Богородица

Актуальные статьи

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

14.01.2020


Святейший Патриарх Кирилл накануне своего избрания на патриарший престол в 2009 году дал обещание не допускать богослужебных реформ в Церкви:

«Я выступаю категорически против любых реформ в Церкви... Россия дважды была научена, как нужно бережно относиться к традиции, особенно к богослужебной традиции... Первый урок – это старообрядческий раскол, а второй урок – пресловутое “обновленчество” 1920-х годов: и то, и другое взбудоражило Церковь, разделило людей, но ни то, ни другое не достигло целей, которые ставили реформаторы», – подчеркнул тогда патриарший местоблюститель митрополит Кирилл (29 декабря 2008 года, ИНТЕРФАКС).

К огромному сожалению своего обещания Святейший Патриарх Кирилл не сдержал.

20 декабря 2019 года Патриархом Кириллом на Епархиальном собрании московского духовенства было озвучено чисто реформаторское предложение частичного использования русского языка при богослужении вместо церковнославянского: чтение на русском языке паремий, Апостола, Евангелия:

«Полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой», – сказал Патриарх (http://www.patriarchia.ru/db/text/5551446.html).

Весьма странно, что Патриарх называет тысячелетнее использование Русской Церковью за богослужением церковнославянского языка «привычкой». В связи с этим высказыванием напомним, что Патриарх Кирилл еще в бытность митрополитом Смоленским ввел у себя в епархии практику чтения Апостола и Евангелия на русском языке.

Однако возникает правомерный вопрос: кто и когда утвердил синодальный перевод для богослужебного употребления? И возможно ли вместо него, к примеру, использовать за богослужением перевод Российского Библейского общества (РБО)? Напомним, что 15 сентября 1857 года по высочайшему повелению Святейший Синод рассматривал различные мнения о русском переводе Священного Писания, а именно: мнения митрополита Филарета (Дроздова) и митрополита Филарета (Амфитеатрова). Синод пришел к выводу, что перевод Библии на русский язык необходим и полезен, но не должен вводиться в Богослужения, а только для домашнего чтения.

20 марта 1858 года Святейший Синод постановил:

«Перевод на русский язык сначала книг Нового Завета, а потом постепенно и других частей Священного Писания необходим и полезен, но не для употребления в церквах, для которых славянский текст должен оставаться неприкосновенным, а для одного лишь пособия к разумению Священного Писания. К переводу сему должно приступить со всевозможной осмотрительностью через лиц, испытанных в знании еврейского и греческого языков, по избранию и утверждению Святейшего Синода».

5 мая 1858 года это Постановление о недопустимости использования синодального перевода Священного Писания в церквах за богослужением было утверждено Императором Александром II.

Получается, что Святейший Патриарх Кирилл, разрешив на епархиальном собрании московского духовенства 20 декабря 2019 г. использовать за богослужением чтение Апостола, Евангелия и паремий на русском языке, вступил тем самым в противоречие не только с решением Высшей Церковной власти (в лице Святейшего Синода), но и Высшей Светской власти (в лице Государя Императора Александра II). Речь идет об употреблении в богослужении текстов паремий, Апостола и Евангелия, входящих в перевод, известный всем ныне как «синодальный».

Патриарх Кирилл в принципе мог бы вынести на рассмотрение заседания Священного Синода или Архиерейского Собора вопрос об отмене прежних, в том числе и дореволюционных синодальных постановлений. Но Патриарх не вправе отменять распоряжения государственной власти. А именно таковым было Высочайшее Утверждение Императором Александром II постановления Синода от 20.03.1858 года. Подобное дерзкое посягательство власти Церковной на светское законодательство власти Царской является вопиющим проявлением папоцезаризма и недопустимое вмешательство Церкви в дела Государства. Ибо отменять решения Царя-Императора может только другой Царь, но никак не Патриарх.

Добавим к сказанному, что предложение Патриарха Кирилла не было вынесено на обсуждение. Никому из присутствующих священнослужителей на епархиальном собрании не было предложено высказаться по данному принципиальному вопросу. Не выносилась эта тема на обсуждение ни на Архиерейский Собор, ни на заседание Священного Синода. Поэтому это высказывание Патриарха не отражает соборного мнения Русской Православной Церкви по поводу допустимости использования синодального перевода за богослужением.

Уместно вспомнить, что в 2011 году, когда на рассмотрение Межсоборного присутствия был вынесен проект о русификации богослужения, он получил массовую резко отрицательную оценку со стороны многих епархий, духовных школ, монастырей, священнослужителей и благочестивых мирян (http://www.blagogon.ru/news/223/).

Призывы некоторых архипастырей и священников к переходу на русский язык в богослужении – это серьёзный удар по церковной культуре, своего рода варварство и антицерковный вандализм. И эта разрушительная тенденция вполне однозначно должна квалифицироваться как обновленчество и откровенная диверсия против Русской Православной Церкви и Российского Государства.

Редакция сайта «Благодатный Огонь»

 




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  18

Комментарии:

Прот. Димитрий Назаров 02.02.2020 в 20:56:29

Дорогие отцы и братия (сёстры). С большим интересом прочитал дискуссию, хотел вставить свои две копейки... Безусловно, путь обновленчества и экуменизма — путь тупиковый, дорога в ад, та самая — широкая и удобная. Но и сидеть сложа руки и ждать Государя, проклиная всех этих — тоже не выход. Люди Церкви должны понять — Христианская Государственность как эпоха и как система (Симфония) — завершена. Возвращение к историческим формам былых взаимоотношений Церкви и власти — невозможно. Этатизм становится страшной духовной опасность эсхатологического порядка, как сказал прот. Георгий Флоровский — «все становится двусмысленным, все приходится оспаривать у Антихриста ...». Так вот, у Антихриста не нужно оспаривать то, что лишено исторической переспективы, а именно — рудименты Христианской Государственности, которые только связывают Церковь ненужными ей связями, дискредитируют Церковь в глазах Русского Народа как «духовные скрепы» ... Нового Мирового Порядка, куда желают встроиться и уже встраиваются нынешние компрадоры.
И нынешняя линия Его Святейшества — «нравственный консенсус мировых религий» (который и есть религия Антихриста, а не современный нам мозаичный либеральный экуменизм), провозглашение «Единого Бога» с мусульманами (и иудеями, это очевидно, хоть и не вербализировано в той же форме), попытка внести этого «Б-га» в Конституцию (тогда как достаточно исповедать Святую Троицу — и все вопросы отпадают) — это вектор противоположно направленный ... Необходимо sine ira выработать, опираясь на Догматическое Предание Церкви четкое отношение к экуменизму, ересям и расколам, отношение к власти, ибо власть нуждается не в бесконечной лести и потворству порокам, но в христианском нравственным воспитании. Ибо власть эта не свята по факту, вопрос легитимности не настолько важен — между крайности революции и безудержным современным этатизмом, в пределе имеющим этатизм Вавилона, если не самого Антихриста, необходимо найти Царский Путь.

Михаил Яблоков 22.01.2020 в 15:38:13

Геннадию А.
Вы хотя бы с историей ознакомьтесь... Только всегда самые отмороженные либерасты и революционеры хулили Синодальный период. И вы по духу сродни им.

Виктор 18.01.2020 в 17:58:44

Геннадию А.
Но, может, это не плоды именно Синодальной системы (всё Вами перечисленное)? Если подумать, сохранись Патриаршество - разве было бы по-другому?

Геннадий А. 17.01.2020 в 12:53:33

Михаилу Яблокову.
Я не делаю ни из кого идола. А Вы делаете идола из цезарепапистской бюрократической синодальной системы управления Русской Церковью, существовавшей в 18 - начале 20 века.
По поводу "консенсус патрум" в отношении этой системы. Он есть. Стоит лишь раскрыть глаза и почитать других отцов. Почитайте хотя бы переписку свят. Игнатия с духовными лицами. Только святитель Игнатий, будучи аристократом не только по происхождению, но и по духу, писал обо всех безобразиях более смело и откровенно. Прежде всего, он был совершенно чужд всякого раболепия. Да, святитель Игнатий и сейчас очень неудобен для многих - и для современных фарисеев, и для саддукеев, и для зилотов. В него бросают камни и тайно, и явно многие - от таких горе-богословов, как всем известный протодьякон, до САМОГО. Ваша аллегория про источник здесь не уместна. Русская Церковь, живя в течение двух с лишним веков в жестких объятиях государства, сохранила неповрежденным свое вероучение, несмотря ни на что, выполняла свою спасительную миссию. В данном случае уместнее было бы применить притчу Спасителя о поле, на котором вместе с пшеницей были посеяны плевела. Годы гонений сделали явными те плоды, которые дал Синодальный период. Это и тысячи Новомучеников и Исповедников Российских, это и обновленцы, и безбожники, и гонители. Новомученики и Исповедники - это плод Церкви, а прочие - плод Синодальной системы.

Геннадий А. 17.01.2020 в 12:16:57

Сельскому бригадиру.
///почти 200-летняя деятельность Русской Церкви при Синодальном периоде есть обновленчество?///
Я не знаю, как вы читаете мои комментарии, может быть, между строк, но я писал совсем не о том. А о том, что те жесткие бюрократические условия, в которых оказалась Русская Церковь в Синодальный период, когда, по замечанию святителя Игнатия, "правила cвятых Апостолов, Cоборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви", породили, в конце концов и такое явление, как обновленчество. И не только обновленчество. В 18-19 веках окончательно укоренился старообрядческий раскол, в 19 веке получили широкое распространение западноевропейские секты.
///А как же тогда другие Поместные Православные Церкви, в которых никогда не было Патриаршества?///
Ни в одной Поместной Церкви никогда не было системы государственно-бюрократического Синодального управления. Не все предстоятели были Патриархами, как и сейчас. И сейчас есть предстоятели Митрополиты, Архиепископы. Где в моих комментариях Вы усмотрели хулу на Духа Святаго?
От модератора: Геннадий, подписывайтесь Геннадий А. На форуме уже давно есть другой Геннадий.

Владимир 16.01.2020 в 20:38:22

... Разве Иуда смог бы сотворить отсебятину – предательство Богочеловека Иисуса Христа? Да никогда на свете!!! Ибо духовное состояние Иуды не могло превалировать над духовным состоянием всего человечества, чтобы дух Иуды диктовал свои условия духу человечества, но если представить невозможное и Иуда сотворил отсебятину – предательство, тогда бы каждый человек в истории получал недостойное по делам своим – нёс НЕПОСИЛЬНЫЙ КРЕСТ. Поэтому если Бог не в силах отнять у человека свободу, то есть, если Бог не может навязать человеку то, что не вписывается в духовное состояние человека, тогда разве царь Пётр I в силах отнять у человека свободу, то есть, разве царь Пётр мог навязать русскому православному народу то, что не вписывалось в духовное состояние народа - упразднение патриаршества? НЕТ! Так же раскол НЕ МОГ случиться только по вине конкретного человека или конкретных людей, ибо был следствием духовного состояния русского православного народа, поэтому я и писал, что духовные учителя совместно с конкретным патриархом помогают христианам формировать духовное состояние таким образом, что в своё время патриархом становится конкретный человек, при котором происходит выброс огненной лавы - раскол, в конце концов, помогли настолько, что было упразднено и патриаршество, и гибель Российской империи. Раскол, упразднение патриаршества, гибель РИ, это не "ути-пути", а архисерьёзнейшие действия, и каким же должен быть дух русского православного народа совместно с духовенством, чтобы дух сотворил такие внешние формы?
Все знают знаменитое пророчество свят. Игнатия: "...который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались", святитель ЗНАЛ, что уже многие пытались... кто пытался, разве простой неграмотный люд? Я думаю, что упразднение патриаршества, гибель РИ, рождение СССР, это конечно следствие греха, НО! - спасение Господне, чтобы духовные учителя не смогли сформировать духовное состояние русского народа таким образом, чтобы он стал тем орудием, о котором писал святитель. Но всему своё время, что даже Бог не в силах будет помочь избежать этого. Что-то подобное вновь получим, конечно, если у Бога есть ещё лекарственные средства, которые не отнимают нашей греховной свободы, но необходимые для спасения всех нас, РПЦ, России. Думаю, такие лекарственные средства - есть, только они будут не теми, которые принимаются при простудных заболеваниях, а теми, которые принимаются при хронических заболеваниях, может быть (скорей всего), понадобится и операционное вмешательство для спасения. Но главное то, что Бог есть любовь, по грехам нашим, но по любви Своей Он дарит человеку, народу самое лучшее, что в силах подарить, поэтому каждая секунда нашей жизни, жизни народа, России - есть самое лучшее, в том числе раскол, тогдашняя Синодальная система управления, гибель РИ, СССР, РФ и т. д.
Вывод: постоянная пошаговая духовная деградация православных христиан совместно с духовенством от крещения Руси до наших дней, вот наша христианская история! Конечно, всегда есть достойные, но их всегда мало, потому их духовное состояние - НЕ может превалировать над духовным состоянием большинства, чтобы не происходило великих потрясений. Чтобы что-то поменялось в лучшую сторону нужно духовенству РПЦ правильно анализировать, доводить до сведения христиан истинные духовные причины, а не говорить только то, что по душе - быть пристрастным - обвинять одно следствие, а причину освящать.

Владимир 16.01.2020 в 18:39:12

Геннадий А. 16/01/2020 в 14:06:29
Именно так! Вообще, все Ваши слова духовно осмысленны, потому, считаю, логика правильная. Да если бы в РИ прислушивались бы к словам свят. Игнатия, верю, многой беды могли бы избежать русский народ, Россия. А исповедники и мученики были и будут при любых обстоятельствах, даже при антихристе, когда пребудет мерзость запустения.
Андрей Другой 16/01/2020 в 17:51:57
Согласен!

Михаил Яблоков 16.01.2020 в 18:33:49

Андрею Другому.
@Да, это плод Синодального периода - в них прославился Господь. Но вот обновленчество 20-х, чей плод?@
Обновленчество - это плод отступления от церковной традиции, другими словами - революция в Церкви. Отцы Синодального периода как раз стояли на страже традиции. Так что теософски смешать добро со злом не удастся. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?».

Андрей Другой 16.01.2020 в 17:51:57

Михаилу Яблокову
***Его плод - тысячи Новомучеников и Исповедников Российских. Вы их отвергаете вместе с Синодальным периодом?***
Да, это плод Синодального периода - в них прославился Господь. Но вот обновленчество 20-х, чей плод?
***Или избираете только то, что вам по душе?***

Михаил Яблоков 16.01.2020 в 16:30:13

Геннадию А.
Не надо из свт. Игнатия делать идола. И святые, как известно, ошибались, безгрешен только Христос и Его Церковь. Важно не частное мнение того или иного святого, а согласие отцов - консенсус патрум. И что вы имеете против Синодального периода? Его плод - тысячи Новомучеников и Исповедников Российских. Вы их отвергаете вместе с Синодальным периодом? Или избираете только то, что вам по душе?

Сельскiй бригадиръ 16.01.2020 в 15:32:59

Геннадию А.
Так я и сейчас считаю, что в данный исторический момент для Русской Православной Церкви было бы благом на некоторой время упразднить патриаршество и вернуться к Синодальной системе управления. Это оздоровит всю церковную жизнь и избавит ее от нарекания со стороны внешних, из-за чего авторитет нашей Церкви за последнее десятилетие упал ниже плинтуса и русские люди, в отличие от предыдущих десятилетий, сознательно не жалают креститься в РПЦ.
Неужели вы и впрямь считаете, что почти 200-летняя деятельность Русской Церкви при Синодальном периоде есть обновленчество? А как же тогда другие Поместные Православные Церкви, в которых никогда не было Патриаршества? Это уже близко к хуле на Духа Святаго.

Геннадий А. 16.01.2020 в 14:06:29

Сельскому бригадиру.
Чудо чудное и диво дивное! До этого не додумался даже протодьякон "всея Руси" - выставить святителя Игнатия в идеологах обновленчества. Интересно, сами обновленцы это знают? Вы пишете, что не назвали его модернистом, но вот ваши слова: "Свт. Игнатий предложил созвать Поместный Собор с участием мирян, что само по себе уже есть чистейший канонический модернизм". То есть, получается, что или святитель Игнатий не был знаком с каноническим правом, или, зная его, злонамеренно предлагал разрушить канонический строй Церкви. В той же записке святитель говорит: "Главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила cвятых Апостолов, Cоборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви", т. е. тот Синодальный порядок управления Церковью, который тут некоторые предлагают возродить. В этом-то порядке и находится причина появления обновленчества, оно - его закономерный итог.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 22:06:42

Сельскому бригадиру.
@Только лишь на Поместном Соборе 1917–1918 гг. на волне революционно-демократического брожения в России в качестве соборян были выбраны и миряне@
Однако даже на этом довольно мутном Поместном Соборе (он был созван без царского повеления) все вопросы окончательно решало исключительно «Архиерейское совещание». Т.е. фактически только у архиереев был решающий голос! Что полностью соответствует каноническому праву Церкви.

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 21:56:58

Геннадию А.
Я не писал, что свт. Игнатий - модернист. Он пожалуй самый лучший знаток подвижничества монашеского и аскетики, ибо он сам подвизался как древние подвижники, за что я его очень ценю. И лучшая его книга - это "Аскетические опыты"! Это поистине кладезь святоотеческой мысли в деле спасения.
Но в приведенной вами Записке он предлагает (читайте внимательно!) именно созыв Поместного Собора с участием мирян. Все Вселенские, а также Большие Московские Соборы XVII века были архиерейскими. Только лишь на Поместном Соборе 1917–1918 гг. на волне революционно-демократического брожения в России в качестве соборян были выбраны и миряне. Поэтому Поместный Собор 1917 г. можно охарактеризовать как некий модернизм в области канонического права. Характерной особенностью состава Пом. Собора было то, что на нем преобладали миряне и пресвитеры: из 564 членов Собора российский епископат представляли только 80 архиереев, белое духовенство сильно преобладало над монашествующими.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 21:55:31

«Частные соборы, как и частные церкви, не изъяты от возможности погрешать, тем более не изъяты от нее частные лица и иерархи, даже самые просвещенные» (митр. Макарий Булгаков).

Геннадий А. 15.01.2020 в 21:46:26

Сельскому бригадиру.
Святитель Игнатий прекрасно знал каноны и прекрасно понимал, какова роль епископа в Церкви. Почитайте его письма по этому поводу. Епископ, по его словам, не "орган для совершения иерейских хиротоний", а орган, через который действует Дух Святый. Он не был модернистом, как Вы его представили. Но он лучше многих понимал, каков должен быть дух Церкви. И обновленцы 20-21 веков - не его ученики.
Святитель Игнатий ничего не говорит о регламенте собора, и будет ли у священников, монахов и мирян решающий или совещательный голос. Уверен, что он хорошо знал историю Церкви. Еще в 2000 году архимандрит Тихон (Шевкунов) - нынешний митрополит в статье "Собор или парламент", критикуя идеологию привнесения в Церковь парламентаризма, пишет: «Конечно же, в современной церковной жизни есть немало вопросов, требующих незамедлительного решения, глубокого изучения и свободной дискуссии. И, конечно же, необходимо, чтобы в обсуждении этих вопросов приняла участие вся Церковь: архиереи, священники, миряне. Такое обсуждение реально происходит и сегодня, но происходит оно стихийно, порой в совершенно чуждом церковной соборности духе. Догматы, церковное устройство, ереси, расколы – вопросы, которые впоследствии обсуждались на Вселенских и Поместных Соборах, – как мы знаем из истории, всегда были предметами размышлений и споров в монастырях, в городских храмах, на площадях православных городов, в посланиях духоносных отцов. Это и была истинная соборность и участие мирян, духовенства и монашества в жизни Церкви. Позже, на самом Соборе, могли находиться мудрые авторитетные миряне, великие монахи-подвижники. Их мнение могли спросить, их слово могло даже стать решающим в судьбе Собора, но принимали решение все же те, кто от Бога поставлен управлять Церковью Христовой, – архиереи. И сегодня, представляется, что нет тех вопросов, которые не могли быть обсуждены на уровне приходов, благочиний, епархий, в церковных журналах и газетах. Если это произойдет, то после необходимого периода общецерковного обсуждения у каждого епископа, в каждой епархии появятся предложения, проекты, касающиеся тех или иных вопросов церковной жизни. И тогда уже епископы, зная мнение своей паствы, будут принимать решения на Соборе».
Это очень близко к пониманию соборности святителем Игнатием.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 21:10:57

Сельскому бригадиру.
Совершенно верно. Вселенский епископат является преемником апостольского сонма, а не священники и миряне. На всех соборах голос мирян был лишь совещательным. Обратное утверждение - махровейшее обновленчество.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 21:07:59

Геннадию А.
@А ереси, повторяю, паразитируют на недостатках в церковной жизни@
Все как раз наоборот. Это недостатки в церковной жизни паразитируют на ересях.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 21:05:11

Геннадию А.
@если выборы были отменены «не без уважительных причин», то они могут быть и введены по таким же уважительным причинам@
Да вы - самый настоящий обновленец! Кочетков отдыхает.

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 20:49:59

Геннадию А.
Свт. Игнатий предложил созвать Поместный Собор с участием мирян, что само по себе уже есть чистейший канонический модернизм. Все древние Соборы всегда были только архиерейскими. Истинный Поместный Собор -- это Собор епископов. Именно епископам Бог вручил бразды правления Церковью Христовой. Именно епископы Церкви собирались на Вселенские и Поместные Соборы и принимали догматические и канонические постановления. Если священники, монашествующие или миряне и присутствовали на Соборах, то без права голоса и только в качестве свидетелей, консультантов и помощников архиереев-соборян. Их подписей под постановлениями Собора, как правило, не было.

Геннадий А. 15.01.2020 в 20:42:52

Сельскому бригадиру.
Чтобы понять святителя Игнатия, мало прочитать только эту записку. Никому он не подыгрывал, он предлагал строить церковную жизнь в соответствии с канонами. А ереси, повторяю, паразитируют на недостатках в церковной жизни.

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 20:27:53

Геннадию А.
Я ее читал. Святитель Игнатий не мог знать о церковно-либеральных тенденциях, возникших в XX-XXI вв. и своей статьей невольно подыграл нынешней реформаторско-обновленческой группировке в РПЦ.

Геннадий А. 15.01.2020 в 20:22:26

Сельскому бригадиру.
Ну вот, уже и В.П. Семенко в ход пошел... А ведь прав В.П. Семенко! Не нужен нам «механический перенос" и "формально-механический отрыв традиции от истории". Но нам не нужна и та пародия на самодержавие и одновременно пародия на демократию, которые представляет собой нынешняя система церковного управления. А записку свят. Игнатия Вы все-таки почитайте. Нет там никаких кочетковских крайностей, которые Вы сейчас так живописали.

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 20:07:48

Известный церковный публицист В.П. Семенко о выборности духовенства мирянами:
«Механический перенос норм древнехристианской харизматической эпохи в наше апостасийное время, формально-механический отрыв традиции от истории – это типично протестантский, модернистский ход мысли. Я знаю целый ряд московских приходов (в том числе и тот, где молюсь сам), в которых вчерашние прихожане, получив богословское образование, стали клириками своего храма, но всё это происходит при негласном консенсусе между настоятелем и "костяком" общины, безо всякой формализации и голосования на приходском собрании.
Совершенно понятно, что, будь формально введена пресловутая выборность, либеральное меньшинство, поднаторевшее в выборных манипуляциях, непременно переиграет инертное и чуждое политических хитростей и манипуляций консервативное большинство (как это случилось, например, на Втором Ватиканском соборе); в качестве “избранных народом” клириков нам навяжут всякие кочетковские кадры, в достаточном количестве подготовленные в рассаднике ересей и новшеств – кочетковском “Свято-Филаретовском” институте! А дальше, введя в Церкви псевдособорную демократию и подорвав каноническую власть епископата, они произведут переход в режим пресвитерианской церкви и внешнего управления» (http://www.blagogon.ru/digest/676/).

Геннадий А. 15.01.2020 в 19:56:41

Сельскому бригадиру.
То есть Никодима Милаша Вы не читали? Вы сами - авторитетный канонист? В каком комментарии я предлагал ввести в Церкви "парламентскую демократию"? Вы вообще понимаете, что такое парламентская демократия? "Навстречу всем капризам" паствы идут не только либеральные пастыри, но и самые что ни на есть "ревнители". По-настоящему церковные прихожане желают видеть своим пастырем, как раз, по-настоящему верующего и добросовестного человека. То, что Вы назвали "самым главным" не имеет к делу никакого отношения, хотя бы потому, что толпа, кричавшая "распни", как раз и есть тот самый "охлос", подстрекаемый, как Вы сами признали, архиереями. Это Вы называете демократией?

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 19:18:25

Геннадию А.
1. Я вам привел 13-е правило Лаодикийского Собора, которое противоречит тому, что писал свт. Игнатий.
2. ***если выборы были отменены «не без уважительных причин», то они могут быть и введены по таким же уважительным причинам.***
Именно так рассуждают современные обновленцы, пытаясь «вернуться к практике Древней Церкви». Не вижу никаких уважительных причин для введения в Русской Церкви «парламентской демократии». Ведь очевидно, что стоит предоставить прихожанам выбирать себе пастырей, то демократически будут выбраны будут самые нерадивые, идущие навстречу всем капризам и либеральным новшествам.
И главное. Вспомните, что именно демократическое голосование толпы ("Распни Его!") превозмогло попытку Пилата отпустить Иисуса: «И превозмог крик их и первосвященников» (Лк. 23).

Геннадий А. 15.01.2020 в 19:17:52

Сельскому бригадиру.
Очень часто ереси паразитируют на имеющихся недостатках в церковной жизни, не является в этом отношении исключением и "кочетковщина", являющаяся, безусловно, ересью.

Геннадий А. 15.01.2020 в 19:03:09

Владимиру.
Совершенно верно! Преп. Варсонофий Оптинский называл свят. Игнатия ангельским умом.

Геннадий А. 15.01.2020 в 19:00:05

Сельскому бригадиру.
Ну вот, теперь Вы от канонов бросились к проф. В.В. Болотову.
Во-первых, неужели он авторитетнее свят. Игнатия? Вы хоть признаетесь в том, что клеветали на святителя, заявив, что он предлагал "нечто, противное св. канонам"?
Во-вторых, между 1913-м годом и 2020-м - "дистанция огромного размера", и эту дистанцию нужно измерять не только в годах.
В-третьих, если выборы были отменены «не без уважительных причин», то они могут быть и введены по таким же уважительным причинам.

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 18:41:06

Священник Г.Кочетков, пытаясь "вернуть" Церковь в апостольские времена, выступал всегда за выборность духовенства мирянами. Так, например, в «Обращении членов и друзей Сретенского и Преображенского братств», принятом на VIII ежегодном собрании кочетковского братства «Сретение» в августе 1997 года, говорилось: «Ждет своего решения вопрос возрождения принципов местной соборности, в связи с чем только и возможно говорить о выборе богослужебного языка, выборности священников и диаконов...»
Неужели не понятно, что закончится введение подобной церковно-парламентской демократии в управление и жизнь Церкви (выборность священства и епископата мирянами, как того в свое время требовали обновленцы) разрушением всех церковных структур, анархией, церковным хаосом, что приведёт в конечном счёте к превращению Церкви Христовой в «политправославную Общественную палату»?

Владимир 15.01.2020 в 17:33:41

Геннадий А. 15/01/2020 в 16:20:55
Согласен! У многих христиан бывает умственная логика, которая выстраивается только в отрицательном ключе, а в положительном - первоисточнике - духовном даже не рассматривается, не потому ли погибла РИ - православная? Свят. Игнатий в таком серьёзном для Церкви вопросе, значит, для спасения души - не мог себя выставлять полным духовным неучем, и это первое что должно прийти на ум, когда даже по справедливым причинам может быть несогласие со святителем.

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 17:14:46

Геннадию А.
Сборище народа в этом правиле по гречески названо «охлос», что означает смешанную толпу народа в противоположность правильно организованному собранию полномочных лиц.
Известный церковный историк проф. В.В. Болотов не находил выборы духовенства применимыми теперь. «В настоящее время разглагольствия о выборном начале вошли в моду, – пишет он, – и оно находит много сторонников, но я не из их числа». Он отмечает, что если эти выборы были затем отменены, «то это случилось не без уважительных причин». Восстановление выборов духовенства и епископата при нынешних искаженных отношениях по мнению великого церковного историка «у нас в России принесло бы столько пользы, сколько разведение виноградных лоз вдоль тротуаров в Петербурге» (Лекции по Истории Древней Церкви, СПБ, 1913, 3, стр. 177).

Геннадий А. 15.01.2020 в 16:54:36

Сельскому Бригадиру.
Читаем толкование упомянутого Вами правила священноисповедником Никодимом Милашем:
"Греческое слово όχλος, употребленное в данном правиле и переведенное нами словом «сборище народа» (серб. «светина»), означает смешанную (сбродную) толпу народа и употреблено для противопоставления избранной и уважаемой части народа... означает вообще сбор простого народа, производящего бунт и беспорядок по латыни turbis, или точнее – tumultus, tumultuosa plebs, по-русски – сборище черни. Такие сборища народа также желали иметь свой голос при выборе священных лиц и каждый раз, как это им удавалось, происходили беспорядки, которые неизбежно должны происходить при активном участии неосведомленной и сбродной черни. Против последнего и издано настоящее лаодикийское правило. Относительно того, что правило не отнимало этим у народа законного права участвовать, в определенных границах, при выборах духовных лиц и особенно епископов, мы уже говорили в толковании 4 правила I вселенского собора, приводя свидетельства, как из этого века, когда был созван лаодикийский собор, так и из последующих веков". А вот его же толкование 4 правила I вселенского собора: "Собирался народ, клир и областные епископы, исследовали, кто достоин занять кафедру, и после того, как народ высказал мнение об известных лицах, собравшиеся епископы решали, который из них был достойнейшим епископства; или же сами епископы предлагали какое-либо лицо, и народ изъявлял свое согласие или несогласие на его избрание. После взаимного соглашения между клиром, народом и епископами, выбор предлагался на утверждение областного митрополита, и лишь после утверждения приступали к рукоположению избранного. Как видно, право избрания в строгом смысле принадлежало епископам, а народ свидетельствовал, каково лицо, имеющее быть епископом, или высказывал свое согласие относительно предложенного епископами лица. Голос народа, следовательно, был так же компетентен, как и голос епископов, так что без народного участия никто не мог быть поставлен епископом. Если епископы не могли прийти к соглашению относительно известного лица, то решал, как мы видели, голос большинства, а если и после этого было какое-либо несогласие, тогда снова обращались к народу, для которого избирали епископа, и голосом народа устранялось всякое дальнейшее несогласие. Против лица, избранного по согласию епископов и народа и утвержденного митрополитом, никто уже не мог протестовать; а если бы явился такой протестующий голос, вследствие каких-либо обстоятельств, то правила повелевают наказать клир, не умевший сохранить порядка и допустивший в своей епархии возможность протеста против правильно избранного епископа. В главном, такой порядок избрания епископов, а в частности относительно утверждения избранного, повторяется в правилах многих соборов (Антиох. 19; Лаод. 12; Карф. 13, 50 и др.)".

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 16:28:07

Геннадию А.
Что ж поделаешь, если святитель предлагает нечто, противное св. канонам:
13-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Да не будет позволено сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство».

Геннадий А. 15.01.2020 в 16:20:55

Сельскому бригадиру.
Да, мы от протодьякона "всея Руси" уже слышали, что святитель Игнатий во многом ошибался и вообще он "технарь в богословии" и даже "апологет рабства", а каноны Церкви нужно "поцеловать и поставить на полочку". Впрочем, они уже давно заброшены даже нецелованными.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 15:49:09

Геннадию А.
@Вы противоречите сами себе@
С чего вы это взяли? Это вы не понимаете соборности, как свойства Церкви. С больной головы на здоровую не надо перекладывать, это точно не решение проблемы.

Сельскiй бригадиръ 15.01.2020 в 15:41:44

Геннадию А.
К сожалению, приведенное вами предложение свт. Игнатия в записке
***«О НЕОБХОДИМОСТИ СОБОРА ПО НЫНЕШНЕМУ СОСТОЯНИЮ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» предлагает:
- «На Соборе должны быть депутаты:
1) от монастырского монашества русского, по избранию этого монашества,
2) от белого духовенства русского, по избранию этого духовенства,
3) от Православных мирян, по избранию мирян».
- «восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает для себя архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии».***
— это именно то, что сейчас предлагается либеральными представителями РПЦ, т.е современными обновленцами, например, общиной свящ. Г.Кочеткова (позаимствовано из трудов яркого модерниста ХХ века прот. Н.Афанасьева): выборность священника мирянами на приходе и прочая "приходская соборность". А это уже именно та самая пагубная антицерковная "демократия" в Церкви, т.е. чистый модернизм.
К сожалению, и святители могли ошибаться и предлагать реформы, которые разрушают Церковь.

Геннадий А. 15.01.2020 в 15:10:04

Михаилу Яблокову.
Вы противоречите сами себе. То жалуетесь, что нет на соборах демократии («на сегодняшних соборах … архиереи и пикнуть не могут против генеральной линии - вот какой современный «соборный разум»), то вдруг отметаете необходимость демократии («соборность - это верность Преданию, а не демократия»).
Во-первых, с Вами относительно верности Преданию никто вроде и не спорил. Читайте ниже в моем комментарии: «Соборный разум Церкви - это Разум Самого Христа. Он воплощается в Предании Церкви…»
Во-вторых, из других комментариев понятно к чему Вы клоните. Цитирую Вас:
«Дмитрию.
@Если так, нужно отказаться и от патриаршества@
Может и нужно... Только для начала надо Самодержавие восстановить»,
«Душа может существовать без тела? Может. Но это ненормальное состояния. Так же и Церковь по отношению к Самодержавию. Или вы здесь решили перечеркнуть всю церковную историю?!»
Вот как? Если я правильно понял, в моем первом комментарии Вас, собственно, не устроил даже не «соборный разум», а скепсис по поводу «прерогатив царской власти». Вы считаете, что восстановление Самодержавия с Синодом, «тщетно именуемом Святейшим», по выражению святителя Игнатия Брянчанинова, - выход из «апостасии»? А кто же «самодержцем» будет – «Гога-Магога» или другие авантюристы, каких найдется немало, только свистни? «Гог-Магог» уже обхаживают даже патриарх с архиереями, уже ордена от них получают, готовы присягу принять.
Напрасно Вы противитесь демократии в Церкви – она не противоречит Преданию Церкви: святитель Игнатий в записке «О НЕОБХОДИМОСТИ СОБОРА ПО НЫНЕШНЕМУ СОСТОЯНИЮ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» предлагает:
- «На Соборе должны быть депутаты:
1) от монастырского монашества русского, по избранию этого монашества,
2) от белого духовенства русского, по избранию этого духовенства,
3) от Православных мирян, по избранию мирян».
- «восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает для себя архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии».

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 13:07:30

Димитрию.
Тоже самое отношение имеет как и ваше тело по отношению к вашей душе. Душа может существовать без тела? Может. Но это ненормальное состояния. Так же и Церковь по отношению к Самодержавию. Или вы здесь решили перечеркнуть всю церковную историю?! Вы, случаем, не уранополит?

Виктор 15.01.2020 в 13:04:29

Дмитрию
Что-то мне подсказывает, что некритичный поклонник иерея Даниила Сысоева детектед. Не? )) Логику, как думаю, и авторов, я описал ниже. Вы видите здесь Поместный Собор?

Дмитрий 15.01.2020 в 12:46:22

Михаилу Яблокову
А какое отношение форма правления имеет отношение к Церкви? Она способна жить и при империях, и при общинно-племенном строе, ведь Её цель --- вовсе не общественное устройство, а гражданство Небесного Иерусалима.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 12:29:38

Дмитрию.
@Если так, нужно отказаться и от патриаршества@
Может и нужно... Только для начала надо Самодержавие восстановить.

Павел 15.01.2020 в 12:06:17

Такими темпами патриарх скоро приведет нашу Церковь к пропасти. Уже и так он своими действиями опустил ее рейтинг ниже плинтуса.

Дмитрий 15.01.2020 в 11:53:18

Т.е., исходя из логики авторов, нельзя отменять или пересматривать любые решения в церковной жизни, которые приняли цари? Если так, нужно отказаться и от патриаршества, ведь его отменил Духовный Регламент 1721 года, подписанный Петром Первым.

Владимир 15.01.2020 в 11:28:09

А вот и истинное доказательство - страсти, неправильно написал цитату, несколько раз читал и не заметил, вот оно духовное состояние, бывает, что даже глаза не видят неправильности в написанном! И не нужно стыдиться в этом падении, наоборот, слава Богу! Главное не в падении, а в... Вот истина:
"Сам святитель Игнатий при этом вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными «руководителями, болезновавшими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений» он от этого испытал".
Всем милости Божией!

Анатолий 15.01.2020 в 11:24:24

Владимиру.
Уважаемый Владимир! Бог посылает нам волков в овечьих шкурах не для того, чтобы мы им сразу доверяли, а для того, чтобы мы вначале испытывали их. Если они не пройдут испытания, то мы должны их извергнуть вон, за ограду. Пока за ограду своего сердца, а потом уже как Бог положит. А учиться будем у тех, кто пройдет такое испытание. Те, которые заменяют церковно-славянский язык на русский, нисколько не сомневайтесь - это волки в овечьей шкуре. С таковыми нельзя общаться.

Владимир 15.01.2020 в 11:09:25

Иерей Геннадий Метелкин, очень хорошая статья, на которую Вы ссылаетесь. В ней есть такие слова: "По словам святителя Игнатия, наше время есть время крайнего оскудения духоносных наставников, а потому найти настоящего «старца», каковы были старцы-наставники первых веков христианства, теперь уже невозможно, и гораздо безопаснее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими. Сам святитель Игнатий при этом вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными «руководителями, болезновадо поры, до временившими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений» он от этого испытал".
Слава Богу, что православный христианин Игнатий "пострадал", ибо это милость Божия (и он это понимал), вследствие этой милости Божией православный христианин Игнатий стал святителем - истинным отцом и наставником христианам до конца времён. Дело в том, что ПРЕЖДЕ ВСЕГО нужно руководствоваться учением святых отцов, где они указывают на духовную спасительную жизнь - борьбу со страстями (что это такое, и как нужно шаг за шагом бороться с этой заразой), без этой борьбы невозможно отличить Свет от тьмы. Дух творит внешние формы. Какое духовное состояние человека, такие внешние формы - слова, дела оно и будет творить человеку. Ученик Пётр конечно не желал трижды предавать Учителя и Бога, однако предал, поскольку "ещё рыбацкое" духовное состояние Петра было готово это сделать, после духовное состояние уже апостола Петра было готово на то, чтобы Пётр каждую секунду жизни мог отдать свою жизнь за Господа Иисуса Христа. Всё заключается в духе - духовном состоянии христианина. Поэтому, духовенство - учителя учителями, какими бы они не были, но нужно правильно спасать свою душу - учиться бороться со страстями - внутренней нечистотой. Святые отцы много говорят о внешних формах, и многие христиане ТОЛЬКО этим и живут, цитируют отцов ИМЕННО в этом, НО! - это ВТОРИЧНО, нужно читать святых отцов, ГДЕ они учат как бороться со страстями, это является первейшим и наиглавнейшим делом, тогда никакие лукавые не свернут христианина с пути истинного - спасительного. Да, будут падения, и слава Богу, ибо для христианина они должны пониматься и приниматься за великую милость Божию, ибо главное заключается НЕ в падении, а с помощью Божией в правильном вставании и в нескончаемой - до физической смерти духовной борьбе со страстями. Милости Божией!

Виктор 15.01.2020 в 11:03:07

Владимиру 14/01/2020 в 20:39:15
Да, всё верно написали. Наконец-то, кто-то это сказал.
Геннадию А. 14/01/2020 в 21:50:03
У Вас двояко. И тот смысл, который я упомянул, тоже читается.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 09:25:24

Не нужно только превратно пониматься «соборность» как свойство Церкви. Соборность - это верность Преданию, а не демократия.

Михаил Яблоков 15.01.2020 в 09:14:20

Геннадию А.
«Посмертные вещания» под большим сомнением, абсолютного признания их подлинности нет даже на Афоне.
Что же касается соборного разума Церкви, который, как вы говорите, есть разум самого Христа, то и здесь не все просто. Только последующая церковная акцепция определяет какой собор Вселенский, а какой разбойничий. Сразу это не очевидно, а до окончательного церковного признания могут пройти многие годы. А времени уже не остается. Поэтому никакой соборный разум сейчас не поможет, а только лишь верность Преданию, как я раньше и утверждал. На сегодняшних соборах, например, архиереи и пикнуть не могут против генеральной линии - вот какой современный «соборный разум»! На него надеетесь? Не видеть же или недооценивать происходящие апостасийные процессы есть отсутствие духовной чуткости. Для православных это очевидно.

Иерей Геннадий Метелкин 15.01.2020 в 08:06:34

Владимиру
***....духовенство Русской Православной Церкви является духовными учителями христианам, а не наоборот.***
Соглашаюсь...
Ап. Павел (2 Тим. 4:3): "Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся"
Свт. Феофан Затворник: "Причины, почему так случится, не указывает Апостол; но, по наведению от сказанного впереди, можно полагать, что причиною тому будет неисполнение предложенной заповеди — настойчиво учить,— молчание пастырей и нерадение о проповедании истины и научении паствы. Не учат пастыри, — пасомые и остаются в неведении здравого учения; не вразумляют грешащих,—они и закосневают в порочности. Оставаясь в неведении истины, они набираются пустомыслия и всякого вздоромыслия, от чего тупеют к воспринятию истины. Закосневая в порочности, делаются неспособными принимать вразумления и обличения. Потому и надобно спешить, и здравым ученьем их просветить, и к добродетелям приучить, прежде чем они отупеют для принятия первого и ожесточатся против покорности вторым. Ибо, когда дойдут до этого, тогда уже поздно хвататься, — слушать не станут. Так и антихрист придет, не по тому ,что захотел... а как званый, на свое, к своим."
Все нам сказано. разъяснено.... А вот что делать ? Ответы нахожу здесь. https://www.blagogon.ru/biblio/380/ Все чаще и чаще читаю. Слава Богу что дал нам таких учителей и святителей. Спаси вас Господь.

Иерей Геннадий Метелкин 15.01.2020 в 07:47:35

Макарии
@ Надеюсь, что церковный организм, начав бороться с русификацией богослужения, исторгнет, как с гноем, и другие вредности. @
Исторгнет, конечно, с каким количеством только... Как исторг и католиков и протестантов... "Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления"

Геннадий А. 14.01.2020 в 22:23:28

Михаилу Яблокову.
Соборный разум Церкви - это Разум Самого Христа. Он воплощается в Предании Церкви, частью которого являются и постановления Вселенских Соборов. Упомянутые Вами разбойничьи соборы не были проявлением Соборного разума Церкви. И победу над еретиками одержал Соборный разум Церкви, сначала голосом одиночек, а потом и голосом Вселенских Соборов.
Что касается уровня апостасийности нашего времени - у Вас есть прибор для замера? Вы наверняка читали Посмертные вещания Нила Мироточивого, так вот, там сказано, что на 8-м Вселенском Соборе одержит победу Православие!

Геннадий А. 14.01.2020 в 21:50:03

Виктору.
В том-то и дело, что нет. Прочитайте внимательно мой комментарий.

Владимир 14.01.2020 в 20:39:15

Анатолию
***Состояние церковной иерархии отражает состояние верующих. Нужно нам самим меняться, тогда и Бог нам дарует другого патриарха и других архиереев. Видимо ревнители так же думают, если они еще есть в Церкви***
Этим постоянно манипулируют те, кому это выгодно (говорю не о Вас). Да, духовное состояние православных христиан на всё влияет, ибо дух творит формы. НО! Почему-то или забывается или нет желания понять главного, что духовенство Русской Православной Церкви является духовными учителями христианам, а не наоборот. То есть христиане, это дети, а духовенство, это родители. Чему родители учат, тому дети и внимают. Родители являются виновниками того, на каком основании формируется духовное состояние детей. Вот каким образом формируется духовное состояние у верующих - христиан. Разве ученики в школах, вузах должны меняться, чтобы учителя их правильно учили? Если профессора, академики будут негодными, то и инженеры не построят правильно обычный мост, который разрушиться при первом ударе стихии. Профессором, академиком - учителем не становятся в юношестве, как не может стать патриархом юноша, прежде человек правильно учит себя, работает над собой, чтобы стать профессором, академиком - учителем. Поэтому, правильно, нет случайностей! То есть ... а предыдущие духовные учителя совместно с патриархом помогли христианам сформировать духовное состояние таким образом, что патриархом РПЦ стал Алексий II, после духовные учителя совместно с патриархом помогли христианам сформировать духовное состояние таким образом, которое привело на патриарший престол Кирилла, сегодняшние духовные учителя совместно с патриархом помогут христианам сформировать духовное состояние таким образом, что...
Именно таким образом сбудется пророчество свят. Игнатия Брянчанинова о русском народе. Из-за духовных учителей подавляющее большинство людей крещёных в истинной вере - НЕ БУДУТ отличать Свет от тьмы, чтобы не поклониться антихристу, будут честно не понимать, что пред ними истинный враг. Так что нечего простой православный люд постоянно - ВО ВСЕ ВЕКА делать виновником. Виновниками являлись лукавые фарисеи, которые были учителями еврейскому народу, и многие пожелали, чтобы Богочеловек Иисус Христос был распят, были среди них и такие, которые искренне думали, что тем самым защищают свою веру.

Михаил Яблоков 14.01.2020 в 20:35:40

Геннадию А.
@нужен - соборный разум@
Ничего соборный разум в наше апостасийное время не решит. Только верность Преданию! Как и времена монофелитства и иконоборчества. Соборный разум тогда был на стороне еретиков... А православие тогда сохранили только верные Преданию.

Виктор 14.01.2020 в 20:17:12

Геннадию А.
Позволю себе парировать Вашими же тезисами: а что, ЭТО решил Поместный Собор? Поместный Собор перечеркнул утверждённое высшей церковной и светско-церковной властью постановление?

Сергій 14.01.2020 в 20:16:42

Анатолию.
Благодарю Вас, уважаемый Анатолий! Согласен с Вами, и именно потому говорю лишь о наименьшем и касающемся земли. В своё время на меня произвела большое впечатление опубликованная, в том числе, и на сайте журнала “Благодатный Огонь” статья архимандрита Рафаила (Карелина) “О мистической красоте церковного языка”. К таинственному можно быть лишь причастным. Доказать таинственное невозможно, даже если кажется, что под рукою имеются все необходимые доказательства. В этом смысле можно сравнить историю богослужебного языка с житием святого. Свет христианского подвига не померкнет и уж тем более не нуждается в ретуши. То же верно и для церковного языка. Неудивительно, что о земном рассуждают те, кому положено рассуждать о земном. Удивительно, что о земном рассуждают те, кто призван говорить о небесном.
P.S. Вчера мне прислали ссылку на монографию, в которой анализируются ошибки в новгородской (“восточнославянской”) Минее XII–XIII вв. Как бы в продолжение работы, начатой ещё академиком И.В. Ягичем (1838–1923). Интересная монография, переведенная на русский язык и, надо полагать, не единственная в большом проекте по изучению древних славянских рукописей, инициированном... Римско-Католической Церковью. А у нас... а у нас теперь можно читать по-русски.

Геннадий А. 14.01.2020 в 20:11:11

Странно слышать о "прерогативах Царской власти" по отношению к жизни современной нам Церкви, которой не нужен не только "папоцезаризм" патриарха Кирилла, но и "цезарепапизм" любого пошиба. А нужен - соборный разум.

Макария 14.01.2020 в 19:35:42

Надеюсь, что церковный организм, начав бороться с русификацией богослужения, исторгнет, как с гноем, и другие вредности.
Могу в качестве положительного примера привести свой храм с очень покладистым для начальства священником, который, однако, уже перестал читать на Пасху Евангелие по-русски, вновь служит с закрытыми царскими вратами на Рождество и все более проникается строгостью богослужебного устава.

Михаил Яблоков 14.01.2020 в 17:12:45

Неслучайно сейчас Богом попущены серьезные проблемы с греками, в частности, с патриархом Варфоломеем. Оба патриарха-экумениста и модерниста друг друга стоят. Их по-хорошему надо обоих низлагать, пока папа римский их не примирил на условиях новой унии.
А что касается языка, то вот, например, фраза «Святии Богоотцы молите Бога о нас» - на какой язык ее ни переводи, все равно не будет понятна без знания богословия. Проблемы никак не в переводе, а в расцерковлении народа. А перевод богослужения некоторым необходим только для одной цели - разрушения Церкви.

Анатолий 14.01.2020 в 16:43:27

Сергію.
Уважаемый Сергий! Понимание Священного писания это не вопрос лингвистики, логики или семантики языка. Это понимание зависит от духовного развития человека и не может быть вне опыта духовной жизни христианина. Даже Апостол изложенный на русском языке не будет понят человеком, не имеющим достаточного духовного опыта. Вспомните, как Апостол Павел пишет о неизреченных глаголах, которые он слышал, когда был восхищен на третье небо. Он не мог их нам передать ни на каком земном языке, хотя и говорил на разных языках. Потому что мы, обыкновенные люди, не владеем понятиями, которые необходимы для их понимания. Священное Писание описывает духовную реальность, подавляющее большинство из нас не имеет духовного опыта для самостоятельного чтения этих священных книг будь то Апостол, Евангелия, Псалтырь, Апокалипсис. Для нас необходима помощь толкователей. И Бог дал нам толкователей - святых отцов, которые имели практику духовной жизни. А те лица, которые внедряют русский язык в богослужение, духовно слепы, хотя и думают может-быть, что делают добро. Если мы пойдем за такими, то они нас заведут в яму. Вот об этом и нужно всем разъяснять.

Виктор 14.01.2020 в 16:27:47

Анатолию
Поностальгируем? Ну, 2012-й год это уже не совсем ревнители, но всё же. Только не апрельское "молитвенное стояние", а другое, позже, то ли в августе, то ли в сентябре. Помню этот отвратительный дождь, идущий по Пречистенке народ к ХХС, машину негде припарковать... да, было. Но у храма, не знаю сколько, может треть или меньше - какие-то организованные группы с флагами, типа почивших "наших", только церковных. Огромный экран на стене храма с трансляцией... Видна была организованность мероприятия, хотя многие люди пришли искренне поддержать. Сейчас - только условные "наши" да те, кого попросят настоятели храмов. Да и от кого или чего защищать патриарха Кирилла?

Сергій 14.01.2020 в 14:26:37

Патриарх Кирилл: “Прислушиваться к своим приходам...” (с)
К сожалению, это приведёт лишь к атомизации приходов. Кто и когда утвердил, что vox populi vox Dei? Да и ложно понятая забота о прихожанах – водоворот, попав в который, выбраться своими силами уже невозможно. Если Апостол по-русски предлагается читать за всяким богослужением, а Евангелие – при совершении треб, то рано или поздно и Евангелие всегда будет читаться по-русски. Ради единообразия. К примеру, получится, что в последовании малого освящения воды и Апостол, и Евангелие допустимо читать по-русски, но в последовании великого освящения воды паремии и Апостол – по-русски, а Евангелие – по-церковнославянски.
Наконец, коли речь зашла о буквальном понимании текста, можно также поинтересоваться мнением лингвистов: удастся ли сконцентрировать внимание, чтобы понять Евангелие на церковнославянском языке, если непосредственно перед этим звучал Апостол на русском?

Нина 14.01.2020 в 14:24:08

Глупо подстраиваться под лодырей. Кто захотел быть с Церковью, приложил усилие и уразумел. А для праздных захожан зачем службу коверкать? Люди 80-летние осваивают этот язык души с радостью и старанием. Зачем убивать то, что хранилось веками? Церковь не место для экспериментов!

Анатолий 14.01.2020 в 14:08:47

Никто по настоящему еще не боролся с экуменистом/волюнтаристом патриарха. А почему? Ревнители есть. По крайней мере были еще 2012 году, когда собрались на митинге у ХСС по поводу пусек. Кстати, сейчас собрались бы ревнители на такое же мероприятие в защиту патриарха? Не уверен. Меня бы там не было точно. Состояние церковной иерархии отражает состояние верующих. Нужно нам самим меняться, тогда и Бог нам дарует другого патриарха и других архиереев. Видимо ревнители так же думают, если они еще есть в Церкви. Про архиереев не знаю, о чем они думают. Знаю только, что они не способны соборно что-то решать. И встреча патриарха с папой в 2016 году наглядно это показала.

Сергей Степанов 14.01.2020 в 11:33:41

"При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой», – сказал Патриарх "(c)
Церковнославянский - иная многолетняя, выходит, привычка? Но тогда "церковнорусский" - малолетняя привычка. Или привычка церковных малолеток.

Виктор 14.01.2020 в 10:45:51

"...предложение Патриарха Кирилла не было вынесено на обсуждение. Никому из присутствующих священнослужителей на епархиальном собрании не было предложено высказаться по данному принципиальному вопросу. Не выносилась эта тема на обсуждение ни на Архиерейский Собор, ни на заседание Священного Синода".
А кто-то возражал, например, в СМИ - из архиереев?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс