Богородица

Новости

Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

24.02.2017

 

В воскресенье, 19 февраля, в Санкт-Петербурге состоялся крестный ход вокруг Исаакиевского собора, принять участие в котором призвал верующих митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Ситуация вокруг Исаакиевского собора всем известна: напряжение не спадает, антицерковные митинги и акции продолжаются, приобретая иногда откровенно хамский характер. Видимо, поэтому наш правящий архиерей посчитал важным провести несколько крестных ходов вокруг Исаакиевского собора, чтобы соборной молитвой рассеять вражьи козни, окружить молитвенным кольцом Исаакий.

19 февраля людей собралось огромное количество, несмотря на то, что погода в этот день в Санкт-Петербурге была, мягко говоря, мерзопакостной. Погода скорее подходила для революции: шел мокрый снег и дул промозглый ветер. Думаю, именно в таких погодных условиях сто лет тому назад и произошла революция. А в этот воскресный день собрались люди с прямо противоположными целями.

Собор был почти весь заполнен, многие приняли участие в Литургии. Некоторые богомольцы прибыли после Богослужения в своих храмах, чтобы присоединиться к крестному ходу. Некоторые приехали с детьми. Причем, из пригородов и дальних районов города. Было очень много молодежи. Такое количество детей и молодых православных петербуржцев и петербурженок, которые пришли поддержать Церковь своим молитвенным и крестоходческим деланием, поднимало настроение, поэтому обильно поваливший мокрый снег и «каша» под ногами казались мелкими неприятностями.

Жаль, что этот духовный подъем контрастировал с проповедью служившего Литургию архиепископа Петергофского Амвросия, первого викария Санкт-Петербургской митрополии. Проповедь Владыки откровенно разочаровала своей неуместностью. Причем, такое впечатление сложилось не у меня одного. Уже после Крестного хода я беседовал со своими знакомыми участниками хода, ощущения у моих собеседников в целом оказались такими же. Поэтому, можно сказать, передаю не только свои впечатления.

Вроде бы формально говорил владыка всё правильно – рассуждал о необходимости взаимопонимания в обществе, о том, что надо избегать крайностей и т.п. Однако всё это звучало бы уместно во время пресс-конференции для СМИ, а вот во время проповеди перед теми, кто пришел поддержать Священоначалие, Президента и городскую власть, как-то было не к месту. В своей проповеди перед верующими владыка Амвросий почему-то решил обратиться со словом увещевания одновременно и к тем, кто защищает возвращение Церкви собора, и к тем, кто выступает против этого долгожданного и справедливого решения власти. Но противников Церкви в храме-то не было. Владыку слушали православные люди, которые пришли защитить храм. Их-то к чему призывать? Чтобы не серчали на врагов Церкви?

Слова архиепископа Авросия вызвали только смущение. Что же получается? Владыка и в его лице Священноначалие пытается в этом противостоянии «встать над схваткой», над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?! Тогда возникает законный вопрос: а зачем поднимать весь этот сыр-бор? Зачем призывать православный народ приходить на крестный ход? Мы могли бы в этот ненастный день помолиться в своих приходских храмах. Один мой знакомый, к примеру, приехал на литургию и крестный ход с детьми аж из пригорода, приняв к сердцу обращение Священноначалия. Думаю, большинство богомольцев пришли и приехали на литургию в Исаакиевский собор именно из-за крестного хода, чтобы принять участие в Богослужении, которое завершится молитвенным шествием – демонстрацией твердых намерений православного народа защитить Русскую Православную Церковь и поддержать власть в решении вернуть собор Церкви. Или владыка подумал, что такое огромное количество народа собралось только из-за того, что именно он служил Божественную Литургию?!

Это была Неделя о Страшном суде. И владыка в проповеди говорил о тех стихах Евангелия от Матфея, которые читались за Литургией (Мф. 25:31-45). И предложил свою интерпретацию слов Спасителя. Интерпретацию, надо заметить, в духе своего толерантного посыла стать над схваткой. Он говорил о том, что задача каждого православного человека, желающего спасти свою душу, состоит в том, чтобы накормить голодного, напоить жаждущего, утешить страждущего, навестить пребывающего в застенках, обогреть бездомного и странника. Так и нужно поступать, следуя завету Спасителя. Но архиепископ Амвросий после этого заключил: «И всё, больше от нас ничего не требуется». А как же, к примеру, защита Отечества?! Да, Спаситель в своей Евангельской проповеди об этом не говорит. Более того в те времена этот лозунг иудеи использовали как раз против проповеди Христа. Но зачем же ставить точку или даже восклицательный знак, говоря: и это всё, что от нас требует Господь?! Ведь помимо Священного Писания существует Священное Предание, которое признается Церковью равночестным Писанию. Как раз некоторые неообновленцы пытаются оторвать Писание от «наслоений» церковного Предания, чтобы «вернуться к практике первых веков истории Церкви». Затея абсолютно либеральная, хотя и звучит внешне консервативно, – вернуться к древней традиции. Беда только в том, что ради оживления уже умершей традиции, точнее, перешедшей в новое качество, безжалостно отвергается, разрушается реальная, живая традиция.

Мы знаем, что в нашей Церкви есть святые, которые прославлены именно за свой подвиг служения Отечеству. К примеру, небесным покровителем нашего города является святой благоверный князь Александр Невский, который прославлен Церковью не за свои дела милосердия, не за то, что кормил голодных, обогревал странников, помогал страждущим (хотя и это князь делал при случае), а за подвиг служения Отечеству и своему народу. Именно так он исполнял заповедь Господню служить Богу через служение своему народу, полагаю душу свою за дуги своя. И он не один. Наша Церковь прославила в лике святых и святого воина Феодора Ушакова, и Великого князя Димитрия Донского, и многих других князей-воинов – служителей государства, которые за свой подвиг служения стране и народу удостоились канонизации.

А если следовать логике архиепископа Амвросия, получается, что общественные, государственные деяния являются деяниями, как бы это выразиться, «второго сорта» – ненужными православному человеку.

И опять же возникает вопрос: зачем же тогда епископат обратился к верующим с призывом принять участие в крестном ходе? Следовало бы обратиться к православному народу, чтобы мы в этот день занялись делами милосердия, а не тащились через весь город в Исаакиевский собор.

Я хочу быть понятым правильно, – каждый христианин должен стремиться вершить дела милосердия, помогать страждущим. Не дай Бог нам проявить равнодушие к находящемуся в беде брату, мы ведь понимаем, что Господь с нас за это спросит. И достойны сожаления фарисействующие христиане, кто проявляет равнодушие к ближнему под лицемерным предлогом участия в каких-то общественных делах. Но ведь это вовсе не значит, что действия по защите Отечества, укреплению государственности, общественному служению являются чем-то вторичным, неважным для христианина. Наша родина в конце концов не какая-то банановая республика или затерянный в океане остров, где можно приятно отдохнуть. Наша Родина – это Третий Рим, наш народ имеет особенную миссию в истории. Так веками веровали лучшие русские люди, полагая живот свой за Отечество, служа верой и правдой Отчизне.

Примечательно, что в своей проповеди владыка Амвросий решил поблагодарить директора музея «Исаакиевский собор» Н.В. Бурова, который, судя по целому ряду признаков, является одним из главных моторов нынешней антицерковной кампании. Архиепископ Амвросий предался воспоминаниям о добром опыте сотрудничества с дирекцией музея, вспомнив, в частности, так называемые «миссионерские литургии». Действительно, были такие сильно смущавшие верующих не то концерты хора академии с солировавшим протодиаконом Андреем Кураевым, не то богослужения, которые совершал архиепископ Амвросий, а затем прервал своей лекцией «протодиакон всея Руси». Конечно, о. Андрея владыка не упомянул, его сейчас вспоминать несподручно из-за той оголтелой антипатриаршей пропаганды, которой отец Андрей увлекается в последнее время. Однако и сами «миссионерские литургии» стоило бы забыть, не только из-за участия в них Кураева. Это и не Богослужение, и не спектакль. И молиться невозможно, и наслаждаться талантами лектора и хора как-то кощунственно.

Проповедь архиепископа Амвросия 19 февраля откровенно разочаровала. Я почему-то вспомнил события столетней давности, когда Государь и государство столкнулись с натиском революции, а Священноначалие решило тогда как раз «встать над схваткой» Царя и организаторов Революции. А потом епископат и духовенство и вовсе перешли на сторону победителей – вождей Февральской революции. Мы все знаем, к чему это привело. Скоро мы будем вспоминать и буквально переживать те трагические события столетней давности. И в этих условиях прозвучавший призыв «встать над схваткой» вызывает, по меньшей мере, смущение и недоумение. 

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

 

От редакции сайта «Благодатный Огонь»: Архиепископ Амвросий (Ермаков) «прославился» не только служением т.н. «миссионерских литургий», но и неуставных самочинных «литургий апостола Иакова» (см. http://www.blagogon.ru/digest/697/), что и запечатлено на фото.





Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс