Богородица

Актуальные статьи

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

26.07.2018
Киприан Шахбазян

 

В связи с публикацией Журнала № 60 заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года, а также текста Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, среди православных верующих членов Русской Православной Церкви возник ряд недоуменных вопросов.

Главное, что нас волнует, это не создает ли текст Последования опасную иллюзию, будто для некрещеных младенцев возможно вхождение в Царствие Небесное. Приводим вызвавшие сомнение места из текста и указываем на возникшие вопросы, сопроводив их необходимыми пояснениями.

1. Текст Последования:

Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их имярек укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби.

Вопрос: Не предполагается ли в этом фрагменте возможность для сподобленного благости Божией младенца вхождения в Царствие Небесное?

Пояснение: Согласно православному вероучению, опирающемуся на слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — все люди, не исключая и младенцев, могут войти в Царствие только будучи крещеными. 124 Правило Карфагенского собора, утвержденное 2 Правилом VI Вселенского собора, гласит:
«Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

В Послании патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.) говорится:

«Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: “Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: “Кто не родится...” то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение».

2. Текст Последования:

О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся.

Вопросы: Что означает здесь выражение «жизнь будущаго века»?
Как следует понимать слово «неосужденно»?

Пояснение: Известно, что существует как минимум два понимания этого выражения двенадцатого члена Символа веры.
1) Свт. Симеон Солунский в своем толковании на Символ веры, говорит, что «Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и, как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому — славы, или мучения, будет безграничный и нескончаемый».

2) Другое понимание можно найти в Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (1662 г.):

«Вопрос 124. Какой двенадцатый член Веры?

Ответ. «И жизни будущаго века».

Вопрос 125. Чему учит Святая Церковь в сем члене Веры?

Ответ. Что в будущем веке снидет благословение Божие на избранных Его, и наступит для них вечная жизнь, полная радостей и веселий духовных, конца не имеющих, как свидетельствует Писание: “ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его” (1Кор.  2:9); а также и в другом месте: “Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе” (Рим. 14, 17)».

То же понимание содержится в Пространном Православном Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви:

«375. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?

Жизнь Будущего Века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.

376. КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?

Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем.

“Не у явися (еще не открылось), что будем” (1Ин. 3:2). “Вем (знаю) человека о Христе, – говорит Апостол Павел, – ...восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати” (которые человеку нельзя пересказать) (2Кор.12:2,4)».

Таким образом, остается непонятным, в каком же смысле выражение употреблено в Последовании: то ли речь идет о  тождественности Царствия Небесного и «жизни будущаго века» (и тогда авторы Последования считают возможным для некрещеных младенцев вхождение в Царствие Небесное), то ли — о том, что некрещеных младенцев ожидают нескончаемые мучения (чего, разумеется, авторы сказать не хотят).

Кроме того, использование слова «неосужденно» производит впечатление, что в данном тексте отрицается ответственность за первородный грех, лежащая на всех потомках Адама, и необходимость Крещения для отпущения оного для младенцев (о чем сказано в приведенных цитатах к Вопросу 1).

3. Текст Последования:

Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Вопрос: Что именно означает здесь выражение «в недрех Авраама»?

Пояснение: В Требнике в Последовании панихиды (отпуст которого буквально воспроизводит рассматриваемое новое Последование) читаем:

«Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, души от нас преставльшихся рабов Своих [имярек], в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».

Допускается такой вариант отпуста и в Последовании отпевания мирян.

Здесь очевидно отождествление «недр Авраамовых» с Царствием Небесным. Удаление из Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения слов «в селениих праведных учинит» и «с праведными причтет» недостаточно проясняет понимание смысла выражения «недра Авраамовы», употребленного в тексте Последования.

У ряда свв. отцов мы находим однозначное отождествление «лона Аврамова» с Царствием Небесным. Приведем два примера, хотя их гораздо больше:«Но между тем, всякое наслаждение и блаженство, — назовем ли мы рай или лоно Авраама, или место, свободное от всякое скорби и болезни, место светлое, злачное и прохладное, или самое Царство, всё это доставляет находящимся там не что иное, как сия Чаша и сей Хлеб» (Св.Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии, 43);

«Что значит лоно Авраамово, если не тайное успокоение отцов? О нем Истина говорит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11,12). Ибо одетый в порфиру и виссон справедливо называется сыном царствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до последнего дня суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть» (Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия, XL).

* * *

Таким образом,  мы считаем очевидной необходимость или внятного объяснения смысла употребления указанных нами выражений, не допускающего их еретического толкования, или (что нам представляется более правильным) замены двусмысленных выражений на прошения о явлении милости Божией по отношению к некрещеным младенцам такой, какой Ему будет угодно Свою милость явить.

 Послесловие

На сайте «Милосердие.ру» появилось разъяснение заместителя управляющего делами Московской Патриархии, члена Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрита Саввы (Тутунова) относительно текста Последования. В частности, он отвечает на вопрос:

Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

– Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание – это особое Последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в Последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении – просительной молитвы. – Прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос <…> не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в притче о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в Последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей» (https://www.miloserdie.ru/article/chin-o-umershih-nekreshhenymi-mladentsah-o-chem-i-kak-molitsya/).

* * *

В целом разъяснение о. Саввы является отрадным фактом, особенно прямое отрицание им возможности некрещеным (в том числе и младенцам) войти в Царствие Небесное. Однако этого разъяснения явно недостаточно для того, чтобы снять все вопросы. И даже вопрос относительно выражения «лоно Авраама» не может быть снят таким образом. В интервью мы имеем ясно высказанный взгляд о. Саввы на смысл выражения, но не подкрепленный, однако, ссылкой на источник именно такого понимания в учении Церкви.

У ряда свв. отцов мы находим однозначное отождествление «лона Аврамова» с Царствием Небесным. Приведем два примера, хотя их гораздо больше:

«Но между тем, всякое наслаждение и блаженство, — назовем ли мы рай или лоно Авраама, или место, свободное от всякое скорби и болезни, место светлое, злачное и прохладное, или самое Царство, всё это доставляет находящимся там не что иное, как сия Чаша и сей Хлеб» (Св.Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии, 43);

«Что значит лоно Авраамово, если не тайное успокоение отцов? О нем Истина говорит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11,12). Ибо одетый в порфиру и виссон справедливо называется сыном царствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до последнего дня суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть» (Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия, XL).

Посему будем надеяться на подробный ответ Синодальной богослужебной комиссии или Синодальной библейско-богословской комиссии.

 

От редакции сайта «Благодатный Огонь»:

Священник Георгий Максимов про т.н. «чин отпевания некрещеных младенцев»

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Владимир В 31.07.2018 в 14:08:40

р.б. Андрей
***Андрей поясните пожалуйста смысл молитв за таких младенцев***
Спаси Господи.

Наталья 30.07.2018 в 23:48:52

Хитрое последование, иезуитское. Вроде есть отпевание, а вроде и нет. Только кто будет разбираться. Большинство примет, как разрешение отпевать некрещеных в церкви, дальше еще последований всяких введут, в церкви совершающихся о некрещеных, не отпевание же.

Геннадий А. 30.07.2018 в 09:43:18

р.б. Андрей:
///Безусловно, что умершие некрещенные и абортированные младенцы попадают в Ад.///
Синаксарь мясопустной субботы: "Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие — не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)".

Владимир 30.07.2018 в 01:17:25

р.б. Андрею.
Благодарю за спокойный комментарий.
Во-первых, вы не ответили, каким образом Бог вывел ветхозаветных праведников из ада в царство? Куда подевался их первородный грех? Куда делись их страсти? Господь Светом Воскресения может помиловать христианскую душу, когда она покидает земной мир, забрав её в царство, но эта душа была крещена, то есть, которая в крещении была очищена от первородного греха, от иных грехов, когда христианин искренне старался жить по Евангелию, то есть спасительной духовной жизнью, став воином Христовым в борьбе со страстями. Но если ветхозаветных праведников Господь вывел из ада, разве Он не вывел и младенцев, умерших до христианства некрещеными, также не очищенными от первородного греха, но, не имея личных грехов? Наверное, вывел же, как вывел и праведников. А чем отличаются умершие некрещеные младенцы до христианства, от умерших некрещеных младенцев во время христианства? Однако, Господь одних выводит из ада - спасает, а других не спасёт?
Во-вторых. Смерть является благоприятным духовным состоянием. Вы привели пример с человеком, которого Бог забирает, чтобы в будущем духовное состояние его не стало худшим, чтобы посмертная участь человека, не была худшей. Так? Вы привели пример со взрослым человеком, который творит личные грехи, а у младенца нет личных грехов, есть только первородный грех, и всё. Вы понимаете, что Бог не может просто так взять, и когда захочется Ему, конечно, по милости, отнять жизнь у человека? Да если бы Бог мог это сделать, Он бы отнял жизнь у неизреченного количества людей, которые совершили акт самоубийства. Если бы Бог только мог это сделать, тогда бы у них была бы самая лучшая посмертная участь, ибо нет ничего худшего самоубийства, или это не так? И объективное доказательство всему этому то, что, если бы Бог мог запросто отнять жизнь у человека, он отнял бы её у только что родившегося антихриста, чтобы и его посмертная участь была бы лучшей, или это не так? Или вовсе не дал бы ему на свет родиться. Бог не диктатор и в рождении человека, и в смерти. Рождение человека обуславливается духовным состоянием родителей, да и всего их рода, а не по приказу Бога. Богородица родилась не по приказу Бога, а вследствие духовного состояния родителей и своего рода! Раньше она - не могла родиться, ибо не была бы такой чистой, чтобы смогла вместить самого Бога. Также и смерть приходит к человеку тогда, когда его духовное состояние, как вулкан набрало лаву, которая извергается вон, то есть наступает смерть. НО! Бог помогает формировать духовное состояние человеку, чтобы оно было как можно чище, чтобы смерть для человека была самым благоприятным духовным состоянием, чтобы предстать пред Богом. Эти доводы не убедительны?
В-третьих. Некрещеные абортированные младенцы. Бог ведь знал, что мать так поступит? Знал. Бог помогал формировать духовное состояние этой женщины, да и участника мужчины, их родов, чтобы оно было чище, то есть лучше, малыша убивают вследствие духовного состояния, которое выдаёт человеку то решение, на которое оно только и способно в момент принятия решения. Дух творит формы, а не человек, какое захотел, такое и принял решение, конечно, бывает, что желание совпадает с духом, бывает, что не совпадает. Апостол Перт разве хотел принять решение предать Христа? НЕТ! Он трижды утверждал, что любит Христа. Но духовное состояние, всё в совокупности, трижды выдало ему принять ИМЕННО то, на которое дух только и был способен, и если бы не помощь Бога в формировании духовного состояния, оно бы выдало принять гораздо худшее решение, чем было принято. Иуды дух способен был принять только то решение, которое и было принято – предательство, самоубийство. Петров дух способен был принять только то решение, которое и было принято – предательство, покаяние. Разный дух, разные решения, потому что жизнь рыбака Симона из Галилеи отличалась от жизни сребролюбца Иуды из Иудеи. Духовное состояние каждого сформировало их судьбы, при том – при любвеобильной помощи каждому в формировании духовного состояния.

р.б. Андрей 29.07.2018 в 23:58:02

Владимиру:
Вопросы терзающие Вас ранее задавались людьми. Ответы на них ранее были даны и их можно прочитать в "Мытарствах Блаженной Феодоры и видении Страшного Суда Григорием", - это произведение содержится в Житии Святого Васили Нового (день памяти 26 марта по старому стилю - в современных святцах имя этого святого не упоминается, но оно есть в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского и скопировано в Интернете). Вопросы о спасении иудеев задавались Василию Новому Григорием (учеником святого). По молитвам св. Василия Нового Господь сподобил Григория лично увидеть участь иудеев на Страшном Суде, участь некрещенных младенцев и вообще участь всех... Если найдете и прочитаете многие вопросы из заданных Вами отпадут сами собой...
Теперь о благоприятном состоянии для умирания: Бог действительно попускает каждому человеку умереть в самое благоприятное для этого время... Но смысл этого несколько иной, чем поняли Вы.
Пример: Некий человек злоупотребляет вином и доходит до скотского состояния. Затем он собрав свои личные силы в кулак на время выходит из этого состояния и начинает вести нормальную жизнь. Неожиданно для всех этот человек без всякой видимой причины умирает - при вскрытии определили, что у него отказало сердце. Представляется, что Бог попустил неожиданную смерть этому человеку, так как прозревал заранее, что вскоре человек снова вернется к злоупотреблению вином и умрет от этого... Попустив безвременную смерть, Бог проявляет удивительное милосердие, так как при этой безвременной смерти посмертная участь человека, будет гораздо лучше, чем та, если бы он умер от запоя или захлебнувшись рвотными массами при паталогическом опьянении. При безвременной смерти мучить будут меньше...
С некрещенными абортированными младенцами иначе. Сохранить им жизнь путем рождения или нет, решают родители. Бог смерти этих младенцев не хочет и не желает. Бог хотел бы, чтобы эти дети жили. Бог попускает совершить убийство младенца во чреве (аборт) не из-за того, что эти дети могут стать великими грешниками или будут неимоверно страдать, а из-за того что у родителей этих детей есть своя личная свободная воля. Бог эту свободу не нарушает, так как сделал человека по Своему образу и подобию и обещал не нарушать этой свободы.
Безусловно, что умершие некрещенные и абортированные младенцы попадают в Ад. Согласно православному церковному преданию их там не мучают (личных грехов они еще не имеют), но мукой для них является само нахождение их там. Считается, что они находятся в месте, где ранее находились ветхозаветные праведники. Иногда это место называют "Лоном Авраамовым", так как праотец Авраам тоже находился там до того, как его вывел оттуда Христос, сошедший во Ад. Уверяю Вас, что это очень страшное место. В аду нигде нет ни лучика свет - там Тьма Кромешная. В аду младенцы слышат как мучают других людей, слышат их душераздирающие вопли, неутешный плач и стоны и скрежет зубов. Даже время там идет иначе - оно неимоверно растягивается. Так что нынешняя учесть и положение умерших некрещенных младенцев ужасная! Но таковой она будет не всегда! В "Видении Страшного Суда Григорием" сказано, что Господь на Страшном Суде не разгневался на умерших некрещенными младенцев, а повелел им дать покойное место на западе и часть наслаждений вечной жизни, так, чтобы они не видели лица Господня. Разгневался Господь на родителей этих детей...
Владимир не обижайтесь, но воспроизведенное Вами понимание посмертной участи некрещенных младенцев неправославное, скорее оно характерно для протестантов и вероятно почерпнуто из их трудов...
ЧТО КАСАЕТСЯ СТАТЬИ И ОБСУЖДЕНИЯ: Мне кажется опасность "Последования об усопших младенцах" заключается в том, что родители таких младенцев, заказав это последование и выслушав его в церкви, будут убаюканы им и по простоте душевной решат, что сделали все возможное для умерших таким образом детей и для очищения своей совести, то есть прельстятся этим Последованием и не пойдут исповедовать этот грех и тем более не будут вымаливать его, не будут молиться за своих умерших детей, и так и не поймут, что совершили страшный, равнозначный убийству грех.

Владимир Юрганов 29.07.2018 в 21:07:13

Владимир пишет:
/// За кого тогда Бога любовь принимаете? ///
Это опять один из тех, кто не приемлет страха Божия? "Хоть чё делай, хоть убивай, хоть богохульствуй, а Бог есть любовь и любую гниду простит"?
К христианству такие розовые сопли не относятся.

Владимир 27.07.2018 в 16:22:10

Диане.
Вы не прочли по-христиански, то есть здравомысленно, потому отвечаете то, что уже известно. Вы ответьте на вопросы, которые изложены? Не будет ответа, будет одно и то же. А ответ один: Бог распоряжается и жизнью и смертью человека, смерть посылает в самый благоприятный миг для души, и если бы у младенца в будущем была бы истинная возможность спасти душу, разве Бог забрал бы её раньше спасительного времени, чтобы эта душа наследовала вечные муки? Вы не понимаете?! За кого тогда Бога любовь принимаете? Это только одно, а другое, хорошо прочли, поняли, как должно пониматься в истинно духовном спасительном смысле православной веры?

Диана 27.07.2018 в 15:37:32

Владимиру.
Да, по учению Церкви, спасаются только крещёные православные христиане, и то далеко не все, а те, кто успел за время земной жизни стяжать хотя бы в наималейшей степени благодать Духа Святаго и т.о. восстановить утраченную человечеством в лице праотца Адама после грехопадения связь и общение с Богом. Вы просто неправильно понимаете, что такое спасение - мы не добренькими делами спасаемся (хотя они, конечно необходимы, но не достаточны), а благодатью Божией, а она подаётся в таинствах Церковных. Все это хорошо объяснено в творениях свт. Игнатия Брянчанинова - ничего лучше нет, на мой взгляд, для современного человека: это такая квинтэссенция Православного учения, в т.ч. Святых Отцов, изложенная понятным простым языком с незаурядным литературным талантом.

Вера Н. 27.07.2018 в 14:01:02

С Праздником! Автор статьи справедливо ставит вопросы, - но это вопросы частные. А у меня вопрос общий - зачем вообще понадобилось это Последование? 1030 лет - с Крещения Руси - обходились без подобного чина, а ведь раньше младенческая смертность в первые часы и дни после рождения была неизмеримо больше, чем теперь. В случаях, когда новорожденный был уж очень слаб, его крестила в тазике повитуха или родная бабушка, и если он выживал, то священник восполнял миропомазанием (а иногда и священника успевали привести). О мертворожденных вообще речи не было - их участь смиренно доверяли благой воле Божией. В роддомах теперь полно православных акушерок и санитарок, разрешается присутствие мужей, матерей или свекровей - почему бы не озаботится этим вопросом заранее и не взять с собой бутылку святой воды из храма на всякий случай? Стоит только начать вводить новые Последования и пошло-поехало. Сегодня - Последование о некрещеных младенцах, завтра - о некрещеных героях, погибших при спасении людей, послезавтра - о любых некрещеных для утешения их сродников. Вместе с этим расширением "ассортимента церковных услуг" границы Церкви неизбежно будут размываться вплоть до полного их отсутствия.

Владимир 26.07.2018 в 19:57:12

Может и должно последовать множество цитат святых отцов, цитат из Евангелия самого Господа Иисуса Христа. Отвечайте на эти поставленные вопросы, а не забрасывайте цитатами. Христиане должны быть здравомыслящими и рассудительными овцами Божиими, а не упёртыми баранами. Веру должны принимать на основании здравого ума, чтобы осознанно креститься, чтобы искренне и правильно спасать душу!
Вопросы: "А ветхозаветные праведники, некрещеные по-христиански, где сейчас находятся, в аду? После Своего воскресения Господь вывел из ада ветхозаветных праведников в Царство Небесное? Вывел! А ветхозаветные БЕЗГРЕШНЫЕ младенцы (как безгрешные все младенцы в любом веке!), некрещеные по-христиански, где сейчас находятся, в аду, то есть в лоне Авраамовом, где когда-то находился Авраам, где не страдал? И это такая непрославленность (как говорит Григорий Богослов), то есть Божья милость к некрещеным ветхозаветным младенцам? Свет воскресения Господня может спасти ветхозаветных праведников в аду, а ветхозаветных младенцев не может спасти? У Господа есть привилегированность, да ещё не к детям, а взрослым? Может быть, Господь вывел из ада в Царство Небесное и ветхозаветных младенцев, всех детей, как и ветхозаветных праведников? Господь вывел как некрещеных праведников, так и некрещеных младенцев. Иначе и быть не может! Если Господь может вывести из ада и ветхозаветных праведников, и ветхозаветных младенцев, которые не были крещены в вере христианской, тогда Господь может спасти и умерших некрещеных младенцев, которые просто не смогли стать христианами! Нет никакой разницы между умершими некрещеными младенцами, которые не были крещены Духом Святым до христианства, между умершими некрещеными младенцами, которые не были крещены Духом Святым во время христианства.
"Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8). А как же тогда вот это: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3,5)? Господь после проповеди вывел из ада и некрещеных праведников, и некрещеных младенцев, хотя вне христианского крещения, то есть крещение Духом Святым никто не наследует Царство Божие, тогда, разве Господь Сам Себе противоречит?
Пойдём дальше… Авраам, вступивший в Завет с Богом, Исаак, Иосиф, Моисей, пророки, блаженный Давид, все ветхозаветные праведники не были крещены по-христиански (понятно, что это такое?), так? Как же они наследовали Царство Божие? Бог просто сошёл в ад и забрал их, и всё, так просто? Хотя они и праведники, разве от ветхозаветной праведности у них ОЧИЩАЛАСЬ душа? А страсти – куда девались, А? Разве со страстями можно войти в царство? Да, они каялись, царь Давид, ой как каялся, да и многие другие, но разве в их душах не жили страсти, гнев, осуждение, да все страсти человеческие и главная страсть – гордость? Разве их души были такими очищенными от страстей, как у великих христианских святых? У них не очищалась душа так, как очищается христианская душа, для этого Бог и подарил христианские таинства, которые стали возможны только с Воскресением Христовым, и главное таинство – причастие самого Господа Христа, Который очищает душу от всякой скверны."Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3,5). И как же тогда? Разве некрещеная да ещё в страстях, то есть неочищенная от страстей душа может наследовать царство Божие?
Далее… "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" (1Петр.3:18-20). Свт. Иннокентий Херсонский на это говорит: "Что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, КРОМЕ СПАСЕНИЯ? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде ДЛЯ САМЫХ УПОРНЫХ душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному свидетельству апостола, то, чтобы они, "суд прияв – во время потопа – по человеку плотию", "пожили теперь – после проповеди Христовой – ДУХОМ". Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад один, долженствовал извести с Собою многих".
Вопрос: "Хотя бы две УПОРНЫЕ ДУШИ ожили духом? Или НЕТ?!". ДА! Невозможно этого отрицать!!! Тогда каким образом их (хотя не две души, это просто маленький пример) Господь вывел из ада?!
Далее… И самое главное! Смерть является самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом! "Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Мк. 4:29). Это непреложная истина христианской православной веры. Для Авраама, Исаака, Иакова, для всех ветхозаветных пророков, праведников, младенцев, детей, всех людей, смерть является самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом. Разве не понятно, что умерший некрещеный младенец, покинул земной мир с самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом? Если бы у младенца была возможность в будущем спасти душу, да разве Господь забрал бы его душу, чтобы она на веки вечные наследовала в аду лоно Авраамово, где не страдают, но и не прославлены у Бога? Это неизреченная милость Божия – промысл Божий, что младенца не крестили, что младенец не стал ребёнком, что ребёнок не стал взрослым человеком, стариком, что Бог любовь призвал ангелочка в истинный Дом на веки вечные! ЦЕРКОВНЫЕ ИЕРАРХИ, КОГДА ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЯ, УЧИТЫВАЛИ ЭТО? И где сейчас души умерших некрещеных БЕЗГРЕШНЫХ младенцев, и души умерших ветхозаветных БЕЗГРЕШНЫХ младенцев, у которых смерть являлась самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом? В аду? Они в истинном Доме, и не по правую и левую руку сидят у Бога, а с Богом и в Боге на веки вечные. "Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф.19:14). Некрещеные дети приходили к Богочеловеку Иисусу Христу, и таковых есть Царство Небесное! А умершие некрещеные в вере христианской ветхозаветные младенцы, как и умершие некрещеные младенцы во время христианства – святее детей ходящих, таковых не есть Царство Небесное? Просто людям не должно знать возможностей Бога, который есть любовь.
А вот ещё главное, или главным всегда должно являться привилегированность к одним словам Господа, а как же другие слова Господа? Вот и пример евангельский: Образ милостивого самарянина, который не был крещен, не принимал христианских таинств, был поставлен Господом Христом в спасительный пример иудею, а в иудаизме Богочеловек Иисус Христос ещё до распятия был лжемиссией, и до сих пор является таковым. Но Господь сказал иудею, чтобы тот поступал так, как поступает самарянин, и будет спасён. Да и сам образ милостивого самарянина, это не абстракция какая-то, это люди, в душах которых живёт нелицемерная милость к людям, то есть они искренне исполняют вторую заповедь Божию, даже могут не знать об этом. Кстати, могут не тщеславиться за милость, как тщеславятся православные. И что, только православные христиане, то есть крещеные спасаются? Разве не может спастись иудей, которому сам Господь сказал, если будет милостивым человеком, спасётся? Что, совестливый некрещеный в христианской вере самарянин может спастись, а другой некрещеный, но милостивый не может спастись? Так путь церковные иерархи и милостивого самарянина отправят в ад, и иудея тоже.
Не всё так однозначно! Чтобы одни слова Господа Иисуса Христа принимать за истину, а другие слова не анализировать. В них что, нет истины?! Это привилегированное отношение! Главное, что Господь вывел из ада некрещеные по-христиански души и ветхозаветных праведников, и ветхозаветных младенцев, значит, и умерших некрещеных младенцев во время христианства – тоже спасёт!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс