Богородица

Актуальные статьи

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

22.01.2020

I. Вторая попытка реформаторов русифицировать церковнославяское богослужение

Богослужение составляет душу церковной жизни, и таковым оно является в понимании православного русского народа, для которого сама жизнь Церкви равнозначна тому, что совершается в храме. Наше православное церковнославянское богослужение – это один из главных способов выражения любви к Богу, молитвенного общения с Ним и незаменимая школа для усвоения высших форм святоотеческого богословия и духовного опыта. Церковнославянское богослужение – это и многовековая традиция Русской Церкви. Однако нужно с горечью признать, что в Русской Православной Церкви сейчас имеется реформаторская группа священников и даже архиереев, желающих упразднить церковнославянский язык в богослужении. На фоне общей секулярной атаки на христианскую веру и Церковь все чаще и все громче звучат голоса, призывающие к богослужебной реформе, к обновлению догматического и нравственного учения, к произвольному переводу священных богослужебных текстов на современный русский язык. Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужения на русский язык, о чем в свое время говорили обновленцы, или предлагают иные богослужебные реформы, забывают, что Церковь, ее уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться.

Святейший Патриарх Кирилл накануне своего избрания на патриарший престол в 2009 году дал обещание не допускать богослужебных реформ в Церкви:

«Я выступаю категорически против любых реформ в Церкви... Россия дважды была научена, как нужно бережно относиться к традиции, особенно к богослужебной традиции... Первый урок – это старообрядческий раскол, а второй урок – пресловутое “обновленчество” 1920-х годов: и то, и другое взбудоражило Церковь, разделило людей, но ни то, ни другое не достигло целей, которые ставили реформаторы», – подчеркнул тогда патриарший местоблюститель митрополит Кирилл (29 декабря 2008 года, ИНТЕРФАКС).

Как увидим ниже, своего обещания Святейший Патриарх Кирилл не сдержал.

Напомним, что в 2011 году была предпринята попытка русификации богослужебных текстов «соборно», через соответствующие проекты, поданные в Межсоборное присутствие. Как справедливо отмечал тогда в своей статье известный современный пастырь протоиерей Сергий Правдолюбов,

«проект, предложенный ныне на обсуждение, затрагивает не частные вопросы исправления церковнославянского языка и прояснения якобы “непонятных” мест церковнославянского богослужения. Это – начало процесса разрушения православной традиции во всех сферах церковной жизни, – в богослужебном языке, в литургическом уставе, в церковном Предании. Остановить этот разрушительный поток обновлений и “реформ” будет крайне трудно и даже, пожалуй, невозможно. Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни – вопрос о том, дерзнем ли мы сделать первый шаг по пути пренебрежения многовековыми устоями нашей Матери-Церкви, дерзнем ли встать на путь погибельный – на путь обновленчества» (Прот. Сергий Правдолюбов. «Ради мира церковного проект о церковнославянском языке следует снять с рассмотрения»).

Инициаторами этих скороспелых «Проектов» была узкая группа лиц церковно-либеральной ориентации, покушающаяся в отрыве от широких кругов церковного народа – духовенства и мирян – внести разлад или даже раскол в мирную жизнь нашей Церкви. К обсуждению этих «Проектов» не были привлечены не то что прихожане, но даже и те, кто много лет работал в храмах, и таким образом подавляющее большинство православных просто ничего не знало о той кулуарно готовящейся русификации богослужения.

Такое директивное введение новых русифицированных богослужебных текстов, которое в 2011 году было задумано вопреки воле церковного народа, было воспринято им как насилие над душой каждого православного человека, ибо с церковнославянскими богослужебными текстами неразрывно связана и традиция молитвы, т.е. человеку пришлось бы молиться иначе. А это значит, что была бы прервана благодатная духовно-мистическая молитвенная связь со многими поколениями наших благочестивых предков, молившихся на протяжении многих столетий в православных храмах на церковнославянском языке.

Отказ от церковнославянского языка, – языка православного богослужения и книжности, сформировавшего наш народ как нацию, неизбежно привело бы к тому, что мы потеряли бы самих себя и утратили объединяющую нас духовную силу. Но пока незыблем язык церковнославянский, – ничего с народом не будет. Тронут – быстрый крах. Ибо церковнославянский язык – это фундамент, на котором зиждется здание нашей духовности, культуры, традиций, нашей национальной сущности.

И, слава Богу, тогда эта хитрая затея реформаторов церковнославянского богослужения провалилась: она не нашла поддержки в церковном народе, как среди духовенства, так и среди мирян. Уже полтора года спустя президиум Межсоборного присутствия, проходивший 21 ноября 2012 года, учитывая значительное число поступивших отрицательных отзывов на этот проект, решил не передавать на рассмотрение пленума Межсоборного присутствия и тем самым не выносить на рассмотрение предстоящего в 2013 году Архиерейского Собора одиозный реформаторский проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века».

Полтора года шла полемика вокруг этого проекта. Что, казалось бы, делали наши православные священники? Неизменно служили на церковнославянском языке и говорили о его важности своей пастве. Как и благочестивые мiряне вели полемику с реформаторами и русификаторами нашего богослужения. Из множества таких починов сложилось твердое направление здорового охранительства церковных устоев и Предания Церкви.

Поэтому было отрадно, что тогда, в 2013 году, священноначалие Русской Православной Церкви и Президиум Межсоборного присутствия проявили мудрость и ради мира церковного пока сняли с рассмотрения на Архиерейском Соборе 2013 года этот сырой и неуместный обновленческий проект.

Но вот теперь, похоже, начинается вторая стадия атаки на церковнославянское богослужение, только иным, командно-административным путем: Патриарх на епархиальном собрании духовенства выдвигает реформаторский тезис-предложение, а духовенство обязано подчиниться и внедрить в жизнь эту разрушительную обновленческую затею. Первый пробный шар был запущен 20 декабря Патриархом Кириллом на Епархиальном собрании московского духовенства, когда Патриарх предложил частичное использование русского языка при богослужении вместо церковнославянского, в частности, паремии, Апостол, Евангелие (см. ниже).

В связи с этим высказыванием напомним, что Патриарх Кирилл еще в бытность митрополитом Смоленским ввел у себя в епархии практику чтения Апостола и Евангелия на русском языке. Однако возникает правомерный вопрос: кто и когда утвердил Синодальный перевод для богослужебного употребления? И возможно ли вместо него, к примеру, использовать за богослужением перевод Российского Библейского общества (РБО)? Напомним, что 15 сентября 1857 года по высочайшему повелению Святейший Синод рассматривал различные мнения о русском переводе Священного Писания, а именно: мнения митрополита Филарета (Дроздова) и митрополита Филарета (Амфитеатрова). Синод пришел к выводу, что перевод Библии на русский язык необходим и полезен, но не должен вводиться в Богослужения, а только для домашнего чтения. 20 марта 1858 года Святейший Синод постановил:

«Перевод на русский язык сначала книг Нового Завета, а потом постепенно и других частей Священного Писания необходим и полезен, но не для употребления в церквах, для которых славянский текст должен оставаться неприкосновенным, а для одного лишь пособия к разумению Священного Писания...».

В итоге, после необдуманных слов Патриарха Кирилла, мы получаем полный богослужебный хаос и безграничную свободу манипулировать по своему усмотрению богослужебными текстами – некое «православное либертарианство».

В наше время, когда народ переживает серьёзный духовный и экономический кризис, богослужебные реформы неизбежно вызовут большое смущение в народе Божием, и у монашествующих, и у клириков.

Всем очевидно, что в настоящее время наша страна находится на пороге социальной и политической нестабильности. И если на эту смуту наложится смута и нестроение в нашей Церкви, вызванная в значительной степени повторной попыткой реформирования и русификации церковнославянского языка и частичного внедрения русского, то мы можем получить гремучую смесь протестно-либерального и обновленческого состава, которая окончательно подорвет устои Российской Государственности и станет причиной раскола в Русской Церкви (вспомним недавнее письмо 180 либеральных священников, симпатизирующих реформаторско-обновленческим идеям и даже практикующих их, в поддержку представителей «пятой колонны», участвовавших в несанкционированных либерально-оппозиционных протестах в Москве). И косвенными виновниками в разжигании смуты и в нарастании нестабильности в стране станут те архипастыри и священники, кто под «миссионерским» предлогом преодоления «сложности в понимании мирянами богослужебных текстов» предлагают частичную русификацию традиционного церковнославянского богослужения, а тем самым смуту в Русской Православной Церкви.

 II. Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке

20 декабря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе заседания Епархиального собрания города Москвы высказался за частичное использование русского языка при богослужении вместо церковнославянского. При этом Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что полный перевод богослужений на русский язык не принесет пользы.

«Полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой», – сказал Патриарх (http://www.patriarchia.ru/db/text/5551446.html).

Весьма удивительно и прискорбно, что в наше время вообще появляются священники и даже архипастыри, которым совершенно не дóроги богослужебные традиции русского православия. Ведь на протяжении более тысячи лет церковнославянское богослужение, являющееся драгоценной жемчужиной Русской Православной Церкви, просвещает души верующих в России и за ее пределами. И долг каждого архипастыря Церкви Русской, а уж тем более Патриарха Московского и всея Руси, бережно хранить это святое достояние и в неискаженном виде передавать его в наследие нашим потомкам, не приспосабливая святые богослужебные тексты к мирским звукам повседневной речи современного секуляризованного общества, лукавомудрствуя о якобы их «непонятности» и оправдывая русификацию богослужения какими-то темными и туманными «миссионерскими» целями.

Стоит только в угоду мутных «миссионерских целей» и якобы «малопонятности» церковнославянского богослужения уступить реформаторам самую малость: разрешить чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, как непременно это рано или поздно обязательно приведет к полному отказу от церковнославянского языка, – языка православного богослужения и книжности, сформировавшего наш народ как нацию, неизбежно приведет к тому, что мы потеряем самих себя и ослабим объединяющую нас духовную силу.

В этом смысле заявление Патриарха Кирилла о разрешении богослужебного чтения на русском языке паремий, Апостола и даже Евангелия противоречит всем заявлениям и воззваниям его предшественников – Предстоятелей и первосвятителей Русской Церкви о непозволительности какой-либо русификации нашего традиционного богослужения и резко диссонирует с ними. Вынуждены напомнить Его Святейшеству, что о недопустимости богослужения на русском языке предупреждали почти все первосвятители Русской Церкви ХХ–XXI вв., в частности, святитель Тихон, патриарх Московский, священномученик патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и др. (см. Первосвятители Русской Церкви о богослужебном реформаторстве. http://www.blagogon.ru/digest/211/).

Обращение Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви о недопустимости богослужебных реформ

Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения.

Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской ревности, молитвенного горения, подвижнического труда святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах устава, должна сохраняться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенною как величайшее и священнейшее ее достояние. Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви...

 Тихон, Патриарх Московский и всея России

Град Москва 4/17 ноября 1921 г. № 1575.

Публикуется по: ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4.

Напомним и распоряжение Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 года всем верным чадам Русской Православной Церкви, которое сохраняет свою силу и до сего дня и в котором говорится о «введении различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения…», в частности,

«п. 13) Введение в богослужебную практику русского языка… Я решительно заявляю, — писал митрополит Петр, — о недопустимости… подобных явлений в церковно-богослужебной практике… и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям» (http://www.blagogon.ru/biblio/125/).

Будем помнить это указание священномученика Петра и, руководствуясь его распоряжением, бережно хранить Предание Церкви.


Недопустимо разрушать сложившиеся православные традиции и богослужебные устои в отдельных храмах, отдавая их на откуп новым обновленческим экспериментам и «пилотным проектам» чтения паремий, Апостола и даже Евангелия на русском языке. Печальный опыт Сербии и Болгарии в этом смысле оказался крайне плачевным!

Призывы к переходу как на богослужебный русский язык со стороны неообновленцев, так и на русифицированный церковнославянский со стороны сторонников «модернизации через традицию», пытаются в последнее время оправдать «миссионерской необходимостью» привести в Церковь чуть ли не все 80% русского населения РФ. И именно церковно­славянский язык по мнению иных ревнителей «миссии без границ» является якобы основным препятствием приходу новых людей в Церковь. Так, например, инициативу Патриарха Кирилла об использовании русского языка в богослужениях поддержал в разговоре с «Газетой.Ru» миссионерствующий протодиакон Андрей Кураев: «Это отличное решение, правда очень запоздалое. Хорошо, что патриарх Кирилл принял это хотя бы сейчас. Это позволит снять определенное табу на понимание. Потому что использовать язык девятого столетия – это странно. …Это необходимость и для наших приходов», – поддержал инициативу Кураев.

Напомним также, что в сентябре 2019 года т.н. «Клуб ревнителей литургического возрождения», состоящий из последователей неообновленческого движения священника Георгия Кочеткова и иных реформаторов традиционного православного богослужения, создал петицию на имя Святейшего Патриарха Кирилла под названием «Благословите богослужение на русском языке в Русской Православной Церкви» (см. ниже). Возможно именно эта петиция как-то повлияла на позицию Святейшего Патриарха, которых до сих пор не высказывался явно за использование русского языка в богослужении.

Напомним некоторые события недавней церковной жизни, которые предшествовали этому одиозному высказыванию Патриарха Кирилла, немало смутившему многих чад Русской Православной Церкви.

III. Современные обновленцы требуют от Патриарха благословить богослужение на русском языке

6 сентября 2019 года т.н. «Клуб ревнителей литургического возрождения», состоящий из последователей неообновленческого движения священника Георгия Кочеткова и иных реформаторов традиционного православного богослужения, создал петицию на имя Святейшего Патриарха Кирилла под названием «Благословите богослужение на русском языке в Русской Православной Церкви». В петиции говорится:

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКА!

К Вам, своему отцу и пастырю, обращаются верные чада Русской Православной Церкви: священно- и церковнослужители, миряне.

С большой радостью и утешением мы восприняли известия о совершении богослужений на русском языке митрополитом Тверским и Кашинским Саввой и главой Патриаршей пресс-службы священником Александром Волковым. Многим это дало надежду на то, что родной русский язык теперь все чаще будет звучать в наших храмах.

Вы многое делаете для того, чтобы голос Церкви зазвучал в современном обществе, прилагаете множество усилий к тому, чтобы Свет Христов и сегодня проникал во все сферы жизни человека. Однако многие потерявшиеся овцы остаются вне стен Церкви, не будучи в силах преодолеть барьер непонятного языка, ставшего для них бременем неудобоносимым. Наше богослужение оказывается практически исключенным из задач церковной миссии и катехизации из-за своей недоступности, хотя само по себе могло бы иметь для этого первостепенное значение. 

Богослужебный язык сегодня для многих, к сожалению, становится препятствием и к тому, чтобы церковная традиция открывалась и воспринималась как своя и живая. Было неоднократно опытно проверено, что современные прихожане в среднем адекватно понимают только совсем небольшую часть богослужебного материала. В связи с обманчивым лексическим сходством русского и церковнославянского языков, многие лишь приблизительно или вовсе превратно понимают то, что читается и поется в Церкви. 

Пусть же у всех будет возможность приходить в храмы Божии и сознательно молиться, слышать и понимать Слово Божие: и для тех, кто по каким-то причинам не может освоить церковнославянский язык, и для тех, кто хочет молиться на родном языке, на котором мы говорим и думаем, чтобы тем самым преодолевать раздвоенность жизни и молитвы. Ведь это так естественно, чтобы язык молитвы, проповеди, христианского научения и общения был одним языком!

Церковнославянский язык, безусловно, остаётся «великим священным достоянием нашей родной церковной старины» (как сказано в докладе «О церковно-богослужебном языке», принятом отделом «О богослужении, проповедничестве и храме» на Поместном Соборе 1917-1918 гг.). Но пусть появляется больше храмов, где можно было бы услышать русское богослужение. Предстоятели могли бы, например, чередовать разные языки по своему усмотрению, подобному тому, как они самостоятельно формируют чин конкретного богослужения, и подобно тому, как это происходит во многих православных храмах за границей.

Священник Константин Стефанович писал в 1905 году: «Только насилие создает сектантство и раскол, а любовь, проявленная в желании сделать для нашего народа богослужебные книги более понятными, может лишь вызвать чувство благодарности в сердцах тех, кто желает молиться сознательно на понятном языке».

Пусть же оба языка, и церковнославянский, и церковно-русский будут равными и равноценными, чтобы мы исполнили завет Апостола: дабы «всякий язык (γλω̃σσα) исповедовал, что Иисус Христос – Господь, во славу Бога Отца» (Флп 2:10-11).

Пусть наша Церковь до конца последует по этому пути, благословленному святыми просветителями славян Кириллом и Мефодием, по которому уже последовали наши братские славянские православные Церкви, вводящие в богослужение свои национальные языки. Мы верим, что возможность совершения богослужения на русском языке станет исцеляющей и для нашего народа, и для нашего великого русского языка, безусловно нуждающегося в освящении молитвой.

Мы смиренно просим Вашего первосвятительского благословения на использование русского языка в богослужениях нашей Церкви.

Мы просим, чтобы Вы оказали поддержку и содействие в продвижении и реализации решений, намеченных на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Просим Вас поспособствовать утверждению перечня переводов, рекомендованных к богослужебному употреблению (при необходимости, с созданием соответствующей комиссии), и принятию общецерковного документа, объясняющего, дозволяющего и поощряющего использование национальных языков в богослужении, в первую очередь русского языка. 

С любовью и преданностью, нижеподписавшиеся.

https://www.change.org/

IV. Митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил акт антицерковного вандализма, отслужив обновленческую литургию на русском языке

23 марта 2019 г. в субботу второй седмицы Великого поста постоянный член Священного Синода управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) отслужил обновленческую литургию в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» г. Твери, совершив тем самым акт антицерковного вандализма.

«Это была настоящая миссионерская литургия на церковно-русском языке» радостно сообщает пресс-служба Тверской епархии. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Социального округа иеромонах Амвросий (Желябовский), настоятель храма протоиерей Вячеслав Баскаков, который в своем храме в течение последних семи лет постепенно русифицировал текст литургии, а также руководитель службы протокола Тверской епархии протоиерей Александр Любавин. Митрополит Савва отметил, некоторые моменты службы открылись ему по-новому. «Это очень интересный и полезный опыт. Я считаю, что этот храм должен быть открытой миссионерской площадкой», – заявил архиерей.

 

Как сообщает телеграм-канал «Батюшка Лютер», инициатива исходила от тверских кочетковских братчиков, членов т.н. «Преображенского содружества малых братств». Они обратились к протоиерею Вячеславу Баскакову, настоятелю храма, который и написал митрополиту соответствующее ходатайство об обновленческой службе на русском языке.

На последующем епархиальном собрании тверского духовенства митрополит Савва отметил важность сотрудничества с кочетковским «Преображенским братством» в рамках духовно-просветительской деятельности.

V. Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков (освобожден от должности 12.09.2019 г.) решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

Видя полную ненаказуемость подобной обновленческой практики, руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков 11 мая совершил в своем храме т.н. «детскую миссионерскую литургию» на русском языке (в переводе другого священника-неообновленца Георгия Кочеткова). Об этом о. Александр Волков сообщил на своей страничке в Facebooke:

Сегодня в нашем храме впервые была совершена Божественная литургия на русском языке с наглядными пояснениями для детей. Ребята из воскресной и музыкальной школ нашего храма своими глазами увидели такие части богослужения, которые совершаются только в алтаре (проскомидия). …

В целом, если кратко, то так: достаточно сокращённый чин Литургии, только главное. Почти все по-русски (перевод о. Г. Кочеткова, не идеальный, много лишнего, но другие тексты тоже не идеальны, об этом как-то отдельно), апостольское и Евангельское чтения тоже на русском. Служащий сам все объясняет, комментарии перед началом, перед проскомидией, после Евангелия, перед анафорой. Облачение и Проскомидия в храме. Поминовение записок детей, которые они сам принесли. Литургия с открытыми вратами. На входы много детей со свечами, процессия через весь храм. В храме много лавок, дети возраста 7-12 лет сидят, приглашаем вставать на главные моменты службы. Поёт детский же хор. Все причащаются, разумеется. После службы сразу общая трапеза... (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2912311222143156&id=100000929212448).


Ребенок видит своими глазами, что батюшка Александр просто «ковыряет хлебушки», никакой Тайны нет, все предельно просто и скучно... И эту десакрализацию богослужения совершает не просто неопытный выпускник семинарии, а пресс-секретарь патриарха Кирилла. Детям в таком нежном возрасте свойственно играть. И они играют в то, чему их учат взрослые: в войну, в казаки-разбойники, в дочки-матери… А теперь добрый батюшка Волков научил их играть в Евхаристию. Осталось взять булочку и ковырять ее ножичком или гвоздиком. И ответственность перед Богом за подобное кощунство полностью ложится на священнике А.Волкове.

Такая «детская миссионерская литургия» с «миссионерскими комментариями» для малышей является настоящей профанацией православного богослужения и глумлением над ним. Это – какая-то детская игра в литургию: «а сейчас, детки, мы будем делать то-то и то-то...» Надо настолько не понимать детские души, чтобы малолетним прихожанам впаривать глубокие богословские истины о сложной символике православного богослужения. Никого такие детские «миссионерские» литургии никогда не привлекут в церковь, не укрепят детей в вере, а наоборот: полностью и окончательно десакрализируют Божественную литургию, после чего деткам в храме станет просто скучно, ибо после таких «миссионерских» пояснений и показов, они только утвердятся в своем детском убеждении, что ничего мистического и таинственного в службе нет! И через несколько лет «отмиссионеренных» священником Волковым в детском и подростковом возрасте подростков в храм уже никто не затянет: сам батюшка Александр своими руками и глупыми пояснениями развеял таинственность и сакральность литургии. И теперь в храме стало просто скучно…

Одна из наших общецерковных святынь – традиционное православное богослужение на церковнославянском языке, – ради причудливых и глупых «детских миссионерских проектов» во многих наших храмах подвергается нередко поруганию, обезображиванию, прямому уничтожению и десакрализации, что просто отпугивает от службы неутвержденные детские души. Следует осознать, что подобные «миссионерские» кощунства – явление того же порядка, что и разрубленные топором иконы и поваленные кресты. А это уже преступление против Самого Христа и Его Церкви.



Напомним иерею Александру Волкову, пресс-секретарю Патриарха Кирилла, о священнической ставленнической присяге, которую о. Александр на Кресте и Евангелии давал при своем рукоположении:

Я, многогрешный диакон (имя), призываемый ныне к служению иерейскому, обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям Священноначалия.

Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя…

В заключение моего клятвенного обещания целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.

* * *

Призывы некоторых архипастырей и священников (в частности, и самого Патриарха Кирилла) к переходу на русский язык в богослужении – это серьёзный удар по церковной культуре, своего рода варварство и антицерковный вандализм. И эта разрушительная тенденция вполне однозначно должна квалифицироваться как обновленчество и откровенная диверсия против Русской Православной Церкви.

Поэтому дабы не потакать распространению порочной обновленческой литургической практики, призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов или покидать их, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском (или русифицированном) языке.

 


Редакция сайта «Благодатный Огонь»




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Грешник 27.10.2020 в 19:13:30

К предыдущему комментарию.
Святейший патриарх Никон не творил никаких расколов, а восстанавливал испорченные раскольниками и еретиками книги. В том числе и за это его оговорила перед царём тогдашняя партия "мира сего", не желавшая принимать слово Божие. Но в том-то и задача архипастыря, чтобы послушать Бога, а не людей, руководимых похотями. Свидетельств этому на сегодняшний день более, чем достаточно.
1. Под влиянием проповеди богомильского содержания о близком конце света, в 1650-х годах народ массово перестал ходить в храмы и начал "умерщвлять плоть" постами, а затем - и самосожжениями и самоуморениями. Заметим, на тот момент ни о каких книжных справах и речи не шло, святейший патриарх Никон в 1652г только занял престол.
2. Обычаи самосожжения не только являются чуждыми для Православия, но и имеют вполне конкретное происхождение: это зороастрийско-манихейский обычай. Манихейские секты, впоследствии ставшии "беспоповцами", существовали на Руси с древних времён. Например, одна из таких сект пытала огнём и убила в 1550г прмч. Адриана Пошехонского и пыталась сжечь его тело. А 100 с лишним лет спустя потомки сектантов в тех местах совершили одно из самых крупных самосожжений. Бог ответил за Своего угодника. Кроме того, массовые раскольнические самосожжения начались уже в 1660-х гг, за 20 лет до начала преследования старообрядцев властями. Раскольнической пропаганде удалось посеять миф о том, что массовые сожжения устраивались стрельцами, хотя, например, в Поморье в 1684г стрельцы, рискуя своей жизнью, вытащили из уже горевших срубов 153 чел. Царский указ 1685г был реакцией на самосожжения и предписывал сжигать только призывавших к ним расколоучителей.
3. Каждый из 17 пунктов обвинения против патриарха был найден подтасованным в подробных исследованиях 19 века, например, у Пальмера и Зызыкина. Раскольническая пропаганда о жестокости, властолюбии и сребролюбии святейшего патриарха Никона опровергнута Н.И.Субботиным. К такому же выводу, а так же к выводу о невиновности патриарха пришли исследователи проф. Николаевский и Бриллиантов.
4. Оба восточных патриарха Макарий III и Паисий немедленно по возвращении попали в финансовые неприятности, потеряли всё, что вывезли из России и стали клянчить у русского царя новые подарки. Причём, оба были низложены ещё до приезда в Россию. Макарий, к тому же, отправил в 1662г тайное признание в подчинении Риму, а Паисий участвовал в организации убийства патриарха Парфения в 1651г. Переводчик же Лигарид вообще был латинским агентом, с 1660г служившим в польском костеле и лишённым сана и кафедры Иерусалимским патриархом Нектарием. Принимавший их в Астрахани и поставленный ими же в митрополита Астраханского Иосиф покаялся (и в 1918г был канонизирован в чине священномученика), но в 1672г был сброшен с колокольни раскольниками Разина. Причём, наиболее жёсткие меры к старообрядцам были приняты Собором уже после низложения патриарха Никона, с активными участием в работе Собора этих двух восточных патриархов. Т.е. в определённом смысле именно низложение патриарха Никона сделало раскол необратимым.
5. У нас часто плачут, что, де, Русская Церковь лишилась института патриаршества на 200 лет, или что Романовы тащили Церковь в латинство, но при этом избирательно забывают, что именно в 1660-х годах царь, бояре и клир дружно плясали под дудку двух низложенных иностранных патриархов и латинского агента Лигарида, который, к тому же, не имея законного права, участвовал в поставлении русских епископов, а два предпоследних русских патриарха Питирим и Иоаким были его протеже.
6. Перевоз тела святейшего патриарха Никона из Толги в Истру занял больше месяца, в течение которого его тело оставалось нетленным. Так Бог отметил Своего верного слугу.

Владимир Иной 10.02.2020 в 12:39:02

Святейшему Патриарху Кириллу наверное захотелось лавр Патриарха Никона (чтобы подобно ему еще один раскол сотворить), которого смирил Царь Алексей Романов (Тишайший)... Посмотрим, что он ответит на обращение православных Твери...
Зря он посеял соблазн своим разрешением читать частично на русском. Надо бы ему взять свои слова обратно...
Правильно батюшка Георгий Максимов сказал в видео, что если нет соображения, хотя бы чувство собственного самосохранения должно быть у этого митрополита Саввы и других заблудших (прихожане их кормят)..
Предлагаю - если они пойдут против верующего народа и введут русский язык на богослужениях - снизить в 10-20 раз пожертвования на Церковь, пусть эти предатели веры православной милостыню на паперти просят, тогда может поймут, что они не боги и признают Истинного Бога Иисуса Христа и станут Ему служить, а не раболепствовать друг перед другом...

р. Б. Татьяна 08.02.2020 в 21:07:32

Они что, надеются что к ним народ повалит, смотреть как они на балалайках бренчат и по-русски молитвы читают? Закончится тем, что храмы будут сверкать золотом и стоять пустыми. Если дураков ничто не учит, то кто им виноват? Было уже такое, после революции. Но второго возрождения не будет, не видно что-то новомучеников, а всякие Саввы и Кириллы на святых так вообще не тянут.

Алексей 21.01.2020 в 18:04:24

Чем ближе к концу времён, тем больше театральности в церковной среде. Цирк, религиозное шоу! Господи, прости нас дураков!

Леонид 13.01.2020 в 02:45:58

И надо осознавать еще, что Русская Православная церковь - она не только на территории РФ находится. Это и Украина, и Белоруссия, и Молдавия и другие государства. И русификация богослужений - это самый простой способ развалить РПЦ по национальным "квартирам", потому что, например, в Украине (а я сам с Украины) никто не будет Церковь русифицировать - этого просто не дадут сделать националисты, лишний раз определив Церковь как "пятую колонну Москвы" - придется тут ее украинизировать. Многим от этого будет тяжело, т.к. прихожане УПЦ (МП) зачастую не являются украиноязычными - язык понимают, но он для них не родной, придется переводить. Ну и сразу возникнут существенные различия между Церковью в Украине и России - это уже не будет одна Церковь. Этого добивается Патриарх Кирилл?

Сергей Степанов 12.01.2020 в 22:10:30

То что они, якобы, не понимают Церковнославянского - чепуха. Они его стесняются, стыдятся, потому и жаждут этапировать Церковнославянский на кухонно-обиходный. Им позволь - и the-англицЫзмы вчипируют.

Михаил Яблоков 10.01.2020 в 08:55:33

Геннадию.
@сам сталкиваюсь с этой проблемой, когда вопли (по другому не скажешь) из алтаря заглушают певчих на клиросе@
Это называется «православный реп», а священники такие называются священниками-реперами... На самом деле послушание старцу в монастыре и послушание священноначалию - это разные вещи. В греческом языке эти понятия даже разными словами обозначается.

Андрей Другой 09.01.2020 в 16:06:20

Геннадию
Да нет, священник сожалеет о моей "непродвинутости" - значит ему это нравится - это не послушание, а выбор.

Геннадий 09.01.2020 в 15:12:04

Андрей Другой:
***Дождался, когда батюшка после службы выйдет из алтаря, состоялся разговор:
- батюшка, от себя ли тайные молитвы гласно произносите или посоветовал кто?
- патриарх Кирилл благословил;***
Забыта древняя заповедь, в данном случае, многими священниками, "Не сотвори́ себѣ́ кумíра" (Исх20:4), которые авторитет предстоятеля ставят выше Священного Писания и Господа Бога, забывая, что сказано Апостолом в послании к Галатам в 1 главе "Но и а́ще мы́, или́ а́нгелъ съ небесе́ благовѣсти́тъ ва́мъ па́че, е́же благовѣсти́хомъ ва́мъ, ана́ѳема да бу́детъ".
Неужели эти священники считают, что послушание оправдает все грехи, грех ереси в том числе? Но ведь они не в монастыре, где к месту такое безоговорочное послушание, а сами поставлены учить других. Пишу это, потому что сам сталкиваюсь с этой проблемой, когда вопли (по другому не скажешь) из алтаря заглушают певчих на клиросе.

Андрей Другой 09.01.2020 в 14:03:35

В сельской церкви на моей малой Родине новый настоятель. На Рождество Христово был на литургии - все тайные молитвы произносились в полный голос, нарочито громко, даже возгласы казались тише. Некоторые слова произносились по-русски, наподобие упомянутых любы-любовь. Дождался, когда батюшка после службы выйдет из алтаря, состоялся разговор:
- батюшка, от себя ли тайные молитвы гласно произносите или посоветовал кто?
- патриарх Кирилл благословил;
- спасибо, вопросов больше нет, с праздником;
- а вы как к этому относитесь?
- отрицательно;
- очень жаль;
- спасибо, с Рождеством.

Роман 09.01.2020 в 01:01:41

Собирает остатки верных ГОСПОДЬ, Он допустил открыть храмы и неважно под каким предлогом, но все же открыть и совершить службу на горнем месте. И конечно же много перекосов и враг этим пользуется, и нам не знать судьбы например того священника, который устроил театр в алтаре перед несмышлёными детьми, может в скором времени мы увидим его голову посыпанную пеплом.

Сергей 08.01.2020 в 17:42:53

«Клуб ревнителей литургического возрождения» на сайте change.org за 4 месяца собрал всего 2600 подписей под петицией «Благословите богослужение на русском языке в Русской Православной Церкви». Цифра ничтожная и говорит о многом. Прежде всего о том, что большинству церковного народа этот вопрос безразличен. Сам я из Питера, и могу сказать, что церковнославянский "суржик" у нас не единичное явление. Встречаются вещи и посерьезней. Но "народ безмолвствует".

Павел 08.01.2020 в 13:20:28

"а почему те, кто в 17-ом веке ломал устои Русской Церкви реформами, теперь так переживают из-за обновлений?" http://www.odinblago.ru/lebedev_nikon#01
"Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову" (Cщмч. Игнатий Богоносец, 94, 297).
"Когда при малолетних царях Иоанне и Петре Алексеевичах раскольники, после прений о вере в Грановитой палате, вышли из нее и вошли на Лобное место с криками: «Победихом, победихом!» — тогда, пишет святой Димитрий Ростовский, Сам Господь Бог, не стерпев хулений тех на Церковь Свою, обличил еретическое мудрование их внезапною казнью: «злой бо дух порази предводителя еретического Никиту Пустосвята, и абие пад на землю Никита, оцепене и бесновашеся. Тогда все люди, видяще на нем Божие отомщение, познаша, яко явный еретик Никита и хульник Церкве святыя и враг Божий» (112, 175)." http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt334.html
Святитель Феофан Затворник: "Они все твердят, что их толки — древнеотеческое предание. Какое там древнеотеческое! Все это новые выдумки. Древнеотеческое предание содержится Православною Церковию..." http://www.odinblago.ru/sozerc_razmishl/81 и https://vk.com/@nomokanon-svt-feofan-zatvornik-o-raskolnikah
Святитель Димитрий Ростовский - «Розыск о раскольнической брынской вере» https://blagogon.ru/articles/207/

Александр Бутов 25.10.2019 в 13:46:27

Марина:
***наш митрополит говорит вместо "любы" слово "любовь.***
Наш отец-настоятель тоже так говорит. Уже года 2-3. Оброненные им как-то слова о том, что и наш патриарх Кирилл так же говорит, я позже решил проверить (заодно и другие слова-искажения, если встретятся), слушая И СЛЕДЯ ПО ТЕКСТУ дома (ввиду болезни) трансляцию по "Союзу" покаянного Канона Андрея Критского, читавшегося 2,5 года назад Великим постом нашим Святейшим, кажется, в московском Елоховском соборе. Поначалу он действительно искажал на русский лад славянские слова, а затем увлекся чтением и... перестал это делать! Из чего я сделал радостный для себя вывод, что это у него, равно как и у нашего отца-настоятеля (и, наверно, у вашего владыки), наносное и что подобные неправильности у них, хочется верить, "яко исчезает дым да исчезнут". Дай-то Бог!

Владимир Юрганов 20.09.2019 в 06:00:22

На фоне игры в евхаристию меркнет даже кощунственность "венчания" Собчак

В.Семенко 17.09.2019 в 22:23:12

Этот "рецидив" становится мейнстримом, увы. В этом главная проблема.

Владимир Юрганов 14.09.2019 в 21:17:29

Почитал про Заостровский раскол. Даже Кураев в 2013 году критиковал эту секту. "«Неделю назад кочетковцы устроили детское представление в местном доме культуры. Сюжет – война добрых и злых букв. По ходу дела общинные дети бросали в костер, изображенный на сцене, "плохие буквы" – то есть те церковно-славянские буквы, которых нет в современном русском алфавите. Но теперь в Заостровье завершился шмаино-юрский период. (Некая Шмаина-Великанова и Сергей Юрский из далеких палестин учили Поморье, как надо верить по православному и активно защищали модернизмы этой общины)»,"
Это даже не сектантство - это шаманизм какой-то!!

Михаил Ершов 14.09.2019 в 14:33:23

Если даже козла с ослихой извращенцы "повенчают", то и тогда нисколько не удивлюсь. ...

Лидия 14.09.2019 в 11:14:28

Сентябрь удивляет: громкая отставка священника Александра Волкова, шумное венчание Собчак. Где благочестие? где чистота? Все смешалось в доме...

Мигель Краснов 14.09.2019 в 10:55:16

Михаил Ершов 13/09/2019 в 20:34:26
///К сожалению, духовные и моральные извращенцы имеют высокое покровительство. Надеюсь, что "наверху" хватит ума.///
Зря надеялись, Михаил! Видать, не хватило!

Мигель Краснов 14.09.2019 в 10:52:55

Небось, прот. Диваков испросил благословения Святейшего. И получил его... А как же иначе?

Мигель Краснов 14.09.2019 в 10:39:43

Интересно, совершение таинства Браковенчания Собчак и Богомолова - это рецидив неообновленчества? Или кое-что похуже?
«Лично у меня огромный вопрос к настоятелю храма Большое Вознесение у Никитских ворот, благочинному центрального округа о.Владимиру Дивакову: как у вашего причта только кадило поднялось венчать эту омерзительную парочку богохульников?» (Из комментариев пользователей соцсетей.)

Михаил Ершов 13.09.2019 в 20:34:26

К сожалению, духовные и моральные извращенцы имеют высокое покровительство. Надеюсь, что "наверху" хватит ума ...

Станислав 13.09.2019 в 07:57:03

В петиции т.н. «Клуба ревнителей литургического возрождения» написано: "Однако многие потерявшиеся овцы остаются вне стен Церкви, не будучи в силах преодолеть барьер непонятного языка, ставшего для них бременем неудобоносимым".
Мне, кажется, что барьером быть членом Церкви является не язык, а грехи или страсти: гордыня, блуд, чревоугодие и другие. Желающему быть православным христианином даже в радость изучить церковнославянский язык. Дело здесь не в языке! Можно быть и в стенах Церкви, но не быть православным христианином (сектанты и проч.), что и видим в "миссионерских литургиях" людей в священном сане и подобных им пораженных, возможно навсегда, духом несмирения, гордыни и прочими страстями!

Сергей 12.09.2019 в 23:22:12

Смотрите какая статистика: за семь дней на сайте change.org за эту гадость проголосовало всего 1683 человека. Я заходил на этот сайт 10/09 в 23.15 и сегодня 12/09 в 22.40, соответственно 1495 и 1683 подписанта. Получается 188:2=94 чел/день. Это конечно мизерные цифры. Будь бы я обновленцем, задумался бы, почему так мало. Но самое нелепое это то, что они полезли со своими тараканами за церковную ограду.
«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?... Но брат с братом судится, и притом перед неверными» (1Кор. 6:1,6).
Увы, феномен протестантского сознания никуда не девается, касается это всех нас. Да сохранит и избавит нас Господь от этой пагубы.

Геннадий 12.09.2019 в 22:13:31

Тимофей:
***Меня недавно один священнослужитель поставил в тупик вопросом о том, а что, мол, вы думаете, что Православие не может и не должно меняться? Я до сих пор думаю что ответить. Извините, если какие-то слова не по теме, но это то, что меня волнует и я ищу ответ***.
За ответом далеко ходить не надо, лежит на поверхности: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема" (Гал.1:8,9).

Марина 01.06.2019 в 21:51:04

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца...". Возглашая Анафору, наш митрополит говорит вместо "любы" слово "любовь". Так слух режет. До сих пор не слышала, но вот вновь назначенный митрополит всегда говорит так. Казалось бы маленькое, короткое слово, а ощущение как будто неожиданно ушат холодной воды на тебя вылили. Очень отвлекают от молитвы.
Спаси Господи наших священников и священноначалие и через них, нас грешных! Ведь мы как овцы не имеющие пастыря, жмемся к Церкви и батюшкам, доверчивые и любящие и надеемся, что не оставят, спасут, приведут ко Христу!

Димитрий Н.Б. 23.05.2019 в 21:50:56

Владимиру.
Я не очень хорошо понимаю, что Вы хотели сказать. Какой-то бессвязный набор загадочных фраз и туманных выражений.
1) ***Так что вот она, как выражаетесь - "ревизия", при том - святая!***
- пойди догадайся, о чём это.
2) ***Когда говорил, "идём не в сторону даже той веры", имел в виду духовное состояние христиан того времени, отношения к духовной спасительной жизни***
- и какое же состояние/отношение - правильное или неправильное, по-Вашему?
3) ***Были святые Отцы до 17 века - достойные христиане, и в силу своего времени они знали то, что возможно было знать,***
И что, их знание было какое-то неполноценное?
4) ***...Предание, которое для Вас является апостольским - "земля", при этом были и Сергий Радонежский и другие святые, то есть в то время это являлось спасением, а ЦСЯ и иное отличительное - Небо...***
Это Вы сами определяете, что "земля", а что "небо"?
5) ***...при этом были и Серафим Саровский и Игнатий Брянчанинов и другие святые, которым в силу своего времени открылась возможность больше узнать...***
Что за новые возможности у них открылись, которых не было у прп.Сергия, прпп.Зосимы и Савватия, Максима Грека, благ. кн. Анны Кашинской, митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Макария, патр. Иова и Гермогена и т.д., т.д, т.д....???
6) ***Благодарю за дискуссию***
Да похоже, тут была не дискуссия, а два параллельных монолога.

Владимир 22.05.2019 в 18:52:55

Димитрию Н.Б.
Вы по-своему понимаете апостольское Предание, я желаю руководствоваться святыми Отцами (перечислять нет смысла), ибо они не уличали Церковь в том, что она перестала руководствоваться тем преданием, которое для Вас является апостольским (хотя говорите, что принадлежите к РПЦ МП), а сами исполняли то, что было установлено Церковью. Так что вот она, как выражаетесь - "ревизия", при том - святая! Когда говорил, "идём не в сторону даже той веры", имел в виду духовное состояние христиан того времени, отношения к духовной спасительной жизни. У меня не двойной стандарт, а Церковь... я думаю, что если что-то можно было поменять в 17в., это не означает, что можно поменять в 21 в. И не нам судить, почему так произошло в 17в., но мы хоть немножко можем представить, что в 21в. невозможно изменять то, что для нас является величайшей драгоценностью. Были святые Отцы до 17 века - достойные христиане, и в силу своего времени они знали то, что возможно было знать, тому учили христиан. Были святые Отцы - достойные христиане после 17в., и в силу своего времени они знали то, что возможно было знать, тому учили христиан, и что, они заблуждались? Ну это же естественно, что не могли узнать до 17в. узнали после 17в, ибо каждые четверть века тем более век давали больше возможностей в познании истины, то есть в чтении святых отцов первого тысячелетия. Поэтому и написал, что то предание, которое для Вас является апостольским - "земля", при этом были и Сергий Радонежский и другие святые, то есть в то время это являлось спасением, а ЦСЯ и иное отличительное - Небо, при этом были и Серафим Саровский и Игнатий Брянчанинов и другие святые, которым в силу своего времени открылась возможность больше узнать, с тем и жили, этому и учили христиан.
Благодарю за дискуссию. Всего доброго!

Марк 22.05.2019 в 17:16:45

"Бог поругаем не бывает", но попускает поругание того, в чем Святаго уже нет. Как у католиков, - евхаристия есть, но Евхаристии нет.

Димитрий Н.Б. 22.05.2019 в 16:33:24

Владимир пишет:
1) ***…разве такое понимание является апостольским Преданием***
Да, безусловно.
2) ***Церковнославянский язык не идёт ни в какое сравнение с "двуперстием, сугубой аллилуйей, трисоставным осьмиконечным крестом и т.д.", ибо помогает наполнить душу истинным содержанием, от которого зависит сегодняшнее, а тем более будущее спасение…***
Очень даже "идёт в сравнение". Наполнить душу истинным содержанием помогает не только ЦСЯ, но вся целостность Предания, которое свято хранилось нашими благочестивыми предками. И ревизия этого Предания, кем бы и когда бы она не проводилась – дело вражье.
3) ***Если отойти от ЦСЯ - мы вползём в ещё большую духовную беду…***
Совершенно согласен. Поэтому я отрицательно отношусь ко всем посягательствам на ЦСЯ, что в 17 веке, что в 21-м.
4) ***… поскольку идём не в сторону даже той веры, которая жила в христианах при: "двуперстие, сугубая аллилуйа, трисоставный осьмиконечный крест и т.д.", а к антихристу.***
Нынешнее направление Вы определили абсолютно верно. А вот если бы мы шли в сторону " той веры, которая жила в христианах при: "двуперстие, сугубая аллилуйа, трисоставный осьмиконечный крест и т.д." – это было бы противоположное направление.
5) ***…эта игра с нечистотой была совершена на русском языке, но каждой нечистоте своё время***
Также совершенно верно. И долг христиан – бороться с нечистотой на каждом этапе наступления.
6) ***…а "перстосложение и проч." отстоит от ЦСЯ, - как земля от Неба, в этом вся разница…***
Никакой разницы Вы не показали. Но давайте оставим "перстосложение и проч.", а остановимся именно на языке. Если нельзя менять богослужебный язык в угоду мирской моде в 21 веке, то почему можно было в 17-м? Что за двойной стандарт?

Владимир 22.05.2019 в 11:04:08

Редакция, на Ваше усмотрение, можете не выкладывать это мнение.
Димитрий Н.Б.
1) ***Но для всего населения Руси 17 века (от царя до последнего нищего) двуперстие, сугубая аллилуйа, трисоставный осьмиконечный крест и т.д. воспринимались как несомненное апостольское Предание, отступление от которого чревато гибелью души***
Правильно, но разве такое понимание является апостольским Преданием. Но в те далёкие времена, такое понимание христиан Господь может соделать во спасение? И не нужно безапелляционно доказывать что: "Ибо для опровержения истинности двуперстия и проч. ничего кроме подлогов они представить не могли", понимаете так - понимайте.
2) ***Если стоять на данной позиции св.Феофана Затворника, разве не получается, что и про ЦСЯ можно вопросить: Посмотри ты всех святых Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал церковно-славянский язык догматами?***
Церковнославянский язык не идёт ни в какое сравнение с "двуперстием, сугубой аллилуйей, трисоставным осьмиконечным крестом и т.д.", ибо помогает наполнить душу истинным содержанием, от которого зависит сегодняшнее, а тем более будущее спасение, и это знал свят. Феофан уже в 19в., потому и кое-что ужасное изрёк о православном народе России. Если отойти от ЦСЯ - мы вползём в ещё большую духовную беду, которая в конце концов позволит осуществиться пророчеству свят. Игнатия о нашем народе. Это просто старания православных христиан по истечению столетий держаться не заблуждённости - двуперстие и т. п., а истинности - ЦСЯ, который позволяет христианам спасать душу, но это не может отменить самого пророчества свят. Игнатия, поскольку идём не в сторону даже той веры, которая жила в христианах при: "двуперстие, сугубая аллилуйа, трисоставный осьмиконечный крест и т.д.", а к антихристу.
Бог ПОКА, не позволил о. Александру Волкову в священническом облачении «играть в Евхаристию», совершить «детскую миссионерскую литургию» на ЦСЯ, потому эта игра с нечистотой была совершена на русском языке, но каждой нечистоте своё время.
***Так почему же ЦСЯ догматизировать можно, а перстосложение и проч. нельзя?***
Не догматизировать, а "перстосложение и проч." отстоит от ЦСЯ, - как земля от Неба, в этом вся разница.

Роман 22.05.2019 в 10:20:54

Ну ладно если на фотографии были только мальчики, можно было бы подумать, что священнослужитель хочет у мальчуганов возбудить чувство стать священниками, но мы видим много девочек, что это, в голову лезет бесовская мысль, и отмахиваешься от нее как от мух. На современном еретическом сборище запада практикуют женское священство, это что же на фото мы видим, грешно об этом даже подумать.

Модест 22.05.2019 в 09:49:10

Уважаемая редакция! Принимаю Ваше замечание и подчиняюсь. Однако, хотел бы заметить, что раскольники оперируют приёмами традиционной раскольнической пропаганды, постоянно твердя о якобы "древности" т.н. "старых обрядов". А св. Феофан прямо говорит о том, что эти "обряды" были усвоены незадолго до Блаженнейшего Патриарха Никона, и в реальной древности известны не были. Налицо разница между реально существовавшем в древности церковно-славянским языком и выдуманными "древлеправославными" модернистскими "обрядами". Понимаю, что для раскольников это не аргумент, как для кришнаита слова о том, что они поклоняются дьяволу, но на "Благодатный огонь" заходят не только раскольники.

Сергей 21.05.2019 в 19:21:58

Может быть я ошибаюсь, но судя по фотографиям вся эта "тусня" происходит в алтаре. Там и дамы какие-то с фотоаппаратами "увековечивают" неизвестно что. Однако, какой игрун этот попик! Варфоломею такой "креатив" и не снился! Безумием здесь попахивает, да вразумит и помилует их Господь.

Димитрий Н.Б. 21.05.2019 в 18:31:05

Уважаемая редакция. Вы ошибаетесь, я принадлежу к РПЦ МП. Я совершенно согласен, что в данной ветке неуместна полемика о расколе 17 века. Но отдельные моменты имеют косвенное отношение к теме - например, вопрос о богослужебном языке, с чего, собственно, я и начал здесь. И вот сейчас приведенные Модестом слова св.Феофана тоже весьма уместны. Так, св.Феофан пишет о двуперстном сложении и проч.:
"Но посмотри ты всех святых Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого!"
Вот! Именно про это я и говорил - нас обвиняют в "догматизации обряда". Но чем эта "догматизациия" двуперстия, сугубой аллилуии и проч. принципиально отличается от "догматизации" церковно-славянского языка в богослужении? Ведь в обсуждаемой статье (первоначальной редакции, которую я начал комментировать) фактически была провозглашена догматизация ЦСЯ - отмечено, что "догматические основания для этого, в сущности, те же, что и для иконопочитания". Разве не так?...Так почему же ЦСЯ догматизировать можно, а перстосложение и проч. нельзя? Если стоять на данной позиции св.Феофана Затворника, разве не получается, что и про ЦСЯ можно вопросить: "Посмотри ты всех святых Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал церковно-славянский язык догматами?"

Димитрий Н.Б. 21.05.2019 в 18:12:11

1) Модест пишет:
***...т.н. "древлеправославие" современниками Блаженнейшего Патриарха Никона воспринималось также, как сейчас воспринимаются тянущиеся с 20-х годов прошлого века и до наших дней модернизм и обновленчество.***
Всё с ног на голову. Наоборот, реформы Никона - модернизм и обновленчество своего времени. Что такое "т.н. древлеправославие" в Вашем понимании - я не знаю. Но для всего населения Руси 17 века (от царя до последнего нищего) двуперстие, сугубая аллилуйа, трисоставный осьмиконечный крест и т.д. воспринимались как несомненное апостольское Предание, отступление от которого чревато гибелью души.
2) ***Открытое отпадение в раскол Аввакума высветило совершенно чудовищные ереси в "доевлеправославии", перед которыми искажения имени Господа и Символа веры меркнут.***
В древлеправославии (= в православии) нет и не может быть никаких ересей. А вот у гонителей древлеправославия очень быстро выявилась склонность к самой чудовищной клевете, лжи и подлогам.
3) ***Об этом писал св. Димитрий Ростовский...***
С изложения своей веры и своих взглядов Аввакум начинает своё знаменитое "Житие". Любой может открыть и прочесть. Попробуйте найти там хоть одну неправославную мысль. А то, что было состряпано ретивыми "борцами с расколом" и приписано Аввакуму - на их совести и остаётся. В каких произведениях Аввакума изложены взгляды, которые цитирует св.Димитрий Ростовский? - Не вем. Вам известна история о "Деянии на Мартина-еретика" Или о "Феогностовом требнике"? Если нет - погуглите. Это фальшивки, которые ретивые "борцы с расколом" в 17-18 в.в. массово стали стряпать, пытаясь при их помощи доказать свою правоту. Ибо для опровержения истинности двуперстия и проч. ничего кроме подлогов они представить не могли. Вот из подобных фальшивок и идут в основном все антистарообрядческие мифы, и даже добросовестные люди из-за них временами впадают в заблуждения.
От редакции: Больше комментарии не по теме статьи (о старообрядчестве и расколе 17 века) под этой статьей пропускаться не будут.

Модест 21.05.2019 в 17:43:42

По поводу собственно "старых обрядов" точно выразился Святитель Феофан Затворник в одной из своих проповедей середины XIX века:
«А что они (раскольники) содержат, то привнесено в книги за 100 или 150 лет до блаженного Патриарха Никона... Патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны выбросил... Они говорят, что у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? — им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. — Они все новы, и древние Отцы о них совсем не знали... Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это — двуперстное сложение, двоение аллилуйи, хождение посолонь, не брить усов и бороды, имя Господа Спасителя говорить испорченно — Исус. Но посмотри ты всех святых Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого!»
От редакции: Модест, поймите, что для Димитрия, который по-видимому принадлежит к Русской Старообрядческой церкви, свт. Феофан Затворник и его слова не являются авторитетными. Поэтому полемика безрезультатна. Предлагаем на этой ветке не продолжать полемику о старообрядчестве и расколе 17 века. Для этого есть другие статьи. Например: http://www.blagogon.ru/digest/779/

Владимир Юрганов 21.05.2019 в 17:05:47

Модест пишет про ересь "древлеправославия"... а я вот недавно столкнулся с последышами Головина, в контакте. Очень агрессивно требовали "прекратить травлю" Головина. И Христос - не Бог, а рожден человеком. И что вы нам этот Символ веры суете?? Это же сам Головин сказал!! Примерно вот такая аргументация. А потом через 200 лет такие вот головинята начнут туже песню - еретики-кириллиты исказили истинное Православие, а настоящего пророка Головина преследовали аки волки ))

Модест 21.05.2019 в 16:36:37

Димитрий, т.н. "древлеправославие" современниками Блаженнейшего Патриарха Никона воспринималось также, как сейчас воспринимаются тянущиеся с 20-х годов прошлого века и до наших дней модернизм и обновленчество. Открытое отпадение в раскол Аввакума высветило совершенно чудовищные ереси в "доевлеправославии", перед которыми искажения имени Господа и Символа веры меркнут. Об этом писал св. Димитрий Ростовский: «Се уже стала у раскольников не Троица, но четверица: Отец и Сын и Святый Дух, а четвертое лице Христос. Глаголет Аввакум, яко Бог Слово излия себе во утробу Девыя, не Себя самого, но силу существа своего естественную... Се злочестивый той учитель исповеданием вредоносной веры своей учит по подобию Нестория, будто бы не сам Сын Божий во утробе девической воплотился, но токмо силу и благодать свою в Ню излия... а Сам Сын Божий будто бы не поступил с небеси на землю. И так по его умствованию стало два Сына: един со Отцем на небеси, а другой во утробе девической воплотился, послан от того Сына, иже со Отцем на небеси. Где слышана таковая вера? Когда была в России таковая вера? Это ли старая вера? Несть ли то ересь пагубная, старой святой вере противная, Богу мерзкая, диаволу же радостна?»

Димитрий Н.Б. 21.05.2019 в 15:37:21

Владимир Юрганов пишет:
***Да ничего подобного. Видимо ложь - это образ мысли "единоверцев". Вас никто не обвиняет в наличии...***
Я не говорил, что нас обвиняют "в наличии". Я сказал - "в догматизации". Вы намеренно совершаете подмену понятий и искажаете смысл слов оппонента. Видимо, шулерство - это образ мысли "антиединоверцев".
Владимир Юрганов пишет:
***Это вы обвиняете настоящих православных в том, что они отказались от искаженных Символа веры и богослужебных книг...***
Да я-то сейчас пока никого не обвинял. А вот Вы своей фразой как раз и обвиняете настоящих православных в том, будто они что-то исказили. Это клевета. Ибо и отцы Стоглава, и русские святые, и русские цари и герои Святой Руси, жившие до раскола 17 века - все они настоящие православные. Ничего они не искажали.

Владимир Юрганов 21.05.2019 в 10:01:36

Дмитрий пишет:
/// Однако когда мы - староообрядцы/единоверцы это делаем (подкрепляя теми же самыми тезисами, что и ув. автор статьи) кое-кто сразу обвиняет нас в "догматизации обряда" ///
Да ничего подобного. Видимо ложь - это образ мысли "единоверцев". Вас никто не обвиняет в наличии знаменного распева и церковно-славянскому языку. Это вы обвиняете настоящих православных в том, что они отказались от искаженных Символа веры и богослужебных книг, обвиняете и в православном традиционном троеперстии, и требуете, чтобы все крестились двумя перстами как раскольники.

Димитрий Н.Б. 07.05.2019 в 18:10:18

Цитата из текста статьи: "Церковнославянский язык есть наша словесная икона; он должен быть признан такой же местночтимой святыней Русской Православной Церкви, как многие храмы и иконы. А посему хранение церковнославянского языка должно быть правилом Русской Православной Церкви. Догматические основания для этого, в сущности, те же, что и для иконопочитания. Наш долг – бережно хранить драгоценную жемчужину нашей Православной Церкви – церковнославянское богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает русский православный мiр и души верующих и является неотъемлемой частью церковного Предания Русской Церкви".
Ах, какие золотые слова! Под каждым можно подписаться. Только вот наряду с ЦСЯ здесь можно также поставить и другое: и каноничную иконопись, и знаменное пение, и много чего ещё)))) Однако когда мы - староообрядцы/единоверцы это делаем (подкрепляя теми же самыми тезисами, что и ув. автор статьи) кое-кто сразу обвиняет нас в "догматизации обряда".))))

Димитрий Н.Б. 07.05.2019 в 14:59:33

Тимофею.
//"Извините, а кто-нибудь может мне объяснить, а почему те, кто в 17-ом веке ломал устои Русской Церкви реформами, теперь так переживают из-за обновлений?"//
Тимофей, Ваш вопрос очень меткий и своевременный. Те "объяснения", которые Вам тут в ответ неции попытались дать, совершенно не серьёзны и просто смешны. Те, кто защищают никоновский погром в 17-м веке, выглядят совершенно безпомощно, когда пытаются сегодня бороться с теми силами, которые сами же и породили. Приходится выдавать смехотворные перлы про "ползучую реформу, которая образовалась за 100-200 лет", про "древность" троеперстия и т.п....
Но, держась в рамках темы, я не стал бы сейчас устраивать дискуссию между старо- и новообрядцами по всему спектру противоречий (сложение перстов к богослужебному языку отношения не имеет), а обратил бы внимание на то, что именно ЯЗЫКОВАЯ реформа богослужебных текстов в 17 веке - это первый шаг к тому, о чём сейчас так сетуют противники "кочетковцев" и прочих обновленцев. Ведь вопрос здесь вовсе не в том, какой текст или перевод "древнее". А в том, что идёт процесс СЕКУЛЯРИЗАЦИИ, в том числе богослужебного языка. И автор статьи, так же как многие другие нынешние ревнители, искренне этим возмущены. Только вот беда: процесс-то начался вовсе не сегодня, и будучи сторонниками никоновских реформ, "ревнители" впадают в неустранимое противоречие. Ибо сегодняшние эксперименты митр.Саввы - это ничто иное, как совершенное логичное следование той линии, которую в 17 веке обозначили никоновские справщики. Какая, например, принципиальная разница между никоновской заменой форм простого прошедшего времени (аориста) на перфект и кочетковской заменой звательного падежа на именительный? Да никакой! И там, и там в основе лежат те же самые секуляризационные мотивы.

Модест 16.04.2019 в 13:27:11

При владыке Савве в Новоспасском монастыре, страха ради иудейска, опускали на службе Великого Пятка фрагменты службы, такие как: "Па́губное собо́рище богоме́рзких, лука́внующих богоуби́йц со́нмище, предста́, Христе́, Тебе́, и я́ко непра́ведника влеча́ше, Зижди́теля всех, Его́же велича́ем" и т.д. Так что, не удивительно.

Михаил Яблоков 16.04.2019 в 07:13:57

Тимофею.
Может ли и должно ли меняться Православие? Догматика и каноника - нет - это непреложные вещи. Обряд и традиции меняются, но не так как кому вздумается, не по гордыне обновленцев и модернистов. Святые отцы только могут изменять традицию и по необходимости; кроме того это должно пройти общецерковную акцепцию и рецепцию во времени.

Владимир Юрганов 16.04.2019 в 06:55:34

Тимофей пишет:
/// Ведь тот же митрополит Иларион - это умный, образованный человек, мне ли с ним тягаться, но вопрос - а зачем он допускает неправильный перевод Символа веры, например? Сознательно? Когда-то такое получилось (берем тот же 17 век), значит и теперь получится? ///
Сознательно. Так же как сознательно исказили Символ веры, превратив его в тот, который был вынужден исправлять Никон. И за который, искаженный, рвали глотки раскольники.

Роман 15.04.2019 в 19:53:33

Тимофею.
Извините Тимофей, но вы как запрограммированный робот, вам, сколько хочешь объясняй - все равно на своем стоите, но ведь в интернете можно много найти материалов, откуда взялись обновленцы, кто их финансирует, да и вообще кто поддерживает благодатную почву для всех сект в России. Надо зарубить себе на носу одно истинное понятие: Бог неизменяем, и на земле Он свой истинный промысл не будет менять, изменить хочет сам дьявол, вот у него и спросите, почему он так делает, если вы конечно в него верите.

Тимофей 15.04.2019 в 18:52:33

Спасибо большое за Ваши ответы касательно староверов. Честно говоря, эта тема достаточно плотно меня поглотила и постоянно возвращает к себе. Как её "отпустить" я пока ума не приложу. С одной стороны говорится и пишется одно, с другой - абсолютно всё наоборот. Соответственно, проводя параллель между событиями 17 века и нынешним временем, я не даже не знаю, а что произойдет, если изменят богослужебный язык или ещё что-либо. Ведь здесь также действует так называемое "окно овертона". Поправьте меня, если я не прав. Ведь тот же митрополит Иларион - это умный, образованный человек, мне ли с ним тягаться, но вопрос - а зачем он допускает неправильный перевод Символа веры, например? Сознательно? Когда-то такое получилось (берем тот же 17 век), значит и теперь получится? Людей в истории как бы подготовили - можно продолжать? Но вот что продолжать? Для чего это? Меня недавно один священнослужитель поставил в тупик вопросом о том, а что, мол, вы думаете, что Православие не может и не должно меняться? Я до сих пор думаю что ответить. Извините, если какие-то слова не по теме, но это то, что меня волнует и я ищу ответ.

Михаил Яблоков 15.04.2019 в 11:15:43

Тимофею.
Все расколоучители «старообрядчества» - бывшие обновленцы! Все из одного и того же «Кружка ревнителей благочестия». Изучайте историю раскола, только не книжкам раскольников, где переврано и все перевернуто с ног на голову. «Старообрядчество» и обновленчество - это две оборотные стороны одной и той же медали. Для восстановления «иерархии» новозыбковцы, например, обратились к... обновленцам. А капитоновщина рано или поздно все равно бы себя проявила. Это неизбежный момент, ее нужно было искореняясь.

Владимир Юрганов 15.04.2019 в 10:07:47

Тимофей пишет:
/// Извините, а кто-нибудь может мне объяснить, а почему те, кто в 17-ом веке ломал устои Русской Церкви реформами, теперь так переживают из-за обновлений? ///
Не ломал реформами, а устранил сложившуюся ползучую реформу, которая образовалась за 100-200 лет и исказила догматы веры. Русь в Х веке вместе с Христианством приняла от греков троеперстие, ибо все восточные православные патриархии из покон веков крестились тремя перстами и никакой перемены из двоеперстия в троеперстие в конце XII века и РАНЕЕ не было! Это очень легко доказать: Грузия – приняла христианство в качестве государственной религии в 326 г. н.э. (IV век). В Грузинской Православной Церкви ВСЕГДА крестились только тремя перстами. Так что двоеперстие возникло незадолго перед Никоном КАК РЕФОРМА древнего благочестия, и было им искоренено как искажение.

Роман 15.04.2019 в 03:27:39

Тимофею.
Вы, наверное, слышали, что Россия правопреемница Византии и она является третьим Римом, а раз так, то и на этом столпе держится вся вселенская Церковь, католики и прочие раскольники не в счет. В то время когда все образовывалось Господь послал Кирилла и Мефодия, те нам дали тот самый язык, на котором мы совершаем церковные службы, и чтобы изменить язык этих служб нужно испросить у Самого Господа, чтобы он послал еще раз к нам Кирилла и Мефодия, которые дали бы нам новый служебный язык, но Кочетков и иже с ним, дерзкие богохульники, а по сути дела раскольники, самочинно взяли на себя роль этих мужей славянской письменности, а точнее сказать, отвергли промысл Божий на молитвенный ангельский язык. Ведь дома ты можешь, молится, как тебе удобно, это будет твоя личная проблема, но и здесь пред тобой стоит твой ангел хранитель, который примет ли твою молитву, если ты ее переведешь на свой разговорный язык, на котором разговаривают в кино в кабаке с любовницами и так далее. Если тебе непонятно, что происходит на богослужении, то это твои проблемы, возьми дома толкование на богослужебный текст и поизучай немного и все станешь понимать, другой вопрос мол мне лень это делать, то это твоя нерадивость и в царствие небесное ты не войдешь, ибо тебе лень понуждать себя. Отказ от богослужебного, установленного самим Господом через Кирилла и Мефодия, языка это ничто иное как разрушение вселенской земной Церкви, после этого ящик пандоры откроется и начнется мракобесие, кто на что горазд, Ведь множество есть переводов на русский язык святых отцов восточной Церкви, множество толкований на русском языке есть, неужели вам мало, не трогайте вы богослужебный язык, молитесь, и дома по возможности на церковнославянском, чтобы ваша молитва звучала на языке ангелов в знак уважение к Богу.

Тимофей 14.04.2019 в 22:09:57

Извините, а кто-нибудь может мне объяснить, а почему те, кто в 17-ом веке ломал устои Русской Церкви реформами, теперь так переживают из-за обновлений? Нет, ну а что поменялось? Сейчас даже более благочестивые, чем тогда, помыслы у обновленцев - "сделать богослужение понятным для всех". Вот мне правда непонятно. Кстати, я против перевода.

Роман 14.04.2019 в 19:29:35

В 2008 году владыка Тверской и Кашинский Виктор своим указом запретил кочетковцевм причащаться в храмах тверской епархии, и началось движение со стороны этих полусектантов, а по сути дезориентированных христиан. В итоге подсидели владыку Виктора, через провокаторов и провокаций создавали нетерпимою обстановку и под предлогом нововведенной антиканонической процедуры пенсионного возраста отправили его на пенсию, якобы по собственному желанию. Хотя он полон сил и здравия, но на фоне этого беспредела владыка Виктор некоторое время лежал в больнице. После этого сразу же назначили молодого Савву, у которого послужной список как у протеже на высокую должность, в интернете все можете прочитать. Вывод весьма печален, старых опытных духом закаленных убирают, новых по-новому заточенных назначают в приказном порядке. Так уж братья и сестры спокойной жизни нам скоро не видать.

Николай Александрович 14.04.2019 в 19:14:56

Что-то мне подсказывает, что м-т Савва сделал это по недомыслию, как бы «не специально», под чьим-то влиянием. Но тогда возникает вопрос – как может архиерей РПЦ такого высокого уровня проявлять недомыслие, влекущее столь пагубные последствия? Синод – не детский же сад! Рыба гниёт с головы. А вот все, кто спокойно на это гниение смотрит (боясь потерять кормушку и положение) – предают Бога молчанием! Сергей Владиславович тут абсолютно прав!

Михаил Яблоков 14.04.2019 в 18:37:09

Сначала богослужение на русском языке, потом обновленцы заменят церковные облачения на цивильные пиджаки с масонскими галстуками, потом иконы поменяют на фотографии, церковные хоры и колокольный звон подменять цифровыми записями, традиционную церковную архитектуру - на современные здания в стиле хайтек, а закончится вся эта антицерковная бесовщина автоматами, в которых (за деньги, разумеется) будет выдаться «причастие»... По этому пути уже давно пошла Римо-Католическая церковь. Обновленчество уже было в Русской Церкви и оно проклято! Зачем возвращаться на старую блевотину?!

Сергей Владиславович 14.04.2019 в 14:05:54

//Весьма удивительно и прискорбно, что в наше время вообще появляются архипастыри, которым совершенно не дóроги богослужебные традиции Русского Православия...//
НЕТ ничего удивительного в этой скорби для всякого православного русского. Ныне таких (без духовной аскезы) архиереев у нас пруд-пруди. Молчанием же других, все еще пытающихся сохранить верность Православию, предается Бог...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс