Богородица

Актуальные статьи

Популярный акафист «Слава Богу за всё!» вводит людей в прелесть

4.10.2019

Широко распространяемый по церковным книжным лавкам акафист «Слава Богу за всё!» является единственным акафистом, составленном вопреки литургической (богослужебной) традиции Русской Православной Церкви на русском, а не на намоленном церковнославянском языке, на котором дома и в храмах вот уже не одно столетие молятся все православные русские люди.

* * *

Я вчера прочитала популярный и продающийся в православных храмах акафист «Слава Богу за всё!» и пришла в ужас. Это произведение явно написал человек, находившийся в прелести. Оно насыщено противоречиями православному учению и даже язычеством. Мало того, этот акафист непостижимым образом вызывает восторги даже против воли того, кто его читает. Священники плюются на этот акафист, но остановить его распространение в народе не могут.

Я читала этот чудовищный акафист целиком два раза – вчера и сегодня. Читала я его немолитвенно и не вслух, а в исследовательских целях и про себя. При этом я была настроена очень критично по отношению к тексту. Но даже несмотря на все это акафист «Слава Богу за всё!» оба раза вызывал в глубине моей души какой-то непрерывный восторг. Это был тяжелый, изматывающий восторг, он мне был крайне неприятен, я никогда таких ощущений не испытываю и, надеюсь, что больше не испытаю. И этот восторг не проходил до конца чтения акафиста. Явно, что тут дело не во мне, а в той сатанинской мерзости, которая заложена в этом произведении. Известно, что когда мы читаем произведения какого-то автора, мы непостижимым образом входим в общение с ним. Вероятно, при чтении этого акафиста человек соприкасается с находившемся в состоянии страшнейшей прелести автором акафиста.

Неутолимая жажда подслащенных эмоциями духовных помоев

Признаков прелести автора в акафисте настолько много, что я не могу их тут все перечислить. Вот лишь некоторые примеры.

«Мягче елея и сладостней сота беседа с Тобой. Окрыляет и живит молитва к Тебе. Каким трепетом тогда наполняется сердце, и как величава и разумна становится природа и вся жизнь!»

Тут автор говорит, что он беседует с Богом. При том, что этот акафист был написан в первой половине ХХ века. Насколько мне известно, беседы с Богом были доступны только величайшим людям древности типа пророков. К ХХ веку народ настолько обмельчал, что такая форма общения с Творцом стала недоступна людям. К этому времени люди максимум, что могли – это получать время от времени сообщения от Бога. Автор также говорит, что его окрыляет молитва. Между тем, прелесть – это разгорячение крови и плоти и всякие восторги и душевные порывы, а истинно духовные переживания тихи, мирны и глубоки. Окрыление в молитве может происходить только у прельщенных людей.

Кроме того, автор пишет, что после бесед с Богом и молитв природа и жизнь становятся для него величавыми. Между тем, те, кто действительно входит в некоторое общение с Богом, после этого вообще не хотят ничего и никого видеть, потому что с Богом не может сравниться ничто и никто. И уж тем более после общения с Творцом никто не назовет природу величавой. Преподобный Григорий Синаит в своей работе «О прелести» пишет, что те, кого коснется благодать Божия, отвращаются от мира и от всего, что в мире, а находящая на человека прелесть не может вызвать ненависти к миру: «Знай, что действия благодати – ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать».

«Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души».

Растроганная душа на молитве – это самое настоящее разгорячение плоти и крови, то есть прелесть.

«Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, тесными, призрачными казались они, душа рвалась за Тобой».

Тут автор говорит, что во время земных радостей, как-то: свадьба великовозрастной дочери, именины матери, повышения по службе, в его душе блистал свет от Бога. Это прелесть. Бог не посещает людей во время «радостей жизни». Тем более Он не блистает в их душе светом. Выражение «душа рвалась за Тобой» говорит о разгорячении плоти и крови. Подвижники не рвутся к Богу, а стремятся к Нему – тихо, упорно, постоянно и неуклонно. У них нет никаких порывов, типа, сидел в трапезной на обеде, и тут вдруг душа стала рваться к Богу.

«Слава Тебе за нашу неутолимую жажду богообщения».

Неутолимая жажда богообщения может быть только у великих святых, а не у тех, кто сочиняет противоречащие православному учению акафисты.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет в «Двадцати пяти главах о памяти смертной», что есть три степени в служении Богу. Первая ступень – ступень раба, когда человек через упражнения в памяти смертной уничтожает в своей душе образ этого мира, стоящий между ним и Богом, и отрывается от привязанности к этому миру. То есть человек, ложась спать, думает, что он ночью умрет, а за обедом размышляет о том, как он в могиле станет пищей червей. Вторая ступень – наемника, когда человек, борющийся с грехом, чувствует, как благодать иногда утешает его. А третья ступень – это ступень сына, когда у человека «просыпается любовь к Богу, он ищет Самого Бога, а не Божьих даров, он хочет богообщения ради богообщения, он не хочет ничего, кроме Самого Христа. Эта третья ступень доступна лишь очень немногим».

Между тем, из акафиста видно, что автор не только не оторвался от видимого мира, а, наоборот, непрестанно восхваляет его. То есть он не стоит даже на первой ступени. А, значит, его непрестанное стремление к богообщению – это прелесть, это непрестанное стремление к получению бесовских духовных помоев, подслащенных какими-то приятными эмоциями.

«Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя».

Этот прельщенный еще и считал, что получал какие-то откровения, хотя ясно, что откровения даются людям крайне редко. «Известно, что истинным святым Божиим видения даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). А уж как человек может чувствовать Бога – это вообще выше моего понимания.

Мало того, автор акафиста еще в конце чудовищной тирады в 9-м икосе пишет:

«Я видел Твой таинственный неуловимый Лик».

То есть этот прельщенный возомнил себя вдобавок ко всему и боговидцем. Словосочетание «неуловимый Лик» по отношению к Богу – это вообще кощунство. Я помню, был такой фильм «Неуловимые мстители». И я уже молчу о том, что никто и никогда – даже ангелы и величайшие святые – не видели Лика Бога.

Акафистное призывание бесов

Но это еще не все. В акафисте заложена свинья покрупнее – читающих это произведение заставляют призывать бесов и открываться навстречу прелести. В икосе 10-м наши православные сограждане вынужденно читают вслух:

«Обостри мой слух, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос».

А мы потом удивляемся: откуда в соцсетях столько прельщенных? Одна сообщает: мне начали диктовать в маршрутке, и я тут же стала срочно записывать в телефон и отправлять текст смс-ками сыну. Другая пишет: передайте батюшке то-то и то-то, он поймет, что ему это сообщает Бог. Третий несется на страницу к писателю Юрию Воробьевскому и оставляет там «пророческое» послание.

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святый Исаак явно показал, что ищущие в молитве сладостных ощущений духовных с чаянием, и особенно стремящиеся преждевременно к видению и созерцанию духовному, впадают в прелесть вражию и в область тьмы и помрачения смысла, будучи оставлены помощию Божиею и преданы бесам на поругание, за горделивое искание паче меры и достоинства своего». А тут люди не просто молча ищут сладостных ощущений в молитвах, а просят Бога дать им возможность слышать Его голос каждую минуту – дар, которого Он не давал даже величайшим святым, иначе они никогда не ошибались бы, а они ошибались и не всегда знали ответы на задававшиеся им вопросы. Зато бесы с большим удовольствием откликаются на такие просьбы и дают свои обманчивые «дары».

Признаки прелести

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так пишет в своей работе «О прелести»: «Второго рода прелесть – собственно “мнение” – довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний, из которых рождается ложное, превратное понятие о всем вообще духовном подвиге. Мечтательность сильно действует в обольщенных “мнением”, но действует исключительно в области отвлеченного. Она или вовсе не занимается, или занимается редко живописью в воображении рая, горних обителей и чертогов, небесного света и благоухания, Христа, Ангелов и Святых; она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия: от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением. Тщеславие же и сладострастие возбуждаются высокоумием, этим неразлучным спутником “мнения”».

Почти все описанное здесь демонстрирует автор акафиста: у него есть и наслаждения, и беседы с Богом, и гласы, и откровения. И тщеславие у него тоже есть. Он ведь не умолчал о своей исключительности, а громко поведал о ней миру: написал целый акафист.

  Ересь Оригена

Есть в акафисте осужденная отцами Пятого вселенского собора ересь Оригена о всеобщем спасении. В 8-м икосе говорится:

«Слава Тебе – с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь».

В православном учении четко говорится, что на Страшном суде будут навеки разделены праведники и грешники. Праведники получат вечную жизнь, а грешники получат в удел вечную смерть, то есть у последних будет безнадежная потеря Бога и света.

Прочие несообразности

Этих несообразностей настолько много, что я их все тут не перечислю. Автор с восторгом описывает все земное и даже пишет:

«Хорошо у Тебя на земле».

Это полное противоречие гимнографическому творчеству святых. В канонах, которые читаются в храмах на утрени, все время говорится, что мученики еще при земной жизни ни во что вменили земное и устремились к небесному и преподобные небрегли о всем земном, стремясь к небесному. Вот, например, что говорится в каноне преподобному Сергию Радонежскому: «тленная бо, яже на земли, оставив, небесное обрел еси богатство», то есть все тленное на земле оставил и получил небесное богатство. Из патериков и житий известно, что были даже такие подвижники, которые заключали себя на десятилетия в пещеры, не желая видеть ничего земного. Да и вообще, кто не умрет душой для тленного мира, тот не получит вечных благ. Земное оземленяет душу и делает ее неспособной вознестись к горним селениям.

В акафисте очень много лжи, которую может разоблачить даже человек только-только начинающий жить. Например:

«Слава Тебе, излившему миру великий покой».

Мало того, что люди постоянно воюют друг с другом, так еще и животные непрерывно пожирают друг друга. Какой уж тут покой? Между тем, отец лжи – дьявол. Его рога торчат из этого акафиста.

Есть в акафисте и языческая строчка:

«Благословенна мать-земля».

Это в сказках, оставшихся от языческой эпохи, говорится о матери-земле. Христиане называют матерью только Церковь и Богородицу.

А это вообще что такое:

«Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуия»?

Автор даже приблизительно не знает, что такое покаяние. Покаяние у него ассоциируется с возгласом «Аллилуия». Результат этого, что называется, налицо – прелесть в тягчайшей стадии. Потому что прелесть возникает у тех людей, которые не строят свою духовную жизнь на глубоком покаянии и постоянном сокрушении о своих грехах.

Священников муражит от этого акафиста

Я нашла на одном форуме священников беседу священников об этом акафисте. Вот что написал один из них: «Слышал что прихожане и певчие в восторге, бабульки плачут, в общем очень “молитвенный” акафист. Хочу узнать частные мнения зде постящих отцов. Лично я думаю, что это очень душевное и талантливое литературное произведение, но в рамки акафиста вписывается оно с трудом и по стилю, и по содержанию. Например, 2 икос: “Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай”. Слова “чары”, “чарующий” очень близки по смыслу словам “колдовской”, “колдовство”. И разве можно, говоря о рае, употреблять такие слова? Если, конечно, имеется в виду рай небесный, а не земной райский остров “баунти”. Когда есть привычка думать, о чем читаешь, то попадись в руки вот такой вот “акафист”, сразу муражить начинает».

Протодиакон отвечает ему: «Пособие для блаженных и юродивых. Такое ощущение, что его женщина составила».

Другой участник форума в шоке от этого акафиста. «Лет 15 назад я оказался на исполнении сего акафиста в одном очень сурьёзном монастыре. Подробностей и вообще, что за служба была, в которую его встроили, уже не вспомню. Помню только, что на меня это произвело дичайшее впечатление. Полный трэш получился», – пишет он.

А один священник объяснил, почему это дикое произведение читают в храмах: «Акафист сей просто улетный НО....народ требует!!! Очень часто приходится его читать после Литургии, что само по себе абсурдно – ведь Евхаристия – высшая форма благодарения... зачем еще добавлять? Но зачастую батюшки не отказывают...».

Архимандрит Рафаил (Карелин) в свое время высказался об этом акафисте так: «Если я не ошибаюсь, этот акафист составил расстрига Петров. Лично я его читать не могу. Не только современный язык, но и всякое разжижение славянского языка кажется снижением сакрала». При этом надо сказать, что этот акафист составлен не на церковнославянском языке, а на русском. Это, по-моему, единственный такой акафист в России.

Кто написал его, мне лично не понятно. Одни говорят, что митрополит Трифон (Туркестанов), а другие, что протоиерей Григорий Петров. А, может, его написал вообще непонятно кто.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Книжечки с акафистом «Слава Богу за всё!» допущены к распространению Издательским Советом РПЦ. Но при этом в список акафистов, имеющих официальное церковное благословение, он не входит.

Я уже давно заметила, что у нас в РПЦ для тех, кто стоит на пути спасения, созданы все условия. Такие люди, если они живут не в захолустной деревне, могут без труда найти и десять хороших храмов с ежедневными службами, на которых понятно, что читают и поют, двадцать добрейших священников, в том числе с ярко выраженными духовными дарами, сто прекрасных православных книг – или в бумажном варианте, или в интернете, а также посетить тридцать монастырей с десятками чудотворных икон и множеством мощей святых. Но если человек встанет на путь вечной погибели, шанс, что его начнут тащить оттуда, очень невелик.

Та же ситуация и с этим акафистом. Издательский совет РПЦ составил список акафистов, имеющих официальное церковное благословение, и тем оградил верных чад Церкви от всяких недоразумений. Но если ты хочешь потреблять духовные помои, льющиеся из акафиста «Слава Богу за всё!», тебе никто не запретит этого делать, и ты без труда найдешь этот текст. И лишь архимандрит Рафаил (Карелин) интеллигентно и осторожно скажет на одном сайте: «Лично я читать его не могу». А кого это остановит? Мало ли, кто чего не может. Я лично читать святителя Василия Великого не могу, но это же не говорит о том, что он плохой отец или что он не святой.

Правда, надо сказать, что не все акафисты, не имеющие официального церковного благословения, нельзя читать – среди них есть очень хорошие. Я первый раз наткнулась на такой кошмар.

Алла Тучкова, журналист

 


Источник


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Дмитрий 17.10.2019 в 15:59:03

А по поводу акафиста. Есть притча о двух монахах, которые после покаяния о совершённом грехе вели диаметрально противоположный образ жизни: один радовался жизни и прощению, другой скорбел. А старцу было открыто, что Бог простил обоих.

Дмитрий 17.10.2019 в 15:49:26

Владимиру Юрганову.
Задумайтесь, как называется то, когда Вы не зная ни меня, ни моих взглядов приписываете мне свои фантазии: "А по мнению Дмитрия его рукоположение дает ему право коверкать богослужебные тексты, как ему в взбредет в его извращенный ум"? Я такое нигде не писал!) Поклонником священника Георгия Кочеткова не являюсь)

Сергей Ка. 15.10.2019 в 20:13:02

Интересно очень, благодарю Вас, Алла. Такой акафист мне недавно подарили. Поэзия удивительная. Подобное читал только один раз - у одного отечественного поэта, восхваляющего Перуна. Дух, действительно, не аскетический, скорее языческий. Самое странное в этом тексте - зла будто бы и нет, горя нет. Псалтирь плачет о падшести мира сего, а тут всё супер, ты почти в раю. Предшествовал таким "молитвам" наш ложный постулат: всё от Бога, на всё Его воля. Божья воля только на добро, а наши и дьявола грехи - попущение Божье, они противны Его воле. Божья воля - монастырь преп. Сергия, попущение - гей-парад. А вот прелесть здесь тонкая, акафист действительно "улётный". Обман здесь кроется не в глядении на себя, а в устремленности к "горнему", оттого опаснее.

Владимир Юрганов 13.10.2019 в 17:49:22

Дмитрию
По мнению Аллы Тучковой и ВСЕХ нормальных православных России образования и рукоположения Кочеткова недостаточно, чтобы отделять зерно от плевел. А по мнению Дмитрия его рукоположение дает ему право коверкать богослужебные тексты, как ему в взбредет в его извращенный ум. Пусть какой нибудь зарвавшийся попик на блатной фене акафист напишет, чтобы Дмитрия порадовать.

Сельскiй бригадиръ 07.10.2019 в 11:36:25

Дмитрию.
Издательский совет Московской патриархии много чего наодобрял. Например, выпуск полного собрания сочинений протиерея Александра Меня. "6 марта 2015 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось первое заседание редакционного совета по изданию собрания сочинений протоиерея Александра Меня, сообщает сайт Патриархия.ру. В ходе заседания был утвержден состав редакционного совета, план издания собрания сочинений, основные принципы редактирования и работы с авторскими материалами и архивами, художественное оформление собрания сочинений. Также состоялось обсуждение презентации 1-го тома, которая намечена на сентябрь с.г., рассматривались вопросы информационной поддержки издания".
Там тоже рукоположенные отцы заседали!

Дмитрий 07.10.2019 в 11:03:46

В «Журнале Московской Патриархии» №7 за 2019 год есть статья священника из рабочей группы по кодификации акафистов и выработке нового акафистного творчества Московской Патриархии. Там он упоминает этот акафист без всякой критики. Этот акафист одобрен Издательским советом РПЦ. По мнению Аллы Тучковой образования и рукоположения отцов недостаточно, чтобы отделять зерно от плевел))). Похоже, нужно филологическое иметь))).

Мирянин 06.10.2019 в 10:46:07

Посмотрим на поставленный автором статьи вопрос шире, системно – «с высоты птичьего полета» - такой подход обычно позволяет найти правильный ответ сразу для многих частных вопросов, включая ответ и на поставленный в статье вопрос:
1. В последние годы издается очень большое количество духовных книг, которые издаются «по Благословению» руководителей высокого духовного сана в РПЦ.
2. Однако, до 1917 года в Русской Церкви, хотя и было немного представляемых для публикаций рукописей книг, был Московский Духовно-Цензурный Комитет, члены Которого, – Цензоры, имеющие духовный сан, выносили свое решение по каждой представленной к публикации рукописи – “Печатать (не) дозволяется. Цензор...” и, более того, - несли личную духовную ответственность за принятые ими соответствующие решения.
Итак. Предлагается восстановить-организовать в РПЦ Духовно-Цензурный Комитет, члены Которого, – Цензоры, имеющие духовный сан, будут принимать свои решения по каждой представленной рукописи (для публикации в типографиях РПЦ) – “Печатать (не) дозволяется. Цензор...” и нести личную духовную ответственность за принятые ими соответствующие решения. Благословение руководителей высокого духовного сана в РПЦ – для публикации рукописей книг, брошюр и т.п. в типографиях РПЦ – тоже должно быть.
P.S. В миру (в делопроизводстве мирских организаций), который, как нам всем известно, устроен не духовно-ирационально, а рационально – каждый значительный документ подписывают, как минимум два лица, в соответствующих местах: «СОГЛАСОВАНО» и «УТВЕРЖДАЮ» - почему бы не использовать этот мирской опыт, который не только не нанесет духовного вреда в духовной области, но сможет принести только духовную пользу – при публикации духовных книг в типографиях РПЦ – «ПЕЧАТАТЬ ДОЗВОЛЯЮ» и «БЛАГОСЛОВЛЯЮ»?

Владимир Юрганов 05.10.2019 в 18:32:37

Давно уже сталкивался с русскоязычным акафистом, который произвел на меня ужасное впечатление. Кинулся искать на страницах сайта predanie.ru и оказалось, что акафист тот же самый )) http://staroe.predanie.ru/audio/audiozapisi-molitv/akafist-slava-bogu-za-vse/ не знаю, кто исполняет, но этому чтецу бы Пушкина читать, или Багрицкого с Хлебниковым, а не молитвы. Человек не понимает, что такое молитва. Слушать невозможно. А оказалось, что правильно он читает. Ибо именно так и надо читать светские пародии на христианскую литературу.

Владимир Юрганов 05.10.2019 в 18:19:58

Игорь Рысин калом в автора бросает. Ни аргументов, ничего, только плевок. Если есть вульгарность, так в Рысине. Этого персонажа не смущает прямо эротическое сладострастие текста, ни отказ от церковнославянского языка. Любой, кто указал на то, что книжонка - антихристианская по своей сути - попадет под плевки Рысина.

Роман 05.10.2019 в 10:53:48

Хочется и не обращать на это внимание, мол пропели акафист и ладно, главное мол там нету так сказать чего против Христа. Но существует опасность дьявольской прелести и Христианин должен об этом знать и в этом помогает чтение святых отцов восточной церкви. Данная книжечка с акафистом идет в разрез с учением святых о прелести, и если новоначальный или неопытный в духовном видении возьмет эту чародейскую книжицу и пустит в себе в душу то, несомненно, повредит ей, сделает беззащитной душу от лукавых впечатлений. Ведь нечистые дух видят, что христианин читает и визжат от радости, когда видят, что он так сказать благоговейно внимает написанному в этом акафисте как некую мантру для воображения. Опасно это и надо просто выбрасывать эти книжонки из помещения храма.

Павел из Сокольников 04.10.2019 в 18:06:31

"Людям типа пророков" "получать сообщения от Бога" (в вацапе или смс?), "заложена свинья", "оземленяет душу", "священников муражит" может, автору-журналисту(??!!) сначала стоит подтянуть свой русский язык до уровня хотя бы сего акафиста, прежде чем писать разные гневные филиппики?

Геннадий 04.10.2019 в 17:39:43

Если есть службы под названием пассии, то и такие акафисты не могут не возникнуть и восторженные почитатели будут те же самые.

Игорь Рысин 04.10.2019 в 15:41:06

Недостатки акафиста настолько преувеличены, что критика выглядит просто вульгарной.

Сергій 04.10.2019 в 12:44:40

В посвященной митрополиту Трифону (Туркестанову, 1861–1934) статье в Википедии имеется отсылка на изданную в 2004 году в Клину книгу “Акафист «СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ»” со статьей об акафисте и его авторе. Пространную апологию этого акафиста можно также найти на сайте Акафистник.рф (https://www.akafistnik.ru/god/akafist-blagodarstvennyj-slava-bogu-za-vse). Однако мне не удалось найти никаких подтверждений, что этот акафист действительно написан митрополитом Трифоном “незадолго до своей кончины”. Пожалуйста, поправьте меня, если я плохо искал. Весь авторитет этого сочинения держится на том, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать. Впрочем, всё, что не полезно душе, не полезно: кем бы, когда бы, и на каком бы языке оно ни написано.

Михаил Яблоков 04.10.2019 в 09:28:15

У греков вообще два (или три максимум) акафиста существуют и все. Богородице, Спасителю и, если не ошибаюсь, Кресту. Акафистово творчество довольно сомнительно...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс