал еси? - Паки востани." А вот если со всей огромной страной подобный процесс - что ТОГДА? Сам Господь её, наверное, наставлять будет. И се, примеры тому: самолет с "концентратом" анти- русско - православно - советско - человеческим духом разбился о русское дерево. Выглядит жутковато, но не ужаснее ли то, что эти люди делали с нашей страной 20 лет? Или вот: разлилась в океане нефть, чем не египетская казнь? Поделом. Если люди бессильны, то Сам Господь, видимо, вести нас будет.

АННА РАЙТ 07.06.2010 в 20:16:56

Какое счастье, что у нас есть еще пастыри! Что тут еще говорить. Не имеет это отношения ни к чему, кроме намеренного кощунства. Такое впечатление, что программа игумена Петра (Мещеринова) по "выдавливанию гноя" выполняется, как по пунктам. Ведь из-за непонятного "слияния" (употребила бы другое слово) с маленькой кучкой никому не нужных маргиналов, оскорблены чувства тысяч верующих. Счастье еще, что не все знают об этом кощунстве. Несомненно это - программа партии "большевизма в Церкви", тут уважаемый о. Александр абсолютно прав. Пугает, что она выполнятся неуклонно и быстро. Очень быстро. Куда эти большевики торопятся? Спаси Вас Господи, отец Александр.

Екатерина Домбровская 07.06.2010 в 02:50:50

Выскажусь даже не о самой статье отца Александра, которая, как всегда, безупречно и мощно ставит все точки над i. Скажу об искусстве и о лукавстве защитников подобных кощунств под маской «искусства». Поражает наша беспомощность в подходах к художественному творчеству, к оценке произведений (не данных, а вообще), вот эта закисленность на самом искусстве как феномене. Танцуют от феномена искусства. Как от печки. А точка отсчета – человек и его отношения с Богом. И искусство ценно и важно только человеком и через человека – тем, как выражает оно бессознательно (это даже ценнее в каком-то смысле!) именно это соотношение «человек и Бог». В принципе – другой темы у искусства и быть не может. Если и будет – вне Бога – то это будет не искусство. А ложь. Не прав был Станиславский, когда учил, что надо не себя любить в искусстве, а искусство в себе. Это для православного сознания вообще бред! То, как выражены отношения человека с Богом и какие это отношения - вот единственный Божественный предмет искусства, который полностью оправдывает его существование и предназначение. Я разумею, конечно, не рассудочно, не рационально, не мировоззренчески понимаемые и придуманные художниками концепции, которые они выкладывают в своих творениях, - упаси Бог! А подлинное его - человека отраженное в искусстве богословие - чувство устремленности, поиска Бога, жажды Бога и осязания Его (в меру каждого художника, конечно), осязание и самого себя перед Богом (что есть и самопознание, и покаяние, и смирение, и несомненно – плач, потому как самое малое приближение души человека к Богу и рождает этот плач и все сопутствующее), которое в одаренном талантом человеке просится на нотный лист, холст или поет Богу нашему "дондеже есмь", выпевая свое покаяние, конечно же и любовь, свой плач, свою молитву. Искусство - это и есть молитва человека. Только такое искусство вечно - оно пронизано духом и любовью к Богу. А все остальное - экскременты человеческих индивидуальностей со всеми их страстями, зловонием и испорченностью. Такое искусство – несомненный враг самого автора, оно закрывает ему Бога и путь к Богу. Индивидуальность – оговорюсь, - это не Богом данная личность, а индивидуальное проявление испорченной грехопадением природы человека. Личность-то человеческая, равно как и его достоинство, восстанавливается только на Кресте. А то, что, к слову, показали тут городу и миру в московском храме св. Татианы, - это как раз и есть экскременты. Это не портреты бомжей и грешниц - это АВТОПОРТРЕТЫ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ и остается только изумляться, неужели это не понятно и не видно всем?!! Наверное, не видно, так как нас Кураев и иже с ним, все, ему подобные апологеты таких перформансов, толкают носом в эти картинки, чтобы якобы мы ИМ оказывали христианскую любовь, будто это - и есть живые люди. А тех, кому картинки не по нраву, – травят «фарисеями». Эту у них такой испытанный прием на все случаи жизни, чтобы их никто критиковать и за руку хватать не смел. Наотмашь срабатывает! А картинки – это ведь никакие не «малые сии», это чисто «прикиды» художников, которые САМИ ничего Божиего в этих своих персонажах не видят и видеть, по всему ясно – не способны и не пытаются.
То, что выставлено было в храме св. Татианы не имеет отношения к искусству даже не по эстетическим критериям, а чисто моральным – это издевательство над человеком – образом Божиим! Это карикатуры на бомжей, на женщин, на несчастных отроков. В крайнем случае – это нечто очень похожее на разбойника с левого креста. Он, как мы помним, помилован не был! А нам подсовывают именно его рожу и требуют, чтобы мы превзошли милосердием Христа. Если хотите, - это апология левого разбойника! Вот где собака-то зарыта. Вот что на наших глазах протаскивают в Церковь святую! По мне лучше в притворе поставить стол и накормить щами тех, кто голоден. Посидеть и поговорить со страждущими, на которых редко у кого хватает сил и времени, и сердца (ибо это трудный подвиг! – не всем под силу!) на такие разговоры. Чем приятнее жевать пироги, запивать вином и глядеть по-барски на светской тусовке на собственные картинки и быть такими довольными собой и такими развлечениями своей жизнью, да еще под крышей святой Церкви.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс