Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

4.10.2018
Иван Смирнов

 


В последние годы среди православных людей широко распространилось почитание святого царя-страстотерпца Николая II как искупителя грехов русского народа. Правомерно ли это наименование? И если нет, то почему?

Согласно учению Православной Церкви, Искупителем может именоваться только Богочеловек Иисус Христос. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы, – говорит св. Апостол Петр, – но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петр. 1, 18-19). Приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование «Агнца, вземлющего грехи мира» (Ин. 1, 29), поскольку еще в предвечном Совете Божием имелось ввиду принесение Сыном Божиим Себя в жертву за грехи мира. 

Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит:

«Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшего на всех людях), с другой – явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела соделать начатком всеобщего воскресения... Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. Для сей цели Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее как Свою собственную плоть принести в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть» (О воплощении 20).

Никто из потомков Адама не мог искупить свою собственную душу даже ценою мученической смерти. Величайший между рожденных женами – св. Иоанн Предтеча – после своей мученической смерти сошел во ад. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в своем письме «О невозможности спасения иноверцев и еретиков»:

«Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе… Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ – сотворено было Самим беспредельным Богом. Казни – жребий рода человеческого, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа Иисуса Христа… Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств». (Здесь и далее – выделено авт.)  

«Что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей?» – вопрошает св. Василий Великий. «Но нашлось одно, – говорит далее св. Василий, – равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей – это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса, которую Он пролил за всех нас». В своей «Беседе на 48 псалом» святитель Василий пишет:

«Человек и за собственные грехи не может дать Богу умилостивлительной жертвы. Как же сможет сделать это за другого?» «Брат не может искупить брата своего и каждый человек – сам себя, потому что искупающий должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху. “Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 3, 23, 24)». «Итак, –  пишет далее святитель Василий Великий, – не брата ищи для своего искупления, но Того, Кто превосходнее тебя естеством, не простого человека, но Богочеловека Иисуса Христа, Который один может дать Богу измену (жертву умилостивления) за всех нас, потому что Его “Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру” (Рим. 3, 25)».

Это центральный догмат нашей веры – Кровь Единого Безгрешного Господа нашего Иисуса Христа, которую Он излиял на Голгофском Кресте, явилась той ценой, которая искупила все наши грехи и освободила нас от власти смерти и диавола. Причем Господь Иисус Христос искупил не только первородный грех, но и все грехи человечества. Будучи по естеству Своему совершенно безгрешен, Христос, как пишет святитель Василий Великий, «не имел нужды в том, чтобы давать Богу выкуп за избавление Своей души, а Сам мог дать и действительно дал таковой за других». Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Христом «истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи; даже не только истреблены грехи, но и дарована нам праведность; и Христос не только исправил все, что повреждено Адамом, но все сие восстановил в большей мере и в высшей степени».

О каком искуплении грехов смертными людьми можно говорить, если на Голгофском Кресте были искуплены все наши грехи и беззакония? Подобные мнения являются разрушительными по отношению к православному вероучению, которое, по словам известного современного богослова архимандрита Рафаила (Карелина), «категорически утверждает, что искупить людей не мог ни человек, ни ангел. А только Сын Божий, ставший Сыном Человеческим».

Строго говоря, человек, считающий св. царя Николая II «искупителем», не является христианином, так как считает, что Голгофа не спасла русский народ и Богу потребовалась еще одна жертва в лице царя, то есть, иными словами, Господь Иисус Христос не до конца искупил грехи человеческого рода и Его дело нуждается в дополнении. Если продолжить эту мысль, то получается, что человек может быть спасен человеком. Эта мысль является не только ересью, разрушительной для христианства, но и приводит в конечном итоге к антихристовщине, так как последний владыка мира, будучи сыном погибели, объявит о себе как о спасителе человеческого рода и потребует поклонения себе как царю и богу.

В рядах носителей идеи «царя-искупителя» популярно такое «богословское» толкование этой ереси: дескать, во-первых, Христос искупил лишь первородный грех (что, как показано выше, не так, поскольку Господом вкупе с первородным грехом искуплена вся греховность человеческого рода!), а личные грехи могут искупать и смертные люди; во-вторых, по их мнению, любая мученическая жертва искупительна; в-третьих, мученический подвиг носит христоподражательный характер именно в том, что мученики, якобы, искупают подобно Христу грехи других людей.

А так как царь Николай II выше других мучеников по своему царскому служению, то он искупил грехи всего русского народа. И далее, согласно этой логике, этому «искуплению» необходимо приобщиться через «покаяние» подобно приобщению к Искуплению Христову, так как искупление и прощение неразрывно связаны с осознанием грехов и покаянием.

Мученический подвиг, хотя и носит христоподражательный характер, не может быть искуплением грехов других людей, ибо Искупитель у нас один – Господь Иисус Христос. Защитники ереси о «царе-искупителе» фактически объединяются с католической ересью о сверхдолжных заслугах святых, согласно которой грешники оправдываются пред Богом заслугами святых. Причем святые, по ложному учению католиков, могут искупать своими подвигами и свои, и чужие грехи. Как это сродни тому, что якобы мученики искупают грехи других людей! Митрополит Макарий (Булгаков), автор «Православно-догматического богословия», писал на эту тему так:

«Заслуги святых как бы ни были велики, никогда нельзя считать сверхдолжными, преизбыточествующими, ненужными для них самих, и вменять другим людям – грешникам для оправдания их в очах правды Божией». «…Из того, что Бог щадил и всегда готов щадить грешников ради праведников (Быт. 18, 33; Исх. 33, 32), не следует заключать, будто Он щадил и щадит первых за излишние заслуги последних, удовлетворяясь этими заслугами и вменяя их грешникам, а не по другой причине. Праведники суть истинные, возлюбленные чада Его и други (Ин. 15, 14-15); все пути их для Него угодны (Пс. 1, 6); все желания пред Ним благи (Притч. 11,23); все их прошения и молитвы Ему приятны (Притч. 15, 29). Вот по этой-то любви к Своим угодникам и особенно по их ходатайству и мольбам, какие воссылают они к престолу Его за других, нередко с такою силою, что сами, как Моисей и Павел, желают быть лишенными Царствия Божия ради ближних (Исх. 32, 32; Рим. 9, 3), Господь и щадит грешников, – щадит преступных чад Своих по мольбам возлюбленных, истинно Ему благоугодивших; щадит, очевидно, по бесконечной Своей благости к тем и другим, а не по правосудию, которое будто бы удовлетворяется за грехи первых преизбыточествующими заслугами последних».

Архимандрит Рафаил (Карелин) в полном согласии со святыми отцами пишет так на данную тему:

«Царь Николай является молитвенником за людей, но молитвенное ходатайство и искупление – это далеко не одно и то же. Искупление совершает Искупитель Своими силами; а святой молится Богу о милости к людям – в этом его духовная помощь. Мученический подвиг дает особое дерзновение в молитве, но молитва не превращается в искупление. Первый мученик Авель стал жертвой своего брата, но своей кровью не искупил никого. Его насильственная смерть была прообразом будущей жертвы Христа Спасителя, но сам он душой сошел в ад, где ожидал времени пришествия Мессии – своего Искупителя. В мистическом плане подвиг Царя Николая, также как и подвиги других святых, является духовной силой, противоборствующей распространению царству зла на земле. Апостол Павел сравнивает святых со звездами, но звезды сами по себе без света солнца не могут осветить мрак космической ночи. Без единственной искупительной Жертвы Христа мир был бы погружен в метафизическую ночь».

К сказанному необходимо добавить следующее. Ложная богословская идея всегда порождает новую ересь. Апологеты цареискупительной ереси придумали теорию о родовом грехе, который, якобы, тяготеет над всем русским народом и не прощается даже в таинстве Крещения. К такого рода грехам они причисляют грех нарушения верности Соборной Клятве 1613 года, а также грех цареубийства или грех попущения цареубийству. Но православное вероучение не знает понятия «родового греха», ибо любой грех (за исключением первородного греха) является грехом личным и требует личного покаяния. В таинстве Крещения человеку прощаются все грехи, о чем говорится в «Символе веры»: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Ложная теория о родовых грехах породила антицерковные «покаянные чины»[1], участники которых должны приносить покаяние в форме таинства исповеди за своих давно почивших предков. Что это как не кощунство?

Организаторы «покаянных чинов», доказывая необходимость их проведения, любят ссылаться на слова из Ветхого Завета, где в Книге Чисел Бог описывается как «не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Числ. 14, 18). Но по объяснению преподобного Ефрема Сирина, это касается тех случаев, когда дети и потомки лично соучаствуют в грехе родителей, повторяя его. Во Второзаконии тоже говорится: «Я Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5, 9). Это означает, что если в каком-то роде четыре поколения подряд ненавидят Бога, этот род прекращает существование. Преп. Ефрем писал об этом так: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим». Иудеи же стали понимать эти откровения Божии неправильно, полагая, что Бог может наказать праведного человека за грехи его предков. Увы, это ложное понимание переняли от иудеев многие наши православные, участники «покаянных чинов», не замечая того, что такое понимание порождает две ложных мысли: первая – что Бог не справедлив, а вторая – что человек страдает не за свои грехи (ему не в чем каяться), а за грехи своих предков. Еще в ветхозаветные времена, изобличая такое ложное толкование, Бог говорит устами пророка Иезекииля: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина?” Все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – душа согрешающая, та умрет… Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и останется, а беззаконие беззаконного при нем и останется… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18, 2-4, 19-30). Также и через пророка Иеремию Бог открывает: «Уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 29-30). (Совершенно очевидно, что даже когда у родителей за их грехи рождаются больные дети, это вовсе не означает, что дети должны каяться на исповеди в грехах своих родителей. После смерти дети будут отвечать перед Богом лишь за свои личные грехи, а не за грехи родителей, так как по наследству грех не может передаваться. Передаваться может не сам грех, а последствия греха. Но каждый человек наделен свободной волей и имеет возможность обрести истинную веру и встать на путь борьбы со своими грехами.)

Призывы покаяться «за грех цареубийства» или «за попущение цареубийства», «за грех нарушения Соборной Клятвы 1613 года», «за все грехи предков» построены на ложном, антиправославном основании. Такие призывы близки к иудаизму, к жидовствующим еретикам. Лжепокаянные еретические чины не могут принести абсолютно никакой пользы, зато очень способствуют формированию в людях ложного благочестия и приближают к духовной прелести.

Надо отметить, что крайние апологеты цареискупительной ереси проповедуют «непротивленческую» идеологию, сродную с толстовством. Они сочинили теорию о некой «эпитимии», которая лежит на русском народе, и поэтому любая общественная борьба со злом является, по их мнению, делом греховным. Поэтому они осуждают и борьбу с сектантством, и с «секспросветом» в школах, и вообще с любым социальным злом. В этом моменте зримо проявляется истинный вдохновитель цареискупительной ереси, уж слишком явно торчат его рога. (Что касается понятия «эпитимии», то в православном понимании эпитимия – это вовсе не наказание грешника – так понимают католики! – а молитвенные и иные покаянные труды уже покаявшегося человека с целью искоренения греховных оснований, дабы грех не был повторён.)

Еще одно порождение цареискупительной ереси – это установка так называемых «царских крестов», перед которыми зачастую и проводятся «покаянные чины». Несомненно, что «царский крест» – это завуалированная хула на Крест Христов, это путь к полной замене Христа царем, а в конечном итоге – поклонение антихристу как царю и богу. Не случайно, что уже написана икона царя-искупителя, на которой царь изображен за престолом вместо Христа, а на престоле помимо царских регалий находится причастная чаша, в которой – кровь царя, истекающая из его груди. Таким ложным и богохульным превозношением святой царь-страстотерпец Николай II на самом деле хулится,  так как происходит полное извращение его истинной святости.

Таким образом, цареискупительная ересь уводит людей из Церкви и приводит в секту, в которой вместо Господа Иисуса Христа – «царь-искупитель», вместо Креста Христова, который по слову св. Иоанна Кронштадтского является «всеискупительным», – «царский крест», вместо истинного таинства покаяния – лжепокаянные чины. (Добавим, что в этой секте поклоняются новым лжесвятым, таким, например, как «отрок Вячеслав» или «старец Самуил», верят и распространяют всевозможные сны и «видения», сами стремятся получить такие «откровения».) В этой секте служатся еретические «царские литургии», где на проскомидии вынимается частица за живого царя (без имени), причем эта частица выкладывается на дискосе выше частиц о Патриархах и Синоде (до революции вынутые частицы выкладывались на одной линии, что символизировало «симфонию» царства и священства). Не случайно, что московское «Братство царя-искупителя», действующее с начала 1990-х годов и возглавляемое неким Вадимом Кузнецовым, в 2008 году отделилось от Церкви и образовало свою «царскую православную церковь», абсолютно неканоническое сборище, а правильнее говоря – очередную парасинагогу.

Есть основание подозревать «Братство царя-искупителя» в организованной ими фальсификации – добавлении своего текста в брошюру под названием «Вещий инок», написанную в эмиграции бывшим царским офицером П.Н. Шабельским-Борком (1896–1952). Она впервые вышла в свет в начале 1930-х годов как «историческое сказание» под псевдонимом Кирибеевич. В этой брошюре описана встреча и беседа монаха Авеля с императором Павлом I. Автор вложил в уста Авеля пророчества о тех событиях, которые уже миновали и о которых он всё знал. Написанный Шабельским-Борком рассказ является чисто художественным произведением, благочестивым вымыслом, так как не основан на каких-либо исторических документах. Об этом было хорошо известно уже в эмиграции. Автор вложил в уста вещего Авеля такие слова об императоре Николае II:

«Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда сын Божий».

В первоначальном варианте брошюры отсутствовали слова о царе как «искупителе». Слово «искупитель» появилось впервые в 1992 году в газете «Земщина» (№ 67, 1992 г.), текст «пророчеств Авеля» был дополнен и стал звучать так:

«Николая Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно» (выделенные слова – позднейшая вставка!).

Этот сфальсифицированный вариант был опубликован в 1995 году в «Житии преподобного Авеля прорицателя» (непонятно, почему Авель именуется «преподобным», так как церковно он не был прославлен!) издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, а затем перекочевал во многие печатные издания и публикации в интернете[2].

Необходимо сказать еще об одной фальсификации. Сторонники идеи «царя-искупителя» любят цитировать слова Соборной Клятвы 1613 года. Текст этой Клятвы тоже получил распространение через газету «Земщина» в 1990 году (с комментариями опять-таки В. Кузнецова). Одновременно было напечатано большое количество листовок с текстом Клятвы. Но в 2012 году в газете «Русский Вестник» (№25) было опубликовано выступление Леонида Болотина, который принимал активное участие в распространении текста Соборной Клятвы. В статье «Апокриф Утвержденной Грамоты Собора 1613 года» Л. Болотин каялся в том, что по невнимательности участвовал в распространении подложного краткого варианта Клятвы, так как первоисточник не содержит страшной заклинательной формулировки: «И кто же пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы». Эта формулировка является, как подчеркивает Болотин, совершенно нецерковной и злокозненной, но именно этот вариант получил самое широкое распространение. По всей видимости, те антицерковные силы, которые планировали заражать православный народ «цареискупительной ересью», планировали и проведение «покаянных чинов», а данная устрашающая формулировка должна была подталкивать людей к участию в них. (И очень прискорбно, что Леонид Болотин не связал «злокозненность» подложной формулировки с «цареискупительной» ересью, и сам стал одним из её проводников.)

Что же касается широко цитируемого «сна митрополита Макария» 1917 года (в котором якобы прозвучал глас, что «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен»), то надо сказать, что достоверность этого сна никогда не была подтверждена самим митрополитом Макарием (Невским). Сон этот был опубликован С.А. Нилусом, но Нилус не написал, от кого этот сон был им получен. Кроме того, совершенно неправильно выстраивать целое богословие на сне (как известно, сны могут быть «от лукавого», поэтому Святые Отцы советовали относиться к ним с большой осторожностью).

Слова Царя о том, что он готов стать жертвой ради спасения России, сказанные Столыпину («Если для спасения России нужна жертва, то я готов стать ею»), нужно понимать лишь в том смысле, что Царь Николай, как истинный православный монарх, готов был душу свою положить за спасение России, умереть за неё, но ни в коем случае он не мог думать о себе самом как об «искупителе» грехов русского народа, так как это означало бы состояние бесовской прелести.

Еще один довод сторонников цареискупительной ереси – это слова святителя Иоанна Златоуста, которые они цитируют так: «Править народом может любой, но умереть за народ может только царь». На самом деле – это искаженная цитата из творения св. Иоанна Златоуста «Слово о Кресте и разбойнике». Приводим цитату полностью:

«Как, скажи мне, разбойник, ты вспомнил о царстве? Что такое ты увидел теперь? Гвозди и крест пред глазами твоими, обвинения, насмешки и злословия. Да, говорит он, но самый крест кажется мне знаком царства; потому я и называю Его царем, что вижу Его распятым, – царю свойственно умирать за подданных. Он сам сказал “пастырь добрый душу свою полагает за овцы” (Ин. 10, 11): так и добрый царь полагает душу свою за подданных. Посему, так как Он положил душу свою, то я и называю Его царем».

Совершенно очевидно, что из этих слов, которые св. Иоанн Златоуст влагает в уста благоразумного разбойника, не вытекает никакого «цареискупительства». «Полагать душу за своих подданных» вовсе не означает – быть искупителем их грехов!

Надо сказать, что люди, зараженные цареискупительной ересью, ожидают прихода «грядущего царя» с таким настроением, с каким евреи ожидали (и ожидают) прихода своего лжемессии, то есть ждут от царя построения для них рая (Царства Божия) на земле. Но ведь если Господь и даст царя в России на короткое время, то совсем с другой целью, а именно с целью последнего свидетельства об истине Православия и самой России, и всему обезбоженному миру, то есть с целью спасения человеческих душ. Ожидание царя как устроителя некоего хилиастического земного царства является вариантом ереси жидовствующих.

Св. апостол Петр писал в своем Соборном Послании: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр. 2, 1). Проповедники богохульной цареискупительной ереси подпадают под 5-ю анафему чина Православия: «Не приемлющим благодати искупления Евангелием проповедуемого, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства – анафема!» Св. апостол Павел призывает нас не быть более «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4, 14).

В заключение процитируем снова слова святителя Василия Великого:

«Что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем людям, что и дано в цену искупления наших душ, – это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас».

Наше оправдание пред Богом зиждится на одном: на вере в Господа Иисуса Христа как нашего единственного Спасителя и Искупителя!

 

 


[1] См., например, http://www.blagogon.ru/articles/224/

[2] См.: О современных «пророчествах» Авеля-Прозорливца (http://www.blagogon.ru/digest/610/).

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
112
 /  - 
33
Комментарии:
Василий Дмитриевич Балашов 12/10/2018 в 00:28:43
Прот. Георгий Городенцев "О догмате Искупления". Ниже - цитата из статьи, в которой приводятся слова св. Отцов. http://ruskline.ru/analitika/2013/01/30/o_dogmate_iskupleniya/?p=1
"Он (Христос) един умер за всех, будучи удовлетворительною ценою за всех, и собственную душу сделал выкупом за наши души, посрамляя жестокость диавола и как бы остановив осуждение владычествующего над нами греха и необузданное обвинение против всех (Свт. Кирилл Александрийский, О поклонении Богу в духе и истине). Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас. Вместо наших тлетворных страстей Он принес Свою животворную страсть - целительное и спасительное врачество всего мира (Преп. Максим Исповедник, Мистагогия) Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу; ибо мы согрешили пред Отцем, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения" (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры).
Василий Дмитриевич Балашов 12/10/2018 в 00:26:13

"Особенно значительно отступление от православия в учении А. Илариона о спасении. Борясь с юридическим пониманием искупления, и в самом деле, грубым и односторонним у некоторых католических теологов, наш богослов доходит до полного отрицания искупительного значения Голгофской Жертвы, до отрицания самого понятия искупления, многократно звучащего в Новозаветном Откровении (см., напр., Рим 3:24; 1 Кор 1:30; Еф 1:7; Кол 1:14; Евр 9:15). Учение об искуплении объявляется «основным пагубным заблуждением латинства» (с. 145). Православное учение о спасении строится, по А. Илариону, на понятиях воплощения, воссоздания, обожения, нетления и блаженства (с. 146). Ему А. Иларион противопоставляет будто бы исключительно свойственные католическому учению о спасении понятия оскорбления, возмездия, проклятия, искупления, удовлетворения и заслуги (с. 148)..."
Отсылаю интересующихся к труду прот. Валентина Асмуса "Архиепископ Иларион Троицкий и Православное богословие" по ссылке: http://pstgu.ru/download/1254057348.12.pdf

Димитрий Н.Б. 11/10/2018 в 19:08:02
Михаилу Ершову.
***Спорить с тобой не собираюсь.*** 
Не привык к "тыканью", но спорить с М.Ершовым тоже не собирался. Странно - увидеть "зацикливание на одном новомученике" там, где приведено полдесятка цитат из Писания, которые вовсе не новомученик привёл. Св.Иларион лишь первоначально обратил моё внимание на проблему "Искупления". Оставить комментарий меня побудил интерес именно к ней. 
Михаил Ершов пишет: 
"...царебожники и их защитник с РНЛ, м.г., далеки от истины" - как и любые другие модернисты. Но они мне совершенно не интересны.
Михаил Ершов 10/10/2018 в 19:18:50
Димитрию
Не нужно зацикливаться на одном новомученике и цепляться за букву. Зри в корень и тогда увидишь, что т.н. царебожники и их защитник с РНЛ, м.г., далеки от истины. Неверный в малом... Спорить с тобой не собираюсь.
Димитрий Н.Б. 09/10/2018 в 22:18:44
Михаил Ершов пишет:
***Хорошо написано. Цитаты исчерпывающие.***
А вот тут-то начинается самое интересное. Прочтя статью свщмч.Илариона Троицкого, я тоже поначалу пришёл в недоумение: как же так? Ведь можно немало найти цитат об "Искуплении" и в Писании, и у Отцов. Стал искать объяснение, и посетила меня "крамольная" мысль: а что, если цитаты-то неправильные? Ведь я же их знаю не в оригинале, а в переводе – что, если перевод некорректный? Поскольку греческого языка не вем, решил сверить хотя бы с церковно-славянским, что под рукой. И вот он – сюрприз. Берём первую же цитату, которую привёл автор (1 Петр. 1, 18-19: "…Не тленным серебром или золотом искуплены вы… ); открываем этот же текст на славянском, и видим, что термина "искупление" там нет: "…Не истленным сребром или златом избавистеся…". Вместо "искупления" – "избавление"!
Другой пример. Послание к ефесяном ап.Павла, гл. 1, ст.7: "…Мы имеем искупление Кровию Его". Читаем это же место на славянском: "…Имамы избавление кровию Его".
Третий пример – повторяющаяся фраза из Евангелия (Мф.20, 28, Мк 10,45), что Господь пришел отдать Душу Свою – "для искупления многих" в синодальном переводе, и "за избавление многих" - на ЦСЯ.
И наконец четвертый пример, самый интересный, из послания ап.Павла к Римляном (Рим.3, 24-25): там разнятся уже не один, а несколько терминов.
Русскоязычный текст: "…Искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его, через веру…".
Славянский текст: "…Избавлением еже во Христе Исусе, Его же предположи Бог очищение верою в Крови Его…".
Как видим, здесь нет не только "искупления", но и "жертвы умилостивления. Можно искать и ещё, но думаю этих примеров достаточно. Любопытно, не правда ли? Почему "искупление" отсутствует в текстах на ЦСЯ – ведь само-то по себе слово вполне славянское. "Избавление" никак не является его синонимом. Но именно оно присутствует во всех текстах, начиная от самых древних (смотрел Архангельское Евангелие 1092 г.) до нынешних изданий Софрино. Ведь очевидно, что это не случайность. Вряд ли можно найти иное правдоподобное предположение, кроме того, что когда в древности переводили на славянский, то смысл вкладывали несколько иной. И лишь у синодальных переводчиков (эпоха господства схоластики в русском богословии) появилось "искупление".
Если я неправ (что вполне допускаю), с готовностью выслушаю контраргументы.
Димитрий Н.Б. 09/10/2018 в 19:17:11
1) Тихомиров П.В. пишет:
«Дело ещё и в криптолатинстве осмысления сути спасения, обусловленное нашим школьным богословием»… «"Царебожничество" в своей основе имеет понимание самой сути спасения в качестве принесения "заместительной жертвы". Юридизм, нравится вам это или нет».
Весьма верные суждения.
2) София пишет:
«Искупление же наше "от клятвы законныя" Господом Иисусом Христом имеет место, по согласному суждению святых отцов, но оно не чисто юридическое, а существует по благодати Бога и Отца…»
Я не богослов и вообще плохой знаток святых отцов. Но мысли, высказанные П.В.Тихомировым, лично я почерпнул у свщмч. Илариона Троицкого (а вовсе не у г-на Осипова, которого здесь так любят поминать, с трудами которого я почти не знаком). До какого-то момента я тоже не испытывал никаких сомнений относительно "Искупления". Но вот как-то прочёл статью свщмч. Илариона "Богословие и свобода Церкви" – и узнал много нового. Вряд ли кто-то заподозрит свщмч. Илариона в плохом знании св.Отцов. Однако он критикует современное ему богословие с тех же позиций, с каких сейчас высказался П.В.Тихомиров. По крайней мере, с очень близких. И термин "искупление" св.Иларион упоминает в отрицательном ключе, как одно из основных понятий, характеризующих влияние латинской схоластики. Статью свщмч. Илариона легко найти в сети, кто не читал - рекомендую.
Василий Дмитриевич Балашов 05/10/2018 в 21:25:56
Очень важная статья. Особенно в свете подготовки прихода "мессии". Можно ещё добавить, что заявляя царя ... Искупителем грехов русского народа, поддерживающие эту ересь мыслят себя освобожденными от личных грехов, и одновременно хулят предков. ...
Александр Шунин 05/10/2018 в 13:46:05
Тихомирову П.В.
@И да, то что А.И.Осипов - такой-сякой, я в курсе.@
Какой Осипов А.И. "такой -сякой" я утверждать не берусь, а то что его мировоззрение состоит из целого букета ересей и он не стесняется проповедовать их в публичном пространстве, всем давно известно, это даже в свое время подтвердила Синодальная библейско-богословская комиссия.
София 05/10/2018 в 00:36:11
Уважаемый господин Тихомиров, спасиБо за ответ. Мне сдается, что не потому "царебожники" человека посчитали "искупителем", что искупление неправильно ими понимается, как "заместителная жертва", а потому, что очень велик соблазн эдакого национал-мессианства, связанного с фигурой царя или вождя. Искупление же наше "от клятвы законныя" Господом Иисусом Христом имеет место, по согласному суждению святых отцов, но оно не чисто юридическое, а существует по благодати Бога и Отца и никак не противоречит ни делам веры, ни внутреннему деланию.
Тихомиров П.В. 04/10/2018 в 22:08:50
Софии и Александру Шунину.
Если некий "осиплянин" решил-таки оставить тут свой коммент, то на то были причины. А причина такова: обратить внимание своих явных неединомышленников (я же отдаю себе отчёт в том, что на этой площадке столкнусь скорее с юридистами) на то, что "царебожничество" в своей основе имеет понимание самой сути спасения в качестве принесения "заместительной жертвы". Юридизм, нравится вам это или нет. И если бы православные верующие в центр осмысления спасения своей души ставили не подвиг искупления делами веры, но борьбу со страстями и исцеление с Божией помощью от порабощённости этим страстям, то для возникновения ереси "царебожничества" просто не сложилось бы соотвествующей духовно-интеллектуальной атмосферы.
П.С. И да, то что А.И.Осипов - такой-сякой, я в курсе.
Александр Шунин 04/10/2018 в 20:42:23
Софии
@типа "искупления нет, это слишком юридично, по-католически" якобы@
Мало того, их адепт Осипов осмеливается утверждать, что Христос через распятие якобы исцелил прежде всего самого Себя. Простите за повторение этого богохульства.
Лидия 04/10/2018 в 19:30:53
Спасибо за очень нужную и умную статью.
София 04/10/2018 в 18:21:12
А, поняла, спасиБо, Александр: типа "искупления нет, это слишком юридично, по-католически" якобы...
Александр Шунин 04/10/2018 в 17:51:13
Софии
@Вы просто "Исцелитель" написали, да это не важно.@
Поверьте, София, это не описка, просто вслед за небезызвестным профессором Тихомиров П.В. отрицает (прости, Господи) догмат Искупления. И "царебожничество" перед этим (как впрочем и перед очень многим, что утверждают "осипляне") можно рассматривать как детскую шалость.
София 04/10/2018 в 16:09:09
СпасиБо за ответ. Я понимаю. что это ересь и она не на пустом месте возникла, а из каких-то ересей прошлого. Не понимаю только, почему так долго и тщательно эта ересь муссируется людьми, которые вроде бы не имеют к ней отношения: ведь мало кто из православных действительно считают царя Николая страстотерпца искупителем-то. Вы просто "Исцелитель" написали, да это не важно.
Тихомиров П.В. 04/10/2018 в 14:44:09
София, тут просто вся тема крутится вокруг неверного осмысления "заместительной жертвы". Это всё пришло к нам из Рыцарского кодекса чести. Западнохристианское осмысление сути Жертвы Христа аллегорически изображается, например, в одной из сказок про Нарнию. Между тем, если бы не было этой всей рыцарской романтики, то, возможно, не возникало бы культуры восприятия, в контексте которой самопожертвование человека (например, Государя) может трактоваться не в нравственном смысле, а именно в мистическом. Т.е. своей косноязычной репликой я хотел просто указать на то, что ересь возникла не в вакууме, а в среде людей, готовых к подобного рода способам осмысления.
Михаил Ершов 04/10/2018 в 13:57:20
Автору
Хорошо написано. Цитаты исчерпывающие. Актуально до сих пор.
София 04/10/2018 в 12:15:13
Уважаемый В. П. Тихомиров, извините, что не по имени, "Спаситель в первую очередь Искупитель", Вы хотели сказать? А то, что тему "пора закрыть", так это точно...
Тихомиров П.В. 04/10/2018 в 11:07:02
Мне кажется, что тему с "царебожничеством" давно пора закрыть. Совершенно очевидно, что это ересь. Аналогии с осмыслением функции древнеегипетского Фараона в качестве Понтифика и т.д. Это всё ясно как 2х2. Но теперь мне хотелось бы высказать вот что. Беда ведь не только в том, что ереси наши питаются некими дохристианскими и внехристианскими идеями, проникающими в религиозное сознание наших единоверцев и соплеменников. Дело ещё и в криптолатинстве осмысления сути спасения, обусловленное нашим школьным богословием. (Я очень прошу не метать антиосиповских камней в мою персону. Обо всём переговорено уже десятки и сотни раз. Переубеждать не нужно, просто позволил себе высказать "антицаребожническое" мнение, но которое основано несколько иными аргументами). Если бы люди ясно понимали, что Спаситель в первую очередь Исцелитель, то, пожалуй, никаких таких подмен бы просто не возникало в принципе.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос! Православный журнал «Благодатный Огонь»

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

4.10.2018
Иван Смирнов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

 

НОВОСТИ

07.12.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви