Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

26.07.2018
Киприан Шахбазян

 

В связи с публикацией Журнала № 60 заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года, а также текста Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, среди православных верующих членов Русской Православной Церкви возник ряд недоуменных вопросов.

Главное, что нас волнует, это не создает ли текст Последования опасную иллюзию, будто для некрещеных младенцев возможно вхождение в Царствие Небесное. Приводим вызвавшие сомнение места из текста и указываем на возникшие вопросы, сопроводив их необходимыми пояснениями.

1. Текст Последования:

Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их имярек укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби.

Вопрос: Не предполагается ли в этом фрагменте возможность для сподобленного благости Божией младенца вхождения в Царствие Небесное?

Пояснение: Согласно православному вероучению, опирающемуся на слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — все люди, не исключая и младенцев, могут войти в Царствие только будучи крещеными. 124 Правило Карфагенского собора, утвержденное 2 Правилом VI Вселенского собора, гласит:
«Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

В Послании патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.) говорится:

«Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: “Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: “Кто не родится...” то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение».

2. Текст Последования:

О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся.

Вопросы: Что означает здесь выражение «жизнь будущаго века»?
Как следует понимать слово «неосужденно»?

Пояснение: Известно, что существует как минимум два понимания этого выражения двенадцатого члена Символа веры.
1) Свт. Симеон Солунский в своем толковании на Символ веры, говорит, что «Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и, как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому — славы, или мучения, будет безграничный и нескончаемый».

2) Другое понимание можно найти в Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (1662 г.):

«Вопрос 124. Какой двенадцатый член Веры?

Ответ. «И жизни будущаго века».

Вопрос 125. Чему учит Святая Церковь в сем члене Веры?

Ответ. Что в будущем веке снидет благословение Божие на избранных Его, и наступит для них вечная жизнь, полная радостей и веселий духовных, конца не имеющих, как свидетельствует Писание: “ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его” (1Кор.  2:9); а также и в другом месте: “Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе” (Рим. 14, 17)».

То же понимание содержится в Пространном Православном Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви:

«375. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?

Жизнь Будущего Века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.

376. КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?

Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем.

“Не у явися (еще не открылось), что будем” (1Ин. 3:2). “Вем (знаю) человека о Христе, – говорит Апостол Павел, – ...восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати” (которые человеку нельзя пересказать) (2Кор.12:2,4)».

Таким образом, остается непонятным, в каком же смысле выражение употреблено в Последовании: то ли речь идет о  тождественности Царствия Небесного и «жизни будущаго века» (и тогда авторы Последования считают возможным для некрещеных младенцев вхождение в Царствие Небесное), то ли — о том, что некрещеных младенцев ожидают нескончаемые мучения (чего, разумеется, авторы сказать не хотят).

Кроме того, использование слова «неосужденно» производит впечатление, что в данном тексте отрицается ответственность за первородный грех, лежащая на всех потомках Адама, и необходимость Крещения для отпущения оного для младенцев (о чем сказано в приведенных цитатах к Вопросу 1).

3. Текст Последования:

Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Вопрос: Что именно означает здесь выражение «в недрех Авраама»?

Пояснение: В Требнике в Последовании панихиды (отпуст которого буквально воспроизводит рассматриваемое новое Последование) читаем:

«Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, души от нас преставльшихся рабов Своих [имярек], в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».

Допускается такой вариант отпуста и в Последовании отпевания мирян.

Здесь очевидно отождествление «недр Авраамовых» с Царствием Небесным. Удаление из Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения слов «в селениих праведных учинит» и «с праведными причтет» недостаточно проясняет понимание смысла выражения «недра Авраамовы», употребленного в тексте Последования.

У ряда свв. отцов мы находим однозначное отождествление «лона Аврамова» с Царствием Небесным. Приведем два примера, хотя их гораздо больше:«Но между тем, всякое наслаждение и блаженство, — назовем ли мы рай или лоно Авраама, или место, свободное от всякое скорби и болезни, место светлое, злачное и прохладное, или самое Царство, всё это доставляет находящимся там не что иное, как сия Чаша и сей Хлеб» (Св.Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии, 43);

«Что значит лоно Авраамово, если не тайное успокоение отцов? О нем Истина говорит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11,12). Ибо одетый в порфиру и виссон справедливо называется сыном царствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до последнего дня суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть» (Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия, XL).

* * *

Таким образом,  мы считаем очевидной необходимость или внятного объяснения смысла употребления указанных нами выражений, не допускающего их еретического толкования, или (что нам представляется более правильным) замены двусмысленных выражений на прошения о явлении милости Божией по отношению к некрещеным младенцам такой, какой Ему будет угодно Свою милость явить.

 Послесловие

На сайте «Милосердие.ру» появилось разъяснение заместителя управляющего делами Московской Патриархии, члена Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрита Саввы (Тутунова) относительно текста Последования. В частности, он отвечает на вопрос:

Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

– Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание – это особое Последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в Последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении – просительной молитвы. – Прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос <…> не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в притче о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в Последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей» (https://www.miloserdie.ru/article/chin-o-umershih-nekreshhenymi-mladentsah-o-chem-i-kak-molitsya/).

* * *

В целом разъяснение о. Саввы является отрадным фактом, особенно прямое отрицание им возможности некрещеным (в том числе и младенцам) войти в Царствие Небесное. Однако этого разъяснения явно недостаточно для того, чтобы снять все вопросы. И даже вопрос относительно выражения «лоно Авраама» не может быть снят таким образом. В интервью мы имеем ясно высказанный взгляд о. Саввы на смысл выражения, но не подкрепленный, однако, ссылкой на источник именно такого понимания в учении Церкви.

У ряда свв. отцов мы находим однозначное отождествление «лона Аврамова» с Царствием Небесным. Приведем два примера, хотя их гораздо больше:

«Но между тем, всякое наслаждение и блаженство, — назовем ли мы рай или лоно Авраама, или место, свободное от всякое скорби и болезни, место светлое, злачное и прохладное, или самое Царство, всё это доставляет находящимся там не что иное, как сия Чаша и сей Хлеб» (Св.Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии, 43);

«Что значит лоно Авраамово, если не тайное успокоение отцов? О нем Истина говорит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11,12). Ибо одетый в порфиру и виссон справедливо называется сыном царствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до последнего дня суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть» (Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия, XL).

Посему будем надеяться на подробный ответ Синодальной богослужебной комиссии или Синодальной библейско-богословской комиссии.

 

От редакции сайта «Благодатный Огонь»:

Священник Георгий Максимов про т.н. «чин отпевания некрещеных младенцев»

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
36
 /  - 
9
Комментарии:
Владимир В 31/07/2018 в 14:08:40
р.б. Андрей
***Андрей поясните пожалуйста смысл молитв за таких младенцев***
Спаси Господи.
Наталья 30/07/2018 в 23:48:52
Хитрое последование, иезуитское. Вроде есть отпевание, а вроде и нет. Только кто будет разбираться. Большинство примет, как разрешение отпевать некрещеных в церкви, дальше еще последований всяких введут, в церкви совершающихся о некрещеных, не отпевание же.
Геннадий А. 30/07/2018 в 09:43:18
р.б. Андрей:
///Безусловно, что умершие некрещенные и абортированные младенцы попадают в Ад.///
Синаксарь мясопустной субботы: "Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие — не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)".
Владимир 30/07/2018 в 01:17:25
р.б. Андрею.
Благодарю за спокойный комментарий.
Во-первых, вы не ответили, каким образом Бог вывел ветхозаветных праведников из ада в царство? Куда подевался их первородный грех? Куда делись их страсти? Господь Светом Воскресения может помиловать христианскую душу, когда она покидает земной мир, забрав её в царство, но эта душа была крещена, то есть, которая в крещении была очищена от первородного греха, от иных грехов, когда христианин искренне старался жить по Евангелию, то есть спасительной духовной жизнью, став воином Христовым в борьбе со страстями. Но если ветхозаветных праведников Господь вывел из ада, разве Он не вывел и младенцев, умерших до христианства некрещеными, также не очищенными от первородного греха, но, не имея личных грехов? Наверное, вывел же, как вывел и праведников. А чем отличаются умершие некрещеные младенцы до христианства, от умерших некрещеных младенцев во время христианства? Однако, Господь одних выводит из ада - спасает, а других не спасёт?
Во-вторых. Смерть является благоприятным духовным состоянием. Вы привели пример с человеком, которого Бог забирает, чтобы в будущем духовное состояние его не стало худшим, чтобы посмертная участь человека, не была худшей. Так? Вы привели пример со взрослым человеком, который творит личные грехи, а у младенца нет личных грехов, есть только первородный грех, и всё. Вы понимаете, что Бог не может просто так взять, и когда захочется Ему, конечно, по милости, отнять жизнь у человека? Да если бы Бог мог это сделать, Он бы отнял жизнь у неизреченного количества людей, которые совершили акт самоубийства. Если бы Бог только мог это сделать, тогда бы у них была бы самая лучшая посмертная участь, ибо нет ничего худшего самоубийства, или это не так? И объективное доказательство всему этому то, что, если бы Бог мог запросто отнять жизнь у человека, он отнял бы её у только что родившегося антихриста, чтобы и его посмертная участь была бы лучшей, или это не так? Или вовсе не дал бы ему на свет родиться. Бог не диктатор и в рождении человека, и в смерти. Рождение человека обуславливается духовным состоянием родителей, да и всего их рода, а не по приказу Бога. Богородица родилась не по приказу Бога, а вследствие духовного состояния родителей и своего рода! Раньше она - не могла родиться, ибо не была бы такой чистой, чтобы смогла вместить самого Бога. Также и смерть приходит к человеку тогда, когда его духовное состояние, как вулкан набрало лаву, которая извергается вон, то есть наступает смерть. НО! Бог помогает формировать духовное состояние человеку, чтобы оно было как можно чище, чтобы смерть для человека была самым благоприятным духовным состоянием, чтобы предстать пред Богом. Эти доводы не убедительны?
В-третьих. Некрещеные абортированные младенцы. Бог ведь знал, что мать так поступит? Знал. Бог помогал формировать духовное состояние этой женщины, да и участника мужчины, их родов, чтобы оно было чище, то есть лучше, малыша убивают вследствие духовного состояния, которое выдаёт человеку то решение, на которое оно только и способно в момент принятия решения. Дух творит формы, а не человек, какое захотел, такое и принял решение, конечно, бывает, что желание совпадает с духом, бывает, что не совпадает. Апостол Перт разве хотел принять решение предать Христа? НЕТ! Он трижды утверждал, что любит Христа. Но духовное состояние, всё в совокупности, трижды выдало ему принять ИМЕННО то, на которое дух только и был способен, и если бы не помощь Бога в формировании духовного состояния, оно бы выдало принять гораздо худшее решение, чем было принято. Иуды дух способен был принять только то решение, которое и было принято – предательство, самоубийство. Петров дух способен был принять только то решение, которое и было принято – предательство, покаяние. Разный дух, разные решения, потому что жизнь рыбака Симона из Галилеи отличалась от жизни сребролюбца Иуды из Иудеи. Духовное состояние каждого сформировало их судьбы, при том – при любвеобильной помощи каждому в формировании духовного состояния.
р.б. Андрей 29/07/2018 в 23:58:02
Владимиру:
Вопросы терзающие Вас ранее задавались людьми. Ответы на них ранее были даны и их можно прочитать в "Мытарствах Блаженной Феодоры и видении Страшного Суда Григорием", - это произведение содержится в Житии Святого Васили Нового (день памяти 26 марта по старому стилю - в современных святцах имя этого святого не упоминается, но оно есть в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского и скопировано в Интернете). Вопросы о спасении иудеев задавались Василию Новому Григорием (учеником святого). По молитвам св. Василия Нового Господь сподобил Григория лично увидеть участь иудеев на Страшном Суде, участь некрещенных младенцев и вообще участь всех... Если найдете и прочитаете многие вопросы из заданных Вами отпадут сами собой...
Теперь о благоприятном состоянии для умирания: Бог действительно попускает каждому человеку умереть в самое благоприятное для этого время... Но смысл этого несколько иной, чем поняли Вы.
Пример: Некий человек злоупотребляет вином и доходит до скотского состояния. Затем он собрав свои личные силы в кулак на время выходит из этого состояния и начинает вести нормальную жизнь. Неожиданно для всех этот человек без всякой видимой причины умирает - при вскрытии определили, что у него отказало сердце. Представляется, что Бог попустил неожиданную смерть этому человеку, так как прозревал заранее, что вскоре человек снова вернется к злоупотреблению вином и умрет от этого... Попустив безвременную смерть, Бог проявляет удивительное милосердие, так как при этой безвременной смерти посмертная участь человека, будет гораздо лучше, чем та, если бы он умер от запоя или захлебнувшись рвотными массами при паталогическом опьянении. При безвременной смерти мучить будут меньше...
С некрещенными абортированными младенцами иначе. Сохранить им жизнь путем рождения или нет, решают родители. Бог смерти этих младенцев не хочет и не желает. Бог хотел бы, чтобы эти дети жили. Бог попускает совершить убийство младенца во чреве (аборт) не из-за того, что эти дети могут стать великими грешниками или будут неимоверно страдать, а из-за того что у родителей этих детей есть своя личная свободная воля. Бог эту свободу не нарушает, так как сделал человека по Своему образу и подобию и обещал не нарушать этой свободы.
Безусловно, что умершие некрещенные и абортированные младенцы попадают в Ад. Согласно православному церковному преданию их там не мучают (личных грехов они еще не имеют), но мукой для них является само нахождение их там. Считается, что они находятся в месте, где ранее находились ветхозаветные праведники. Иногда это место называют "Лоном Авраамовым", так как праотец Авраам тоже находился там до того, как его вывел оттуда Христос, сошедший во Ад. Уверяю Вас, что это очень страшное место. В аду нигде нет ни лучика свет - там Тьма Кромешная. В аду младенцы слышат как мучают других людей, слышат их душераздирающие вопли, неутешный плач и стоны и скрежет зубов. Даже время там идет иначе - оно неимоверно растягивается. Так что нынешняя учесть и положение умерших некрещенных младенцев ужасная! Но таковой она будет не всегда! В "Видении Страшного Суда Григорием" сказано, что Господь на Страшном Суде не разгневался на умерших некрещенными младенцев, а повелел им дать покойное место на западе и часть наслаждений вечной жизни, так, чтобы они не видели лица Господня. Разгневался Господь на родителей этих детей...
Владимир не обижайтесь, но воспроизведенное Вами понимание посмертной участи некрещенных младенцев неправославное, скорее оно характерно для протестантов и вероятно почерпнуто из их трудов...
ЧТО КАСАЕТСЯ СТАТЬИ И ОБСУЖДЕНИЯ: Мне кажется опасность "Последования об усопших младенцах" заключается в том, что родители таких младенцев, заказав это последование и выслушав его в церкви, будут убаюканы им и по простоте душевной решат, что сделали все возможное для умерших таким образом детей и для очищения своей совести, то есть прельстятся этим Последованием и не пойдут исповедовать этот грех и тем более не будут вымаливать его, не будут молиться за своих умерших детей, и так и не поймут, что совершили страшный, равнозначный убийству грех.
Владимир Юрганов 29/07/2018 в 21:07:13
Владимир пишет:
/// За кого тогда Бога любовь принимаете? ///
Это опять один из тех, кто не приемлет страха Божия? "Хоть чё делай, хоть убивай, хоть богохульствуй, а Бог есть любовь и любую гниду простит"?
К христианству такие розовые сопли не относятся.
Владимир 27/07/2018 в 16:22:10
Диане.
Вы не прочли по-христиански, то есть здравомысленно, потому отвечаете то, что уже известно. Вы ответьте на вопросы, которые изложены? Не будет ответа, будет одно и то же. А ответ один: Бог распоряжается и жизнью и смертью человека, смерть посылает в самый благоприятный миг для души, и если бы у младенца в будущем была бы истинная возможность спасти душу, разве Бог забрал бы её раньше спасительного времени, чтобы эта душа наследовала вечные муки? Вы не понимаете?! За кого тогда Бога любовь принимаете? Это только одно, а другое, хорошо прочли, поняли, как должно пониматься в истинно духовном спасительном смысле православной веры?
Диана 27/07/2018 в 15:37:32
Владимиру.
Да, по учению Церкви, спасаются только крещёные православные христиане, и то далеко не все, а те, кто успел за время земной жизни стяжать хотя бы в наималейшей степени благодать Духа Святаго и т.о. восстановить утраченную человечеством в лице праотца Адама после грехопадения связь и общение с Богом. Вы просто неправильно понимаете, что такое спасение - мы не добренькими делами спасаемся (хотя они, конечно необходимы, но не достаточны), а благодатью Божией, а она подаётся в таинствах Церковных. Все это хорошо объяснено в творениях свт. Игнатия Брянчанинова - ничего лучше нет, на мой взгляд, для современного человека: это такая квинтэссенция Православного учения, в т.ч. Святых Отцов, изложенная понятным простым языком с незаурядным литературным талантом.
Вера Н. 27/07/2018 в 14:01:02
С Праздником! Автор статьи справедливо ставит вопросы, - но это вопросы частные. А у меня вопрос общий - зачем вообще понадобилось это Последование? 1030 лет - с Крещения Руси - обходились без подобного чина, а ведь раньше младенческая смертность в первые часы и дни после рождения была неизмеримо больше, чем теперь. В случаях, когда новорожденный был уж очень слаб, его крестила в тазике повитуха или родная бабушка, и если он выживал, то священник восполнял миропомазанием (а иногда и священника успевали привести). О мертворожденных вообще речи не было - их участь смиренно доверяли благой воле Божией. В роддомах теперь полно православных акушерок и санитарок, разрешается присутствие мужей, матерей или свекровей - почему бы не озаботится этим вопросом заранее и не взять с собой бутылку святой воды из храма на всякий случай? Стоит только начать вводить новые Последования и пошло-поехало. Сегодня - Последование о некрещеных младенцах, завтра - о некрещеных героях, погибших при спасении людей, послезавтра - о любых некрещеных для утешения их сродников. Вместе с этим расширением "ассортимента церковных услуг" границы Церкви неизбежно будут размываться вплоть до полного их отсутствия.
Владимир 26/07/2018 в 19:57:12
Может и должно последовать множество цитат святых отцов, цитат из Евангелия самого Господа Иисуса Христа. Отвечайте на эти поставленные вопросы, а не забрасывайте цитатами. Христиане должны быть здравомыслящими и рассудительными овцами Божиими, а не упёртыми баранами. Веру должны принимать на основании здравого ума, чтобы осознанно креститься, чтобы искренне и правильно спасать душу!
Вопросы: "А ветхозаветные праведники, некрещеные по-христиански, где сейчас находятся, в аду? После Своего воскресения Господь вывел из ада ветхозаветных праведников в Царство Небесное? Вывел! А ветхозаветные БЕЗГРЕШНЫЕ младенцы (как безгрешные все младенцы в любом веке!), некрещеные по-христиански, где сейчас находятся, в аду, то есть в лоне Авраамовом, где когда-то находился Авраам, где не страдал? И это такая непрославленность (как говорит Григорий Богослов), то есть Божья милость к некрещеным ветхозаветным младенцам? Свет воскресения Господня может спасти ветхозаветных праведников в аду, а ветхозаветных младенцев не может спасти? У Господа есть привилегированность, да ещё не к детям, а взрослым? Может быть, Господь вывел из ада в Царство Небесное и ветхозаветных младенцев, всех детей, как и ветхозаветных праведников? Господь вывел как некрещеных праведников, так и некрещеных младенцев. Иначе и быть не может! Если Господь может вывести из ада и ветхозаветных праведников, и ветхозаветных младенцев, которые не были крещены в вере христианской, тогда Господь может спасти и умерших некрещеных младенцев, которые просто не смогли стать христианами! Нет никакой разницы между умершими некрещеными младенцами, которые не были крещены Духом Святым до христианства, между умершими некрещеными младенцами, которые не были крещены Духом Святым во время христианства.
"Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8). А как же тогда вот это: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3,5)? Господь после проповеди вывел из ада и некрещеных праведников, и некрещеных младенцев, хотя вне христианского крещения, то есть крещение Духом Святым никто не наследует Царство Божие, тогда, разве Господь Сам Себе противоречит?
Пойдём дальше… Авраам, вступивший в Завет с Богом, Исаак, Иосиф, Моисей, пророки, блаженный Давид, все ветхозаветные праведники не были крещены по-христиански (понятно, что это такое?), так? Как же они наследовали Царство Божие? Бог просто сошёл в ад и забрал их, и всё, так просто? Хотя они и праведники, разве от ветхозаветной праведности у них ОЧИЩАЛАСЬ душа? А страсти – куда девались, А? Разве со страстями можно войти в царство? Да, они каялись, царь Давид, ой как каялся, да и многие другие, но разве в их душах не жили страсти, гнев, осуждение, да все страсти человеческие и главная страсть – гордость? Разве их души были такими очищенными от страстей, как у великих христианских святых? У них не очищалась душа так, как очищается христианская душа, для этого Бог и подарил христианские таинства, которые стали возможны только с Воскресением Христовым, и главное таинство – причастие самого Господа Христа, Который очищает душу от всякой скверны."Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3,5). И как же тогда? Разве некрещеная да ещё в страстях, то есть неочищенная от страстей душа может наследовать царство Божие?
Далее… "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" (1Петр.3:18-20). Свт. Иннокентий Херсонский на это говорит: "Что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, КРОМЕ СПАСЕНИЯ? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде ДЛЯ САМЫХ УПОРНЫХ душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному свидетельству апостола, то, чтобы они, "суд прияв – во время потопа – по человеку плотию", "пожили теперь – после проповеди Христовой – ДУХОМ". Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад один, долженствовал извести с Собою многих".
Вопрос: "Хотя бы две УПОРНЫЕ ДУШИ ожили духом? Или НЕТ?!". ДА! Невозможно этого отрицать!!! Тогда каким образом их (хотя не две души, это просто маленький пример) Господь вывел из ада?!
Далее… И самое главное! Смерть является самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом! "Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Мк. 4:29). Это непреложная истина христианской православной веры. Для Авраама, Исаака, Иакова, для всех ветхозаветных пророков, праведников, младенцев, детей, всех людей, смерть является самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом. Разве не понятно, что умерший некрещеный младенец, покинул земной мир с самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом? Если бы у младенца была возможность в будущем спасти душу, да разве Господь забрал бы его душу, чтобы она на веки вечные наследовала в аду лоно Авраамово, где не страдают, но и не прославлены у Бога? Это неизреченная милость Божия – промысл Божий, что младенца не крестили, что младенец не стал ребёнком, что ребёнок не стал взрослым человеком, стариком, что Бог любовь призвал ангелочка в истинный Дом на веки вечные! ЦЕРКОВНЫЕ ИЕРАРХИ, КОГДА ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЯ, УЧИТЫВАЛИ ЭТО? И где сейчас души умерших некрещеных БЕЗГРЕШНЫХ младенцев, и души умерших ветхозаветных БЕЗГРЕШНЫХ младенцев, у которых смерть являлась самым благоприятным духовным состоянием для души, чтобы предстать пред Богом? В аду? Они в истинном Доме, и не по правую и левую руку сидят у Бога, а с Богом и в Боге на веки вечные. "Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф.19:14). Некрещеные дети приходили к Богочеловеку Иисусу Христу, и таковых есть Царство Небесное! А умершие некрещеные в вере христианской ветхозаветные младенцы, как и умершие некрещеные младенцы во время христианства – святее детей ходящих, таковых не есть Царство Небесное? Просто людям не должно знать возможностей Бога, который есть любовь.
А вот ещё главное, или главным всегда должно являться привилегированность к одним словам Господа, а как же другие слова Господа? Вот и пример евангельский: Образ милостивого самарянина, который не был крещен, не принимал христианских таинств, был поставлен Господом Христом в спасительный пример иудею, а в иудаизме Богочеловек Иисус Христос ещё до распятия был лжемиссией, и до сих пор является таковым. Но Господь сказал иудею, чтобы тот поступал так, как поступает самарянин, и будет спасён. Да и сам образ милостивого самарянина, это не абстракция какая-то, это люди, в душах которых живёт нелицемерная милость к людям, то есть они искренне исполняют вторую заповедь Божию, даже могут не знать об этом. Кстати, могут не тщеславиться за милость, как тщеславятся православные. И что, только православные христиане, то есть крещеные спасаются? Разве не может спастись иудей, которому сам Господь сказал, если будет милостивым человеком, спасётся? Что, совестливый некрещеный в христианской вере самарянин может спастись, а другой некрещеный, но милостивый не может спастись? Так путь церковные иерархи и милостивого самарянина отправят в ад, и иудея тоже.
Не всё так однозначно! Чтобы одни слова Господа Иисуса Христа принимать за истину, а другие слова не анализировать. В них что, нет истины?! Это привилегированное отношение! Главное, что Господь вывел из ада некрещеные по-христиански души и ветхозаветных праведников, и ветхозаветных младенцев, значит, и умерших некрещеных младенцев во время христианства – тоже спасёт!

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения Православный журнал «Благодатный Огонь»

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

26.07.2018
Киприан Шахбазян

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.09.2019
Послание Святейшего Правительствующего Синода «по поводу беспорядков рабочих» 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге

18.09.2019
Неолиберальный дух в недрах Белорусской Православной Церкви

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.07.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

18.08.2019
Александр Солдатов

Разогнанные и очень обиженные.
Как патриарх Кирилл сам создал себе мощную оппозицию в РПЦ, «уволив» почти всех членов своей прежней команды

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

22.08.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Кто будет судить Иисуса Христа?

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

11.08.2019
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

30.07.2019
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Теологумены в современном богословии

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

9.06.2019
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

25.07.2019
Священник Александр Шумский, Сергей Поляков

Освящено ли «освящённое масло»?

7.07.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

26.06.2019
Анатолий Баданов

Грех блуда и борьба с ним

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

16.06.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

3.07.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

Священный «мрак» церковнославянского языка

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

23.06.2019
Православие и масонство.
Краткий очерк

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

15.09.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

 

НОВОСТИ

18.09.2019
Михаил Тюренков: Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

12.09.2019
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху