Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Религиозный майдан на Украине: положительные моменты

23.01.2019
Иеромонах Сергий (Родченко)

 

Ну, вот, кажется, все уже ясно с этой пресловутой украинской автокефалией, со стамбульским патриархатом. Все ответы даны – и не по одному разу. Есть церковно-правовые акты – синодальные решения и заявления, есть многочисленные выступления и Святейшего патриарха Кирилла, и представителей епископата Русской Церкви, есть некий консенсус, общее мнение в среде Московского патриархата, есть каноны, наконец, живая экклезиологическая практика. Да что каноны – есть догматы! Есть, кажется, здравый смысл. Есть ясное и целостное ядро, которое мы и называем Церковью – Кораблем спасения, основанным Христом.

Но только вокруг этого ядра, как водится, бушует целое море всяческой мути, недоумения, несогласия и лжи. Сие есть мирское сознание. Как бы оно ни маскировало себя под церковность, как бы ни позиционировало православным христианством, как бы ни кичилось лжеименным знанием (1Тим. 6, 20). Где нет веры, там нет знания. А веры нет там, где нет Церкви... Ну а Церкви нет, где нет единства.

Мирское сознание находится в перманентном конфликте с сознанием церковным – так же, как Церковь находится в конфликте с миром (Иак. 4, 4; 1Ин. 2, 15-16). Конфликт этот, так или иначе, наносит нам урон – больший или меньший, значимый или нет, но закрывать глаза на наши потери мы просто не имеем права. Именно поэтому, мне кажется, каждый, кто мыслит себя православным христианином и включается в коммуникативное пространство современного общества, должен прояснить и четко обозначить свою позицию в настоящей пресловутой теме. Хоть и даны, кажется, ответы. Но, увы, стеной продолжают обступать и вопросы – дикие порой, нелепые, свидетельствующие от отсутствии и знания, и веры: А что, мы в расколе? А что, нам запрещено молиться на Афоне (или вообще за рубежом)? А что, мы не хотим дать свободу Украинской Православной Церкви?

Что касается единства Церкви, прежде всего. Это, действительно, вопрос уже не канонический, но догматический. То есть, по сути своей, аксиома. Божественное откровение человекам о мироустройстве. Откровение, которое заключается в том, что Церковь не может быть не единой. В Церкви не может быть ни малейшего повреждения. Она не может быть не святой. Не может побеждаться силами зла. Это сохранено в Священном Предании, передано нам святыми отцами и закреплено догматом Никео-Царьградского Символа православной веры. «Верую во единою святую, соборную и апостольскую Церковь». Об этом нужно помнить. Потому что знать-то мы и так знаем... Всего лишь помнить – чтобы не поддаваться на оголтелые вопли, соблазны и клевету беснующегося вокруг мира. Если мы думаем, что для единства Церкви существует хотя бы какая-то угроза, а тем более – что оно уже нарушено, если считаем, что Церковь не свята, не православна, не всеобъемлюща, что в ней не сохранено апостольское преемство и благодать, если забываем или сомневаемся, что и основанием ее, и главой является Христос, а водится в ней все Духом Божиим, значит мы не правильно веруем. То есть не веруем вообще! Не веруем в Церковь – не веруем, стало быть, и в Бога! Отсюда и происходит святоотеческий афоризм: кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец.

Следовательно, Церковь не может находиться в расколе, не может расколоться! В раскол впадают лишь отдельные лица, группы лиц, некие общности, которые сами себя отделяют от церковного единства. Но! Церковь как корабль спасения, богоучрежденный организм, тело Христово от этого ни малейшим образом не страдает. Страдают отпавшие – впавшие в раскол. А Церковь скорбит о них, конечно, но никак не повреждается. Раскольники же, естественно, перестают быть Церковью. Это, кстати, относится в опосредованном смысле и к каждому христианину, совершающему грех. Не случайно иерей молится за кающегося грешника в совершительной формуле таинства Исповеди: «Примири и соедини его (грешника) Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем». «Соедини» – потому что он разъединился, впал, по сути, в раскол... Это правило действительно и для канонически организованных сообществ, совершающих грех – нарушающих Священное Предание, церковно-правовые нормы, догматы. И, в целом, проявляющих непослушание телу Церкви, соборному экклезиологическому разуму. Примеров в истории достаточно. Один из ярких был приведен недавно в обсуждении сложившейся ныне вокруг Украины ситуации: предстоятель Константинопольской Церкви Несторий, который нарушил догматическое учение Православия в V веке, за что был осужден Третьим Вселенским Собором (как и вся ересь несторианства) и извержен из сана.

Всё это – тезисы, вполне подходящие для катехизического курса. Для просвещения новоначальных. И не было бы смысла сегодня повсеместно напоминать их, если б внешние силы не поднимали активно волну недоверия и противления церковно-правовым решениям Московского Патриархата – особенно о разрыве евхаристического общения с Константинопольской Церковью.

Итак, что это за силы? На виду ничего нового – все те же либералы. С некоторой коррекцией... В возникшем конфликте, кстати, есть положительные моменты – не случайно ведь Господь попустил нам все это! – и один из них заключается именно в срывании масок. Большинство лиц, разумеется, и так было нам известно, но вот кто-то из ревнителей-консерваторов метнулся в либералы (не мысля, скажем, спасения своей бессмертной души без причащения на Афоне), а кто-то, напротив, от либералов приблизился к консерваторам (поняв, например, что не так безобиден и далек от нас папа, как его малюют)...

Кто такие эти либералы? Некие свободолюбивые люди? Нет, конечно! К свободе – как категории нравственного сознания – они не имеют ни малейшего отношения... Но их объединяет одна принципиальная черта – неприятие всякой власти. И главным образом это касается власти государственной и власти церковной. Так сложилось исторически, так продолжается и по сей день...

Начинается, между прочим, нередко с какой-либо личной обиды. Ну, вот, к примеру, хоть господин Кураев. Топовый церковный диссидент. Широко известный обличитель всяческих повреждений в Церкви. Всякой церковной несвятости. Грязи. Он вообще с грязью на «ты», это его амплуа, и – с точки зрения конъюнктуры – ниша беспроигрышная. Только раньше он был апологетом, а теперь вот тщится Церковь поиспачкать. Заплевать и размазать... Ну, то есть он-то скажет, что не в Церковь плюет, а лишь в некоторых ее представителей, но, во-первых – представителей только Церкви, а во-вторых – представителей слишком многих, коих гораздо больше, нежели тех, в кого Кураев плюнуть пока не готов. Что ж, выходит, Церковь такова – если столько народу в ней заслуживает плевка от Кураева...

А ведь начиналось все вполне благообразно! Святейший Кирилл, взойдя на Патриарший престол, проявил немалый интерес к Кураеву, включил, условно говоря, в свою команду. В протодиаконы возвел опять же... Не знаю уж, на кого и за что обиделся Кураев, но, похоже, началось все с «Pussy Riot». Отец протодиакон, не разобравшись, по горячим следам ляпнул, что ничего особенного в инциденте не видит и вообще пригласил бы девушек на блины и напоил бы их чаем. Что-то в таком духе... А скандалище-то грянул исторический! В Московской духовной академии Кураеву поставили на вид и вежливо попросили на выход. Это нормально: корпоративный дух требует дисциплины. Требует внимания и собранности. Верности. Мозгов, наконец...

В общем... отправился Кураев осваивать непаханое тематическое поле клерикальной голубизны. До сих пор трудится, измозолился весь. Не втуне, впрочем – сколотил целую когорту приспешников.

Случай частный, но кажется довольно типичным. У каждого либерала, само собой, своя обида. Кому-то денег не додали, кому-то – должностей, одному – власти, другому – славы. На третьего просто – внимания не обратили. Четвертому, страшно сказать – в социальных сетях писать запретили. Ну а пятому опять же – пенсионный возраст увеличили... О, этого более чем достаточно, чтобы яростно возлюбить свободу и включиться в непримиримую борьбу с режимом!

И всё у них идет под горячую руку! Всё до кучи! Где Президент, там и Патриарх. И наоборот. Для них нет священноначалия, а есть церковноначалие, нет Святейшего, а есть Гундяев, нет иереев, а есть попы. И мне просто не понятно, как они умудряются притянуть друг к дугу за уши те несуразные антиномии, которые царят в их головах – как одновременно отрицают Церковь и ратуют за таинства, презирают послушание Собору архиереев и призывают к Причащению Святых Таин, считают, что Евхаристия совершается без участия священника, а хиротония – без участия Бога? Я так и не разобрался еще – это невежество или идеология? Необольшевизм или неотолстовство?

* * *

Обыкновенный либерализм по природе своей противен церковному сознанию. Не потому, что либерал никогда не станет преподобным или мучеником, не отправится в пустыню ради поста и молитвы, не отдаст тела на сожжение за Христа и не простоит тысячу дней коленопреклонно на камне... Просто он самого духа церковного не понимает и не принимает. Ему чужды слова Священного Писания о том, что всякая власть от Бога. Что носящий меч – Божий слуга (Рим. 13, 1-4). Либералу не нужна Церковь, созданная Христом, ему нужна церковь, которую созидает он сам. И спасение души – не проблема, проблема в том, чтобы в этой церкви патриарх не носил часы, епископы не собирали дань, а попы не ездили на «Мерседесах». Церковь социальной справедливости! Коллизия, с которой мы уже сталкивались. «Церковь», которую мы уже строили. Несколько десятилетий. И которая сама по себе рухнула. Как и подобает зданию, основанному на песке...

Только вот тема свободы в этот прожект не вмещается. Спаситель-то говорил о свободе от земных уз, от природной поврежденности... А кому это интересно? По большому счету, первыми либералами были иудеи, увидевшие во Христе земного царя, который освободит их от власти римлян...

Наши либералы тоже возрадовались, когда им пахнуло сменой власти. Пусть только церковной. Пусть лишь на Украине. Но Кураев тут же радостно взвизгнул на весь мир: «Ура, мы теперь сами раскольники!»[1] Да Вы-то давно в расколе, господин хороший, это все уже усвоили, а вот что касается Русской Православной Церкви, то ее даже Варфоломей Константинопольский в раскол не определил. Мы его – определили, а он нас – нет! Это для нас ничего не значит, конечно, и мы, надеюсь, все-таки доведем его до белого каления, когда установим свою ставропигию в Стамбуле и понаоткрываем приходов в Турции (чему, кстати, ничто не мешает – Константинополь-то бесхозен, там теперь раскольники сидят), но пока вот Фанар официально заявляет: евхаристического общения с Москвой не прекращает, ждет нас всегда в гости, готов к совместной молитве и Причащению. Чего ж Вы, отец протодиакон, не храните единства со Стамбульским престолом? Впереди паровоза бежите? Лучше б Вам, в самом деле, и дальше про голубизну ваять – Вы в этой области проявляете несравненно более глубокую компетенцию, чем в вопросах канонического права...

Что касается запрещения на молитву. В Турции ли, на Афоне ли, вообще ли за границей – это просто абсурд. Как можно запретить молитву? Молятся и язычники, и буддисты, и мусульмане. Правильно или не правильно, благодатно или нет, слышит ли их Бог – это уже другой вопрос. Молиться не запретишь даже расстриге Денисенке – наоборот, можно только пожелать, дабы он все-таки обратился к покаянной беседе с Богом вместо того, чтобы тратить старческие силы на активность поистине сатанинскую – в 89 лет, стоя на краю могилы, будучи преданным анафеме или, иными словами, проклятым своей поместной Церковью.

Речь, на самом деле, идет о разрыве евхаристического общения. То есть о запрете приступать к таинствам (на практике это почти исключительно Исповедь и Причащение). Запрет распространяется только на каноническую территорию Константинопольского патриархата. Это Турция. И Святая гора Афон в Греции. Плюс остров Крит. На остальных землях (чужих) у Константинополя есть, конечно, отдельные храмы и монастыри (объединенные порой в некоторые административные структуры, экзархаты или даже автономии), но есть они практически повсеместно и у Русской Православной Церкви. Всё. Греция (кроме Афона) – это пространство Элладской поместной Церкви, с которой у нас всё в порядке. Кипр – Кипрская Церковь. Et cetera. Если кто-то еще не понял...

Что до Турции, то наша Церковь уже вполне внятно заявила: мы не оставим своих соотечественников без пастырского окормления в этой стране. И не сомневаюсь, что султан Эрдоган нам помог бы. А значит Варфоломей будет бессилен! Это серьезный ответный удар. Фанар ведь привык к безнаказанности. Болезненней для него может стать только, если весь Афон поднимется и попросится под юрисдикцию Москвы. И Москва ведь при нынешнем раскладе Святую Гору, не задумываясь, примет! Стамбул сам не ожидал, что РПЦ стала настолько сильной – он просто не заметил, как мы выросли. Он так привык делать с истощенной атеистическими гонениями Церковью всё, что ему заблагорассудится – любую подлость, любую гнусность, будь то русский экзархат в Европе, будь то Финляндия, будь то Эстония, будь то господин Осборн...[2]

Да, мы смирялись – не потому, что признавали законной подобную практику, а просто потому что ценили, покрывали любовью братские отношения. Первое, что сделал Святейший Кирилл во внешнецерковных связях, став Патриархом, – пригласил в Москву Варфоломея. Хотя еще кровоточила история с епископом Василием, управлявшим Сурожской епархией, который, прихватив с собой клир, попросился под омофор Константинополя. И Константинополь принял запрещенного клирика без всякой отпускной грамоты! Ничего, Господь Сам наказал это бесчинство: через три года 71-летний на тот момент Осборн подал Варфоломею прошение о снятии священного сана в связи... с вступлением в брак. Бог поругаем не бывает! И сегодня, верим, не будет. Фанар уже начал пожинать свои плоды сторицею: сначала один священник публично заявил об исходе из юрисдикции Стамбула, потом целый приход, а теперь на очереди и Западноевропейский экзархат. Ну а что, уважаемые коллеги, если уж вы на Осборна отпускной у канонической Поместной Церкви не просили, тем паче мы нашу братию примем без вашего ничтожного раскольничьего разрешения!

* * *

Следующий либеральный вопль: как нельзя запретить молитву, так нельзя запретить и Причащение! Кто ты такая, эрпэцэ, чтобы запрещать нам! Мы – свободные люди, либерально настроенные, что хотим, то и воротим. В смысле – где хотим, там и причащаемся. Вот поедем и в Турцию, и на Афон, и Крит и станем там активно приобщаться Святым Христовым Тайнам – назло тебе, эрпэцэ. Разве может быть грех в таинстве Причащения!..

Ну что. Действительно, руки вам не свяжешь, уста не заштопаешь. Только параллели те же – от частного к общему. Вот блудник. Ночью совершил грех. Утром идет в храм и говорит, что хочет причаститься. Священник ему отвечает, что причащаться с таким грехом нельзя – каноны запрещают. «И я запрещаю!» А блудник – человек свободный, либерально настроенный: кто ты такой, поп, толоконный лоб, чтобы запрещать мне таинство? Он идет в соседний храм и причащается. В чем проблема? Разве Причащение – грех? «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 28-30). Это случай, когда Причащение является страшным грехом! И последняя ступень, ведущая к нему – непослушание, преступление через запрет. Таково, впрочем, свойство всякого греха, ибо грех – всегда есть непослушание. Непослушание евангельским заповедям. Одна из них, кстати, свойственно заключена в самой Христовой Личности, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). И нам заповедовал стать таковыми, устами Апостола сказав: «...по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1, 15-16).

Принцип разрешения этой частной ситуации распространяется и на общее тело Церкви. Если какая-либо экклезиологическая структура, даже целая епархия, область, впадает в грех, то она, подобно блуднику, подвергается запрету.

Константинополь вторгся на чужую каноническую территорию. Да, он делает это не впервые, но сейчас посягнул на поистине огромную и принципиально значимую для Русской Церкви землю. По сути дела, он посягнул на передел православного мира. Мира, который был вовсе не им и создан. Во всяком случае не только им... Ну, представьте, если сегодня Российская Федерация заявит, что отменяет распад СССР? Мы, дескать, вас распустили, мы вас и соберем. Мы отзываем наше решение о роспуске Союза! Решению-то этому и 30-ти лет нет... Ой, что тут начнется! Это ж будет истерика! Ведь границы новейшего мира неприкосновенны! Однако объединение России и Украины в одной Поместной Церкви вообще-то существует уже 300 лет. Триста! И посягательство на эту территорию есть реальная духовная агрессия. Вероломство. Раскол.

Плюс Варфоломей сотоварищи принимают в общение схизматиков из другой автокефалии, снимают анафемы, наложенные отнюдь не ими. «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор. 6, 16). Это общий закон Священного Предания, по которому и совокупляющийся с раскольниками сам становится раскольником...

Ну, об определении стамбульского синода насчет возможности для священнослужителей вступать в брак[3] (с чего, собственно, в августе 2018 г. и началась вся сия каноническая смута) вообще здесь уже как-то и неловко вспоминать. Хотя определение с церковно-правовой точки зрения просто дикое!.. Таким вот образом и попадает Константинополь под запрет. О котором принято синодальное (то есть соборное) решение Русской Православной Церкви.

Разумеется, юридически мы по-прежнему признаем их таинства. Но только юридически! В сакральном плане священнодействия раскольников безблагодатны. И если человек, знающий, что чашу выносит представитель схизматического сообщества, все-таки причащается из нее, значит он просто ругается над Дарами. Значит Дары, по благодати, перестают быть Дарами для этого человека. Их нет для него!

Здесь, разумеется, возможно дополнительное возражение: ведь блудник согрешил сам, лично, за что и подвергнут епитимии, а в чем же согрешили мы, чада РПЦ, если нам запрещено причащаться? Да в том-то и дело, что нам не запрещено причащаться! В принципе. Не мы под запретом, но Константинополь! То есть для нас, чад Русской Церкви, священнослужители Вселенского патриархата престают быть иереями и епископами как совершителями таинств. Ведь если Евхаристию отслужит, скажем, мирянин? Что, абсурд? Как сказать... Или, допустим, представитель денисенковского «патриархата»? Или даже католический ксендз? Будем ли мы у них причащаться? Нет, конечно. О чем и речь... Да, сами по себе клирики Константинопольской Церкви могут быть людьми достойнейшими – взять кого угодно из афонитов, или, например, рядового турецкого батюшку, никакого отношения не имеющего к политическим играм Варфоломея, или духовенство Русской архиепископии... Но ведь и рядовой священник-католик может быть добрым христианином, не имеющим никакого отношения к разрыву Запада и Востока тысячелетней давности! Однако это не значит, что мы будем у него причащаться. Нам нужно хорошо помнить золотую святоотеческую мудрость: я не знаю, спасутся ли католики, но я знаю, что если я стану католиком, то точно погибну!

Впрочем, спасение души, как уже было замечено, для церковных либералов не главная проблема... Главное – поднять волну. И это – один из первых ответов, которые мы должны сегодня дать окружающему нас миру.

* * *

Нам необходимо совершенно четко представлять (и сейчас уже такое представление более или менее сформировано), что перечисленные канонические нарушения – отнюдь не главный вызов, который бросил Фанар всему Вселенскому Православию. Главное – не в канонике, но в догматике. А значит вопрос уже может ставиться не о расколе, в который впадают Варфоломей и его последователи, но о ереси. Ереси папизма.

Собственно, вопрос уже и поставлен, а проблема неоднократно озвучена. Папизм на сегодняшний день – основное догматическое, то есть вероучительное, расхождение между Православием и католицизмом. То, что Православие никогда не примет, и от чего католицизм никогда не откажется. Если предельно утрировать, догмат этот римский заключается в верховенстве единоличной патриаршей (папской) власти над Церковью. Священным же Преданием Православия строго хранится экклезиологическое учение о превосходстве соборного разума над властью первого епископа.

Конечно, Варфоломей пока не формулирует это именно как учение, поэтому в собственном смысле о ереси еще говорить нельзя. Однако само поведение, поступки, решения, церковная политика и идеология Фанара указывают на попытки на практике отформатировать папский примат внутри Православия. Ведь и Запад не сразу зафиксировал свое лжеучение как догмат, а начинал с практического его внедрения в жизнь Церкви... То самое злополучное определение Стамбула о браке священнослужителей и стало совершенно ясным и четким сигналом в этом направлении. Фанар переписывает каноны Вселенских Соборов! Таким образом, Варфоломей сначала дает понять, что Константинопольский патриархат превосходит своей властью все остальные Поместные Церкви. А затем уже следуют попытки подмять под свою патриаршую власть синодальные определения и деяния Архиерейского Собора. Причем стамбульский предстоятель замахивается, ни много ни мало, даже не на собственный патриархат, но на соборную власть иной Поместной Церкви! И все это на фоне каких-то безумных реплик со стороны Константинопольской патриархии о роспуске совершенно сформировавшихся исторически территориально-канонических структур (таких, как экзархат, автономия – автономия, между прочим, находящаяся в юрисдикции иной автокефалии!), о том, что УПЦ ликвидируется, а ее архиереи автоматически переходят под власть Варфоломея. Создается впечатление, что человек просто не ориентируется в пространстве! Ведет себя крайне неадекватно...

Это папизм. Это поведенческая модель ересиарха. Увы, всё говорит о том, что Варфоломей превращается в папу. Однако, как недавно, в ходе обсуждения создавшейся ситуации, резонно заметил Святейший Патриарх Кирилл, папа нам не нужен! И с этим трудно не согласиться. Римского хватает за глаза...

Я уже обмолвился, что в сложившейся ситуации есть и положительные моменты. Так вот, более всего лично меня порадовала позиция нашего Священноначалия. И конкретно Святейшего Патриарха. Его мужество, твердость, принципиальность, незамедлительность в действиях. Слава Богу! Господь открывает, кто есть кто, расставляет точки над «i». Он многих посрамил и внутри нашей Церкви, и за ее пределами. Показал, кто истинный православный, а кто – ходячая профанация...

Сейчас настало время, когда Господь открывает цену Православия и цену ереси, цену верности и цену предательства. Цену наших поступков! Ведь если священнослужитель отказывается поминать своего Патриарха, это не может пройти бесследно. За это в любом случае последует возмездие! А поскольку ты пастырь, оно последует и на твою паству. Ты обвинил православного в ереси? Так ты узнаешь, что такое настоящая ересь! Ты отказался принять агнца? Так ты получишь шакала!

Наша сила сегодня – в единстве. Точно так же и Президент России, например, собирает земли: так он оставил в свое время в составе Федерации Чечню, хотя многие хотели бы ее отделения, так держит Курилы, хотя там практически одни камни, так вернул Крым, хотя весь мир на него за это оскалился. В каждом таком камне – часть нашей силы, поэтому и необходимо их собирать. Точно так же собирает Церковь Патриарх.

И народ Божий видит и понимает это. Ведь, пожалуй, главный положительный результат нынешней смуты заключается в возвращении к истинному видению вещей. Многие украинцы сегодня встряхнулись и переосмыслили свое место в Церкви Христовой. Еще летом почти все они готовы были хором кричать: «геть московского попа», – даже среди духовенства очень распространена была неприязнь ко всему русскому, принадлежность УПЦ к Московскому патриархату вуалировалась предельно, незалэжность была вожделенна. Сегодня «автокефалия» стала ругательным словом, а на страницах многих украинских аккаунтов появились посты с невозможным еще недавно лозунгом: «Кирилл – мой Патриарх».

Какие бы гонения ни следовали, мы знаем, что корабль спасения – один, и главное – держаться за свое место на нем. Будем помнить библейскую истину о том, что лучше приметаться и быть мусором в дому Божием (Пс. 83, 11), чем... Чем умереть в ворованном куколе.

  


 ПРИМЕЧАНИЯ

[1] https://diak-kuraev.livejournal.com/2140954.html

[2] Епископ Василий (Осборн), 1938 года рождения, в 1962 году вступил в брак, в 1969 году был рукоположен митрополитом Сурожским Антонием в сан диакона, а в 1973 году – во иерея. В 1991 году овдовел, а в 1993 году стал епископом Сурожской епархии Московского патриархата (Великобритания). 30 июля 2003 года, незадолго до смерти митрополита Антония, назначен управляющим Сурожской епархией. В 2006 году Василий (Осборн) предпринял попытку раскола в русской православной епархии на Британских островах. В том же году епископ Василий решил перейти из Московского в Константинопольский патриархат. За ним последовал ряд священнослужителей Сурожской епархии, что значительно осложнило ситуацию как в самой епархии, так и во взаимоотношениях между Московской и Константинопольской церквями, поскольку последняя приняла клириков Русской Церкви без отпускной грамоты. В ответ на действия епископа Василия патриарх Алексий II отстранил его от должности «с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию». В июле 2006 года, Синод Русской Церкви лишил архиерея права священнослужения. В 2007 года Московский патриархат «во избежание дальнейших соблазнов в среде православных верующих на Британских островах и ради мира церковного» принял решение предоставить ему отпускную грамоту для перехода в Константинопольский патриархат. Осенью 2009 года Синод Константинопольской Церкви удовлетворил прошение епископа Василия об отставке. В феврале 2010 года Синод Константинопольского патриархата лишил священного сана и монашества бывшего епископа Амфипольского Василия (Осборна) по причине желания последнего вступить в брак. – Прим. Ред. БО.

[3] «Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства» / http://www.blagogon.ru/biblio/935/

 

Источник

Публикуется с некоторыми сокращениями.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
48
 /  - 
28
Комментарии:
Геннадий 24/01/2019 в 20:49:35
"Да, мы смирялись – не потому, что признавали законной подобную практику, а просто потому что ценили, покрывали любовью братские отношения"
Это смирение можно назвать всем чем угодно, только не братской любовью, например, человекоугодием, в самом мягком варианте.
Диана 24/01/2019 в 20:32:19
Во многом правильная и умная статья. Но зачем такая грубая неприкрытая лесть Патриарху и президенту? Бр-р- р, неприятно. Разве они не подлежат критике? Неполиткорректно? И полностью поддерживаю С.Петра: если волка упорно считать и называть братом, он от этого резать стадо не перестанет - вот Варфоломей и "резанул" по всей Украине. И от папы Римского дождемся чего-нибудь подобного...
С. Петр 24/01/2019 в 16:28:15
"Да, мы смирялись – не потому, что признавали законной подобную практику, а просто потому что ценили, покрывали любовью братские отношения".
Доверие, оказанное вероломному, даёт ему возможность вредить.(С) Надо смелее отстаивать свои законные интересы.
Кирилл 24/01/2019 в 11:51:03
Иером. Сергий обозначил свою позицию: мы хорошие, они плохие. я, как читатель журнала, с этим не согласен. Наш русский модернизм, либерализм, экуменизм в том числе повлиял на попущение Богом этой ситуации. И комментарий Сергия В-75 лаконично это этом говорит. И дальше будет хуже. но, т.к.
Станислав 24/01/2019 в 08:35:17
Согласен с автором. Как пишет иеромонах Сергий (Родченко) в статье: "...но пока вот Фанар официально заявляет: евхаристического общения с Москвой не прекращает, ждет нас всегда в гости, готов к совместной молитве и Причащению". Но в Евангелии сказано: "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7. 22-23). И поэтому как не приносящая плода смоковница, отсекаются от тела Церкви раскольники.
Виктор Ш. 23/01/2019 в 22:59:07
Всё так. Ни убавить ни прибавить.
София 23/01/2019 в 20:41:59
СпасиБо батюшке уважаемому за честный анализ ситуации и за добрые слова и оценки действий священноначалия Русской Церкви.
Сергий B-75 23/01/2019 в 14:10:35
Если папа не нужен, тогда не понятно зачем Патриарх Кирилл с ним встречался. А раз уж встретился, то значит для чего-то всё же нужен.
ortheos 23/01/2019 в 11:01:26
Кураев не скажет: "Я не в Церковь плюю". Он прямо говорит - "Я харкаю в церковь, потому что нет никакой церкви, а есть только профессора".

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Религиозный майдан на Украине: положительные моменты Православный журнал «Благодатный Огонь»

Религиозный майдан на Украине: положительные моменты

23.01.2019
Иеромонах Сергий (Родченко)

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

 

НОВОСТИ

07.12.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви