Богородица

Актуальные статьи

Греко-протестантизм

21.01.2019

Угроза секулярной реформации нависает над православием. Мы не раз об этом писали и говорили, но ещё несколько лет назад не могли предположить, что усилиями Константинопольского патриархата эта угроза приобретёт совершенно новый вид и примет форму греко-протестантизма, о чём и пойдёт речь ниже.

Русскую Православную Церковь нынче перестали обвинять в сервилизме и филетизме, поскольку на фоне откровенного вмешательства украинской власти в церковную жизнь такие обвинения выглядят совсем жалко. Тем не менее общая черта многих высказываний, которые исходят сегодня от носителей идеи религиозной реформации, прежняя — предложения по переустройству всего церковного здания. При этом многовековой соборный опыт Церкви и канонические правила выносятся за скобки.

Вполне объяснимо, что реакцией на новые вызовы стало не только отрезвление и сосредоточение здорового церковного большинства, но и бурное оживление в среде либерал-православной субкультуры, всегда чётко коррелирующее с внешними политическими событиями. Инициативы церковных либералов подчинены одной цели — прямой или косвенной поддержке Константинопольского патриархата в его стремлении трансформировать православие в некую постмодернистскую идеологию.

Сегодня это один из самых интересных вопросов: как на фоне поворотных событий нового раскола развивается либерал-православная мысль внутри России? В этом смысле показательна компилятивная статья Леонида Севастьянова (помощника председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева). – Прим. БО) «Православный блокчейн» (осень 2018 г.), в которой автор суммировал наиболее часто повторяемые идеи либерал-православного сообщества.

Если тезисно обозначить её содержание, то оно заключается в следующем. Православие должно строиться по общинному принципу, чему мешает церковная «вертикаль власти». Севастьянов использует термин «блокчейн», с помощью которого пытается описать «модель самоорганизации общества, которое не управляется сверху, а распределяет ответственность и принятие решений между всеми своими членами». Напомню, что блокчейном («цепочка блоков») называют публичную базу с информацией о передаче денег от одного адресата другому. Каждая церковная община, входящая в так называемый православный блокчейн, по мысли автора, является самостоятельной Церковью, а все вместе они составляют единую Церковь, центр которой постоянно перемещается по цепочке от одного блока к другому. Севастьянов с удовлетворением констатирует, что предлагаемая им модель гарантирует невозможность расколов. Это действительно так, потому что данная схема и есть перманентный раскол. Собственно, это всё мы наблюдаем последние четыреста лет в протестантизме, где раскол — это норма существования.

Автор далее предлагает как можно скорее ввести выборность епископата и переформатировать Церковь в «конфедерацию свободных общин» (термин Станислава Белковского десятилетней давности), поскольку «центр духовной жизни находится не в епископе, который такой же член общества, как любой мирянин, а в приходах, монастырях и евангельских группах».

Об институте патриаршества как историческом явлении Севастьянов даже не упоминает, настолько очевидно для него нет места в данной схеме. Фигура патриарха вычеркнута из представленной Севастьяновым церковной картины мира. Это закономерная ситуация, поскольку в протестантском образе мыслей института патриаршества не существует.

Чарующие эпитеты — «конфедерация», «самодостаточные духовные центры», «блокчейн» — ничего не меняют в сути этого явления. На примере современных протестантов хорошо видно, чем заканчивается движение в этом направлении. Число «церквей» множится, каждая из них существует со своим уставом, изолированно от других. Свободы для прихожанина внутри такой общины зачастую совсем немного. Зато наблюдается безграничный произвол в реформировании христианской догматики. Некоторые протестантские движения уже требуют отказаться от «тоталитарной концепции греха» или от «культа личности» Христа.

Для православного церковного пространства раскол — это болезнь, которую невозможно объявить нормой. В современном православии расколы нередко возникают в виде квазицеркви, структурной имитации церковности — по модели «церковь» в Церкви. Такой раскол часто инициирован извне, как в случае с ложной «легитимацией» раскольничьих структур УПЦ КП и УАПЦ. Главными инициаторами и выгодополучателями подобных процессов всегда являются секуляристские центры силы. Если ликвидировать церковную иерархию, что фактически предлагают Севастьянов и другие представители либерал-православного истеблишмента, то её место моментально займёт некая политическая «вертикаль власти» и будет использовать ситуацию в своих интересах, что мы наблюдаем в настоящее время на Украине.

Идеал церковной жизни для либерал-православия — это состояние вялотекущего раскола и хаоса. Потому что состояние хаотизации православного пространства облегчает насильственную смену религиозной идентичности.

Само по себе либерал-православие — это особая форма внутреннего раскола. По сути, уже отделив себя от Церкви, формально они не спешат из неё выйти. Их основная цель — не создать свое пространство, свою общность, а разложить чужое пространство, чужую общность. Лишить этого пространства тех, кто думает иначе, чем они. Другими словами — зачистить православную территорию, протестантизировать её, сохранив внешнюю обрядовую форму восточного христианства. То есть создать новый тип «духовной унии» с протестантами — греко-протестантизм. А в качестве тарана используют слабого, безвольного человека — патриарха Варфоломея (Архондониса).

Раскол на Украине неизбежно ускорит формирование греко-протестантской идеологии, а затем подтолкнёт создание аналогичной структуры в России. Это части одного общего процесса.

Поэтому сегодня теоретики либерал-православия не только разрабатывают концепцию либерализации (иначе — протестантизации) православия, но уже думают и о том, кто её будет реализовывать, на какой социальный слой они будут опираться. В качестве площадки для завершающей стадии деиерархизации и протестантизации Церкви можно рассматривать институт «активных прихожан» (производное понятие от «активных горожан» эпохи московской революции 2012 года).

В ближайшие годы греко-протестантская доктрина будет изучена и детально описана богословами и философами. Мы находимся в самом начале этого пути, но четыре главные составные части я, как автор самого термина, позволю себе выделить уже сейчас.

Отказ от апостольской преемственности. Это ярко продемонстрировал патриарх Варфоломей, принимая в церковное общение людей, не имеющих канонической хиротонии. Апостольская преемственность становится безразличной сторонникам греко-протестантизма, как она стала в своё время безразлична католическому монаху Мартину Лютеру.

«Блокчейновое» устройство церковных структур, организованных, как утверждают сторонники греко-протестантизма, по принципу «конфедерации свободных общин-ассоциаций». Церкви навязывается выборность епископата, а затем и духовенства, которая превратит её в рыхлую аморфную среду без духовного единства, состоящую из множества «деноминаций», «толков», «движений» и так далее.

Отказ от института патриаршества для поместных церквей  при временном сохранении патриаршества в самом Константинополе, который до определённого момента будет служить «мотором» предпринятых трансформаций.

Этнофилетизм. То есть структурирование православных церквей по национальному принципу, переподчинение их этнократиям. Продвигается идея, что в каждой стране должна быть своя национальная Православная церковь.

Формирование греко-протестантизма и трансформация религиозного пространства встречают сопротивление в лице церковного большинства — сторонников традиционного православия, основанного на следовании канонам и принципам апостольской преемственности, на сохранении церковной иерархии. Иерархия клира — это и традиция, и символ, и вместе с тем условие сохранения Церкви.

Церковь есть образ неба на земле. Это значит, что церковная иерархия отражает небесную иерархию, а церковная соборность («общинность») имеет своим прообразом нераздельность и свободу лиц Святой Троицы. Церковь состоит из множества общин и образует единое Тело Христово, а свобода внутри Церкви не может существовать без иерархии клира. Свобода и общинность не отрицаются иерархией, но, напротив, укрепляются. В частности, иерархия защищает церковное пространство от поглощения внешними политическими силами, «секулярной вертикалью», «секулярным Левиафаном».

В данный момент можно наблюдать, как эти центры силы предпринимают репрессивные меры против Апостольской Церкви на Украине. Чтобы противостоять подобным процессам, Церкви необходима иерархия. Символизм и традиция иерархии здесь идут рука об руку с исторической прагматикой.

Именно на этом пути Церковь избежит апостасии, связанной с болезнью греко-протестантизма, сохранит и приумножит своё духовное влияние.

Источник

 

От редакции сайта «Благодатный Огонь»:

Напомним высказывания г-на Севастьянова трехлетней давности, в которых он призывал отлучать от Церкви некоторых православных верующих.

Началось всё с того, что 20 апреля 2016 года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), выступая перед преподавателями и учащимися Московских духовных школ, допустил оскорбления своих единоверцев – мирян и священнослужителей, посмевших критически осмыслить смутившую многих верующих «встречу тысячелетия» в Гаване, называя их постоянно «фарисеями», «горе-ревнителями», «оголтелыми “ревнителями”», «провокаторами и крикунами» и т.п., что совершенно недопустимо для архипастыря Русской Церкви, противно Духу Христову и несовместимо с чувством пастырской ответственности. Подобный хамоватый тон митрополита более уместен в соцсетях и на интернет-форумах, но никак не приличествует речи постоянного члена Священного Синода РПЦ.

По-видимому, воодушевившись распоясанной лексикой председателя ОВЦС и заручившись прикрытием высокой синодальной структуры, вслед за этим хамским выступлением митрополита Илариона его помощник Леонид Севастьянов 26 апреля 2016 года на Страстной седмице на антицерковном портале «Кредо.ру» (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=120074) высказал уже не просто оскорбления, как его шеф-митрополит, а откровенные угрозы отлучения от Церкви православных верующих:

«Есть также несколько священнослужителей с непонятными взглядами и непонятной раскольнической повесткой. Они осуждают встречу с Папой, говоря, что такая встреча является для них соблазном. Для меня же является соблазном только то, почему люди из этой секты еще не отлучены от Церкви, так как, на мой взгляд, молиться вместе с этими людьми является большим грехом».

По словам г.Севастьянова «к нововыявленной секте относится примерно человек 20, которые за счет крика создают видимость массовости».

Что касается секты. Тут следует заметить, что по откровенному признанию самого Святейшего Патриарха Кирилла о тайной подготовке и самой встрече в Гаване знали всего пять человек: «Меня никто не отговаривал, потому что никто не знал. Об этой встрече знали пять человек, не буду называть их святые имена». А пять человек, тайно замышляющих нечто, скрытое от большинства (в данном случае – участников Архиерейского Собора), представляют собой не церковное согласие, а преступный сговор и их узкая каста носит все черты сектантского характера.

Возможно, это скандальное заявление Л.Севастьянова было согласовано с митрополитом Иларионом с целью подтолкнуть несогласных с «встречей тысячелетия» папы и патриарха в Гаване к уходу в раскол, что облегчило бы обновленческо-экуменической группировке в РПЦ беспрепятственно проводить свои либеральные церковные реформы. Подобное наглое выступление, совершенное церковным чиновником, по сути, является не чем иным, как преступлением против единства Русской Православной Церкви.

Напомним неутомимым труженикам ОВЦС, что люди, которые подверглись оскорблениям со стороны председателя этого синодального экуменического ведомства митрополита Илариона, и угрозам его помощника, также болеют за нашу Церковь и за чистоту ее вероучения и, думается, не менее самого владыки-митрополита и его верного помощника г.Севастьянова.

С тех пор прошло уже почти три года после интервью помощника председателя ОВЦС г.Севастьянова с призывом отлучить от Церкви иных несимпатичных и «непонятных» ему православных верующих (свое возмущение заявлением Л.Севастьянова выразил и авторитетный портал «Русская народная линия»), но никакого извинения или опровержения от руководства ОВЦС по поводу провокационного высказывания г.Севастьянова мы не услышали. В связи с этим мы вправе считать, что председатель ОВЦС митрополит Иларион полностью разделял высказывание своего помощника и был бы не против отлучения от Церкви некоторых православных верующих. А это уже прямое подстрекательство к расколу внутри нашей Церкви.

И вряд ли после оскорбительных слов митрополита Илариона и угроз его верного помощника будет возможен в будущем какой-либо межконфессиональный экуменический диалог между филокатолической структурой ОВЦС и православными верующими нашей Церкви.

На примере провокационного высказывания помощника председателя ОВЦС Л.Севастьянова ярко проявилась не только полная несостоятельность владыки Илариона как православного пастыря, но также и его профнепригодность на посту внешнецерковного синодального ведомства, что подтверждается ввиду полного провала внешнецерковной политики ОВЦС на Украине: необходимые упреждающие меры не были предприняты, а Московский патриархат был застигнут решениями Константинополя врасплох. При этом митрополит Иларион делал какие-то невнятные заявления об «исчерпанности средств церковной дипломатии» на Украине. В результате ни от одной поместной православной Церкви мы не услышали готовности прямо и последовательно поддержать позицию Русской Православной Церкви в противостоянии с рейдерским захватом нашей канонической территории Константинополем. Вместо того, чтобы искать поддержки на стороне далече – у папы Римского, глава ОВЦС обязан был добиваться поддержки позиции РПЦ на украинском направлении в братских православных Церквах. Однако ни одна поместная Церковь не выразила даже намека на готовность последовать примеру Русской Церкви и разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом за его антиканонические действия на территории Украины.


Помощник председателя ОВЦС Леонид Севастьянов на приеме у папы Римского Бенедикта XVI 29 сентября 2011 года

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Диана 24.01.2019 в 19:36:41

Какое "говорящее" лицо у этого Севастьянова - похож на манекен или на биоробота. Интересно, он уже чип себе вживил?

Роман 23.01.2019 в 23:29:38

Наталье Сугробовой.
Полностью с вами согласен, но что делать, другого просто нету, таинства совершаются, труды святых отцов восточной церкви публикуются и, слава Богу. Хочу только добавить, самая неприятная мысль мелькает: все мы слышим о кризисе власти в нашей стране, домострой рушится, на фоне этого то тут то там чиновники беспредельничают, олигархи вывозят деньги, и вот теперь пенсию отняли, кризис в образовании и так далее, про Украину вообще молчу. И вот на фоне всего этого практически ни одного изобличительного выступления наших иерархов не звучит, у народа складывается впечатление, что церковная власть стоит не только отдельно от государства, но и от народа.

София 23.01.2019 в 20:48:48

Глумитесь-глумитесь, редакторы и модераторы, Бог не Ерошка - видит немножко....

София 23.01.2019 в 14:36:04

Уважаемая редакция, ... оставляю за собой право обратиться с замечанием к опытным духовникам, аффилированным с сайтом "Благодатный Огонь". С уважением, многолетний читатель журнала "Благодатный Огонь", Гривко София.
От уважаемой редакции: Обращайтесь, Бог в помощь!

Анатолий 23.01.2019 в 10:08:58

Станиславу.
Уважаемый Станислав! Называть своими именами нужно не только вещи, но и людей. Тем более тех людей, от которых нужно дистанцироваться по известным причинам.

Станислав 23.01.2019 в 08:37:50

Для чего либерал-православным нужна смута? Для своих личных целей — властвовать и "сытно жрать и мягко спать" (из фильма "5 Ангел"). И многие так хотят. Это следует из природы падшего человека. А религия, это ниша, в которой этого можно добиться. Вера здесь не имеет никакого значения. Для истинных верующих нужно дистанционироваться от таких, так назывемых, верующих. И вещи надо называть своими именами.

Наталья Сугробова 23.01.2019 в 00:25:36

Плоды патриаршества Кирилла
Что же произошло за эти 10 лет?
Слово «православный» стало нарицательным.
Появились странные активисты, именующие себя православными, но по сути являющиеся городской гопотой.
Классическое традиционное духовное образование меняется на западную теологию.
Мало где преподается церковное пение – основа богослужения.
Количество епископов выросло во много раз (но, как мы знаем, количество не всегда означает качество).
Голос действующего патриарха никто особо не слушает, авторитет низок (увы).
Ещё ниже рейтинг падает после встречи патриарха Кирилла с папой Франциском.
Скандалы, которые Святейший в своё время называл «комариными укусами», всё-таки понизили его рейтинг, в какой-то мере и рейтинг всей РПЦ.
Строительство храмов часто связано со скандалами, т.к. население против уничтожения парков и зеленых зон.
Повсеместные скандалы показывают духовенство с самой худшей стороны.
Родители в крупных городах против присутствия православного духовенства в светских школах.
Вот такие у меня грустные выводы.
Как не крути, 10 лет тому назад  было спокойнее. И авторитет у  Церкви был, это факт. Какое-то время на остатках прежде заслуженного авторитета всё ещё держалось, но потом отпущенное время истекло...
Русская Православная Церковь – институт, который должен быть идеалом для внешних, мирских людей. Институт призван на то, чтобы люди искореняли в себе грехи. Институт должен быть «солью и закваской» для общества. Но что мы видим? Скандал на скандале. И если раньше скандалы были связаны с алкоголем, табаком, деньгами, различными злоупотреблениями, то теперь с педофилией, братья и сестры!
Наш христианский институт Церкви становится соблазном и разочарованием, как ни горько это произносить...

София 22.01.2019 в 22:49:50

Уважаемый главный редактор, разрешите выразить протест против ... (далее наразб. — Прим. модератора)

Михаил Иванович 22.01.2019 в 15:42:03

Софии.
Вы отметили, что Севастьянов - старообрядец, а следовательно, к РПЦ не принадлежит. Тогда с какой стати он призывает к отлучению православных верующих Церкви, к которой он не имеет никакого отношения:
«Есть также несколько священнослужителей с непонятными взглядами и непонятной раскольнической повесткой. Они осуждают встречу с Папой, говоря, что такая встреча является для них соблазном. Для меня же является соблазном только то, почему люди из этой секты еще не отлучены от Церкви, так как, на мой взгляд, молиться вместе с этими людьми является большим грехом».
Кстати, Севастьянов - не только помощник председателя ОВЦС, но и его личный финансист: https://rublev-museum.livejournal.com/469964.html

Анатолий 22.01.2019 в 15:37:25

Уважаемая София! Очень даже большое значение в том, что Севастьянов не имеет отношение к Церкви. Теперь мы знаем, что он не из наших рядов. Слава Богу! Ведь речь идет, ни много ни мало, о внедрении технологий, разрушающих Церковь изнутри. Задумайтесь о том, откуда у него такие знания и где он их получил, и как он оказался на такой должности с такими знаниями. А должность у него помощник (смотрящий?) митр. Илариона. Учитывая должность вышеозначеннного митрополита и члена Синода, можно предположить, что посредством таких помощников ОВЦС является порталом внешнего управления РПЦ. А Вы говорите, что не имеет значения. Внешний человек имеет возможность влиять на управление РПЦ. Этот факт имеет на самом деле огромное значение. Спасибо Вам, что благодаря Вам я прочел, грамотный комментарий на который Вы сослались.

София 22.01.2019 в 14:20:24

Разрешите, уважаемая редакция, замечание вам: как пишет уже комментатор 21.01.2019 в 16:39, вы не упоминаете, что этот Севастьянов - старообрядец, и к РПЦ отношения НЕ имеет. Ну, зачем это людям знать? ...

Анатолий 22.01.2019 в 12:12:10

Митрополит Иларион не сам по себе величина. Какие-то силы ведь двигали его по иерархической лестнице. Слишком он молод и нетрадиционен, чтобы ему самостоятельно дойти до митрополита. Так же, как и патриарх Кирилл, в свое время. Этот вместо того, что бы служить в армии, катался на горных лыжах в Швейцарии. Весь вопрос КТО их таких двигает? Сие от нас скрыто. И эта скрытность уже говорит о многом.
Как сказал Иисус Христос Ин (1:10): Ами́нь, ами́нь глаго́лю ва́мъ: не входя́й две́рьми во дво́ръ о́вчiй, но прела́зя и́нудѣ, то́й та́ть е́сть и разбо́йникъ: Перевод: Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

Владимир Юрганов 22.01.2019 в 08:41:07

г. Севастьянов пишет:  "православный блокчейн, является самостоятельной Церковью, а все вместе они составляют единую Церковь, центр которой постоянно перемещается по цепочке от одного блока к другому"
г. Севастьянову следовало бы уяснить, что центр Церкви не может смещаться, ибо он незыблем. Им является Иисус Христос. Но видимо этот персонаж не верит в Бога, и уж тем паче, не верует. Но вещает от имени "православия", о котором он не имеет даже малейшего представления.

ortheos 21.01.2019 в 16:39:24

Весь прикол в том, что Севастианов, будучи помощником митрополита Илариона, православным не является. Даже либеральным. Даже официально. Он вполне себе открытый старообрядец. И излагает не что иное, как концепцию устройства беспоповского (и соотвтетственно без-иерархического) старообрядчества, где что ни скит, что ни сборище, то "мощный приход", т.е. своя собственная секта - и догматически, и организационно. Никакого отношения весь этот пафосный бред про православный блокчейн к православию не имеет ни по источнику ни по содержанию. Это исключительно реализация раздробления, повторяющая разложение умирающих безумных сект.

Александр 21.01.2019 в 16:34:20

Половина, если не более, вины за Украину лежит на нашем ОВЦС

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс