Богородица

Актуальные статьи

Надо ли служить утреню непременно с утра?

18.10.2019

Призывая служить утреню обязательно утром, ревнители т.н. «литургического возрождения» ссылаются, как правило, на мнимую утрату реального смысла времени, если утреня служится с вечера: на ектении произносится прошение «исполним утреннюю молитву нашу», тогда как за окном – вечер, а протодьякон Кураев голосит о чём-то утреннем.

Но, руководствуясь этой точкой зрения, служить утреню просто перед литургией будет также неправильно: возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» перед славословием должен, согласно Уставу, совпадать с восходом солнца. А это соблюдать практически невозможно.

В Греции утреня служится с утра, однако утреня эта изрядно искорёжена и скукожена: сразу после Великого славословия даётся возглас на начало литургии (у греков в отличие от нашей Церкви другой устав – Константинопольский).

То ли дело у нас в России! Утреню с вечера можно служить не спеша, читая положенные две кафизмы, не сокращая канон (да хоть на 14 – пожалуйста!), полностью пропевая все стихиры… Что практически неисполнимо и утомительно, когда утреня служится с утра.

Да и в Типиконе есть примеры, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 («в 4-й час нощи»), а утреня Великого Пятка – в 20:00 («во 2-й час нощи»).

Утреня вечером – это правильно и с пастырской точки зрения: утром в будний день, посетив литургию в храме, можно не опасаться опоздать на работу, в офис или в институт.

Для нас важнее содержание, а не время совершения богослужения. Иначе мы уподобимся фарисеям, взваливавшим на людей бремена неудобоносимые.

Всё в нашем богослужении, каким мы его имеем на сей день, прекрасно служит делу нашего спасения. А если кому-то мешает спасаться слово «живот» вместо «жизнь», или утреня, совершаемая с вечера, то тут требуется вмешательства более опытного духовника: для таких людей абсолютно закрыта духовная составляющая богослужения, которую они пытаются компенсировать буквой – «возвратом к древним формам и традициям», что само по себе абсурд. Невозможно взрослого человека заставить втиснуться в его детскую одежду.

Говорят об «утрате реального смысла времени», когда утреня служится вечером. Но ведь и часы соответствуют строго определённому времени! Тогда давайте будем и здесь последовательны, читать их в положенное время суток и посмотрим, к чему мы в результате приходим.

Часы имеют своё строго установленное время их совершения в храме. Час 1-й соответствует 7:00 утра и он должен читаться после утрени. Следовательно, в этом случае утреня должна начинаться самое позднее в 5 утра (и это при том, что в Москве метро открывается в 5:30!). А дальше, по окончании литургии, верующие, духовенство и весь причт храма сего должны дожидаться положенного времени прочтения 3-го и 6-го часов (соответственно, в 9:00 и в 12:00)? Или читать часы, как и полагается перед литургией, нарушая тем самым «соответствие реального и литургического времени»? Чтобы выйти из подобной трудноразрешимой дилеммы времени и пространства, наиболее ревностные реформаторы решают этот вопрос радикально: просто не читают в своих храмах часы.

Это в будние дни. А что мы будем наблюдать под воскресение? Если накануне – всенощная, то утром, в 7:00 – 1-й час, далее – литургия.

Как быть дальше? Или мы служим литургию сразу после прочтения 1-го часа, т.е. в 7:10, или ждем до 9:00, когда по смыслу полагается чтение 3-го часа, и только по его прочтении – служится литургия? Если служим литургию в 7:10, то она окончится около 9:00. Сразу после этого, т.е. в 9:00 будет прочитан 3-й час, а ещё через три часа, т.е. в 12:00 – 6-й час. Естественно, в пустом храме. Да и чтение 3-го и 6-го часа после литургии – это нарушение последования суточного круга богослужения и равнозначно тому, как если Херувимскую песнь и Великий вход совершать после запричастного стиха, или после отпуста.

Вывод: Итак, Типикон вполне предполагает возможность совершать утреню с вечера. Но случая совершения утрени после восхода солнца Типикон не знает ни одного! Утреня после восхода солнца – отступление от Типикона, а совершение утрени с вечера – нет. Вообще утреня совершается не утром, а перед утром; как и вечерня совершается не вечером, а перед вечером (на Афоне за два часа перед заходом солнца).

Так что давайте будем служить и впредь утреню, особенно в составе Всенощной, с вечера, не обращая внимания на возражения со стороны всевозможных «улучшателей» и реформаторов с миссионерской направленностью.

И давайте дорожить нашей русской богослужебной традицией. Не будем ломать то, что прекрасно служит делу нашего спасения. А наше традиционное богослужение с утреней вечером, с намоленным церковнославянским языком никаких препятствий в деле нашего спасения не представляет.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  13

Комментарии:

Петр 21.10.2019 в 15:55:37

Давно ждал статьи на эту тему. Благодарю за разъяснения и не могу с вами не согласиться! Все очень верно. Хочу ещё отметить, что после шестопсалмия (на болгарском языке) у болгар на воскресной утрени поется сразу великое славословие (на цся), потом сразу Литургия, как вы описали. Если нужно немного растянуть, то между шестопсалмием и славословием вставляется "канон", представляющий из себя последовательное пение 8 катавасий, т.е. без ирмосов, тропарей, припевов, "честнейшую", седальнов, кондаков и ектений. Это было в обычном приходе. А вот в приходе для русских туристов (город Свети-Влас) было просто малое славословие, молитва "Отче наш", Евангелие на русском с какой-то проповедью наиглупейшей, великий вход и т.п. НО Евхаристический канон был опущен. Я точно это могу утверждать, так как "Милость мира" не пели, а священник стоял все время на солее во время "Достойно есть". Это я к тому, что пренебрежительное отношение к утрени может иметь страшные последствия, а её сокращение или перемещение - это симптомы обновленчества.

Валерий 21.10.2019 в 15:14:25

Цитата из статьи по ссылке: "В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию".
Про какую древность говорит автор? Наш Иерусалмский Типикон разве не древний? И написан он монахами и для монастырского богослужения. Однако по нему часы совершаются не в то время, как они называются, и утреня совершается после сна а не перед ним (в случае с бдением ночного сна вообще нет, а утреня остаётся на своём месте - перед восходом солнца, т.е. в последние часы ночи, как это и совершается на Афоне, в том числе и в Русском монастыре). То что мы по немощи сокращаем богослужебные тесты и искажаем суточный круг Типикона, это понятно, но не стоит осуждать тех, которые только сокращают, но не искажают. Если я не прав приведите аргументы из Типикона, т.к. он является регулятором богослужения, а не частные мнения его совершителей.

Сельскiй бригадиръ 19.10.2019 в 23:01:33

Валерию.
В Типиконе этого нет. Привязка литургических часов к текущему времени основана на повествовании Евангелистов. См. последние главы всех четырех Евангелий. См. подробнее: http://www.blagogon.ru/biblio/972/

Валерий 19.10.2019 в 22:26:38

Интересно в какой главе Типикона написано о том, что 1-час должен совершаться в 7 утра а 3-й в 9 утра и т.д.?

Александр 19.10.2019 в 15:31:27

Под видом миссионерства модернисты пытаются выхолостить и другими способами изменить Православное Богослужение, в частности, совсем из'ять Утреню из Богослужебного круга. Не дай Бог! Лучше служить Утреню вечером, чем вообще не служить. БОГ ВНЕ ВРЕМЕНИ!

Михаил Яблоков 18.10.2019 в 14:36:15

«возвратом к древним формам и традициям»
Совершенно верно. Нельзя копировать богослужебные формы первых христиан, не имея их духа.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс