Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви

25.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

 

В последнее время в СМИ как иностранных, так и отечественных, все чаще стали появляться обвинения Православной Церкви в экстремизме. На Украине, где власти пытаются дискредитировать в глазах общественности Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, такие обвинения приобрели системный и массовый характер. В России эти обвинения также периодически возникают. Последний резонансный повод был связан с выходом на большой экран скандально-провокационного фильма «Матильда», когда наиболее радикально настроенные противники этого фильма от имени т.н. организации «Христианское государство – Святая Русь» распространяли угрозы сжигать кинотеатры и частично реализовали свои угрозы через поджоги кинотеатра в Екатеринбурге, машин у московского офиса адвоката режиссера Учителя и его студии «РОК» в Петербурге.

И хотя все эти обвинения явно надуманы и имеют определенного политического заказчика, тем не менее, при постоянном массированном использовании, они способны достигнуть цели и посеять страх и недоверие в светской общественности по отношению даже к такой традиционной, государство- и культурообразующей для России религии, как Православие. Это можно видеть опять же на примере Украины, где под влиянием антиправославной пропаганды многие граждане уверены, что в духовных семинариях и монастырях Московского Патриархата готовят боевиков для Русской Православной Армии и складируют оружие.

Обычно для опровержения обвинений христианства в экстремизме ссылаются на главный вероучительный источник Церкви – Священное Писание Нового Завета, где мы слышим проповедь о том, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:16) и Он нас учит любить врагов (Мф. 5:42-44), что Христос принес с Собой мир (Ин. 14:27) и провозгласил равенство людей перед Богом (Гал. 3:28), что Господь не только заповедовал не убивать (Мф. 5:21-22), но даже не противиться злу силою (Лк. 6:27-35).

Но, честно говоря, ссылки на Библию мало убедительны, так как мы имеем массу примеров псевдохристианских тоталитарных культов и деструктивных сект, которые оправдывают свои экстремистские доктрины, прикрываясь цитатами из Евангелия о любви, равенстве и братстве. К слову сказать, практически все религиозные террористы свои злодеяния творят «именем Бога милостивого и милосердного».

Тот факт, что Православие является традиционной религией, также не означает, что в лоне Церкви не могут появиться экстремистские течения. Как известно, экстремизм часто возникает и развивается и на почве традиционных религий (наглядный пример тому ислам).

Итак, какие всё же особенности православного вероучения позволяют утверждать, что Церковь и экстремизм несовместимы?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует определиться с самим понятием экстремизма.

Обычно в обществе под религиозным экстремизмом (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) подразумевается вообще всякое проявление нетерпимости к другим религиям и мировоззрениям. Но такое определение делает экстремистской любую веру и учение, претендующих на истину, так как последняя сама по себе не терпит компромиссов с ложью. Например, Православная Церковь, как «столп и утверждение Истины», несмотря на заповедь любви к врагам, будет всегда ненавидеть ложь и поэтому нетерпима к ересям и сектам, искажающим истину.

Конечно, кому-то может показаться замечательной толерантная идеология либерализма, но для воплощения ее в жизнь следует развязать непримиримую войну с религией, уничтожать не только кресты и храмы, но и инакомыслящих верующих. Т.е. впасть в такой же, только либеральный, экстремизм. С другой стороны – именно толерантность приводит к нивелированию нравственных ценностей, стирает границы не только между истиной и ложью, а и добром и злом, что само по себе влечет проявление экстремизма в самых неожиданных формах. Такие явления, как «группы смерти», пропагандирующие самоубийства среди подростков, или культ «Колумбайн», приведший к керченской трагедии в октябре 2018 года, напрямую связаны с глобализацией и культивируемой ею идеологией толерантности. 

Поэтому, чтобы не впасть в крайности, правоведы пытаются выработать наиболее адекватное определение экстремизма, отражающее самые опасные проявления его для общественной жизни, и закрепить это определение законодательно.

К сожалению, и в международном праве тема экстремизма является крайне неоднозначной. Долгое время России хотели навязать европейское определение экстремизма, выраженное в Резолюции «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», принятой в 2003г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы:

«экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма»[1].

Естественно, это определение не может быть признано удовлетворительным, поскольку несет в себе изначально либеральную идеологическую нагрузку, подразумевающую, что политическая деятельность агрессивного и насильственного характера, не отрицающая «принципы парламентской демократии», экстремизмом не является. Так европейские правоведы и политики допускают возможность т.н. «вынужденного экстремизма»:

«это ситуация, когда крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию в государстве на фоне социально-экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня основной массы населения, тоталитарного политического режима с подавлением властями оппозиции и преследованием инакомыслия»[2].

Под вывеской вынужденного экстремизма Запад оправдывает любые противоправные действия по устранению своих политических конкурентов, которые совершались оппозицией во время бархатных революций, в т.ч. во время событий «Евромайдана» на Украине в 2013–14 гг.

Поэтому Россия в своей «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»[3] ориентируется на совершенно иное толкование понятия экстремизма, которое  содержит «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. (ратифицирована и вступила в силу в Российской Федерации 29.03.2003г.):

«экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» (ст.1 ч. 1 п. 3)[4].

Одним словом, под экстремизмом подразумеваются деяния, направленные на подрыв государственности и национальной безопасности. На это определение мы и будем ориентироваться при доказательстве, что в Православии нет места для экстремизма.

Наш главный аргумент о несовместимости православного христианства с экстремизмом основывается на учении Церкви о богоустановленности государственной власти[5].

Для христианства изначально государство в лице Римской империи признавалось как гарант международного мира и служило залогом высшей земной законности и справедливости. Не случайно Спаситель на вопрос фарисеев позволительно ли давать подать Кесарю (т.е., в представлении иудеев, языческой и захватнической власти), ответил: «Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу…» (Мф. 22:21). По толкованию Святых Отцов, в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Бога, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание государственной власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов):

«“Воздадите Кесарева Кесареви”… Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса, и непосредственно присовокупил другую заповедь: “и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней… И церковь “да воздает Кесарева Kecapeви”, вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие»[6].

Поэтому учение святых апостолов требует от христиан почитание государственной власти, как богоустановленной: «Всякая душа да будет покорна высшим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены… противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:1-2,4). Причем, первоверховные апостолы требовали от христиан чтить власти и повиноваться им по совести (Рим. 13:5) и со страхом Божиим: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:13,14,17). Отсюда вытекает и требование молиться за власти: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения… за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:1-2).

О том, что со времен апостолов в Церкви почитание государственной власти имело прямое отношение к душеспасению, указывает каноническая строгость наказания тех, кто досаждает (т.е. хулит и ругает) власть имущих. По 84-му Апостольскому правилу священник за таковое преступление извергается из сана, а мирянин отлучается от Церкви. Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) так комментирует это правило:

«За оскорбление… законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан»[7].

Исходя из вышесказанного, Православная Церковь утверждает, что «анархия – отсутствие надлежащего устроения государства и общества, – а равно призывы к ней и попытка ее установления противоречат христианскому миропониманию (Рим. 13:2)».[8]

Надо отметить, что Церковь не просто ограничивалась, как сегодняшние сектанты, лояльностью к существующей государственной власти. Под покорностью властям подразумевалось деятельная служба во благо страны и государства. Православная Церковь с апостольских времен была чужда пацифизму в толстовском понимании и не могла служить «пятой колонной» для государственной власти, как это сегодня наблюдается среди сект, исповедующих крайний антимилитаризм (например, «Свидетели Иеговы»*). Уже для первых христиан государственная власть в лице римской империи являлась гарантом международного мира. Священномученик Ириней Лионский († кон. II в.) писал: «И мир пользуется спокойствием чрез них (римлян), и мы (христиане) без страха ходим по дорогам и плаваем, где хотим».

Поэтому воздавать «Кесарю кесарево» значило и исполнять воинский долг по защите государства, а значит и мира. В Евангельском повествовании мы не видим, чтобы Иоанн Креститель, а затем Сам Господь Иисус Христос требовал от уверовавших воинов отказываться от своих воинских обязанностей. Не видно это и в случае обращения апостолом Петром сотника Корнилия.

Также и у раннехристианских авторов мы видим наряду с проповедью мира и любви признание законности казней преступников и войн, которые производила Римская империя для поддержания порядка и стабильности. Так священномученик Климент Римский (†~101г.) утверждает, что не всякое убийство зло, но только убийство невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам. О невиновности законных начальников, производящих казни, учит священномученик Ириней Лионский († кон. II в.). Даже излюбленные пацифистами Тертуллиан (155/60г.–220/40г.) и Ориген (~185г.–~254г.) в своих трудах оказываются махровыми государственниками-империалистами.

В житийной же литературе мы можем наблюдать многочисленные примеры, когда воины-христиане первых веков восхваляются за свою ратную службу, в чем им помогает Господь, и в этом Церковь ни в коей мере не видит нарушения христианских заповедей.

И до сих пор Церковь приравнивает воинскую службу к исполнению заповеди миротворчества, а погибших на своем посту, восхваляет, как исполнивших заповедь Любви по отношению к своим ближним.

На VI и VII Вселенских Соборах Церковь канонически закрепила формулу святителя Афанасия Великого по поводу законности пролития крови ради защиты Отечества:

«Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах»[9].

Конечно, Церковь не может быть безразлична к формам и методам государственной власти. Для православных христиан существует большая разница, кто находится во главе государства – то ли это власть самодержавного монарха, то ли власть гонителей богоборцев, то ли лояльная к религии светская власть.

«Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему»[10]. Однако даже при самых неблагоприятных властителях «гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству, преследующему ее, в лояльности»[11] и «не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления»[12].

О неизменности такого отношения Церкви к государству свидетельствует вся история православного христианства.

Сам Спаситель Своей жизнью и смертью показал, что Он чужд всяким революциям и переворотам. Иудеи времен Иисуса Христа чаяли свободы израильского народа от власти римских поработителей. Но вот приходит Мессия, которого евреи так долго ждали как своего освободителя от римской тирании, и говорит: «кесарю – кесарево». Иными словами: «продолжайте платить подати оккупантам». Более того, Господь всячески уклонялся от народа, когда тот желал провозгласить Его царем. Поэтому Христу «свободолюбивый» иудейский народ вопил впоследствии: «Распни! Распни Его!», и «демократически» променял своего Спасителя на мятежника Варавву – борца за «свободу и независимость» Древней Иудеи.

В течение почти 300 лет первые христиане были гонимы императорами-язычниками, но Церковь, подражая своему Спасителю, продолжала терпеть, платя за гонения молитвой и службой государству. Хотя среди христиан было множество воинов, сановников и военачальников, мы не знаем примеров христианских восстаний и государственных переворотов. Показателен пример из жития св. вмч. Феодора Стратилата. Когда его вели на казнь, то народ, уверовавший во Христа, восстал против императора-гонителя, желая освободить святого, но мученик удержал христиан от мятежа словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому».

Само обращение царя Константина Великого в христианство в 312/13 гг. современники, как христиане, так и язычники, приписывают его внутреннему перерождению, а не каким-то дворцовым переворотам и интригам. Интересно, что, согласно древнему житию, народ после крещения царя Константина решил изгнать из Рима всех, не желающих быть христианами, но царь запретил народу, говоря: «не хочет Бог наш, да кто неволею и принуждением к Нему приходит, но если кто свободной волей и с благим намерением приступает к Нему, тому Он благоволит».

Такое же внутреннее перерождение «из Савла в Павла» случилось и с крестителем Руси равноапостольным князем Владимиром, опять же без всяких политических переворотов.

Даже история страшных потрясений, случившихся с нашей страной в XX в., свидетельствует, что Церковь оставалась верна самой себе. После свержения законной самодержавной власти Церковь, в лице своего Предстоятеля святейшего Патриарха Тихона, не стала ни на сторону белых, ни на сторону красных и в течение всего существования безбожной советской власти продолжала оставаться лояльной к государству, несмотря на бесчисленные жертвы православных христиан, страдавших за Веру. Более того, во время Великой Отечественной Войны Церковь благословила своих духовных чад выступить против фашистских захватчиков, хотя те на оккупированных территориях открывали храмы и поначалу всячески демонстрировали свою лояльность к Православию.

Но возникает вопрос: а что является гарантом, что подобное отношение к государству в Православии будет сохраняться и впредь? Ведь перед нами множество примеров, в том числе и в христианских конфессиях, когда казалось, самые незыблемые догматы веры в современных условиях пересматриваются и даже отменяются.

Таким гарантом в Православии является Сама Церковь! Дело в том, что, в отличии от ислама и других христианских сект и конфессий, православное христианство не является «религией Книги» или какого-либо учения. Это религия Церкви, или, другими словами, религия социального института.

Для Православных христиан Церковь именуется столпом и утверждением Истины (1 Тим. 3:15). Не Библию Христос оставляет после Себя, а Церковь: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Согласно православному вероучению, Церковь – это есть Сам Богочеловек Иисус Христос[13]. Апостол Павел именует Христа «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота наполняющая все во всем» (Еф. 1:22–23). Как невозможно отделить главу от тела, так невозможно отделить Церковь от Христа. Через Церковь Господь и Бог Иисус Христос  пребывает с христианами до скончания века: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И как Бог вечен и неизменяем, так и учение Церкви, сохраняемое в Традиции, вечно и неизменяемо.

В силу этого факта в Православии невозможна спекуляция в толковании священных текстов и изменение догматов веры, как, например, в так называемом западном христианстве. Все мы помним один из важнейших тезисов западной Реформации – Sola Scriptura (лат. «только Писание»), выдвинутой отцом протестантизма Мартином Лютером. Все конфессии и секты, относящие себя к протестантизму, до сих пор считают себя последовательными пацифистами. Однако, когда появилась угроза для Реформации, риторика Мартина Лютера резко сменилась с проповеди любви и мира на проповедь уничтожения инакомыслящих. Так, он с лютой ненавистью призывал резать и сжигать еретиков-анабаптистов и католических священников и монахов. И все это на основании Священного Писания. Такие же метаморфозы претерпевают сегодня многие протестантские секты на Украине. Для этого достаточно сравнить их пацифистскую риторику в начале Майдана, а затем призывы к участию в вооруженном конфликте на Донбассе[14]. Чего только стоит позиция нынешнего Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины баптиста А.В. Турчинова, который развязал войну на Донбассе и известен в народе под именем «кровавого пастыря»[15]. Это происходит по той причине, что в протестантизме нет авторитетов. Авторитет только книга – Библия. Поэтому в идеале каждый адепт протестантизма может ее толковать либо в силу своего образования, либо в силу своего невежества.

Противоположный пример авторитаризма с другой стороны нам предоставляет католичество с его папизмом. Римский папа, как непререкаемый авторитет, может не только производить новые догматы веры, а даже пересматривать старые.

В Православной Церкви такие метаморфозы невозможны. Церковь – это строго иерархическая организация, которая подчинена авторитету как Священного Писания, так и Священного Предания – Традиции, закрепленной в церковных канонах и правилах святых отцов. Причем, священноначалие от Патриарха до рядового священника совершает свое пастырское служение не произвольно и не самочинно, а именно в духе Традиции Церкви, которая не позволяет им злоупотреблять своей духовной властью. В случае непослушания авторитету Церкви и уклонению в ересь Церковь исторгает таких членов из своего общения (Мф. 18:15–17). Для православного христианина отпадение от Церкви является самым страшным наказанием, так как без участия в Церковных Таинствах (прежде всего Исповеди и Причастия) спасение для человека невозможно, ибо вне Церкви нет и спасения. При этом отпадение далеко не обязательно происходит видимым образом. Человек внешне может пребывать в церковной ограде, но внутренне находиться в чине отпавших. Поэтому сами православные христиане всегда стремятся соотносить и подчинять свою жизнь церковной Традиции. В силу этих же причин толкование Священного Писания возможно только в духе святоотеческого Предания.

При этом немаловажно, что Церковь, как социальный институт, способна давать обязательства и нести ответственность перед обществом и государством, а многовековая история Православия и строгая приверженность своим традициям дают уверенность обществу и государству, что Церковь всегда была и будет строгой сторонницей стабильности и порядка, выступая против мятежей и социальных потрясений и запрещая своим чадам принимать участие в мероприятиях экстремистского характера.

Таким образом, экстремизм не может исходить из Церкви, так как для него здесь нет ни духовных, ни идеологических, ни исторических оснований. Православная вера не только заложила ценностные основы русской цивилизации, но и всегда была духовным оплотом русской государственности и общественной стабильности, причисляя служение обществу и Отечеству к душеспасительным обязанностям всякого православного христианина. 

Те инциденты, которые позволили ряду СМИ обвинять Православие в экстремизме, были совершены людьми не благодаря своей вере, а из-за своего духовного и религиозного невежества. Часто такие люди представляются от псевдоправославных самочинных организаций, как например, «Христианское Государство – Святая Русь». Крайняя малочисленность этих объединений свидетельствует, что для них нет никакой социальной базы в Православии. Отдельные случаи экстремизма имеют совершенно неорганизованный характер. Так что невозможно говорить о православном экстремизме как системном явлении.

 


 


[1] Резолюция 1344 (2003). Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе // https://www.coe.int/t/r/...Rus.asp#P3_78

[2] Экспертный доклад «Влияние украинского кризиса на экстремистские движения в России». Выпуск II. – М.: ФРИГО «Народная дипломатия», 2015. – С.14

[3] «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753 // https:// xn--80az.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site128/document_file/Strategiya_protivodeystviya_ekstremizmu_v_Rossiyskoy_Federaci.pdf

[4] Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // http://docs.cntd.ru/document/901812033

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001 г. – С. 18

[6] Святитель Филарет Московский (Дроздов). Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича // https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/222#sel=26:24,26:42

[7] Священноисповедник Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями // https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/84#note333

[8] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001 г. – С. 18

[9] Святитель Афанасий Великий. Послание Аммуну монаху // Книга Правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отрец. – М. 2004 г. – С.289

[10] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001 г. – С. 27

[11] Там же, – с.25

[12] Там же, – с.28

[13] Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви» // Собрание творений прп. Иустина (Поповича) Т. III., – М. 2006 г. – С. 318

[14] Украинская революция и христианские церкви (СМИ) // http://www.invictory.com/news/story...html

[15] Черенков М. История «Кровавого пастора»: эволюция медиаобраза Александра Турчинова // https://risu.org.ua/ru/index/..._column/65407


* Прим. БО: Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».


Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
21
 /  - 
6
Комментарии:
Владимир Юрганов 28/01/2019 в 09:00:06
бывают околоправославные экстремисты, которые получают зарплаты, чтобы представлять верующих в виде идиотов или злобных фанатиков. К примеру, т.н. Энтео, который выступал якобы от РПЦ, проводя экстермистские акции. Но отработав свой грант, вернулся к своей обычной политической ориентации и живет с Марией Алёхиной из «Пусси Райот»
Роман 26/01/2019 в 01:59:31
Экстремизм это общее понятие, под эту гребенку можно отнести и апостола Петра, который «извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо». Первый экстремист был сам дьявол, который с подвиг к падению род человеческий, поэтому экстремизм заложен, в той или иной степени, в каждом человеке, и православному священству надо быть на чеку, наблюдать за своими убеждениями и за вверенному ему стаду.
Александр Николаевич 25/01/2019 в 09:36:10
В последнее время всех ревнителей чистоты Православия в экстремисты запишут.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви Православный журнал «Благодатный Огонь»

Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви

25.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.06.2014
Наталия Афанасьева

Объяснение молитв и песнопений праздника Святой Троицы (Пятидесятницы)

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

 

НОВОСТИ

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!