Богородица

Актуальные статьи

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

От редакции: Константинопольский (Вселенский) патриархат 27 ноября 2019 года на заседании Святого и Священного Синода под председательством патриарха Константинопольского Варфоломея принял решение о «внесении в святцы Православной Церкви архимандрита Софрония Сахарова, игумена и ктитора Священного Патриаршего и Ставропигиального монастыря Честного Предтечи Иоанна в Ессексе, в Англии. Одного из самых благодатных монахов ХХ столетия».
Однако следует помнить, что дух учения архимандрита Софрония не соответствует святоотеческой традиции.

Иудейская менора на православном престоле в основанном архимандритом Софронием (Сахаровым) монастыре в Эссексе (Англия)

Известны предупреждения православных старцев, что в последние времена будут менять Литургию, Символ веры, будут пытаться вводить новый календарный стиль, русский богослужебный язык, изменяя при этом смысл богослужения, и т.п. И один из путей к этому – деятельность архимандрита Софрония (Сахарова) по постановке меноры на престол и написанию собственных Литургических молитв.

То, чем пользуется Церковь сейчас – это Литургические молитвы, изначально составленные святыми Христовыми апостолами, а затем вселенскими святителями Иоанном Златоустом, Василием Великим. С тех пор никто из великих прославленных святых за две тысячи лет не дерзал изменять или дополнять литургические тексты молитв. И вдруг на это решается сомнительный «старец», модернист иудейского толка архимандрит Софроний (Сахаров).

Уже в ранних книгах Софрония («Письма в Россию», например), он приводит тексты составленных им молитв и рекомендует своим духовным чадам читать их. Он составляет священнические молитвы перед Херувимской песнью, даже во время совершения Евхаристического канона перед освящением Святых Даров (когда поется «Тебе поем, Тебе благословим»), заамвонные молитвы. Сейчас опасность не в том, что сам Софроний читал эти молитвы, а в том, что его последователи, возводя Софрония в ранг великого святого, издают эти молитвы для всеобщего употребления, начинают вносить их в служение Литургии свт. Иоанна Златоуста. Например, достоверно известно, что составленные Софронием молитвы уже давно читает на Литургии епископ Панкратий (Жердев) – наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 2016 году в издательстве Троице-Сергиевой Лавры вышла книга «Молитвенное приношение», в которой собраны составленные Софронием молитвы, объемлющие различные сферы церковной жизни (книга рекомендована Издательским советом РПЦ!). В нее вошли уже не только Литургические молитвы, но и «молитвы на каждый день» (даже утренние и вечерние); «духовнические молитвы»; молитвы на освящение храма и разные случаи (освящение машины, дома, молитвы некоторым святым). Создается и новый требник.

Молитвы арх. Софрония по сути представляют собой переделанные общепринятые молитвы (отдельные куски их взяты из молитв великого повечерия, молитв в День Троицы, при этом они переделаны и изменены).

В предисловии к книге «Молитвенное приношение старца Софрония» приводится «выразительный пример» его «молитвенной свободы»: «...в последнее время своей жизни ... старец читал Трисвятое так: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный и ВЕРНЫЙ, помилуй нас”»[1]. Напомним читателю, что эта молитва была открыта людям по особому откровению Божию: во время страшного землетрясения в Константинополе вознесенный невидимой силой на небо мальчик услышал пение Ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Вернувшись на землю, он рассказал о своем видении людям, умилённый народ, трижды повторив эту молитву, прибавив в конце ее: «Помилуй нас», – и землетрясение прекратилось. Но вот что удивительно: молитва, которой Ангелы воспевают на небесах Создателя, молитва, с помощью которой было остановлено страшное землетрясение, Ангельская песнь, которая в неизменном виде используется на каждом Богослужении в течение многих веков, вдруг оказалась недостаточной для молитвенных нужд архимандрита Софрония!

Задайте себе вопрос: зачем нужны эти «новые» (а точнее переделанные) молитвы? В чем смысл их появления? Чтобы подтвердить авторитет «великого старца»? Привнести в них – как в модернистские «иконы» – какой-то свой «особый» стиль? В конечном счете, подменить Священное предание Православной Церкви мировоззрением модерниста.

В книге «Письма близким людям» Софроний пишет об усталости современного человека от общепринятых молитв. Как будто молитвы, составленные Софронием, не наскучат человеку еще быстрее, чем те, которые составлены святыми. Только те молитвы составлены богоносными отцами – прп. Макарием Великим, свт. Иоанном Златоустом, свт. Василием Великим и др. С большим благоговением читая эти молитвы, которые благословила святая Церковь, ни священники, ни монахи, ни миряне никогда не уставали от них, а питали свою душу глаголами вечной истины, напитывались Святым Духом, который стяжали эти святые. А чем напитывается душа, когда человек читает молитвы, составленные модернистом, иудейской направленности, призывающим держать себя на грани отчаяния, а ум – в аду?

Очевидно, что цель печатания софрониевских молитв – развитие новой церковной практики литургической жизни, искажение православного предания: замена служб суточного круга Иисусовой молитвой; создание новых молитв – а в будущем новой Литургии. Пока это кажется невероятным, но если сторонники Софрония добьются его канонизации, то его учение будет возведено в ранг церковного как учение великого богослова, которое дано понять только высшим умам. Тогда уже ничто не помешает последователям архимандрита Софрония по его примеру открыто поставить на престолы православных храмов символ иудеохристианства – менору с крестом. Используя этот символ в качестве эмблемы монастыря, ставя его на престол и запечатывая им все в монастыре, Софроний и его единомышленники давали понять, что они имеют отношение к каббале и создают новую религию – иудеохристианство, которое изменит православие изнутри.

В статье «Софроний (Сахаров)» из электронной энциклопедии «Википедия» приводятся откровенные слова иеромонаха Петра (Прутяну): «Он осуществил, пожалуй, наиболее радикальную литургическую реформу XX века. В своем монастыре в Англии, где подвизаются монахи и монахини разных национальностей, он заменил утреню, вечерню и часы Иисусовой молитвой, которая совершается примерно по два часа утром и по два часа вечером. Хотя на первых порах эта «революция» казалась странной и даже скандальной, вскоре критика поутихла, а ещё спустя какое-то время эту практику стали перенимать и в других общинах».

И пусть не думают православные христиане, что их это не касается и что Господь не допустит этого. Это уже происходит на наших глазах, попускается Господом за наше сердечное безразличие, теплохладность или трусливое замалчивание очевидного.

 

————————————————————————————————
[1] Арх. Софроний (Сахаров). Молитвенное приношение старца Софрония // https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/molitvennoe-prinoshenie-startsa-sofronija/

 Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Андрей 24.04.2021 в 06:41:07

В одной статье на вашем сайте (http://www.blagogon.ru/news/671/) говориться, что о. Софроний сопровождал немцев при их посещении м. св. Пантелеимона на Афоне в 1941 г. Это мягко говоря недостоверная информация. Монах, показывающий немцам портреты, скорее всего о. Василий (Кривошеин), впоследствии архиепископ МП РПЦ в Западной Европе (здесь его биография https://ru.wikipedia.org/wiki/Василий_(Кривошеин)). Как говориться в этой статье (https://drevo-info.ru/articles/13330.html) он “с 1929 по 1942 исполнял обязанности монастырского секретаря по греческой переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также, как знающий западные языки, обязан был "водить" иностранных гостей, посещавших монастырь.” Также в этой статье (https://afonit.info/biblioteka/nasledie-russkogo-monastyrya/uchenik-startsa-siluana-skhiarkhimandrit-sofronij-sakharov-den-pamyati-11-iyulya) есть его фотография с о. Софронием (Сахаровым) датируемая 1933 г., где ясно видно, что о. Василий и есть тот монах из немецкой кинохроники. Участие же о. Софрония во встрече немцев в Пантелеимоновом монастыре достаточно спорно, так как на основе Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Софроний_(Сахаров)) о. Софроний “в 1941 году он был рукоположён во иеромонаха и с 15 февраля 1942 года стал духовником монастыря Святого Павла на Афоне”, а до этого он подвязался на Каруле, покинув Пантелеимон в 1939 г.

р.Б. Анатолий 23.04.2021 в 20:34:27

Есть записи имябожников, как они с жестокими избиениями и унижениями выгоняли из обители православных. Перечислены поименно ВСЕ, кто не покорился ереси. Меня поразило, что я не нашел в списке одного имени.

Александра 14.11.2019 в 11:09:34

Дмитрию
Всё (или почти всё), что нам известно о прп. Силуане, сообщается через посредство его «ученика» Софрония Сахарова, и мы не располагаем другими источниками сведений о нем, способными подтвердить или опровергнуть написанное архим. Софронием о старце Силуане. Ведь как утверждает Софроний, «старец Силуан учеников в обычном смысле этого слова не имел и на учительскую кафедру не садился» (Иером. Софроний, Преподобный Силуан Афонский, с. 90), а значит, Софронию возразить некому.
В книге архим. Софрония «Письма близким людям» приводится снимок двух страниц рукописного текста, якобы принадлежащего старцу Силуану. Возникают вопросы:
1) почему до сих пор не опубликованы оригиналы всех записей старца Силуана?
2) какие есть доказательства, что эти записи действительно существуют (кроме 4 сфотографированных страниц) и принадлежат именно старцу Силуану?

Димитрий 11.11.2019 в 22:12:23

Братья и сестры, простите, но в книге "Старец Силуан" надо разделять все же мнения и мудрования схиарх. Софрония (1-я часть книги) и собственно писания самого богоносного старца Силуана. Кстати, по поводу их публикации о.Софронием есть свидетельство Паисия Афонского, что его старец и духовный друг о.Тихон (Голенков) открыл ему о явлении старца Силуана, который "посетовал" на то, что о.Софроний сделал старца Силуана столь известным.
А по поводу происхождения самих писаний о.Силуана, можно, например, посмотреть на этой ссылке: https://ruskline.ru/analitika/2016/09/26/
Убоимся, братия, клеветы на святых отцов, да будут с нами их св.молитвы.

Мигель Краснов 07.11.2019 в 07:46:33

Замена служб суточного круга Иисусовой молитвой допустима только если христианин по каким-то причинам эти службы пропустил.

Михаил Яблоков 06.11.2019 в 10:21:11

Юрию.
@Также книга "Видеть Бога как Он Есть" тоже совершенно православная книга@
Еретическая эта книга. Так как отвергает святоотеческое апофатическое богословие, которое берет свое начало аж от ученика ап. Павла - сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского.

Михаил Яблоков 06.11.2019 в 08:42:22

Юрию.
@В книге "Старец Силуан" автор пишет о строжайшем аскетизме, а не о модернизме@
Ну, да. Особенно треугольник вершиной вниз - самый настоящий святоотеческий аскетизм! )))

Юрий 05.11.2019 в 09:52:03

Владимиру Юрганову.
В книге "Старец Силуан" автор пишет о строжайшем аскетизме, а не о модернизме. Прочитайте "Добротолюбие", а также "Аскетические опыты" Святителя Игнатия Брянчанинова и Вы поймете, что нет никаких противоречий. А А.Мень и Шеман наоборот учат духовной расслабленности.

Владимир Юрганов 05.11.2019 в 05:41:27

Юрию.
Ну кому-то и учения Александра Меня и Шмемана не противоречат православию. И наоборот, они и не приемлют иного православия кроме как по Меню и Шеману - с отсутствием постов и пронизанного иудаизмом

Лидия 04.11.2019 в 00:19:30

Очень глубокая статья, интересные факты подобраны. Это - приглашение поразмышлять о сложной личности Софрония (Сахарова). Смущает его модернизм, а также - некоторые подробности биографии.

Юрий 02.11.2019 в 18:43:55

Книгу "Старец Силуан" я читал несколько раз и ничего еретического там не увидел. Православная книга. То, что там есть выражения "Держи ум во аде и не отчаиыайся", это тоже православное учение при борьбе с гордостью. Прочтите житие Антония Великого, когда его Господь за гордый помысел отправил из пустыни в город к простому сапожнику. Также в книге говориться о монахе, которому явился Христос и сказал, что все кто хоть раз призовет имя Господне спасется, так автор там поясняет, что монахи эти слова проигнорировали. Нужно внимательнее читать книгу.
Также книга "Видеть Бога как Он Есть" тоже совершенно православная книга.
По поводу изменения молитв, нигде не читал. Если это так, то это плохо.
А книги написанные Софронием не противоречат святым отцам.

Леонид 31.10.2019 в 08:28:20

«..Я говорил о "привкусе оригенизма" в некоторых сентенциях о.Софрония; например, он пишет в книге "Старец Силуан" о подвижнике-пустыннике, который рассказывает о своем видении: Христос является пустыннику и говорит ему, что те, кто хотя бы раз в жизни призвали имя Иисуса – спасутся. При этом о.Софроний отказывается интерпретировать весьма странное и подозрительное видение пустынника, а приводит его как назидание. Между тем, Господь учит другому: "Не всякий говорящий, Господи, Господи, войдет в царство небесное". Что касается Оригена, то напомню, что он учил о всеспасении, что в сущности является нивелированием человеческой личности и уравнением добра и зла. В книге "Старец Силуан" есть мысль о том, что любовь не может потерпеть существование ада. Буквально понятые эти слова являются отрицанием вечных мук – того догмата, который особенно неприемлем для гуманистически настроенной интеллигенции», — архимандрит Рафаил (Карелин).

Olga 30.10.2019 в 01:07:42

Замена богослужений Иисусовой молитвой возможно была заимствована архимандритом Софронием на Афоне, в греческих монастырях старца Ефрема из Аризоны так делают монахини в кельях. Может быть это прижилось на Афоне в бедных малых скитах и кельях среди необразованных монахов, когда нету ни книг ни света.
Спасибо за статью. Все это очень печалит и настораживает.

Димитрий 30.10.2019 в 00:05:54

Обратите внимание, на видео в Новостях 26.10.2019 http://www.blagogon.ru/news/671/ "Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония" на 32-й секунде, где задокументировано посещение фашистами афонских обителей, в группе "экскурсантов" находится женщина.

Татьяна 29.10.2019 в 23:40:32

А я вот книгу о прп. Силуане, к сожалению, прочитала, пересилив себя. Однако постоянно крутились мысли, а не прелесть ли здесь сокрыта. Уж больно восторженно написано. Теперь же все ясно стало (причем благодаря "канонизации" :). Слава Богу.

Константин 29.10.2019 в 18:59:00

На самом деле, абсолютно до лампочки, что там "канонизировал" Архондонис. Да и не только. В обозримом будущем, надо понимать, "канонизируют" А. Меня - и что, его почитать святым, что ли?

Сергей 29.10.2019 в 16:47:31

Огромное спасибо за статью! Странное дело, у меня книга "Старец Силуан" лежит более 20 лет и я её так и не смог прочитать. Брался несколько раз, но всякий раз, я себя просто насиловал, что бы её читать. Год назад купил "Видеть Бога, как Он есть" - то же самое, - не могу читать, и всё. Я комплексовал из-за этого, думаю, ну какой же я ленивый, не могу прочитать таких прекрасных книг. Слава Богу!

Антоний 29.10.2019 в 12:40:42

Софрония НЕ КАНОНИЗИРОВАЛИ! Откуда эта дезинформация прошла?

Михаил Яблоков 29.10.2019 в 10:38:02

Кроме того, архим. Софроний (Сахаров) был ярым защитником нового церковного календаря, разрушающего литургическое единство Поместных Православных Церквей и богослужебный строй марковых и прочих глав Типикона. Такого человека никак нельзя причислять к лику святых. Ανάξιος!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс