Богородица

Актуальные статьи

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

13.11.2020

От редакции сайта «Благодатный Огонь»:

26 мая 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в церковный календарь (месяцеслов) было внесено указание совершать заупокойную молитву о всех жертвах автомобильных катастроф. Это поминовение было приурочено к Всемирному дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (третье воскресенье ноября).

Отметим, что в последнее время намечается тенденция переосмысления традиционного значения многих церковных праздников в сторону «дополнения» их мирским смыслом, в чем лишний раз отчетливо улавливается тенденция последних лет на обмiрщение церковного сознания.

Не глупо ли объявлять Сретение Господне «днём православной молодёжи»? Не ущербно ли называть день Усекновения Главы Иоанна Крестителя «православным днём трезвости»?

Разве не очевидно, что подобная подмена смысла обесценивает великие праздники, отводит православных верующих от размышления над истинным евангельским содержанием воспоминаемых событий?

Почему сперва Покров, а потом память святителя Николая Чудотворца были объявлены общецерковным «днём молитвы о заключённых» с обязательным пением молебна о «в узах пребывающих»? Далеко ведь не все прихожане собираются на службу ради этой важной темы. Многие приходят в храм просто ради праздника.

Помолиться о недуге винного пристрастия можно, как это все и делают без специальных указов и циркулярных писем, перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Помолиться о заключённых более уместно в день памяти мученицы Анастасии Узорешительницы.

Какое отношение к православной традиции имеет недавно введенный «праздник» Сохранение Божьего творения, отмечаемый служением особого молебного чинопоследования в первое воскресенье сентября? Неужели наша Церковь включилась в борьбу за экологию и начала поддерживать Партию Зеленых?

И какое отношение к православной традиции имеет распоряжение во «Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий» (третье воскресенье ноября / третье воскресенье после 18 октября по ст. ст.) совершать в храмах литию о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф?

Комментарий диакона Владимира Василика:

Во-первых, в нашем православном календаре достаточно дней поминовения. На службах наших родительских суббот поминаются все, кто безвестно умер от разных случаев: был убит в неведомом месте, погиб на путях и дорогах и не сподобился церковного погребения, — за всех них Церковь и молится в такие дни. Более того, в службе родительской субботы есть даже такие слова: «Помяни, Господи, тех, кто погиб от конского лягания». Понятно, что в древности конь играл такую же роль, как автомобиль, и слова эти вполне применимы к жертвам автокатастроф. 

Во-вторых… Если мы будем поминать тех, кто погиб в автокатастрофах, то нам с железной необходимостью следует ввести и особый день поминания тех, кто погиб в авиакатастрофах, и особый день для тех, кто погиб в кораблекрушении… А ведь немало людей гибнет от удара электротоком или от отравлений… Сейчас стала модной тема домашнего насилия, — так не учредить ли нам, следуя светской моде, день памяти жертв домашнего насилия? В конце концов, придётся задействовать весь спектр многообразных причин смертей человеческих. 

Но беда-то в том, что, искусственно создавая такие дни, мы отвлекаемся от главного — от духовного постижения таинства смерти, от необходимости молиться за человека, какой бы смертью он ни умер. Мы вольно или невольно переключаем внимание с самой смерти на её причину, — а полезно ли это? 

И в-третьих, — может быть, это самое главное, что мне хотелось бы сказать: создавая особый день для поминовения жертв автокатастроф, мы, пусть невольно, но возвеличиваем этих людей, бросаем на них отсвет страдальчества, мученичества, создаём подобие невинной жертвы… А так ли это? Да, безусловно, среди таких жертв есть невинные страдальцы: это, прежде всего, пассажиры безпутных водителей, — водителей, которые едут, не разбирая дороги, которым море по колено, которые садятся за руль пьяными… Неповинны и те честные водители, которые стали жертвами подобных лихачей. Но подумайте: все эти дорожные безчинники чаще всего сами же и становятся жертвами своей безалаберности. Так что же получается? Мы их возвеличиваем? Мы им поём: «Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой»? Мы величаем их якобы праведную кончину, хотя эта кончина, безусловно, является неправедной, безусловно, является напрасной смертью — как в значении церковнославянском, где «напрасная» значит «внезапная», так и в русском, где «напрасная» означает «безсмысленная». Я бы сказал жёстче: смерть в пьяном виде за рулём либо вследствие шофёрского «гусарства» может быть приравнена к самоубийству; и в первой половине ХХ века таких покойников нередко не отпевали. Это сейчас у нас отпевают всех подряд… Сейчас, к сожалению, архиереи и секретари епархий дозволяют отпевать и прямых самоубийц, стоит только написать жалостливое письмо о том, что человек-де покончил с собой, будучи безумцем (хотя на самом деле с врачебной точки зрения он был здоров). И разрешение даётся! И бедный батюшка вынужден отпевать таких — а потом ему бесы по ночам снятся… И вот сейчас мы будем возвеличивать подобных, по сути дела, самоубийц… Понятно, что далеко не все жертвы катастроф состоят из них, но это часть немалая, часть яркая, часть показательная. 

И ещё… Мы рискуем раствориться в светскости. Церковь со страшной скоростью стремится насытить свой и без того богатый церковный календарь многоразличными светскими датами. Вот появился день борьбы с пьянством и наркоманией — и почему-то он пришёлся на день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но какое отношение имел величайший между рождённых жёнами к этому недугу или греху? Не знаю. В высшей степени странно устраивать день борьбы с пьянством в день того, кто никогда в жизни не пил вина и сикера. Да, можно идти от противного: вот вам, пьяненькие и слабенькие соромники, некий высокий пример… Но зачем мы растворяем в сугубо земных, прагматических потребностях созерцание этой великой тайны — тайны мученической кончины величайшего из праведников? Зачем разграбляем безценное достояние, дарованное нам Церковью? Нынешнее церковное сообщество зачастую стремится, задрав штаны, бежать за современным глобалистическим комсомолом, впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда глобализации, вместо того чтобы спокойно свершать своё служение, дарованное нам от Бога; вместо того чтобы терпеливо, с молитвой ожидать, когда к нам придут желающие спасения…

Ни для кого не секрет, что сейчас без взятки получить права совершенно невозможно. И вот на это Церковь должна ответить строжайшими прещениями, вплоть до угрозы отлучения от Церкви злостных коррупционеров! И даже — в особо тяжких случаях — лишения их церковного погребения. Как ни сурово это звучит, но люди, на руках у которых кровь, не должны и поминаться в Церкви. «Не соберу соборы их от кровей, — сказано в псалме, — ни помяну же имен их устнама моима» (Пс.15,4). Будет ли разбираться с ними светский суд или не будет — это дело светского суда. Но Церковь — по крайней мере, в этом пункте — должна чувствовать себя свободной, чтобы вместе с апостолом Павлом сказать: «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех…» (Деян.20,26). Если бы подобный моральный суд существовал в Церкви, её суждение прозвучало бы действительно сильно и достойно, а то мы, церковные люди, часто попадаем в положение виноватых мальчиков, и всякий раз, когда батюшка провинится на дороге, из-за этого позорят всю Церковь, из-за этого её полощут все средства массовой информации, даже несмотря на то, что на провинившихся священников немедленно принимаются все канонические прещения, — но это всё как-то сразу забывается миром. Нет, Церковь обязательно должна высказаться по проблеме коррупции в органах, надзирающих над дорогами.


Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  11

Комментарии:

Дмитрий 16.12.2020 в 18:56:51

"Как ни сурово это звучит, но люди, на руках у которых кровь, не должны и поминаться в Церкви."
Согласен. Давайте начнём с Николая II. Московский генерал-губернатор Дубасов обращается к царю с просьбой пощадить глупого молодого человека, который во время прогулки последнего по Таврическому саду выстрелил в него из браунинга и промахнулся. На допросе в полиции заявил, что хотел отомстить за зверства, учиненные карателями при подавлении восстания в Москве. Дубасов просит Государя о снисхождении и называет террориста «почти мальчиком». Николай отклонят просьбу, мальчик предстает перед военно-полевым судом, после чего отправляется на виселицу. Об этом инциденте Дубасов вспоминал: «Так передо мною и стоят эти детские бессознательные глаза, испуганные тем, что он в меня выстрелил…».

Владимир Юрганов 16.11.2020 в 10:51:41

Ещё у нас проводили молодежный крестный ход на день св. Петра и Февронии... там молодежь с разноцветными воздушными шариками шествовала, а не с иконами... Когда я на сайте каком-то в этом упрекнул организаторов, на меня обрушились: "Мы всеми силами пытаемся показать невоцерковленным, что мы такие же как они молодые люди, а вы нам препятствуете". Что-то в этом роде... Не знаю, поменялось ли что то с тех пор... Больше не хожу на этот крестный ход.

Марина К 15.11.2020 в 19:55:24

Меня тоже шокировала новость! Вчера священник после окончания вечернего богослужения, сообщил, что завтра после Литургии будет лития и т.д. Я вначале плохо расслышала, испугалась что кто-то из наших священников погиб! Когда расслышала, что это день памяти жертв автомобильных катастроф, удивилась, причем здесь Церковь? Мое мнение - это действо продавили обновленцы-либералы. Священноначалие прогнулись, вот что показательно! Значит власть врагов РПЦ так сильна, что даже Патриарх Кирилл не смог противостоять этому явно вредоносному действу!

Елена Ионина 15.11.2020 в 13:32:57

Вот так «благими намерениями» архиерейскими мантиями выстилается овцам Христовым дорога в ад.
«...приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим... и многих прельстят.» (Мф. 24:3-5)

Антон Мацнев 14.11.2020 в 23:50:05

Хорошо, что эта тема хоть где-то затронута. От этих новшевств уже режет слух. Противно слушать, сказал бы так. Церковные молитвословия устроены так, что все, что необходимо для спасения и мирного жительства и спрашивается. При внимательном рассмотрении в этом вполне можно убедиться. А вот нынешние новшества, типа жертв ДТП возникают не иначе как от желания стать выше отцов Церкви, Ее установлений. Церковь принимает новые вызовы... Очень созвучно лозунгам горбачевской перестройки. Но, ни что не ново под луной, как говорит Соломон.

Станислав 13.11.2020 в 17:30:51

От всех нововведений, стремительной секуляризацией церковь превращается в комбинат бытовых услуг. Заплатил деньги и батюшки за тебя все требы исполнят и все спасены. Зачем нужен Иисус Христос? В последнее время такое ощущение, что про Него забыли. Все разговоры про коронавирус, Константинопольского патриарха (ходят Православные церкви по корысти вокруг да около), кочетковцев и прочая. Скоро и храмы будут закрывать, зачем туда ходить, к кому?

Киприан Шахбазян 13.11.2020 в 12:53:00

Самое страшное в этих множащихся "днях" — отказ ясно дать понять, что церковное поминание возможно только усопших в мире с Церковью, православных христиан.

Евгений 13.11.2020 в 09:25:28

Статья правильная, но бьёт по вершкам. Скажите, а как поступать священникам, прочитав всё это? Они снова поставлены в двусмысленное положение...

Михаил Бондаренко 04.01.2020 в 17:08:36

Трудно добавить что-либо к статье и комментарию диакона Владимира. Все четко и ясно. Идет апостасия, подмена истинного христианства суррогатными смыслами и "праздниками", якобы лучше понятными современному человеку под видом благих дел, которые всем известно куда ведут. Для верующих христиан такие даты не нужны, а к вере в Истинного Христа Бога подобные "праздники" не проведут. Ради объективности к "номинальным крещеным" стараюсь найти что-то положительное... и не могу...

Лев Хоружник 27.11.2019 в 10:11:56

Антону
Речь не о канонах или даже догматах, но о личном спасении, в том числе и вашем лично. "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин.1,10).
Толкование бл. Феофилакта: "Тех, кому пишет послание, апостол предостерегает, чтобы они приходящего к ним без исповедания учения Христова не только не принимали под кров свой, но и не удостаивали приветствия, потому что приветствие от нас должно быть делаемо только тем, кои единонравны и единоверны с нами. Ибо кому мы должны молить благополучия, как не единонравным и единоверным с нами? Если же будем приветствовать нечестивых, что прилично только в отношении к единонравным и единоверным; то этим показываем, что мы в общении с ними, и что они уже увлекли нас в свое нечестие. Причиной, почему настоящее и следующее за ним послание изложены кратко, апостол поставляет то, что надеется прийти сам и при личном свидании восполнить недостающее".

Антон 26.11.2019 в 20:31:06

Льву.
Как было отмечено ниже, происходящее есть нарушение богослужебного устава и канонов из-за частого применения принципа икономии. Поминание на общественных богослужениях находящихся вне церковной ограды может привести к облегчению приятия экуменических идей (типа у нас же Бог один, мы же молимся о иноверцах и т.п.), а может и не привести, если сработает существующая церковная иммуная система. Не опережайте события, это не экуменизм.
Геннадию.
Вся полнота церковной власти принадлежит собору епископата. Именно он, а не пресвитеры отвечают за вверенную паству. Миряне и простые священнослужители могут быть против тех или иных событий и решений, но рецепция остается за приемниками апостолов. Единственный существующий инструмент правильного влияния - созыв Поместного собора.

Геннадий 26.11.2019 в 19:54:55

Константин, а не подпадают ли их дела под определения канонов святых Соборов? Обмiрщение, термин нейтрален и не достаточно проясняет ситуацию. Честнее было бы сказать, что под их влиянием церковь сползает в ересь. А так как каноны оставляются за скобками без должного применения, то и изменения в церкви принимаются как сами собой разумеющиеся, не вызывающие никаких протестов основной подавляющей массы верующих и еретические сообщества становятся уже как церкви-сестры. Всё было бы ничего, если бы эти изменения не докатились до самых до окраин, когда два из трех батюшек на приходе, который посещаю, говорят что католики такие же христиане как мы, и мусульмане поклоняются одному с нами богу, а третьего я не спрашивал, боясь получить схожий ответ, что очень вероятно. Говоря словами одного киношного персонажа, «и куды бедному христианину податься?»
От модератора: Геннадий, если впредь еще раз вы будете обвинять нашу Церковь в ереси и тем самым подстрекать к уходу в раскол — получите бан.

Константин 26.11.2019 в 18:45:01

Геннадию.
С чего Вы взяли? Они - это те лица, которые осуществляют обмирщение Церкви (в нашем случае - РПЦ) как на уровне принятия решений, так и на уровне их выполнения. Это: патриарх Кирилл и (во вторую очередь) единомысленные ему архиереи (отнюдь не только митрополит Иларион), включая поставленных за последние годы в специально нарезанные для этого епархии, а также те, кто, может, и не согласен, но послушно выполняет указания "сверху". Это: священники, которые не служат, а "реализуются в профессии", для чего условия, описанные в абзаце выше, являются подходящими. Нарезал?

Геннадий 26.11.2019 в 17:01:39

Константину и не только.
А "они" это кто? Ведь если перефразировать классика, то получается "У каждой преступления есть имя и фамилия" и самое главное, имя и фамилия эта, у всех на слуху, но почему то никто не хочет резать правду матку. С чего бы это, неужели так обуяла соль?

Константин 26.11.2019 в 16:31:55

Льву и не только.
Да не экуменизм это, а атеизм, когда ж вы все, наконец, поймёте. И этот, и день больных ВИЧ, и другое, что они придумают затащить в Церковь, это только сигнал мiру: мы такие же, как и вы! Им важна только дружба с миром, в не экуменизмы какие. Они вам каждый день об этом трубят, но вы всё равно вопрошаете "как же так!? Это ведь экуменизЬм!" Детский сад, штаны на лямках.

Лев Хоружник 26.11.2019 в 10:46:26

С сайта Серовской епархии РПЦ:
«Ежегодно в третье воскресенье ноября отмечается всемирный День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. В 2019 году этот день приходится на 17 ноября. В этот день по традиции в храмах Русской Православной Церкви совершаются заупокойные богослужения. В связи с этим, в соборе преподобного Максима Исповедника по окончании Божественной Литургии была отслужена лития «о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф».
«Мы с вами совершим сегодня поминовение трагически погибших в ДТП православных христиан и всех, кто пострадал», – сказал иерей Владимир Вотинов. После молитвы отец Владимир напомнил присутствующим об ответственности каждого из участников дорожного движения и призвал соблюдать правила, чтобы не допустить новых трагедий. По данным ГИБДД, в Свердловской области в 2019 году (по состоянию на 15 ноября) зарегистрировано 295 ДТП, в котором погибли 43 человека и 359 получили ранения. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное!»
Да, в Великой ектении Церковь молится за весь мир и за всех людей, помятуя, что мир есть творение Божие, а всякий человек есть образ Божий, но не молится она за всех, как за чад своих! Напомню еще, что день памяти погибших в ДТП не Церковью установлен, а ООН. Таким образом, когда иерей Владимир Вотинов говорит: "Мы с вами совершим сегодня поминовение трагически погибших в ДТП православных христиан и всех, кто пострадал", то разве это не экуменизм в чистом виде? Среди всех, кто пострадал в ДТП, может быть и террорист, не приемлющий Христа и обагривший свои руки и свою совесть кровью неповинных, в числе которых могут быть и православные христиане… И это, говорят некоторые, не экуменизм!

Антон 25.11.2019 в 22:17:53

"экуменическое богослужение" - это действо станет подобным богослужением, если за жертв автокатастроф в православном храме соберутся помолиться их родственники разнообразных вероисповеданий. Пока что плохо, но не через край. То, что православный христианин призван молиться за тварение божие, будь то иудей или язычник, и в этом ничего плохого нет. Молитесь, килейно. Не хотите - не молитесь. В чинопоследованиях соборных молитв уже достаточно прошений за весь поминаемый мир. Грустно другое, когда в день рождения великого между рожденными женами угодника божиего, вспоминают недужных алкоголиков (о которых надо бы помнить постоянно, если хочется им помочь). Нет праздничного настроения, украли праздник. Все равно как на Пасху установить день памяти тех, кто умер не в примирении с Господом. Какое-то крайнее одебеление!

Лев Хоружник 25.11.2019 в 16:19:37

Каждый день христиан убивают язычники и мусульмане, а иудейскими банкирами многие христиане доводятся до полного закабаления... Но представить, что нынешнее священноначалие призовёт православных молиться за них, такого даже и присниться не может!

Евгений 25.11.2019 в 09:44:25

Думаю, что это всё продолжение принятого нашей иерархией миссионерского курса, который всё больше напоминает метание бисера перед свиньями и давание святыни псам... я в скорби. Моя душа этого не приемлет. Может нам, мирянам, "голосовать ногами", уходя с таких молебнов? Я, например, так и настроен делать. Именно так мы выразим неприятие всему этому безобразию. А то так скоро "из послушания" натворим делов!

Павел 25.11.2019 в 09:14:25

Нынешний патриарх успешно обмирщвляет Церковь.

Роман 25.11.2019 в 07:59:06

Это не глупость, но целенаправленное действие, которое заключает в себе постепенное забвение учения святых восточной церкви о молитве. И теперь к многословным молитвам мы прибавим молитву про автомобиль и так далее пока полностью не перейдем во всемирную языческую религию экуменизма там целый океан молитв разных народов.

Владимир Юрганов 25.11.2019 в 07:05:27

Всё это напоминает соцсети и сайты знакомств, где на каждой день выдумывают новый праздник, то всемирный день котиков, то день поцелуев, то ещё чего... Просто пародия какая то. Согласен с Яблоковым. Подмена.

Сергій 24.11.2019 в 18:42:37

Совершенно верно. Сюда же нужно присовокупить и “Последование о усопших младенцах...”, которое уже обсуждалось на страницах портала “Благодатный Огонь”. Постхристианское общество раскалывается на меньшинства, требующие к себе особого внимания. Нечто подобное стало происходить и в нашей среде. И звучит на заупокойных богослужениях: “всех в терактах убиенных”, “всех в автокатастрофах погибших” и пр. С каких пор физическая причина начала подменять собою духовную цель?

Лев Хоружник 24.11.2019 в 18:13:58

Почему-то не сказал диакон, что среди всех жертв ДТП есть не только православные, а вообще все, и, получается, что это самое настоящее экуменическое богослужение!

Киприан Шахбазян 24.11.2019 в 16:40:32

Это как раз то самое, что наш патриарх любит называть "человекоугодничеством" ....

Михаил Яблоков 24.11.2019 в 16:38:40

Это не просто глупость, это сознательная подмена духовного душевным! Полностью поддерживаю автора.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс