Богородица

Новости

Протоиерей Алексий Уминский против традиции Русской Церкви обязательной исповеди перед причастием

17.03.2013


14 марта в духовном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги «Тайна примирения» протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах, яркого представителя либерального духовенства. Встреча была посвящена таинству исповеди.

Отвечая в ходе презентации на вопрос о практике обязательной исповеди перед причастием, прот. Алексий Уминский ответил:

«Существует сложившаяся на Руси, именно на Руси, традиция, которая предполагает исповедь перед причастием. Эта традиция сложилась в те самые времена, когда причастие для человека было чем-то сверхдолжным, сверхъестественным, когда люди причащались там только постами. И тогда причастие и исповедь соединились друг с другом. Вот я говею, я исповедуюсь во время говения, и я причащаюсь, а потом – другая жизнь до следующего поста, до следующей исповеди, до следующего говения. И таким образом, сложилась практика, что причастие предполагает обязательное говение, особенное говение перед ним и обязательную исповедь».

«Это вошло уже в некую такую традиционную культуру подготовки к причастию у нас. – заявил о.Алексий. – И сегодня оказывается, что когда евхаристическая жизнь становится иной, когда возрождаются приходские общины, и они возрождаются как общины евхаристические, когда причастие, евхаристия становится центром жизни христианина, и христиане стараются причащаться каждую литургию, смысл в этом говении, смысл в этой подготовке, смысл в таком отношении к исповеди не просто пропадает, а подобные практики становятся серьезным препятствием в жизни человека».

Прот. Алексий также высказал мнение, что «если человек живет полноценной христианской жизнью, каждое воскресенье бывает в храме, почитает праздники, молится, старается жить по Евангелию, ему нет необходимости исповедоваться перед каждым причастием. … Нельзя сводить великое таинство исповеди к билетику на причастие ни в коем случае».


От редакции: Пересмотр многовековых церковных традиций Русской Церкви под лозунгом т.н. «литургического возрождения», заключающегося в сверхчастом причащении Святых Таин без должного приготовления, в призывах к отказу от замечательной литургической традиции, сохраняемой Русской Православной Церковью, – обязательного Таинства Покаяния перед причащением, активно пропагандируют с целью обмiрщения церковной жизни иные либеральные священнослужители, последователи модернистских воззрений протопресвитера Александра Шмемана. Это обновленческое «творчество», разрушительное по своим последствиям, несомненно является духовным преступлением перед русским православным народом.

На вопрос о традиции соединении таинств Исповеди и Причащения отвечает протоиерей Вадим Леонов:

«Могу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует Церковь: Покаяние – это одно из семи важнейших Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Без Покаяния спасение не возможно. Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и возрождается душа человеческая и становится способной принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том числе и Евхаристии. Кто в какой-то мере игнорирует это Таинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше время стали появляться, тот рискует всю свою духовную жизнь превратить в лицемерный фарс.

Я думаю, что эти стремления принизить значение Исповеди для духовной жизни христианина возникли в православной среде под влиянием протестантизма на церковное сознание. К сожалению, протестантизм на Западе деформировал сознание католицизма, а теперь добрался и до Православия. Исповедь – необходимое условие для того, чтобы душу привести в богоугодное состояние. Мы читаем у святых отцов о том, что вся духовная жизнь человека зиждется на Покаянии. Исповедь – это главное средство для глубокого Покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях отмечал, что значение Исповеди в жизни православного христианина возрастает и будет возрастать, поскольку люди все реже используют другие духовные средства. Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период гонения на Церковь, люди искренне потянулись в храм. Это замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается много православной литературы – это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись.

Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27–30). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород – иди трудись, питайся и живи богоугодно.

В Русской Православной Церкви существует замечательная традиция исповедоваться перед каждым Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранялась еще долгое-долгое время».


Читайте полностью: Исповедь и Причастие – вместе или врозь? Беседа со священником Вадимом Леоновым





Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс